Самоэффективность личности — методика и самоконтроль

Анализ взаимосвязи самоэффективности руководителя и участников рабочей группы

Понятие самоэффективность и кто его придумал

Самоэффективность — оценка личностью собственных способностей справляться с определенными задачами в любой ситуации, суждение о действиях, которые он может совершить, что влияет на выбор стратегии действий и определение целей.

Понятие самоэффективность ввел в психологию американский психолог Бандура, который всю жизнь занимался исследованием поведения личности и причин тех или иных человеческих действий. Многие ученые утверждают, что поведение человека зависит в основном от внутренних процессов (побуждений, влечений, потребностей и т.д ). Концепция самоэффективности Бандуры не отвергает эти факторы, но добавляет сюда еще два вектора, которые влияют на поведение человека. Это условия внешнего окружения и человеческая вера, ожидания, цели и намерения, которые формируют поведение человека.

Человек сам регулирует свое поведение, причем часто своими действиями осознанно поощряет или наказывает себя. Если человек повел себя против собственных же моральных принципов, то он начинает переживать и осуждать себя. Поэтому образуется такая поведенческая цепочка: проступок – внутренний дискомфорт – наказание – облегчение.

Также Бандура ввел понятие саморегуляция, которая основана на самооценке человека. Самооценка повышается или понижается в зависимости от того, какой деятельностью занимается человек и самостоятельно ли он достигает успеха в этой сфере. Если дело касается его лично и он достигает в этом успеха, конечно, вырастает самооценка, появляется гордость за себя. В результате появляется поощряющее поведение самого себя. И наоборот, осуждая себя – появляется негативная реакция и человек наказывает себя.

Веди себя хорошо, и в будущем тебе это поможет

Своеобразным стандартом является поведение человека в прошлом. В соответствии с прошлым поведением можно оценить насколько адекватно поведение человека на сегодняшний день. Поведение в прошлом формирует самооценку и влияет на то, какие цели будет ставить перед собой человек в будущем.

После того, как данный уровень поведения уже достигнут, он больше не требуется, человек начинает искать нового самоудовлетворения. Люди хотят повысить нормы поведения после успеха и понизить их, чтобы приблизиться к более реалистичному уровню, после неоднократных неудач. © Бандура

В зависимости от того, как человек определяет свою эффективность, он может либо расширять, либо ограничивать возможности выбора перед собой. Выбор деятельности, усилий, которые необходимы для преодоления препятствий и настойчивости, с которой он будет решать определенные проблемы. Поэтому самооценка эффективности влияет и на поведение человека, на его эмоции и мотивацию к действию.

Те люди, которые осознают свою эффективность, способны приложить максимум усилий для выполнения сложных задач. А люди, которые сомневаются в своих способностях, быстро опускают руки и сдаются. Люди с высокой самоэффективностью ожидают успех, поэтому их деятельность всегда приносит положительный результат. Люди с низкой самоэффективностью постоянно сомневаются в себе и ожидают провала, поэтому зачастую их преследуют неудачи. Это замкнутый круг, думая о провале, получаем неудачу, и как результат падает самоуважение. Такие люди уделяют слишком большое внимание своим недостаткам, занимаются постоянно самокритикой по поводу своей некомпетентности.

Те, кто считает себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабевает мотивацию и мешает выстраивать поведение. Напротив люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике. © Бандура

Бандура Альберт

Канадский психолог, известный своими работами по теории социального научения и самоэффективности — self-efficacy.

Альберт Бандура считал, что главной детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей. «Концепция самоэффективности, впервые предложенная Альбертом Бандурой в конце 1970-х годов и активно развиваемая им в течение последних двадцати лет, — ещё один вариант теории контроля, объединивший в себе исследования, проводившиеся в рамках концепций локуса контроля и выученной беспомощности.

Бандура полагает, что привлекательность результата и вера в позитивный результат недостаточны для запуска мотивации субъекта. Необходима также вера в свои способности справиться с данным видом деятельности. Самоэффективность заключается в том, насколько компетентным чувствует себя человек, выполняя то или другое дело. Бандура считает, что самоэффективность — центральная и важная детерминанта человеческого поведения. Согласно данным, полученным Бандурой и его коллегами, люди с высокой самоэффективностью более настойчивы, лучше учатся, а также обладают большим самоуважением, менее тревожны и менее склонны к депрессиям. Бандура описывает источники, механизмы самоэффективности, её влияние на мотивационные, когнитивные и эмоциональные процессы, а также на успешность деятельности.

Согласно теории Бандуры существует четыре источника самоэффективности: опыт собственных успехов, наблюдения за чужими достижениями, вербальные убеждения и воспринимаемое эмоциональное состояние. Самым большим влиянием на самоэффективность обладает собственный опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов. Этот успех служит лучшим средством терапии недостаточной самоэффективности. Самоэффективность растёт также, когда люди наблюдают, как другие успешно справляются с решением различных задач. Например, студенты, которые боятся задавать вопросы в большой группе, могут изменить прогноз эффективности с «я не могу сделать это» на «возможно я смогу», если они были свидетелями того, как их товарищи задавали вопросы без катастрофических последствий для себя.

В то же время если человек наблюдает за тем, как другие, столь же компетентные люди, неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки, это может привести к худшему прогнозу собственной способности выполнить подобные действия. Третий способ, с помощью которого может быть достигнуто ощущение эффективности, заключается в том, чтобы убедить человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Однако попытки вербального воздействия чаще всего дают лишь кратковременный эффект в плане изменения самоэффективности. Вербальное воздействие на ребёнка, который пытается добиться какого-то результата, прежде всего должно быть в рамках его реальных способностей и возможностей и соответствовать фактическим успехам. Бандура предполагает, что сила вербального убеждения ограничивается также осознаваемым статусом и авторитетом убеждающего. И наконец, воспринимаемые индивидом собственные эмоциональные и физиологические состояния также могут оказывать влияние на самоэффективность как позитивным (если воспринимается подъём и жажда деятельности, а также спокойствие), так и негативным (если воспринимается тревога, скованность, страх и заторможенность) образом. Люди с большей вероятностью добиваются успеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны. Поскольку люди судят о своей эффективности также по уровню эмоционального напряжения, испытываемого ими перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, то любой способ, понижающий это напряжение, повысит прогноз эффективности. Бандура предположил, что представления о самоэффективности содержат в себе нечто большее, чем просто веру в то, что усилия определяют успех. Самоэффективность понимается как вера индивида в способность справиться с деятельностью, ведущей к достижению некоторого результата. На формирование представлений о самоэффективности оказывают влияние также самооценка субъектом своих знаний, умений, стратегий преодоления стресса. Выделяют уровень, обобщенность и силу самоэффективности. Уровень самоэффективности отражает вариации задач различных степеней трудности, например все более и более сложных математических задач. Под обобщенностью понимается перенос представлений о собственной эффективности на другие виды задач, например другие школьные предметы. Сила сознаваемой субъектом эффективости измеряется через степень его уверенности в том, что он сможет выполнить данные задачи. […] Бандура полагает, что те, кто считает себя «неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиваются на том, что всё будет плохо». Напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны поддаваться самокритике. Бандура считает, что «те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем». […] Ещё одним показателем мотивации выступал выбор деятельности. Бандура предположил, что люди с высоким чувством самоэффективности будут с большей готовностью браться за сложные (challenging) задачи, в то время как люди, сомневающиеся в своих способностях, будут стремиться их избежать».

Гордеева Т.О., Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы, в Сб.: Современная психологии мотивации / Под ред. Д.А Леонтьева, М., «Смысл», 2002 г., с.74-76 и 77-78.

Альберт Бандура учился у Джорджа Миллера.

Методика определения самоэффективности

Методика определения самоэффективности личности была разработана учеными Медуксом и Шеером , которая заключается в построении шкалы самоэффективности.

Самоэффективность личности - методика и самоконтроль
insight-plus.ru

Глава 22. Альберт Бандура и социально-когнитивная теория

Основные концепции

Самоэффективность

Бандура определяет самоэффективность как «убеждения человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь» (1989, с. 175). Наши действия в конкретной ситуации зависят от взаимного влияния окружающей среды и нашего сознания, в особенности от сознательных процессов, связанных с убеждениями, что мы можем или не можем осуществить некоторые действия, необходимые для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую для нас сторону. Бандура (1986) назвал эти ожидания самоэффективностью (self-efficacy).

«Убеждения человека относительно его личной эффективности влияют на то, какой способ действия он выберет, как много будет прилагать усилий, как долго он устоит, встречаясь с препятствиями и неудачами, насколько большую пластичность он проявит по отношению к этим трудностям» (1986, р. 65).

По мнению Бандуры, сила, управляющая человеком, находится не во внешней по отношению к нему среде, а происходит из взаимодействия окружающей среды, его собственного поведения и его личности. Самоэффективность является важной личностной характеристикой и, в сочетании с конкретными целями и знанием о том, что надо делать, может существенно влиять на будущее поведение (Bandura, 1988 b, 1994 а).

Самоэффективность — не то же самое, что наши ожидания относительно результатов или последствий своих действий. Бандура (1986, 1995 b) отличает самоэффективность от предположений о результате (outcome expectations). Самоэффективность — это уверенность человека в том, что он может осуществить некоторые конкретные действия, тогда как предположения о результате относятся к тому, что он думает о возможных последствиях своей деятельности.

Самоэффективность — это не глобальное понятие. Она меняется от ситуации к ситуации в зависимости от умений, необходимых для различной деятельности, от присутствия или отсутствия других людей, от того, что мы думаем о способностях этих других людей, особенно если мы считаем их более умелыми, чем мы сами, от нашей предрасположенности скорее потерпеть неудачу, чем добиться успеха, а также от нашего физического состояния, в особенности когда мы испытываем усталость, тревогу, апатию или подавленность.

Самоэффективность не относится к способности реализовать основные двигательные функции, такие как ходьба, способность дотягиваться или хватать. Также эффективность не подразумевает, что мы действительно можем осуществить означенные действия без чувства тревоги, страха или подавленности, она всего лишь суждение, верное или неверное, о том, можем ли мы выполнить требуемые действия. И наконец, суждения об эффективности — не то же, что желание или стремление (Bandura, 1982с).

Высокая или низкая самоэффективность в сочетании с благоприятными или неблагоприятными условиями окружающей среды позволяет сделать четыре возможных варианта предсказаний (Bandura, 1982с). Когда самоэффективность высока и условия окружающей среды благоприятны, наиболее вероятен успешный результат. Когда низкая эффективность сочетается с благоприятными условиями, человек может впасть в депрессию, видя, как другие преуспевают в делах, которые для него самого кажутся слишком сложными. Когда люди с высокой самоэффективностью встречаются с неблагоприятной ситуацией, они обычно умножают свои усилия, стараясь изменить окружающую среду. Они могут использовать протест, социальную активность или даже силу, чтобы добиться необходимых перемен, но если все их попытки проваливаются, тогда, как предполагает Бандура, они либо откажутся от своего способа действий и найдут другой, либо будут искать более благоприятную среду. И наконец, когда низкая самоэффективность сочетается с неблагоприятной окружающей средой, человек ощущает апатию, считает себя беспомощным и склонен мириться со своим положением. Например, мелкий служащий с низкой самоэффективностью, знающий, как трудно стать президентом компании, будет чувствовать нерешительность, не захочет и не сможет предпринимать какие-либо реальные попытки добиться аналогичных, но меньших целей.

Но хотя представления самоэффективности оказывают мощное влияние на нашу деятельность, нельзя тем не менее считать, что поведение определяется только этими представлениями. Самоэффективность, совместно с окружающей средой, предыдущим поведением и другими характеристиками личности, среди которых особенно важны ее ожидания относительно результатов своих действий, определяют наше настоящее поведение.

В тройственной модели реципрокного детерминизма, согласно которой окружающая среда, поведение и личность взаимно влияют друг на друга, самоэффективность относится к характеристикам личности (P).

Факторы самоэффективности

Самоэффективность возникает, увеличивается или уменьшается в зависимости от одного из четырех факторов или от их комбинации: (1) опыта непосредственной деятельности, (2) косвенного опыта, (3) мнения общества, (4) физического и эмоционального состояния человека (Bandura, 1995 а). Информация о себе самом и об окружающем мире, полученная из перечисленных источников, обрабатывается сознанием и, совместно с воспоминаниями о прошлом опыте, воздействует на представления о самоэффективности. Кроме того, самоэффективность подвергается влиянию внутренних стандартов поведения.

Непосредственный опыт

Наиболее сильное воздействие на самоэффективность оказывает опыт непосредственной деятельности (mastery experiences), то есть воспоминания о том, что нам приходилось делать в прошлом (Bandura, 1986, 1995 а). Как правило, успешные действия повышают самоэффективность, тогда как неудачи способны понизить ее. Из этого общего утверждения следуют шесть выводов.

«Те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем» (A. Bandura «Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy», DP № 25, 1989, p. 729).

Во-первых, успешное выполнение задачи повышает самоэффективность в прямой зависимости от ее сложности. Хорошо подготовленный теннисист не увеличит намного свою самоэффективность, выиграв у заведомо более слабого партнера, но значительно повысит ее, сыграв вничью с сильным соперником.

Во-вторых, успех, достигнутый самостоятельно, имеет большее воздействие, чем то, что совершено с посторонней помощью. Победа команды в спортивном соревновании меньше воздействует на личную эффективность игроков, чем индивидуальные спортивные достижения. В-третьих, неудача больше всего понизит самоэффективность тогда, когда мы знаем, что провалили свою лучшую попытку. Когда мы делаем что-то вполсилы и терпим неудачу, это не так уменьшает нашу самоэффективность, как когда мы прилагаем все старания и все равно у нас ничего не получается. В-четвертых, если мы волновались или были чем-то огорчены, когда потерпели неудачу, то она меньше повлияет на нашу самоэффективность, чем если бы мы чувствовали себя в это время хорошо. В-пятых, неудачи в том возрасте, когда человек уже имеет твердые представления о собственной состоятельности, действуют не так сильно, как неудача, пережитая в раннем детстве. И шестое — случайные неудачи не оказывают большого воздействия на самоэффективность, особенно у людей, которым свойственна уверенность в успехе.

«Те, кто считает себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария, и сосредотачиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение» (A. Bandura «Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy», DP № 25, 1989, p. 729).

Косвенный опыт

Вторая причина, изменяющая самоэффективность, — косвенный опыт (vicarious experiences), полученный из наблюдения схожих ситуаций. Когда мы видим, как другие преуспевают, наша самоэффективность повышается (Bandura, Adams, Hardy, & Howells, 1980), а когда мы узнаем, что некто, равный нам по способностям и подготовке, потерпел неудачу, наша самоэффективность понижается (Bandura & Inouye, 1978). Косвенный опыт не имеет большого влияния, если образец, который мы наблюдаем, не похож на нас. Когда старый, малоподвижный и боязливый человек видит, как молодой, энергичный, смелый гимнаст идет по проволоке под куполом цирка, предположения такого зрителя относительно способности артиста повторить трюк, конечно, вряд ли изменятся.

Как правило, наблюдение за другими не так существенно для повышения уровня эффективности, как собственный опыт, но оно может оказывать мощное воздействие в случае, если самоэффективность понижается. Когда человек видит, что пловцу примерно равного с ним уровня не удалось переплыть бурную речку, он скорее всего раздумает предпринимать подобные попытки. Последствия таких косвенных переживаний могут сказываться иногда всю жизнь.

Общественное мнение

Самоэффективность также может возникать или ослабевать благодаря общественному мнению (Bandura, 1995 а). Хотя воздействие этого источника ограничено, при определенных условиях мнение, высказанное другими, может повысить или понизить самоэффективность (Chambliss & Murray, 1979). Во-первых, мы должны верить тому, кто высказывает свое отношение. Увещевания или критика от источника, пользующегося нашим доверием, оказывают более сильное действие, чем слова человека, которому мы не доверяем. Второе условие, необходимое для повышения самоэффективности через общественное поощрение, состоит в том, что действия, которые человека побуждают произвести, должны находиться в пределах его реальных возможностей. Никакие словесные уверения не изменят мнение человека о том, насколько он способен перепрыгнуть через забор трехметровой высоты.

Бандура (1986) предполагает, что результативность внушения прямо связана с тем, какой статус и авторитет имеет для нас человек, высказывающий свое мнение. Статус и авторитет, конечно, не одно и то же. Например, если психотерапевт внушает пациенту, страдающему фобией, что тот может ехать на переполненном эскалаторе, это скорее повысит его самоэффективность, чем подбадривания от жены или детей. Но если тот же психотерапевт говорит своим пациентам, что они способны заменить перегоревший переключатель, это вряд ли повысит их самоэффективность по отношению к данной деятельности. Кроме того, общественное поощрение наиболее действенно, когда оно сочетается с собственным успешным исполнением. Одобрение окружающих может убедить человека попробовать что-либо сделать, и если у него это получится, тогда как его достижение, так и полученные им похвалы увеличивают его самоэффективность.

Физическое и эмоциональное состояние

Последний источник изменения самоэффективности — физическое и эмоциональное состояние человека (Bandura, 1995 а). Сильные эмоции, как правило, мешают деятельности; когда человек испытывает сильный страх, острую тревогу или находится в состоянии стресса, его уверенность в своей эффективности обычно понижается. Актер в школьной пьесе знает свою роль и хорошо играет на репетиции, но понимает, что из-за страха, который чувствует перед премьерой, вполне может забыть все слова. Иногда, в некоторых ситуациях, состояние эмоционального напряжения, если оно не очень сильно, связано с повышением качества нашей деятельности, поэтому небольшое волнение, испытываемое актером перед премьерой, может пойти на пользу его самоэффективности. Почти все мы, если только не боимся, способны успешно ловить змей. Мы без труда могли бы крепко схватить змею позади головы, но страх, связанный с ловлей змей, подавляет нас и сильно уменьшает наше ожидание успеха в этой сфере деятельности.

Психиатры давно знают, что уменьшение тревоги или увеличение физической раскрепощенности облегчают выполнение задачи. Влияние эмоционального напряжение зависит от нескольких факторов. Во-первых, конечно, уровень напряжения — обычно чем сильнее волнение, тем меньше самоэффективность. Второй фактор — представления человека о том, насколько его эмоции связаны с действительностью. Если человек знает, что его опасения имеют под собой реальную основу, например если он едет по скользкой горной дороге, его личная эффективность может повышаться. Однако если человек сознает абсурдность своей фобии, например боязни открытых пространств, тогда его волнение приводит к снижению самоэффективности. И наконец, природа самой задачи вносит свой вклад. Эмоциональное напряжение может помочь успешно сделать что-либо простое, но, как правило, мешает выполнению сложных задач.

Коллективная эффективность

Когда теория Бандуры достигла достаточной степени развития, он, как и Фрейд, Адлер, Скиннер, Роджерс и другие теоретики личности, заинтересовался глобальными общественными и национальными проблемами. Отчасти этот интерес выразился в его концепции коллективной эффективности. Коллективная эффективность (collective efficacy) относится к уверенности людей в том, что их общие усилия могут вызвать социальные перемены. Она происходит не из коллективного «сознания», а скорее из личных эффективностей многих людей, работающих вместе.

Бандура полагает, управляют своей жизнью не только через индивидуальные самоэффективности, но и посредством коллективной эффективности. Например, человек, который бросил курить или изменил свою диету, может иметь высокую самоэффективность относительно сохранения своего здоровья, но он вместе с другими людьми может при этом чувствовать низкую коллективную эффективность относительно возможности бороться с загрязнением окружающей среды, вредными условиями труда или инфекционными болезнями. Тем не менее личная и коллективная эффективность — не противоположные понятия. Скорее они дополняют друг друга, изменяя образ жизни людей.

Бандура (1995 а) перечисляет несколько факторов, отрицательно влияющих на коллективную эффективность. Во-первых, мы живем в транснациональном мире; случившееся в одной части Земли, сказывается на жизни людей в других странах, вызывая у них ощущение собственной беспомощности. Такие явления, как, например, уничтожение амазонской сельвы, международная торговая политика или истончение озонового слоя, могут влиять на жизнь каждого человека и подрывать веру людей в их способность построить для себя лучший мир.

Во-вторых, новейшие технологии, которые непонятны нам и неподвластны нашему контролю, способны понизить уровень коллективной эффективности. В прошлом многие водители были уверены, что они способны поддерживать свой автомобиль в рабочем состоянии. С появлением компьютерного управления в современных автомобилях многие люди, имеющие ограниченные познания в механике, потеряли не только личную эффективность относительно своей способности ремонтировать машину, но также в немалой степени и коллективную эффективность относительно возможности обратить вспять движение ко все большему усложнению автомобиля.

Третий фактор, подрывающий коллективную эффективность, — это запутанный социальный механизм с бюрократической прослойкой, препятствующей любым изменениям в обществе. Встречаясь с постоянными неудачами в попытках что-либо изменить или понимая, как много требуется времени, чтобы добиться каких-то заметных перемен, люди теряют охоту вообще предпринимать какие-либо действия. И тогда многие из них «вместо того чтобы усовершенствовать средства для построения собственного будущего… неохотно передают управление в руки технических специалистов и общественных деятелей» (Bandura, 1995a, р. 38).

В-четвертых, огромный размах и величина проблем, с которыми сталкивается человечество, способны подорвать коллективную эффективность. Войны, голод, перенаселение, преступления и природные катастрофы — вот только немногие из глобальных проблем, оставляющих нас с чувством беспомощности. Но Бандура считал, что, несмотря на эти громадные международные проблемы, изменения в лучшую сторону возможны, если люди будут настойчиво повторять свои совместные усилия и не позволят сбить себя с толку. «Само время требует общественных инициатив, которые создают чувство коллективной эффективности и необходимы, чтобы люди могли влиять на условия, формирующие их жизнь и жизнь будущих поколений» (Bandura, 1995 а, р. 38).

bookap.info

Самоэффективность личности — методика и самоконтроль

Библиографическая ссылка на статью:
Гордиенко Г.С. К вопросу о самоэффективности личности в контексте профессиональной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/04/89145 (дата обращения: 13.09.2020).

Научные исследования последних лет, изучающие формирование профессионального самосознания, как правило, касаются в основном познавательного и эмоционально-оценочного компонентов самосознания работников. Проблема, которая остро стоит как перед современной организацией, так и перед научным сообществом, заключается в том, каким образом можно повысить результативность труда сотрудников? Поскольку в процессе трудовой деятельности работник балансирует между интересами организации и своими личными интересами, возникает очевидное предположение о взаимосвязи результативности трудовой деятельности и одного из важнейших факторов, влияющих на личность, такого как самоэффективность.

К рассмотрению вопроса целесообразно подойти с точки зрения системно-содержательного анализа понятия самоэффективность.

Основой исследования понятия самоэффективность выступает социально-когнитивная теория А. Бандуры, которая разрабатывалась в 70-е гг. ХХ в. На основе анализа научных публикаций, можно сделать вывод о том, что в исследованиях психологов сохраняется относительная неопределенность при рассмотрении понятия «самоэффективность» и до сих пор под вопросом находятся такие её особенности, как структура, динамика, типология самоэффективности и др.

Сущностные особенности самоэффективности исследовали такие зарубежные ученые (Дж. Капара, Э. Лангер, Д. Сервон, Дж. Роттер, Р. Шварцер, М. Ерусалем, М. Шеер, Дж. Маддукс и др.), но также особый интерес к понятию самоэффективности прослеживается в работах отечественных исследователей (Богатырева О.О., Гайдар К.М., Гордеева Т.О., Дебель М.А., Иванова Н.А., Волоскова Н.Н., Кобец В.Н., Кричевский Р.Л., Лощакова А.Б., Погорелов А.А., Тимофеева О.В., Толочек В.А., Шепелева Е.А. и др.), выявивших прямую связь между самоэффективностью и такими важными параметрами, как принятие решений индивидом, последовательность его действий, а также была выявлена связь самоэффективности и уровня успешности трудовой деятельности работника.

Следует подчеркнуть, что на данный момент не существует универсального определения понятия «самоэффективность» и практически каждый исследователь имеет свою точку зрения при определении сущности и содержания феномена «самоэффективности».

Характерной особенностью, которую выделяют большинство авторов, исследующих самоэффективность, является понимание самоэффективности как проявление уверенности личности в своих потенциальных возможностях, способности человека влиять на деятельностную и социальную ситуацию, отражает представление об уровне собственной эффективности. Общим для этих позиций выступает понимание самоэффективности как когнитивной направленности субъекта жизнедеятельности.

Все это согласуется с позицией А. Бандуры, который отмечает, что самоэффективность всегда осознается человеком, являясь когнитивным механизмом, феноменом самосознания личности, который обеспечивает актуализацию ее мотивации, возникновение эмоций и выбор форм поведения.

К примеру, Р.Л. Кричевский при исследовании понятия «самоэффективность» опирается на убежденность личности, Е.А. Шепелева делает акцент на суждении индивида о самоэффективности, а Т.О. Гордеева ставит во главу угла представления человека о собственной самоэффективности. Осознание человеком своей самоэффективности подразумевает определенный уровень ожиданий от конечного результата деятельности, субъект с высоким уровнем самоэффективности проявляет себя посредством активного поведения, целенаправленной деятельности, постановкой целей, отвечающих уровню личностного потенциалу человека, осуществляет самоконтроль своей деятельности, способен к саморегуляции, чего нельзя сказать о сотрудниках, сомневающихся в собственной самоэффективности.

В.А. Толочек же предлагает рассматривать самоэффективность как «свойство личности, характеризующее способность человека управлять своим развитием и деятельностью в целях эффективного достижения поставленных задач» [1, с.8].

Из этого следует вывод о том, что уровень самоэффективности личности оказывает влияние на человека, уровень усилий, который он готов приложить для достижения поставленной цели или задачи. Важно отметить тот факт, что сам А. Бандура и его последователи указывают на динамичность (переменчивость) самоэффективности как свойства, выражающегося в нестабильности уровня самоэффективности, на который постоянно оказывают влияние такие параметры, как ситуация, в который находится человек, предыдущий опыт, аффективные переживания человека. Когда человек сталкивается с кризисными ситуациями, самоэффективность выражается в степени психологической готовности индивида к их разрешению.

В основе понимания самоэффективности лежит комплекс представлений человека о своей способности быть эффективным в различных сферах своей жизнедеятельности, уверенности человека в том, что ему удастся проявить себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта [2, с.75]. При этом М. И. Гайдар придерживается в своей трактовке позиции А. Бандуры о когнитивной сущности самоэффективности.

Наиболее точное определение самоэффективности предложено М.И. Гайдаром, который считает, что самоэффективность есть: «сочетание представлений человека о своих возможностях и способностях быть продуктивным при осуществлении предстоящих поведения, деятельности, общения и его уверенности в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта» [2, с.76].

По мнению Е.В. Селезневой, можно выделить два свойства самоэффективности: субъективность и ситуативная специфичность [3, с. 31]. Под субъективностью автор подразумевает влияние субъективных представлений сотрудника о собственном уровне развития профессиональных качеств и умений, уровне компетентности на результат трудовой деятельности. Под ситуативной специфичностью понимается не просто динамичность самоэффективности, о которой говорилось ранее, автор указывает на то, что развитие самоэффективности происходит на протяжении всей жизни человека.

В исследованиях различных авторов также представлена типология самоэффективности: общая самоэффективность, самоэффективность в сфере деятельности и в сфере общения, а также академическая и социальная самоэффективность.

Важно отметить тот факт, что на данный момент не удалось найти источников, выделяющих типовую классификацию видов самоэффективности, что может быть связано с ранее упомянутым свойством динамичности самоэффективности и рассмотрения этого феномена в различных сферах жизнедеятельности человека.

Анализ теоретической базы позволил выделить 4 главных фактора, влияющих на формирование и развитие самоэффективности (А.Бандура) [4, с. 94]:

1. Личный опыт достижений.

2. Косвенный опыт, полученный с помощью наблюдения за другими.

3. Социальное убеждение, т.е. высказанная точка зрения других людей.

4. Психологическое (чувственное) и физическое состояние: эмоциональные и физические реакции.

Следует подчеркнуть, что компоненты самоэффективности выделены лишь в двух работах — исследованиях М. И. Гайдара и Е.В. Селезневой.

М.И. Гайдар предлагает рассматривать в структуре самоэффективности следующие компоненты [2, с. 77]: когнитивно-рефлексивный; эмоционально-оценочный; регулятивно-поведенческий. В дополнение к ним, рассматривая сферы активности человека, Е.В. Селезнева выделяет деятельностный компонент (самоэффективность в сфере деятельности) и коммуникативный (самоэффективность в сфере общения) [3, с. 32].

А. Бандура отмечает, что самоэффективность является центральной и одной из самых важных детерминант поведения работника, которая дает возможность с высокой точностью спрогнозировать то, как на самом деле человек будет проявлять себя в различных ситуациях.

Степень воздействия самоэффективности на поведение человека зависит от таких показателей, как уровень самоэффективности, её обобщенность и сила. Под уровнем самоэффективности понимается комбинация задач и ситуаций по степени их трудности. Обобщенность подразумевает перенос представлений о собственной эффективности на другие виды задач и ситуаций. Степень сознаваемой субъектом самоэффективности определяется степенью уверенности работника в том, что он сможет выполнить заданный объем задач в определенной ситуации [4, с. 95].

Таким образом, можно сделать вывод, что то, как человек воспринимает собственную эффективность, прямо влияет на паттерны мышления, на способ принятия решений, действия сотрудника, его методы целеполагания, на мотивационную составляющую, а также на ряд других познавательных и аффективных факторов, влияющих на поведение и эффективность деятельности работника.

Функциональность самоэффективности личности заключается в том, что она оказывает влияние на поведение, деятельность и психическое состояние субъекта. Можно выделить следующие функции самоэффективности: когнитивно-рефлексивная функция (возможность самопознания); адаптивная функция; эмоционально-оценочная функция; регулятивно-поведенческая; системообразующая (интегрирует деятельностно-личностные характеристики); развивающая функция; функция самоконтроля; мотивирующая функция.

В настоящее время существуют следующие методики диагностики самоэффективности: тест самоэффективности (А. Бандура); тест количественного определения самоэффективности Дж. Маддукса и М. Шеера (модификация Л. Бояринцевой и Р. Кричевского); методика профессионального благополучия «МОПБ» (Рут Е.И., Березовская Р.А.); шкала общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема.

При этом стоит отметить, что классический тест самоэффективности А. Бандуры не имеет прямых элементов, ссылающихся на рабочую деятельность сотрудников, тогда как с течением времени можно проследить, что в диагностическом аппарате все чаще начинает появляться инструментарий, опирающийся на факторы рабочей среды (методики Дж. Маддукса и М. Шеера, «МОБП» Р.А. Березовской, шкала общей самоэффективности Р.Шварцера и М. Ерусалема).

Также в методическое обеспечение психологической диагностики самоэффективности включаются такие методики, как: «Шкала базовых убеждений» (Р. Янов-Бульман); Тест М. Снайдера «Самомониторинг»; «Шкала локуса контроля» Дж. Роттера; «Самооценка творческого потенциала личности» (Н.П. Фетискин и др.); «Определение уровня лидерского потенциала» (Н.П. Фетискин и др.); «Методика определения организаторских и коммуникативных качеств» Л.П. Калининского; «Уровень самоактуализации личности» Э. Шостром (Опросник САМОАЛ); методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева; опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой и др.

В 90-е годы А. Стайкович и Ф. Лутанс провели мета-анализ исследований по проблеме взаимосвязи самоэффективности и успешности деятельности человека. В результате анализа 114 исследований, проведенных с 1977 по 1996 годы различных сферах профессиональной деятельности (образовательной, клинической, организационной) авторами исследования были получены результаты, подтверждающие взаимосвязь самоэффективности и результатов профессиональной деятельности с коэффициентом корреляции 0,38 [6, с. 253].

Исследование научных публикаций последующего периода привело к выводу, что работы аналогичного масштаба более не проводились. К примеру, по данным поисковой системы «Elibrary.ru» обнаружено, что за последние 20 лет вопросу самоэффективности как детерминанты результативности труда сотрудников было посвящено не более 100 работ, а данные поисковой системы «Dslib.com» показывают, что лишь 15 авторов в диссертационных исследованиях по психологическим наукам изучали самоэффективность как таковую и только 6 из них изучали самоэффективность и её развитие в контексте трудовых отношений.

Тем не менее, теория самоэффективности и возможности её фактического использования в современных условиях остается наименее исследованной темой. На данный момент зарубежные и отечественные специалисты провели множество исследований по изучению самоэффективности как фактора успешности в различных видах профессиональной деятельности. Однако фрагментарность и обособленность исследований объясняет наличие так называемых «белых пятен» в научном анализе структуры, содержания, функций, детерминации самоэффективности, ее динамики, в разработке комплекса методов ее исследования.

Таким образом, несмотря на значительное число публикаций по изучению самоэффективности, остается недостаточно исследованной проблема влияний самоэффективности на успешность профессиональной деятельности, специфика его остается мало изученной, и, следовательно, на данный момент стоит задача в дальнейшей качественной разработке научных трудов в этой области.

Развитие самоэффективности имеет важно практическое значение: реализация программ психологической помощи в самоактуализации, саморазвитии личности, личностном самомониторинге, адаптации к разнообразным условиям профессиональной деятельности обеспечивает качественные показатели и успешность профессиональной активности субъекта трудовой деятельности.

На данный момент в практике используются два основных метода активного развития самоэффективности: тренинг и коучинг [7, с. 59].

Тренинг является одним из самых известных и часто применяемых методов в рамках работы с группой людей по улучшению каких-либо личностных навыков и самоэффективности, в частности (Н.В. Самоукина, В.Г. Пузиков и др.) [8, 9]. Главным преимуществом тренинга является простота его проведения и широкий спектр методик по улучшению различных навыков субъектов тренинга. Однако, тренинги, как правило, не учитывают специфику того, насколько найденное решение будет соответствовать темпераменту, типу личности, жизненной ситуации, в которой находится субъект воздействия.

Совсем недавно в прикладной оборот вошел коучинг как альтернативный и не менее эффективный метод.

«Коучинг – психологический процесс сопровождения профессиональной деятельности с целью выявления и усиления качеств и способностей человека, необходимых ему для достижения результатов. Прикладные методики коучинга позволяют формировать, усиливать новые профессиональные навыки. Коучинг стимулирует самостоятельное развитие субъекта труда на пути к успеху» [10, с. 64].

Значение и эффективность коучинга основывается на таких его сильных сторонах как: развитие трудового потенциала сотрудников, во главу угла ставится креативность сотрудника (проявлении инициативы, выдвижение собственных идей), метод универсален и позволяет проводить коррекцию на любом этапе развития организации, методы коучинга организуют связь целей работника и целей организации; коучинг учит не только работе с конкретной проблемой, но и учит гибкости мышления, что позволяет работнику в будущем при возникновении неизвестных проблем с легкостью решать их.

Коучинг выступает ведущей технологией развития самоэффективности сотрудников в профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенный системно-содержательный анализ позволяет уяснить основные категории в изучении самоэффективности и обеспечивает комплексный подход в развитии самоэффективности с использованием коуч-технологий.

Библиографический список

  1. Толочек В.А. О возможности новых подходов к профессиональному становлению субъекта // Психология. Экономика. Право. – М.: РАГС, 2013. – № 1. С. 6-15.
  2. Гайдар М.И. Личностная самоэффективность студентов-психологов // Российский психологический журнал. – Тамбов: ТГУИ им. Г.Р. Державина, 2008. – Т. 5. – № 1. – С. 75-77.
  3. Селезнева Е.В. Особенности взаимовлияния самоэффективности и ответственности кадров управления //Акмеология. – М.: НИИШТ, 2016. -№ 3 (59). -С. 29-35.
  4. Бажин А.С. Особенности карьерной самоэффективности персонала предпринимательских организаций // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке. Сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2014. – С. 93-95.
  5. Мухаметзянова Ф.Ш., Жураковская В.М. Коучинг как технология развития личностного потенциала обучающегося, механизм раскрытия его индивидуальности //Казанский педагогический журнал. – Казань: ИППИСП, 2018. – № 2. – С. 16-25.
  6. Stajkovic A. D., & Luthans F. Self-efficacy and work-related performance: A meta-analysis // Psychological Bulletin. – Madison: American Psychological Association, 1998. – vol. 124. – № 2 – P. 240-261.
  7. Хижняк Ю.В. Самоэффективность как психологический капитал личности в профессиональной деятельности // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – Новосибирск: изд. ООО “Центр развития научного сотрудничества”. – 2016. – №37. – С. 58-61.
  8. Самоукина Н.В. Индивидуальное мотивирование сотрудников: инструмент для руководителя / Н.В. Самоукина // VetPharma. – М.: Медфорум, 2016. – № 1 (29). – С. 16-23.
  9. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга: метод. пособие для начинающих тренеров / В.Г. Пузиков // Сер. Психологический тренинг. – СПб.: изд. «Речь», 2005. – 223 с.
  10. Климова Е.М., Камышанов А.А., Кишиков Р.В. Когнитивные особенности инновационного мышления руководителей образовательных организаций // Психология обучения. – М.: СГУ, 2017. – № 7. – С. 60-66.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

web.snauka.ru

Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы

  • Что такое самоконтроль?
    • Примеры самоконтроля
    • Как добиться самоконтроля
    • Дозировка самоконтроля

Что такое самоконтроль?

К примеру – целеустремленность. Вы можете поставить себе цель, иметь высокий уровень мотивации и просчитать план действий, но в итоге не дойти до цели. С чем это может быть связано? Вас может что-то отвлечь, соблазнить что-то более приятное, да и банальная лень в состоянии дать о себе знать. Собранная и владеющая собой личность сумеет избежать этих ловушек. Таким образом мы подошли еще к одному важному свойству — собранности, которая является предпосылкой самоконтроля. Также в связке с самоконтролем идет осознанность и сила воли.

Психология говорит, что людям сложнее всего взять под контроль свои эмоции. Самоконтроль же позволяет подчинить их своему разуму. Самоконтроль – это понимание своего несовершенства, и стремление стать лучше, максимально управлять собой, избавиться от собственных комплексов, и свести к минимуму влияние на себя всего, что окружает. Это сила характера позволяющая действовать так, как того требует ситуация, несмотря на собственное состояние. Самоконтроль – это то, чем будет полезно овладеть каждому, вне зависимости от вида деятельности.

Итак, краткий перечень качеств, следующих за самоконтролем:

  • Воля
  • Осознанность
  • Хладнокровие
  • Дисциплина
  • Уверенность в своих силах
  • Собранность
  • Целеустремленность
  • Терпение
  • Самоограничение
  • Управление своими эмоциями и действиями. Наверняка вы и так понимаете, что это жизненно необходимо. На высоком уровне самоконтроля даже окружающие будут попадать под ваше влияние.
  • Свобода от внешних и внутренних ограничений, которые могут сбить с толку и увести от цели.
  • Самоуважение и уважение окружающих.
  • Спокойствие и возможность прекрасно чувствовать себя в социуме.

Примеры самоконтроля

Теперь давайте рассмотрим на практических примерах, где помогает подобный навык.

  • Экстремальные ситуации. В таких обстоятельствах человек способный сохранить рассудительность и хладнокровие увеличивает свои шансы выйти без потерь. В противном случае люди впадают в панику, их действия становятся иррациональны, и как следствие, результаты могут быть плачевны.
  • Спорт. Спортивная деятельность требует от человека приложить немало усилий, включая дисциплину, самоограничение и самоконтроль. Можно сказать, что спорт является отличным тренажером для развития данных качеств, которые помогут получить высокие результаты как в спортивных дисциплинах, так и жизни.
  • Дипломатия и государственная деятельность. Здесь нельзя позволить дать волю чувствам, ведь это может стоить карьеры, зато нужно сохранить холодный рассудительный ум, и способность к поиску компромиссов.
  • Личные финансы. Обладая самоконтролем, вы сможете более грамотно распоряжаться заработанными деньгами, не идя на поводу у сиюминутных желаний, объективно оценивая свои возможности в настоящий момент, а также направить свои силы на увеличение дохода.

Как добиться самоконтроля

Хорошо когда родители приучают детей с детства к дисциплине и самоконтролю, однако, если в вашем воспитании были упущены эти нюансы никогда не поздно перестроить свой образ жизни и себя. Начать можно с режима. Вовремя ложиться спать, лимитировать время проведенное в интернете, есть по графику и так далее. К слову, здоровое питание тоже является хорошим средством развития самообладания, ведь не все могут устоять перед вкусной, но вредной пищей.

Следующий метод это развитие пунктуальности и выполнения обещанного. Таким образом развивается осознанность, появляется навык объективно оценивать свои силы, как бонус – людям станет приятно вести с вами дела. Еще один отличный инструмент — это саморазвитие. Касается физической и психологической сферы. Та же самая зарядка, или посещение психологических тренингов, или просто обучение новым навыкам и совершенствование имеющихся.

Как можно заметить, лучшим полигоном для развития самоконтроля является сама жизнь, и достаточно подкорректировать свой график, и больше уделять внимание обсуждаемым выше аспектам, встраивая их в свой обычную деятельность.

Дозировка самоконтроля

Самоэффективность личности - методика и самоконтроль
psiho.guru

Статья «Самоэффективность и методы ее развития»

«Самоэффективность и методы ее развитии».

«Уверенность не является чем-то недостижимым, прерогативой избранных или передающимся по наследству качеством. Уверенность – это навык, который можно развивать».

Руководящей основой образования и ключевым педагогическим понятием выступает миссия ученика как человека. Миссия человека – есть то, что следует из смысла его существования. Понятие «миссия ученика» в педагогике, дидактике и методике предполагает формирование целей образования. Одной из таковых целей, точнее, интегративной целью является самоэффективность ученика. Потенциал человека не ограничен. Однако для формирования самоэффективности как «веры в собственные возможности справиться с трудными жизненными ситуациями, в нашем случае учебными ситуациями» необходимо создать условия:

для формирования собственного опыта как самого эффективного способа развития самоэффективности

для использования социального опыта (человек должен видеть, как другой субъект добивается успеха)

для социального убеждения «субъект получает позитивную информацию о себе»

для эмоционального подъема (эмоциональное состояние позитивно может влиять на то, как человек чувствует)

В достижении самоэффективности необходима продуктивная деятельность ученика и, как дальнейшее поступательное движение, необходимо объединить данные условия и гармонизировать их в соотношении друг с другом. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ребенка и является не только средством успешного освоения знаний, но и важным стимулом самоактуализации.

К основным тенденциям развития самоэффективности можно отнести следующие положения:

от интереса, связанного с внешними стимулами, к интересу, свободному от внешней ситуации и побуждаемому более сложными обстоятельствами, связанными с «внутренней средой» самого ребенка;

от интереса нерасчлененного, подчас диффузного («Сам не знаю, что нравится. Нравится все») к интересу все более дифференцированному;

от интереса, подверженного частой смене ситуаций, случайным влияниям, к интересу все более устойчивому, постоянному;

от интереса поверхностного – к интересу с глубокой теоретической основой, раскрывающей причинно-следственные связи, внутренние отношения, закономерности.

В эти положения логично ложатся когнитивные методы обучения:

-метод исследования. когда выбирается объект исследования и задается алгоритм действий, при выполни последовательно всех перечисленных шагов, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат.

— метод гипотез, при использовании которого школьники учатся наиболее полно и чётко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию, решают прогностические задачи типа «что будет, если…»

-метод прогнозирования отличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу. прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.

метод сравнения, для обучения методу учащимся задают вопрос «Всегда ли и все ли можно сравнить?» и предлагают все попробовать сравнить несравнимое.

-метод образного видения предполагает эмоционально-образное исследование объекта, образовательный продукт выражается в словесной или графической образной форме.

метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связи между объектом и его символом (Например: свет-символ добра, спираль-символ бесконечности, голубь-символ мира).

-метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь – вселение в свой дом, во Вселенную. Метод эмпатии вполне применим для «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Ребятам свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».

На уроках окружающего мира я часто предлагаю детям перевоплотиться в какой-нибудь объект природы. Например. представить себя мышкой, которая бегает по берегу реки , где в выходные дни отдыхали туристы и ответить на вопросы: что она видит, чувствует и что сказала бы людям , если бы умела говорить . Результатом такой работы является создание «Книги жалоб жителей дикой природы»

-метод эвристического наблюдения. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие учеником различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний ученика, способ их добывания из реальности бытия.

Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: а) информационный результат наблюдения; б) применённый способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее.

На уроках окружающего мира во время экскурсий ребята наблюдают за живой и неживой природой. Наблюдение – самый доступный и широко применяемый метод исследования.

Урок окружающего мира 2-й класс экскурсия на тему

«Осенние изменения в природе».

Детям предлагается провести наблюдение и исследование по теме «Почему птицы улетают в тёплые края?»

Детям дается план наблюдений

Каких птиц ты видел?

Чем они питаются?

Какие птицы улетели?

Как ты считаешь, почему они не улетели?

В результате наблюдения и анализа действительности учащиеся сделали выводы:

1) Причина — голод. Для одних птиц есть корм зимой, а для других нет.

2) Зимующих у нас птиц учащиеся делят на группы по способу питания:

зерноядные (щеглы, коноплянки, овсянки) — они питаются семенами растений, которые зимой не покрыты снегом (кустарников, деревьев).

растительноядные (тетерев, глухарь) — питаются зелеными частями растений: хвоей сосны, березовыми сережками, почками.

насекомоядные (синицы, поползни, пищухи) – они питаются насекомыми, которых находят в трещинах коры деревьев, или в других укрытиях, куда они прячутся на зимовку.

синантропы (вороны, галки, воробьи, голуби) — они обитают в населенных пунктах, где всегда находят себе пропитание, даже зимой.

хищники (ястребы, совы) — они охотятся на добычу, которая на зиму никуда не исчезает.

-метод ошибок. Данный метод предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок (и псевдоошибок) для углубления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения её причин, способов её получения. Отыскание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учеников, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний.

Этот метод можно использовать на уроках русского языка при изучении тем: глаголы-исключения 1 — 2 спряжения; нулевое окончание в словах и отсутствие окончания.

Все выше перечисленные методы обучения когнитивного характера не являются самоцелью, а направлены на продуктивную деятельность обучающихся и позволяют выйти на самоэффективность, которая выливается в самореализацию и актуализацию внутреннего потенциала учащегося

У каждого педагога и у меня тоже периодически возникает вопрос «как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?». Прежде всего, следует учитывать следующие утверждения (постулаты):

— если ученик ищет и открывает новые знания, решает сложные задачи проблемного характера — это способствует развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда.

— новый материал должен быть связан с ранее усвоенными знаниями, и чем больше, тем он интереснее для учащихся.

-обучение должно быть посильным для ребенка.

-чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, другими учениками, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.

-позитивная психологическая атмосфера урока — стимулирование познавательного процесса.

-обучение должно сочетаться с творчеством.

-дети должны верить в успех своей работы. На уроке должна присутствовать ситуация успеха.

Эти постулаты в полной мере проявляются при использовании креативных методов обучения. Их тоже много, но наиболее часто используемые в начальной школе:

-метод гиперболизации, при котором увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества, стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннесса», находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

-метод «Мозговой штурм» (А.Ф.Осборн), основная задача которого — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

-метод разнонаучного видения, при котором изучение объекта происходит с позиций разных наук и социальных практик. Даются задания типа «Опишите один и тот же цветок глазами знатока природы, художника, дизайнера, туриста и т.д.».

-метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.

Учащимся предлагается карточка с заданиями, в которой предложено придумать как можно больше способов использования предметов: ложки, стакана, карандаша.

Ложка обычно используется для еды. Можно придумать и другие способы использования ложки. Придумай как можно больше способов использования ложки. А потом придумай такие же способы для зонта, стакана, кресла, салфетки.

-метод «Если бы . «. Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объёмные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём.

-метод случайных ассоциаций. Метод применяется для генерации новых идей, связанных с изменением объекта, с улучшением его свойств, решением проблем. Суть метода состоит в опоре на случайные ассоциации, возникающие по отношению к названию объекта, его функциям.

Я использую этот метод при запоминании слов, написание которых нужно запомнить, слов из словарика. Например: Павел в пальто; берёза белая; рябина- рябь, рябит в глазах от разноцветных листочков; Аня в автобусе; огурец у Оли, овал; улица – «У, лица!».

Использование когнитивных и креативных методов способствуют повышению уровня самоэффективности каждого ученика, что приводит к снижению тревожности в процессе обучения с первого по четвертый класс на 42%

Кроме того, эти методы позволяют создать комфортные условия и ситуацию успеха, в результате чего меняется уровень эмоционально-психологической комфортности, за четыре года он повысился с 65% до 94%.

Мониторинг динамики изменения уровня познавательной мотивации позволяет повысить эффективность учебного процесса и учебные достижения учащихся. Уровень мотивации вырос на 36%, что помогло достичь 100% успеваемости учащихся и повысить качество обучения на 22%.

Самый надежный и подлинный источник самоэффективности – успех или социальное убеждение по Альберту Бандуре! Его многократно испытывают мои ученики, что подтверждается грамотами и дипломами участия в таких всероссийских конкурсах, как «Кенгуру», «Познание и творчество», в акции Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области «Марш парков», в городских конкурсах «Планета динозавров», «Заповедные места», «Войди в природу другом» и др.

Мои ученики — активные участники общероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика»,

Закончу свою статью словами «Есть такие люди, от общения с которыми вырастают крылья». Мы, педагоги должны быть именно такими людьми для своих учеников.

Составила Чепелева Наталья Николаевна, учитель начальных классов.

infourok.ru

COMMENTS