Самореализация личности — профессиональная, творческая, социальная

Профессиональная самореализация личности

Профессиональная самореализация личности

Современными исследователями справедливо отмечается, что тенденции развития мирового общества обусловливают существенное усиление внимания к проблеме инновационного (преобразовательного) потенциала человека, который рассматривается как по отношению к окружающей действительности, так и к ее самой себе. Ведь именно стиль жизни, нацеленный на самореализации приводит раскрытия человеком своих потенциальных возможностей. Некоторые авторы рассматривают самореализации в качестве высшего жизненной задачи человека в онтогенезе.

На сегодняшний день существует мало исследований феномена личностного (жизненного) самореализации личности, направленных на определение его сущности, как системного явления высшего порядка по отношению к близким по значению терминов (самореализация, самоактуализация, саморазвитие и др.). Исследований же феномена профессионального самореализации, которое является одной из важнейших составляющих, а для большинства людей и основной формой личностного самоосуществления, вообще, еще не осуществлялось. Необходимость подобных исследований обусловлена ​​постоянным ускорением научно-технического прогресса и характерными для современного этапа развития мирового сообщества быстрыми экономическими, социальными и духовными преобразованиями. Подобные исследования должны помочь создать для специалистов различных профессий устойчивые смысложизненные ориентиры в меняющемся мире, личностный смысл профессиональной самореализации.

Проведенный нами анализ позволил выделить основные содержательные характеристики личностного самоосуществления (его сущность, признаки и формы).

Личностное самореализации можно определить как сознательный саморазвитие человека, в процессе которого раскрываются ее потенциальные возможности в разных жизненных сферах, результатом чего является постоянное достижение личностно и социально значимых эффектов, формирования собственного «пространства жизни».

Основными признаками личностного самоосуществления являются:

– Наличие у человека собственного проекта (стратегии) ​​жизни и твердого намерения его реализации;

– Наличие выраженной потребности в самосовершенствовании;

– Достижение человеком поставленных жизненных целей и раскрытие его личностного потенциала;

– Признание личностных достижений человека социальным окружением;

– Непрерывность – постоянная постановка новых целей в соответствии с правильно определенного поля приложения собственных усилий и растущих возможностей человека;

– Наличие специфически противоречивого состояния, в котором, с одной стороны соединена удовлетворенность от имеющихся жизненно личностных достижений, а с другой – дефицитарнисть в их оценке (видение несовершенства уже достигнутого, что приводит желание сделать его лучше, креативнее и т.д.).

Самореализации может происходить в двух общих формах (способах):

– Внешний (достижение социально значимых эффектов в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и т.д.);

– Внутренний (самосовершенствования человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном, духовном и профессиональном аспектах).

При этом, внешняя форма самореализации невозможна без внутренней.

Профессиональное самореализации нами понимается как одна из важнейших форм жизненного самоосуществления, которая характеризуется высоким уровнем раскрытия личностного потенциала специалиста в выбранной профессии, развитием его способностей, взаимосочетание с профессией, всегдашней востребованностью его профессиональной квалификации, широким использованием его профессионального опыта и достижений другими специалистами.

Можно выделить следующие признаки профессионального самореализации:

– Наличие у специалиста выраженной потребности в постоянном профессиональном совершенствовании и проекта собственного профессионального развития;

– Высокий уровень раскрытия личностного потенциала и способностей специалиста в определенной профессии,

– Достижение специалистом поставленных профессиональных целей, подавляющее удовлетворенность собственными профессиональными достижениями;

– Признание достижений специалиста профессиональным сообществом, широкое использование его профессионального опыта и достижений;

– Непрерывность – постоянная постановка и достижение новых профессиональных целей;

– Высокий уровень творчества при осуществлении профессиональной деятельности;

– Формирование собственного «жизненно профессионального пространства».

Итак, самореализации (в том числе и профессиональное) можно понимать и как цель, и как перспективу, и как процесс, и как потребность, и как результат.

Как и в личностного (жизненного) самореализации, в профессиональном имеющиеся две взаимосвязанные общие формы (способы):

– Внешне профессиональный (достижение значимых достижений в различных аспектах профессиональной деятельности);

– Внутренне-профессиональный (профессиональное самосовершенствование, направленное на повышение профессиональной компетентности и развитие профессионально важных качеств).

Более подробное дифференцировки названных форм профессионального самореализации, на наш взгляд, возможно лишь на основании эмпирических исследований. Тоже самое можно сказать и в отношении таких характеристик профессионального самореализации как классификация его по уровням (ступенями) выраженности и стадиями.

Таким образом, можно выделить 10 признаков профессионального самореализации:

  1. Внутренне профессиональные:

1.1. Потребность в профессиональном совершенствовании.

1.2. Наличие проекта собственного профессионального развития.

1.3. Преобладающее удовольствие собственными профессиональными достижениями.

1.4. Постоянная постановка новых профессиональных целей.

1.5. Формирование собственного «жизненно профессионального пространства».

  1. Внешне профессиональные:

2.1. Достижение поставленных профессиональных целей.

2.2. Признание достижений специалиста профессиональным сообществом.

2.3. Использование профессионального опыта и достижений другими специалистами.

2.4. Раскрытие личностного потенциала и способностей в профессии.

2.5. Проявление высокого уровня творчества в профессиональной деятельности.

Явление профессионального самореализации можно рассматривать как в абсолютном плане (соотнося его уровень в определенного специалиста по каким общим критериям), так и в относительном, который отражает степень реализации личностно-профессионального потенциала определенного специалиста относительно его индивидуальных возможностей.

Личностное самореализации представляет собой сознательный саморазвитие человека, в процессе которого раскрываются ее потенциальные возможности в разных жизненных сферах, результатом чего является постоянное достижение личностно и социально значимых эффектов, формирования собственного «пространства жизни».

Одной из важнейших форм жизненного самоосуществления является профессиональное самореализации, которое характеризуется высоким уровнем раскрытия личностного потенциала специалиста в выбранной профессии, развитием его способностей, взаимосочетание с профессией, всегдашней востребованностью его профессиональной квалификации, широким использованием его профессионального опыта и достижений другими специалистами.

Профессиональное самореализации происходит через два взаимосвязанных способа: внешне профессиональный (достижение значимых достижений в различных аспектах профессиональной деятельности) и внутренне – профессиональный (профессиональное самосовершенствование, направленное на повышение профессиональной компетентности и развитие профессионально важных качеств).

В профессиональном самореализации выделено 10 основных признаков:

1) внутренне профессиональные (потребность в профессиональном совершенствовании, наличие проекта собственного профессионального развития, преобладающее удовольствие собственными профессиональными достижениями, постоянная постановка новых профессиональных целей, формирования собственного «жизненно профессионального пространства»;

Самореализация личности - профессиональная, творческая, социальная
xn—-7sbocflsoiiggghiq.xn--p1ai

Самореализация личности

Запускной механизм этого процесса – самоактуализация, – по мнению А. Маслоу, является ключевым мотивационным фактором личности, помогающим ей обрести смысл земного существования. Еще до этого открытия американского психолога его коллега К. Хорни выдвинула гипотезу о том, что программа самоопределения заложена в нас на генном уровне.

Человека, который не ищет своего призвания, ждет незавидная судьба. Предав «души прекрасные порывы», он обрекает себя на бесцельное прозябание, неудовлетворенность, депрессию , деградацию. Вместо того, чтобы использовать отпущенное время жизни, он убивает его.

По выражению Б. Акунина, 999 человек из 1000 проживает не свою, а чужую судьбу. Вот почему важно убедиться в собственной уникальности, раскрыть свое предначертание, сотворить самого себя.

Цели самореализации

Созидание собственной личности – эволюционный процесс длиною в жизнь. При этом каждый его этап требует достижения целей, актуальных для текущего момента.

Рассмотрим основные возрастные стратегии и свойственные им цели самореализации:

Детство – пора раскрытия интеллектуального и духовного потенциала личности. Главные цели:

  • учеба, развивающая умственные способности, выковывающая характер;
  • общение со сверстниками, помогающее ребенку постичь собственные сильные и слабые стороны;
  • поиск себя в различных видах творчества.

Юность – выбор профессии и спутника жизни. Направления основных усилий:

  • выработка чуткости к внутреннему голосу, преодоление стереотипов и предрассудков;
  • интеллектуальное развитие;
  • совершенствование душевной и физической формы;
  • постижение азов интимных отношений.

Зрелость – самоутверждение в профессии и личной жизни. Цели данного периода:

  • расширение круга профессиональных компетенций, оттачивание мастерства;
  • признание в трудовом коллективе;
  • обретение гармонии в семье;
  • достижение желанного социального статуса.

Нужно учесть, что программы ориентирования личности, ее внутренние установки могут трансформироваться под давлением среды. К примеру, в кризисном обществе большинство людей предпочитают самореализации материальный достаток или карьерный успех.

Лишь немногим удается не «зарыть» свой талант в угоду стратегии банального выживания. Все зависит от психологических характеристик личности, крепости ее внутреннего стержня.

Творческая самореализация

Максимальное самовыражение – это удел личностей, увлеченных творчеством. И.Гете называл его силой, которая не оставит в покое, пока ты ему не посвятишь себя целиком.

Наслаждение творить требует от человека полной самоотдачи. Но оно же наделяет его бесценными «бонусами»:

  • выработкой нестандартного взгляда на вещи, при котором старое – источник нового, а хаос – начало порядка;
  • привычкой мыслить смело и конструктивно;
  • навыком быстро справляться со сложностями;
  • признанием своей уникальности, спокойным принятием иррационального в себе;
  • повышением культурного уровня;
  • формированием философского и личностного мировоззрения;
  • эмоциональным подъемом – источником духовного и физического здоровья; недаром творческую самореализацию как цель арт-терапии используют для избавления от психических отклонений;
  • счастливым осознанием того, что плоды творчества – научные открытия или произведения искусства – способны пережить автора, принести пользу людям, войти в сокровищницу цивилизации.

Не обязательно, чтобы каждый стал выдающимся стихотворцем или живописцем. Овладение любым творческим процессом – техническим, игровым, изобретательским, спортивным, повседневно-бытовым – является признаком духовного роста личности.

Профессиональная самореализация

Выбор дела всей жизни – кульминационный момент в человеческой судьбе. От правильности этого шага зависят не только материальное благополучие, статусность, успешность, но и ощущение самодостаточности личности. Ее критериями являются:

  • осознание своей адекватности требованиям времени;
  • приобретение багажа трудовых побед;
  • умение определить зоны потенциальных неудач;
  • самосовершенствование через преодоление трудностей.

К таким показателям невозможно прийти без волевого усилия. Но его одного для профессиональной самореализации недостаточно. Надо, чтобы выбранное дело не только нравилось, но и не выматывало, не приводило к эмоциональному выгоранию . Эта проблема снимается путем постоянной работы над собой, ведущей к повышению уровня адаптации.

Социальная самореализация

Достижение успехов в контактах с окружающими, причем в той мере, в какой они доставляют истинное наслаждение конкретной личности, и будет способствовать ее социальной самореализации.

Кто-то, к примеру, получает удовлетворение от волонтерской деятельности в нескольких сиротских приютах. А кому-то кажется полезней помощь одинокой соседке по лестничной клетке.

Любая из этих социально-гуманитарных ролей приведет к развитию таких ценных качеств, как общительность, эмпатия , альтруизм, ответственность. Реализация этих личностных потенций повышает самоуважение и способствует восприятию себя как достойного члена общества.

Заключение

Самореализация личности - профессиональная, творческая, социальная
rostduha.ru

Специфика самореализации личности в социальных сферах жизнедеятельности

Личностная самореализация в профессии

Профессиональная и личностная самореализации являются одними из самых востребованных как в психологической науке, так и в обществе. Современная социальная ситуация не только кардинально изменила многие социальные представления и ценности, но и породила неопределенное, часто амбивалентное отношение ко многим ценностям и нормам, в том числе и ценностям карьеры, личностного развития, которые существовали прежде. Поэтому, естественно, что этим вопросам посвящено достаточно много исследований, как в рамках психологии, так и социологии.

Происходящие в настоящее время социально-экономические, культурные, политические изменения оказывают влияние на все стороны личностного развития и взаимосвязи человека с окружающим миром и людьми. Кардинальность этих перемен, настолько велика, что не могла не сказаться, в том числе и на выборе профессии и карьерных ориентациях людей, их общении со своей профессиональной группой и близкими. Современная социальная ситуация требует формирования не только активности, но и гибкости поведения, устойчивости к социальным изменениям в сочетании с самореализованностью и с социализированностью. Исходя из этого, представляется актуальным и значимым для современной науки анализ личностных факторов, которые способствовали бы сочетанию профессионального и личностного развития в разных сферах социальной действительности [25, с. 45].

Профессиональную самореализацию личности можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, профессиональное становление личности детерминировано представлениями о профессиональной самореализации. С другой, когда личность достигает высокого профессионального уровня, она сама начинает воплощать в себе эталон профессиональной самореализации, а ее мнение по основным вопросам считается наиболее верным и авторитетным.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных учений — это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности. В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

  • — осознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
  • — осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
  • — осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
  • — осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
  • — понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе [25, c. 46].

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также, деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности. Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии [25, c. 47].

Представления о роли труда в жизни человека постепенно трансформируются. Появилась возможность произвольного выбора индивидуальной позиции личности относительно формы и степени участия в трудовом процессе. Несмотря на экономические проблемы общества, профессиональный труд в современных условиях является не только способом достижения материального благосостояния, но и источником духовного роста, сферой реализации потребности в самоактуализации с позиций ее идеалов и высокого уровня самосознания личности. Идентификация личности с профессией предполагает такое слияние жизни профессионала с его деятельностью, при котором приобретенные им типичные черты начинают проявляться во всех других сферах жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности. Все рассмотренные выше определения недостаточно учитывают активность самой личности.

По мнению Э. Фромма главной психологической особенностью трудящегося человека становится его «идентичность» своему делу. Говоря об отчужденном характере, Э. Фромм определяет его как потерю идентичности, как разъединение (отчуждение) человека от дела, которым он занимается, в результате чего «утрачивается ценность самого труда» и на первое место выходит «ценность продажи труда». В такой ситуации человек из субъекта труда превращается скорее в «товар» на рынке труда и услуг [56, с 378].

Исчерпывающие психологические характеристики высокого профессионализма дает А. К. Маркова. Для нас представляют интерес следующие характеристики профессионального самоопределения в контексте самореализации: мотивационная сфера и операционная сфера [39, c. 34].

Мотивационная сфера профессионализма: профессиональные мотивы (не только внешние, но и внутренние — стремление к самореализации); профессиональные цели; сильное целеполагание; профессиональная интеральность; позитивная динамика мотивационной сферы (появление новых мотивов, целей, изменение их иерархии), построение собственного сценария профессиональной жизни; индивидуальность как самобытность профессионального мировоззрения, системы оценок, отношений; позиция профессионала — признание себя как профессионала, стремление к профессиональному росту; готовность к гибкой переориентации в рамках профессии и вне её; удовлетворенность трудом как осознание соответствия своего уровня притязаний, достигаемых результатов требованиям профессии.

Операциональная сфера профессии: профессиональное самосознание; достижение разного рода результатов трудовой деятельности, «многовершинность» в профессиональном росте; индивидуальный стиль профессиональной деятельности; самокомпенсация субъектов труда (недостаточно развитых или деформированных способностей и качеств другими); новые способы профессиональной деятельности, творчество и инновации в профессиональном труде [39, c. 34].

Смирнов И.П. предлагает формулу самореализации: человек — образование — профессия — личность. По его мнению, решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду. Человек может случайно выбрать профессию (к вопросу о профессиональной самореализации), но совсем не случайно становится мастером своего дела, самореализуется в ней. Талант, способности, конечно, связаны с естественно биологическими задатками, но их развитие невозможно без соответствующих социальных условий. В новейших психологических исследованиях прослеживается акмеологическая направленность и человекоориентированный смысл профессиональной самореализации [47, c. 90].

На основе концепции социальной стратификации анализируются основные интерпретации карьеры: изменение социального и профессионального статусов (М. Вебер); интенсивность социальной мобильности внутри профессиональной группы (П. Сорокин).

Успешная карьера в современных условиях создает условия для повышения уровня и качества жизни, изменения социального статуса и положения личности. Однако карьерой нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

М. Вебер определяет «социальный статус» как реально положенные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве следующих критериев: образ жизни; формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни; престиж рождения или профессии. Также подчеркивается, что узурпация — естественный источник почти всех статусных почестей. Однако путь от этой чисто конвенциальной ситуации к легальным привилегиям, позитивным или негативным, легко прокладывается, как только определенная стратификация социального порядка становится реальным фактом, как только достигнута стабильность, благодаря упорядоченному распределению экономической власти [18].

Наиболее детально понятие социального статуса разработано в теориях социальной стратификации, в основу которых положена идея неравенства социальных статусов. В рамках этих теорий одним из наиболее разработанных является структурно-функционалистское направление в изучении стратификационной системы общества, согласно которому неравенство в обществе (которое можно рассматривать как распределение индивидов по различным социальным статусам) имеет своими корнями поощрение наиболее умелых членов общества. Одно из самых первых структурно-функционалистских объяснений неравенства было предложено Э. Дюркгеймом, считавшим, что во всех обществах одни виды деятельности являются более важными, чем другие, а все функции общества — закон, религия, семья, труд могут образовывать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся [18].

По мнению М. Вебера, каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. При этом штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально). К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства [18].

Профессиональные цели и смыслы деятельности коррелируют с целями и смыслами жизненного пути личности. Происходит, с одной стороны, расширение и углубление смыслового поля деятельности, а с другой — рождаются новые смыслы жизненного пути, которые интегрируются в личностные структуры, обогащают ее базовые ценности.

Итак, профессиональная самореализация личности — это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни и являющийся составной частью жизненной самореализации индивида. Это процесс, предполагающий взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным социально-экономическим развитием.

Профессиональное становление представляет собой процесс, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых характеризуется специфическими психофизиологическими и социально-психологическими особенностями, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. Главной чертой понятия профессионального становления является нечто, что уже возникло, но еще не приобрело завершенного вида, формы. Близким по смыслу к понятию «профессиональное становление» является понятие «профессиональное развитие» основной сутью которого является закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности. Это процесс, который характеризуется количественными, качественными и структурными преобразованиями, обеспечивающими нормальное функционирование человека, как субъекта труда [22, с. 163].

studwood.ru

Творческая самореализация личности Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Огородникова Елена Ивановна

Текст научной работы на тему «Творческая самореализация личности»

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Е. И. Огородникова

Традиционное образование, предполагавшее получение общих и профессиональных знаний в течение определенного периода обучения, сменяется образованием, обеспечивающим приобретение знаний в течение всей социально активной жизни, т. е. непрерывным образованием. Более того, непрерывное образование привело к изменению роли образования в современном мире, сделав необходимым переосмысление традиционных фундаментальных педагогических представлений. Совершенствование непрерывного профессионального

образования выступает как предпосылка и в то же время служит объективным проявлением процесса построения всей системы образования в России. Углубление этих процессов и превращение предпосылок в развитую систему связано с переходом от удовлетворения конъюнктурных к удовлетворению перспективных кадровых потребностей. При этом непрерывное образование должно перерасти в систему поддержки непрерывного саморазвития человека, так как только в этом случае человек становится субъектом жизни и профессиональной деятельности, что позволит ему реализовываться в качестве участника преобразующего социального взаимодействия. В этом случае также формируется его самоутверждающаяся субъектность, а его профессиональная позиция становится инновационной — позицией творца.

Общеизвестно, что самореализация личности воплощается в ее деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой. В основе самореализации лежат противоречия между возможностями личности и степенью их востребованности в настоящей действительности. Самореализация — наиболее сложный вид деятельности, в котором формируются такие личностные новообразования, как способность к выбору цели, к проектированию метода достижения, к организации деятельности. В самореализации цель «распредмечива-ется», мотивом ее становится сам процесс и его результаты. На основе анализа философской, психологической и педагогической литературы мы рассматриваем самореализацию как функцию личности — универсальной личностной способности к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил.

Исследуя структуру функции самореализации личности, можно выделить следующие ее сущностные качественные характеристики:

(а) самостоятельность — способность к планированию, регулированию, целенаправленности своей деятельности, к рефлексии себя и других;

(б) свобода — способность личности к автономному поведению (свободе выбора, действия, решения), саморегуляции, воле и межсубъектному взаимодействию; (в) творчество — способность к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки. Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Качества, необходимые для формирования личностной самореализации и раскрытия творческих способностей, следует развивать в комплексе, который может включать: (1) творческое, дивергентное мышление. Дивергентное мышление (в отличие от конвергентного) предполагает, что на один вопрос может быть несколько или даже множество правильных ответов. Данный тип мышления служит средством для рождения оригинальных идей, самовыражения и опирается на воображение, являясь собственно творческим; (2) способность к обоснованному риску. Способность и умение обоснованно рисковать связана со способностью реализовать свой потенциал; (3) воля и работоспособность. Под волей и работоспособностью понимается не способность человека выполнять то, чего он делать не хочет, а умение долго и плодотворно работать над выполнением той цели, которую он сам поставил перед собой и которой хочет добиться, невзирая на внешние препятствия; (4) умение сотрудничать. В процессе обучения индивид должен прийти к пониманию, что во многих случаях объединенные действия приносят больший результат, чем сумма индивидуальных; (5) мотивация достижения связана с положительным эмоциональным состоянием, со стремлением человека достичь успеха в деятельности.

На основании философско-методологических предпосылок и данных гуманистической психологии можно выделить три пути достижения цели свободного развития личности: это развитие творческого

потенциала человека, его природных задатков; самореализация человека, развитие способности к аутентичному способу существования; самореализация человека, непосредственное формирование способности к личностному росту.

Процесс самореализации ограничивают: социально-

экономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, механизмы защиты, которые порождают двойственное отношение, отделяя нас от самих себя. Самореализующимся людям присущи следующие характеристики: поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, внутренний фокус контроля, высокая степень рефлексии, восприимчивость, спонтанность и естественность поведения, отношение к своим чувствам как к ценности, открытость внешнему и внутреннему опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми. Уровень развития этих характеристик важно учитывать при выборе форм организации поддержки и развития карьеры.

К. Роджерс писал: «Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастет» [2]. Полноценная самореализация личности возможна при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: (а) осознанность и глубокая вера в жизненную самореализацию, в свое индивидуально неповторимое предназначение, в высший смысл своей жизни; (б) осознанность своих способностей, интересов, жизненных предпочтений и мотивов поведения и руководство ими в различных жизненных ситуациях; (в) обладание знаниями, умениями и навыками, позволяющими наиболее полно реализовать свои способности в конкретной трудовой деятельности и разнообразных отношениях; (г) способность к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной реализации на всех этапах жизненного пути [1].

Образование как система ориентации человека на познание и раскрытие своих способностей создает необходимые условия для сознательного выбора человеком приоритетной сферы своей будущей трудовой деятельности, для самоопределения личности в профессиональном плане. Осознание целей будущей профессиональной деятельности и активно-положительное отношение к ней способствуют актуализации личностных и профессиональных качеств индивида,

создают условия для постоянного самопознания, самосовершенствования, самоутверждения как механизма творческой самореализации.

Таким образом, образование как источник необходимых для человека знаний, умений и навыков предоставляет возможность каждому человеку овладеть ими и тем самым подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, выйти на высший, творческий этап деятельности, способствующей максимально возможной самореализации личности в общественно полезном труде.

1. Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Флинта, 1998.

2. Психология с человеческим лицом / под. ред. Д. А. Леонтьева,

cyberleninka.ru

Что такое самореализация и зачем она нужна человеку

Данный процесс исходит из самоактуализации, когда личность обнаруживает, осознает и раскрывает свои таланты и задатки. Эти два процесса тесно взаимосвязаны. Как только индивид проходит актуализацию, начинается процесс реализации.

По исследованиям психологов, 67% людей среднего возраста не могут определиться с целями в жизни. Это приводит к неудовлетворенности, постоянной смене деятельности и стрессам.

Без цели жизнь полностью теряет смысл. Самореализация возможна лишь при условии наличия цели. Одно дело – сказать себе, что с завтрашнего дня будешь стремиться к получению престижной должности. Другое – начать идти к этой цели.

Наши рекомендации помогут понять, что представляет собой самореализация и в каких сферах вам можно себя реализовать, помогут избавиться от сомнений и начать совершенствоваться прямо сейчас.

Виды самореализации

Проблема личностной реализации волнует подростков, поскольку они часто теряются с определением собственных целей.

Что способствует реализации себя

Цели самореализации

Они затрагивают все сферы жизни человека:

  • Раскрытие духовного и интеллектуального потенциала;
  • Развитие интеллекта;
  • Обучение, познание мира;
  • Поиск себя через разные виды творчества;
  • Понимание сути отношений и развитие навыков коммуникации;
  • Достижение социального статуса;
  • Преодоление шаблонов, умение искоренить стереотипное мышление;
  • Признание в коллективе;
  • Понимание самого себя;
  • Расширение круга увлечений, оттачивание мастерства в выбранной профессии;
  • Достижение гармонии в семье;
  • Грамотное распределение времени на достижение целей.

Уровни самореализации

Агрессивное непринятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень)

Личность от своей деятельности не испытывает удовольствия. Но какой бы неинтересной она ни была, человек все равно этим занимается потому что так надо.

Пример:

Подростка не интересует учеба в школе. Но он вынужден посещать ее по простой причине – чтобы получить знания и в будущем получить работу.

Неприятие деятельности связано с неосознанным выбором специальности. Возможно, даже со стереотипами, навязанными обществом. На данном этапе важно понять, зачем вы это делаете. Ответов может быть много. Но как только вы поймете важность вашей работы, вы перейдете на второй уровень.

Стремление мирно избежать трудовой деятельности

Это происходит даже с человеком, осознанно избравшим определенную деятельность.

Например:

Выпускник журфака устроился на книжный сайт рецензентом. Работодатель задал ему рутинную работу: написать рецензии на двадцать книг – на десять художественных и десять научных. И юноша тут же пожалел, что устроился на эту работу.

Данная проблема может быть связана с отсутствием мотивации (например, зарплаты) или с ленью, иногда со страхом сделать что-нибудь не так. Поэтому, научитесь мотивировать себя и бороться с ленью. Попросите кого-то из близких проконтролировать вас, если трудно сделать это самостоятельно. А после выполнения всех заданий обязательно устройте себе перерыв.

Выполнение деятельности происходит по образцу или по определенному шаблону (пассивный уровень)

Человек не слушает себя и слепо подражает другому человеку: реализуется по той же схеме. Или не прилагает к своей реализации особых усилий – уверен, что все произойдет само собой. Эта проблема происходит с теми людьми, которые до конца не разобрались в себе, недостаточно хорошо изучили свою индивидуальность.

В данном случае следует внести новизну в повседневную рутину. Сделайте то, чего раньше не делали.

Стремление усовершенствовать свои отдельные элементы выполняемой работы

Пример:

Редактор-издатель совершенствуется только в исправлении грамматических ошибок, хотя должен владеть целым комплексом знаний о книжном деле: типологии потенциальных изданий, художественном оформлении, продвижения вышедших в свет книг.

Стоит научиться видеть вещи в целом. При выполнении работы представляйте конечный результат, не отвлекайтесь на детали.

Стремление усовершенствовать свою выполняемую работу или деятельность в целом (творческий уровень)

Самый оптимальный уровень самореализации. Личность реализовывается не только в «своей», но и в других сферах деятельности. Писатель пишет, рисует картины, поет, занимается спортом. На этом уровне личность самостоятельно мотивирует себя, осознает важность работы и делает все грамотно и качественно.

С чего начать

Способы реализоваться как личность

Способы реализовать себя в творчестве

  • Век живи – век учись

Какую бы деятельность человек ни выбрал, ему нужно учиться. Школьных знаний для углубленного изучения определенного вида деятельности недостаточно. Запишитесь на курсы или изучайте самостоятельно те области, которые вам нужны для реализации.

  • Прислушаться к себе

Человеку следует определить, к чему у него лежит душа. Если он хороший рассказчик, то он может быть хорошим писателем. Если он выражает свои чувства с помощью картин, то ему прямая дорога в художники. Не стоит ломать себя и работать там, где не нравится. Даже если оплата пристойная, вы не будете чувствовать себя счастливыми.

  • Каждый человек уникален

Нельзя ориентироваться на других людей. Так можно прожить чужую жизнь. Идите своим путем и выбирайте то, что вам по душе.

  • Не надо бояться творческих кризисов

Это лишь этап перехода на новый уровень творчества.

Способы профессиональной самореализации

  • Главное – правильно себя зарекомендовать

Важно, чтобы работодатели вас запомнили, как уверенную в себе, мудрую, сильную личность. Соответственно, нужно так себя зарекомендовать с самого начала. Если вы пришли на собеседование, грамотно подайте себя, выделите сильные стороны. Это же касается и составления резюме.

  • Работать упорно

При работе нужно руководиться правилом «Терпение и труд все перетрут». Лень и нетерпение – злейшие враги работника. Распределяйте свое время и делайте перерывы для продуктивной деятельности.

  • Работать добросовестно

Быть не копией, а оригиналом – создавать собственный материал, а не выдавать чужой за свой.

  • Быть не только хорошим работником, но и хорошим человеком

Необходимо поддерживать дружеские, добрые отношения с начальством и коллективом в целом. Если в работе возникли трудности, обращайтесь за помощью и помогайте другим.

evrikak.ru

Что такое самореализация личности и какие ее виды и признаки?

Возможность и стремление человека к самореализации заложены в нем с самого рождения. Каким образом будет раскрыт внутренний потенциал зависит от людей, принимающих активное участие в воспитании ребенка. Именно они с самого детства формируют его отношение к жизни. В дальнейшем, благодаря воспитанию, каждый из нас выбирает тот способ самореализации, который ему больше подходит. Существуют различные ее виды, уровни и признаки, которые будут рассмотрены в этой статье.

Что такое самореализация?

Самореализация — это воплощение задатков человека, его потенциала и талантов через определенную деятельность. Данный термин можно рассматривать в двух плоскостях. С одной стороны – действие, а с другой – цель этого самого действия. Человеку всегда есть куда двигаться дальше. То есть самореализация личности не имеет четких рамок или ограничений, а соответственно даже самые реализовавшиеся люди всегда имеют возможность развиваться дальше.

Согласно «пирамиде потребностей» известного американского психолога Абрахама Маслоу, стремление к самоактуализации находиться на самой вершине человеческих желаний, являясь высшей степенью развития личности.К слову, А. Маслоу, проанализировав поведение людей, которые добились чего-то в жизни, выявил основные признаки самореализовавшихся личностей:

  • Они умеют лучше других отделять реальность от фантазий;
  • Воспринимают себя такими, какими они есть;
  • Любят простоту, естественность, им незачем играть на публику;
  • Очень ответственные люди, умеющие принимать необходимые решения;
  • Обладают высокой степень самодостаточности;
  • Легче других переносят испытания, «удары» судьбы;
  • Проводят регулярную переоценку своих жизненных ориентиров;
  • Не перестают удивляться окружающему миру;
  • Ощущают свою полноценность, внутреннюю гармонию;
  • Без проблем учатся;
  • Имеют свои взгляды на мир, на понятия добра и зла;
  • Они сдержаны, дружелюбны, ценят чувство юмора;
  • Регулярно генерируют новые идеи, любят творчество;
  • Терпимы к другим, но если необходимо, проявляют мужество и решительность;
  • Преданы своей семье, друзьям, идеалам, принципам.

А каким образом можно достичь такой гармонии с самим собой и окружающим миром, рассмотрим в следующем разделе.

Виды самореализации.

Поскольку человек – биосоциальное явление, рассматривать вопрос его становления как личности в отрыве от социума не корректно. Можно выделить несколько разновидностей самореализации:

  • Личностная;
  • Творческая;
  • Профессиональная;
  • Социальная.

Все они взаимосвязаны между собой и должны быть в жизни человека. Главными катализаторами их развития становятся воспитание и образование ребенка, которые закладывают модель его поведения в будущем. Рассмотрим их более детально.

1. Личностная самореализация.

Поскольку каждый из нас позиционирует себя как личность, то этот вопрос становится важным с раннего детства. Ребенок хочет уважения, понимания, одобрения своих поступков. Эта тенденция только усиливается с возрастом, либо приводя к успеху, либо к депрессии и комплексам. Ведомый таким стремлением, человек выбирает несколько возможных стратегий своего жизненного пути:

  • Стремление к благополучию и материальному достатку;
  • Успешность в покорении «вершин», карьерный рост;
  • Развитие своих умений и навыков, включая хобби.

В любом из перечисленных пунктов в центре ставится личность индивидуума, ее самореализация, вне зависимости от вида деятельности. Главное – получить признание и одобрение. В первую очередь, от родственников и друзей. Поэтому так важно гармонизировать пространство вокруг себя начиная со своего ближайшего окружения.

2. Творческая самореализация.

Стремление создавать что-то новое неразрывно связано с эволюцией человеческого вида. Все шедевры мировой культуры, достижения науки и техники вызваны именно этим порывом. Таким образом самореализация личности посредством творчества уходит своими корнями в глубинные основы человеческого бытия. Креативные, нестандартно мыслящие люди всегда добиваются большего успеха, чем те, кто действует шаблонно. Особенно это актуально в XXI веке – эпохе стремительного развития технологий и информационных потоков. Благодаря творчеству мы формируем свой отклик на окружающую действительность, расширяем свое мировоззрение. Самое главное, что творить может любой из нас. Меняются только формы выражения созидательного акта. Поэзия, проза, живопись, скульптура, поделки по металлу и дереву, лепка, вышивка, оригами, икебана, графический дизайн и множество других направлений. Каждый может найти себе подходящее занятие. И не так важно стать лучшим, главное получить признание и одобрение.

3. Профессиональная самореализация.

Успех на работе также важен большинству людей. И дело здесь не только в деньгах и продвижению по службе. Нет. Куда важнее чувство востребованности, одобрения и признания со стороны коллег и руководства. Важно помнить, что работа – только часть жизни. Она не в силе заменить другие аспекты.

Такой вид самореализации преследует следующие цели:

  • Чувство принадлежности к определенному сообществу людей;
  • Стремление занять свое место в служебной иерархии;
  • Желание быть признанным среди коллег;
  • Понимание своих сильных и слабых профессиональных сторон;
  • Планирование своего будущего.

Каждый, взглянув на этот перечень, может с легкостью определить на каком этапе находится лично он.

4. Социальная самореализация.

Связана с обретением общей социальной успешности в том количестве, которое необходимо конкретному индивидууму для ощущения счастья. Данный вид самоактуализации является собирательным по отношению к предыдущим. По сути, социальная самореализация – это именно та, высшая степень человеческих потребностей, о которой говорил Абрахам Маслоу. Чтобы добиться успеха в социуме можно идти совершенно разными путями. Становиться первоклассным сотрудником, быть частным предпринимателем, заниматься актерской либо любой другой деятельностью.

Общество настолько многогранно, что в нем найдется место каждому. И, соответственно, в любом проявлении человеческой активности можно быть признанным и получить одобрение. Хоть, стоит оговориться. По-настоящему состоявшиеся люди от чужого мнения не зависят, они и так уже все и всем доказали. Кто еще не успел самореализоваться в полной мере, ищут подтверждение своим успехам в отзывах других. Но, это лишь один из этапов становления личности, через который проходят практически все.

Самореализация личности - профессиональная, творческая, социальная
wikigrowth.ru

COMMENTS