Сенсорная депривация

Дети с сенсорной депривацией

Камера сенсорной депривации

Слово «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потерю. В основе его лежит латинский корень privare, что значит «отделять».

Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

Сенсорная депривация иногда описывается понятием «обедненная среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов. Такая среда может сопровождать развитие ребенка, а также включаться в жизненные ситуации взрослого человека.

Это понятие использовал в своих работах Д. Хебб (канадский физиолог и нейропсихолог), который выдвинул и эмпирически доказал гипотезу о том, что если сильно ограниченная среда приводит к нарушениям развития и нормального функционирования организма, то среда, богатая сенсорными стимулами, напротив, стимулирует развитие. Следовательно, сложное сенсорное окружение — важное условие благоприятного развития маленького ребенка.

Случаи сенсорной депривации по отношению к животным известны еще с древности.

Законодатель Древней Спарты Ликург провел следующий эксперимент. Поместил двух щенков одного помета в яму, а двух других вырастил на воле в общении с другими собаками. Когда собаки подросли, он в присутствии большого количества народа выпустил нескольких зайцев. Щенок, воспитанный на воле, бросился за зайцем, поймал и задушил его. Щенок, воспитанный в полной изоляции, трусливо бросился бежать от зайцев.

Позднее проведенные учеными опыты с животными подтвердили влияние дефицита сенсорных стимулов на развитие.

Недостаточный сенсорный опыт в депривированной среде ограничивает количество нервных связей или вообще откладывает их формирование. Поэтому животные, выросшие в малостимулирующей среде, хуже справляются с решением поставленных перед ними задач.

Результаты подобных исследований позволяют сделать аналогичный вывод о человеке: богатый сенсорный опыт ребенка на ранних этапах развития повышает уровень организации нейронных связей и создает условия для эффективного взаимодействия с окружающей средой.

Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.

Те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Мозг постоянно нуждается в раздражителях, стимулирующих его деятельность и обеспечивающих развитие.

Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, наблюдаемой в яслях и домах ребенка (госпитазизм), то происходят резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Скорее всего, именно потребность во впечатлениях играет ведущую роль в психическом развитии ребенка, возникая примерно на третьей-пятой неделе его жизни и являясь базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и в общении ребенка с матерью. Это представление противостоит представлениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.) либо потребность в общении. Еще В.М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок ищет новые впечатления.

В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа, как уже говорилось ранее. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.

Большой вклад в разработку этой проблемы внесли отечественные ученые. Было установлено, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться.

Отечественный ученый М.Ю.Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаза и уши.

Опираясь на эти факты, а также на собственные наблюдения и эксперименты, известный детский психолог Л.И.Божович выдвинула гипотезу о том, что ведущей в психическом развитии младенца является потребность в новых впечатлениях.

Косвенно это положение подтверждается и опытом организации и функционирования детских больниц, детских домов и интернатов. Было показано, что в подобных учреждениях ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий, один из существенных моментов которых — бедная стимульная среда.

Описывая условия содержания детей в одном из приютов, исследователи, занимающиеся этой проблемой, отмечают, что дети постоянно лежали в стеклянных боксах до тех пор, пока им не исполнялось 15—18 месяцев, они не видели ничего, кроме потолка, так как боксы были задрапированы занавесками. Движения детей были ограничены. Игрушек было крайне мало.

Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития ребенка, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Например, Б.Логенфельд установил, что по результатам развития дети с врожденной или рано приобретенной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений). Это проявляется в виде общего или частичного запаздывания развития, возникновения некоторых двигательных особенностей и особенностей личности и поведения.

Другая исследовательница, Т.Левин, изучавшая личность глухих детей с применением теста Роршаха, обнаружила, что характеристики эмоциональных реакций, фантазии, контроля у таких детей также сходны с аналогичными особенностями детей-сирот из учреждений.

Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, развитие ребенка в условиях детского учреждения — явление очень сложное; сенсорный голод здесь выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным. Вместе с тем, современные исследования показывают, что полноценная забота о ребенке может в значительной степени компенсировать последствия проживания в обедненной информационной среде.

В исследовании английских психологов, проведенном в 1992 г. сравнивались две группы детей. В обеих группах дети росли в примерно одинаково бедной сенсорной и информационной среде. Но в одной из групп о младенцах полноценно заботились окружающие взрослые, а в другой нет. Исследователи показали, что по прошествии нескольких лет дети первой группы имели существенно более высокие показатели интеллектуального развития, чем дети второй группы (по Д.Майерс).

Так в каком же возрасте влияние сенсорной депривации на психическое развитие ребенка максимально?

Некоторые авторы считают, что критическими являются самые первые месяцы жизни. Они отмечают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя среда.

По мнению известного итальянского психолога и педагога М.Монтессори, наиболее сензитивным, критическим для сенсорного развития ребенка является период от двух с половиной до шести лет.

Существуют и другие точки зрения, и, по-видимому, окончательное научное решение вопроса требует дополнительных исследований. Однако для практики следует признать справедливым, что сенсорная депривация может иметь отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. Поэтому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообразной, насыщенной и развивающей среды.

Таким образом, как видим, даже окраска стен и оформление интерьера оказываются чрезвычайно сложным и тонким делом, если рассматривать их в контексте проблемы сенсорной депривации. Хорошо, если этот момент осознается работниками соответствующих детских учреждений.

Депривация тем более патогенна, чем младше ребенок и чем больше потребностей она охватывает.

О механизмах сенсорной депривации

Единого объяснения механизмов сенсорной депривации в психологии нет. При их изучении обычно рассматриваются разные аспекты данного явления.

Хебб пишет о том, что, если события в жизни человека были зафиксированы на нейрофизиологическом уровне, они и в дальнейшем должны сопровождать жизнь человека. Если же обычные ранее сенсорные события больше не происходят, у человека возникает сильное и неприятное возбуждение, которое воспринимается как стресс, страх или дезориентация.

В контексте когнитивной теории предполагается, что ограниченное поступление стимулов затрудняет построение когнитивных моделей, посредством которых человек контактирует со средой. Если депривация возникает в детстве, то создание подобных моделей становится невозможным. В том случае, когда депривация происходит позднее, под угрозой находится их сохранение, регулирование, корректировка, что препятствует созданию адекватного образа среды.

В психоаналитически ориентированных исследованиях больше внимания уделяется эмоциональному аспекту сенсорной депривации. Ситуация изоляции обычно подразумевает темное помещение, закрытые глаза, забинтованные руки, удовлетворение потребностей только с помощью другого. Таким образом, человек как бы возвращается в ситуацию младенчества; подкрепляется его потребность в зависимости, провоцируется регрессивное поведение, в том числе регрессивные фантазии.

Общие последствия сенсорной депривации

В ряде исследований описаны особенности поведения и психических состояний людей, оказавшихся в ситуации сенсорной депривации. При этом последствия можно разделить на общие и специфические, связанные с индивидуальными особенностями субъекта.

Феноменология описываемых явлений достаточно обширна и не сводится к единой системе. При изучении эффектов сенсорной депривации можно обратиться к классификации М. Цукермана, которая включает:

1) нарушения направленности мышления и способности сосредоточения;

2) «захват» мышления фантазиями и мечтаниями;

3) расстройство ориентации во времени;

4) иллюзии и обманы восприятия;

5) беспокойство и потребность в активности;

6) неприятные соматические ощущения, головные боли, боли в спине, в затылке, в глазах;

7) бредовые идеи, подобные параноидным;

9) тревогу и страх;

10) целый ряд других реакций, включающих жалобы на клаустрофобию, скуку, особые физические потребности.

Расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления.

В условиях сенсорной депривации нередко нарушается организация познавательной деятельности. При этом страдают прежде всего высшие психические функции: словесно-логическое мышление, опосредованное запоминание, произвольное внимание, речь.

Основная причина данного нарушения – отсутствие организованной и целенаправленной познавательной деятельности.

В таких ситуациях начинают доминировать архаические модусы мышления, связанные с ослаблением так называемой проверки реальности, нечеткостью различий между причиной и следствием, амбивалентностью мышления, снижением чувствительности к логическим противоречиям.

По словам Л. С. Выготского, генетически более ранние типы сознания сохраняются у человека в качестве подстройки и могут при определенных обстоятельствах выходить на первый план. Вероятно, данный феномен и наблюдается в условиях сенсорной депривации.

Изменения в перцептивных процессах.

В ряде экспериментов, а также по выходе из них были обнаружены явления искажения воспринимаемых объектов: нарушения константности формы, размера, цвета, появление спонтанного движения в видимом поле, отсутствие трехмерного восприятия. Испытуемым могло казаться, что стены комнаты расширяются или сдвигаются, волнообразно колеблются, искривляются.

Искажение восприятия является типичным для ситуаций депривации. Оно может привести к возникновению необычных образов и ощущений.

Активизация воображения в ситуации сенсорной депривации может иметь и «позитивные» последствия – в виде повышения креативности (компенсация).

В условиях ограничения сенсорных стимулов встречаются иногда и совсем необычные, «глобальные» нарушения – деперсонализационные расстройства.

Дефицит внешних стимулов нарушает самосознание, вызывает изменения «схемы тела». Человек может ощущать свое тело или его отдельные части как нарушенные, уменьшенные или увеличенные, странные и т. п.

Итак, можно с уверенностью утверждать, что сенсорная депривация оказывает серьезное влияние на функционирование психики человека, вызывая ряд ярко выраженных расстройств.

Достаточное общение со взрослыми, богатая стимулами среда, возможность осуществления двигательной активности, эмоциональное благополучие — вот главные факторы полноценного и здорового формирования личности ребёнка. Неудовлетворение потребностей, соответствующих этим факторам, ведёт к возникновению депривации, которая, в зависимости от своей интенсивности и продолжительности, оказывает зачастую необратимое негативное влияние на психическое развитие ребёнка, ведёт к задержке его умственного и психического развития, способствует усложнению установления контактов с социальным окружением в будущем.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Сенсорная депривация

Сенсорная депривация (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение) — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями.

Для обычного человека практически любая депривация — это неприятность. Депривация — это лишение, и если это бессмысленное лишение несет тревогу, люди депривацию переживают тяжело. Особенно ярко это проявилось в экспериментах по сенсорной депривации.

В середине XX века исследователи из американского университета Мак-Гилла предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей. Испытуемые находились в лежачем положении в небольшом замкнутом помещении; все звуки покрывались монотонным гулом мотора кондиционера; руки испытуемых были вставлены в картонные муфты, а затемненные очки пропускали только слабый рассеянный свет. За пребывание в таком состоянии полагалась довольно приличная повременная оплата. Казалось бы — лежи себе в полном покое и подсчитывай, как без всяких усилий с твоей стороны наполняется твой кошелек. Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособны выдержать такие условия дольше 3 дней. В чем же дело?

Сознание, лишенное привычной внешней стимуляции, вынуждено было обратиться «внутрь», а оттуда начинали всплывать самые причудливые, невероятные образы и псевдоощущения, которые нельзя было определить иначе как галлюцинации. Сами испытуемые ничего приятного в этом не находили, даже пугались этих переживаний и требовали прекратить эксперимент. Из этого ученые сделали вывод, что сенсорная стимуляция жизненно важна для нормального функционирования сознания, а сенсорная депривация — верный путь к деградации мыслительных процессов и самой личности.

Нарушение памяти, внимания и мышления, нарушение ритма сна и бодрствования, тревожность, резкая смена настроения от депрессии до эйфории и обратно, неспособность отличать реальность от частых галлюцинаций — все это описывалось как неизбежные последствия сенсорной депривации. Об этом стали широко писать в популярной литературе, в это почти поверили практически все.

Позже оказалось, что все сложнее и интереснее.

Все определяет не сам факт депривации, а отношение человека к этому факту. Сама по себе депривация взрослому человеку не страшна — это просто изменение условий внешней среды, а человеческий организм может к этому приспосабливаться, осуществляя перестройку функционирования. Пищевая депривация вовсе не обязательно сопровождается страданиями, начинают страдать от голодания только те, кто к этому не привык и для кого это насильственная процедура. Те, кто сознательно практикует лечебное голодание, знают, что уже на третий день в организме возникает ощущение легкости, и подготовленные люди даже десятидневное голодание переносят легко.

Люди, прошедшие специальную подготовку, хорошо освоившие аутотренинг и практику спокойного присутствия, сенсорную депривацию переносят без особого труда.

Депривация — лишение человека тех обстоятельств жизни, в которым человек привык с детства, как жизне.

Госпитализм — замедление и искажение развития детей вследствие нахождения их в неблагоприятных услов.

Аутогенная тренировка (аутотренинг, АТ) — распространенный метод саморегуляции психических состояний.

Спокойное присутствие — умение быть в реальности без дребезжания тела. Практика спокойного присутств.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Сенсорная депривация: как повысить свой творческий потенциал и очистить разум?

Знаете ли вы, что такое камера сенсорной депривации (чаще их называют флоатинг-капсулами, от английского слова float — свободно плавать, держаться на поверхности)? Это наполненный водным раствором английской соли резервуар, погружаясь в который, человек лишается способности что-либо ощущать.

Звучит как сумасшествие, и для животных ранняя сенсорная депривация действительно вредна, но у людей все несколько иначе: результаты многих научных исследований доказывают, что кратковременное пребывание в камере сенсорной депривации имеет несколько положительных моментов:

«Короткие периоды сенсорной депривации хорошо сказываются на психическом здоровье человека и активизируют процессы внутреннего подсознательного анализа; в то же время длительная или вынужденная сенсорная депривация вызывает чувство тревоги и страха, может стать причиной возникновения галлюцинаций или глубокой депрессии».

Что такое сенсорная депривация?

Сенсорная депривация — это частичное или полное лишение органов чувств внешнего воздействия.

В совершенно немыслимом, на первый взгляд, состоянии абсолютной сенсорной депривации человек полностью изолирован от каких-либо внешних раздражителей: никаких звуков, запахов, визуальных образов или тактильных ощущений. Согласитесь, довольно трудно представить себе, что испытывает человек, находясь в подобном состоянии: о чем он думает, что происходит с его телом, ощущает ли он прикосновения воды и т. д.?

В 1954 году американский нейробиолог Джон Каннингем Лилли (John Cunningham Lilly) с целью исследования природы сознания человека изобрел камеру сенсорной депривации. Однако в ходе многочисленных экспериментов ученый обнаружил, что сам флоатинг (плавание в капсуле) представляет гораздо более интересную область для различных исследований.

Как работает флоатинг-капсула?

Как создаются условия сенсорной депривации в капсуле? Современный сеанс флоатинга проходит следующим образом: вы раздеваетесь, принимаете душ, надеваете специальные затычки для ушей и погружаетесь в коконообразную капсулу, наполненную водным раствором английской соли (382,5 килограмма). Благодаря высокой концентрации соли, предотвращающей риск утонуть, вы легко держитесь на плаву и чувствуете себя практически невесомым.

Забравшись внутрь, вы самостоятельно закрываете дверцу капсулы (она не запирается снаружи, так что вы можете выбраться оттуда в любой момент), ложитесь на спину и в течении следующих 60 минут находитесь наедине со своими мыслями. При этом ваши глаза могут быть как открыты, так и закрыты — кромешная тьма внутри камеры не даст вам почувствовать разницу.

Один из авторов американского журнала Slate Сет Стивенсон (Seth Stevenson) так рассказывает о своем первом опыте флоатинга:

«Однажды утром я вошел в спа-салон La Casa, поднялся по лестнице, зашел в небольшую комнату, снял с себя всю одежду, принял душ и забрался в огромный резервуар с водой. Я закрыл за собой дверцу, погрузился в воду и нажатием одной кнопки выключил весь свет.

Через несколько секунд я осознал, что плаваю в абсолютной тишине и темноте. Признаться честно, это довольно необычное ощущение. Высокая концентрация соли сделала мое тело невесомым — мои лицо, живот и колени казались группой островов посреди небольшого океана».

Как сенсорная депривация влияет на работу мозга?

Принимая в расчет то, что все мы по-разному реагируем на одни и те же ситуации, вполне очевидно, что ощущения, испытанные нами во время пребывания в камерах сенсорной депривации, будут отличаться:

«Первые 15 минут меня не покидала мысль о том, что прийти сюда было не слишком хорошим решением. Я думал о своих планах на вечер, о статьях, над которыми работал, о том, что холодильник дома почти пустой. В общем, я чувствовал себя глупо. Откровенно говоря, поначалу эта капсула действовала мне на нервы. Я был близок к тому, чтобы выбраться из нее и уйти с гордо поднятой головой, расплескав повсюду воду.

Но по прошествии некоторого времени начался процесс трансформации. Сравнить это ощущение можно разве что с действием галлюциногенных грибов: ваше тело настойчиво сигнализирует мозгу “Что-то происходит! Что-то происходит!”, но он при этом никак не реагирует. Когда шторм закончился, я почувствовал, что мой разум очистился от ненужных мыслей. Все казалось необычайно простым и понятным».

Будучи изолированным от влияния каких бы то ни было внешних раздражителей, наш головной мозг резко снижает уровень вырабатываемых гормонов стресса (норадреналина, адреналина, кортизола и т. д.).

Грэм Сэлли (Graham Talley), владелец Центра сенсорной депривации в Портленде, пишет об этом так:

«Отсутствие необходимости постоянно анализировать происходящие вокруг события дает нашему организму возможность снизить уровень гормонов стресса. Вместо этого головной мозг человека активизирует области, ответственные за выработку нейромедиаторов счастья — допамина и эндорфинов.

Находясь в камере сенсорной депривации, человеку не нужно постоянно бороться с гравитацией, так что его мышцам, суставам и костям ничто не мешает полностью расслабиться. Его позвоночник становится на дюйм длиннее, хроническая боль в суставах улетучивается, а тело становится невесомым».

Также во время сеанса флоатинга головной мозг активно генерирует тета-волны. Этот процесс сопровождается яркими воспоминаниями, внезапными озарениями, свободными ассоциациями и творческими решениями. Тем не менее, на протяжении долгого времени ученым не удавалось досконально изучить их влияние, поскольку как только неравная система начинает вырабатывать тета-волны, человек немедленно засыпает:

«Каждый из нас способен генерировать тета-волны. Но проблема заключается в том, что как только этот процесс начинается, мы тут же проваливаемся в сон. Наиболее верным признаком воздействия тета-волн являются яркие эфемерные образы, которые мерещатся нам на протяжении нескольких секунд до того, как мы уснем, или перед тем, как проснемся. Самостоятельно достичь этого состояния и пребывать в нем в течении какого-то времени могут разве что опытные медиаторы.

Находясь во флоатинг-капсуле, человек абсолютно сознательно воспринимает все образы и идеи, которые приходят ему в голову. Более того: тета-волны продолжают стимулировать его воображение в течении нескольких недель после сеанса флоатинга».

Преимущества сенсорной депривации

Сенсорная депривация очень активно используется в качестве средства борьбы со многими эмоциональными состояниями и заболеваниями. Наиболее распространенными из них являются:

  • стресс;
  • депрессии;
  • боязнь принятия решений;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом и т. д.

В 2011 году канадские исследователи также обнаружили, что кратковременная сенсорная депривация положительно сказывается на игре молодых джазовых исполнителей:

«В течении четырех недель 8 студентов — 6 юношей и 2 девушки — проходили сеансы сенсорной депривации. Всего один час в неделю они проводили внутри флоатинг-капсулы, плавая в растворе английской соли, температура которой соответствовала температуре тела участника.

При этом каждый из 8 студентов записал по два пятиминутных трека со своей импровизацией: первая запись была сделана перед началом сеансов флоатинга, вторая — в первую неделю после их окончания. Сравнив полученные записи, ученые обнаружили поразительные отличия между уровнем мастерства участников до и после эксперимента».

Помимо этого, ученые выявили очень странную закономерность: чем больше времени проходит после окончания сеанса флоатинга, тем слабее выражены положительные эффекты:

«Обязательным условием практически всех экспериментов было измерение различных способностей участников сразу после того, как они выходили из флоатинг-капсул. Как оказалось, положительное воздействие кратковременных сеансов сенсорной депривации со временем становится все слабее и слабее».

Вместо заключения: как изолировать себя от внешних раздражителей?

Теперь, когда вам хорошо известно, что такое флоатинг-капсула и как кратковременная эмоциональная и сенсорная депривация влияет на организм человека, остается только одно — записаться на сеанс флоатинга. 🙂

Однако, если коконообразная капсула, о которой мы сегодня рассказывали, не внушает вам доверия, или же вы просто не чувствуете необходимости немедленно повысить свой творческий потенциал и хотя бы ненадолго спрятаться от всего мира, можно испробовать несколько более мягких форм сенсорной депривации.

1. Уменьшение количества зрительных импульсов

Для начала попробуйте полежать в комнате с выключенным светом или опущенными шторами. Если хотите упростить задание, можете использовать обычную повязку на глаза. Старайтесь не двигаться и сосредоточьтесь на окружающем вас шуме — через некоторое время после того, как ваши глаза привыкнут к темноте, вы начнете распознавать звуки, которых не различали в привычной суматохе.

Звуки преследуют нас везде: если это не музыка и не разговор прохожих, то дрель соседа этажом выше; если это не лай собаки под окном и не звук проезжающего мимо автомобиля, то плач маленького ребенка в соседней квартире. Казалось бы, в этом случае вряд ли что-то может помочь, однако попробовать все же стоит.

Вооружитесь парой затычек для ушей, выберите удобное местечко у окна и понаблюдайте какое-то время за до боли знакомыми местами. Вполне возможно, что через некоторое время вы заметите несколько новых объектов в своем дворе, на соседней улице или в квартире дома напротив. 🙂

Не так-то просто избавиться от каких-либо внешних раздражителей, находясь в окружении других людей, поскольку по своей природе человек является достаточно шумным живым существом. Поэтому не стоит пренебрегать возможностью побыть наедине со своими мыслями, где бы и когда бы вам это не посчастливилось — случись то во флоатинг-капсуле или в опустевшем кафе. 🙂

Высоких вам конверсий!

4U, AIDA, ХПВ, психология влияния Р. Чалдини, управление взглядом

  • 4U
  • AIDA
  • ХПВ
  • психологии влияния Р. Чалдини
  • управления взглядом
  • нейромаркетинг

Творческая активность в течение дня — есть ли закономерность?

Влияние игр на работу мозга: как использовать геймификацию в борьбе с прокрастинацией?

Урок маркетинга и концентрации от укротителя львов!

Освещение, температура и уровень шума — как оптимизировать рабочее место и повысить креативность?

Психофизиология восприятия: почему успех измеряется в миллисекундах?

Психология продуктивности: как сделать больше в короткие сроки?

Что почитать?

Платформа

Еще проекты

Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО «ЛПгенератор».

Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает Internet Explorer 6-ой и 7-ой версии.

Настоятельно Вам рекомендуем выбрать и установить любой из современных браузеров. Это бесплатно и займет всего несколько минут.

Менеджер компании готов ответить на все

менеджер компании свяжется с вами

в течение рабочего дня

Пожалуйста, проверьте ваш e-mail с письмом: «LPgenerator: Пожалуйста, подтвердите подписку»

Щелкните по ссылке, приведенной в этом письме, и подтвердите ваш адрес электронной почты.

Подтверждение подписки необходимо для подтверждения ваших намерений получать от нас письма, а также для того, чтобы убедиться, что ваш адрес не был добавлен в базу злоумышленниками.

Источники:

Дети с сенсорной депривацией
Дети с сенсорной депривацией Камера сенсорной депривации Слово «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потерю. В основе его лежит латинский корень
http://www.b17.ru/article/24426/
Сенсорная депривация
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/sensornaya-deprivaciya
Сенсорная депривация как повысить свой творческий потенциал и очистить разум
Знаете ли вы, что такое камера сенсорной депривации (чаще их называют флоатинг-капсулами, от английского слова float — свободно плавать, держаться на поверхности)? Это наполненный водным раствором английской соли резервуар, погружаясь в который, человек лишается способности что-либо ощущать. Звучит как сумасшествие, и для животных ранняя сенсорная депривация действительно вредна, но у …
http://lpgenerator.ru/blog/2014/02/20/sensornaya-deprivaciya-kak-povysit-svoj-tvorcheskij-potencial-i-ochistit-razum/

(Visited 15 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Муж рвет жопу жене а она орет Муж рвет жопу жене а она оретЭта история случилась году… (3)

Темы тренингов для подростков 10 психологических тренингов для подростков «Шаги к взрослению» Чувствуете, что… (3)

Как проходит собеседование в магнит косметик Вакансии в магазинах «Магнит Косметик»«Магнит Косметик» – набирающая популярность сеть… (3)

Чего хотят мужчины: 7 качеств женщины нашей мечты Долгие годы все только и говорили о том, каким должен… (3)

как отвечать на положительные отзывы Как написать классный отзыв: 7 шагов примеры Всем добрый день!… (3)

COMMENTS