Самооценка — развитие, диагностика, виды, поднятие самооценки

Диагностические методики самооценки

Методика «Лесенка» Автор: В.Г. Щур

Беседа с ребенком начинается с разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступенечке.

При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?»

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку.

Обработка и анализ результатов

1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная) ;

4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный) ;

8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная) .

Благоприятная ситуация развития:

  • если ребенок считает себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки;
  • если ребенок ставит себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кого-то из родных) ставит его на самую высокую ступеньку;
  • если ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» – это служит доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя;

Неблагоприятная ситуация развития:

Методика «Какой я?»

Цель: предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника.

Процедура проведения. Экспериментатор, пользуясь представленным далее таблицей, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов. Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий;

8-9 баллов — высокий;

4-7 баллов — средний;

2-3 балла — низкий;

0-1 балл — очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА»

Автор: ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН

МОДИФИКАЦИЯ А.М. ПРИХОЖАН

Испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию. На бланке изображено семь линий, высота каждой-100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина — едва заметной чертой.

Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Ниже представлено семь таких линий.

1)здоровье, 2)умственные способности, 3)характер, 4)авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе.

На каждой линии черточкой (-) испытуемые отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отмечают, при каком уровне развития этих качеств, сторон были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.

1 этап. По каждой из шести шкал, а шкала «здоровье» является тренировочной, («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе»)

определяются:

1. уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (0) до знака «х»;

2. высота самооценки — от «0» до знака «-»;

3. величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до « — »; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

2 этап. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение людей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку личности. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Расхождение между уровнем притязаний и самооценкой.

23 балла и более – резкий разрыв, то есть конфликт между тем, к чему человек стремится и каким считает себя.

8 -22 – норма – человек ставит те цели, которые можно достичь.

1 – 7 или при совпадении – уровень притязаний не является стимулом для развития .

Если уровень притязаний ниже самооценки, тогда « могу, но не хочу».

В результате были выделены четыре уровня определений этих качеств (отсутствующие, неадекватные, адекватно-ситуативные и адекватнообобщенные), которым для последующей количественной обработки данных придавались соответствующие баллы (0, 1, 2, 3).

Проба Де Греефе.

Данная проба была предложена французским психиатром и является не

сложным и даже крайне остроумным приемом определения самооценки.

Рекомендуется использование данной пробы при работе с учениками 1-2

Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.
Материал и оборудование : лист бумаги, с нарисованными вверху, тремя одинаковыми кругами: круг, обозначающий самого ребенка — с зеленым крестиком, воспитателя — с красным, друга — с голубым; карандаш.

Процедура проведения методики. Перед проведением методики с детьми проведено дело на тему «Чем отличается поведение плохих и хороших детей, какими качествами они обладают». Занятие проводили воспитатель и психолог в рамках учебного процесса.

Методика проводится сразу со всеми детьми. Детям раздают листики и карандаши. В процессе предъявления инструкции надобно убедится, что все дети правильно поняли, какой кружок, кого обозначает.

Инструкция .
«Перед вами три кружка: кружок с зеленым крестиком обозначает тебя. Нашли такой кружок? (Проверить все ли правильно показывают) Кружок с красным крестиком обозначает вашего воспитателя. Нашли? Покажите. (Проверить все ли правильно показывают) Кружок с голубым крестиком обозначает вашего друга. Покажите тот самый кружок. (Проверить все ли правильно показывают) От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас троих самый хороший надо опустить самую длинную линию, от того, кто самый плохой, — самую короткую; от того, кто не хороший, но и не плохой, — среднюю».
Интерпретация .

После выполнения этого задания с каждым ребенком беседуют индивидуально и просят объяснить свое решение. Беседа с одним ребенком занимает 4-5 минут. Если ребёнок нарисовал себя (круг) с короткой линией это свидетельствует о низкой его самооценке.

После выполнения этого задания с каждым ребенком беседуют

индивидуально и просят объяснить свое решение. Беседа с одним ребенком

занимает 4-5 минут. Если ребёнок нарисовал себя (круг) с короткой линией

это свидетельствует о низкой его самооценке.

Обработка и анализ результатов состоит в ранжировке мест,

присвоенных испытуемым каждому человеку, обозначенному определенным

Методика «Выбери свое место на дереве» (Автор Джон Ломпен)

Инструкция:

Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение. Затем попросите раскрасить картинку. Коричневым карандашом — ствол и ветки. За это время ребенок успеет рассмотреть всех человечков получше. Пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей. А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.

Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация:

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка.

№ 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство.

mega-talant.com

Какие параметры влияют на формирование самооценки человека

Разновидности самооценки

Самооценка — это определение возможности человека правильно воспринимать себя, свое отношение и поступки относительно окружающих. Среди составляющих самооценки можно выделить такие элементы: самокритика, требования к себе, отношение к личным достижениям и неудачам.

Виды самооценки

Говоря о видах самоанализа, психологи не ограничиваются простыми понятиями «хороший» или «плохой». Они дают более развернутое определение, опираясь на такие критерии:

  • парциальность — это достижения в каком-то определенном виде деятельности;
  • потенциал — определяется по врожденным задаткам, талантам или способностям человека.

А также среди распространенных определений самооценки по ее видам бывают такие:

  • заниженная;
  • правильная;
  • завышенная.

Каждый из этих видов имеет свои особенности и характеристики.

Заниженный уровень

Низкая самооценка формируется на основании различных факторов. Это может быть оценка умений и успехов человека близкими родственниками, уровень психологического здоровья, статус человека в социальной сфере, различные генетические недостатки и прочее.

Параметрами самооценки являются следующие характеристики:

  • человек становится слишком самокритичным и выражает частое неудовлетворение;
  • критика со стороны окружающих вызывает у человека негативные эмоции (обида, раздражение, злость), ему кажется, что к нему излишне придираются;
  • человек становится очень нерешительным, из-за того, что он боится допустить ошибку и быть высмеянным;
  • постоянное стремление угодить, даже если это происходит в ущерб самому себе;
  • неправильное восприятие вины и допущенных ошибок;
  • личность постоянно враждебно настроена, без каких-либо аргументированных причин;
  • пессимизм со всеми его негативными аспектами;
  • человек, имеющий низкую самооценку, воспринимает свои временные неудачи и поражения как постоянные.

Эти люди очень восприимчивы и зависимы от общественного мнения. Для них очень необходимо получать признание от окружающих, они считают, что положительное мнение окружающих напрямую зависит от достигнутых успехов. То есть, они искренне верят, что хорошие отметки в школе, повышение по службе, успехи в отношениях незамедлительно приведут к признанию в обществе.

Излишне сниженный уровень самоанализа может привести к различным комплексам и нереализованному потенциалу личности.

Адекватное восприятие себя

Такой вид самовосприятия выражается в способности личности указать на объективную и правильную оценку своих возможностей и потенциала. Она дает возможность относиться к своим действиям с оптимальной критичностью, что не мешает нормальной реализации личностного потенциала и позволяет окружающим правильно оценивать личность.

Психологи выделяют два фактора мотиваций для людей с правильным уровнем самоанализа:

  1. Желание достичь успеха. Личности, имеющие такую мотивацию, более оптимистичны. Они не зацикливаются на различных препятствиях и неудачах. Мнение окружающих для них не очень значимо.
  2. Избегание трудностей всеми возможными способами. Люди этого типа избегают риска, являются более осторожными. Путь к достижению целей, для таких личностей тернист и сложен, с большим количеством различных препятствий.

Завышенная самооценка

Такой уровень самовосприятия говорит о том, что личность неспособна правильно оценить уровень своих возможностей и себя в частности. Такие люди имеют много претензий к окружающим людям и возникающим ситуациям. Им сложно выстраивать нормальные отношения с окружающими, что часто способствует потере нормального личностного контакта.

Снизить завышенную самооценку очень легко. Если у человека с высокой самооценкой что-либо не выходит, или выходит не так как нужно, он начинает угнетать себя и его самооценка падает до заниженной. При этом это может сопровождаться глубокой депрессией или приобретением вредных зависимостей (алкоголь, сигареты, наркотики).

Одной из причин завышенной самооценки является перфекционизм — это стремление достичь максимального уровня совершенства в различных областях деятельности человека. Проблема этого личностного качества заключается в том, что везде достичь идеала очень сложно, если не сказать невозможно. Поэтому перфекционизм может оказать негативное влияние на становление правильного самовосприятия.

Функции самооценки

Любой самоанализ выполняет множество функций, которые детально описаны ниже.

  1. Регуляторная. Эта функция помогает личности в принятии правильных решений и определении задач.
  2. Защитная. Обеспечивает личности независимость и стабильность.
  3. Развивающая функция. Помогает человеку самосовершенствоваться и развиваться.
  4. Сигнальная, или как ее еще называют отражающая. Дает возможность личности понимание правильного отношения к себе, личностным качествам и действиям.
  5. Эмоциональная. Дает личности ощущение удовлетворенности от своих поступков и личных качеств.
  6. Прогностическая. Помогает человеку регулировать уровень своей активности в начале какого-либо действия.
  7. Корригирующая. Дает возможность правильно контролировать процесс выполнения действия.
  8. Ретроспективная. Помогает реально оценить свое поведение в период завершения своего действия.
  9. Мотивирующая. Толкает человека на какое-либо действие, для получения одобрения окружающими и обретения гордости, развития самоуважения и удовлетворения.
  10. Терминальная. Если человек чувствует, что его действия вызывают высокий уровень самоанализа и самокритики, то эта функция заставляет прекратить действие, или изменить его ход.

Формирование самовосприятия

Самооценка — это в психологии определение отношения человека к себе, своим поступкам и личностным достоинствам и недостаткам. Формирование самооценки главным образом происходит еще в детском возрасте, в период познания окружающего мира и всех его аспектов. Практика показывает, что самооценка — это непостоянное явление, которое может изменяться в зависимости от различных обстоятельств. Новые критерии оценивания могут повлиять на уже усвоенные. Различают три основных фактора, которые принимают важное участие в формировании самооценки:

  1. Еще одним фактором является то, что человек дает себе такую оценку, какую, по его мнению, дают ему окружающие.
  2. Последний фактор раскрывает то, какую оценку дает человек своим действиям и поступкам. Другими словами, он испытывает особое удовольствие оттого, что выбрал конкретный вид деятельности и хорошо с ним справляется.

Стоит отметить, что самоанализ, вне зависимости от всех этих факторов, всегда является исключительно субъективной оценкой.

Этапы развития

Самооценка развивается у человека с раннего детства и до конца его жизни.

Раннее детство

Или, наоборот, ребенок, придя в детский сад, столкнется с тем, что его будут оценивать как всех остальных, без каких-то возвышений. Это неизбежно повлечет за собой угнетение и в дальнейшем низкую самооценку. И также и слишком критичные родители, постоянно повторяющие ребенку, что он ничего не может либо у него ничего не получается, заведомо занижают его самоанализ.

Средний дошкольный возраст

К этому возрасту ребенок уже может объективно оценивать свои действия, личные победы и неудачи, а также свою личность в общем. В этот возрастной промежуток родители имеют особое воздействие на психологическое развитие ребенка. При этом те из них, которые имеют доверительные отношения с ребенком, оказывают на его психологический рост более активное влияние. Поэтому основной задачей родителей является помочь ребенку правильно сформировать свою самооценку.

Ребёнок 5−6 лет

Начинающие школьники

Основной проблемой этого возраста, является сильное доверие ко всем взрослым, особенно учителям. Они берут с них пример, стараются подражать, полностью принимают их оценки. Даже в том случае, когда такой ребенок дает себе самооценку, он просто пересказывает по-своему слова своего учителя.

Это означает, что именно учителя в период младшей школы помогают ребенку правильно поставить уровень своего самоанализа. В этом возрасте детям важно, чтобы положительные характеристики его личности были общепризнанными.

Подростковый период

Для подростков ключевым фактором в развитии правильного уровня самоанализа является мнение сверстников и друзей. В возрасте до 11 лет многим подросткам свойственно давать негативную оценку себе и своим действиям. Такое восприятие остается и дальше, к 13 годам, правда, оно сопровождается хорошими изменениями в виде роста самоуважения.

По мере того как подросток взрослеет, он начинает более трезво оценивать себя как личность. При этом в начале этого периода, подростку свойственно осознавать только определенные поступки в конкретных ситуациях, далее познаются черты характера, а уже в самом конце — особенности собственной личности.

Как изменить свою самооценку

Существует несколько способов в любом возрасте повлиять на свою самооценку. Способ следует выбирать исходя из личностных качеств и потребностей. Ниже описаны самые распространенные методы поднятия самооценки.

  • На листе бумаги или в ежедневнике на первой странице, необходимо записать все позитивные и негативные свои качества. В момент, когда произошла какая-либо неудача и самооценка пошатнулась, необходимо просто достать этот список и перечитать его. Этот способ помогает всегда оставаться уверенным в себе и своих силах.
  • Еще один популярный метод заключается в ведении ежедневника, в который записываются только успешные моменты дня. Это поможет не только поддерживать свою самооценку, но и обеспечит положительный настрой и желание совершенствоваться на следующий день.
  • Для достижения каких-то новых целей необходимо составить четкий план действий и неуклонно ему следовать. Это даст возможность не обращать внимания на преграды и незначительные неудачи.

Самооценка - развитие, диагностика, виды, поднятие самооценки
chebo.pro

Повышение самооценки

Что мешает повышению самооценки

Прежде чем рассматривать самые эффективные способы повышения самооценки личности, необходимо разобраться, какие основные причины мешают человеку чувствовать уверенность в себе.

Следует отметить, что иногда истоки неоправданно заниженной самооценки лежат в детском возрасте человека, что обусловлено, как правило, отношением родителей к ребенку и методами воспитания. Но бывает и так, что подобный комплекс развивается с годами, то есть его провоцируют различные жизненные обстоятельства. И если человек не находит в себе силы бороться с проблемой, со временем она только усугубляется, активно способствуя и развитию комплекса неполноценности.

Рассмотрим самые распространенные причины, мешающие повышению самооценки личности:

  • Негативный настрой окружающих;
  • Критика окружающих людей;
  • Зацикленность на собственных неудачах;
  • Постоянное сравнение себя с другими;
  • Слишком высокие приоритеты.

На самом деле негативно настроенных людей в обществе гораздо больше, чем тех, кто старается всячески подбадривать и вселять уверенность в ближнего. Поэтому повышение самооценки в психологии зачастую связывается с окружением человека. Если его постоянно убеждают, что он все делает плохо или неправильно, постепенно он начинает в это верить.

То же касается и критики. Неважно как, качественно или нет, выполнена работа: всегда найдутся те, кто будет ее критиковать. Здесь уже вопрос в собственных комплексах критикующих: таким образом они как бы самоутверждаются, однако делают это за счет других. Следует избегать общения с такими людьми либо не придавать значения необоснованным замечаниям.

Повышению самооценки также мешает зацикленность на прошлых неудачах и ошибках, что приводит к ненужному обобщению: человек начинает думать, что если у него что-то не получилось, то в следующий раз будет так же. Это грозит тем, что он вообще перестанет пробовать свои силы в чем-то и предпочтет ни за что не браться.

Сравнение себя с другими людьми также служит одной из главных причин заниженной самооценки. Нередко на этом фоне в человеке пробуждается такое вредное качество, как зависть. Он постоянно думает, что если бы у него были такие же способности, как у другого, он бы достиг лучших результатов. На самом деле следует опираться на собственные возможности и ставить цели, исходя из них.

Повышение самооценки в психологии нередко связывают с умением соответствовать своим приоритетам. Когда же цели и замыслы слишком трудные и для их осуществления требуется немало времени, человек решает, что они ему не под силу и начинает винить себя. Такой опыт приводит к тому, что он вскоре отказывается от планирования собственной жизни, опираясь на мнение, что у него все равно ничего не получается.

Методы повышения самооценки

Для того чтобы помочь человеку обрести уверенность в себе и в собственных силах, психологи используют различные методы повышения самооценки. К тому же, если человек способен осознать свою проблему, он может применять их самостоятельно без помощи специалистов.

Рассмотрим самые эффективные способы:

  • Откажитесь от постоянной самокритики;
  • Простите себя за прошлые ошибки и откажитесь от комплекса вины;
  • Постарайтесь извлечь ошибки из прошлых неудач и рассматривать их как нужный опыт;
  • Откажитесь от разрушительных стереотипов и привычных негативных мыслей;
  • Занимайтесь любимым делом и не отступайте от своих принципов;
  • Прекратите жалеть себя и оправдываться;
  • Планируйте собственную жизнь;
  • Доводите начатые дела до конца;
  • Обращайте больше внимания на свой внешний вид;
  • Попрощайтесь со всеми страхами;
  • Научитесь любить себя таким, какой вы есть.

Методы повышения самооценки на этом не исчерпываются, но если следовать хотя бы половине данных пунктов, можно добиться желаемого результата совсем скоро.

Техники повышения самооценки

На сегодняшний день существует большое количество специальных техник повышения самооценки. Многие из них не требуют никаких особых усилий, и человек может проводить их самостоятельно. Приведем самые распространенные варианты:

  • Самореклама;
  • Зеркало;
  • Дневник побед;
  • Создание образа.

Для осуществления техники повышения самооценки с помощью саморекламы необходимо на листке бумаги написать короткий текст о себе самом. Ключевым моментом здесь является акцент на своих лучших качествах и достижениях. Нужно представить, что это характеристика собственной персоны, которая требует преподнести себя с лучшей стороны. Данный текст необходимо перечитывать ежедневно.

Повышению самооценки очень способствует ведение так называемого дневника побед. В отдельную тетрадь необходимо ежедневно записывать все успехи и достижения, которых вы добились за день. Это могут быть даже самые маленькие радости и незначительные удачи. Важно, чтобы каждый раз вечером вы смогли записать в дневник хотя бы 4-5 пунктов. Впоследствии прочитывание такой тетради будет оказывать положительное влияние на самооценку и придавать уверенности в своих силах.

Самооценка - развитие, диагностика, виды, поднятие самооценки
www.neboleem.net

Психологическое занятие для педагогов с элементами тренинга «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения»

Марина Четина
Психологическое занятие для педагогов с элементами тренинга «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения»

Психологическое занятие для педагогов с элементами тренинга

«Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения»

Цель занятия: содействие развитию и совершенствованию личности педагога через формирование адекватной самооценки.

1. Познакомить педагогов с понятием самооценки и её видами.

2. Определить актуальную самооценку педагогов.

3. Развивать интерес педагога к собственному «Я».

4. Способствовать коррекции эмоционального самоотношения.

Содержание занятия

1. Мини-лекция о самооценке

2. Тест «Моя самооценка» (приложение 1)

3. Практические упражнения на повышение самооценки

Ход занятия:

«Самооценка и ее влияние на формирование личности»

Наиболее важным для формирования самооценки являются первые 5 лет жизни. В это время ребенок ориентируется только на те оценки, которые ему дают родители и педагоги. Одна из причин низкой самооценки у ребенка – это низкая самооценка у воспитывающих его взрослых, в частности педагогов. Заниженная самооценка у детей это очень плохо! Ведь ребенок с заниженной самооценкой не получает полноценного развития, что, в свою очередь, приводит к ряду моральных травм и комплексов. Вопросы ведущего к педагогам:

Какие действия взрослых ведут к формированию низкой самооценки у ребенка? Какие действия взрослых ведут к формированию высокой самооценки у ребенка?

Самооценка – это то, как вы относитесь к себе, как вы видите себя и кем себя считаете. Это качество формируется на основе комплекса представлений о самом себе, перечня собственных хороших и плохих качеств.

Уровень самооценки – это ваш субъективный взгляд на себя. Это качество формируется постепенно с самого рождения и может сознательно или неосознанно изменяться. Изменение в направлении снижения самооценкиобычно происходит неосознанно: хорошее остается незамеченным, воспринимается, в силу привычки, как должное, а плохое обращает на себя внимание, соответственно сильнее закрепляется в подсознании, и влияет на отношение к себе.

Повышение уровня самооценки формируется на основе мыслей и действий в различных ситуациях. Самооценка личности – это отправная точка для достижения успеха. Думаешь ли ты, что ты можешь или что не можешь — в обоих случаях ты прав. (Г. Форд. http://greatwords.ru/quote/6083 Великие слова – цитаты, афоризмы, высказывания) Высокий уровень самооценки исключительно важен, он ведет к уверенным действиям и правильным решениям. Когда ваша самооценка улучшается, то улучшается и ваша отдача во всех сферах жизни. Качество жизни складывается из совершаемых действий. Формирование высокого уровня самооценки напрямую влияет на всю вашу жизнь.

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка характеризует человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Основным признаком низкой самооценки является то, что человек думает плохо только о себе, но не о других, считает себя плохим, а других – хорошими.

Психологически зрелый человек обладает чувством собственного достоинства – он уважает и любит себя, доверяет себе, независимо от того, какие поступки, хорошие или плохие, совершает. Он принимает себя таким, каков он есть.

При этом в случае совершения плохих поступков или неправильного поведения психологически полноценная личность испытывает чувство вины, стыда или раскаяния. Люди же с заниженной самооценкой испытывают эти чувства, даже не совершая плохих поступков. Вот в чем различие.

Участникам предлагается выполнить упражнение «Мы похожи?»

Инструкция: В парах в течение 4 минут необходимо вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные. Но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другим.

Причины низкой самооценки:

1. Постоянное общение с обществом негативно настроенных людей.

2. Способности человека, внешний облик или интеллект, неоднократно высмеивались и подвергались сомнению родителями, учителями или друзьями. Но, согласитесь, независимо от того, как вы выполните задание, всегда найдутся те, кто будет вас критиковать. Ведь возможно, что в основе их критики лежит желание повысить чувство собственной значимости.

3. Придание необоснованно большого значения событию, в котором вы потерпели поражение. Между тем неудачи — это неотъемлемые составляющие успеха. Если терпите неудачу, нельзя считать, что вы плохой человек или неудачник. Вы обязаны сделать выводы и двигаться вперед. Переносить неудачу, произошедшую в какой-то определенный момент на всю свою жизнь, и воспринимать ее неудачей всей своей жизни – огромная ошибка. Вы значительно теряете в представлении о самих себе и приобретаете ложное чувство вины.

4. Сравнение себя с другими людьми. Обычно люди сравнивают свои недостатки с чужими сильными сторонами.

5. Установка для себя настолько высоких целей, что добиться их за короткое время является практически нереальным. Разумеется, они не достигают этих целей, в результате чего формирование самооценки переходит в неправильное русло, и они перестают ставить дальнейшие задачи, т. к. это связано с негативным опытом. Нет нереальных целей, есть нереальные даты. Педагоги с низкой самооценкой бояться использовать инновационные методы обучения, и, как правило, используют традиционные методы обучения.

2. Тест «Моя самооценка»

После выполнения теста, педагоги обрабатывают его результаты. Ведущий отвечает на возникающие вопросы.

3. Практические упражнения

на повышение самооценки

Упражнение «Зеркало». Смотреть почаще на себя в зеркало и говорить позитивные слова, хвалить себя.

Упражнение «Дневник побед». Записываем ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ, что случилось за день. Когда наступят сложные времена — открывайте дневник и заряжайтесь.

Упражнение «Новый (новая) я». Создать и описать новый образ самого себя и держать его в голове.

Упражнение «Самореклама». Самореклама – это короткий текст, который описывает вас и ваши качества с самой лучшей стороны. Очень хорошо работает вместе со способом один — «зеркало».Вы берете листок бумаги и пишете:

«Ольга Владимировна, познакомься с Ольгой Владимировной – успешным и активным педагогом. Она работает в детском саду № 45 воспитателем старшей группы. Ее очень любят дети и уважают родители, ценят в коллективе за ее профессионализм, творчество и инициативу. Она прекрасная мать, жена, хозяйка. В ее доме всегда тепло и уютно. Муж ценит ее за ум, прекрасную внешность, за умение встать на место другого человека. У Ольги огромные мечты, она в совершенстве владеет техникой самовнушения. У нее очень сильная вера в свое дело и особенно в себя. Её любовь бесконечна. Она очень любит свое дело. Она любит трудности, так как верит, что чем больше трудности, тем большая награда ждет её в будущем. Она со вкусом одевается, прекрасно выглядит. У неё очень высокий уровень самооценки, благодаря тому, что она знает, кто она и что за работа у неё в руках. С каждым днем её уверенность в собственных силах растет, и Ольга становится лучше, чем была вчера, увереннее в себе, в своей цели. Она способна достичь любых целей, вера ведет ее».

Затем каждый день читаете этот текст, лучше перед зеркалом.

Педагогампредлагается ответить на следующие вопросы:

Какой опыт вы приобрели? Что почувствовали? Что вам понравилось? С какими трудностями вы столкнулись? Что было интересно? Какое настроение у вас после занятия?

Далее участники становятся в круг. Предлагается передать по кругу свечу при этом говорить друг другу свои пожелания, комплименты, теплые слова, всячески выражая симпатию друг другу.

Тест «Моя самооценка»

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить, или делать что-то?

а) очень часто — 1 балл;

б) иногда — 3 балла.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком,вы:

а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.

3. Выберите одно из мнений,наиболее вам близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;

б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;

в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас.Вы:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное — 3 балла;

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге.Скорее всего вы купите:

а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;

б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;

в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче – 1 балл.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые, добиваются большего успеха, чем вы?

б) нет — 5 баллов;

в) иногда — 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

в) не знаю — 3 балла.

10.Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой — 1 балл;

б) желтый — 3 балла;

в) красный — 5 баллов.

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов,тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других».Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль.

37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми.Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучат сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом. Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Консультация для педагогов с элементами тренинга на тему «Скандинавская ходьба» Цель: познакомить педагогов со скандинавской ходьбой как видом оздоровительной физкультуры для детей и взрослых. Обучение технике скандинавской.

Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Аспекты педагогического общения воспитателя с детьми» Цель: познакомить с понятием «педагогическое общение». Раскрыть основные аспекты педагогического общения воспитателя с детьми: функции,.

Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Толерантность в педагогическом общении» Цель :познакомить с понятиями: толерантность, толерантность в педагогическом общении, коммуникативная толерантность. Раскрыть основные аспекты.

Лекция с элементами тренинга: «Профилактика и коррекция синдрома профессионального выгорания педагогов» Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его факторами, причинами, стадиями, способами профилактики. Задачи: — обобщить.

Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов образовательной организации «Будем знакомы» Разработала и провела Педагог-психолог Агошкова М. Д. ДО ГБОУ школа №1739 Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов.

Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов» Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья. Задачи: 1. Дать представление о «синдроме эмоционального.

Занятие для детей и родителей с элементами тренинга «Мы вместе» Занятие для детей и родителей «Мы вместе» Цель: создание условий для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации. Задачи: 1. Активизация.

Занятие с элементами тренинга для педагогов «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений» Цель: проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и определить,.

Самооценка - развитие, диагностика, виды, поднятие самооценки
www.maam.ru

Рекомендации по повышению и регулированию самооценки личности

Высота самооценки

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти люди составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Уровень самооценки влияет на все поступки человека. Чаще всего самооценка бывает занижена, а реальные возможности человека выше, чем представления о своих возможностях. Это связано с тем, что формирование самооценки происходит, в основном, в детстве, когда возможности человека развиты слабо. Кроме того, серьезное влияние оказывает негативное окружение. Конечно, встречаются случаи, когда у человека завышенная самооценка, это характерно только для очень молодых людей. А для взрослых людей характерна обратная ситуация.

Повысить самооценку вполне реально, хотя это часто довольно медленный процесс. Однако сознательные попытки в формировании самооценки могут быть полезны практически каждому.

Двенадцать рекомендаций, которые помогут повысить самооценку и уверенность в себе:

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у Вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у Вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых Вы не можете превзойти.

2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли Вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых других аспектах вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с Вашими высказываниями о себе.

3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.

4. Используйте аффирмации (утверждения) для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: «Я люблю и принимаю себя» или «Я привлекательная женщина и заслуживаю в жизни самого лучшего». Пусть это утверждение всегда будет с вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь.

5. Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Любая информация, допускаемая в свой разум, «пускает там корни» и влияет на ваше поведение. Доминирующая информация влияет на ваши поступки доминирующим образом. Если вы смотрите негативные телевизионные программы или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные повысить самооценку, вы будете приобретать качества от них.

6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.

7. Сделайте список ваших прошлых достижений. Это не должно обязательно состоять из чего-то монументального. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда-то испытали.

8. Сформируйте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список чаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы хотите.

9. Начните больше давать другим. Речь не о деньгах. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде поступков, которыми вы можете помочь другим или позитивного поощрения других. Когда вы делаете что-то для других, вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а ваши самооценка и настроение повышаются.

10. Старайтесь заниматься тем, что вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства, если ваши дни проходят на работе, которую вы презираете. Самооценка процветает, когда вы заняты работой или какой-либо другой активной деятельностью, которая приносит вам удовольствие и дает возможность почувствовать себя более ценными. Даже если ваша работа не вполне устраивает вас, вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят вам радость.

11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как вы хотите ее проводить. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы неверны себе и у вас будет низкая самооценка.

12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

Вы уникальная личность, с огромными возможностями, с огромным потенциалом. По мере того, как ваша самооценка будет расти, ваши истинные способности будут раскрываться. Вы начнете принимать на себя больший риск и не бояться отказа; вы не будете ориентироваться на одобрение других людей; ваши взаимоотношения будут намного полезней как для вас, так и для других; вы будете делать то, что приносит вам радость и удовлетворение. Что наиболее важно, высокая самооценка принесет вам душевное спокойствие, и вы действительно по-настоящему оцените самого себя.

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 3130 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

studopedia.su

Самооценка. Виды самооценки. Ее роль в успешности деятельности

Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку представления о себе. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности.

Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется.

Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки .

§ Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я»: чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным «Я», тем выше самооценка личности.

§ Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с тем, как, по мнению человека, его оценивают другие.

§ Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности: чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше ее самооценка.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

§ уровень (высокая, средняя и низкая);

§ соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);

§ особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности и достижения, в тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в, действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка свойственна личности, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Неадекватная самооценка в свою очередь может быть как завышенной, так и заниженной. Бели человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей.

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка занижена. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а свои реальные успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и т.п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.

Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна – высокая самооценка, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к «выученной беспомощности» – человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни на что не способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями.

Неверная самооценка лежит в основе многих проблем, «Если мы не любим себя и не уважаем себя…мы выбираем работу, слишком простую для наших возможностей, и совершаем другие ошибки … в основе которых, — замечает Санфорд, — лежит наше мнение, что мы этого заслуживаем».

Самооценка помогает найти свое место среди окружающих людей. Чем ниже самооценка, тем хуже считает себя человек по сравнению с окружающими людьми. Он ждет (и, как правило, дожидается, неосознанно провоцируя окружающих) насмешки, обмана, унижения со стороны тех, кто с ним общается. Защищая себя, он выстраивает вокруг стену недоверия. Такие люди не могут объективно воспринимать мир и, следовательно, принимать правильные решения. «Человек, постепенно накапливая опыт неуспеха, начинает чувствовать себя непригодным к этой жизни.

Человек, чья самооценка высока, доверяет самому себе и совершает обдуманные поступки. Он в состоянии самостоятельно разобраться в ситуации и сделать правильный выбор, опираясь на свой опыт, а не на чужое мнение. Даже человек, ценящий себя выше, чем он того заслуживает, находится в более выгодном положении, чем человек с заниженной самооценкой. Самооценка служит основой, на которой человек выстраивает свои взаимоотношения с окружающим миром»

Успех — это всегда следствие внутренних, а не внешних причин. То есть все, что может помочь человеку в достижении успеха, находится в нем самом. К этим внутренним признакам, отличающим успешного человека от неуспешного, относятся, в первую очередь, три фактора: самооценка, общительность, энергичность.

studopedia.ru

COMMENTS