Ресоциализация личности

Ресоциализация — Resocialization

Ресоциализация — это процесс, с помощью которого меняется чувство социальных ценностей, убеждений и норм. Этот процесс преднамеренно осуществляется в различных условиях, например, во многих неполных семьях и военных учебных лагерях посредством интенсивного социального процесса, который может происходить в учреждении в целом . При социализации важно отметить, что то, чему можно научиться, можно и не выучить. Это составляет основу ресоциализации: разучиться и заново учиться.

Ресоциализацию можно определить также как процесс, в ходе которого индивиды, определенные как неадекватные в соответствии с нормами доминирующего института, подвергаются динамическому перераспределению этих ценностей, установок и способностей, чтобы позволить им функционировать в соответствии с нормами указанного доминирующего института. учреждения. Это определение больше относится к тюремному заключению. Если индивиды демонстрируют девиантность, общество доставляет правонарушителей в полное учреждение, где они могут быть реабилитированы.

Ресоциализация различается по степени тяжести. Легкая ресоциализация может быть связана с переездом в другую страну. Тому, кто это сделает, возможно, потребуется изучить новые социальные обычаи и нормы, такие как язык, еда, одежда и разговорные обычаи. Более ярким примером ресоциализации является присоединение к вооруженным силам или культу , а наиболее серьезным примером может быть ситуация, когда человек теряет все воспоминания и поэтому ему придется заново изучать все нормы общества.

Первый этап ресоциализации — это разрушение прежних убеждений и уверенности человека.

Содержание

  • 1 Учреждения
  • 2 В армии
  • 3 В тюрьмах
  • 4 ссылки

Учреждения

Целью тотальных институтов является ресоциализация, которая радикально меняет личность жителей путем преднамеренного манипулирования их средой. Тотальный институт относится к институту, в котором человек полностью погружен и контролирует всю свою повседневную жизнь. Вся деятельность происходит в одном месте под единым руководством. Примеры тотального учреждения включают тюрьмы, общественные дома и армию.

Ресоциализация — это процесс, состоящий из двух частей. Во-первых, сотрудники учреждения пытаются подорвать самобытность и независимость жителей. Стратегии размывания идентичности включают в себя принуждение людей отдавать все личное имущество, делать одинаковые стрижки и носить стандартную одежду. Независимость подрывается из-за того, что жителей подвергают унизительным и унизительным процедурам. Примерами являются обыск с раздеванием, снятие отпечатков пальцев и присвоение серийных номеров или кодовых имен вместо имен жителей.

Вторая часть процесса ресоциализации включает систематические попытки построить другую личность или себя. Обычно это делается через систему поощрений и наказаний. Возможность читать книгу, смотреть телевизор или разговаривать по телефону может быть мощным мотиватором для подчинения. Конформность возникает, когда люди меняют свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям авторитетного лица или ожиданиям более широкой группы.

Нет двух людей, которые одинаково реагируют на программы ресоциализации. Некоторые жители оказываются «реабилитированными», но другие могут стать ожесточенными и враждебными. Кроме того, в течение длительного периода времени строго контролируемая среда может разрушить способность человека принимать решения и жить независимо, что известно как институционализация , негативный результат всей институции, который мешает человеку когда-либо эффективно функционировать во внешнем мире. мир снова. (Спроул, 154-155)

Ресоциализация также очевидна у людей, которые никогда не были « социализированы » в первую очередь или от которых не требовалось вести себя в обществе в течение длительного периода времени. Примеры включают одичавших детей (никогда не социализированных) или сокамерников, которые находились в одиночном заключении .

Социализация — это процесс, продолжающийся всю жизнь. Социализация взрослых часто включает изучение новых норм и ценностей, которые сильно отличаются от тех, которые связаны с культурой, в которой вырос человек. Процесс может быть добровольным. В настоящее время поступление на службу в добровольческую армию рассматривается как пример добровольной ресоциализации. Нормы и ценности, связанные с военной жизнью, отличаются от тех, которые связаны с гражданской жизнью (Riehm, 2000).

Социолог Эрвинг Гоффман изучал ресоциализацию в психиатрических учреждениях. Он охарактеризовал психиатрическое учреждение как тотальное учреждение, в котором фактически каждый аспект жизни заключенных контролируется учреждением и рассчитан на достижение целей учреждения. Например, учреждение требует, чтобы пациенты соблюдали определенные правила, даже если это не обязательно отвечает интересам людей.

В армии

Те, кто присоединяется к армии, попадают в новую социальную сферу, в которой они социализируются как военные. Ресоциализация определяется как «процесс, в котором человек, признанный неадекватным в соответствии с нормами доминирующего (ых) института (ов), подвергается динамической программе поведенческого вмешательства, направленной на привитие и / или омоложение тех ценностей, взглядов и способностей, которые позволит . функционировать в соответствии с нормами указанного доминирующего учреждения (ов) «.

Учебный лагерь служит примером для понимания того, как военнослужащие ресоциализируются в рамках общего института вооруженных сил. Согласно Фоксу и Пизу (2012), цель военной подготовки, как и учебного лагеря, состоит в том, чтобы «способствовать добровольному и систематическому подчинению собственных индивидуальных желаний и интересов интересам своего подразделения и, в конечном итоге, страны». Для этого все аспекты жизни военнослужащих существуют в одном военном учреждении, контролируются одними и теми же «институциональными властями» (инструкторами по тренировкам) и выполняются для достижения целей всего института. Индивидуальная «гражданская [иная] идентичность с ее встроенными ограничениями искореняется или, по крайней мере, подрывается и откладывается в пользу идентичности воина и ее центральной ориентации на убийство». Военная подготовка готовит людей к бою, продвигая традиционные идеи мужественности, например, обучая людей игнорировать естественные реакции своего тела на бегство от страха, боль или проявление эмоций. Хотя ресоциализация посредством военной подготовки может создать у военнослужащих чувство целеустремленности, она также может вызвать психические и эмоциональные страдания, когда члены не могут достичь установленных стандартов и ожиданий.

Военнослужащие частично обретают цель и смысл через ресоциализацию, потому что учреждение обеспечивает доступ к символическим и материальным ресурсам, помогая военнослужащим создавать значимые идентичности. Фокс и Пиз заявляют, что «как и любая социальная идентичность, военная идентичность всегда является достижением, чем-то, что зависит от соответствия ожиданиям других и их признания. Центральное значение проверки эффективности в вооруженных силах и необходимость« соизмерения »усиливают это зависимость. Хотя ресоциализация посредством военной подготовки может создать у военнослужащих чувство целеустремленности, она также может вызвать психические и эмоциональные расстройства, когда члены не могут достичь установленных стандартов и ожиданий «.

В первые пару дней наиболее важным аспектом базовой подготовки является отказ от своей личности. Новобранцы сбрасывают одежду и волосы, которые являются физическим воплощением их прежней личности. Процессы происходят очень быстро, и у новобранцев нет времени подумать о потере своей личности, и у них нет шанса сожалеть о своих решениях.

Затем сержанты-инструкторы дают молодым мужчинам и женщинам романтическое представление о том, что значит быть солдатом и насколько это мужественно. Когда начинается тренировка, она требует больших физических усилий и усложняется с каждой неделей. Новобранцев постоянно оскорбляют и унижают, чтобы сломить их гордость и разрушить их способность сопротивляться переменам, которым они подвергаются. Сержанты-инструкторы создают фасад, который говорит своим новобранцам, что завершение базовой подготовки отличает их от всех остальных, кто потерпел неудачу. Однако почти все новобранцы успешно проходят обучение и заканчивают базовую подготовку.

Тренинг также состоит из ролей. Есть три младших сержанта по строевой подготовке, которые ближе к новобранцам по возрасту, и один старший сержант по строевой подготовке, который становится отцом для новобранцев. Командир роты играет богоподобную роль, на которую равняются рекруты. Люди в ролях станут образцами для подражания и авторитетными фигурами, но также помогут создать чувство лояльности ко всей организации.

Новобранцев заставляют маршировать в строю, в котором все люди движутся одинаково в одно и то же время, что вызывает чувство единства. Это заставляет новобранцев чувствовать себя не индивидуальностями, а частью группы. Они поют ритмично, чтобы поднять боевой дух и дать группе почувствовать свою значимость. Сержанты-инструкторы также скармливают группе небольшие победы, чтобы солдаты гордились собой и чувствовали себя успешными.

Отряд также подвергается групповому наказанию, что объединяет отряд. Как правило, всех объединяет одинаковая ненависть к чему-либо. В этом случае групповое наказание позволяет всем новобранцам ненавидеть сержантов-инструкторов и наказание, но при этом находить единство внутри своего подразделения. Они будут поощрять других подталкивать себя и создавать общие невзгоды.

В тюрьмах

В тюрьмах существует два разных типа ресоциализации. Первый тип заключается в том, что заключенные должны учиться новому нормальному поведению, применимому к их новой среде. Второй тип — заключенные должны принимать участие в реабилитационных мероприятиях, чтобы помочь исправить свои девиантные привычки. Когда индивид нарушает господствующие нормы общества, уголовная система подвергает его форме ресоциализации, называемой криминальной реабилитацией.

Реабилитация направлена ​​на то, чтобы приблизить реальное поведение заключенного к поведению большинства людей, составляющих доминирующее общество. Идеальное общественное поведение высоко ценится во многих обществах, главным образом потому, что оно служит защите и повышению благополучия большинства членов общества. При реабилитации система лишает преступника его предшествующей социализации преступного поведения, включая методы совершения преступления и конкретные мотивы, побуждения, рационализации и отношения. Преступное поведение — это усвоенное поведение, от которого можно отучиться.

Ресоциализация личности
ru.qaz.wiki

Ресоциализация и десоциализация как социальные феномены

Содержание:

Общая характеристика процесса социализации

Наряду с феноменом социализации современная наука исследует и связанные с ней процессы, а именно десоциализацию и ресоциализацию. В настоящее время среди исследователей не существует единого мнения по поводу содержания этих процессов, поэтому их изучение предполагает некоторые трудности.

Социализация представляет собой процесс усвоения человеком общественного опыта, его последующая трансформация в личностные ценности, ориентации, поведенческие модели и интенции

Основные черты социализации:

  • двусторонность;
  • ярко выраженный субъект-субъектный характер;
  • взаимное влияние общества на человека и человека на общество.

Социализация зависит от множества различных факторов, среди которых экономические, политические, социальные, исторические, культурные, технологические и т.п. Протекает процесс социализации, как правило, в два основных этапа:

  • первичная социализация: начинается с момента рождения и заканчивается к совершеннолетию, когда индивид формируется как личность и становится активным членом общества;
  • вторичная социализация: продолжается всю оставшуюся жизнь.

Замечание 1

Таким образом, социализация – это непрерывный, социальный, перманентный процесс

Процесс ресоциализации

Ресоциализация выделяется исследователями как самостоятельный процесс в структуре социализации. Она характерна исключительно для второго периода жизни личности и встречается только у взрослых.

Ресоциализацией называют возобновление процесса социализации под воздействием новых факторов, т.е. в новых условиях

Выделяют три основные ситуации, из-за которых «запускается» процесс ресоциализации:

  • попадание личности в «карцерные» учреждения (тюрьмы, военные училища, клиники для душевнобольных, медицинские учреждения, а также любые другие учреждения, в которых человек содержится изолированно от общества);
  • обстоятельства крайнего напряжения, стресса (антропогенные факторы, природные катаклизмы, болезни, смерть и т.п.);
  • смена социальных ролей.

Иными словами ресоциализация случается тогда, когда человек вынужден адаптироваться к изменившимся условиям его социально-природной окружающей среды.

Ресоциализация бывает осознанной и неосознанной. Также выделяют такие виды этого процесса:

  • базовая – меняются базовые ценности и установки личности;
  • адаптационная – меняются только те ценности, благодаря которым облегчается процесс адаптации;
  • идентификационная – меняются базовые ценности человека, но именно в случае приобретения новой идентификации;
  • поверхностная – меняются не основополагающие, второстепенные ценности и установки личности.

Сущность десоциализации

Десоциализация в отличие от ресоциализации не является структурной частью социализации. По сути, это обратный процесс социализации.

Десоциализация представляет собой деградацию, распад личности, когда социализация индивидуума приобретает фрагментарный характер, становится антисоциальной, асоциальной

В результате десоциализации личность, которая уже успела социализироваться, частично или полностью возвращается к доличностной форме, лишается отдельных личностных качеств. При этом из-за подобной деформации личности индивидуум может и вовсе быть исключенным из социума.

Причины десоциализации разнообразны, начиная от серьезных заболеваний, вплоть до утраты прежнего социального окружения.

Десоциализация и ресоциализация запускаются одинаковыми факторами, но результаты этих процессов кардинально противоположные

Таким образом, ресоциализация и десоциализация являются противоположными процессами. Ресоциализация означает, что личность приобрела новые личностные качества, позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям; десоциализация означает распад личности, исключение человека из общества.

zaochnik.com

Ресоциализация личности

Понятие, которое охватывается словом «социализация», содержит в себе процесс соединения с обществом. Вся суть этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей. Понятию «социализация» противостоят два других. Их наименования образованы с помощью прибавления приставок. Такими являются «десоциализация» и «ресоциализация». 1-ое из их значит такие процессы, при которых личностью усваиваются антиобщественные и антисоциальные ценности и нормы. При всем этом человек приобретает нехорошие установки и стереотипы поведения. Это приводит к дестабилизации и деформации публичных связей.

Механизм десоциализации

Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На начальном шаге это происходит неосознанно. Малыши и дети перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный стиль жизни. При всем этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды. К тому же так, по их понятиям, они резвее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется соц контроль. При всем этом дети либо малыши получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения. Трудолюбие, милосердие и доброта в таковой среде просто высмеиваются.

Весь процесс десоциализации время от времени осуществляется стихийно. Но в неких случаях его проводят преднамеренно. Примером тому может служить воспитание у подростков криминального поведения для вовлечения их в нелегальную деятельность. При всем этом обширно употребляется механизм наказаний и поощрений.

Путь исправления

К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, разными муниципальными институтами общественного контроля применяется ресоциализация. Это понятие значит определенный вид конфигураций, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего. В данном случае приставка «ре-» значит разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В процессе этого процесса происходит принятие человеком тех положительных понятий, которые одобряются обществом.

Внедрение термина

Понятие «ресоциализация» довольно обширно употребляется не только лишь представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и преподаватели. Касается он соц мер, которые используются обществом к людям, вставшим на преступный путь.

В педагогике ресоциализация – это усвоение новых способностей и ценностей, которые должны поменять прежние устаревшие либо недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих разные виды отклоняющегося поведения. Цель, которую преследует ресоциализация, — это восстановление утраченного общественного статуса, также переориентация негативных установок. Решение данной задачки кроется в положительном отношении педагогически направленной среды к личности.

«Ресоциализация осужденных» – это термин, который употребляют юристы при решении заморочек уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При всем этом отмечается, что у субъектов юного возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его итог.

Кем осуществляется ресоциализация?

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые производят соц контроль. При всем этом ими же и могут быть приняты надлежащие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, публичные организации, также правоохранительные органы в лице собственных профилактических структур. Часто ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Но при совершении человеком социально небезопасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отчаливает в места лишения свободы. При всем этом ресоциализация – это определенный шаг, призванный вернуть социально полезные связи личности с обществом. В процессе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, также закреплены положительные эталоны соц ценностей. Особыми институтами, которые производят процесс ресоциализации в этом случае, являются последующие:

— воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

Основная задачка, которую призваны решать данные социальные университеты, — это перевоспитание и исправление осужденных, другими словами ресоциализация.

Острота задачи

Тему ресоциализации связывают не только лишь с теми, кто сделал уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, огромное значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, нездоровых, также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий либо аварий.

Таким людям нужна не только лишь соц помощь. Для проведения обычного процесса ресоциализации пригодится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ждать не следует, если не будет снята чувственная напряженность личности.

Работа по ресоциализации

Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и разные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Подобная работа в Рф проводится реабилитационными центрами. В связи с этим появляется необходимость ускоренного развития таковой гуманистической психологии, которая была бы нацелена на нужды данной социальной практики.

Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует фактически у каждого человека. При всем этом положительные результаты возникают только при снятии чувственного напряжения.

Заключение

В биографии человека есть определенные актуальные циклы. Это периоды, которые отделяют друг от друга принципиальные вехи. В каждом новеньком цикле происходит смена соц ролей, приобретается новый статус. Часто актуальные этапы характеризуются отказом от прежнего окружения и привычек, дружественных контактов, переменами обычного распорядка. При переходе на новейшую ступень человек вступает в новый цикл. При всем этом ему приходится повсевременно переобучаться. Данный процесс распадается на два шага, которые имеют особенные наименования. Когда происходит отучение человека от прежних норм, ценностей, правил поведения и ролей, молвят о десоциализации личности. На последующем шаге происходит обучение. Оно позволяет приобрести новые роли, правила поведения и ценности взамен старенькых. Данный процесс носит заглавие ресоциализации, которая может быть так глубока, что приводит к конструктивным изменениям стиля жизни.

Примером тому может служить российский эмигрант, который, попав в Америку, оказывается в совсем новейшей, многосторонней и богатой культуре. Личности приходится отрешаться от старенькых норм и традиций, что происходит под воздействием нового актуального опыта.

tipsboard.ru

Ресоциализация личности в современных условиях

Ресоциализация (лат re (повторное, возобновляемое действие) + лат socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни. Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания». Проблема ресоциализации особенно высокоактуальна для современного российского общества в силу очевидного кризиса ценностей, высокого уровня социальной неопределенности и фактической маргинализации целого ряда крупных социальных и профессиональных групп населения.

Тема 6. Социальная структура.

Понятие социальной структуры.

Социальная структура — это устойчивая связь элементов в социальнойсистеме. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли),объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические ииные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная, стратификационная, институциональная, организационная и т.д. система. Таким образом, социальная структура — это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

Социальная группа.

А) понятие группы

Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа является “микросредой” формирования личности.

Малые группы, (в отличие от больших, таких как нации, народности, классы), отличают три признака:

1) социальность группы, т.е. ее принадлежность к определенной социальной системе;

2) численность группы (от 2-3 до 30-40 человек);

3) единство целостных ориентаций и целей;

4) наличие совместной деятельности;

5) наличие структуры;

6) наличие общих норм и мнений.

К основным характеристикам группы относятся: ее состав, структура, групповые процессы, нормы, ценности, система санкций. Но самой большой проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является форма жизнедеятельности группы.

Б) виды групп

Выделяют несколько видов групп:

УСЛОВНЫЕ ГРУППЫ

Группа, которая отделена от других сущностной или формальной особенностью (образование, возраст, профессия, политическая, этническая или религиозная принадлежность). Члены такой группы могут не пребывать в непосредственном общении один с другим. Это скорее статистическая, чем психологическая группа (женщины, пенсионеры, фермеры, католики, рабочие, украинцы и т.д.).

РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

в основу классификации которых положен объективный процесс обмена деятельности и ее результатами. Реальная группа создается для достижения совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной деятельности. Исходя из этого, реальную группу можно обозначить, как сообщество людей, которые взаимодействуют между собой, объединены совместной деятельностью, целями, интересами, потребностями.

Наиболее распространенной классификацией именно малых групп является разделение их по дихотомичному принципу на такие разновидности:

ЛАБОРАТОРНО-ПРИРОДНЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ)

Имеются в виду группы, которые специально создаются для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях и группы, которые существуют в реальных жизненных ситуациях, имеют свою историю, сформированную структуру, уровень развития.

ФОРМАЛЬНО-НЕФОРМАЛЬНЫЕ,

или организованные и спонтанные группы. В данном случае разделение идет по способу создания групп. Возникновение первых из них всегда обусловлено общественной необходимостью достижения конкретных социальных целей, что задает группе собственную структуру и определяет координацию действий, способ руководства. Таким образом, эти группы организационно-оформлены.

Неформальные же группы возникают самостоятельно. Главным стимулом их деятельности являются общие желания, интересы, потребности членов группы в общении, взаимные симпатии.

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ

Различаются силой воздействия на личность, значимостью для члена группы, ролью в социализации индивида.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, атакже на высокой эмоцианальной вовлеченности членов в дела группы. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

ЗАКРЫТЫЕ-ОТКРЫТЫЕ ГРУППЫ

Классификационным принципом является мера открытости, доступности группы для широкой социальной среды. Специфика деятельности, условия жизни подтверждают, что есть существенная разница в мере открытости-закрытости таких групп, как, например, гражданский ВУЗ — военный ВУЗ, группа исследователей на полюсе или на материке.

ГРУППЫ ЧЛЕНСТВА — РЕФЕРЕНТНЫЕ

Это группы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения.

ДИФФУЗНЫЕ ГРУППЫ

Это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие в лифте, очередь)

ГРУППА-АССОЦИАЦИЯ

Члены группы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные отношения опосредуются личностно значимым для каждого человека содержанием совместной деятельности (например, школьный класс, спортивная команда)

ГРУППА-КОРПОРАЦИЯ

В данной группе к межличностным отношениям добавляется осознание асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (лучший пример — шайка преступников)

Это группа, где межличностные отношения опосредуются личностно значимыми и общественно ценным содержанием групп новой деятельности.

Учитывая то, что каждая группа характеризуется не одним, а несколькими признаками, малые группы делят еще следующим образом:

По типу основной деятельности и основной функции (производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые, аматорские (объединения в сфере досуга).

По социальной направленности (социально-полезные, социально-небезопасные)

По мере организации (неорганизованные, случайные группы), целевые (внешне организованные, внутренне организованные)

По типу доминирующей структуры (формальные, неформальные)

По уровню непосредственного воздействия на личность (первично-вторичные, основные-неосновные, референтные)

По мере открытости связи с другими группами (открытые, закрытые)

По уровню силы и стойкости внутренних связей (объединенные, малообъединенные, разъединенные)

По продолжительности существования (кратковременные, долговременные)

lektsii.org

Что такое ресоциализация?

Содержание:

В любом обществе есть определенные социальные нормы и культурные ценности. Их освоение начинается человеком с рождения. Однако в течение жизни адаптация к ним может претерпевать различные изменения. Люди женятся, переезжают жить в другие места, меняют работы, некоторые попадают в места заключения. Часто получается, что при смене образа жизни необходима повторная социализация к новым условиям.

Существует комплексная помощь, которую оказывают осужденным, чтобы они быстрее смогли адаптироваться к новым условиям жизни. Помочь в этом может консультация опытного юриста.

Нет времени читать статью?

Понятие ресоциализации

Под ресоциализацией понимают процесс, во время которого человек осваивает социальные нормы и культурные ценности, если ранее он почему-то не смог этого сделать. Или же если в его жизни изменились обстоятельства, и он должен к ним адаптироваться. Ресоциализация может заключаться, например, в проведении профориентации для учащихся. Или в перепрофилировании профессиональной переподготовке взрослых людей, потерявших работу.

Ресоциализация часто следует за десоциализацией. Последняя происходит, когда человек попадает под влияние антиобщественных норм и ценностей. В результате у него начинает проявляться антисоциальное поведение. Человек превращается в изгоя. Результатом могут стать правонарушения и преступления.

Также десоциализация может возникать из-за длительного отсутствия контактов с людьми. Например, человек несколько месяцев провел на больничном и вышел на работу в прежний коллектив. Ему может оказаться довольно сложно влиться в общение с коллегами. Поэтому первое время такой сотрудник может проводить в одиночестве.

Возникает десоциализация и как следствие привычки общаться с людьми только в интернете. Человеку со временем может стать сложно комфортно чувствовать себя в “реальном мире”.

Десоциализация может стать следствием неправильного воспитания в семье. Потворство родителей, желание оградить ребенка от трудностей — все это может привить ему неправильные ценности. Кроме того, десоциализация может стать последствием перенесенного стресса. Например, во время теракта, из-за потери близкого человека или работы. Развивается она также и под влиянием психических расстройств.

Во всех перечисленных выше случаях человеку требуется коррекция поведения. Это и будет ресоциализация. Если десоциализация заключается в отказе от общепринятых правил, то во время ресоциализации, напротив, происходит их возвращение. Интересным примером одновременного сочетания этих двух процессов может стать уход человека в монастырь. При этом личность отказывается от общепринятых правил, т.е. налицо десоциализация. Однако одновременно этот человек совершенствуется и обогащается духовно.

Ресоциализацию осуществляют педагоги, психологи, социологи и юристы. Их основная задача — привить индивидууму новые жизненные ценности. У этого процесса есть разные формы, которые зависят от того, на кого он направлен. Например, ресоциализация бездомных помогает обеспечить их жильем, адаптироваться в обществе, найти работу, защитить их права и свободы. Ресоциализация инвалидов помогает таким людям приспособиться к жизни в окружающем мире.

Ресоциализация осужденных

В юриспруденции под ресоциализацией понимается помощь осужденным с целью их исправления и устранения антиобщественной манеры поведения. Для этого вовсе не обязательно лишать человека свободы. Ресоциализацию могут осуществлять как правоохранительные органы, так и учебные заведения, трудовые коллективы, общественные организации. Большая роль в этом процессе уделяется семье.

Ресоциализация осужденного включает в себя:

  • профилактику;
  • коррекцию;
  • восстановление.

С помощью профилактики меняют условия, из-за которых человек может встать на путь правонарушений. Ему внушают неотвратимость наказания за антиобщественные поступки. Коррекция помогает изменить человека. Его преступные привычки и действия заменяют на нормальные навыки.

Под восстановлением понимают поддержку осужденного после освобождения. Ему оказывается помощь в быту и трудоустройстве. Большую роль в этом играет общественное мнение. Окружающие должны проявлять к таким людям толерантность, понимать, что человек уже понес наказание за совершенный проступок. И не должен страдать из-за этого до конца жизни, если встал на путь исправления.

Во время ресоциализации бывшим осужденным часто необходима поддержка психолога. Такой специалист помогает им адаптироваться к новой жизни, перестроить себя, почувствовать раскаяние за совершенные ранее деяния. Некоторым осужденным необходима и медицинская ресоциализация. Она включает в себя комплексную диагностику. В результате могут быть выявлены психические расстройства, наркомания, алкоголизм и другие отклонения от норм.

Основные проблемы у осужденных возникают не только из-за принятия неправильных, преступных шаблонов поведения, но и из-за длительной изоляции от общества. Большинство из них стали преступниками в результате психологических травм, перенесенных в детстве или в течение жизни.

Именно поэтому в ресоциализации так важна профилактика, помощь людям, перенесшим стрессы, тяжелые заболевания. С ее помощью можно исправить человека, не дать ему вступить на путь правонарушений.

Процесс ресоциализации в течение жизни происходит с каждым человеком неоднократно. После свадьбы приходится менять устоявшиеся привычки, брать на себя ответственность за семью и детей. При смене учебного заведения или трудового коллектива человек должен приспособиться к новым сокурсникам и коллегам и научиться с ними общаться. Во время каждой такой, казалось бы, обыденной ситуации личность проходит процессы десоциализации и ресоциализации. Сначала происходит отмена привычных установок и модели поведения, потом вырабатываются новые, после чего человек приспосабливается к изменившимся обстоятельствам.

rtiger.com

COMMENTS