Самообман — в психологии, в религии, причины самообмана

Как работает самообман

Чтобы лучше понять, что такое самообман, мы с Зое Чанс (аспирантом в Йельском университете), Майком Нортоном и Франческой Джино решили выяснить, как люди заставляют себя поверить в собственную ложь и можно ли этого избежать.

Эксперимент состоял из двух частей; в первой мы предложили участникам ответить на восемь вопросов, похожих на те, которые используются для оценки уровня интеллекта (вот один из них: «Чему равно число, составляющее половину четверти одной десятой части числа 400?»). После завершения теста участники контрольной группы отдавали листы с ответами наблюдателю. Сравнив ответы, мы установили среднюю результативность. (Мы использовали вопросы вместо стандартного матричного теста, поскольку предполагали, что они скорее вызовут у испытуемых чувство уверенности в себе («я так и знал»), приводящее к самообману.)

Участники другой группы, действовавшие в условиях, способствующих мошенничеству, получили бланки с подсказками (правильные ответы были указаны в нижней части страницы). Мы сказали, что подсказки приведены для того, чтобы испытуемые могли проверить свои результаты, а также понять, насколько хорошо в целом они отвечали на вопросы. Мы попросили студентов быть честными и сначала записать свои варианты ответов и лишь потом сверить их с правильными. Так они и поступили.

Что нам удалось выяснить на этой стадии эксперимента? Как и ожидалось, результаты участников, имевших возможность сверить ответы, оказались чуть выше среднего. Это давало основания предположить, что они использовали подсказки не только для проверки, но и для улучшения своих результатов. Как и во всех других наших экспериментах, мы обнаружили, что люди обманывают, когда им представляется такая возможность, но не злоупотребляют ею.

Как я помогал себе улучшить результаты теста

Идею очередного эксперимента мне подсказали журналы, которые обычно можно найти на борту самолета, в карманах кресел. Однажды во время полета я листал такой журнал и наткнулся на так называемый тест Менса (ответы на вопросы которого дают представление об уровне интеллекта отвечающего). Я довольно азартен и, конечно, не мог упустить такую возможность. В примечаниях к тесту было сказано, что правильные ответы напечатаны на последней странице журнала. Ответив на первый вопрос, я заглянул на последнюю страницу, чтобы выяснить, был ли мой ответ правильным, и — подумать только! — я не ошибся. Я вернулся к тесту и некоторое время спустя заметил: просматривая подсказки, я каждый раз невольно опускал взгляд ниже, к ответу на следующий вопрос. Понятно, что находить правильные ответы мне было несложно. Так и оказалось: я правильно ответил на большинство вопросов, что позволило мне без труда убедить себя в собственной гениальности. Но потом я задумался: действительно ли мои результаты — свидетельство того, что я невероятно умен, или все дело в том, что я краем глаза видел правильные ответы? (Разумеется, я был склонен считать, что залог успеха — мой блестящий интеллект.)

Нечто подобное может произойти с кем угодно: при условии, что правильные ответы приводятся на другой странице или напечатаны вверх ногами, как это часто бывает в журналах и руководствах по проведению SAT-теста (его проходят все абитуриенты, поступающие в высшие учебные заведения США). Мы часто обращаемся к подсказкам, не пройдя тест до конца: чтобы убедиться в собственной толковости или (в случае неверного ответа) сказать себе, что допустили глупую ошибку, чего никогда бы не случилось, будь экзамен настоящим. Так или иначе, дело заканчивается довольно раздутым самомнением и уверенностью в собственной гениальности — и, разумеется, мы с радостью это принимаем.

Результаты первого этапа нашего эксперимента показали, что участники были склонны заглядывать в подсказки: это помогало им значительно улучшить результаты. Однако этот вывод не позволял нам понять, были их действия старым добрым мошенничеством или участники обманывали сами себя. Другими словами, было неочевидно: понимают ли участники, что мошенничают, или убедили себя в том, что действительно знают правильные ответы. Чтобы разобраться в этом, мы дополнили следующий этап эксперимента новым условием.

Представьте, что вы принимаете участие в тесте, аналогичном описанному выше. Перед вами восемь вопросов; вы правильно отвечаете на четыре из них (50%). Однако в нижней части страницы даны все ответы, и вы заявляете, что на самом деле справились с шестью вопросами (75%). Как вы думаете, каковы ваши реальные способности: ответить на 50% или на 75% вопросов? С одной стороны, вы, возможно, осознаете, что использовали подсказки, чтобы прокачать свой результат, и понимаете, что ваши реальные способности ближе к 50%. С другой стороны, зная, что вам заплатили за шесть правильных ответов, вы можете убедить себя в том, что действительно способны пройти тест на уровне, близком к 75%.

И вот тут начинается вторая фаза эксперимента. После завершения предыдущего теста наблюдатель просит вас предсказать, насколько хорошо вы проявите себя в следующем испытании: в нем вам предстоит ответить еще на 100 вопросов. Понятно, что на этот раз подсказок в нижней части страницы не будет (то есть вы не сможете обратиться к ним «за консультацией»). Какими, по вашему мнению, будут результаты следующего теста? Будут они основаны на ваших реальных способностях, продемонстрированных на первом этапе (50%), или на завышенных (75%)? Логично предположить следующее: если вы осознаете, что использовали подсказки в предыдущем тесте, чтобы искусственно завысить результат, то ваш прогноз будет этому результату соответствовать. То есть вы дадите примерно столько же правильных ответов, сколько дали самостоятельно (без подсказок) в первом тесте (в процентном соотношении, то есть около 50%). Но, допустим, вы действительно верите в то, что смогли ответить на шесть вопросов самостоятельно, а не потому, что смотрели на подсказки. Тогда вы предположите, что и в следующем тесте ответите на большее количество вопросов (ближе к 75%). Разумеется, на самом деле лишь каждый второй ответ будет правильным, однако самообольщение заставляет вас пыжиться, вставать на цыпочки (подобно вышеупомянутому крабу) и свято верить в свои способности.

Результаты эксперимента показали, что участники находились под психологическим воздействием завышенной самооценки. Прогнозы, которые они давали на втором этапе тестирования, показали: испытуемые не просто подглядывали, чтобы улучшить показатели, — они довольно быстро убедили себя в том, что добились высоких результатов сами, без помощи подсказок. Проще говоря, те, у кого был шанс подсмотреть правильные ответы на первом этапе (и смошенничать), поверили в то, что хорошие результаты действительно отражали их истинные способности.

Что, если бы на втором этапе мы заплатили участникам за точность их прогнозов? С появлением материальной заинтересованности участники, вероятно, не смогли бы столь явно игнорировать факт мошенничества. Мы повторили эксперимент с новой группой участников, на этот раз пообещав им по 20 долларов за верный прогноз результатов второго этапа. Даже при наличии финансового стимула, требовавшего большей аккуратности в прогнозах, участники продолжали переоценивать свои способности и стремились завысить результаты. Даже в условиях сильной мотивации самообольщение правит бал.

Я так и знал

Я часто читаю лекции о своих исследованиях самым разным людям, от преподавателей до работников промышленных предприятий. Когда я только начинал свою лекторскую деятельность, я обычно следовал одной схеме: описывал сам эксперимент, рассказывал о результатах и делился своими заключениями. При этом я часто замечал, что слушатели отнюдь не были удивлены результатами, о чем с готовностью мне сообщали. Я недоумевал. «Исход эксперимента часто был неочевиден даже для меня самого. Неужели мои слушатели настолько проницательны? — удивлялся я. — Каким образом они узнали о результатах раньше меня? Или это интуиция, проявляющаяся задним числом?»

Со временем я нашел способ бороться с этими многочисленными «я так и знал». Я просил слушателей предсказать результаты экспериментов. Завершив описание эксперимента и объяснив, что именно мы хотели выяснить с его помощью, я давал аудитории несколько секунд на раздумья. Затем я просил их проголосовать за тот или иной исход эксперимента или просто записать свой прогноз на листе бумаги. Лишь после этого я делился с аудиторией результатами наших тестов. И это сработало. Теперь я крайне редко слышу от аудитории: «Ну, я так и знал».

Самообман - в психологии, в религии, причины самообмана
snob.ru

Самообман

В прошлой статье начал говорить о том, что корень проблем – это наши негативные эмоции. В этом смысле все, что нас на самом деле беспокоит – это не события, а избыточные неугодные переживания. О событиях изначально нет никакой объективной необходимости беспокоиться. Можешь что-то сделать, подготовиться, наладить – замечательно. Не можешь – двигайся дальше.

То есть, вообще, всегда достаточно просто действовать. А психологически страдать при этом нет никакой надобности. Даже обездоленные и пострадавшие нуждаются не в наших переживаниях, а в конкретной практической помощи. Нытьем делу все равно никак не помочь – только сам страдаешь и другим настроение портишь.

Понимать хотя бы на логическом уровне эту бесплодность негативных переживаний – первый шажок на пути к успокоению. Всего лишь шажок, потому что на этом дело не заканчивается. Когда душевная боль перестает восприниматься оправданной и уместной, ее интенсивность действительно сбавляет обороты. Но…

Где-то здесь все мы и спотыкаемся. Если бы все обстояло так просто, тогда не было бы почвы для продолжительных конфликтов, скандалов, всевозможных душевных терзаний и маяты. Вроде как, понял, что переживать бессмысленно – и живешь себе дальше в гармонии.

А не просто все потому, что формируются эмоции не из какой-то наглядной, взвешенной необходимости, в которой можно спокойно разувериться, а иррационально, из глубин бессознательного (здесь снова отсылаю к предыдущей статье).

Поэтому, как бы сильно человек ни хотел справиться со своими переживаниями, просто взять и решить успокоиться может не возыметь никакого эффекта вообще. А подрубать корни эмоций с обманчивой легкостью при помощи одного понимания их неуместности и бесполезности, мы можем разве что гипотетически, рассуждая о чужих чувствах.

Клиенты, описывая свои проблемы, часто так и говорят, что дескать логически-то все понятно – и можно не переживать, но вот в глубине души что-то гложет, продолжаются терзания. И в таких случаях я прошу не обращать внимания на свой все «понимающий» ум, отодвинуть все его объяснения в сторонку, и начать выражать то самое, иррациональное, рвущееся из глубин, как бы нелепо и по-детски оно ни звучало. И это – принципиально важный момент в психологическом анализе.

Например, когда понимаешь, что винить себя вроде бы не за что, но вина тем не менее терзает, надо бы перестать себя уговаривать и выразить свою вину именно так, как она и звучит – выразить, хотя бы мысленно самому себе, о чем именно переживаешь.

Пристрастность и самообман

Так происходит, потому что эмоции воплощают трудно осознаваемые желания, в достижении которых, если хорошенько приглядеться, никакой стратегической пользы для жизни может не быть вообще. Но желания эти сильные, заряженные, и сомневаться в них – все равно, что наступать себе на горло – очень хочется их просто исполнять без всякого контроля, или даже анализа.

И поэтому наш пристрастный, «умный» ум изо всех сил пытается топорные эмоции оправдывать, выстраивая нагромождения лживых, порой откровенно нелогичных обоснований просто потому, что хочется! Даже толком не понимая, чего именно и почему он хочет. Нечто рвется изнутри и побуждает действовать стихийно и хаотично, без всякой наглядной логики. Вспоминаем аналогию о нечутком слоне в посудной лавке.

То есть, чтобы не казаться себе самому таким вот неадекватным и бесконтрольным, «без царя в голове», ум начинает врать, и приписывать эмоциям конкретные как бы закономерные и уместные причины. Мол, «я тут не выпячиваю свою важность, а просто так беседую» – упрощенная версия распространенного самообмана.

А если человеку намекнуть на то, что логика в его самооправданиях не вполне сходится, он, как это обычно бывает, принимается сопротивляться, выстраивая на ходу все новые дополнительные слои лжи, покрывающие изначальную, затерянную в глубинах души правду. Ведь свои желания, как выше уже говорилось, совершенно не хочется исследовать, а хочется их просто исполнять. Иначе – облом фрустрация.

Защитный механизм такого самообмана в психологии называют «рационализацией». Защитный механизм (порой агрессивного) сопротивления правде так и называют – «сопротивлением». О нем я в будущем, возможно, еще напишу отдельно.

Мы никогда не видим своего самообмана. Лишь смутно догадываемся о нем. Когда начинаем видеть, он сразу рассеивается.

Мы оправдываем свои эмоции настолько слепо и нелогично, насколько способны не замечать эту собственную слепоту. Поэтому, чем меньше осознанности, тем нелепей самооправдания, на которые ум ведется. Окружающие от такой неадекватности могут диву даваться.

Мы не хотим замечать собственную пристрастность – тот факт, что эмоции со всеми своими претензиями – это не правда объективной жизни, а напротив – наша маленькая, субъективная ложь, самообман, застилающий реальность личными убеждениями о том, как все должно обстоять.

Скользим по тонкой грани, где небольшой шаг, повышающий осознанность, вот-вот вскроет самообольщение. Но обнажать его даже для собственных глаз совсем не хочется. Поэтому проще оставаться с помутненным разумом.

Иногда, как показывает практика, ничего особо страшного и сложного для признания в реальном затаенном мотиве эмоции для человека уже давно нет. А укрывается этот мотив просто по давней привычке. И «проблема» тут лишь в том, чтобы самому уже сделать шаг на встречу своему сопротивлению, и наконец, увидеть, что именно ум за ним так отчаянно прячет.

Честность с собой

Ведь по сути, большая часть психических страданий случается от страха потерять привычные опоры ума. Самообман в этом ракурсе – это попытка опереться на нечто априори неустойчивое, предрасположенное к крушению.

А если реализм собственных иллюзий взглядов изначально предельный (то есть мировоззрение не противоречит реальности, а совпадает с ней), то терять нечего – какой бы ни была реальность, она уже не потревожит собственное точное отражение в нашей психике.

В этом смысле душевная гармония – это резонанс внешнего, «объективного» и внутреннего, «субъективного» – человек и мир совпадают, сливаются до стадии единения.

При этом нет необходимости познавать весь мир – это невозможно. Психологические проблемы возникают вовсе не от того, что мы чего-то об этой жизни не знаем; напротив, они возникают на почве избыточного ложного знания.

Сознание – сродни чистому зеркалу. Но ум, мастер сновидений, постоянно для нас выдумывает знакомое и понятное, «должное» и «правильное», заполняя в зеркале сознания идеальное отражение жизни своими химерами.

Эмоции – это чистые сновидения, порой с реальным ничего общего не имеющие. Все тихие и бурные эмоциональные притязания, обиды и капризы – это такой бесплодный спор шатающегося эго с монолитом реальности.

Резонанс с жизнью – это естественное свойство нашего нутра. Зеркалу, чтобы отражать реальность, не нужно ее как-то понимать. Зеркало отражает жизнь спонтанно в силу своего исконного свойства – причем отражает невозмутимо то, что есть, а не пытается фабриковать какое-то искусственное особо привлекательное отражение.

Самообман - в психологии, в религии, причины самообмана
progressman.ru

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • 2 Познание мира и себя (9609)
  • Психология и поиск себя (2473)
  • Работа над собой (2205)
  • Эзотерика, философия (1807)
  • практики, медитации (1288)
  • Тонкий мир (1121)
  • Энергетика и строение человека (718)
  • 1 Жизнь без прикрас (9314)
  • О мужчинах. И женщинах 🙂 (1648)
  • Необычное. Природа. Тайны. (1144)
  • 2020 — МИР + МЫ (909)
  • Наука (849)
  • как это было (719)
  • 2019 — МИР и МЫ (701)
  • 2018 — Мир и Земля (552)
  • космос (499)
  • 2014 — Мир и Украина (371)
  • 2017 — Мир и Земля (353)
  • 2016 — МЫ и МИР (311)
  • 2015 — Мы, Мир и Украина (268)
  • Йеллоустоун. Лепестки. Камушки. (211)
  • 3 Мудрость жизни (4432)
  • практические советы (2476)
  • Медики о медицине (475)
  • Мудрый возраст (287)
  • ОНКОЛОГИЯ (269)
  • Лечения: аромо, цвето и др. (206)
  • аптечка: мази и др. (198)
  • 4 Народные рецепты (2774)
  • 1 ЛУКОШКО полезных советов (462)
  • 1 разные общие советы (438)
  • суставы ног, рук, позвоночник (263)
  • голова, нервы, давление (223)
  • сердечно-сосудистые (166)
  • глаза, зрение (145)
  • почки, печень (144)
  • желудочно-кишечный тракт (142)
  • 2 чистка, очищение (138)
  • 2 общее оздоровление (134)
  • кожные проблемы (105)
  • уши, горло, нос (105)
  • женские и мужские проблемы (99)
  • ступни ног, грибок, мозоли, шишки (84)
  • рот, зубы и проблемы с ними (78)
  • 1 ОТ БОЛЕЗНИ ИЗЛЕЧИЛСЯ САМ (72)
  • простуда (59)
  • лёгкие (42)
  • 1 Из древних знаний (2483)
  • славянские практики (668)
  • практики других народов (368)
  • обереги (368)
  • Славянское целительство (270)
  • заговоры (245)
  • 1 Русь. Славяне. (2274)
  • НАШИ ПРЕДКИ (693)
  • История, легенды, сказки (463)
  • БОГИ славян (388)
  • Животный и растительный мир (90)
  • ПЕСНИ птицы Гамаюн (18)
  • ДОМ и КУХНЯ (2068)
  • у нас на кухне (1604)
  • Рецепты разные. Мультиварка. (330)
  • Это интересно (1605)
  • Разное (678)
  • Творчество моих близких (65)
  • Магия (1444)
  • практика (746)
  • Технологии разные (110)
  • Стихии и магия (107)
  • Предсказания. Гороскопы. (989)
  • Праздники. Новый Год. (415)
  • ПРЕДСКАЗАНИЯ разные (92)
  • Сварожий Круг (20)
  • Обучение (743)
  • Из разных книг (325)
  • космоэнергетика (257)
  • семинары, лекции (88)
  • целительные программы (73)
  • Это видео, музыка (647)
  • Фильмы (28)
  • День космических историй. (24)
  • Русский язык. (357)
  • РУНЫ (253)
  • Это Помощь для блога и компьютера (186)
  • ЭТО ЛИЧНОЕ (72)

Музыка

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Самообман, неискренность перед собой — самый распространённый вид обмана!

Печально то, что именно из-за привычки обманывать себя, из-за не умения быть предельно честными с собой — большинство людей оказываются не способны решать свои проблемы, избавляться от своих недостатков, пороков, слабостей, которые разрушают их жизнь и заставляют испытывать боль.

Запомните! Именно самообман, неискренность перед собой — является самой мощной защитой всех ваших внутренних слабостей и недостатков, пороков и зла, которые, если их не убрать, рано или поздно неизбежно разрушат вас и вашу жизнь.

Что такое Самообман

Самообман (неискренность перед собой) — это определённые негативные программы сознания и механизмы мышления, которые, чаще всего неосознанно, вводят самого человека в заблуждение, позволяют ему обмануться, выдать желаемое за действительное.

По сути, самообман — это не способность человека (его мышления и восприятия) быть объективным, адекватным и абсолютно правдивым по отношению к самому себе и своей жизни.

Часто это проявляется в желании и привычке что-то приукрасить, преувеличить (то, что выгодно, например свою значимость), что-то не заметить, проигнорировать (например свои проблемы, недостатки, то что не хочется видеть и признавать, то, что может быть больно и неприятно).

Ещё определения самообмана найденные в Интернет:

Самообман — психологический феномен, заключающийся в том, что личность считает истинной для себя некую ложь. Может быть формой психологической защиты личности.

Самообман может быть как случайным, ситуативным моментом, так и в разной степени осознанной стратегией поведения в жизни.

Причины Самообмана или почему люди обманывают себя?

1. Страх и трусость — это первая причина любого обмана. Страх себе в чём-то признаться, например признать свою вину, свой грех. Или страх взять за что-то ответственность.

Нужно понимать, что если у тебя хватило мужества признать и увидеть свои недостатки, это уже большой шаг к освобождению от них. А тот, кто не способен признать своих недостатков, слабостей, грехов — не оставляет для себя ни единого шанса, чтобы освободиться от них и стать лучше, сильнее, свободней.

2. Заниженная самооценка. Многие люди, из-за того что им не на что в себе опереться, из-за отсутствия истинного достоинства и самоуважения, предпочитают жить в придуманных иллюзиях собственной значимости и внешней показухи. Такие люди часто и густо врут о себе, приукрашивают свою жизнь в глазах других, весьма убедительно пуская пыль им в глаза, да так, что в придуманное свято верят сами.

Человек у которого есть стержень истинного достоинства, который верит в себя и свои силы — не нуждается ни в каком вранье и самообмане, чтобы повысить свою самооценку и чувствовать себя нормально. Такой человек всегда в порядке, а его самооценка всегда на высоте, потому что строится на правде, на том кем он является, на его настоящих талантах и сильных качествах, и на достойных жизненных результатах.

А тот, кто пытается строить свою значимость на лжи, внутри себя всегда будет чувствовать себя ничтожеством, потому что Душу и Совесть не обманешь.

3. Боль и нежелание испытывать страдания. Если что-то доставляет боль и страдания, и человек не знает что с этим делать, как решить проблему, то он вполне может претвориться, что проблемы попросту нет.

Но здесь нужно помнить о том, что ни одна нерешённая проблема, требующая сильных ответов, ни какая боль не исчезает сама, без причины. Можно, конечно, что-то закопать глубоко внутри себя и даже забыть на время, но вашей душе от этого легче не будет.

Поэтому лучше уж потерпеть и признать проблему, постараться найти ответы и решить её, чем обманываться и делать вид, что ничего нет. Многие люди таким подходом, самообманом создают внутри себя множество сжатых пружин (вопросов без ответов), которые рано или поздно приводят к срывам, стрессам и разрушению. Потому что проблемы имеют свойство накапливаться, если их не решать.

4. Ещё одна большая причина самообмана — это ложные знания и убеждения , какие-либо иллюзии о себе, о жизни и этом мире не соответствующие действительности.

В этом случае человек верит в то, чего нет и строит выводы и свою жизнь на заведомо ложных представлениях. А то, что есть в действительности человек попросту не замечает. Потому что люди могут воспринимать только то, что они обучены воспринимать. В этом случае самообман будет неосознанным, а основанным на обычном неведении и невежестве.

Например, когда человек с детства воспитан на основе материализма. Он верит, что он — это только физическое тело, организм и всё. Соответственно Душу свою он не способен воспринимать и не может почувствовать.

Есть и другие причины, почему люди обманывают себя.

На что заменяется Самообман?

Самообман — заменяется на Искренность перед собой, на адекватность, честность, объективность, беспристрастность по отношению к себе самому и своей жизни.

Помогает в достижении правдивости перед собой — стремление к Справедливости, к Чести.

Если вы чувствуете сердцем что такое Честь и Достоинство — это вам поможет.

С уважением, Василий Василенко

Метки: самообман неискренность обман

Самообман - в психологии, в религии, причины самообмана
www.liveinternet.ru

Самообман

Все мы немножечко себя обманываем, не нарочно, конечно. То оберегая себя, то защищаясь от чего-то негативного. «Мы всегда заблуждаемся», — уверен кандидат психологических наук Игорь Бадиев, в беседе с которым каждый из читателей найдет ответ, как, почему и для чего наша психика прибегает к искажению объективной реальности.

Психика субъективна

— Игорь Валерьевич, расскажите, какова природа самообмана?

— Я бы не стал использовать термин самообман, поскольку обман предполагает целенаправленное введение в заблуждение. Но мы ведь не пытаемся сознательно ввести себя в заблуждение. Давайте попробуем разобраться, как, почему и в чем мы заблуждаемся и каковы корни различного рода заблуждений, касающихся нас самих, других людей и мира вообще.

В первую очередь нужно сказать, что наша психика, отражая действительность, всегда субъективна. Мы в принципе никогда не видим мир таким, какой он есть. Восприятие нами окружающего мира – это всегда результат нашей собственной интерпретации, а не некоего объективного отражения.

Если мы попробуем извлечь, визуализировать картинку, которая есть у меня и другого человека об одном и том же объекте, и сопоставить их, то увидим множество различий. В этом состоит фундаментальная основа наших заблуждений еще на уровне функционирования психики как таковой. Эти заблуждения психической природы мы можем увидеть на примере таких явлений, как иллюзии восприятия.

Даже такой элементарный и простейший процесс, как восприятие посредством зрения и слуха (то есть то, что нам дано непосредственно в чувствах), это всегда некая субъективным образом интерпретированная картинка. Этой особенностью нашего восприятия хорошо пользуются иллюзионисты, ведь все фокусы построены на том, что наше восприятие склонно создавать иллюзорные вещи.

Когда дело касается более сложных вещей, не элементарного восприятия физического мира, а взаимоотношений между людьми, то здесь рождаются социально-психологические явления, связанные с искажением той или иной информации. Это то, что мы обычно называем социально-психологическими эффектами, когнитивными искажениями, фундаментальными ошибками. Когда результаты наших рассуждений, взаимодействий, выборов, умозаключений подвергаются искажению в результате взаимодействия людей друг с другом.

Например, самое распространенное явление – конформность, то есть мы предпочитаем видеть ту картину мира, которую видит большинство окружающих нас людей, при этом можем игнорировать данные своих органов чувств, не говоря уже о результатах своих размышлений. Вспомним знаменитые эксперименты известного психолога Соломона Аша. Испытуемому предлагалось сравнить два отрезка, разных по длине: короткий и длинный. Действие происходило в группе, где десять человек были подставными. Они целенаправленно давали неправильные ответы о длине отрезков. Последним шел испытуемый. Эксперимент показал, что люди склонные соглашаться с мнением большинства, ориентироваться на то, как думают, говорят и воспринимают другие.

Как рождается любовь с первого взгляда?

Те же самые искажения в социально-психологическом плане связаны и с восприятием нами других людей. Примером тому может быть такое явление, как фундаментальная ошибка каузальной атрибуции. Она заключается в том, что мы неверно приписываем причины поведения других людей на основе их групповой принадлежности.

Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции заключается в том, что хорошие поступки человека, которого идентифицируем как «свой» (считаем, что он принадлежат нашей группе по какому-то признаку), мы объясняем внутренними причинами. То есть потому, что он добрый, щедрый, лучший и так далее. А плохие поступки «своих» мы объясняем внешними причинами – «человек поступил плохо, потому что так сложились обстоятельства». По отношению к «чужим» все зеркально противоположно. Плохие поступки «чужих» мы объясняем их внутренними причинами (потому что они плохие, несправедливые и злые), а их хорошие дела — внешними условиями («им повезло», «это была случайность»).

В социальной психологии описано очень много явлений, когда мы заблуждаемся, воспринимая и оценивая других людей. Например, эффект первого впечатления, эффект ореола, эффект Пигмалиона.

— Расскажите о них поподробнее

— Эффект первого впечатления. Первое впечатление сохраняется надолго, и, чтобы изменить оценку, которая была дана в первые секунды общения, нужно очень много времени. Первая оценка дается очень быстро, и она очень устойчива — такова социально-психологическая природа человека. При этом эффект ореола заключается в том, что, воспринимая какую-то одну черту личности другого человека, мы склонны распространять ее на всю его личность в целом. А если это произошло при первом впечатлении, то оценка остается очень устойчивой.

Допустим, я случайно с кем-то столкнулся, человек мне нагрубил и у меня сложилось о нем очень негативное первое впечатление. В целом этого человека я буду воспринимать как грубияна и невежду. Если так случится, что в дальнейшем мне придется с ним взаимодействовать, то это отношение я буду сохранять очень и очень долго. Потребуется много усилий для того, чтобы его изменить.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что мы подбираем те факты, которые подходят под нашу теорию, и игнорируем другие, опровергающие ее. Мы всегда ищем подтверждение своим взглядам и убеждениям и пренебрегаем теми, которые им не соответствуют.

Этот эффект могут заметить люди, которые недавно купили автомобиль. До покупки вокруг было очень много разнообразных марок машин и ни на чем глаз не заострялся. Когда же человек купил машину, то тут же на улицах города появилось огромнейшее количество точно таких же автомобилей. Суть в том, что количество не изменилось, просто изменилась особенность нашего восприятия, то, что мы стали обращать на это внимание.

— Можно сказать, что любовь с первого взгляда основана на этих эффектах?

— Да. Ты встретил человека, гормоны подскочили, возникло первое положительное впечатление, которое очень долго сохраняется и распространяется на всю личность этого человека. При этом ты начинаешь игнорировать негативные стороны возлюбленного и замечать только то, что тебя привлекает.

Обманываться, защищаясь

Третий источник наших заблуждений находится на личностном уровне и связан с такими явлениями, как механизмы психологической защиты. Суть в том, что мы, люди, очень эмоциональные существа. По большей части оценки, суждения и решения мы принимаем не под действием здравого смысла и рациональных рассуждений, а под влиянием наших эмоциональных реакций.

Наши эмоции всегда идут впереди разума. Просто чисто эволюционно эмоции появились раньше, чем разум. Поэтому разум пытается обуздать эмоции. Наша психика устроена так, что всегда пытаемся избежать негативных эмоциональных переживаний, а стремимся испытывать позитивные эмоциональные переживания. Для того чтобы защититься от различного рода негативных переживаний, существует механизм психологической защиты.

Разновидностей таких механизмов насчитывается более двухсот, но наиболее распространенные и хорошо изученные это отрицание, вытеснение, проекция, рационализация, интеллектуализация.

— Напомните, как они работают?

— Если что-то мне не нравится, это вызывает у меня негативные эмоциональные переживания, и по принципу психологической защиты я пытаюсь избавиться от них.

Допустим, я влюбился в девушку с первого взгляда и в упор не замечаю какой-то ее недостаток. Например, безграмотность. Но я так сильно в нее влюбился, что не замечаю того, что для меня важно. Все вокруг видят этот недостаток, а я не вижу. По сути, я просто-напросто отрицаю этот факт. Если, допустим, я все-таки заметил, что у нее действительно что-то не очень с образованностью, легко могу рационализировать этот недостаток. Например, ничего страшного, зато она человек хороший и отличается жизненной мудростью. То есть я нашел рациональное объяснение, почему это не есть плохо.

Или я могу пуститься в длительные рассуждения о том, каково вообще значение интеллекта в жизни человека, и, вполне возможно, окажется, что сам по себе интеллект слишком переоценен и уровень образованности в отношениях не так уж и важен. Так срабатывает механизм психологической защиты — интеллектуализация.

Сомневаясь, приблизитесь к истине

Механизм вытеснения заключается в том, что я забываю негативную информацию. На деле она оказывается вытесненной из области сознания. Как правило, такое бывает при достаточно сильных травматических переживаниях.

Проекция срабатывает, когда какие-то качества мне в себе не нравятся. Однако я эти качества в себе отрицаю и начинаю приписывать их другим людям, замечать их у окружающих. Поэтому если вокруг меня все вдруг оказываются тупицами и глупыми людьми, то, скорее всего, это потому, что я сам себя считаю недостаточно интеллектуально развитым. Как правило, это результат комплекса неполноценности, связанного с интеллектуальной недостаточностью. Это отнюдь не значит, что я сам дурак. Это значит, что я не доволен уровнем своего интеллектуального развития. От этого недовольства я избавляюсь таким образом – отрицаю у себя и нахожу у других людей. Это касается фактически всех качеств, которые мы сами в себе не хотим видеть и отрицаем: агрессия, жадность, скрытность, подозрительность, лживость и так далее.

Получается, существуют три фундаментальных уровня заблуждений относительно себя и других людей, и, когда мы говорим о самообмане, я бы предпочел говорить, что мы всегда-всегда заблуждаемся.

Задача заключается не в том, чтобы убедить себя и других в своей правоте, не в том, чтобы найти подтверждение своим убеждениям и мыслям, а в том, чтобы понять, где мы можем заблуждаться и в чем. Нахождение этого источника заблуждений хоть на чуть-чуть, но приближает нас к истине.

Если попытаться разместить людей на шкале по степени их самообмана и заблуждений, то окажется, что есть люди, которые точно уверены, что они не заблуждаются. Они очень далеки от истины, нежели те, кто не уверены, что не заблуждаются. Еще Сократ говорил: «я знаю только то, что ничего не знаю». Кстати говоря, именно поэтому люди, которые отличаются высоким уровнем образования, интеллекта, очень сомневающиеся люди и часто проигрывают из-за этого в спорах. Чем больше человек сомневается, тем больше у него шансов и возможностей познать все многообразие этого мира и наших отношений.

m.gazeta-n1.ru

COMMENTS