Семейное психологическое консультирование

Задачи семейного консультирования Принципы и правила семейного консультирования

Представление о семейном консультировании

Особенности семейного консультирования

Задачи семейного консультирования

Принципы и правила семейного консультирования

Особенности семейного консультирования

Слово «консультация» употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например юридическая консультация. Таким образом, консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.

Психологическое консультирование имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. На особенности консультирования, несомненно, влияют теоретические предпочтения, научный подход или школа, к которой принадлежит консультант. Так, стиль консультирования в русле личностно-ориентированного подхода отличается полной центрацией на клиенте, особым вниманием к его переживаниям и опыту. Когнитивно-поведенческий подход, или НЛП (нейро-лингвистическое программирование), предполагает краткосрочное консультирование, схожее с процессом социального научения или переобучения.

За рубежом консультативная психология выделилась как особый подход к оказанию психологической помощи человеку и семье в сложных жизненных ситуациях в 50-е гг. XX в. От классической психотерапии его отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к жизненной ситуации клиента и его личностным ресурсам; от обучения – придание значения не столько знаниям, сколько способам взаимодействия между консультантом и клиентом, которое порождает дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей.

В отечественной психологической науке термин «консультативная психология» появляется в начале 90-х гг. прошлого столетия. Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью человека могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые помогут ему отыскать новые возможности выхода из трудной жизненной ситуации.

Консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов. В чем суть процесса, возникающего между человеком (или семьей), оказавшимся в трудной ситуации и обратившимся за помощью (клиентом), и человеком, ее оказывающим (консультантом)! Какие функции должен выполнять консультант и какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы для успешного выполнения своих функций? Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в ходе консультирования? Какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в жизни клиента? Какие приемы и техники могут быть сознательно использованы в процессе оказания помощи?

В последнее десятилетие наметилась тенденция расширительно использовать термин «психологическое консультирование» (В. А. Бинас, Б. М. Мастеров и др.) как синоним психологического сопровождения клиента (личности или семьи) в сложные периоды жизни. Именно такого понимания консультирования мы и будем придерживаться. В зависимости от жизненной ситуации человека или семьи (как коллективного клиента) целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознания (формирование продуктивного отношения к жизни, принятие ее во всех проявлениях, не исключая страдания; обретение веры в свои силы и желания преодолевать трудности, восстановление распавшейся связи между членами семьи, формирование у членов семьи ответственности друг за друга и др.), поведенческие изменения (формирование способов продуктивного взаимодействия членов семьи друг с другом и с внешним миром).

В качестве "клиента" в семейном консультировании выступает не отдельная личность, проявляющая те или иные нарушения, а семья.

Все закономерности индивидуального консультирования, о которых шла речь ранее, продолжают действовать и в более сложной системе "консультант — семья", но, безусловно, это усложняет консультационный процесс.

В современном обществе огромное количество семей испытывают трудности во взаимоотношениях. Как результат этих трудностей – большое количество разводов, возрастающее число семей с одним родителем.

Для преодоления этих трудностей существует семейное консультирование. Работа практического психолога в сфере семейного консультирования направлена на оказание психологической помощи в период создания семьи, семьям, находящимся в кризисе, а также оказание помощи в вопросах воспитания детей.

Часто понятие "семейное консультирование" используют слишком узко – как помощь семье сохраниться, препятствовать ее распаду. Суть подхода к семейному консультированию много шире. По словам Витакера, классика семейного консультирования, не имеет смысла говорить об индивиде как о некоей самодостаточной целостности: все мы представляем собой как бы фрагменты семейных систем. Вся индивидуальная и социальная патология имеет внутрисемейную природу, считает Витакер. Поэтому так важна для практического психолога работа с семьями.

Существуют семьи здоровые, их еще называют функциональными, и проблемные (дисфункциональные).

Каждый человек, создавая семью, делает это для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Если в семейной группе потребности человека удовлетворяются полностью, то человек счастлив, если же, удовлетворяя свои потребности, ему приходится прилагать усилия, то для него это проблема,

3доровая семья удовлетворяет потребности в росте каждого члена семьи. Это достигается уважением друг к другу, сходством интересов и ценностей, терпимостью друг к другу у всех членов семьи, но одновременно четкостью межпоколенных границ, гибкой структурой власти.

Семейное консультирование является разновидностью семейной психо­терапии, имеющей свои отличительные признаки, границы и объем интер­венции. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной пси­хотерапией, и они взаимно обогащали друг друга.

Семейное консультирование ставит своей целью совместное с консультан­том изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ро­левого взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста. Принципиальное отличие семейного консультирования от психотерапии зак­лючается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации, аспектах ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации — «веера решений». Многообразие приемов и методов семейного консультиро­вания обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотера­пия, в том числе рационально-эмоциональная психотерапия, системное и эмпирическое направления (Минухин, Сатир и др.).

При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи – то это вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации – помочь принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.

Консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, гибко изменяя ее форму и меру в соответствии с его состоянием и перспективой ближайшего развития. Семья сама и только сама может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие семейное неблагополучие. И никто не может сделать этого за членов семьи, как не может самый лучший учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Консультант может лишь создать условия для изменений и стимулировать этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вел к совершенствованию семьи или, по крайней мере, не шел патологическим либо социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т.п.). Таким образом, цель максимально учитывает особенности клиента и его жизненной ситуации.

Задачи семейного консультирования

•психологическое консультирование по вопросам брака, включая вы-

бор брачного партнера и заключение брака;

• консультирование супружеских отношений (диагностика, коррекция,

• психологическая помощь семье при разводах;

•консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-

• психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания при-

• психологическое сопровождение беременности и родов;

• психологическое сопровождение становления родительства;

•психологическое консультирование по вопросам супружеской измены;

• психологическое консультирование в случаях насилия в семье.

Принципы и правила семейного консультирования

Основными принципами семейного консультирования, как и любого вида психологического консультирования, являются добровольность обращения клиента, конфиденциальность, личная ответственность клиента, профессиональная компетентность и ответственность консультанта, стереоскопичность диагноза, реконструкция истории семьи, совместная выработка решений, привлечение широкого социального окружения, комплексность в работе с семьей, единство диагностики и коррекции, структурирование позиций в процессе консультирования, выявление подтекста обращения клиента.

Методологические принципы и общие подходы к семейному консультированию

Методы и приемы, используемые в семейном консультировании

Традиционно основным методом психологического консультирования считается интервью, т.е. терапевтическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей. Однако сегодня в практике консультирования (в том числе и семейного) широко применяется все богатство методов и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама и ролевое моделирование, репертуарные решетки Келли, анализ истории семьи, генограмма, а также методы групповой терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» (они представляют собой нечто подобное «живым картинкам», когда члены семьи, выбирая позы и расположения в пространстве, пытаются изобразить свои взаимоотношения в статике или динамике).

Во многом выбор методов и контактных техник определяется тем уровнем, на котором осуществляется консультационный процесс. Принято выделять внешний и внутренний уровни консультирования.

Работа на внешнем уровне вполне достаточна для решения неглубоко укоренившихся личных и семейных проблем. Она часто применяется на первой встрече (особенно при консультировании семейной пары). Здесь широко используются технологии создания помогающих отношений, разработанные в гуманистической психологии (К.Роджерс, Ф.Василюк и др.). Доверительные отношения, создаваемые при этом, порождают открытость, которая помогает каждому члену семьи высказать все, что у него на уме, и выразить свои подлинные чувства. Это первый шаг к прояснению проблемы, шаг к себе самому и к другому человеку.

Используются на этом уровне и различные техники, разработанные в поведенческой психологии. В частности, бихевиористская модификация «контрактной терапии», когда супруги договариваются вознаграждать друг друга за то поведение, которого они ожидают от партнера.

На более глубоком уровне (при работе с проблемами соза-висимости, перераспределения власти и т.п.), когда необходимо оказать воздействие на менее осознанные процессы, используются методы, разработанные в психоанализе, гештальттерапии и психодраме.

Такой эклектизм вполне уместен, но лишь при определенных условиях. Во-первых, выбирая средства, необходимо помнить известное методологическое положение, которое Дж. Пол сформулировал как вопрос: «Какая помощь, кем осуществляемая и в каких условиях наиболее эффективная для этого клиента с этими конкретными проблемами?» А во-вторых – не забывать, что основным средством психологического консультирования становится не та или иная психотехника, а особая форма взаимоотношений в системе «психолог –клиент», основанная на сознательном использовании базового двуединого механизма бытия и развития личности – идентификации – обособления (B.C.Мухина). Именно эти взаимоотношения создают условия для переживания, объективации, рефлексии и реконструкции образа мира клиента и его отдельных фрагментов в период консультаций и групповых занятий.

Способы организации процесса семейного консультирования

Семейное консультирование – это вовсе не обязательно работа со всеми членами семьи одновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования: общение со всей семьей, индивидуальное консультирование одного из ее членов, работа с супружеской парой, работа с нуклеарной семьей, т.е. с семьей в узком смысле этого слова (отец–мать–дети), работа с расширенной семьей (она включает также прародителей и тех близких, которые оказывают влияние на семейные отношения: тети, дяди и др.); работа с экосистемой или социальной сетью.

Индивидуальная работа с одним из членов супружеской пары. В этом случае развиваются классические отношения «консультант–клиент», однако и здесь незримо присутствует контекст семейных отношений (в памяти и образах клиента, в его рисунках и проигрываемых ситуациях и т. п ). Семья продолжает существовать «в плане представления, вторичного образа и может получить истолкование и оценку пациента» (Н. Пезешкиан, 1994).

Если при индивидуальном консультировании возникают семейные проблемы или жалобы на непонимание домочадцев, то нужно мягко и ненавязчиво подвести клиента к мысли о том, что

бессмысленно ставить себе цель «изменить жену или детей и их отношения ко мне». Однако возможно измениться самому, продумать свое поведение и свою роль в семье, и тогда, скорее всего, близкие люди будут относиться по-другому. Для этого вполне возможно использовать прием терапевтических притч (Н. Пезешки-ан и др.). К примеру, как бы между прочим задать вопрос о том, чем отличается психолог от милиционера, а потом с улыбкой пояснить, что если кто-либо жалуется милиционеру на соседа, то он разбирается с соседом, а если жалуются психологу, то он разбирается с самим жалобщиком.

Индивидуальная консультация вполне уместна, когда кому-либо из членов семьи сложно рассказать о проблеме открыто, и человек предпочитает индивидуальную беседу, где легче поделиться наболевшим, тем, что он долго и мучительно скрывал от домочадцев. В этих случаях индивидуальные беседы приводят к тому, что чуть позже человек сможет доверить тайну, рассказать «о стыдном» в присутствии других членов семьи. В такие моменты клиент зачастую испытывает большое облегчение: обнаруживается, что чувство вины, которое долго мучило его, было преувеличено, а замалчивание лишь усиливало его.

Но есть и другие случаи, когда успешное индивидуальное консультирование одного из членов супружеской пары вызывает сопротивление другого. Если консультируется один человек, а другой не хочет никаких изменений в семейных отношениях (как говорится: «Никогда хорошо не жили, так и начинать не стоит»), то возникает опасность разбалансировки эмоциональной динамики семейной системы. Домашние начинают испытывать тревогу и могут попытаться вернуть человека к прежним ролевым стереотипам, к саморазрушительному поведению.

Психологическое консультирование семьи на различных этапах ее развития

Консультирование супругов по межличностным проблемам

Как правило, семья обращается в психологическую консультацию в трудные периоды жизни, когда ощущается напряжение, нарушаются взаимоотношения между ее членами, возникают конфликты.

Анализируя проблемы, с которыми супруги часто обращаются в консультацию, исследователи (Ю.Е.Алешина, В.Ю.Меновщиков) считают наиболее типичными:

• различного рода конфликты и взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей;

• конфликты, проблемы, недовольство супругов из-за различий во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;

• сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере и их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения;

• сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;

• болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи;

• проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях;

• отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения.

При всем внешнем различии эти проблемы схожи: трудности возникают в сфере отношений с другим человеком. Однако эти проблемы – лишь маркер неблагополучия во внутреннем мире человека (это могут быть искаженные представления о мужчине и женщине, их обязанностях и желаемом поведении, расхождение между желаемым и реальным отношением, негативное отношение к себе и партнеру, саморазрушающие чувства вины, обиды, страха, гнева и др.).

Особенности семейного консультирования

Классификационные критерии семейного и психологического консультировании подразделяются по возрасту клиента, классификации процесса, виду, основной сфере приложения.

1. По возрасту — согласно возрастной периодизации, принятой в России:

— младенчество (от рождения до 1 года).

— преддошкольное детство (1-3 года).

— дошкольное детство (3-6 лет).

— младший школьный возраст (6-10 лет).

— подростковый возраст (10-15 лет).

— юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет); второй период (17-21 год).

— зрелый возраст: первый период (21-35 лет); второй период (35-60 лет).

— пожилой возраст (60—75 лет).

— старческий возраст (75—90 лет).

— долгожители (90 лет и старше).

наиболее часты обращения за консультативной помощью возрастной категории людей от 26 до 35 лет. Ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для решения психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода. Консультирование ребенка до 15-летнего возраста бессмысленно, т.к. он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью, личность не сформирована и детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. Применительно к людям пожилого и особенно старческого возраста консультирование также с каждым прожитым годом все более утрачивает свои позиции, как и потребности, соответствующие возрасту и сама личность меняются таким образом, что человек вновь все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

2. По классификации консультативного процесса — пространство, пространственная организация консультации, с этой точки зрения можно выделить два вида консультирования:

— контактное (очное), когда психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу;

— дистантное консультирование (заочное), которое подразделяется на телефонное и письменное;

3. Индивидуальное или групповое консультирование (с двумя и более клиентами)

4. По основной сфере приложения – могут быть выделены следующие виды психологического консультирования: школьное консультирование, профессиональное, семейное и супружеское, ориентированное на конкретные проблемы личности и т. д.

Семейное психологическое консультирование – это консультирование по вопросам (затруднениям), возникающим у клиента(ов) в (о) собственной семье, например: выбор будущего супруга; оптимальное построение взаимоотношений в семье; отношения супругов с родственниками; решение внутрисемейных проблем (распределение обязанностей); психологическая совместимость в семье; предупреждение и разрешение внутрисемейных конфликтов; поведение супругов в момент развода и после него; детско-родительские отношения и пр. К сожалению, «семейная проблематика», психологические затруднения в семье, социальные сложности семьи, как правило, связаны с несколькими «проблемными параметрами», в основном – «согласно» вышеперечисленным трём психосоциальным «измерениям» семейных проблем.

Существуют различные модели(формы)оказания психологическойпомощи семье, которые может использовать психолог-консультант в процессе осуществления семейного психологического консультирования. Следование психолога(ом) положениям той или иной основополагающей консультативной модели зависит, прежде всего, от того, каков характер трудностей, имеющихся в данной конкретной семье (в какой области заключается, «концентрируется» основная сложность жизненных условий и ситуаций). Рассмотрим, вкратце, базовые модели (парадигмы) психологического консультирования семьи.

Модели (формы) осуществления семейного психологического консультирования.

Педагогическая модель базируется на гипотезе (предположении) недостатка педагогической компетентности родителей. Объект жалобы (тот человек, на которого жалуется клиент(ка) в таком случае, – его(её) ребёнок. Психолог-консультант, вместе с родителем(ями) анализирует ситуацию (например, имеется педагогическая запущенность), намечает программу мер для её исправления. Психолог ориентируется на оптимальные, с позиций педагогики и психологии, способы воспитания и методы формирования личности. Психолог-консультант может привлекать к «воспитательному» процессу «сторонних» лиц, – от бабушек и дедушек и других ближайших родственников, до всех тех лиц, кто подробно указан в нижеследующей социальной модели (другие взрослые). Педагогическая модель семейного психологического консультирования довольно часто применяется вместе, наряду с социальной моделью.

Диагностическая модель основывается на предположении о том, что имеется дефицит (недостаточность) у родителей специальных знаний о своем ребёнке и/или о своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и/или подростки с нарушениями и отклонениями в поведении (деятельности). Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения о произвольном изменении взаимоотношений в семье, путём, например, перераспределения семейных обязанностей. В ходе следования данной модели, психологом-консультантом так же, нередко, привлекаются, в качестве «сопутствующих лиц», лица, имеющие объективный социальный профессиональный статус, например, – социальные работники, социальные педагоги школ, школьные психологи, классные руководители и т.п. После получения психодиагностических данных, анализа учебных и других документов и анализа результатов включённого систематического стандартизированного наблюдения, возможно, так же, проведение психологической коррекции. Диагностическая модель семейного психологического консультирования, зачастую, применяется наряду с психологической моделью.

Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей взаимодействия супругов и/или детей (детей и родителей) лежат в области общения, заключаются в личностных особенностях членов семьи. Психотерапевтическая модель психологического семейного консультирования предполагает собою глубочайший анализ семейной ситуации (семейной истории), психодиагностику личности, социальную диагностику семьи. Психологическая (психотерапевтическая) модель семейного психологического консультирования, довольно часто используется «в связке» с диагностической и социальной моделями.

Медицинская модельсемейного психологического консультирования предполагает, что в основе семейных трудностей лежат физические болезни членов семьи. Задачи консультирования – медицинский диагноз, медицинское лечение больных и психолого-социальная адаптация здоровых членов семьи к больным. Данную форму консультирования могут осуществлять только лица с профессиональными медицинскими знаниями, умениями и навыками, например, – клинические психологи совместно с врачами (медиками, медицинскими работниками).

Процесс семейного психологического консультирования в целом, обязательно включает в себя когнитивный (познавательный), потребностно-мотивационный (мотивационный) и эмоциональный (эмоционально-чувственный) аспекты.

В ходе консультирования не только выясняются проблемы семьи в общем плане, но и находятся пути их решения на рациональном и чувственном уровне, – что потом пролонгировано реализуется (что обязательно должно осуществляться, «овеществляться») в поведении и деятельности всех членов семьи.

При работе с семьёй, психологу-консультанту необходимо хорошо знать общие социально-психологические законы формирования семьи, закономерности развития семейных взаимоотношений, владеть психокоррекционными знаниями, умениями и навыками, и, только с учётом и на основе всего этого профессионально строить свою работу.

Психологическое консультирование семьи и пары. Интегративный подход

Колобова Нателла Олеговна

Кандидат психологических наук

Ведущий учебных программ . Психолог-консультант

Семейная психология рассматривает семью, как сложную систему межличностных взаимодействий, изучает ее структуру и функции, решает вопросы в сфере взаимоотношений между супругами.

Специалистами отмечено, что психологические проблемы, возникающие в процессе жизни семьи, играют значительную роль в момент принятия решения о расторжении брака. Причем у каждого из партнеров своя правда, свое видение проблемы, своя логика восприятия события.

Развода удается избежать, если профессиональным психологом была проведена эффективная работа с семьей. Задача психолога создать такое пространство, где люди могли бы честно и открыто встретиться с партнером, со своей болью и болью другого, с возможностью излечить эту боль через желание изменений, собственного развития и раскрытия потенциала друг друга, пары, семьи.

Задача эта непростая, но вполне решаемая. Для этого психологу надо знать основы семейной психологии и семейного консультирования, а также постоянно повышать уровень профессиональной компетентности не только в этой, но и во многих смежных областях.

Цель курса: дать слушателям теоретические и практические знания для самостоятельной и высокоэффективной работы в области терапии пар.

Семинары рассчитаны на подготовку с нулевого, житейского уровня до уровня специалиста – семейного психолога, психотерапевта, консультанта – самого высокого класса.

В программе постарались выбрать из потока существующих теорий, методов и разнообразных литературных источников именно ту информацию, которая соответствует сегодняшнему дню в системной семейной терапии и психологии брака. Мы будем фокусироваться на самом существенном, объяснять простым и доступным языком с примерами из собственного опыта и практики.

  • какую именно работу с семьей необходимо проводить специалисту для нормализации межличностных взаимоотношений супругов,
  • что представляет собой первичное семейное психологическое консультирование,
  • стратегия работы с семейными парами,
  • что такое системный подход в психологии семьи,
  • современные психотерапевтические методы в работе с клиентами
  • и многое другое.

  • опытных практикующих специалистов психологов,
  • начинающих психологов-консультанов
  • студентов
  • и всех тех, кого интересуют вопросы семейной психологии с профессиональной и личной стороны.
  • Программа в большей степени практическая. Теория в большом объеме дается в раздаточных материалах.
  • Отработка на практике всех методик, техник, упражнений, которые помогают справиться с той или иной трудностью. Рассмотрение и анализ случаев из практики,
  • работа с личной историей, по личному запросу, исследование личной генограммы.
  • работа в парах и малых группах;
  • демонстрация способов индивидуальной и групповой работы с последующим анализом.

1 модуль. Брак и семья. Основные положения психологической помощи семье.

  1. История возникновения семейной терапии. Основные школы и направления.
  2. Семья как система. Образ семьи и отношений в ней: представления, ожидания, основные заблуждения.
  3. Мотивация создания семьи и влияние тенденций современного общества. Цели создания семьи.
  4. Выбор партнера. Образ партнера противоположного пола: основные заблуждения, страхи, негативные убеждения, ожидания.
  5. Этапы жизни пары, жизненный цикл семьи. Структура семьи. Функциональная и дисфункциональная семья. Семейные кризисы и стратегии выхода из них.
  6. Стадии терапии.
  7. Первая встреча с семьей. Построение первого интервью. Техники установления контакта с семьей. Формулирование запроса на работу и заключение контракта с семьей.
  8. Циркулярные вопросы в работе с семьей.
  9. Диагностические методики. Проективные методики. Анкетирование, опросники, шкалирование.
  10. Работа с генограммой семьи.
  1. Нарушение коммуникации в паре. Причины и способы коррекции.
  2. Работа с треугольниками. (М.Боуэн). Причины возникновения треугольников, их анализ и способы коррекции.
  3. Репродуктивные проблемы в семье: проблемы с зачатием, невынашиванием.
  4. Рождении ребёнка. Дисфункциональные детско-родительские отношения: коррекция .
  5. Детско-родительские отношения: суть, особенности, задачи коренные отличия от женско-мужских отношений, ответственность.
  6. Сиблинговые отношения: особенности, динамика развития, влияние особенностей семейной системы, коррекция.
  7. Работа с изменой. Терапия любовной и сексуальной созависимости.
  8. Развод. Профилактика, сопровождение и продуктивный выход из пары.
  9. Работа с агрессивными парами. Гнев в отношениях.
  10. Понятие симптома в семейной системе

3 модуль. Три кита отношений в семье: конфликты, деньги, секс.

  1. Конфликт как способ разрешения трудности. Конструктивный и неконструктивный конфликт. Правила конфликтов.
  2. Тема денег на терапии. Денежная генограмма. Умение партнеров взаимодействовать с деньгами и разрешать денежные трудности.
  3. Сексуальная тематика в работе с парой. Сексуальная генограмма. Мишени терапии сексуальных проблем.
  4. Виды домашних заданий для семьи.
  5. Проработка терапевтической позиции психолога в работе с семьей.

Программа соответствует нормам обязательного повышения квалификации для специалистов государственных учреждений

Все документы имеют официальную лицензию Министерства образования:

Удостоверение о повышении квалификации на 120 часов при наличии среднего и/или высшего профессионального образования

чт с 15:00 до 21:00 пт, сб и вс с 10:00 до 17:00, перерыв на обед 1 час.

Стоимость одного семинара: 11700 руб.

Скидки при оплате:

за 1 месяц 10 200 руб. (экономия 1500 руб.)

за курс 29 700 руб.(экономия 5400 руб.)

2х параллельных семинаров стоимость семинара 9 400 руб.(экономия 2300 руб.)

2х параллельных программ стоимость программы 25 400 руб.(экономия 9700 руб.)

Записаться на программу Вы можете прямо на сайте или по тел. +7(343) 20-10-220.

Похожие материалы

В последнее время увеличилось количество супружеских пар, обращающихся из-за бесплодия

Дыхательные практики – неотъемлемая часть подавляющего большинства восточных культур, от

О возможности оказания психологической помощи через занятия искусством слышали немногие

Основы арт-терапии в консультировании и групповой работе

Опыт более 400 человек, прошедших курсы арт-терапии у нас, доказывает:

Психология детского развития – одна из отраслей психологии, которая оказывает

Психологическое сопровождение послеродового периода

Какова психология послеродового периода? К чему нужно быть готовой? Важно

Профессиональный курс “Интегративная арт-терапия” О ЦВЕТЕ Жизнь человека находится под

Однозначного ответа на вопрос в чём причина бесплодия нет. Выделяют

Профессиональный курс “Танцевально-двигательная терапия” Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии.

Дистанционный курс. Основы арт-терапии в консультировании и групповой работе

Опыт более 400 человек, прошедших курсы арт-терапии у нас, доказывает:

Профессиональный курс “Танцевально-двигательная терапия” “Душа и тело – не отдельные

Психология: между природой и культурой. Психо-эко-туризм

Взаимодействие таких глобальных явлений как природа и культура оставляет много

Приглашаю вас на практический семинар, посвященный остеопатическим техникам в косметологии.

Стресс с английского переводится как: «напряжение», «давление». Это всё то,

Работа с эмоциями в процессе танцевально-двигательной терапии

Профессиональный курс “Танцевально-двигательная терапия” В танцевально-двигательной терапии (ТДТ), как и

Повышение квалификации психологов – это неотъемлемая часть современной психологии, которая

  • Алтайский край
  • Башкортостан респ.
  • Белорусия, Бурятия респ.
  • Волгоградская обл.
  • Вологодская обл.
  • Иркутская обл.
  • Казахстан, Коми респ.
  • Кировская обл.
  • Курганская обл.
  • Москва и Санкт-Петербург
  • Новосибирская обл.
  • Оренбургская обл.
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Ростовская обл.
  • Саратовская обл.
  • Свердловская обл.
  • Татарстан респ.
  • Томская обл.
  • Тюменская обл.
  • Удмуртская респ.
  • Ханты-Мансийский округ
  • Челябинская обл.
  • Ямало-Ненцкий А.О.
  • Ярославская обл.

© Copyright 2008-2013 Центр «Оранжевое солнце» — сертификационные обучающие программы по психологии, тренинги, семинары, консультации психолога в Екатеринбурге

Источники:

Задачи семейного консультирования Принципы и правила семейного консультирования
Слово «консультация» употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например юридическая консультация.
http://refdb.ru/look/2870132.html
Особенности семейного консультирования
Особенности семейного консультирования Классификационные критерии семейного и психологического консультировании подразделяются по возрасту клиента, классификации процесса, виду, основной сфере
http://biofile.ru/psy/11599.html
Психологическое консультирование семьи и пары
Психологическое консультирование семьи и пары. Интегративный подход. Получите знания для самостоятельной и высокоэффективной работы в области терапии пар
http://or-sun.ru/psixologicheskoe-konsultirovanie-semi-i-pary-integrativnyj-podxod/

(Visited 46 times, 1 visits today)

Популярные записи:

COMMENTS