Самоубийство — причины, виды, профилактика у подростков

Самоубийство — причины, виды, профилактика у подростков

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Психология подросткового самоубийства. Темный чулан в голове у подростка

Ваши дни проходят по одному и тому же сценарию: дом, работа, семья. У вас подросток со своим подростковым взглядом на жизнь, вы его кормите-одеваете, но пробраться глубоко в его мир не можете. В школу ходит, что-то делает – и то хорошо.

Но недавно в той школе, где учится ваш ребенок, случилось ужасное: детский суицид. Мальчик, ровесник вашего дорогого дитя, выбросился из окна. Из приличной семьи. Якобы из-за ссоры с родителями по поводу прогулов…

И вот тогда ваша жизнь начинает меняться: история о детском суициде не выходит из головы. Вы наблюдаете за своим ребенком и отдаете себе отчет в том, что вам неизвестно, о чем он сейчас думает, чем живет, что любит. И вам – страшно.

Что сделает он, если вы случайно упрекнете его в плохих отметках, если попытаетесь вытолкнуть из виртуального мира, заставите «взяться за ум»? А может, в его голове уже зреют депрессивные мысли. Что же делать?! Как разобраться в причинах суицида среди подростков?

Психология суицида

Родители, учителя и школьные психологи в бессилии разводят руками, пытаясь определить причины подросткового суицида. Приходится искать самые разные версии, догадываться и додумывать:что быть может попытка самоубийства действительно была спровоцирована плохими отметками. Замечаниями, страхом наказания. Или прочими школьными неурядицами – мало ли, что могло случиться. Теперь уж не узнать.

Так или иначе нет четкого знания и понимания, в каких случаях ребенок может быстро позабыть о неприятностях в школе или дома, а, когда размолвки с родными могут привести к чему-то серьезному. Не имея в руках работающего инструмента, точно распознающего предпосылки возникновения подростковых суицидов, родители никогда не могут точно знать, на что способны их дети.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает возможность понять истинные причины детского суицида. Понять, заблаговременно распознать негативные внутренние состояния ребенка, коварство которых в том, что они могут не иметь видимых причин, – и предотвратить самое страшное, обезопасив любимое дитя. Пользуясь системным знанием, каждый родитель сможет понимать, находится ли его ребенок в «зоне риска» по суициду, что с этим делать и как не допустить появления депрессивных состояний и формирования суицидальных наклонностей.

Суицид по ошибке

Всерьез решиться на сведение счетов с жизнью могут лишь дети со звуковым вектором. И хотя далеко не всякий ребенок-звуковик потенциальный самоубийца, мысли о настоящем суициде приходят в голову именно им.

Однако, среди «классических» звуковых самоубийств (о которых речь пойдет позже) встречаются «случайные» подростковые суициды. Это тот самый случай, когда догадки о несчастной любви, тайных переживаниях или некой неизвестной душевной травме оказываются наиболее близкими к истине. С той лишь разницей, что переживания были, а действительного намерения умереть – не было и быть не могло.

Такие случаи – скорее ошибка, чем правило и закономерность: дети со зрительным вектором жизнелюбивы, хотя в определенных плачевных состояниях их векторов они склонны разыгрывать спектакли для привлечения к себе внимания. Трагическую развязку такие показательные выступления имеют не всегда.

Как правило, в такой ситуации все переживания подростка как на ладони, причем, видны явные причины – как то расставание с девушкой и т.п. Они живо реагируют на ссору с родителями, замечания учителя, проблемы в отношениях со сверстниками. Как самые эмоциональные создания, плачут, смеются, шумят и делают недовольные лица. Тогда как подростки со звуковым вектором думают и реагируют по-другому: вы не увидите у них эмоционального отклика, все чувства звуковика спрятаны глубоко внутри, их будто бы не так трогают проявления внешнего мира, как остальных… Психология их суицида совсем иная.

Путь зрительного ребенка к суициду начинается с эмоционального шантажа, который по сути является истеричным требованием любви и внимания. Ребенок угрожает, что сведет счеты с жизнью. Или просто воображает и мечтает «Вот умру я, и тогда все узнают, тогда все поплачут! А «он» тогда, наверное, пожалеет, что вовремя не заметил, вовремя не оценил! Вот тогда бы. » Все это закономерные проявления зрительной эмоциональности, так называемых зрительных раскачек.

Однако, естественное намерение далеко от желания расстаться с жизнью, даже если самому зрительнику в вихре его эмоций кажется, что он готов умереть. Но все его помыслы при этом остаются в этой жизни, в ее перипетиях, и даже тогда зрительник воображает, как бы он со стороны наблюдал страдания и раскаяние скорбящих по нему.

Если ему не поверили, не оценили серьезности угроз, не дали столь желаемого отклика, он действительно будет способен пойти дальше – и глотает таблетки, режет вены, лезет на крышу, прыгает с моста. При этом все картинно, драматично, демонстративно. Но делает это не для того, чтобы действительно расстаться с жизнью. А чтобы повысить свою ценность в ваших глазах (если именно вы объект шантажа).

Случайно заигравшись, такой ребенок может довести дело до конца, не оставив себе лазейки, запасного выхода из ситуации. И хотя зрительный вектор – это любовь к жизни и страх смерти, относиться поверхностно к таким попыткам суицида у подростков нельзя.

Что делать?Правильное воспитание зрительника – главный гарант тому, что эмоциональность ребенка будет развиваться со знаком плюс, а не минус. Истерики, эмоциональные раскачки, страхи и многие другие проблемы зрительного вектора никогда не затронут вас и вашего ребенка, если он с детства будет получать столь необходимое ему чувственное развитие. Крайне важно создать эмоциональную связь с ребенком, давать ему возможность проявлять свою зрительную эмоциональность в позитивном ключе.

Если ситуация в данный момент вышла из-под контроля, и вы видите, что у ребенка раскачка в зрении (чаще всего это проявляться закатыванием истерики, чем ребенок привлекает к себе внимание), примите экстренные меры – дайте ребенку это так нужное ему внимание, постарайтесь выстроить эмоциональный контакт, будьте с ним, понимая природу его переживаний. Его нельзя оставлять одного в этой ситуации.

Не стоит оставлять без внимания зрительные «шутки» о суициде подростков еще и потому, что ребенок со звуковым вектором может решиться на последний шаг уже без демонстративных предупреждений. «Переключившись» в какой-то момент, он молча и без сожалений сделает это, хотя все произнесенные ранее слова о самоубийстве вам могут казаться глупой шуткой.

С помощью знаний системно-векторной психологии вы точно будете понимать, кто перед вами – требующий внимания зрительник, «депрессующий» звуковик или вообще «два в одном»?

Особые отношения со смертью

Почему дети со звуковым вектором, которые находятся в зоне риска по подростковому суициду, так легко расстаются с жизнью? Потому что у звуковиков особые отношения и с жизнью и со смертью.

Это вектор, который в депрессивных состояниях может быть не в ладах со своим телом. Оно только мешает: требует еды, удовлетворения каких-то физических потребностей; его нужно за собой «таскать», ухаживать за ним.

Посмотрите на ребенка со звуковым вектором: он может запросто «забыть» пообедать и поужинать, погрузившись в дебри виртуального мира или зачитавшись фантастикой Стругацких. Он мыслит абстрактно, а свое «Я» ощущает иначе, нежели другие: любой человек со звуковым вектором чувствует некую иллюзорность внешнего мира.

Но если внутренние страдания звукового ребенка зашкаливают, он стремится избавиться от них, сбросив тело в окно, чтобы отправиться в блаженную вечную жизнь без боли и ненужных ощущений на уровне «физики».

И здесь не нужно искать причины — несчастливую любовь, отсутствие авторитета в компании друзей или неспособность найти общий язык с родителями. Звуковика волнуют совсем другие вещи: постижение смысла. Именно отсутствие ответов на их главные вопросы, мучительное ощущение бессмысленности жизни толкают звуковых детей на самоубийство.

Вопросы о смысле жизни появляются в детской «звуковой» голове еще в 5-6 лет, поражая взрослых своей осмысленностью и глубиной. «Зачем мы живем? Что такое смерть? Что такое бесконечность? В чем смысл?»

Эти вопросы могут звучать тихо и ненавязчиво, но чаще – проявляться тоской и скрытой депрессией, что будет первым «звоночком» возможного подросткового суицида. Ребенка тревожат неясные ощущения, не вербализованные в более-менее понятное: «Кто я?». Есть только смутная тяга к вещам «запредельным», касающихся мироустройства или души человеческой: к физике, астрономии, религии, философии…

Но если этот смысл не найден, если звуковик даже близко не подошел к разгадке бытия, если внутри у него лишь глобальная пустота и бессмыслица, это причиняет ему колоссальные душевные страдания. Он может даже не осознавать своих вопросов. Но боль от этого не становится меньше.

Звуковой вектор доминантный, а это значит, что сила всех нехваток и потребностей в звуке намного сильнее, чем в других векторах. И если ребенок страдает от звуковых нехваток, страдает все его существо, подавлены все его желания.

Заглушить страдания подростки могут по-разному: кто-то пытается снять давление изнутри грохочущей музыкой, кто-то на время заглушает боль алкоголем, а кто-то прибегает к помощи наркотиков. Но облегчение длится недолго. Вслед за ним «накрывает» еще большей волной страданий, следующий шаг после которого – суицид.

Диагностика суицида

Остановить этот безумный рост детского самовольного ухода из жизни – возможно. Нужно лишь точно понимать особенности своих детей и обеспечивать им необходимое развитие. Обладая системным мышлением каждый родитель, воспитатель и учитель способен правильно диагностировать суицидальные настроения и знать, как защитить ребенка со звуковым вектором от несчастья.

Лучшая диагностика суицида – это не тестирование, не исследование всех и каждого в кабинете школьного психолога, у которого для векторально разных детей припасен список одинаковых вопросов. Лучшая диагностика – это системно-векторная психология Юрия Бурлана, при помощи которой можно без труда распознать звуковика и его состояния.

Перед вами малообщительный ребенок с отрешенным взглядом, замедленными реакциями на ваши попытки до него достучаться? Задумчив, при этом высокомерен и эгоцентричен? С головой уходит в фантастику, виртуальные игры, Интернет? Не проявляет никакого интереса к миру физическому, к материальным вещам, любви и другим радостям человеческой жизни? Таков звуковик как он есть. Но дети сегодня полиморфы, т.е. могут нести в себе свойства нескольких векторов, а это уже другие проявления, другое поведение.

Профилактика подросткового суицида

Узнав о депрессии в звуковом векторе, вы подумаете: лучшая профилактика подросткового суицида – это антидепрессанты. Нет! Роковая ошибка!

Антидепрессанты – это всего лишь пилюли от симптомов, никак не влияющие на причины депрессии. А значит, ощущения внутренней пустоты после приема антидепрессантов никуда не уходят, а вот боль приглушается. Но что будет, если боли нет, но и смысла тоже нет?

Точно – остановка в развитии, которое должно быть у любого растущего ребенка. Времени, чтобы развить свои природные свойства, у него всего лишь до окончания пубертата – затем развитие возможно только путем трудной и серьезной работы над собой.

Возможным последствием приема антидепрессантов может стать и тот самый подростковый суицид, от которого хотели сделать профилактическое лечение… Почему? Не имея ни смысла, ни боли, подросток-звуковик прервет жизнь от вселенской скуки и бессмысленности существования.

Какой должна быть профилактика суицида среди подростков? Это прежде всего развитие врожденных свойств ребенка. Зрительника важно научить выводить страх наружу, в любовь и эмпатию к людям. В звуке дать возможность постижения законов мироздания. В отношении звуковика не сработают попытки «выманить» его из внутреннего мира приманками, работающими для других векторов (работа, карьера, деньги, любовь, авторитет, почет). Это работа с тем, что позволит реализовать желания и наполнить звуковой вектор. Это конкретные задачи по поиску ответов (а в поисках ответов им нет равных) – с терпеливой проработкой ее составляющих. В тишине, с максимально возможными условиями для внутреннего сосредоточения.

Черная точка в сердце поколения

Многим кажется, что дети сегодня другие, не такие, как еще десять-двадцать лет назад. Так и есть. И другие, в первую очередь, звуковики. Если когда-то им для того, чтобы ощутить счастье, нужно было сосредотачиваться на самих себе в поисках внутренней мысли, то сегодня этого недостаточно.

Причина неуклонного роста суицида среди молодежи – не в незрелости наших детей, не в глупости их или легкомысленности (даже безответственности), как думают многие. Причина в том, что эти подростки действительно другие – с другой силой темперамента, требующей намного большего наполнения звукового желания, чем десять-двадцать лет назад.

Самоубийство - причины, виды, профилактика у подростков
deti-sistem.livejournal.com

Профилактика подростковых суицидов

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждые 40 секунд кто-то из жителей Земли уходит из жизни сознательно, кончая жизнь самоубийством. Среди причин смерти молодых людей (в возрасте 15—29 лет) в мировом масштабе самоубийства занимают второе место. Ежедневно в мире совершают самоубийства 3 тысячи человек, а ежегодно — около 1 миллиона человек (1,5 % всех смертей).

Развернутое представление о том, что считать суицидом, дано в книге «Определение самоубийства» одного из создателей суицидологии Е. S. Shneidman (1985). В ней он сформулировал общие характеристики самоубийства ( цит. по Д. Н. Исаев «Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия» ).

Эти характеристики мотивационной теории суицидального поведения относятся как к взрослым, так и к подросткам. План в отношении самоубийства у любого суицидента одинаков — утолить душевную боль, уменьшить страдания, возникшие в силу фрустрированных психологических потребностей.

Что нужно знать о суицидальном поведении?

Самоубийство не случайно. Оно — выход из создавшегося положения, способ разрешения жизненной проблемы. Суицид — ответ, единственно доступный из всех возможных решений на почти неразрешимый вопрос: «Что же мне делать?». Причина суицида может быть понята, если известно, что суицидент решал психологическую проблему («Чтобы не было мучительно больно»; «Чтобы обрести покой»).

Самоубийство — выключение сознания для прекращения невыносимой боли. Оно — единственный ответ или выход из невыносимой ситуации.

Душевная боль — это то, от чего суицидент стремится убежать. Суицид легче понять, как сочетание движения по направлению к прекращению своего потока сознания и бегства от нестерпимых чувств, невыносимой боли неприемлемых страданий («Внутри я умер»).

Самоубийство порождается комбинациями нереализованных, заблокированных или неудовлетворенных психологических потребностей. Они причиняют душевную боль и толкают на суицидальные действия.

В суицидальном состоянии у суицидента одно всеобъемлющее чувство беспомощности и безнадежности («Ничего не могу сделать, и никто не сможет мне помочь»). Не враждебность, а бессильная внутренняя опустошенность, унылое ощущение, что все вокруг совершенно безнадежно, а сам человек беспомощен, что-либо изменить («Утерян последний луч надежды»).

Суициденты испытывают двойственное отношение к жизни и смерти, даже в тот момент, когда кончают с собой. Они желают умереть, но одновременно хотят, чтобы их спасли. Именно эта их амбивалентность дает основание для терапевтического вмешательства.

Суицид — преходящее психологическое состояние и аффективной и интеллектуальной сферы («Мне ничего более не оставалось»). Туннельное сознание — резкое ограничение выбора вариантов поведения, обычно доступных сознанию данного человека в конкретной ситуации, если его мышление в состоянии паники не стало дихотомическим (либо — либо; все или ничего). Ответственность, например, отсутствует в поле сознания. Суицидент находится вне пределов досягаемости воспоминаний.

Эгрессия — преднамеренное стремление человека удалиться из зоны бедствия или места, где он пережил несчастье («Теперь, наконец, придет свобода от душевных мучений»).

Поданным психологической аутопсии (ретроспективный анализ поведения, чувств и др. до наступления смерти), общим для всех самоубийц было наличие предвестников приближающегося летального события. «Я умираю», — может сказать суицидент до совершения самоубийства совершенно чужому человеку. Другой — может начать прощаться с друзьями. Общее в чувствах — не проявление вражды или ярости, а сообщение о своем суицидальном намерении. Часто эти сообщения являются косвенными и их легко не заметить.

Люди, умирающие от болезни на протяжении недель, месяцев, все это время остаются самими собой, и свойственные им черты личности проступают даже в большей степени, чем обычно. Паттерны суицидального поведения, проявления чувств или использование защитных механизмов, соответствуют острым или долговременным реакциям на боль, опасность, бессилие, неудачу или утрату свободы действий. Повторные тенденции к капитуляции, уходу, избеганию или эгрессии являются одним из самых красноречивых предвестников самоубийств.

В случае суицида жизнь боли доминирует над жизнью человека, что обычно и называется депрессией. Под ней подразумевают гигантские размеры и чрезмерную интенсивность психической боли. Человек словно цепенеет от нее. Для него перестает светить солнце, каждый день и час становится похож на «сырой, промозглый ноябрь в душе». Состояние, предшествующее самоубийству, определяется как невыносимая, нестерпимая душевная боль, без какого-либо проблеска надежды на облегчение или возможную помощь. При этом над болью утрачиваеся контроль.

Shneidman E. S. (1985) под болью подразумевает не столько ее наличие и силу, сколько нежелание (неспособность) конкретного человека ее выносить. Боль не входит в концепцию «Я», в чувство идентичности, от этого и возникает у человека стремление к самоубийству.

Г. Мюррей в «Исследованиях личности» (1938) писал: «Самоубийство не имеет адаптивной (способствующей выживанию) ценности, однако оно обладает регулирующим значением для организма. Самоубийство функционально, ибо снимает болезненное напряжение». «Совершение самоубийства-бегства представляет собой изъятие своей жизни из ситуации, ощущаемой индивидом как невыносимая» (БэшлерЖ., 1979). Цель самоубийцы — в прекращении невыносимого потока сознания, а не в том, чтобы продолжить жизнь в загробном мире.

Наряду с осуществленными лишениями себя жизни, в десять и более раз чаще наблюдаются незавершенные самоубийства. Все, что имеет отношение к сознательному уходу из жизни, часто называют суицидальным или парасуицидальным поведением. Таким образом, к суицидальному поведению относят покушения на свою жизнь, прерванные по независящим от покушавшегося причинам, попытки, представляющие собой демонстративные действия, а также проявления, т. е. мысли, высказывания и намерения, сопровождающиеся действиями.

Суицидальное поведение может быть демонстративным, когда своими высказываниями или действиями индивид угрожает наложить на себя руки, желая таким образом обратить на себя внимание. При этом истинного стремления уйти из жизни нет. Чаще всего такое поведение — крик о помощи, мольба о защите или любви. Однако нередко за демонстрацией отчаяния может стоять грубый шантаж, требование выполнить какие-либо условия.

Аффективным суицид называют в том случае, когда он совершается в момент наивысшего накала чувств. Это может произойти от отчаяния, например, когда человек оказывается рядом с внезапно погибающим близким для него родственником.

Истинный же суицид — это искреннее, преднамеренное и окончательное решение расстаться с жизнью. Обычно такое самоубийство совершается в глубоком горе, переживая которое, человек считает невозможным свое существование. Иногда истинный суицид является прямым следствием болезненных переживаний (бреда, галлюцинаций, депрессии).

80% людей играют мыслями о суициде. Желание умереть часто встречается и у детей. Суицидальные фантазии естественны. «Если бы я сейчас умер, мои родители пожалели бы, что относились ко мне так плохо» — так думают многие дети.

Уровень самоубийств в действительности в 2—3 раза выше, чем указывается в справочниках. На одно завершенное самоубийство у молодых людей приходится 100 незавершенных суицидов. Точное число самоубийств установить невозможно. Смерти от самоубийств скрываются из-за стигматизации, необходимости получения страховок и т. д.

Попытки суицида предпринимают подростки со сниженной самооценкой, чувством малоценности и ненужности. Часто ожидания детей-суицидентов или их родителей оказываются нереалистичными. Эти дети думают, что без них семьям будет лучше. Они чувствуют себя биологическими чужаками, понимают, что шагают не в ногу с родителями или не подходят в качестве приемлемых членов для семейного круга. Может появиться необоснованное чувство своей нежеланности для родителей, уверенности, что родители не хотели появления их на свет. Это так называемый феномен «отвергнутого ребенка».

Суициду может предшествовать переживание утраты взаимоотношений из-за несчастной любви, переезда в другое место или семейных потерь (из-за развода или смерти близких), т. е. из-за крушения важных психологических опор или потери привязанностей. Существует также тесная связь между саморазрушающим поведением подростков и жестокостью, насилием, отвержением или заброшенностью в семьях. Суицидальный подросток редко хочет умереть; он желает уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми.

Антисуицидальные факторы личности

Антисуицидальные факторы личности — это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:

— эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

— выраженное чувство долга, обязательность;

— концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

— учёт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

— убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

— наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

— наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

— психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

— наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

— проявление интереса к жизни;

— привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

— уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

— планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

— негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Профилактика суицидов

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребёнку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребёнком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребёнку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребёнка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребёнком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребёнка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Памятка по суицидальному, самоповреждающему поведению из «Навигатора девиантного поведения», разработанная коллективом Московского психолого-педагогического университета.

А теперь немного личного опыта.

Моё отношение к суицидам и суицидентам сильно изменилось с возрастом и погружением в профессию. Если кратко, то я прошла путь гуманизации. Во мне меньше паники, но больше жалости и уважения.

Отправной точкой стала (к счастью неудавшаяся) попытка суицида моего кавалера. Это был 96 год, мне было 16, ему 17. Я его бросила, а он решил напиться таблеток и вскрыть вены. Сделал, но позвонил мне попрощаться. Я успела дозвониться до его мамы, мальчика спасли. После инцидента меня обещали убить. Серьёзно.

Сейчас я понимаю, что могла бы действовать мягче. А ещё понимаю, что мальчик сделал это не потому, что прочитал что-то «побуждающее к самоубийству». И даже не потому что я его «отшила». А потому, что был психически болен, и это была не первая его суицидальная попытка.

Вывод: иногда самоубийство — это следствие болезни. Если ваш ребёнок болен, его надо лечить, с ним надо работать, контролировать приём лекарств, держать руку на пульсе. Да, срыв возможен, но надеяться, что ребёнок самостоятельно выплывет, не стоит.

Прямо сейчас я знаю некоторое количество взрослых людей с психическими заболеваниями, которые потенциально «могут». Скорее всего, вы тоже знаете таких людей, но не догадываетесь об их биполярном расстройстве или шизофрении, т.к. правильно подобранная терапия помогает жить «с этой стороны травы».

Почитайте литературу, посмотрите видео о детских психических расстройствах, например о депрессиях. Это полезно для расширения родительских компетенций. У вполне благополучных подростков, умных, адекватных, критичных, в голове может твориться такой ад, который вы себе даже не нафантазируете. Терапевты, работающие с подростками-самоубийцами, очень верно пишут: они не хотят умирать, им невыносимо жить.

Я знала людей, по большей части очень молодых, которые «суициднулись» под кайфом. Т.е. так «обдолбались», что потеряли контроль над своим разумом. Не во всех историях суицид был назван суицидом, в части эпизодов это проходило под названием «несчастный случай». Выпрыгнул с балкона — «несчастный случай».

Вывод, который напрашивается сам собой — некоторые вещества изменяют сознание, профилактируйте употребление ребёнком наркотиков. Наркотики очень доступны, просто вы об этом не знаете.

У меня была весёлая юность. Более весёлая, чем это можно представить, глядя на меня нынешнюю. В моём окружении употребляли … разное, «резались», вешались, становились участниками и жертвами тяжких преступлений, пропадали без вести и т.д. Мне хотелось понимания, почему так происходит, я была готова разговаривать об этом со своей мамой. Я проявляла инициативу, но меня не услышали, а что услышали — истолковали превратно. Я очень хорошо понимаю, почему не работает контроль, и к каким последствиям приводит родительская тревожность — дети закрываются и уходят в глухой отказ от контакта.

Вспоминается курьёзный эпизод, когда мама, порывшись (без разрешения, конечно) в моём рюкзаке, добыла листочек с надписью «мама, мы все» и сделала свои выводы. Объяснять, что я тренировалась писать разными шрифтами, используя строчку из песни Цоя, было бесполезно — мама не знала, кто такой Цой. А вот провалиться на месте (убежать, ускользнуть в изменённую реальность) очень хотелось. Потому что не-вы-но-си-мо жить в доме, где тебя всегда в чём-то подозревают.

Вывод: надо не просто «разговаривать с подростком», а таки вникать, не падая в обморок. Демонстрировать принятие чаще, чем отвержение (не только на словах). Дети вырастут, а отношения могут и не восстановиться. В т.ч. потому, что ребёнка больше нет.

См. выше: у меня была весёлая юность. В декаданс мы таки играли. Не более, чем среднестатистические подростки с интеллектом чуть выше табуретки: читали и писали мрачные стихи, делились «умными мыслями», смотрели и обсуждали «Общество мёртвых поэтов». Это возрастной этап такой, так развивается рефлексия.

Я не хотела и не пыталась умирать, у меня были свои способы демонстративного поведения. Но я вполне могла умереть по нелепой случайности, а выглядело бы это как суицид. Не буду устраивать признаний, просто приведу один эпизод. Летом 96 года я чуть не упала с крыши, по которой мы с приятелем романтически гуляли — просто споткнулась и покатилась к краю без ограждения. Мой кавалер успел поймать меня за косу и затормозить падение. Я думаю, если бы я всё же «навернулась», друг мой мог бы спокойно уйти. В нашей компании его почти никто не знал, скорее всего предположили бы, что я была одна на этой крыше. А в рюкзаке у меня лежали личные дневники, записки и «запрещённая литература» — т.е. накрутить версию можно было без особых усилий. Тем более, повторюсь, родители почему-то ждали от меня какой-нибудь дурости.

Вывод: необходимо учитывать возрастные особенности развития подростков и юношей. И признавать вот этот вот «неудобный» пласт всякой «фигни», которую они пытаются на себя примерять. Или вы правда думаете, что можете просто «закрыть вконтактик» и закрыть глаза на то, что подростки играют с жизнью?

Самоубийство - причины, виды, профилактика у подростков
isppp.site

Профилактика суицидов в подростковом возрасте

Ольга Даньшина
Профилактика суицидов в подростковом возрасте

Особенности профилактики суицида в школьном возрасте

Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают мысли о суициде, 6% юношей и 10% девушек совершают действия к суициду. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, но в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

Всемирная Организация Здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств: 41% — неизвестны; 19% — страх перед наказанием; 18% – душевная болезнь; 18% — домашние огорчения; 6% — страсти; 3% денежные потери; 1,4% — пресыщенность жизнью; 1,2% — физические болезни.

Все самоубийства (62%) у несовершеннолетних связаны с конфликтами в семье, неблагополучием, боязнью со стороны взрослых насилия, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, несчастная любовь, черствостью и безразличием окружающих, попаданием в секты (н-р «Три кита»).

Что же такое суицид?

Если рассматривать с точки зрения суицид (по Википедии)(от лат. sui caedere — убивать себя) — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Типы суицидального поведения:

Демонстративное поведение. Подросток стремится обратить внимание на себя и свои проблемы, а это своего рода просьба о помощи. Он показывает, что ему трудно справляться со своими жизненными ситуациями. На этом этапе поведения, он пытается напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. И делает это в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции, такие как обида, гнев, затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает попытки к суициду. Чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению сильнодействующими и токсичными препаратами.

Истинное суицидальное поведение – это конкретный, продуманный план действия. Подросток готовится к совершению суицидального действия. Подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. И поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. Подростки вешаются или к спрыгивают с высоты.

Стадии развития суицидального поведения:

Первая стадия — стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Это период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (проявляться в повышенной раздражительности, снижении успеваемости, ограничении общения, уровня интересов, эмоциональной неустойчивости). В этот период и формируются мысли о суициде, которые проявляются в виде заявлений о том, что «вот бы уснуть и не проснуться», «надоела такая жизнь», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т. д. У подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве; фантазии и размышления о своей смерти.Примеры высказываний в виде: «Лучше умереть, чем так жить». И при этом значение таких высказываний недооцениваются или воспринимаются окружающими людьми. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. И на своем пути они не встречают человека, который их выслушает.

Вторая стадия — это суицидальные замыслы. Это проявление желания покончить с собой, сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия — суицидальные намерения и попытка. Переходит к замыслу о суициде, о решении (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Пресуицид — это период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых пресуицидах, возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу. После попытки суицида к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. И в этот период к суицидальным действиям маловероятно повторение. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно уделять ему должное внимание и относиться к ребенку. Начинают вести привычный для них образ жизни, т. к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, то ребенок может до сих находится под угрозой и совершить повторное суицидальную попытку. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, беседовать с ним и оказывать ему поддержку, проводить иные профилактические действия.

Причиной самоубийств могут служить острые конфликты в учебе, семье и интимно-личностных сферах. На первом месте — находятся отношения с родителями. Примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом, на втором месте — трудности, связанные со школой, на третьем — проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

Итак, перейдем к профилактике суицидов.

Важно постоянно помнить, что за любое поведение к суициду ребёнка в ответе взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Важной для профилактики суицидов является профилактика депрессий у подростков. Родители играют важную роль в профилактике депрессий у подростков. Как только у подростка отмечается сниженное настроение или другие признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ему выйти из этого состояния.

Во-первых, нужно начать разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть с позитивными настроями. Оптимистический настрой нужно «внушить» ребенку, вселить уверенность, сказать, что он умеет добиваться поставленных целей. Ни в коем случае обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости». И показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Никогда не надо сравнивать его с другими ребятами, будет только хуже, сделает всё назло и наоборот. Сравнения с другими, приведет к занижению самооценки подростка.

Во-вторых, переключить на новые дела. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. А так же внести разнообразие в обыденную жизнь.Например: попробовать походить в тренажерный зал, делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные дни на увлекательную экскурсию, посетить кинотеатр, выставки. Завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Т. к доказано, что животные могут настроить ребенка на позитивный лад.

В-третьих, соблюдение режима дня. Следить за тем, чтобы он нормально питался, хорошо высыпался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Для предотвращения суицидову детей в школе учителя могут сделать следующее:

— внушать им оптимизм и надежду; — проявлять сочувствие и понимание;

— воспитывать в сознании детей осознанную уверенность в своих силах и возможностях;

— осуществлять контроль поведения ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Школьным психологам проводить с детьми работу психокоррекционные занятия по снятию негативных эмоций, которые у него копятся, помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими, обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей. А так же проводить работы по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Учителям и родителям психолог должен рассказать, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток.

Для предотвращения попыток суицидального поведения у детей,психологу необходимо:

— снимать психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации,

— уменьшать психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение, — формировать компенсаторные механизмы поведения,

— формировать адекватное отношение ребенка к жизни и смерти.

Если всё-таки есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, что будет, если они оставят ребенка без помощи.

Рекомендации тем, кто рядом с человеком, склонным к суициду:

1. Ни в коем случае не отталкивайте ребенка, осторожно поговорите с ним;

2. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

3. Дайте знать, что хотите ему помочь;

4. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

5. Говорите искренне и постарайтесь определить,насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

6. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

8. Не предлагайте упрощенных решений;

9. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

10. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию;

11. Ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13. При действуйте так, чтобы изменить его внутреннее состояние;

14. Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Материал на стенд «Профилактика дисграфии» Профилактика дисграфии у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста Одной из актуальных проблем отечественной практической.

Методическая разработка «Развитие творческих способностей воспитанников с ОВЗ в подростковом возрасте» Государственное бюджетное учреждение системы социального обслуживания населения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями.

Проект «Профилактика простуды» Проект «Профилактика простуды» Актуальность темы. Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных.

Профилактика профессионального выгорания Методическое, психолого-педагогическое сопровождение профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях детского дома Е. Ю.

Профилактика речевых нарушений ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической.

Профилактика жестокого обращения с детьми Выступление «Профилактика жестокого обращения с детьми» социальный педагог Архипович И. Г. Март 2017 г. Современная жизнь несёт.

Самоубийство - причины, виды, профилактика у подростков
www.maam.ru

Суицид подростков: причины и профилактика

Самым трудным в жизни каждого человека является подростковый возраст. В этом возрастном периоде происходит становление личности, переосмысление ценностных ориентаций. Помимо этого, происходят изменения гормонального фона в связи с активным половым развитием. Гормональный дисбаланс является причиной частой смены настроения, приступов агрессии или депрессии. Поэтому так часто встречается суицид подростков, причины которого могут быть самыми разнообразными.

Какие подростки подвержены суициду

Самоубийство, или суицид, — умышленное, преднамеренное лишение себя жизни. По тем или иным жизненным обстоятельствам некоторые подростки входят в группу риска по суициду. Причины суицида в подростковом возрасте могут быть самыми разнообразными. Одни молодые люди склонны к постоянным депрессивным состояниям, другие злоупотребляют алкоголем, третьи имеют наркотические и токсические пристрастия. Многие сталкивались с гибелью или самоубийством близкого человека, имели плохие отношения со сверстниками и родителями. Именно поэтому возникает подростковый суицид. Причины и факторы, его провоцирующие, кроются в психологическом состоянии детей.

Суицидальный синдром

Подростки, входящие в группу риска, в любой момент могут причинить вред и лишить себя жизни под давлением обстоятельств. Эти люди весьма впечатлительны, ранимы, им присуще чувство неполноценности и низкая самооценка. В 13-17 лет наступает тот рубеж, когда распространен суицид среди подростков. Причины этого явления изучаются многими психологами.

Несколько десятков лет назад мировая общественность была потрясена самоубийствами, совершенными Мэрилин Монро и Эрнестом Хэмингуэем. Вокруг этих событий плелись интриги и ходили сплетни. Мир также узнал о массовом суициде сектантов из общества «Давыдова ветвь» в 1993 году. Ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством по меньшей мере 160 000 человек. Не стал исключением и подростковый суицид, психологические особенности и причины которого изучаются по сей день.

Чаще всего суицидальные наклонности появляются из-за хрестоматийных проблем в жизни молодежи: стрессы, депрессии, эмоциональная неустойчивость, неправильное восприятие жизни. Специалисты указывают на то, что самоубийства среди подростков связаны именно с депрессивным состоянием, которому подвержены более 80 % молодых людей. Но случается и суицид детей-подростков, причины которого кроются в алкогольной и наркотической зависимости, сильном психическом расстройстве, подражании.

Категории людей, склонных к суициду

Профессор Шнейдман вывел 4 основные категории людей, которые стремятся свести счеты с жизнью самостоятельно:

  1. Искатель смерти в попытках нанести себе вред всячески пытается довести дело до летального конца. Но подобное рвение сохраняется недолго. Затем человека начинают мучать сомнения, он пытается все переосмыслить, но мысли о суициде его не покидают.
  2. Инициатор смерти — тоже желает умереть. Он уверен, что его постигнет страшная участь, и пытается лишь ускорить процесс. Такое маниакальное чувство возникает чаще у пожилых людей, но случается и суицид подростков. Причины этого явления кроются в подсознании.
  3. Отрицатель смерти не верит, что смерть — это конец. Он наивно полагает, что лишение себя жизни — это обменная операция, при которой нынешнее положение заменяется чем-то новым и счастливым. Именно таковы основные причины суицида у подростков, которые верят в загробную жизнь.
  4. Игрок со смертью. Его мучают противоречия, касающиеся возможности уйти из жизни тем или иным способом. Даже во время самоубийства человека мучают сомнения. Способы, избираемые для смерти, могут не позволить довести дело до конца, а лишь причинить вред здоровью. Примером может служить игра «Русская рулетка» с револьвером, правила которой заключаются в том, что в барабане находится лишь один патрон, который либо выстрелит либо нет.

Суицид и его формы

Существует три основные формы самоубийства.

  • Истинное — когда подросток уверен, что желает собственной смерти. Такая форма суицида свойственна юношам. Неудачная попытка приводит к повторению.
  • Чувствительное — когда молодой человек или девушка пытаются свести счеты с жизнью под влиянием эмоций. Если самоубийство не получается, то оно, как правило, не повторяется. Этому подвержены чаще всего девушки.
  • Демонстративное — служит лишь средством привлечения общественного внимания. Попытки могут повторяться вновь и вновь и никогда дело не доходит до самого суицида (за исключением случайности).

Причины подростковых самоубийств

Причины суицида у подростков зачастую кроются в отвергнутой любви, домашних скандалах, непонимании со стороны сверстников или просто одиночестве.

Кроме того, современные СМИ всячески провоцируют молодых людей на такой отчаянный шаг посредством показа случаев суицида посторонних людей, звезд. Исключения не составляет и Всемирная сеть, демонстрирующая онлайн записи данной тематики и проекты.

Свои отличительные особенности имеет суицид подростков. Причины заключаются в том, что дети зачастую не верят в собственную смерть. К примеру, действительно покончить жизнь самоубийством хотят лишь 10 % из 100, остальные пытаются лишь привлечь внимание родных, друзей, любимых. В данном случае имеет место демонстративная форма суицида, или, можно сказать, «суицидальный шантаж». Но, к сожалению, такая игра со смертью может привести к летальному исходу даже случайно.

Предсуицидальное поведение

Истинные суицидальные наклонности зреют внутри молодых людей и могут никак себя не выдавать. Если обратить внимание, то можно заметить небольшие изменения в поведении подростка, задумывающегося о суициде. Они малозаметны, тем более если юноша или девушка склонны к одиночеству. Определить суицидальное поведение можно по замкнутости подростка, по случайно вырвавшимся фразам. Если ребенок не хочет обсуждать подобную тему, то это должно послужить сигналом для родителей.

При аффективной и демонстративной формах самоубийства подростки пытаются привлечь внимание окружающих к своей проблеме. Юноши и девушки подсознательно внушают окружающим, что хотят вмешательства со стороны. Они надеются, что их остановят.

Внутренняя готовность к суициду может стать причиной потери аппетита: подросток ничего не ест, даже несмотря на свой прежде хороший аппетит. То же происходит и со сном: активного ребенка мучает слабость, а вялый, наоборот, теряет сон.

Кроме того, успеваемость в школе ползет вниз, учителя часто жалуются на невнимательность. В данном случае, если педагог замечает проблемы, то он вызывает родителей на родительское собрание. Подростковый суицид, причины и профилактика этого явления часто обсуждаются совместно с родителями и психологом.

Можно ли предупредить суицид у подростка?

Необходимо, прежде всего, знать все переживания и чувства ребенка. Не стоит пускать на самотек любые изменения в поведении ребенка. Необходимо вызывать его на откровенность. Каждому ребенку требуются сочувствие и поддержка близких.

Жизненные препятствия — те случаи, которые ребенок должен преодолевать вместе с родителями. Подростки должны понимать, что окружающие и родители их любят такими, какие они есть, понимают и поддерживают их.

Мифы о самоубийствах

Если говорить о суициде с точки зрения психологии, то стоит отметить определенные мифы или заблуждения, касающиеся этого явления.

  • Предотвратить суицид нельзя, а вот в кризисный период жизни можно дать человеку тепло, заботу, внимание, и тогда, возможно, мысль о самоубийстве исчезнет.
  • Есть определенный тип людей, по натуре склонных к суициду. Здесь речь может идти не только о ситуации, но и о ее оценке человеком.
  • Определенных признаков, указывающих на причины суицида нет. Обычно суицид распознается за счет нестандартного поведения подростка.
  • Подросток может упоминать о самоубийстве, но взрослые часто принимают это за шутку. В результате позже становится ясно, что ребенок сам указывал на возможные последствия.
  • Суицидальные решения приходят внезапно, не имея подготовки. Результаты исследований показали, что кризисный период, связанный с потенциальным суицидом, может длиться от 2 недель до нескольких месяцев.
  • Неудавшийся суицид не повторится. Это самое большое заблуждение. Если подросток решился на такой отчаянный шаг, то высок риск возобновления попытки. Возможно, повторения стоит ожидать в следующие 2 месяца.
  • Наследственное влечение к суициду. Никто и никогда не доказывал этого утверждения.
  • Уровень самоубийств заметно снизится за счет влияния СМИ и интернета. Но СМИ должно афишировать не факт суицида, а ситуации, благодаря которым его можно предотвратить.
  • Алкоголь — средство, помогающее заглушить внутренние переживания. Доказано, что эффект от алкоголя может быть обратным: происходит обострение конфликтов, повышается тревожность. Больше половины случаев самоубийств происходили в состоянии алкогольного опьянения.

Характерные черты предсуицидальных действий

Охарактеризовать предсуицидальное состояние подростка можно по следующим чертам:

  1. Наблюдаются резкие скачки настроения у ребенка: он начинает конфликтовать с друзьями и родными.
  2. Подросток склонен к излишней драматизации конфликтов.
  3. Суицид, с точки зрения ребенка, это нечто решительное и бесстрашное.
  4. Поведение носит демонстративный характер, нечто похожее на «игру на публику».
  5. Поведение подростка является аффектом, то есть его действия не продуманны и неточны.
  6. Неумелый выбор средств для самоубийства: невысокий этаж для прыжка, нетоксические вещества для отравления или тонкая веревка.

Психологические предпосылки

Специалисты с недавнего времени начали изучать причины суицида у подростков. Психология — та наука, которая помогает разобраться во всех аспектах этого вопроса. Ясно лишь то, что большую часть суицидов подростки совершают, находясь в здравом уме. Но многие полагают, что только умственно неполноценный ребенок способен на такой отчаянный шаг. Увы, это не так.

Все дело в причинах, ведь подростки, находящиеся в пубертатном периоде, уверены, что их не любят, не понимают и не ценят. Эти личные переживания приводят к факту суицида.

В 13-16 лет юношам и девушкам сложно справиться с «возом» взрослых проблем. Рядом с ребенком надо находиться родителям и близким, которые способны направить его на истинный путь.

Затяжная депрессия

Затяжная депрессия — проблема большинства современных подростков. В данном случае речь идет о тяжелой форме расстройства психического состояния. Сюда можно добавить наркотическую, алкогольную и токсическую зависимости, которые требуют немалых финансовых трат.

Часто встречаются случаи, когда ребенок без ведома родителей выносит из дома ценные вещи, драгоценности и технику, чтобы заработать деньги на очередную дозу. Когда факт кражи выплывает, то подросток решается на самоубийство, дабы избежать ответственности за содеянное.

Стоит ли беседовать с ребенком о суициде?

Стоит ли заводить с ребенком разговоры о суициде? Нет, не стоит. Потому что разговоры на подобные темы вызывают у ребенка интерес, ведь, как известно, все запретное становится желаемым.

Если уж говорить на эту тему, то вся суть должна сходится к неправильности и аморальности такого поступка. К примеру, можно упомянуть, что впереди так много интересного, а эти дети не увидят всего, что должно произойти.

Как предостеречь ребенка. Правильная профилактика

Можно ли избежать такого страшного финала, как суицид подростков? Причины, влияющие на возможность самоубийства, станут очевидны, если обращать пристальное внимание на такие моменты:

  1. Телефонные разговоры и просто беседа с друзьями. Если ребенок хоть раз затронул тему суицида, то, возможно, стоит обратить на это внимание.
  2. Молчание, постоянное одиночество и нежелание общаться.
  3. Литература, читаемая ребенком. Книгам необходимо уделить особое внимание. Если ребенок не читает книги, возможно, он просматривает видео в интернете.
  4. Музыкальные композиции и фильмы.

Желательно отслеживать сайты, которые посещает подросток. Сейчас выпускается все больше проектов, отрицательно воздействующих на человеческую психику, а тем более детскую и подростковую.

Самоубийство - причины, виды, профилактика у подростков
fb.ru

COMMENTS