Школьная дезадаптация — причины, виды, профилактика

Дезадаптация школьника: что-то пошло не так?

Что такое дезадаптация и как ее определить

Школьная дезадаптация фактически обозначает любые проблемы, которые возникают у ребенка в процессе обучения и влияют на его психологическое и физическое состояние и возможность справляться с требованиями учебного заведения. У вашего ребенка дезадаптация, если он:

  • ни с кем не дружит в классе или число приятелей мало;
  • не усваивает школьный материал или усваивает его фрагментарно;
  • не может решить даже типовые задачи без дополнительной помощи взрослого;
  • не любит школу и часто эта нелюбовь выражается в категорической форме;
  • жалуется на здоровье, часто болеет без видимых причин, причем дело даже доходит до госпитализации.

Наличие даже одного из вышеперечисленных признаков уже говорит о дезадаптации. Вне зависимости от степени ее выраженности, нужно бить родительскую тревогу: проблемы, если не заняться ими, будут только накапливаться.

Кроме этого к признакам школьной дезадаптации можно отнести внезапное нарушение любых процессов, связанных с базовыми потребностями: еда, сон, испражнения. Потеря аппетита или приступы «жора», нарушенный сон, энкопрез и энурез – на все эти проблемы стоит обратить внимание и разобраться в причинах их появления.

Причины школьной дезадаптации: семья, школа и физиология

Структура учебного процесса рассчитана на активного ребенка, который признает авторитет учителя. А такие дети «получаются» только в том случае, если они здоровы, и растут в благополучной семье. Способность учиться начинает формироваться еще в первый год жизни и тесно связана с детской привязанностью к родителями. Грубо говоря, близкие и глубокие отношения со значимым взрослым позволяет ребенку без проблем учиться в любом возрасте и признавать авторитет «вожака». Такие дети не тратят все свое время на то, чтобы добиться внимания от старших, а получив достаточное количество любви и заботы, могут сконцентрироваться на познании этого мира.

Семья

Поэтому, когда речь идет о каких-либо проблемах с обучением, стоит всегда обратить внимание на то, что происходит в семье ребенка. Даже подростки, основные интересы которых связаны с общением со сверстниками, прилетают домой на «дозаправку», чтобы потом опять убежать по своим делам, что уж говорить о младшей школе.

” Если ребенок сталкивается с растерянными родителями, которые не знают, как учить, чему учить, помогать или нет, орать или молчать, не имеют личной точки зрения по поводу учебы в школе, то это провоцирует в нем тревогу.

Тревога нарушает запуск психологического следования, то есть возможности «идти» за кем-то, учиться у кого-то, слушать и понимать. А для процесса образования это один из важнейших навыков, который должен помочь сформировать авторитет учителя. Если родители не знают, как и у кого должен учиться их ребенок, не контактируют с учителем, то и школьник не понимает, можно и нужно ли включаться в процесс обучения. При здоровой обстановке в семье у ребенка формируется авторитет учителя, который в первые годы обучения в школе может быть даже выше родительского.

Вообще повлиять на процесс школьной адаптации могут любые внутрисемейные неурядицы или нестандартные ситуации в доме. Если вы заметили у ребенка признаки дезадаптации, то попробуйте в первую очередь разобраться, нет ли в семье скрытых конфликтов, не болеет ли кто-то из родственников, не обсуждаете ли вы при ребенке сложные финансовые обстоятельства.

” Сильнее всего детей травмируют ситуации, когда они не понимают происходящего, а объяснить, что же случилось, родитель не находит времени или сил. Все, что вы не сказали, они додумают и поверят в это.

Мама не разговаривает с папой? Наверное, это развод. Ребенок начинает переживать, замыкается в себе, теряет почву под ногами и желание вести любую социальную активность, тем более учиться. На школу просто не остается сил. Они потом найдутся, но уже в хулиганском поведении, в качестве компенсации.

Школа

Есть еще ряд причин, которые приводят к нарушению способности адаптироваться в новой среде. Несомненно, к ним относится обстановка в классе или неподходящий «вожак».

” Если учитель плох, адаптироваться к нему практически невозможно. Если в классе есть ребенок с психопатическими наклонностями, это также может служить причиной дезадаптации вашего ребенка.

Достаточно увидеть замученного одноклассником котенка для того, чтобы испытать глубокое душевное потрясение и приобрести стойкую неприязнь ко всему школьному обучению.

Здоровье

Наконец, последняя группа — это дети с проблемами со здоровьем: любые нарушения работы нервной системы, травмы головного мозга не позволяют ребенку быстро адаптироваться в школе; без должного внимания педагогов и помощи родителей ребенок никогда не приспособится к окружающей школьной действительности.

Первая помощь: учимся говорить и мотивировать

Первый и самый важный совет для тех, кто обнаружил признаки дезадаптации связанные с семейными проблемами: разговаривайте с ребенком о его переживаниях, объясняйте в рамках допустимого, что происходит в доме. Так вы снизите уровень тревожности ребенка и освободите его силы для учебы. Если в семье все в порядке, нет поводов для беспокойства, то вам необходимо беседовать о том, что было в школе, как прошел день у ребенка, и всеми силами помогать ему идентифицировать себя с успешным школьником.

” Приведу простой пример. Когда мы говорим: «Сколько можно ошибаться в умножение на пять?» мы поощряем ту часть ребенка, которая говорит «Я всегда ошибаюсь в умножение на пять». Когда мы воодушевленно сообщаем: «У тебя все получится!» вместо того, чтобы вникнуть в проблему дробей, мы укрепляем позицию «У меня ничего не получается».

Разговор со школьником должен строиться на конкретных вещах: «Я вижу, теперь ты умеешь решать дроби!» – такая фраза будет достойной похвалой и подходящей формулировкой для поддержки образа успешного ученика.

Такой же принцип действует и в отношении друзей: «У тебя в гостях был Миша» – этот подход лучше поможет ребенку узнать самого себя, нежели радостные вопли: «Как здорово! А ты говорил, что с тобой никто не дружит!» или «Я же тебе говорила (говорил), что ты все сможешь!».

В любом случае, выстаивая общение с ребенком, который попал в ситуацию дезадаптации, стоит помнить, что процесс долго запускался и долго будет «распускаться». Более того, в некоторых случаях, ребенку, возможно, придется даже сменить школу, для того, чтобы расстаться с негативной ситуацией и начать адаптацию заново.

После того, как приняты первые меры и установлен контакт с ребенком, необходимо хорошенько разобраться в мотивации именно вашего чада к обучению. Мотивы, связанные с учебой, бывают разные: познавательные, социальные и личностные.

  • Познавательные мотивы направлены на освоение знаний, методов получения информации, приобретение дополнительных навыков и умений и так далее. Таких детей достаточно много, ведь познание и исследование – одна из движущих сил нашего мозга. Вопрос всего лишь в том, нашли ли вы ту сферу, на которую направлены познавательные мотивы вашего ребенка. Если нет, то самое время этим озадачиться.
  • Социальные мотивы – это мотивы ответственности, понимания значимости учения. Проявляются они в подростковом возрасте и, из-за особенностей созревания мозга, «включаются» не сразу. Именно поэтому в младшей школе обучение удачнее всего идет через игру.
  • И, наконец, личностные мотивы – потребность ребенка в похвалах и признании.

Школьная дезадаптация - причины, виды, профилактика
sibmama.ru

Характеристика школьной дезадаптации (виды, уровни, причины возникновения)

При делении дезадаптации на виды С.А. Беличева учитывает внешние или смешанные проявления дефекта взаимодействия личности с обществом, окружением и собой:

а) патогенная: определяется как следствие нарушений нервной системы, болезней головного мозга, нарушений анализаторов и проявлений различных фобий;

б) психосоциальная: результат половозрастных изменений, акцентуация характера (крайних проявлений нормы, усилении степени проявления определенной черты), неблагоприятных проявлений эмоционально-волевой сферы и умственного развития;

в) социальная: проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации систем внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Опираясь на данную классификацию Т.Д. Молодцова выделяет следующие виды дезадаптации:

а) патогенную: проявляется в неврозах, истериках, психопатии, нарушениях анализаторов, соматических нарушениях;

б) психологическую: фобии, различные внутренние мотивационные конфликты, некоторые виды акцентуаций, которые не повлияли на социальную систему развития, но которые нельзя отнести к явлениям патогенным.

Такая дезадаптация в большей степени скрыта и достаточно устойчива. Сюда относятся все виды внутренних нарушений (самооценки, ценностей, направленности), которые сказались на самочувствии личности, привели к стрессу или фрустрации, травмировали личность, но не сказались еще на поведении;

в) социально-психологическую, психосоциальную: неуспеваемость, недисциплинированность, конфликтность, трудновоспитуемость, грубость, нарушения взаимоотношений. Это наиболее распространенный и легко проявляющийся вид дезадаптации;

В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявление всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями деятельности. На уроке неадаптировавшийся ученик неорганизован, часто отвлекается, пассивен, отличается замедленный темп деятельности, часто встречаются ошибки. Природа школьной неуспеваемости может быть определена самыми различными факторами, в связи с чем углубленное изучение ее причин и механизмов осуществляется не столько в рамках педагогики, сколько с позиции педагогической и медицинской (а в последнее время социальной) психологии, дефектологии, психиатрии и психофизиологии

г)социальную: подросток мешает обществу, отличается девиантным поведением (отклоняющимся от нормы) поведением, легко входит в асоциальную среду (адаптация к асоциальным условиям), становится правонарушителем (деликвентное поведение), характеризуется адаптацией к дезадаптированности (наркомания, алкоголизм, бродяжничество), в результате чего возможен выход на криминогенный уровень.

Сюда относятся дети «выпавшие» из обычного общения, оставшиеся без крова, предрасположенные к суициду и.т.д. Этот вид иногда опасен для общества, требует вмешательства психологов, педагогов, родителей, врачей, работников юстиции.

Социальная дезадаптация детей и подростков находится в прямой зависимости от негативных отношений: чем сильнее выражена степень негативных отношений детей к учебе, семье, сверстникам, педагогам, неформальному общению с другими, тем тяжелее степень дезадаптированности.

Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации прежде всего должно быть направлено на устранение причин, вызывающих ее. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.

Частыми в школьной жизни являются случаи, когда равновесие, гармоничные отношения между ребенком и школьной средой не возникают изначально. Начальные фазы адаптации не переходят в устойчивое состояние, а напротив вступают в действие механизмы дезадаптации, приводящие в конечном счёте к более или менее выраженному конфликту ребенка со средой. Время в этих случаях работает только против школьника.

Механизмы дезадаптации проявляются на социальном (педагогическом), психологическом и физиологическом уровнях, отражая способы реагирования ребенка на агрессию среды, защиты от этой агрессии. В зависимости от того, на каком уровне проявляются адаптационные нарушения, можно говорить о состояниях риска школьной дезадаптации, выделяя при этом состояния академического и социального риска, риска по здоровью и комплексного.

Если первично адаптационные нарушения не устраняются, то они распространяются на более глубокие «этажи» — психологический и физиологический.

1)Педагогический уровень школьной дезадаптации

Это наиболее очевидный и осознаваемый учителями уровень. Он обнаруживает себя проблемами ребенка в учении (деятельностный аспект) в освоении новой для него социальной роли-ученика (отношенческий аспект). В деятельностном плане при неблагоприятном для ребенка развитии событий его первичные трудности учении (1-й этап) перерастают в проблемы в знаниях (2-й этап), отставание в усвоении материала по одному или нескольким предметам(3-й этап), неуспеваемость частичную или общую (4-й этап), и как возможный крайний случай — в отказ от учебной деятельности (5-й этап).

В отношенческом плане отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшие на основе учебной неуспешности напряжения в отношениях ребенка с учителями и родителями (1-й этап) перерастают в смысловые барьеры (2-й этап), в эпизодические (3-й этап) и систематические конфликты (4-й этап) и как крайний случай — в разрыв личностно-значимых для него отношений (5-й этап).

Статистика свидетельствует о том, что и учебные, и отношенческие проблемы обнаруживают устойчивое постоянство и с годами не смягчаются, а лишь усугубляются. Обобщенные данные последних лет, констатируют рост испытывающих трудности в усвоении программного материала. Среди младших школьников такие дети составляют 30-40%, среди учащихся основной школы-до 50%. Опросы школьников показывают, что лишь 20% из них чувствуют себя в школе и дома комфортно. Более чем у 60% отмечается неудовлетворенность, что характеризует неблагополучие в отношениях, складывающихся в школе. Этот очевидный для педагогов уровень развития школьной дезадаптации можно сравнить с верхней частью айсберга: это сигнал тех глубоких деформаций, которые происходят на психологическом и физиологическом уровнях школьника — в его характере, в психическом и соматическом здоровье. Эти деформации носят скрытый характер и, как правило, не соотносятся педагогами с влиянием школы. А вместе с тем её роль в их появлении и развитии очень велика.

2)Психологический уровень дезадаптации

Неуспешность в учебе учебной деятельности, неблагополучие в отношениях с личностно-значимыми людьми не могут оставить ребенка равнодушным: они негативно влияют и на более глубокий уровень его индивидуальной организации — психологический, сказывается на формировании характера растущего человека, его жизненных установок.

Сначала у ребенка возникает чувство тревожности, незащищенности, уязвимости в ситуациях, связанных с учебной деятельностью: он пассивен на уроке, при ответах напряжен, скован, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находится рядом с детьми, но не вступает с ними рядом в контакт, легко плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя.

Психологический уровень дезадаптации можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап — Стараясь в меру своих сил изменить ситуацию и видя тщетность усилий, ребенок, действуя в режиме самосохранения начинает инстинктивно защищаться от сверхвысоких для него нагрузок, от посильных требований. Первоначальное напряжение снижается благодаря изменению отношения к учебной деятельности, которая перестает рассматриваться как значимая.

Второй этап — проявляются и закрепляются.

Третий этап — различные психозащитные реакции: на уроках такой ученик постоянно отвлекается, смотрит в окно, занимается посторонними делами. А поскольку выбор способов компенсации потребности в успехе у младших школьников ограничен, то самоутверждение часто осуществляется противодействием школьным нормам, нарушениями дисциплины. Ребенок ищет способ протеста против непрестижного положения в социальной среде. Четвертый этап — различают способы активного и пассивного протеста, соотносимые, вероятно, с сильным или слабым типом его нервной системы.

3)Физиологический уровень дезадаптации

Влияние школьных проблем на здоровье ребенка сегодня наиболее изучено, но одновременно и менее всего осознаваемо педагогами. А ведь именно здесь, на физиологическом уровне, самом глубинном в организации человека, замыкаются переживания неуспешности в учебной деятельности, конфликтный характер отношений, непомерное увеличение времени и сил, затрачиваемых на учение.

Вопрос о влиянии школьной жизни на здоровье детей — предмет исследований специалистов по школьной гигиене. Однако еще до появления специалистов классики научной, природосообразной педагогике оставили потомкам свои оценки влияния школы, на здоровье тех, кто в ней учится. Так Г. Песталоцци в 1805 году отмечал, что при традиционно сложившихся школьных формах обучения происходит непонятное «удушение» развития детей, «убийство их здоровья».

Сегодня, у детей перешагнувших порог школы уже в первом классе наблюдается отчетливый рост отклонений в неврно-психической сфере (до 54%), нарушений зрения (45%), осанки и стопы (38%), заболеваний органов пищеварения (30%). За девять лет обучения в школе (с 1-го по 9-й класс) количество здоровых детей сокращается в 4-5 раз.

На этапе выпуска из школы лишь 10% из них могут считаться здоровыми.

Учёным стало ясно: когда, где, при каких обстоятельствах здоровые дети становятся больными. Для педагогов, самое главное: в сохранении здоровья решающая роль принадлежит не медицине, не системе здравоохранения, а тем социальным институтам, которые предопределяют условия и образ жизни ребенка — семье и школе.

Причины школьной дезадаптации у детей могут иметь совершенно разную природу. Но внешние ее проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными. Это снижение интереса к учебе, вплоть до нежелания посещать школу, ухудшение успеваемости, неорганизованность, невнимательность, медлительность или, наоборот, гиперактивность, тревожность, трудности в общении со сверстниками и тому подобное. Вообще школьную дезадаптацию можно характеризовать тремя основными признаками: отсутствием всяческих успехов в учебе, негативным отношением к ней и систематическими нарушениями поведения. При обследовании большой группы младших школьников в возрасте 7—10 лет выяснилось, что почти треть из них (31,6 %) относятся к группе риска по формированию стойкой школьной дезадаптации, А больше, чем у половины из этой трети, школьная неуспеваемость вызвана неврологическими причинами, и прежде всего группой состояний, которую обозначают как минимальные мозговые дисфункции (ММД). Кстати, по ряду причин мальчики подвержены ММД в большей степени, чем девочки. То есть минимальные мозговые дисфункции являются самой распространенной причиной, приводящей к школьной дезадаптации.

Наиболее распространенной причиной ШД являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием. При этом необходимо иметь в виду то, что высшие психические функции, как сложные системы, не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга. При ММД наблюдается задержка в темпах развития тех или иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы или в отдельных случаях субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении. Вследствие дефицитарности отдельных высших психических функций, ММД проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Лишь в единичных случаях дисграфия, дислексия и дискалькулия проявляются в изолированном, «чистом» виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой, а также с нарушениями развития устной речи.

Педагогический диагноз школьной неуспеваемость обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная неуспеваемость остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития.

К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной неуспеваемости ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.

Среди детей с ММД выделяются учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Этот синдром характеризуется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Вместе с тем дети с СДВГ часто выделяются своей неловкостью, неуклюжестью, которые часто обозначаются как минимальная статико-локомоторная недостаточность. Второй по распространенности причиной ШД являются неврозы и невротические реакции. Ведущей причиной невротических страхов, различных форм навязчивостей, сомато-вегетативных нарушений, истеро-невротических состояний являются острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а также трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению.

В категорию школьников — «дезадаптантов» попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии, которое характеризуется следующими признаками:

1. Отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей.

2. Фиксируется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к учебному процессу в школе.

3. Наблюдается несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся.

Своеобразным микро коллективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности — все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его адаптацию в учебном поведении.

Причины полной дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально-бытовыми условиями, отклонениями в психическом развитии детей.

studbooks.net

Школьная дезадаптация, её виды, причина.

Психологические основы учебной деятельности младших школьников.

Лекция 7

Трудные дети

План.

Эмоциональные нарушения.

Школьная дезадаптация, её виды, причина.

1.Как известно, ребенок 6-7 лет уже умеет соподчинять мотивы, владеть своими эмоциями, старается соотносить свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих. Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Самое трудное – момент выбора, когда происходит внутренняя борьба социальных норм и импульсивных желаний.

С поступлением в школу увеличивается число требований, ожиданий, акцент делается на то, что ученик “должен”, а не на то, что он “хочет”. С другой стороны, первокласснику приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть,, что окружающие воспринимают его как школьника. Естественно, такое положение вызывает противоположные переживания: с одной стороны, стремление оправдать ожидания, а с другой – страх оказаться плохим учеником. Л.С. Славина писала, что неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания только тогда, когда возникает расхождение между этими притязаниями и такими способностями ребенка, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Притязания ребенка, т.е. те достижения, которых он во что бы то ни стало, хочет добиться, основываются на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей, т.е. самооценке. Эта самооценка стала для него привычной, в результате чего у него возникла потребность сохранить как ее, так и основанный на ней уровень притязаний. Однако в тех случаях, когда это стремление фактически не может быть удовлетворено, возникает конфликт. Признать свою несостоятельность – значит для ребенка пойти в разрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить (Л. С. Славина, 1998). В результате ребенок находится в школе в ситуации неуспеха, и его реакция на неуспех носит, как правило, неадекватный характер: он или отвергает свой неуспех, или ищет причины во внешних обстоятельствах, но ни в коем случае в себе. Мы видим, что для школьника эти реакции носят защитный характер, он не желает допустить в сознание что-либо, способное поколебать его самооценку. Поэтому, например, повышенная обидчивость как одна из форм аффективного поведения возникает в результате того, что ученик неадекватно оценивает ситуацию: он считает, что окружающие несправедливы к нему – учитель поставил низкую оценку, родители наказали его ни за что, одноклассники подшучивают над ним и т.д.

Одним из наиболее распространенных запросов школьному психологу со стороны учителя является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми, или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревож­ными.

Условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.

1. Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

2. Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением “заводят весь класс”; если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

3. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Несомненно, характер проявления эмоциональных реакций связан с типом темперамента. Как мы видим, дети, относящиеся ко второй группе, являются скорее холериками, а представители третьей группы – меланхоликами или флегматиками.

Как уже отмечалось выше, такое деление носит достаточно умозрительный характер: на практике можно встретить школьников, сочетающих в себе как истероидные черты (характерные для 2-й группы), так и агрессивные тенденции (1-я группа); или детей агрессивных, но в глубине души очень ранимых, робких и беззащитных. Однако общим для всех намеченных групп является то, что неадекватные аффективные реакции (проявляющиеся по-разному у различных типов детей) носят защитный, компенсаторный характер.

Школьному психологу вместе с учителем необходимо определить особенности семейного воспитания детей, у которых есть трудности в развитии эмоциональной сферы, отношение окружающих к ним, уровень их самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используют, как правило, такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся, проективные методы (например, рисунок “Семья”, незаконченные предложения, незаконченные рассказы на интересующую тему, составление рассказов по тематическим картинкам и др.). Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности родителя, воспитателя или учителя. А.С. Спиваковская (1988) описала различные формы работы в родительских группах, где, в частности, использовалось такое задание, как написать сочинение на тему “Портрет моего ребенка”, “Я как родитель”.

Различные диагностические приемы помогают школьному психологу выявить прежде всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов. Знание особенностей семейного воспитания, влияния родителей на сына или дочь дает возможность объяснить специфику эмоциональных нарушений детей. В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания (В.И. Гарбузов, 1990; А.И. Захаров, 1986; А.С. Спиваковская, 1988; и др.).

Остановимся на четырех наиболее распространенных типах неправильного воспитания.

1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, или если планировалась девочка, а родился мальчик, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Намного сложнее обнаружить неявное неприятие. В таких семьях ребенок, на первый взгляд, желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери, для нее ребенок – препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не смо­жет и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребенка, она создает эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребенка на обратное неприятие. Как правило, в семьях, где доминируют такого рода отношения, дети становятся либо агрессивными (т.е. их можно отнести к 1-й группе выделенных форм проявлений эмоциональных нарушений), либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми (т.е. по нашей классификации, 3-я группа). Неприятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.

2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неправильной ориентации родителей. Это слишком “правильные” люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по “идеальному” воспитанию. “Надо” произведено в абсолют. Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно дисциплинирован и исполнителен. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрес­сивная реакция, иногда и самоагрессия в результате психотравмирующей ситуации или, наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.

3. Тревожно-мнительное воспитание наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семьях с единственным ребенком, а также в семьях, где растет ослабленный или поздний ребенок. В результате ребенок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Он несамостоятелен, нерешителен, робок, обидчив, мучительно неуверен в себе.

4. Эгоцентрический тип воспитания. Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценности: он кумир, “смысл жизни” родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интерес других, не переносит длительных лишений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен. Его аффективные проявления очень схожи с поведением детей, относящихся ко второй группе. Мы так подробно остановились на проблемах личностного развития в семье (рассмотрев при этом далеко не все аспекты семейных взаимоотношений), потому что семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу, в отличие, например, от интеллектуальной.

Однако нельзя не учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых из них являются непосильными.

Игнорирование со стороны учителя индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной различного рода дидактогений, т.е. негативных психических состояний учащегося, вызванных неправильным отношением учителя; школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски и т.п.

Как ни парадоксально, психологи тоже иногда могут вызвать у ребенка эмоциональные нарушение. Они, ожидая “быстрых” и “видимых” “реальных” результатов своей деятельности (которая, к сожалению, а может, к счастью, не измеряется в процентах), стараются превратить в своих “клиентов” как можно больше учащихся, ищут у них мнимые проблемы, навязывая зачастую свою психологическую помощь, в которой, наверное, в данный момент конкретный ребенок не нуждается. Это создает дискомфорт в душе ребенка: он сам начинает подозревать в себе “психические отклонения”, и не удивительно, что в таком состоянии – находит. Поэтому никогда нельзя забывать, что одна из важнейших заповедей психолога, учителя, так же, как и врача, – “Не навреди”.

Таким образом, к основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся:

— природные особенности (например, тип темперамента);

— тип семейного воспитания;

— влияние школьного психолога.

Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, можно предложить взрослым следующие рекомендации:

1. Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.

2. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо помочь ребенку адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды.

3. Не надо пытаться в процессе занятий с трудными детьми полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание “тепличных условий” лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а прежде всего их интенсивность. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку.

4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции – это результат длительного зажима эмоций.

2. В.Е. Каган ввел понятие «психогенная школьная дезадаптация», определяя его как «психогенные реакции, психогенные заболевания и психогенные формирования личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющие учебно-воспитательный процесс». Это позволяет выделить психогенную школьную дезадаптацию как «составную часть школьной дезадаптации в целом и дифференцировать ее от других форм дезадаптации, связанных с психозами, психопатиями, непсихотическими расстройствами на почве органического поражения головного мозга, гиперкинетическим синдромом детского возраста, специфическими задержками развития, легкой умственной отсталостью, дефектами анализаторов и т.д.».

Однако это понятие не внесло существенной ясности в изучение проблем младших школьников, так как объединяло в себе и невроз как психогенное заболевание личности, и психогенные реакции, которые могут быть вариантами нормы. Несмотря на то, что понятие «школьная дезадаптация» довольно часто встречается в психологической литературе, многие исследователи отмечают недостаточную его разработанность.

Школьную дезадаптацию вполне корректно рассматривать как более частное явление по отношению к общей социально-психологической дезадаптации, в структуре которой школьная дезадаптация может выступать как в роли следствия, так и в роли причины.

Т.В. Дорожевец предложила теоретическую модель школьной адаптации, включающую три сферы: академическую, социальную и личностную. Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни. Успешность вхождения ребенка в новую социальную группу зависит от социальной адаптации. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком своего нового социального статуса (Я — школьник). Школьная дезадаптация рассматривается автором как результат преобладания одного из трех стилей приспособления к новым социальным условиям: аккомодационного, ассимиляционного и незрелого. Аккомодационный стиль проявляется в склонности ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям школы. В ассимиляционном стиле отражается его стремление подчинить окружающую школьную среду своим потребностям. Незрелый стиль приспособления, обусловленный психическим инфантилизмом, отражает неспособность ученика перестроиться в новой социальной ситуации развития.

Преобладание у ребенка одного из стилей приспособления ведет к нарушениям во всех сферах школьной адаптации. На уровне академической адаптации наблюдается снижение успеваемости и учебной мотивации, негативное отношение к школьным требованиям. На уровне социальной адаптации наряду с нарушением конструктивности поведения в школе происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников. На уровне личностной адаптации искажается соотношение «самооценка—уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.

Школьная дезадаптация — это образование у ребенка неадекватных механизмов приспособления к школе в виде нарушений учебной деятельности и поведения, появления конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышения уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Причины школьной дезадаптации по Е.В. Новиковой:

— несформированность навыков и приемов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости;

— несформированность мотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы);

— неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием;

— неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента.

Признаками дезадаптации являются:

— негативное эмоциональное отношение к школе;

— высокая устойчивая тревожность;

— повышенная эмоциональная лабильность;

— низкая работоспособность;

— двигательная расторможенность;

— трудность общения с учителем и сверстниками.

К симптомам нарушения адаптации относятся также:

— боязнь не выполнить школьные задания, страх перед учителем, товарищами;

— чувство неполноценности, негативизм; уход в себя, отсутствие интереса к играм;

— психосоматические жалобы;

— агрессивные действия;

— общая заторможенность;

— чрезмерная застенчивость, плаксивость, депрессия.

Наряду с явными проявлениями школьной дезадаптации встречаются ее скрытые формы, когда при хорошей успеваемости и дисциплине ребенок испытывает постоянную внутреннюю тревогу и страх перед школой или учителем, у него отсутствует желание ходить в школу, наблюдаются трудности в общении, формируется неадекватная самооценка.

По разным данным, от 10% до 40% детей испытывают серьезные проблемы, связанные с адаптацией к школе, и по этой причине нуждаются в психотерапии. Дезадаптированных мальчиков значительно больше, чем девочек, их соотношение от 4:1 до 6:1.

lektsii.org

Школьная дезадаптация — это. Определение понятия, симптомы, профилактика

Дезадаптация ребенка в школе – это явление, распространенное в наши дни. Большое количество детей в школьном возрасте не могут приспособиться к современным условиям учебного процесса, что оказывает негативное влияние на уровень их успеваемости. Портятся и отношения ребенка со сверстниками, учителями. Чаще всего вследствие дезадаптации страдают учащиеся младших классов. Но и старшеклассники тоже нередко становятся жертвами данного негативного явления.

Причины

Школьная дезадаптация – это нарушение, которое встречается у 15-20 % всех школьников, связанное с ситуацией неспособности к школьному обучению. Нарушение вызывается и физиологическими, и медицинскими факторами, и особенностями развития психики ребенка.

Несмотря на повсеместное внедрение принципа индивидуального подхода, на практике учителям часто не хватает времени вникать в причины данного расстройства. Психологическая школьная дезадаптация (сокращенно – ПШД) приводит к тому, что на детей наклеиваются оскорбительные ярлыки: «истерик», «шизоид», «псих». Однако за подобными словами скрывается не что иное, как профессиональная некомпетентность учителя или же отсутствие воспитания у сверстников.

Каковы же основные причины школьной дезадаптации? Специалисты склонны выделять следующие факторы:

  • Недостаточный уровень начальной подготовки малыша к образовательному процессу. Это может быть нехватка базовых навыков или же плохое развитие мелкой моторики.
  • Недостаток у ребенка самоконтроля. Малыш не может высидеть целый день на одном месте даже в том случае, если интеллектуально он готов к процессу обучения.
  • Невозможность совладать с текущим темпом образовательной программы.
  • Причиной школьной дезадаптации могут быть и трудности, которые возникают в процессе контактов с преподавателями и сверстниками.
  • Низкое развитие познавательных возможностей.

Домашняя атмосфера

Помимо этого, особое внимание уделяется психологами той атмосфере, в которой развивается и воспитывается ребенок. Некоторые матери и отцы настолько строги, что это оказывает влияние на психическое равновесие ребенка. Социальная и школьная дезадаптация нередко бывает прямым следствием проблем в семье, авторитарности родителей. Каждый раз, когда мать или отец эмоционально выговаривают ребенку за те ошибки, которые он допустил в школе, внутренняя стабильность школьника нарушается. У него не остается сил на то, чтобы работать над освоением программы, выполнять требования учителя, строить отношения с одноклассниками.

Все эти факторы школьной дезадаптации приводят к тому, что школьник начинает уже искренне верить в свою «бездарность». И дальнейшее следствие подобных промахов приводит к тому, что ребенок испытывает полнейшее отвращение ко всему, что прямо или косвенно связано с образовательным процессом. Это затрудняет и учебу, и индивидуальное развитие школьника.

Формы ПШД

Природа данного нарушения не является однообразной. Она может варьироваться от одного учащегося к другому в зависимости от его индивидуальных особенностей, а также особенностей социальной ситуации. Чаще всего встречаются следующие виды нарушения.

  • Социальная. Главный ее признак – отрицание школьником всех моральных установок, антисоциальные поступки. Разрушается система внутренней регуляции ребенка.
  • Психосоциальная. Данная форма школьной дезадаптации обусловлена психологическими факторами развития. Степень выраженности данного вида ПШД – лакмусовая бумажка на предмет применения индивидуального подхода к каждому из учащихся.
  • Патогенная. Обычно бывает вызвана нарушениями в физиологии головного мозга, различными нервными расстройствами, страхами и фобиями малыша.
  • Интеллектуальная. Проявляется, как правило, у учащихся старшего возраста. Непосредственно связана с «пробелами» в знаниях, которые не были вовремя закрыты.
  • Эмоциональная. Основной признак данного вида дезадаптации – это высокий уровень тревожности у ребенка. Малыш переживает за свою успеваемость, что, как правило, сопряжено с высоким уровнем мотивации и недостаточно хорошей самооценкой.

Родители и преподаватели должны помнить о том, что все эти типы могут переплетаться между собой, создавая сложные комплексы всевозможных нарушений и отклонений. Принимать меры для профилактики и коррекции ПШД следует незамедлительно. Здесь, как и с медицинскими проблемами, работает принцип «чем раньше, тем лучше».

Симптомы

Симптоматику родителям школьников необходимо знать, поскольку она является главным диагностическим маркером школьного неблагополучия ребенка. Главные проявления школьной дезадаптации таковы:

  • Малыш не хочет посещать занятия, постоянно оправдывая это болезнью.
  • Говорит в открытую о том, что боится преподавателя.
  • В течение долгого времени не может заснуть, а потом проснуться.
  • У него возникают нервные тики (ребенок может моргать, у него дергается глаз или же другие части тела; возникает симптом «беспокойных рук»).
  • Наблюдаются компульсии, движения навязчивого характера: ковыряние в носу, «ломание» пальцев, ребенок грызет ручку или карандаш.
  • Апатичное состояние, безразличие даже к тем играм и интересам, которые раньше вызывали энтузиазм.
  • Мышечная зажатость, скованность.
  • Ребенок не уверен в себе: он молчит, а если и говорит, то не поднимает глаз.
  • Загораживание тетради руками.
  • Различные нарушения письма, счета, речи.
  • Невнятная или же сбивчивая речь. Малыш заикается.
  • Правша начинает пользоваться левой рукой, а левша – правой.
  • Очень заметными становятся акцентуации характера.
  • На уроке ребенок играет с игрушками.

Школьная дезадаптация – это болезнь, которая имеет психогенную природу и оказывает серьезное влияние на формирование личности школьника. Заболевание нарушает субъективный и объективный статус малыша и в школе, и в семье. Учебно-воспитательный процесс при этом серьезно затрудняется.

Проявления дезадаптации на поведенческом уровне

Выделяют следующие симптомы школьной дезадаптации ребенка на поведенческом уровне:

  • Вспышки агрессии, склонность к протесту.
  • Затруднения в процессе обучения.
  • Нарушение взаимоотношений со сверстниками и преподавателями.
  • Нарушения школьной дисциплины.

Сферы дезадаптации у ребенка главным образом связаны с пространственно-временными особенностями (нарушения режима дня, отсутствие личного пространства в семье), а также с личностно-смысловыми особенностями (место в школьном коллективе, взаимоотношения с братьями и сестрами, учителями). Наиболее тесным образом психологические трудности все же связаны с учебной, коллективной деятельностью. Ребенок выступает в качестве страдающей стороны. И если родители вовремя не уделяют внимание ПШД и не предпринимают никаких коррекционных мер, у школьника развивается астения. Это состояние, которое характеризуется высоким уровнем утомляемости, умственной истощенности. Проявляется астения в нарушениях сна, кошмарах, частых головных болях. Они уже знаменуют собой начало невротического состояния.

Если игнорировать признаки школьной дезадаптации ребенка, развивается невроз. Это расстройство личности характеризуется нарушением взаимоотношений человека и с собой, и с окружающими. Может проявляться в виде энуреза, заикания, различных тиков, навязчивых движений, а также агрессии, грубости.

ПШД у подростков

Среди факторов, определяющих особенности школьной дезадаптации подростков, на первом месте находятся семейные условия. Подавляющее число психологов считают данный фактор ведущим в развитии нарушения. Одна из главных функций семьи заключается в том, чтобы воспитывать и социализировать ребенка. Но выполнение ее не всегда происходит надлежащим образом. Это в целом приводит к дезадаптации подростков. Как правило, выделяют следующие причины, приводящие к ПШД в данном возрасте:

  • Неполный состав семьи (приводит к развитию комплекса ущербности, депрессиям, агрессивности, преждевременному исполнению ребенком «взрослых» ролей – кормильцев, защитников и пр.).
  • Недостаточный уровень педагогической культуры матери и отца, приводящий либо к гиперопеке, либо к гипоопеке.
  • Проблемы внутри семьи, которые определяют повышенную агрессивность и тревожность у подростка.
  • Разница в педагогическом подходе родителей и бабушек-дедушек.
  • Отстранение матери и отца от процесса воспитания по каким-либо причинам.
  • Недостаточно обеспеченное или, наоборот, сверхобеспеченное материальное положение семьи. Это порождает негативные поведенческие модели с позиции их влияния на школьников.

Нередко вместо проведения диагностики школьной дезадаптации у специалиста, родители начинают негативно реагировать на учебные неудачи у детей. В результате подросток демонстрирует следующие реакции:

  • Депрессивные расстройства, тревога.
  • Вступление в ряды антисоциальных групп.
  • Приобретение разрушительных привычек (выпивка, наркомания).
  • Суицидальные попытки.

Также исследователи выделяют и такой фактор ПШД, как недостаточно качественная организация учебного процесса в образовательном учреждении. Школьная дезадаптация – это нарушение, которое нередко развивается вследствие:

  • Негуманного характера коммуникации в стенах школы.
  • Особенностей индивидуального стиля преподавания.
  • Отсутствия условий для личностного роста.
  • Низкого уровня методической и общей культуры у педагогов и т. д.

Профилактика нарушений ПШД

Чтобы предупредить проблему школьной дезадаптации, родителям рекомендуется придерживаться определенных правил. Во-первых, они касаются рабочего места школьника. Оно должно быть организовано определенным образом. На столе не должно находиться лишних предметов, которые не связаны непосредственно с процессом обучения. Также должно быть хорошее освещение.

Во-вторых, ребенку необходимо придерживаться распорядка дня. Теперь малыш имеет новый статус, он стал немного более похож на маму или папу (в зависимости от пола). Ему можно сказать: «Теперь у тебя есть свой график, запланированные дела, как и у мамы (папы)». Эта фраза будет полезной, поскольку в личностном развитии младшего школьника преобладают мотивы, которые непосредственно связаны с миром взрослых, освоением новых видов деятельности. Данные мотивы имеют связь и с установлением хороших отношений со взрослыми. Поэтому для школьника так важна положительная обратная связь.

Длительность занятий

Для профилактики школьной дезадаптации ребенок должен делать уроки в несколько этапов. Их длительность не должна превышать более 15-20 минут. Затем должен следовать небольшой перерыв. Всего более одного часа в первом классе делать уроки нельзя. Во втором классе – не более двух часов.

В процессе обучения малышу желательно сидеть одному за партой. Это позволит брать ответственность за процесс освоения знаний на себя самого. Также школьник научится отвечать за порядок на своем личном пространстве.

Самостоятельная работа

Целью обучения в начальных классах является не только получение знаний — важно также научить ребенка учебному процессу. Малыш должен научиться выполнять задания учителя самостоятельно. В течение первых двух месяцев желательно делать уроки с ребенком, обучать его выполнению заданий. А затем – разъяснять все то, что непонятно, и оставлять школьника с домашними заданиями наедине. При необходимости – проверить выполненное.

Первый класс в школе – самый важный, точно так же, как и первый год жизни некоторые психологи соотносят с первым годом взрослой жизни. В этот период родители должны приложить максимум усилий и как можно больше времени проводить с малышом. В сентябре и октябре следует быть рядом, выполнять задания вместе с первоклассником. В ноябре, как правило, напряжение у детей возрастает до предела, появляется риск развития школьной дезадаптации младшего школьника.

Не стоит давать ребенку дополнительных заданий или же заставлять переписывать плохо выполненную работу в классе (домашнюю работу, написанную плохо, переделывать нужно). Если поведение родителей правильно, то уже к окончанию первого класса, даже если мама и папа дома, ребенок все равно делает уроки самостоятельно.

Меры профилактики: советы родителям

Рассмотрим несколько рекомендаций, которые позволят избежать проявлений ПШД у ребенка.

  • Важно помнить о том, что те навыки, которые ребенок получит во время своего первого года обучения, останутся с ним на всю его жизнь.
  • Если он сможет выработать привычку учиться четко и организованно, это поможет справляться ему в будущем с самыми серьезными учебными нагрузками.
  • Привычка работать вырабатывается у малыша только посредством положительных эмоций. Поэтому родителям и учителям крайне важно отыскать ключи, каким образом ребенок мог бы получить эмоциональную награду.
  • Если малыш дергает родителя по поводу и без – это не означает, что он все время не понимает материала. Ему просто не хватает внимания.
  • Ребенка необходимо поддерживать в его желаниях, волевых проявлениях. Если даже эти инициативы не совсем удобны взрослым, их необходимо поощрять. Не делать что-то вместо ребенка, но создавать условия для самостоятельных действий. Опять-таки, «зона ближайшего развития».
  • Нельзя сравнивать малыша с другими детьми. Оценивать его можно только по отношению к самому себе в прошлом.
  • Первоклассник должен научиться сам давать оценку своей работе. Это поможет ему не зависеть от мнения других, и никто не сможет травмировать его психику лишним замечанием.
  • Обязательно нужно выражать сочувствие ребенку. Во время общения с ним необходимо употреблять определенные фразы: «Я очень тебя понимаю», «Мне хотелось бы посоветоваться с тобой».
  • Обучение малыша любым личностным или же поведенческим аспектам должно происходить только посредством личного опыта, и только затем должны следовать какие-либо объяснения (допускается демонстрировать только поведение без объяснений).

Важность похвалы

Лучшим способом предупреждения школьной дезадаптации является похвала. В этот период у малыша преобладают мотивы личностных достижений, желание достичь успеха. Поэтому оценка взрослого для него крайне важна. Родителям нужно вселять в свое чадо веру в себя. Это поможет ему двигаться дальше. «Неудачника» не нужно воспитывать. Необходимо вырабатывать у малыша установку «Я хороший, и мир тоже хороший». Если необходимо выразить критику, то она должна касаться не личности ребенка, а его поступков. Поведение ребенка должно быть оценено родителем лично от себя. Он говорит о тех чувствах, которые вызвал у него поступок малыша («Я очень расстроен твоим поведением, о котором рассказала учительница»). Ребенок должен иметь «кредит доверия»: «Я уверена, что у тебя еще все получится».

Нельзя говорить в адрес ребенка обидных или оскорбительных слов. Необходимо избегать приказного тона. Ребенок в младшем школьном возрасте склонен к обобщению своих достижений и провалов. Если не вышло что-то одно, ему кажется, что весь мир обрушился, и не выйдет больше ничего. Если же имеется успех в определенной сфере, значит получится и все остальное.

Коррекционные мероприятия

Коррекция школьной дезадаптации выбирается с учетом ее основной симптоматики, так называемого «центра тяжести» трудностей ребенка. В случае если главная трудность лежит в психоэмоциональной сфере (это могут быть страхи, повышенная тревожность, депрессии), то на первый план выходит работа с детским психотерапевтом. Если же страхи имеют под собой реальную основу в виде враждебно настроенного детского коллектива или учителей, обязательно проводится работа с другими детьми, родителями, учителями. Нужно и изменить такое отношение, а также провести терапевтическую работу по изменению реагирования ребенка.

  • Когда страхи малыша идут из раннего детства, в результате также может возникнуть общее недоверие к миру. Поэтому потребуется работа по изменению реагирования школьника, работа с психологом. Например, специалист может применить метод символ-драмы.
  • Депрессивное состояние у детей, как и у взрослых, может быть охарактеризовано недостатком ресурса для роста и развития. Иными словами, малыш не готов к умственным нагрузкам, личностному росту. В таком случае не обойтись без консультации детского невролога.
  • Тревожность является неотъемлемой спутницей любой неприятной ситуации. Профилактика школьной дезадаптации нередко включает в себя мероприятия по ее уменьшению. Это возможно посредством введения малыша в ситуацию успеха в специально созданной для этого обстановке. Но если тревожность вызвана такой личностной особенностью малыша, как повышенная чувствительность, то нередко уменьшить ее ниже определенного порога не представляется возможным. Повышение уровня стрессоустойчивости должно быть связано с обучением малыша эффективному взаимодействию, которое будет соответствовать его индивидуальному стилю.
  • В том случае, если проблема ПШД непосредственно связана с недостаточным формированием структур головного мозга, разрешение этих трудностей может быть достигнуто путем применения методов когнитивного тренинга, всевозможных развивающих программ.
  • Если основная причина школьной дезадаптации – это социальная несформированность личности школьника, сложности в общении, то необходима работа с психологом с использованием коммуникативного социально-психологического тренинга.

Перечисленные методы могут использоваться в сочетании, в рамках составления индивидуальной коррекционной программы.

fb.ru

Школьная дезадаптация ребенка – что это?

У ребенка проблемы? Это всего лишь школьная дезадаптация?

Она является достаточно распространенным расстройством, связанным с адаптацией детей школьного возраста к обстоятельствам образовательного учреждения. Можно отметить существенное снижение способности к усвоению учебного материала, ухудшение отношений со сверстниками и учителями. Она нередко наблюдается именно у школьников младшего возраста, но может проявиться у детей, которые обучаются в более старших классах. Необходимо упомянуть, что школьная дезадаптация – это, именно медицинская и психологическая проблема.

Негативное последствие этого явления – фокус на специально разработанное анкетирование, которое проводится в ходе поступления ребенка в первый класс школы. Стоит рассказать и про оценку уровня развития школьника, которая связана с особым переходом с одного учебного уровня на последующий. Преподавателям важно, чтобы у ребенка отсутствовали различные отклонения для успешного обучения по школьной программе (см. Как правильно подготовить ребенка к школе), которая разработана и внедрена в образовательное учреждение.

Немаловажным аспектом считается ярко выраженная проблема у учителей, которые попросту не способны договориться с учеником, воспользоваться помощью психолога или специалиста в сфере психиатрии. Дети, страдающие от расстройства школьной адаптации, могут подвергаться насмешкам, как со стороны одноклассников, так и преподавателей. Их могут обзывать «истерик», «шизоид», «истероид» (см. Истерика у ребенка – что делать). Ни в коем случае не стоит прибегать к навешиванию ярлыков в педагогических целях. Это скорее будет свидетельствовать об отсутствии профессионализма, оправдании собственной некомпетентности работников, ответственных за качественные воспитательные и обучающие меры, направленные на ребенка, оказание социальной помощи.

Возникновение ряда признаков, относящихся к особенному сбою в адаптации, может отмечаться у большинства учеников. Существует ряд специалистов, которые придерживаются мнения о необходимости оказания 20% учеников психотерапевтической помощи.

В младшем школьном возрасте дезадаптация встречается в 8% эпизодов, в то время, как у лиц подросткового возраста данная цифра превышает 15%.

При этом нарушения в адаптации у семилетних и девятилетних учеников способна проявиться в 7% случаев. В подростковом возрасте школьники страдают в 14% случаев.

Как возникает школьная дезадаптация?

Можно отметить следующие нюансы, из-за которых появляется школьная дезадаптация:

  • Отсутствие достаточного уровня подготовки ребенка к обстоятельствам обучения в образовательном учреждении: минимум нужным информативных знаний, отсутствие высокоразвитых психомоторных навыков, из-за чего ребенок будет более медленно, чем другие ученики усваивать учебный материал, достигать поставленных задач;
  • Отсутствие достаточного контроля над своим поведением — ребенок не способен просидеть весь урок, не отвлекаясь, не поднимаясь с места;
  • Невозможность адаптироваться под темп программы обучения;
  • Трудности в межличностных контактах, как со сверстниками, так и с учителями;
  • Крайне низкий уровень формирования функциональных способностей, связанных с когнитивными процессами.

Эксперты рассмотрели результаты исследования, которые представляют собой причины школьной дезадаптации. Они в свою очередь связаны с нюансами, оказывающими воздействие на поведение ученика в образовательном учреждении, отсутствие адекватного приспособления.

Наиболее значимым фактором будет считаться воздействие со стороны семейного окружения и обоих родителей. Необходимо понимать, что мать и отец способны слишком резко реагировать на ошибки, допущенные ребенком в общеобразовательном заведении. Это приведет к нанесению ущерба слишком впечатлительной психике детей. Под влиянием данного отношения ребенок проявляет смущение касательно отсутствия знаний какой-либо темы. Он попросту опасается вызвать разочарование родителей. Это способно стать причиной формирования негативной реакции в отношении школьного обучения. Отличная почва для развития школьной дезадаптации.

Второй по степени воздействия фактор – это отношение именно учителей, с которыми ребенку приходится взаимодействовать в процессе школьного обучения. Может случиться так, что педагогические работники абсолютно неуместно выстраивают всю систему обучения. Можно ждать формирования негативных аспектов, последующего недопонимания, которое ощущают сами ученики.

В подростковом возрасте школьная дезадаптация сможет представлять слишком бурные проявления характера, независимости и индивидуальности с помощью элементов одежды и общего внешнего вида. Если учитель отреагирует на подобного рода самовыражения слишком резко, можно вызвать негативную эмоциональную реакцию подростка. Выражение протестных настроений против всей системы обучения может привести к школьной дезадаптации.

Можно отметить и фактор, как воздействие со стороны сверстников. Как раз в подростковом возрасте ведущая деятельность – это общение со сверстниками. Только представьте ребенка с повышенной впечатлительностью, который испытывает проблемы с одноклассниками. В этом возрасте крайне важно ощущать, что мнение авторитетно в кругу друзей. Если у сверстников наблюдается протест против обучения, ребенок вполне может стать частью протестного движения. Они будут ведомыми, подверженными влиянию более харизматичных лидеров.

Знакомство с причинами школьной дезадаптации учеников позволит оперативно провести мероприятия, связанные с диагностикой, чтобы впоследствии заняться коррекцией. Представьте себе следующую ситуацию. Ребенок заявляет о категоричном отказе отправляться в школу. У него заметно ухудшилась успеваемость, можно услышать ругательные отзывы о педагогических работниках. Чем раньше получится выявить проблему, тем намного быстрее получится с ней справиться.

Школьная дезадаптация способна не отразиться на поведении и непосредственно успеваемости учеников. Могут отмечаться лишь определенного типа расстройства и различные переживания. Можно отметить наличие неадекватных реакций на стрессовые ситуации, различные проблемы, которые касаются поведения, возникновения конфликтов с другими субъектами общения, спада увлеченности процессом обучения, появлению негативных тенденций, усиления тревоги, потере навыков, сопряженных с учебой.

Формы школьной дезадаптации содержат особые нюансы учебной деятельности учеников из младших классов. Дети в этом возрасте более оперативно осваивают предметную сторону процесса обучения (особые навыки, многообразие умений и приемов), что позволяет быстрее получить совершенно инновационные знания.

Усвоение аспектов учебной деятельности со стороны мотивации и потребностей происходит через плавное усвоение формы и норм социального поведения взрослых людей. Важно упомянуть, что ребенку трудно воспользоваться ими с большим желанием, чем взрослым. Все же достаточно сильна зависимость от значимых взрослых, которые втянуты в непосредственный процесс межличностных отношений с людьми.

Ребенок в младшем школьном возрасте способен серьезно отставать от одноклассников, ощущать непреодолимые трудности в процессе непосредственного обучения, так как не ощущает развитие навыков учебной деятельности, важных приемов и особых способов, которые будут использоваться и впоследствии закреплятся для освоения куда более сложного материала.

Можно отметить следующий признак, связанный со школьной дезадаптацией – существенное снижение успеваемости. Причины окажутся совершенно разными. Стоит упомянуть про специфику когнитивного и психомоторного развития. Большинство психологов и педагогов полагают, что грамотно выстроенная работы с подобными ученика, учет их индивидуальных качеств позволит добиться устранения отставания в учебе, компенсации, связанной с задержкой развития. Таким образом, не придется думать об временном отчислении детей из класса

Отдельной формой школьной дезадаптации учеников младшего школьного возраста является достаточно сильная связь, связанная с особенностями возрастного развития. Стоит упомянуть про замену основной деятельности (ведущая сменяется учебной), которая наблюдается у детей в шестилетнем возрасте. Необходимо понимать, что все учтенные и невыясненные мотивы процессе при особых условиях могут стать действующими мотивами.

В результате проведенных исследований было выяснены любопытные подробности. В эксперименте принимали участие дети из 1-3 классов. Их ведущей деятельностью считалась именно игровая, а не учебная деятельность. Для них имели огромное значение обстановка и декорации в школе, которыми приходилось пользоваться во время игры. Возможно, что причиной школьной дезадаптации была именно невнимательность родителей в отношении своих детей, отсутствие возможности проводить с ними много времени. Можно упомянуть отсутствие дисциплины, несмотря на повышенный уровень развития когнитивных способностей.

Еще одной формой школьной дезадаптации является отсутствие способности к самоконтролю, управлению собственным вниманием и особенностями поведениями. Ребенок попросту не умеет адаптироваться к условиям школы, не понимает, как себя вести с учетом усвоенных норм. Это вполне может быть результатом неграмотного воспитания, которое оказывает неблагоприятное влияние на личность ребенка, что впоследствии будет связано с обострением некоторых особенностей психики. Можно отметить повышение эмоциональной возбудимости, возникновение трудностей, связанных с концентрацией самого внимания.

Важно упомянуть основную характеристику стиля семейных отношений детей со школьной дезадаптацией. Она отражена в том, что практически отсутствуют внешние нормы и ограничения, которые представляют собой способы для управления ребенком, контролирующие средства только с внешней стороны.

В первой ситуации можно отметить семьи, в которых практикует именно попустительский стиль воспитания. Таким образом, ребенок оказывается предоставлен сам себе. Родители словно забывают про его существование. Ребенка в этом случае можно назвать беспризорником при живых отце и матери. Другой случай – стиль воспитания «культ царя», когда ребенку можно делать все, что угодно. Его свобода ничем не ограничивается. На любые слова родители могут сказать: «Ну это же ребенок, пусть делает все, что захочет».

Четвертой формой школьной дезадаптации считается отсутствие умение приспособиться к ритму жизни, который утвержден в образовательном учреждении. На сегодняшний день данный вид расстройства относится к детям с проблемами со здоровьем, ослабленной работой иммунной системы, задержкой физического и психического развития. Они страдают от проблем со ослабленной работой нервной системы, сбоями в работе анализаторов, остальными заболеваниями. Причину школьной дезадаптации следует искать в неграмотных воспитательных воздействияъ, полном пренебрежении к персонализации ребенка.

Рассмотренные формы школьной дезадаптации обладают тесной связью с социальными аспектами, влияющими на развитие ребенка, необходимость следовать совершенно иной ведущей деятельности, заявленным правилам. Необходимо отметить, что школьная дезадаптация отличается неразрывной связью с деталями отношения родителей и педагогических работников, характером самого ребенка. Данное отношение будет выражено через сам стиль общения.

Стиль введенного общения работников педагогической среды, матери и отца окажет огромное влияние на ребенка. От них зависит, сможет ли он преодолеть преграды в обучении или воплотить в жизнь все озвученные трудности, проблемы, своего рода предсказания, высказанные слишком мнительными взрослыми. Помните, что любое навешивание ярлыков негативно скажется на ребенке, который непременно их оправдает.

Отсутствие компенсации негативных переживаний, соучастия и поддержки в отношении ребенка приведет к тому, что его самооценка понизится. У него будет наблюдаться появление психогенных реакций на абсолютно разные трудности в школе. Они в свою очередь способны усилиться и образовать расстройство, которое получило название «психогенная дезадаптация». С ним куда сложнее справиться, чем со школьной дезадаптацией.

Какие существуют типы школьной дезадаптации?

Для начала стоит понять, как распознавать данный вид нарушения адаптации ребенка. Можно перечислить следующие аспекты:

  • Сниженная успеваемость по учебному материалу, который соотносится с возрастом и способностям самого ученика, необходимость оставаться на второй год, постоянная неуспеваемость, наличие дефицита знаний общеобразовательных, дефицит нужных навыков
  • Нарушения в эмоциональном состоянии к непосредственному процессу обучения, к преподавателям, нюансам, которые связаны с процессом учебы;
  • Наличие сбоев в поведении, которые проявляются время от времени, но не могут быть скорректированы (пренебрежение установленными нормами и правилами в школе, вандализм в крайней степени, враждебность в отношении других учеников);
  • Патологическая дезадаптация, которая представляет собой последствия сбоев в работе нервной системы, сенсорных анализаторов, заболеваний головного мозга, появления самых разных фобий;
  • Психосоциальная проблема может считаться проявлением именно половых, возрастных персональных особенностей конкретного ребенка, что в свою очередь требует учета его индивидуальности, специального подхода в обстоятельствах общеобразовательной школы (см. Уверенность в себе у ребенка);
  • Социальная дезадаптация, которая содержит: асоциальное поведение (см. Ребенок делает назло), подрыв существующего порядка.

Специалисты отметили типы проявления, сопряженные со школьной дезадаптацией.

Первый тип представляет собой школьную дезадаптацию, связанную с когнитивными особенностями. Она находит свое отражение в отсутствии успехов у ребенка во время обучения установленной программе, которая должна соответствовать способностям далеко не каждого ученика.

Второй тип школьной дезадаптации содержит регулярные проблемы именно эмоционально – личностного отношения, который касается процесса обучения, как в целом, так и в частности к конкретным предметам. Можно выделить наличие тревожного расстройства, переживаний, которые относились к проблемам, возникающим в школе.

Третий тип школьной дезадаптации сопряжен с конкретными особенностями поведения. Может наблюдаться повторный сбой форм поведения в среде школы и непосредственном процессе обучения (проявления раздражительности, отсутствие желания завязать общение, наличие реакций, связанных с отказом);

Четвертый тип школьной дезадаптации – различные отклонения в физическом развитии, непосредственном здоровье ребенка.

Пятый тип школьной дезадаптации получил название коммуникативного. Он сопряжен с затруднениями, которые испытывает ребенок при межличностном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Как нужно проводить профилактику школьной дезадаптации?

Для начала необходимо установить, насколько ребенок психологически готов к переходу в новый, непривычный режим. Не стоит забывать про определение уровня знаний, которыми обладают дети, умениями, вероятными возможностями, степень формирования внимания, памяти, процесса мышления. В любом случае, если нужно, можно воспользоваться психологической коррекцией.

Родителям стоит проявлять повышенное внимание к собственным детям. Они обязаны оказывать поддержку ребенку в процессе адаптации к школьному обучению.

Главный способ борьбы со школьной дезадаптацией – помощь со стороны психолога (см. Детский и подростковый психолог). Необходимо, чтобы родители не боялись обращаться к психологу. Если на ребенка оказано негативное влияние именно со стороны семьи, придется проводиться комплексную работу. Матери и отцу ни в коем случае не стоит пугать и ругать ребенка, если он получил плохие оценки. Важно провести работу над ошибками, подумать, какие именно причины неудач (см. Удача). Именно доверительные отношения между ребенком и родителям будут способствовать успешному преодолению жизненных трудностей.

Результат будет отличаться большей эффективностью, если будет проведена совместная работа психолога, родителей и учителей. Необходимо осознавать, что трудности во взаимоотношениях со сверстниками, плохо поддаются коррекции. У ребенка будет сохраняться антипатия к учебному заведению из-за того, что он стал жертвой буллинга. Лучше всего поменять школу, несмотря на работу высококвалифицированных учителей, престижность заведения. Здоровье ребенка дороже всех титулов.

Необходимо добиться предупреждения сильного развития школьной дезадаптации, чтобы избежать появления более серьезных нарушений. Успех профилактических мероприятий напрямую зависит от участия матери, отца и школьного педагога, которые объединились, чтобы разрешить проблемы ребенка.

Профилактика школьной дезадаптации должна включать создание классов особого, корректирующего обучения, оказание помощи психологов, использование техник, связанных с психокоррекцией, тренингами (см. Тренинги), встречами, в которых примут участие родители и дети.

Подростки со школьной дезадаптацией могут упоминать, что им слишком тяжело учиться, так как в учебном материале очень много непонятных успехов. От них можно услышать и про наличие трудностей, недостатке свободного времени, излишнюю загруженность занятиями.

Социальная профилактика преследует следующую цель – устранение причин и обстоятельств, разных негативных явлений. Использование данного подхода поможет грамотно скорректировать школьную дезадаптацию.

Важно упомянуть про систему социально-экологических, воспитательных и правовых мероприятий, которые будут проводиться обществом, чтобы добиться нейтрализации причин асоциального поведения, в результате которого происходит расстройство адаптации в образовательном учреждении.

Не стоит забывать про психолого – педагогический подход в рамках профилактических мероприятий, что позволяет добиться оперативного восстановления или коррекции особенностей личности с асоциальным поведением. Необходимо сместить фокус именно на морально – волевых качествах человека.

Информационный подход касается идеи, что отклонения о нормах и правилах поведения происходит вследствие отсутствия у детей необходимых знаний. Это чаще всего касается именно лиц подросткового возраста, вследствие чего следует проводить соответствующие занятия.

Коррекция школьной дезадаптации будет происходить благодаря вмешательству психолога, который работает при образовательном учреждении. Родители не должны бояться обращаться к специалисту, детскому или подростковому психологу, который разработает соответствующие рекомендации.

Консультация детского и подросткового психолога

Если Вам требуется консультация детского и подросткового психолога для решения проблемы, вы можете воспользоваться формой записи по этой ссылке.

Школьная дезадаптация - причины, виды, профилактика
help-psy.com

COMMENTS