Самобытность — что это такое, факторы самобытности

Билет 2. Факторы самобытности российской истории.

В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории:

3) конфессиональный (религиозный);

4) социальной организации

Природно-климатический фактор.

По его мнению Милова , в центральной России при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ – всего 125-130 рабочих дней. В течение, по крайней мере, 400 лет русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота. Находясь в таком жестком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть в урожае даже семена. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, труда днем и ночью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, на мужских работах женщин и т.д.). Крестьянину на западе Европы ни в средневековье, ни в новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше.

Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства, считает Милов, оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта господствующие слои создавали “жесткие рычаги государственного механизма, направленные на изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства, господствующего класса, общества в целом. Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского самодержца, отсюда идут в конечном счете и истоки режима крепостного права в России. ”.

Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. “Многовековой опыт общинного сожительства крестьян-земледельцев помимо чисто производственных функций выработал целый комплекс мер для подъема хозяйств, по тем или иным причинам впавших в разорение.

Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции. Вместе с тем вечный дефицит времени, веками отсутствующая корреляция между качеством земледельческих работ и урожайностью хлеба не выработали в нем ярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т.п. Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую роль в выработке в русском человеке легкости к перемене мест. С другой стороны, тяжкие условия труда, сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для общества опасности пауперизации дали почву для развития у русского человека необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи, вплоть до самопожертвования.

Геополитический фактор

Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории: обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница; оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли); благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть; промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий.

Слабая заселенность земель Восточно-европейской равнины и Сибири, ставших объектом приложения сил народов России, имела многообразные последствия для ее истории. Наличие обширных земельных резервов создавало благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при увеличении нормы его эксплуатации. Данное обстоятельство вынуждало государство и эксплуататорские слои общества усиливать контроль за личностью земледельца (чтобы не лишиться источников дохода). Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребности государства и общества в прибавочном продукте, тем более жестким становился этот контроль, приведя в XVII в. к закрепощению значительной массы русского крестьянства.

С другой стороны, из-за слабой заселенности страны русские в процессе колонизации не имели нужды отвоевывать себе “место под солнцем” в борьбе с коренными народами Центральной России (финно-уграми) и Сибири: земли хватало на всех..

Крайне осложнил историческое бытие русского народа такой фактор, как естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока. Русские территории не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Данное обстоятельство, естественно, использовали соседние народы и государства: Польша, Швеция, Германия (Ливонский и Тевтонский рыцарские ордена в Прибалтике, Германия в I и II мировые войны) и даже Франция (при Наполеоне I), с одной стороны, и кочевники Великой степи – с другой. Постоянная угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, а также людских ресурсов (и это при малочисленном и редком населении.). Более того, интересы безопасности требовали концентрации народных усилий: вследствие этого роль государства должна была чрезвычайно возрасти.

Главная потребность государства – иметь наготове войско: но воин отказывается служить, не выходит в поход, потому что ему нечем жить, нечем вооружиться, у него есть земля, но нет работников. Прикрепление крестьян – это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в безвыходном экономическом положении”[5].

О следующем геополитическом факторе – оторванности от морей и морской торговли – можно долго не говорить: из-за этого приходилось продукты своего экспорта продавать задешево посредникам, а продукты импорта покупать задорого у тех же посредников; и все это вынуждены были делать жители и государство бедной земледельческой страны. Чтобы пробиться к морям России пришлось столетиями вести напряженные кровопролитные войны. Выход к незамерзающим портам стал главной целью внешней политики России еще при Иване Грозном и был таковым еще в течение двух веков. Петр добился получения к Балтике, а Екатерина II – к Черному морю. Вследствие этого роль государства и общества в армии возрастала еще больше.

Но помимо неблагоприятных, были и благоприятные для исторического развития России геополитические факторы. Первый из них – специфика речной сети Восточно-европейской равнины. Системы рек, которые почти переплетаются между собою и составляют, таким образом, по всей стране водную сеть, из которой народонаселению трудно было высвободиться для особной жизни; как везде, так и у нас реки служили проводниками первому народонаселению, по ним сели племена, на них явились первые города; так как самые большие из них текут на восток или юго-восток, то этим условилось и преимущественное распространение Русской государственной области в означенную сторону; реки много содействовали единству народному и государственному, и при всем том особые речные системы определяли вначале особые системы областей, княжеств”[6].

Если бы не водные пути, до появления железной дороги в России можно было бы влачить лишь самое жалкое существование. Расстояния так велики, а стоимость починки дорог при резком перепаде температур столь высока, что путешествовать по суше имело смысл лишь зимой, когда снег даст достаточно гладкую поверхность для саней. Этим объясняется, почему россияне так зависели от водного транспорта

Другим благоприятным для истории России геополитическим фактором является то, что через ее территорию проходила значительная часть Великого шелкового пути из Китая в Европу. Данное обстоятельство создавало объективную заинтересованность многих стран и народов в поддержании политической стабильности вдоль этой великой магистрали древности, т. е. в существовании евразийской империи: вначале такой империей стало государство Чингисхана, затем – Россия.

Нахождение России между Европой и Азией способствовало формированию особой, во многом уникальной культуры, открытой, в которой прослеживается влияние различных культур, и потому синтетической.

Влияние на русскую историю религиозного фактора.(см Христианизация)

В период утверждения христианства в качестве мировой религии, в IV–VI вв. н.э., напряженные богословские споры с еретическими течениями вела в основном греческая церковь. Основная черта католической церкви – это “власть, господство, дисциплина” .Во главе католической церкви стоит папа, “считающийся единым праведным наместником Христа – первым епископом. Папы имели не только власть духовную, но и светскую, созданную исторически, это после не раз приводило к продолжительной борьбе пап с королями. Кульминационного пункта достигла она с признанием непогрешимости папы в делах веры”. В отличие от католической православная церковь не приписывает непогрешимости какому-либо одному человеку (папе): по ее представлениям, непогрешимой признается православная церковь в целом (“которая есть собрание всех верующих всех времен и всех народов под главенством Иисуса Христа и под водительством Святого Духа”.) выражающая свое учение посредством вселенских соборов. По сравнению с католической, православная церковь отличается большей свободой внутренней жизни. Так, решающий голос на вселенских соборах принадлежал епископам, но совещательный имели и клирики, и простые миряне, особенно философы и богословы, принимавшие участие в соборных прениях и помогавшие епископам своими указаниями и возражениями. В отличие от католичества православие разрешает мирянам читать Библию. Если для католичества характерно внешнее единство (“власть, господство, дисциплина”), то для православия – скорее единство внутреннее: соборность понимаемая как причастность православных к общему Абсолюту. Православие не стремится к прямой светской власти, концентрируя свое внимание на душах людей. Различен на Западе и Востоке способ богословского мышления.

В результате того, что Россия и Запад получили христианство через разных посредников, особенности христианского воспитания у них кардинально различались: “богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности – в православном мире оно сохранило внутреннюю цельность духа; там раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение наук, раздвоение государства, раздвоение общества, раздвоение семейных прав и обязанностей, раздвоение нравственного и сердечного состояния, раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и частного; в России, напротив того, преимущественное стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного. раздвоение и цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением западноевропейской и древнерусской образованности”

megalektsii.ru

Значение слова самобытность

Самобытность в словаре кроссвордиста

самобытность

ж.отвлеч. сущ. по прил. самобытный

Большой современный толковый словарь русского языка

ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: самобытный.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Словарь русского языка Лопатина

самобытность ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: самобытный.

Толковый словарь Ефремовой

самобытности, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к самобытный. Самобытность натуры. Идеалистическое учение славянофилов о самобытности исторического развития России.

Толковый словарь русского языка Ушакова

самобытность, -и

Полный орфографический словарь русского языка

; самостоятельность в развитии, оригинальность

По сути, Саксон взялся показать, как датчане своими усилиями обрели самобытность и как они сменили ее на самобытность новую, черты которой явились извне.

Первым и ближайшим следствием этой попытки восстановить политическую самобытность Польши, или, лучше, поиграть в эту самобытность , было возрождение надежд на восстановление польского королевства в прежнем его объеме и невозможность искреннего примирения поляков, остававшихся в подданстве России и Австрии, с тою участью, какую судила им история.

И до тех пор будет литература у нас несерьезна, пока не оставит ее жалкая подражательность, а она не оставит ее, пока не пробудится в ней самобытность , а самобытность не пробудится в ней, пока мы будем продолжать быть попугаями и не быть русскими, пока не узнаем настоящим образом русской истории, русского языка, русской жизни и пока не сроднимся вновь с основами русского быта.

Еще Белинский установил, что без самобытности нельзя иметь великого таланта, что талант, не связанный с натурою писателя как человека, есть талант «внешний», «бесцветный», а самобытность художественных произведений есть отражение самобытности создавшей их личности.

Фай понял, что сражаться надо только за европейскую самобытность , а все прочие « самобытности » для нас не потенциальные союзники, в вполне конкретные враги.

Мы всё думаем, что, став на точку зрения самобытности , нам придется, пожалуй, освятить и самобытность закапывателя живых, сектанта Ковалёва.

Умирает народная самобытность – умирают и те, кто чаял найти в самобытности этой наше спасение, государственное и нравственное.

Таланты его мало признавались; его самобытности (а он был весь – самобытность ) не давалось простора; и нравственные, и русские его чувства были слишком часто оскорблены.

Как скоро пробудилось сознание, уже возможно возрождение; а простой народ, сохранившийся в своей замкнутой самобытности до настоящей светлой минуты сознания в потребности народной жизни, не увлекшийся гремушками и ловкими штуками обезьяны-общества, есть верное ручательство, что народность, самобытность для русской земли возможна.

Как правило, они желают всячески подчеркнуть уникальность и самобытность собственной нации (которая, в принципе, столь самобытна , что в их усилиях не нуждается).

Наш социализм — это смесь. Идею политического равенства мы заимствовали из Декларации независимости США. Идею духовного равенства — из ислама и христианства, научную идею равенства — из марксизма. К этому мы добавили свою национальную самобытность — мархаэнизм. Затем мы внесли сюда принципы «готонг-ройонг», что означает жить вместе, работать вместе и помогать друг другу во всем. Смешайте все это, и вы получите «индонезийский социализм».

Транслитерация: samobitnost
Задом наперед читается как: ьтсонтыбомас
Самобытность состоит из 12 букв

xn--b1advjcbct.xn--p1ai

ФАКТОРЫ САМОБЫТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

ЗАДАЧИ ИСТОРИИ, ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ИСТОРИЯ – в переводе с греческого «повествование о прошедшем, об узнанном».

Сегодня термином «ИСТОРИЯ» обозначают:

1. рассказ о прошлом;

2. само последовательное развитие, изменение действительности;

3. науку, изучающую прошлое.

История – это реальность прошлого, без знания ее дальнейшее развитие общества затруднено.

«Первая задача истории – воздерживаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности»

Цицерон.

ФУНКЦИИ ИСТОРИИ:

· Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XXI в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

· Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

· Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

· Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Методология Истории выделяет 3 основных принципа исследования:

1. Принцип историзма – предполагает познание явлений прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Исторический анализ включает исследование условий зарождения явлений, тенденций и стадий их последующего развития, современного состояния и ожидаемых в будущем последствий. Этот принцип требует изучения исторической реальности с точки зрения заложенных в ней противоречий. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. Каждое событие рассматривается в непосредственной связи с другими событиями, происходящими в это время. Данный принцип не позволяет оценивать исторические факты и личности с абстрактных, вневременных позиций. Необходимо воссоздание исторического контекста, стремление проникновения в атмосферу эпохи.

2. Принцип объективности – требует критического анализа разных источников, отказа от стереотипов мышления, от возможных собственных симпатий и антипатий. Добросовестный исследователь должен анализировать всю сумму фактов, а не пытаться подбирать их под заранее созданные схемы.

3. Принцип приоритета общечеловеческих ценностей (социально-гуманистический) – над политическими, идеологическими, классовыми и другими. Это означает, что исторические события должны оцениваться не только с точки зрения государственных достижений. Не менее важно понять, чем обернулось это событие для людей, живших в это время.

ФАКТОРЫ САМОБЫТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

1.ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЙ ФАКТОР:

· Обусловил изначальную бедность русского общества;

· Предопределил экстенсивный характер русского земледелия;

· Повлиял на тип русской государственности – жесткая система государственной власти;

· Способствовал формированию определенных черт русского национального характера (отсутствие тщательности и аккуратности в работе, способность к крайнему напряжению сил, коллективизм);

2.ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР:

· Обширные слабозаселенные территории, расположенные между Европой и Азией, протяженные границы, не защищенные естественными преградами и как результат постоянная угроза военных вторжений;

· Вышеуказанные обстоятельства обусловили необходимость содержания большой армии в условиях недостатка наличных средств;

· Постоянная трата значительной доли своих ресурсов не производительно;

· Особая роль государства как организующего начала в деле обороны страны и соответственно формирование поместной системы и системы крепостного права;

· Практически полная оторванность России от морей и морской торговли на протяжении большей части своей истории;

· Наличие развитой речной сети в центре исторического ядра России;

· Наличие колоссальных незаселенных территорий как предпосылка оттока населения из центра на окраины;

3.РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР:

· Выбор веры (православия) обусловил на столетия особый путь развития страны отличный от остальной Европы;

· Формирование православного менталитета со ставкой не на прогресс, а на преображение духовное;

· Изоляция на столетия от остальной Европы, замедление темпов социально-экономического, военно-технического и культурного развития России.

4.ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:

· Община как ведущая социально-экономическая ячейка русского общества на протяжении столетий. Она автономна, самодостаточна, ее связь с внешним миром минимальна. Община организует все стороны жизни общества (трудовую, культурную, обрядовую);

· Сверхвысокая, гипертрофированная роль государства; Государство не надстройка над гражданским обществом, а каркас гражданского общества;

· Государство на протяжении столетий опиралось на корпорацию служилой знати.

Вывод: такая социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью, обеспечивала жизнеспособность российского общества и легко воссоздавалась после каждого потрясения в нашей истории.

ЛЕКЦИЯ № 2: ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА ( IX — XIII вв.)

megaobuchalka.ru

Факторы самобытности русской истории и культуры

История как наука. Российские представители исторической мысли.

История – это наука, которая изучает прошлое человека и человеч. общества во всем многообразии. История как способ самопознания страны, человека существовала с древних времен. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и в какой-то мере предсказать будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в более отдаленных временах.

Исторические источники:

1) устные предания, легенды, в которых вымысел переплетается с реальными фактами;

2) письменные документы. Самые древние – глиняные таблички с клинописью, древнеегипетские иероглифы. К письменным источникам относятся также летописи, судебники, договоры, литературные и публицистические памятники и др.;

3) археологические находки;

4) архитектурные сооружения.

Историческая наука – коллективная память человечества. Сохранение этой памяти, передача опыта и традиций из поколения в поколение — одно из обязательных условий существования и развития самой цивилизации.

История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь.

В переломную эпоху сильнее проявляется потребность глубже осмыс­лить прошлое, чтобы, опираясь на логику исторического процесса и мудрости предков, лучше понять настоящее и определить тенденции на будущее. История заставляет думать и искать, помогает не повторять ошибок. И она же наказывает за невежество и пренебрежение к накопленному опыту.

Вот почему выдающийся русский историк В.О. Ключевский утверждал: «История — это фо­нарь в будущее, который светит нам из прошлого».

Российские представители исторической мысли: Татищев Василий Никитич, Болтин Иван Никитич, Щербатов Михаил Михайлович, Карамзин Николай Михайлович, Погодин Михаил Петрович, Платонов Сергей Федорович и др.

Факторы самобытности русской истории и культуры.

В отечественной историографии выделяют четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории:

1.Природно-климатический: жизнь крестьянина зависела от погоды и плодородия почвы. Неблагоприятные условия ведения с/х оказали прямое воздействие на тип с/х. Господствующий класс создавал жёсткие рычаги гос.механизма, направленного на изъятие прибавочного продукта. Отсюда идет многовековая традиция деспотической власти самодержавия – крепостное право. Низкая урожайность, зависимость от природных условий обусловили в России устойчивость общинных принципов хозяйства. Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских: а) крайнее напряжение сил на сравнительно длинный промежуток времени, б) коллективизм, в) готовность к помощи вплоть до самопожертвования.

2.Геополитический фактор: а) обширная, слабозаселенная, незащищенная естественными преградами территория, б) огромная сеть рек, в) незащищенность границ, г) оторванность от морей. Геополитический фактор определил такие черты русского народа как национальная терпимость, отсутствие национализма, всемирная отзывчивость.

3.Религиозный фактор (конфессиональный): православие пришло из Византии. Для православия характерно движение к лучшему, идеи социальной справедливости, христианство отличается большой свободой внутренней жизни, характерен коллективизм. Католицизм из Рима, его ценности состоят в рынке, богатстве, у католиков основные черты власть, господство, дисциплина.

4.Фактор социальной организации: его основные элементы: а) первичная социально-хозяйственная ячейка – корпорация (община, колхоз и т.д.), а не частнособственное образование как на Западе, б) государство — не надстройка над обществом как на Западе, а творец общества, в) государство либо существует, либо оно не эффективно, г)государство, общество, личность – не разделены, а целостны, д)государство опирается на корпорацию.

studopedia.ru

COMMENTS