Самооценка школьника — развитие, диагностика

Альманах педагога

Автор: Усольцева Татьяна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Диагностика самооценки младших школьников
Дата публикации: 12.01.2019
Раздел: начальное образование

Диагностики для определения самооценки младших школьников

Методика «Лесенка» (составитель В.Г.Щур)

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые

плохие мальчики и девочки.

На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и

умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке.)

Обработка результатов:

1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика “Какой Я?” (модификация методики О.С. Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки

различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе,

предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся

в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы

типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей

сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Протокол методики “Какой я”:

Оценки по вербальной шкале

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий.

Методика «Три оценки» А.И. Липкиной

Цель исследования: выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию.

Процедура исследования

завышенной, заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из

разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании

и поэтому они поставили разные отметки. Обведите кружком ту отметку, с которой вы согласны».

Затем, в беседе с учениками, выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Твоя работа заслуживает отметки «три», а учительница поставила тебе «пять». Обрадуешься

ты этому или это тебя огорчит?

2. Какие отметки тебя радуют, какие огорчают?

3. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

Обработка и анализ результатов

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим

аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б)

любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по

Проба Де Греефе

экспериментальная

предложенная

французским

определения

рекомендуется использовать при работе со школьниками 1-2 класса.

Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.

Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.

Процедура исследования

одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего

учителя, второй — тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка

надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную

линию; от того, кто самый глупый — самую короткую; от того, кто средний — среднюю». После

выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.

Обработка и анализ результатов

По данным, в норме уже в первом классе все дети самую длинную линию проводят от

кружка, который обозначает их учителя. При решении же вопроса о том, кому должна достаться

средняя линия, а кому самая короткая – испытуемому или его однокласснику – преимущество, как

правило, отдается тому, кто лучше учится.

оценивания, не следует делать скоропалительных выводов о его умственной неполноценности.

Данное обследование, как впрочем и любое другое, должно обязательно сопровождаться беседой с

ребенком, в ходе которой выясняются основания его действий и решений.

Методика «нарисуй себя»

диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет.

Цель исследования: определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у

детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

оборудование.

использовать карандаши «Полицвет» для того, чтобы в возможной степени смягчить фактор

располагаемой пред ребенком вертикально, наверху большими буквами написано название

мальчик/девочка (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик/девочка», «Я».

Процедура исследования

Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, поэтому

при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после

того, как все закончили предшествующий.

Инструкция: «Сейчас вы будете рисовать. Сначала нарисуете плохого мальчика или плохую

девочку. Будете рисовать тремя карандашами. Выберете эти карандаши и покажите их мне, а

оставшиеся три уберите. (Необходимо убедиться, что все дети это сделали). Найдите страницу,

вверху которой написано «Плохой мальчик/девочка». Все нашли? (Проверить, все ли дети нашли

нужную страницу). Начинаем рисовать».

После того, как все дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: «А теперь

отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возьмите три оставшихся. Покажите мне их.

(Необходимо убедиться, что все дети правильно поняли и выполнили эту инструкцию). Этими

карандашами вы нарисуете хорошего мальчика или хорошую девочку. Найдите страницу, на

которой сверху написано «Хороший мальчик (девочка)». Все нашли? (Проверить.) Начинаем

Инструкция, даваемая перед третьим рисунком: «На оставшемся листке (на нем сверху

написано «Я») каждый из вас нарисует себя.

Себя вы можете рисовать всеми шестью карандашами. Возьмите все карандаши в руку и

покажите мне. (Проверить.) А вот сейчас внимание! Пусть ваш рисунок будет с секретом. Если

кто-нибудь захочет нарисовать себя похожим на хорошего мальчика или хорошую девочку, то

пусть в рисунке будет больше тех цветов, которыми вы рисовали хорошего мальчика или девочку.

А если захочется нарисовать себя, похожим на плохого, то тогда в нем будет больше тех цветов,

которыми рисовали плохого мальчика или девочку. Но постарайтесь в этом рисунке использовать

все карандаши. (После этого следует кратко повторить инструкцию и ответить на вопросы детей).

Итак, найдите страницу, вверху которой написано «Я» (проверить) и начинайте работать.

Необходимо специально следить за тем, как дети выполняют каждую инструкцию, отвечать

на все вопросы до того, как они начали рисовать.

нарушается инструкция. Ценную дополнительную информацию дают наблюдения за поведением

детей во время выполнения заданий, фиксация слишком быстрого или слишком медленного

выполнения. При фронтальном проведении на выполнение всей методики уходит около урока.

Индивидуальное проведение обычно требует меньше времени (в среднем около 3 мин.). В

рисования, в том числе последовательность использования цветов, спонтанные высказывания

экспериментатор может побеседовать с ребенком сразу после того, как он закончил выполнение

После завершения всей работы с ребенком проводится беседа, которая содержит вопросы о

том, рисовать какой рисунок понравилось больше всего, а какой – меньше всего и почему? Какой

рисунок, по мнению ребенка, получился лучше всего, а какой хуже? Почему на одном рисунке

мальчик (девочка) плохой, а на другом – хороший? Что можно рассказать о каждом из них? Кто –

хороший или плохой мальчик/девочка – ему больше всего нравится? Кого бы он выбрал себе в

друзья? Почему? (Особое внимание следует обратить на случаи, когда испытуемый предпочитает

плохого ребенка). Каким ребенок хотел нарисовать себя? Что он может рассказать о себе? Что ему

больше всего в себе нравится? А что он хотел бы в себе изменить? Что он лучше всего умеет? А

что не умеет? Чему хотел бы научиться? Как он думает, сможет ли он этому научиться? Что для

экспериментатор может дополнять и изменять в зависимости от конкретного случая.

Подобную беседу целесообразно проводить и в тех случаях, когда методика предъявлялась

фронтально, но так как это происходит с определенной отсрочкой необходимо перед беседой

показать ребенку его работу и зафиксировать те случаи, когда он высказывает желание что-либо

изменить в рисунках, и его рассказ об этих изменениях. Причем важно именно собственное

желание ребенка. Психолог не должен спрашивать его, хочет ли он что-то изменить в своем

нарисовать другие рисунки (один или все три), следует предоставить ему эту возможность.

Обработка и анализ результатов

Диагностическое использование рисуночных проб, особенно когда они включают (как в

данном случае) человеческую фигуру, предполагает три основных уровня анализа.

Первый уровень – проявление в рисунке показателей органического поражения ЦНС

«трясущиеся» линии (дрожание), не присоединенные линии (И. Шванцара и др., 1978). Если

анализа следует подходить с особой осторожностью.

Второй уровень предполагает анализ с точки зрения соответствия возрастным нормам. В

случае резкого отличия рисунка от обще возрастной нормы следует выяснить, связан ли пропуск,

например, отдельных деталей человеческого лица или фигуры с отставанием в развитии (что

позволяет получить ценные диагностические данные об общем развитии ребенка) или это связано

с определенными проблемами, страхами, конфликтами. Например, отсутствие кистей рук может

нарушениях в общении. Если речь идет об отставании в развитии, то переход на третий уровень

интерпретации – собственно проективный – следует проводить с особой осторожностью. Ряд

авторов полагает, что при получении на первом и втором уровне показателей, свидетельствующих

об органических поражениях ЦНС или о значительном отставании в развитии, вообще не следует

переходить на третий уровень. Однако практика работы авторов методики показывает, что и такие

дети осуществляют в рисунках проекцию собственных чувств, установок, мотивов. Поэтому и

осторожно, учитывая только наиболее ярко выраженные признаки и обращая особое внимание на

то, не связано ли появление того или иного показателя, например, с общим недоразвитием.

Общая схема интерпретации результатов методики.

При интерпретации данных используются как проективные критерии, так и показатели,

базирующиеся на методе прямого шкалирования.

almanahpedagoga.ru

Изучение самооценки младших школьников

Рубрика: Психология

Дата публикации: 01.07.2018 2018-07-01

Статья просмотрена: 1548 раз

Библиографическое описание:

Баркова, Н. П. Изучение самооценки младших школьников / Н. П. Баркова, Н. И. Аркаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 148-153. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51873/ (дата обращения: 12.12.2020).

Статья посвящена изучению самооценки младших школьников. Представлены результаты констатирующего эксперимента и составлены рекомендации педагогам и родителям по оптимизации самооценки младших школьников.

Ключевые слова: самооценка, младшие школьники, я-концепция, аутосимпатия, констатирующий эксперимент

The article is devoted to the study of self-esteem of younger students. Presents the results of an experiment and recommendations for teachers and parents to optimize the self-esteem of younger students.

Key words: self-esteem, primary school students, self-concept, automate, ascertaining experiment

В настоящее время изучение самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике.

Уровень самооценки отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха.

. Проблема развития самооценки, как наиболее значимого структурного компонента самосознания и Я-концепции человека, с давних пор находится в центре внимания отечественной и зарубежной науки: определены психологические особенности самооценки на разных возрастных этапах (Р. Берне, Л. И. Божович, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн), рассмотрены вопросы коррекции самооценки (Б. Н. Мясищев, Ю. М. Орлов, А. В. Петровский, Т. А. Репина,, Д. Б. Эльконин), определено место самооценки структуре личности (Л. С. Выготский, И. С. Кон, Я. Л. Коломинский, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, М. И. Лисина,) и многие другие.

Психологическим словарем самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [2].

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя [3]. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнана [4].

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими [5].

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются [6]. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается [7].

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами [8,9].

Исследование по изучению самооценки младших школьников, которое проходило в три этапа:

  1. Поисково-подготовительный (2016–2017г.г.).
  2. Опытно-экспериментальный (2017–2018г.г.).
  3. Контрольно-обобщающий (2018г.г.).

На констатирующем этапе была проведена исследовательская работа по изучению психологических особенностей самооценки младших школьников. Школьники были опрошены по методикам: «Изучение самоотношения» В. В. Столина, «Изучение самооценки» А. М. Прихожан, «Изучение самооценки личности школьника» С. В. Ковалев.

Исследование проводилось на базе МАОУ Гимназия № 93 им. А. Ф. Гелича, г. Челябинска, в исследовании принимали участие младшие школьники 3«А» класса в количестве 15 человек, из них 7 мальчиков и 8 девочек и ученики 3«В» класса в количестве 15 человек, из них 6 мальчиков и 9 девочек. Всего в исследовании приняли участие 30 человек.

Перейдем к результатам констатирующего эксперимента. Результаты констатирующего этапа. Для изучения самооценки в структуре самоотношения младших школьников использовалась методика В. В. Столина «Изучение самоотношения». Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Проведенный анализ исследования по методике «Изучение самоотношения» В. В. Столина показывает, что по шкале «самоуважение» высокий уровень у 36 % (5) школьников из 3 «А» и 32 % (4) школьников из 3 «В». Средний уровень у 20 % (3) школьников из 3 «А» класса и 24 % (4) школьников из 3 «В» класса, низкий уровень у 44 % (7) школьников в обоих классах. Шкала самоуважения показывает тот аспект самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Высокий уровень аутосимпатии у 16 % (2) школьников из 3 «А» класса и 20 % (3) из 3 «В» класса, средний уровень у 52 % (8) школьников из 3 «А» класса и 48 % (7) школьников из 3 «В» класса. Низкий уровень аутосимпатии у 32 % (5) школьников в 3 «А» классе и 40 %(6) школьников из 3 «В» класса, у них наблюдается враждебность к собственному «Я». Аутосимпатия, шкала, в которой отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия» и «самообвинения.

Шкала ожидания положительного отношения от других людей отражает ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. У 8 % (1) школьник из 3 «А» класса и 12 % (2) школьника из 3 «В» класса высокий уровень, у 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 32 % (4) школьников из 3 «В» класса средний уровень.

Эти школьники ждут положительного отношения к себе, желают себе по-настоящему добра. У 56 %(8) младших школьников обоих классов, т. е. чуть больше половины низкий уровень, что свидетельствует об антипатичном отношении к себе как от чужих, так и от близких людей. Такие школьники считают себя уникальными, непохожими на других, и они не ставят перед собой задачу на увеличение самоуважения.

Шкала самоинтереса отражает меру близости к самому себе, в частности — интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других, высокий уровень данного признака у 44 %(7) школьников из 3 «А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса, средний уровень у 24 %(4) школьника из 3 «А» класса и 20 %(3) школьника из 3 «В» класса и низкий уровень у 32 % (5) школьников из 3 «А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса.

Шкала глобального самоотношения, т. е. внутренне недифференцированного чувства «за» и «против» самого себя показывает: высокий уровень у 32 %(5) школьников из 3 «А» класса и 32 % (5) школьников из 3 «В» класса, средний уровень у 32 % %(5) школьников из 3 «А» класса и 36 %(6) школьников из 3 «В» класса. Глобальное отрицательное отношение к себе наблюдается у 36 % (6) школьников из 3 «А» класса и 32 % (5) школьников из 3 «В» класса в обеих группах.

Таким образом, перечисленные шкалы образуют обобщенный уровень самоотношения. Из пяти основных шкал наибольшее количество младших школьников показали высокий уровень признаки самоинтереса 44 % (8) школьников из 3 «А» класса и 40 % (7) школьников из 3 «В» класса, затем по убывающей — самоуважение 36 % (6) школьников из 3 «А» класса и 32 % (5) школьников из 3 «В» класса, аутосимпатии 16 % (2) школьника из 3 «А» класса и 20 % (3) школьника из 3 «В» класса и на последнем месте ожидание положительного отношения от других 8 % (1) школьник из 3 «А» класса и 12 %(2) школьника из 3 «В» класса.

Следовательно, наиболее проблемные зоны самоотношения младших школьников — это аутосимпатия (большое количество школьников, самообвиняющих себя) и ожидание положительного отношения от других (большое количество школьников, ожидающих антипатичного отношения к себе).

Результаты диагностики по методике А. М. Прихожан «Изучение самооценки» представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Распределение результатов исследования по методике А. М. Прихожан «Изучение самооценки»

Рассматривая результаты нормы, можно предположить, что высокий уровень по шкалам: уважение сверстников 44 % (7) школьников из 3 «А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса, характер — по 40 % (6) школьников из обоих классов и ум и способности 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 40 % (5) школьников из 3 «В» класса, т. е. в этих областях такое количество детей оценивает себя наиболее адекватно в общении со сверстниками, способности в учебе и вне ее.

Показатели выше среднего можно также считать приближенными к норме (т. е. адекватными для данного возраста). Наибольшие показатели самооценки выше среднего составили по шкалам здоровье 60 % (9) школьников из 3 «А» класса и 60 % (9) школьников из 3 «В» класса, т. е. эти ребята считают себя вполне здоровыми, и не мнительными в отношении своего здоровья ум и способности. Уверенность в себе на уровне выше среднего наблюдается у 48 % (8) школьников из 3 «А» класса и 44 % (7) школьников из 3 «В» класса. Так же считают себя вполне красивыми и привлекательными по 44 % (5) школьников из обоих классов.

В остальных случаях самооценка младших школьников является неадекватной: как завышенная, так и низкая. Наибольший процент завышенной самооценки наблюдается по шкалам «умелые ручки» 20 % (3) школьника из 3 «А» класса и 24 % (4) школьника из 3 «В» класса — это ребята, которые считают, что ничего не умеют делать своими руками, а также неприспособленными к домашней работе.

Некрасивыми и несчастными считают себя 16 % (2) школьника из 3 «А» класса и 12 % (2) школьника из 3 «В» класса. Наибольший процент низкой самооценки наблюдается по шкалам: уверенность в себе 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 30 % (4) школьников из 3 «В» класса, т. е. такие ребята весьма неуверенные в себе, им тяжелее общаться со сверстниками и учителями, чем другим ребятам.

Считают себя совершенно несчастными 36 % (5) школьников из 3«А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса. Они же считают, что их сверстники не уважают — 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса.

Итак, результаты методики А. М. Прихожан показали, что в изучаемых группах наблюдаются варианты как завышения, так и занижения нормы, которые составляют порядка трети участников эксперимента. Такие шкалы как уважение сверстников и уверенность в себе получили как самые низкие, так и самые высокие процентные показатели.

У младших школьников, неадекватно оценивающих себя, сниженная самооценка наблюдается по критериям: уверенность в себе, счастье, уважение сверстников. Завышенная самооценка касается в основном таких зон как умелые ручки, красота и счастье. Разница в группах по изучаемым факторам не значима и составляет не более 8 %.

Результаты диагностики по методике С. В. Ковалева «Изучение самооценки личности школьника» представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение результатов исследования по методике С. В. Ковалева «Изучение самооценки личности школьника»

Рассматривая результаты исследования самооценки младших школьников по методике С. В. Ковалева, можно отметить, что в изучаемых классах сниженный уровень имеют около трети школьников 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 28 % (4) школьников из 3 «В» класса, адекватная самооценка наблюдается у 56 % (8) школьников из 3 «А» класса и в 60 %(9) из школьников 3 «В» класса, завышенный уровень имеют небольшое количество ребят — 8 % (1) школьник из 3 «А» класса и 12 % (2) школьника из 3 «В» класса.

Используя методы математической статистики, подтвердим достоверность полученных результатов. Сопоставим полученные результаты по классу 3 «А» и по классу 3 «В» по U-критерию Манна-Уитни.

Сформулируем рабочие гипотезы:

H0: Уровень самооценки в классе 3 «А» не ниже уровня самооценки в классе 3 «В»,

H1: Уровень самооценки в классе 3 «А» ниже уровня самооценки в классе 3 «В».

В соответствии со следующим шагом алгоритма определим эмпирическую величину U.

Uэмп = (15*15) + — 120 = 225

Построим ось значимости.

Рис. 4. Ось значимости

Uэмп ≥ Uкр, следовательно, принимается H0: уровень самооценки в классе 3 «А» не ниже уровня самооценки в классе 3 «В».

Эмпирическое значение критерия находится в зоне значимости, поэтому принимается альтернативная гипотеза: уровень самооценки в классе 3 «А» не ниже уровня самооценки в классе 3 «В».

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что у большинства испытуемых по всем заявленным показателям преобладает адекватный уровень самооценки. Группа младших школьников, имеющих завышенный и низкий уровень, нуждается в дальнейшей, планомерной работе по формированию адекватной самооценки младших школьников. Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше развить адекватную самооценку. Существует множество способов привить ребёнку понимание его способности творить, любить, совершать благородные поступки, начиная с самого раннего возраста. Повышение самооценки автоматически ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А низкая самооценка (следствие неуверенности и робости) — залог торможения процесса принятия решений, без которых не происходит ни одно действие.

  1. Божович, Л. И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович. — М., Просвещение 2015. — 273 с.
  2. Ефимкина, Р. П. Детская психология. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2010. — 470 с.
  3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет) / И. Ю. Кулагина. — М.; УРАО, 1997. — 176 с.
  4. Немова, Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 2007. — 192 с.
  5. Петровский, А. В. Общая психология. — М.: Наука, 2012. — 220 с.
  6. Долгова, В.И., Ордина, И. П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2012. — № 4 (24). — С. 63–65.
  7. Долгова, В. И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: Subject and object of cognition in a projection of educational techniques and psychological concepts LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 — June 10, 2014). Chief editor — Pavlov V. V.. — London, 2014. — С. 62–65.
  8. Долгова, В. И. Природа как фактор нравственного развития личности // В сборнике: Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее Рушанин В. Я. Р. — Челябинск, 2000. — С. 169–171.
moluch.ru

Методики исследования самооценки ребенка

Маргарита Черныховская
Методики исследования самооценки ребенка

Методика 1. «Вербальная диагностика самооценки личности» (Н. П. Фетискин)

С целью исследования психологических особенностей самооценки единственного ребенка в семье и детей, имеющих сиблингов, использовался дифференциально-диагностический опросник «Самооценка», который состоит из 32 вопросов,предполагающих один из пяти ответов: «Очень часто» (при-сваивается 4 балла, «часто» (присваивается 3 балла, «иногда» (присваивает-ся 2 балла, «редко» (присваивается 1 балл, никогда (0 баллов).

Обработка результатов: в соответствии с ключом подсчитывается коли-чество «сырых» баллов.Каждый из пяти вариантов ответов кодируется бал-лами по следующей схеме:

Очень часто Часто Иногда Редко Никогда

4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов

Полученные показатели позволяют судить о выраженности той или иной тенденции в самооценке испытуемого.

В итоге испытуемый может быть оценен: высокий уровень самооценки, средний уровень самооценки, низкий уровень самооценки.

1. Если испытуемый набрал от 0 до 25 баллов, то это означает, что самооценка высокая.

2. Количество баллов от 26 до 45 означает средний уровень само-оценки.

3. 46 баллов и выше сигнализируют о низком уровне самооценки.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму се-бя; объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека совпадает с тем, что он в действительности собой представ-ляет, то это адекватная самооценка.

Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Неадекватная самооценка может быть как завышен-ной, так и заниженной.

Завышенная самооценка приводят к переоценке себя в ситуациях, кото-рые не дают для этого повода. Вместе с тем подобная амбициозность ставит перед человеком более сложные задачи и претензии к достижениям. В случае успеха закрепляется уверенность человека в своих силах, появляются силы для новых достижений. Но в случае неудач, могут возникнуть разочарования, тревожность, страхи, депрессия.

Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса непол-ноценности, неуверенности в себе. Такой человек воспринимает свои дости-жения и успехи как случайные, временные, не зависящие от него самого. Лю-бая неадекватная самооценка — завышенная или заниженная — затрудняет жизнь человека. Для развития положительного самоотношения, устойчивой положительной самооценки важно, чтобы ребенок в детстве был окружен по-стоянной заботой и любовью независимо вне зависимости от того, каков он.

Текст опросника представлен в приложении [см. Приложение 1].

Методика 2. Тест «Самооценка» (Будасси-1)

Назначение теста: Исследование самооценки личности.

Инструкция к тесту: «Каждый человек имеет определенные представле-ния об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ори-ентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не сов-падают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале име-ются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое вы-полняется в два этапа».

Назначение теста: Исследование самооценки личности.

Инструкция к тесту: «Каждый человек имеет определенные представле-ния об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ори-ентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не сов-падают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале име-ются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое вы-полняется в два этапа».

Этап 1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каж-дую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более зна-чимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед други-ми. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого кон-ца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования,приводим толкование этих ка-честв:

I. Межличностные отношения, общение.

1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.

2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровен-ность.

4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.

6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостепри-имством, с готовностью чем-нибудь услужить.

7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обще-стве, не задевать достоинства людей.

9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, ха-рактеру, привычкам.

10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содей-ствовать их благополучию.

12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.

13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.

14. Общительность – способность легко входить в общение.

15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.

16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои по-ступки и действия.

17. Откровенность – открытость, доступность для людей.

18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с исти-ной.

19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью дру-гих при решении общих задач.

20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения сво-их обязанностей, долга.

1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружаю-щему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и дей-ствия.

2. Гордость – чувство собственного достоинства.

3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.

4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и анти-общественные поступки.

5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.

9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.

14. Настойчивость – упорство в достижении целей.

15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способ-ность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.

3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.

5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.

7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образ-цом.

8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.

9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельно-сти.

13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть послед-ствия, прогнозировать будущее.

14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.

16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

17. Находчивость – способность быстро находить выход из затрудни-тельных положений.

18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в стро-гом порядке, логически стройно.

19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.

20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.

2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.

3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.

4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, челове-колюбия.

6. Нежность – проявление любви, ласки.

7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.

8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.

9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.

10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.

12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.

13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.

14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уны-ния.

15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.

16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.

18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения жела-ний.

19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдерж-ку.

20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из пер-вого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Об-ведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору ка-честв, затем к третьему и четвертому.

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; каче-ства, выписанные на первом этапе,а затем вычислите их процентное отноше-ние:

С = (Р / И) * 100%.

Уровни самооценки

Заниженный уровень: 0-34 балла;

Низкий уровень: 35-45 баллов;

Средний уровень: 46-54 баллов;

Высокий уровень: 55-63 балла;

Завышенный: 64 и выше.

Методика 3. «Самооценка личности» (Будасси-2)

Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите набор из 20 качеств лич-ности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правди-вость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жад-ность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимо-сти. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеаль-ных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете про-стить, а какие-то – нет, под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 –самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток, под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)»

Слова,обозначающие отдельные качества личности :аккуратность, бес-печность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жад-ность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, ис-кренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринуж-денность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, пе-дантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, тер-пеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.

2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и по-ставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…»

3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» циф-ру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…»

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

1. Найти значения d, d 2, S d 2

где d — разность номеров рангов.Внести в таблицу:

№ 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20.

2.По формуле Роджерса подсчитать коэффициент корреляции рангов:

r =1 — (6 S d 2 /(n 3 -n) ,

где d — разность номеров рангов, n — число рассматриваемых свойств (20)

Если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;

Если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку;

При -0,5 «Развитие положительной самооценки старших дошкольников средствами театрализованной игры» Самооценка как свойство человеческой личности, активно развивается в дошкольном возрасте на основе формирующегося самосознания, способов.

Анализ мониторингового исследования Анализ мониторингового исследования В сентябре 2016 года МОАУГ № 8 (детский сад № 25) были проведены мониторинговые исследования детей.

Коррекционная программа уровня самооценки детей В возрастной и педагогической психологии дошкольный возраст занимает особое место: в этом возрасте формируется произвольность психических.

Мониторинг по результатам исследования детско-родительских отношений В феврале 2016г. было проведено исследование эмоциональной стороны отношений родителей с детьми. В опросе приняли участие 41 человек. В.

Обоснование диагностической методики исследования грамматических обобщений имен существительных у дошкольников с ОНР Изучением особенностей морфологической системы у детей с общим недоразвитием речи занимались В. А. Ковшиков [2], Н. В. Серебрякова Р. И. Лалаева.

Приёмы формирования самооценки достижений предметных результатов у обучающихся школы VIII вида Биология, как учебный предмет, вносит существенный вклад в формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, системы знаний, как.

Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать Вам одну легенду: Жил мудрец на свете, который знал.

Проблема изучения самооценки подростков из неполных семей ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Жуина Д. В., Андина О. И., Беляйкина А. П. ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический.

Развитие самооценки и самоконтроля младших школьников в системе развивающего обучения

Просмотр содержимого документа
«Развитие самооценки и самоконтроля младших школьников в системе развивающего обучения»

Развитие самоконтроля и самооценки младших школьников в системе развивающего обучения

Актуальность

Проблема формирования и развития самоконтроля учащихся, как составляющей контрольно-оценочной функции является одной из центральных проблем становления учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. Одним из существенных отличий в познавательной деятельности «успешных» и «неуспешных» учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. «Неуспешные» школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого.

Организация учебной деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты.

Появление действий самоконтроля означает, что структура учения наполняется всеми компонентами и происходит обобщение способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то, что обычно называют умением учиться.

Необходимо отметить, что в обычной практике работы, как правило, преобладает внешний контроль по результату, где проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, умение контролировать каждый свой шаг, а полученный результат, что не позволяет развиваться самоконтролю в младшем школьном возрасте.Современная школа должна не только сформировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, т.е. обучение должно быть развивающим. А эффективность развивающего обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности. По справедливому мнению психологов, «есть такое общее психологическое правило: усвоение знаний происходит в активной умственной деятельности учащихся. Ученик должен не просто запомнить правило или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путём знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически «заученные».

Идея исследования

В государственных стандартах второго поколения, в Требованиях которых уточняется, что «в начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.

Приоритетная цель развивающей системы обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова: развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Формирование учебной деятельности школьника как способа активного добывания знаний является одним из направления развития личности. Специфика этого способа заключается в последовательной отработке активности самих обучающихся.

Половина детей на начальном этапе относилась к предучебному типу, недостаточно развито общение и способность к взаимодействию друг с другом, недоразвитость общения со взрослыми. Самооценка у большинства детей завышена.

С переходом на новый возрастной период происходят серьёзные изменения в отношении ребёнка к самому себе. Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной самооценке.Технология РО полностью базируется на учёте возрастных особенностей и построена на основе принципа ведущей деятельности. Целью начального образования является: формирование психологических механизмов учебной деятельности для дальнейшего саморазвития. Другими словами, научить обучающихся владеть «инструментом», который позволит им ставить перед собой очередную учебную задачу и находить средства её решения.

Объектом исследования является процесс развития самоконтроля.

Предметом исследования являются особенности формирования самоконтроля у младших школьников в процессе учебной деятельности в зависимости от формы ее организации.

На этой основе я поставила цель своей работы: создать условия для формирования у ребёнка потребности к самоизменению, в последующие годы – развить эту способность и максимально её реализовать.

изучить возрастные особенности младших школьников;

проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;

провести диагностику сформированности действия самоконтроля у учащихся;

формировать способность к взаимо- и самоконтролю, взаимо- и самооценке;

создать условия для самоутверждения обучающегося;

формировать потребность и привычку к самоконтролю

разработать коррекционную модель, направленную на развитие действия самоконтроля у младших школьников.

Методами исследования стали беседа, наблюдение, анализ результатов деятельности.

Гипотеза: уровень развития самоконтроля в младшем школьном возрасте зависит от условий и содержания учебной деятельности.

Основные подходы к формированию самоконтроля в учебной деятельности

Итак, самоконтроль в учебной деятельности — есть не что иное, как соотнесение собственного предметного действия с конкретными условиями его выполнения и с ожидаемыми результатами. Развитый самоконтроль предполагает умение предвидеть результаты своих действий, сопоставлять выполняемые действия с образцом, предотвращать появление ошибок.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя, то есть определенный уровень развития самосознания.

Чтобы начать работать с детьми, вступающими в новый психологичесикй возраст, мне необходимо знать, как сформированы память, мышление, воображение. Ребёнок идёт в школу в период кризиса в собственном развитии, что накладывает определённый отпечаток на его поведение. Теоретической основы работы являются концепции о теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина и поэтапного формирования умственных действий Н.Ф. Талызиной, Л.Я. Гальперина., Г.А. Цукерман.

Стартовые возможности детей в знаниях и развитии.

multiurok.ru

Самооценка младшего школьника

Содержание:

  • Начало формирование самооценки у школьников
  • Особенности самооценки младших школьников
  • Формирование самооценки в процессе учебной деятельности
  • Определение самооценки младшего школьника
  • Как повысить самооценку ученика?
  • Развивающее обучение

Под самооценкой подразумевается комплекс убеждений и чувств человека по отношению к самому себе. У школьников роль самооценки не ограничивается лишь собственно учёбой, в этом возрасте дети уже обладают чувством собственного достоинства и стремятся достичь в жизни успеха. Поэтому залогом гармоничного развития личности становится адекватная здоровая самооценка. Перейдя во взрослую жизнь, неуверенный в себе школьник наверняка останется нерешительным.

Начало формирование самооценки у школьников

Младший школьный возраст является тем временем, когда мотив достижения успеха закрепляется в качестве устойчивого свойства личности.
Важными особенностями личности младшего школьника становятся:

  • исполнительность;
  • послушание;
  • открытость;
  • доверительность;
  • у него усиливается волевая регуляция и сознательный контроль деятельности.

В этот период формируется нормальный уровень притязаний – ребёнок учится адекватно оценивать свои возможности и способности, понимает, что успех зависит не только от имеющихся у него способностей, но и от прилагаемых усилий и старания.
Уровень развития его самосознания переходит на качественно другую ступень. Школьник более не ощущает себя изолированным, но вовлечённым в систему людских отношений, то есть он начинает осознавать себя в качестве социального существа. Этот новый уровень развития самосознания имеет прямую связь с развитием новой грани личности – внутренней позиции. Личность ребёнка в целом характеризуется стремлением стать школьником, что определяет его деятельность, поведение и систему отношений к себе и к окружающей действительности. Как показали исследования, представления о себе имеют тесную связь с самооценкой, т. е. отношением к себе.
В семь лет начинает складываться самооценка, под которой понимается обобщённое (внеситуативное, устойчивое), но одновременно дифференцированное отношение школьника к себе. Через неё опосредуется отношение школьника к самому себе, суммируются отношения с людьми, опыт его деятельности – ведь ребёнок как психически, так и физиологически уже готов к подобному анализу. С помощью этой важной личностной инстанции школьник способен контролировать свою деятельность с оглядкой на нормативные критерии, может выстраивать достаточно целостное собственное поведение в соответствии с общественными нормами.
Для установления взаимоотношений с ребёнком, для неизбежно складывающегося между людьми нормального общения необходимо знать его самооценку. Особенно это касается самооценки младших школьников, которая наряду с другими чертами характера и особенностями психики лишь формируется в нём, поэтому на неё можно воздействовать и корректировать её в большей степени, нежели у взрослых.
Когда школьник в процессе воспитания и обучения усваивает определённые ценности и нормы, то под воздействием чьих-то (сверстников, учителей) оценочных суждений, он вырабатывает определённое отношение не только к результатам собственного обучения, но и к себе самому как индивидууму. Подрастая, он всё более чётко различает то, чего он на самом деле достиг и то, чего бы смог достичь, если бы у него были другие качества личности. В результате в учебно-воспитательном процессе у школьника формируется установка оценивать собственные возможности, что является важным компонентом самооценки.
Но в самооценку входят не только понимание уже достигнутого, но и устремления ребёнка, то, как он представляет своё будущее. Пусть этот проект ещё несовершенен, но он имеет огромное значение в саморегуляции как всего поведения, так и конкретно учебной деятельности.
Самооценка помимо прочего содержит мнение других о себе, ставшее известным ребёнку, а также его растущую собственную активность, нацеленную на осознание своих качеств личности и поступков.

Особенности самооценки младших школьников

Исследования обнаружили у младших школьников все виды самооценок:

  • устойчивую адекватную;
  • устойчивую завышенную;
  • неустойчивую с неадекватным завышением или занижением.

Причём с каждым годом способность правильно оценивать себя самого и свои возможности возрастает, а тенденция себя переоценивать снижается. Крайне редко встречается устойчиво заниженная самооценка. Можно сделать вывод о динамичности самооценки младшего школьника и одновременно её тенденции к обретению устойчивости. Позднее она переходит в личностную внутреннюю позицию, становится поведенческим мотивом, формируя различные качества личности. Отсюда вытекает решающая роль взрослых в процессе становления детской самооценки.

  • Младшие школьники с адекватной самооценкой выглядят бодрыми, активными, находчивыми, обладающими чувством юмора, они сами с интересом копаются в своих ошибках, выбирают себе задачи «по плечу», а когда успешно их решают, то переходят к такой же или ещё более сложной задаче.
  • Школьники с устойчиво завышенной самооценкой характеризуются активностью, они стремятся преуспевать в учебной деятельности, быть полностью самостоятельными. Такие дети уверены, что способны самостоятельно добиться в учёбе успеха, к этому их подталкивает трезвая самооценка своих способностей и возможностей.
  • Школьники с завышено-неустойчивой самооценкой склонны переоценивать свои силы, личные качества, результаты учёбы, берутся за задачи, решение которых им не под силу. Но, даже потерпев неудачу, продолжают настаивать на своём либо моментально переключаются на намного более лёгкую задачу.
  • У младших школьников занижено-неустойчивая самооценка ярко проявляется в чертах личности и поведении. Они предпочитают браться за лёгкие задачи, словно берегут собственный успех, боясь его утратить. В силу этого они с опаской относятся к процессу обучения. Их нормальному развитию мешает неуверенность в себе, повышенная самокритичность. Зато такие школьники очень ценят одобрение окружающих, что подпитывает их самооценку.

Формирование самооценки в процессе учебной деятельности

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка крепнет стремление к удовлетворению возросших потребностей не через игру и воображение, а в реальном плане, каковым после прихода в школу становится для него учебная деятельность. Здесь всё ново: правила в отношениях с окружающими, нормы предметных действий, посредством которых раскрываются закономерности объектов, ранее неизвестные. Картина мира упорядочивается через систему научных знаний, которые ребёнку необходимо приобретать. Поэтому для младшего школьника основной становится учебная деятельность.
Самопознание школьника переходит в учебную деятельность вместо игровой, которая отличается более результативным, целенаправленным, произвольным и обязательным характером. Учебную деятельность оценивают окружающие, поэтому она объективно определяет его положение среди них, а от этого зависит его самочувствие, внутренняя позиция, эмоциональное благополучие. Ребёнок в процессе обучения познаёт и себя, формируя самооценку, представления о себе, навыки саморегуляции и самоконтроля.
В процессе обучения младшему школьнику необходимо научиться ставить цели и управлять собой, контролировать поведение, для чего требуются знания о себе. От уровня самооценки напрямую зависит процесс формирования самоконтроля. Осуществление самоконтроля уже под силу младшим школьникам, но им ещё требуется участие сверстников и руководство взрослого. В учебной деятельности происходит самосознание ребёнка, а основой его самооценки становится представление о себе.
В школе ребёнок обретает новый вид деятельности, а вместе с ним и новый тип мышления, которое ориентирует его общекультурные эталоны, нормы, закономерности, образцы взаимодействия с миром вокруг. В этом мире школьнику предстоит найти своё место, выстраивая взаимодействия по схеме «я – окружающие люди».
Главенствующая роль обучения в формировании самооценки заключается в том, что именно учебная деятельность создаёт предпосылки для возникновения теоретического мышления, открывающего дорогу рефлексии, которая становится качественно новым свойством детской психики. Невозможно сформировать адекватную самооценку без умения рефлексировать на собственные действия.
У младших школьников наблюдается переход оценки своих поступков и действий к более обобщённой самооценке, предполагающей способность к рефлексии, как эталону нравственного поведения.

В подростковом возрасте дети особенно восприимчивы к себе и самоидентификации среди друзей, взрослых .

Определение самооценки младшего школьника

Самооценка ребёнка начинает складываться ещё в детском саду, а к 6-8 годам этот процесс завершается. Сюда входит: оценка себя самого, своей деятельности, положения в классе, своей успеваемости. Как показали исследования, в этом возрасте у детей самокритичность развита слабо. Поэтому ребёнок в споре будет видеть лишь неправоту оппонента. Хорошая успеваемость положительно влияет на становление самооценки, благодаря чему авторитет ребёнка в классе растёт. Общение в коллективе также важно. На развитие самооценки младших школьников большое влияние оказывает стиль воспитания родителей. В семьях, обижающих, унижающих, не хвалящих ребёнка, дети вырастают неуверенными в себе.
Довольно просто проверить самооценку младшего школьника. Нужно нарисовать на бумаге лестницу с семью ступеньками и попросить испытуемого расставить на ней одноклассников по принципу:

  • на ступеньках с первой по третью – хороших ребят;
  • на 4 ступеньке – ни плохих, ни хороших;
  • на 5-7 ступеньках – только плохих.

А в конце попросить найти место и для себя в этой иерархии. Ребёнок с завышенной самооценкой поставит себя на первую ступень, с адекватной – на 2-3 ступени, с низкой – на 4-6 ступень.

Как повысить самооценку ученика?

Для ребёнка самой важной является поддержка родителей. Улучшению мнения о себе больше всего способствует мнение взрослых. На этот счёт есть ряд советов:

  • Ребёнка нужно хвалить даже за незначительные достижения, демонстрировать ему гордость за него и свою любовь.
  • Найти занятие, где бы ребёнок был наиболее успешен: рисование, вышивание и т. д.
  • Быть опорой и защитой для ребёнка, стараться всегда принимать его сторону (если, конечно, он прав). Чувствуя за спиной надёжную опору, ребёнок будет уверенней себя вести.
  • Развивать круг общения школьника, пусть он как можно больше знакомится с другими детьми.
  • Записать ребёнка в кружок или спортивную секцию, где командный дух, борьба за первенство, общие интересы помогут ему повысить самооценку.
  • Научить ребёнка говорить взрослым «нет».
  • Самим быть лучшим образцом для подражания ребёнка.

Развивающее обучение

Развивающее обучение по В. Давыдову и Д. Эльконину позволяет достичь большого прогресса в развитии навыков рефлексии, которая необходима для формирования адекватной самооценки. Эта система обучения в большой степени направлена на создание оценки и контроля ребёнка, которые также важны для формирования самооценки личности.
Параллельно друг другу должны идти детская и взрослая оценки: учитель оценивает и контролирует с целью коррекции процесса обучения, а ученик, приступая ко всё более сложным заданиям, растёт, как продукт учебного процесса.
В первом классе дети фиксируют свои достижения на «линейках самооценки», во втором классе заводят «журнал роста» или «журнал достижений». Словесно или в виде схем они отмечают ошибочное или верное выполнение любого этапа, при этом они сами классифицируют и систематизируют задания. В третьем классе дети начинают работать с карточками, учатся оценивать не только ход своих действий и суждений, но и конечный результат. Они учатся прогнозировать уровень своей готовности, определять границу между уверенными и неуверенными действиями, выбирать задания, помогающие справиться с проблемным материалом. В четвёртом классе используется полный цикл оценки и контроля. С помощью этой поэтапно-цикличной работы у школьника сформируется здоровая самооценка при сохранении интереса к обучению.

blogs.bebeshka.info

Тесты на самооценку для детей

Самооценка – представление человека о важности своей личности среди других людей. От этого критерия зависит не только формирование характера человека, но и его успешность в будущем. Ребенок с заниженной самооценкой всегда будет оставаться в тени своих сверстников, стесняться отвечать перед аудиторией, высказывать свою точку зрения и прочее.

Предлагаю провести несложную диагностику, чтобы узнать самооценку вашего ребёнка.

Тест ДЕРЕВО С ЧЕЛОВЕЧКАМИ

Автор теста — психолог Джон Ломпен.
Этот тест часто проводят школьные психологи, диагностируя учеников. Думаю, что родителям тоже полезно провести этот тест со своими детьми.
Благодаря ему можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Как проводить тест:

  • Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение.
  • Затем попросите раскрасить картинку.
  • Пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей.
  • А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.
  • Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальноеположение, есть ли между ними различия.

Или можно использовать цветной вариант.

Ключ к тесту:

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий
№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей)
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 9 — мотивация на развлечения
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть»
№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка № 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим
№ 17 — неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами
№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство

Тест КАКОЙ Я?

Тест предназначен для определения самооценки ребенка 6-9 лет.

Для проведения тестирования необходимо спросить ребенка как он воспринимает и оценивает себя по десяти различным положительным качествам личности.

Обработка результатов:

Ответы “да” оцениваются в 1 балл, ответы “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Ключ к тесту:

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий

Самооценка школьника - развитие, диагностика
naymenok.ru

COMMENTS