Самовосприятие человека — что это такое, примеры в психологии

Самовыражение — это что такое? Форма самовыражения. Способы самовыражения человека

Определение

Что такое самовыражение? Самовыражением в психологии называется перенос во внешний мир внутреннего состояния, переживаний, эмоций. Это внешнее проявление всего, что происходит внутри человека. У некоторых людей этот процесс происходит осознанно, другие же делают это неосознанно.

Если говорить в общем, самовыражение — это изменение реальности и порой даже общественного мнения. А по мнению психологов — это еще и возможность провести психологический анализ и изучить личность человека, протекающие внутри нее процессы.

Самовыражение по праву считается одним из факторов, провоцирующих развитие общества. Развиваться человечество будет только в том случае, если имеет место контакт или столкновение отличающихся друг от друга взглядов, мнений, умений и способностей.

У всех людей разные способы самовыражения. Причина тому — влияние различных внешних и внутренних или врожденных факторов. От них зависит то, насколько человек будет оригинальным в презентации своего внутреннего мира. Чем больше свободы, уверенности в себе, смелости показывает человек, тем более уникальной и неординарной личностью он считается. Если место этих качеств занимают шаблоны и стереотипы, на оригинальность и творческий подход к решению проблем можно не рассчитывать.

Потребность в самовыражении

Визуальное отображение внутреннего мира во внешней среде — такая же важная потребность, как и выживание. По мнению ученых, после того, как человек удовлетворяет базовые потребности в еде, одежде и крове над головой, приходит очередь самовыражения. Процесс начинается с изучения себя и окружающего мира. Как только они становятся понятными, возникает необходимость самореализации. Говоря простыми словами, самовыражение — это стремление заявить миру о своем существовании, почувствовать себя его частью, начать взаимодействовать с ним.

Место искусства в жизни людей: поиск себя

Самовыражение в искусстве – это задача, которая создается перед многими творческими людьми, задумывающихся о проявлении индивидуальности. Чем это объясняется?

Внутренний мир наполняют образы, ассоциации, которые не способны оставлять человека без эмоций, желания проявить эмоции. Обмен элементами внутреннего мира способствует эмоциональной коммуникации между людьми, проявлению бессознательного и нахождению внутренней гармонии. Творческие работы служат проявлением мнения об окружающем мире, происходящих обстоятельствах, а прямое проявление внутреннего мира откликается в душе зрителей. По данной причине самовыражение в искусстве – это задача творческих людей, которые развивают заложенный потенциал.

Рациональный человек отдаляется от самовыражения, подстраивается под стереотипы мышления, правила мегаполиса, потребности активной и успешной жизни. Такая ситуация не приносит настоящего счастья, приводит к разочарованию в жизни.

Творческие работы выполняют утилитарную, приспособительную функцию, регулируют жизнь. Для проявления «Я» требуется восстановление контакта между чувствами и разумом, создание целостной и гармоничной личности, понимание личностных смыслов. По данной причине психологи рекомендуют проявление характера не только во внешности, вкусовых предпочтениях, профессии, что является внешними атрибутами, но и в искусстве, в чем помогает арт-терапия.

Функции самовыражения

В чем же заключаются функции самовыражения, кроме удовлетворения духовных потребностей? Есть несколько пунктов:

  1. Дает положительные эмоции. Это возможность испытать радость и счастье даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах.
  2. Вдохновляет, помогает избавиться от негативных эмоций, психологической усталости, тревоги и излишнего напряжения.
  3. Позволяет понять свой потенциал, способности, а также узнать свои желания и потребности, развить какие-то черты характера и личностные качества.
  4. Поднимает самооценку, придает уверенности в себе и своих силах, необходимых для самовыражения.
  5. Помогает найти единомышленников, изменить круг общения, наладить контакт с интересными людьми.

Если по каким-либо причинам у человека отсутствует возможность выражать себя, развивать потенциал и способности, он становится замкнутым, зажатым, закомплексованным. Его спутниками становятся низкая самооценка, отсутствие ощущения свободы и счастья.

Самореализация, саморазвитие и самосовершенствование

Выделяется 2 этапа в процессе самореализации:

  1. Становление общего механизма.
  2. Функционирование этого механизма и совершенствование посредством самопознания и самоуправления.

Первый этап — это противостояние социализации и индивидуализации. Противостояние заканчивается становлением, формированием ценностных ориентаций и способностей индивидов. Формируется в дошкольном и школьном возрасте. Заканчивается этот этап, когда у человека получилось реализоваться в обществе и сделать в него свой вклад.

Это характеризуется способностью разрабатывать проекты своей жизнь и переходом человека к трудовой деятельности. Так формируются 2 типа индивидов:

  • те, у кого сформировалась потребность в самосовершенствовании;
  • те, у которых такая потребность отсутствует и они идут по инерции, то есть не достигают своих целей и живут в своей зоне комфорта.

Такое определение дает ученый Голубковский, который путает самореализацию и самосуществование. С утверждениями этого автора можно согласиться лишь тогда, когда речь идет о профессиональной реализации.

Способы самовыражения

Презентовать окружающим свой внутренний мир можно по-разному. И не обязательно делать это с помощью творчества, хотя это один из самых популярных и эффективных способов самовыражения личности. Есть и другие.

Творческое

Помогает человеку реализовать творческие задатки, развить способности и освоить новые умения. Дополнительное преимущество — возможность посвятить время тому, что по-настоящему нравится. И не обязательно плоды своей работы показывать другим людям. Наслаждаться ими можно и в одиночестве.

Если вы точно знаете, какой потенциал в вас спрятан, действуйте. Может быть, вы умеете писать стихи или увлекательные рассказы? Или красиво рисуете пейзажи? Или, к примеру, у вас хорошо получается делать фотографии? Что бы это ни было, развивайте свои таланты. Занимайтесь любимым делом как можно чаще, ведь оно дает заряд положительных эмоций и помогает преодолевать трудности.

А как быть, если кажется, что способностей нет? Пробуйте себя в разных сферах, экспериментируйте, ищите свое «Я». Танцуйте, займитесь вокалом, рисованием и т.д. Может быть, вам по душе какое-то необычное хобби, например, вышивание бисером или вязание.

Самореализация, свобода и ответственность

Главным механизмом самореализации является свобода. Это должна быть:

  • независимость человека от внешних условий;
  • способность человека действовать самостоятельно;
  • свобода действий;
  • свобода мыслей.

При достижении любой цели бывают препятствия, которые человек преодолевает и добивается результата. Преодоление препятствий считается свободой действий. Они выступают как внешние условия, которые соответствуют характеристикам индивида.

  • болезнь, которая способствует тому, что человек вынужден закончить свою карьеру;
  • усталость под конец рабочего дня;
  • крепатура у спортсменов;
  • головные боли у творческих личностей.

Но в целом свобода — это не свобода от любых преград, а только от неоправданного контроля, за личной жизнью человека.

Основы частной жизни:

  • уникальность;
  • неповторимость;
  • своеобразие.

Эти характеристики определяют личные интересы индивида. После того как материализуются эти интересы в профессиональные навыки, тогда индивид превращается в личность.

Как же состоит реализация личности? В понимании Маслоу, самореализация — это стремление полной реализации своих возможностей, удовлетворения потребностей. Согласно теории Маслоу, выходит, что каждый способен на любые действия, который придумает в данный момент. Потом из-за таких утверждений появляются маргинальные личности, такие как воры, преступники, алкоголики.

Смотрите в видео: почему люди не реализовывают себя.

Но в книге «Психология бытия» немного другая трактовка, самореализация — это полноценное развитие человека исходя из его биологических особенностей, но это не является привязкой к месту и не относится к социальному статусу.

Хотя свобода неотъемлема часть самореализации, но в то же время не идентична. Право человека на выбор, есть основа свободы самостоятельной реализации. Сфера интересов, а также перечень возможностей — это объективное основание выбора. Каждый день человек делает выбор, который влияет на карьеру, судьбу, семью, друзей, общество.

Примеры самовыражения

Примеров самовыражения человека множество. Чтобы их увидеть, достаточно просто оглянуться вокруг себя. На экранах телевизоров, в интернете можно увидеть выступления как профессиональных актеров, певцов и других деятелей искусства, так и аматоров. Те, кто только начал заниматься творчеством, выкладывают свои произведения, песни, рисунки и т.д. на своих страницах в социальных сетях.

Одна из моих подруг выражает свои чувства и эмоции с помощью рисования. Поначалу она рисовала для себя, изредка выставляя рисунки в соцсети. А недавно помогала украшать подъезд, разрисовывая стены. Кому-то такой способ самовыражения покажется скучным и несерьезным. Но главное то, что человек получает от этого удовольствие, дает возможность выйти наружу скопившимся внутри чувствам и эмоциям.

Еще один пример самовыражения — подростки. Наверняка вы не раз замечали девушек и парней с разноцветными волосами, пирсингом, в рваной одежде. Часто они становятся частью какой-либо субкультуры, например, готами. Еще один пример самовыражения подростков —выделяющаяся внешность.

Выражение себя через внешность

Сегодня признано психологами, что человеку очень важно выражать себя через внешние атрибуты. Проще говоря, самовыражение личности идет через формирование его внешнего образа. Когда вы делаете такую прическу, как вам подсказывает внутренний голос, одеваетесь так, как вам нравится, делаете макияж, одеваете аксессуары только те, которые соответствуют вашему внутреннему Я, вы вдохновляетесь. Вы выделяетесь из толпы, становитесь индивидуальностью и это вас окрыляет. Не удивительно, что сегодня вокруг много поклонников пирсинга и татуировок – это еще один способ выделить себя среди других.
«Здоровая личность должна выражать то, что она чувствует внутри. Выражать, а не подавлять». Х/ф «Французский поцелуй»

Соотношение самореализации и саморазвития

Основным способом самореализации выступает саморазвитие.

Если речь идет о регрессивном саморазвитии, то оно выступает способом его самоотчуждения. Противоположностью развития, есть функционирование, которое являет воспроизведение процессов в относительно неизмененном виде, то есть его дублирование. В этом случае функционирование выступает как само функционирование.

Обратите внимание на видео: саморазвитие и самосовершенствование начинается с ответственности

Само функционирование — связано в жизни со всем устойчивым, то есть теми процессами, которые регулярно повторяются. И хотя само функционирование может быть разным по содержанию, оно все равно является способом самореализации. Соответственно формами самореализации является продуктивное и прогрессивное само функционирование.

Бывают и отрицательные формы само функционирования:

  1. Застой;
  2. Косность;
  3. Консерватизм;
  4. Рутина.

Самовосприятие человека - что это такое, примеры в психологии
knyazhinskaya.ru

Теория самовосприятия — Self-perception theory

  • Прикладной анализ поведения
  • Клинический
  • Сообщество
  • Потребитель
  • Консультации
  • Критический
  • Образовательные
  • Окружающей среды
  • Эргономика
  • Судебно-медицинская экспертиза
  • Здоровье
  • Гуманистический
  • Производственно-организационная
  • Юридический
  • Медицинское
  • Военные
  • Музыка
  • Гигиена труда
  • Политическая
  • Религия
  • Школа
  • Спорт
  • Движение
  • v
  • т
  • е

Теория самовосприятия ( SPT ) — это теория формирования отношения, разработанная психологом Дэрилом Бемом . Он утверждает, что люди развивают свое отношение (когда нет предыдущего отношения из-за недостатка опыта и т. Д. — а эмоциональная реакция неоднозначна), наблюдая за своим поведением и делая вывод, какие отношения должны были его вызвать. Эта теория противоречит здравому смыслу, поскольку общепринято считать , что отношения определяют поведение. Более того, теория предполагает, что люди вызывают отношения без доступа к внутреннему познанию и состояниям настроения. Человек рационально интерпретирует собственное открытое поведение так же, как он пытается объяснить поведение других.

Содержание

  • 1 оригинальный эксперимент Бема
  • 2 Дополнительные доказательства
  • 3 Недавние исследования
  • 4 Приложения
    • 4.1 Психологическая терапия
    • 4.2 Маркетинг и убеждение
  • 5 Проблемы и критика
  • 6 Очевидное опровержение
  • 7 эксперимент перемирия
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Оригинальный эксперимент Бема

В попытке решить, вызывают ли индивиды свое отношение в качестве наблюдателей без доступа к их внутренним состояниям, Бем использовал межличностное моделирование, в котором «наблюдателю-участнику» дается подробное описание одного из условий эксперимента с когнитивным диссонансом . Испытуемые слушали кассету, на которой мужчина с энтузиазмом описывал утомительную работу по переворачиванию колышков.

Испытуемым сказали, что этому человеку заплатили 20 долларов за его показания, а другой группе сказали, что ему заплатили 1 доллар. Те, кто находился в последнем состоянии, думали, что этому человеку, должно быть, понравилась задача больше, чем тем, кто находился в состоянии 20 долларов. Полученные результаты были аналогичны первоначальному эксперименту Фестингера-Карлсмита . Поскольку наблюдатели, не имевшие доступа к внутреннему познанию актеров и состояниям настроения, могли сделать вывод об истинном отношении актеров, возможно, что сами актеры также приходят к своим установкам, наблюдая за своим поведением. В частности, Бем отмечает, как «заявления об отношении, которые составляют основные зависимые переменные в экспериментах по диссонансу, могут рассматриваться как межличностные суждения, в которых наблюдатель и наблюдаемое оказываются одним и тем же человеком».

Дополнительные доказательства

Есть многочисленные исследования, проведенные психологами, которые подтверждают теорию самовосприятия , демонстрируя, что эмоции действительно следуют за поведением. Например, было обнаружено, что соответствующие эмоции (включая симпатию, антипатию, счастье , гнев и т. Д.) Были зарегистрированы как следствие их открытого поведения, которым манипулировали экспериментаторы. Это поведение включало в себя различные выражения лица , взгляды и позы. В конце эксперимента испытуемые делали выводы и сообщали о своих привязанностях и отношениях, исходя из своего практического поведения, несмотря на то, что им ранее говорили действовать таким образом. Эти результаты согласуются с теорией эмоций Джеймса – Ланге .

В 1974 году Джеймс Лэрд провел два эксперимента, посвященных тому, как изменение выражения лица может вызвать изменения эмоций. Участников просили сокращать или расслаблять различные лицевые мышцы, заставляя их улыбаться или хмуриться, не осознавая характер своего выражения. Участники сообщили, что они больше злились, когда хмурились, и счастливее, когда улыбались. Они также сообщили, что мультфильмы, просмотренные, когда они улыбаются, были более юмористическими, чем мультфильмы, просмотренные, когда они хмурились. Кроме того, участники набрали больше баллов по агрессии во время испытаний на хмуриться, чем во время испытаний на улыбку, и получили более высокие баллы по факторам восторга, оперативности и социальной привязанности во время испытаний улыбки, чем во время испытаний на хмуриться. Лэрд интерпретировал эти результаты как «указание на то, что экспрессивное поведение человека опосредует качество его эмоционального опыта». Другими словами, выражение лица человека может действовать как причина эмоционального состояния, а не как следствие; Вместо того, чтобы улыбаться, потому что они счастливы, человек может сделать себя счастливым, улыбаясь.

В 2006 году Тиффани Ито и ее коллеги провели два исследования, чтобы выяснить, могут ли изменения в выражении лица вызвать изменения расовых предубеждений. Явная цель исследований состояла в том, чтобы определить, «может ли обратная связь по лицу влиять на неявную расовую предвзятость по данным теста неявной ассоциации (IAT)». Участников тайно заставляли улыбаться, держа карандаш во рту при просмотре фотографий незнакомых черных или белых мужчин, или не выполняли соматическую конфигурацию при просмотре фотографий (только исследование 1). Затем все участники завершили IAT без лицевых манипуляций. Результаты выявили эффект распространяющегося отношения; люди, которых заставляли улыбаться (бессознательно) на фотографиях черных мужчин, демонстрировали менее явное предубеждение, чем те, кого заставляли улыбаться фотографиям белых мужчин. Их отношение меняется в результате их поведения.

Исследование Чайкена и Болдуина 1981 года по теории самовосприятия касалось отношения к окружающей среде. Было установлено, что каждый участник имел хорошо или плохо определенное предыдущее отношение к экологической или природоохранной деятельности . Затем участники заполнили одну из двух версий анкеты, предназначенную для того, чтобы вспомнить либо прошлое проэкологическое поведение, либо прошлое антиэкологическое поведение. Например, такие вопросы, как «Вы когда-нибудь перерабатывали?» напомните, сколько раз человек переработал, подчеркивая его участие в экологическом поведении. С другой стороны, вопросы типа «Вы всегда перерабатываете?» вспомнить все случаи, когда человек что-то не перерабатывал, подчеркивая отсутствие экологического поведения. После этого отношение участников к тому, чтобы быть защитником окружающей среды / защитником природы, было повторно измерено. Те, у кого было сильное первоначальное / предшествующее отношение к окружающей среде, на самом деле не пострадали от явной манипуляции. Однако пострадали те, у кого было слабое прежнее отношение. В конце концов, те, кто находится в проэкологическом состоянии («Вы когда-нибудь перерабатывали?»), Заявили, что они гораздо более экологичны, чем те, кто находится в антиэкологическом состоянии («Вы всегда перерабатываете?»). Напоминание об определенном прошлом поведении повлияло на то, как люди считали свое отношение.

Доказательства теории самовосприятия также были замечены в реальных жизненных ситуациях. После того, как подростки участвовали в неоднократных и постоянных волонтерских услугах, их отношение к другим изменилось и стало более заботливым и внимательным.

Недавнее исследование

Исследования, включающие теорию самовосприятия, продолжаются в последние годы, появившись в связи с исследованиями, посвященными мотивационному «вытеснению», терроризму , блужданию ума и включению других в себя.

Гуаданьо и ее коллеги-экспериментаторы провели в 2010 году исследование, посвященное вербовке новых членов террористической организацией через Интернет. В дополнение к рассмотрению того, как такая организация может повлиять на свои цели для поддержки более экстремальных идеологий (в первую очередь, посредством простых запросов, постепенно переходящих к более крупным обязательствам — пример техники « ноги в дверь» ), авторы рассмотрели, как » новообращенные могут формировать все более радикальные взгляды, чтобы соответствовать их все более радикальному поведению «. Таким образом, в этом сценарии теория самовосприятия тесно связана с социальной идентичностью и социальным влиянием .

Также в 2010 году Клейтон Кричер и Томас Гилович провели четыре исследования, чтобы проверить связь между теорией самовосприятия и блужданием мыслей. Теория самовосприятия утверждает, что люди определяют свое отношение и предпочтения, интерпретируя значение своего поведения. Кричер и Гилович выяснили, полагаются ли люди также на ненаблюдаемое поведение, которое блуждает в их сознании, делая выводы о своих взглядах и предпочтениях. Они обнаружили, что «блуждание ума к позитивным событиям, к одновременным действиям, а не к прошлым, и ко многим событиям, а не только к одному, как правило, объясняется скукой и, следовательно, ведет к воспринимаемому неудовлетворению текущей задачей». Участники полагались на содержание своих блуждающих умов как на сигнал к своему отношению, если их внимание не было обращено на альтернативную причину их блуждания.

Точно так же Гольдштейн и Чалдини опубликовали работу, относящуюся к теории самовосприятия в 2007 году. В расширении теории самовосприятия авторы выдвинули гипотезу о том, что люди иногда делают выводы о своих собственных атрибутах или отношениях, «наблюдая за свободно выбранными действиями других, с которыми они чувствуют себя. ощущение слияния идентичности — почти как если бы они наблюдали за своими действиями «. Участников заставили почувствовать слитность идентичности с актером через задание на перспективу или обратную связь, указывающую на перекрывающиеся паттерны мозговых волн. Участники включили атрибуты, относящиеся к поведению актера, в свои собственные представления о себе , побуждая участников затем изменить свое собственное поведение. В исследовании рассматривается модель саморасширения : близкие отношения могут привести к включению другого человека в самоощущение человека.

Приложения

Одно из полезных приложений теории самовосприятия — изменение отношения, как с терапевтической точки зрения , так и с точки зрения убеждения .

Психологическая терапия

Что касается терапии, теория самовосприятия придерживается другого взгляда на психологические проблемы с традиционных точек зрения. Традиционно психологические проблемы исходят от внутренней части клиентов. Однако теория самовосприятия предполагает, что люди черпают свои внутренние чувства или способности из своего внешнего поведения. Если это поведение является дезадаптированным, люди будут приписывать эти нарушения своим плохим адаптационным способностям и, таким образом, будут страдать от соответствующих психологических проблем. Таким образом, эту концепцию можно использовать для лечения клиентов с психологическими проблемами, возникшими в результате дезадаптации, побуждая их сначала изменить свое поведение, а затем заняться «проблемами».

Одним из самых известных методов лечения, использующих эту концепцию, является терапия «гетеросоциальной тревоги». В этом случае предполагается, что человек считает, что у него плохие социальные навыки, потому что у него нет свиданий. Эксперименты показали, что мужчины с гетеросоциальной тревожностью ощущали меньшую тревогу с женщинами после нескольких сеансов терапии, в ходе которых они участвовали в 12-минутных, целенаправленно предвзятых диадических социальных взаимодействиях с отдельными женщинами. Из этих очевидно успешных взаимодействий мужчины сделали вывод, что их гетеросоциальная тревожность уменьшилась. Этот эффект оказался довольно длительным, поскольку снижение воспринимаемой гетеросоциальной тревожности привело к значительно большему количеству свиданий среди субъектов через 6 месяцев.

Маркетинг и убеждение

Теория самовосприятия также является основным механизмом эффективности многих методов маркетинга или убеждения. Одним из типичных примеров является метод «ноги в дверь», который является широко используемым маркетинговым приемом для убеждения целевых клиентов покупать товары. Основная предпосылка этого метода заключается в том, что, когда человек выполняет небольшой запрос (например, заполняет короткую анкету), он / она с большей вероятностью выполнит более существенный запрос, связанный с исходным запросом (например, покупка соответствующий продукт). Идея состоит в том, что первоначальная приверженность небольшому запросу изменит самооценку человека , что даст основания для согласия с последующим, более крупным запросом. Это происходит потому, что люди наблюдают за своим поведением (обращают внимание на первоначальный запрос и выполняют его) и за контекстом, в котором они ведут себя (нет очевидного стимула для этого), и, таким образом, делают вывод, что они должны отдавать предпочтение этим продуктам.

Проблемы и критика

Теория самовосприятия была первоначально предложена в качестве альтернативы для объяснения экспериментальных результатов теории когнитивного диссонанса , и велись споры о том, переживают ли люди изменения отношения как попытку уменьшить диссонанс или как результат процессов самовосприятия. Основываясь на том факте, что теория самовосприятия отличается от теории когнитивного диссонанса тем, что она не утверждает, что люди испытывают «состояние негативного влечения», называемое «диссонансом», которое они стремятся облегчить, был проведен следующий эксперимент для сравнения две теории в разных условиях.

Раннее исследование теории когнитивного диссонанса показывает, что люди действительно испытывают возбуждение, когда их поведение несовместимо с их прежним отношением. Уотерман разработал эксперимент, в котором 77 мужчин-первокурсников колледжа попросили написать эссе, оспаривая позицию, с которой они фактически согласились. Затем их сразу попросили выполнить простое задание и трудное; оценивалась их эффективность в обеих задачах. Было обнаружено, что они лучше справлялись с простым заданием и хуже — с трудным по сравнению с теми, кто только что написал эссе, соответствующее их истинному отношению. Как показывает социальная фасилитация , повышенная производительность в простых задачах и ухудшение производительности в сложных задачах показывает, что возбуждение вызывается людьми, когда их поведение несовместимо с их отношением. Следовательно, в данном случае очевидна теория когнитивного диссонанса.

Очевидное опровержение

Последовали дебаты о том, был ли диссонанс или самовосприятие действующим механизмом изменения отношения. Основная трудность заключалась в том, чтобы найти эксперимент, в котором две гибкие теории давали бы совершенно разные предсказания. Некоторые видные социальные психологи, такие как Энтони Гринвальд, считали, что невозможно провести различие между двумя теориями.

В 1974 году Занна и Купер провели эксперимент, в ходе которого людей заставляли написать эссе контр-отношения. Они были разделены на условия низкого или высокого выбора. Им также дали плацебо ; им сказали, что плацебо вызывает напряжение, расслабление или не оказывает никакого эффекта. При низком выборе все участники не проявили никакого изменения отношения, что было бы предсказано как теорией когнитивного диссонанса, так и теорией самовосприятия. При высоком выборе участники, которым сказали, что плацебо вызовет напряжение, не показали изменения отношения, а участники, которым сказали, что плацебо вызовет расслабление, продемонстрировали большее изменение отношения.

Эти результаты не могут быть объяснены теорией самовосприятия, поскольку возбуждение не должно иметь ничего общего с механизмом, лежащим в основе изменения отношения. Однако теория когнитивного диссонанса смогла объяснить эти результаты: если бы участники могли приписать свое состояние неприятного возбуждения плацебо, им не пришлось бы менять свое отношение.

Таким образом, на какое-то время казалось, что спор между теорией самовосприятия и когнитивным диссонансом закончился.

Перемирие эксперимент

Фацио, Занна и Купер провели еще один эксперимент в 1977 году, продемонстрировав, что когнитивный диссонанс и самовосприятие могут сосуществовать.

В экспериментальном дизайне, аналогичном исследованию Занны и Купера 1974 года, манипулировали другой переменной: была ли позиция контр-оценочного эссе широтой принятия или широтой отвержения (см. Теорию социального суждения ). Оказалось, что когда позиция эссе упала до уровня неприятия, результаты способствовали когнитивному диссонансу. Однако, когда эссе упало в широту принятия, результаты оказались в пользу теории самовосприятия.

Вопрос о том, является ли когнитивный диссонанс или самовосприятие более полезной теорией, является предметом значительных споров и большим объемом литературы. Есть некоторые обстоятельства, при которых предпочтение отдается определенной теории, но по умолчанию традиционно используется терминология теории когнитивного диссонанса. Теория когнитивного диссонанса объясняет изменения отношения, когда поведение людей несовместимо с их изначальными установками, которые для них ясны и важны; Между тем теория самовосприятия используется, когда исходные установки относительно неоднозначны и менее важны. Исследования показали, что, в отличие от традиционных убеждений, у значительной части людей отношение слабое и неопределенное. Таким образом, теория самовосприятия играет важную роль в интерпретации собственных взглядов, таких как оценка собственных черт личности и того, будет ли кто-то обмануть, чтобы достичь цели.

По мнению Дж. Джадемира и Йоджийфуса, восприятие различных аспектов теории интерпретации может быть связано со многими факторами, такими как обстоятельства, касающиеся диссонанса и противоречий. Это также может быть связано с теорией баланса, поскольку она применяется к отношению к подотчетности и измерениям.

ru.qaz.wiki

Тип личности и самовосприятие

Тип личности — это совокупность отличительных психологических характеристик индивида, обусловлива­ющих его относительно постоянные и последовательные реакции на воздействия внешней среды. Самовосприя­тие индивида (самоимидж) имеет непосредственное от­ношение к типу личности.

Самовосприятие— это процесс ориентировки чело­века в собственном внутреннем мире в результате само­познания и сравнения себя с другими людьми, это отра­жение в сознании человека его самого (рефлексия), сво­его поведения, мыслей, чувств. То есть самовосприятие связано с мышлением, памятью, вниманием, мотиваци­ей и имеет определенную эмоционально-аффективную окраску.

Потребители обычно выбирают те товары и услуги, ко­торые соответствуют их представлениям о самих себе, и от­клоняют те, что расходятся с этими представлениями. Мар­кетологам необходимо разрабатывать имидж торговой мар­ки, совпадающий с самоимиджем целевой аудитории.

Реальное самовосприятие человека (его взгляд на са­мого себя) не всегда совпадает с идеальным представле­нием о себе (каким он хотел бы себя видеть) и с представ­лением о нем других (что, с его точки зрения, думают о нем окружающие). При этом имеют значение две кон­цепции психологии потребителя.

Первая говорит о восприятии реального Я, которое определяется мировоззрением человека, его самооцен­кой и образом самого себя.

Вторая — об идеальном представлении человека о себе, т.е. образе, которому человек хотел бы соответствовать.

Социальное самовосприятие человека — образ, кото­рый он хочет иметь в глазах окружающих его людей.

М.К. Малхотра дает следующее определение пред­ставлению о себе: это вся полнота мыслей и чувств инди­вида, имеющая отношение к нему самому как к субъекту и объекту. Отсюда следует, что самовосприятие включает:

а) себя как познающего окружающий мир и окружаю­щих людей, т.е. субъект или «Я» (процесс активного переживания).

б) себя как познаваемого другими, или объект, или «меня» (содержание переживаний).

На какое представление человек будет ориентиро­ваться при совершении покупки? Ответ на этот вопрос достаточно труден, поэтому теория самовосприятия не пользуется особой популярностью у маркетологов.

Но вместе с тем по самовосприятию можно выделить ряд покупателей:

— самоуверенные экспериментаторы. Так, потребители, придающие большое значение моде, считают себя бо­лее активными, современными, правильными, коло­ритными, самоуверенными.

Выбор множества товаров и услуг зависит от идеаль­ного представления о себе (У.Х. Лэндон, 1974). Кроме того, покупатели, оценивающие себя высоко, предпочи­тают больше тратить на товары и услуги, способствую­щие улучшению их душевного состояния: развлечения, алкоголь, средства поддержания красоты.

studopedia.ru

COMMENTS