Синдром дефицита внимания (сдв)

Дефицит внимания у детей: признаки и коррекция. СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков. Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется асоциальным поведением, депрессиями, биполярными и другими расстройствами. Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.

Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.

Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.

Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название — «дефицит внимания у детей». Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:

  1. Просто дефицит внимания. Ребенок рассеян, медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
  2. Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
  3. Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ.

Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
  • Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
  • Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
  • Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.

Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.

Очень сложно вовремя поставить диагноз «дефицит внимания у детей». Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи. Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить. Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях. Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в обследовании ребенка должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды. Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:

  1. Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
  2. Неспособность концентрировать внимание.
  3. Эмоциональная неустойчивость.
  4. Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
  5. Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
  6. Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
  7. Ребенок часто отвлекается.
  8. У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.

Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

  • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
  • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
  • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
  • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
  • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
  • Двигательная активность продолжается даже во время сна.

Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.

Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья. Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез. У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.

У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности. Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить. Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка. Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются маниакальные расстройства, которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках. Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным. Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются. Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Коррекция поведения.
  3. Психотерапия.
  4. Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
  5. Физиотерапевтические процедуры — магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
  6. Альтернативные методы лечения — йога, медитация.

Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком. Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе. Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.

Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду. Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей. Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.

Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях. Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность. Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: «Метилфенидат», «Имипрамин», «Ноотропин», «Фокалин», «Церебролизин», «Декседрин», «Страттера».

Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:

  • Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
  • Показывать, как сильно его любят.
  • Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи — быстро выполнимыми.
  • Постоянно повышать самооценку ребенка.
  • Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
  • Нужно соблюдать строгий режим дня.
  • Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
  • Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
  • Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
  • Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.

Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.

Лечение синдрома дефицита внимания (СДВ)

Я продолжаю рассказывать о синдроме дефицита внимания (СДВ) и сегодня текст посвящен лечению СДВ.

Другие части можно также прочитать в блоге:

Синдром дефицита внимания – медицинское заболевание, которое требует тщательной диагностики несколькими экспертами и внимательного лечения. К основным симптомам СДВ относят импульсивность, отвлекаемость и повышенную активность. Перед лечением необходимо проконсультироваться со специалистом, имеющим опыт работы с СДВ (а лучше – с несколькими). Важно убедиться, что диагноз поставлен правильно. Существует ряд симптомов, которые внешне похожи на СДВ, но имеют под собой другую причину или диагноз. Например, тревожное расстройство личности, диссоциативное расстройство, гипертиреоз и другие.

Постановка диагноза и просвещение

Сама постановка диагноза СДВ способна оказать терапевтический эффект и принести облегчение: наконец дано название тому состоянию, которое долгое время человек считал свойством характера или темперамента.

«Представьте, например, что близорукий человек никогда не слышал о близорукости и годами считал нечеткое зрение и связанные с ним проблемы в учебе результатом стараний или моральной порочности. Можете вообразить, какое облегчение он почувствует, обнаружив, что есть такое состояние, как близорукость, и что оно никак не связано со стараниями и моралью, а просто это заболевание нервной системы? То же самое с синдромом дефицита внимания. Диагноз освобождает человека».

Эдвард Хэлловелл «Почему я отвлекаюсь»

После постановки диагноза следует как можно глубже изучить болезнь. О синдроме дефицита внимания публикуется все больше научной и научно-популярной литературы (особенно иностранных изданий). На данный момент обнаружено и описано множество форм и проявлений синдрома. Новые знания помогают понять свое прошлое, освободиться от груза вины за «слабые волевые качества» и научиться по-новому относиться к себе – с большим сочувствием, вниманием и принятием.

У родителей возникают вопросы, что именно и в каком количестве рассказывать ребенку, страдающему СДВ. Единственно верного ответа не существует. Многие специалисты предлагают руководствоваться важным принципом – говорить правду. Самым простым и наиболее точным образом. Недостаток информации и тревога родителей создает у ребенка ощущение опасности и секретности и стимулирует развитие фантазий, которые часто оказываются в разы страшнее реального положения вещей. Родителям следует показать ребенку, что здесь нечего скрывать, стыдиться или бояться.

Поначалу ребенок может стесняться своего диагноза и чувствовать себя некомфортно. Тем не менее, по опыту многих специалистов, чем раньше открыто прояснить все вопросы, тем быстрее ребенок примет свое состояние как элемент повседневной жизни.

СДВ не приводит к полной утрате трудоспособности, но существенно влияет на повседневную жизнь: на работу, учебу, взаимоотношения. Если окружающие в курсе диагноза, им значительно проще принимать различные проявления человека, страдающего СДВ.

Отношение учителя может заметно улучшиться, если он поймет, что ребенок отвлекает класс не с целью вывести из себя преподавателя, а потому, что имеет неврологическое заболевание. Учитель совместно с родителями и врачом могут составить план, каким образом улучшить условия обучения. Например, ребенок может самостоятельно выходить из класса на 5 минут и делать физические упражнения, когда чувствует, что больше не может усидеть на месте и начинает отвлекать других детей.

Необходимо по возможности объяснить, что происходит, и одноклассникам ребенка. Дети замечают, если кому-то из ребят требуется особое отношение. В случае с синдромом, его обладатель сидит ближе всех к учителю, ему разрешено выходить из кабинета, когда он ощущает излишнее возбуждение или ему необходимо принять лекарство, и т.д. Гораздо лучше дать детям точное и простое объяснение, чем создавать слухи. Может также оказаться, что ваш ребенок – не единственный с СДВ в классе или что есть дети с другими формами нарушения обучаемости. Здесь также действует правило: чем раньше дети поймут, что собой представляет заболевание, тем раньше смогут принять его и лучше относиться к ребенку с СДВ.

СДВ существует не в вакууме и влияет на семейные отношения и отношения в паре, ежедневно затрагивая каждого члена семьи. Повседневная жизнь в отношениях с человеком, который болен, может быть крайне нестабильной. Здоровому партнеру долгое время приходится брать все на себя, ощущая при этом отсутствие поддержки, внимания и заботы. Взрослому с СДВ трудно сосредоточить свое внимание не только на рабочих задачах, но и на другом человеке. Он все время отвлекается или ищет интенсивной стимуляции, которая позволит избежать скуки и поможет справиться с хаосом внутри.

Понимание, что за поведением партнера стоит неврологическое заболевание, может серьезно улучшить отношения. Другому становится легче прощать «промахи» партнера и искать решения возникающих проблем. Тем не менее, диагноз – это объяснение возникающих трудностей, но не их оправдание. Больной должен нести ответственность за свои действия и поступки, а партнеру или другим членам семьи не следует ему потакать, постоянно и немедленно исправляя за него ошибки.

Проблемы с самоорганизацией могут быть у каждого из нас. Однако человеку с СДВ они сильно усложняют жизнь, не давая ему в полной мере реализовать себя. Для того, чтобы компенсировать слабый внутренний контроль, рекомендуется создавать внешний порядок и структуру. Это позволяет больному не распыляться, не отклоняться от намеченных целей и придает направление его энергии.

Под структурой подразумеваются различные инструменты, помогающие создать систему надежного внешнего контроля: списки, правила, напоминания, блокноты, ежедневники, системы документации, картотеки, доски объявлений, расписания, будильники и т.д.Некоторые специалисты рекомендуют создать систему паттернов – регулярных дел и задач. Допустим, понедельник – день похода в спортзал, утро воскресенья – уборка дома, каждая вторая среда месяца – семинар и т.д. С течением времени регулярные задачи укоренятся в подсознании и не будут требовать дополнительного планирования. Не придется каждый день размышлять и гадать, когда пойти в химчистку или оплатить счета. Это позволяет не тратить энергию и время на планирование однообразных задач и уменьшить стресс, связанный с наведением порядка в повседневной жизни.

Систематизация жизни успокаивает человека с СДВ и питает его уверенность в собственных силах. Можно также договориться с кем-нибудь из друзей, коллег или родственников, чтобы они помогли создать устойчивую структуру, напоминали о важности следования ей или следили за принятием лекарств. Вы также можете экспериментировать с различными устройствами: некоторые дети во время выполнения домашних заданий ставят таймер, делают паузы и выполняют упражнения по частям.

Родителям потребуется достаточно энергии и творчества, чтобы придумать, как помочь ребенку с СДВ. Но это необязательно делать это в одиночестве. Обсуждая с ребенком трудности и приглашая его к совместному поиску решений, родитель дает ребенку понять, что верит в его способности справляться с жизненными сложностями. Поддержка, умение видеть успехи ребенка и рассказывать ему о них – также играют большое значение. Для решения сложных школьных задач, возможно, стоит пригласить репетитора или тренера, чтобы оставаться для ребенка прежде всего родителем, а не инспектором, будильником или учителем.

Тренинги и психотерапия

Помимо проблем, связанных с самоорганизацией, отвлекаемостью и гиперактивностью, люди с СДВ могут иметь различные эмоциональные проблемы, также требующие должного внимания. До того, как человек узнает о своем заболевании, он, как правило, долгие годы сталкивается с непониманием со стороны окружающих, чувствует себя неспособным и неуспешным, переживает душевную боль и занимается самобичеванием. Многие из больных обращаются к различным специалистам, но так и не получают необходимую помощь и лечение. Ко времени постановки диагноза они утрачивают надежду, что их жизнь может поменяться в лучшую сторону.

По этой причине врачи рекомендуют посещать психолога или психотерапевта. Также можно найти тренера – друга или коллегу, который знает об СДВ и готов каждый день уделять по 10-15 минут. Главная задача тренера – общаться с больным каждый день, оказывать ему эмоциональную поддержку и удерживать от возвращения к прокрастинации, негативному самовосприятию, неорганизованности и хаосу.

В США для лечения СДВ как у детей, так и у взрослых используют две группы препаратов, которые одобрены FDA (агентством Министерства здравоохранения и социальных служб США): антидепрессанты и стимуляторы. В США синдром лечат в основном с помощью препаратов амфетаминового ряда. В нашей стране все производные амфетамина запрещены к использованию, поэтому в России врачи рекомендуют антидепрессанты, которые в других странах назначают во вторую очередь.

Лекарственные препараты не являются панацеей и не могут излечить СДВ полностью. Тем не менее, при правильном применении они безвредны, способны значительно облегчить протекание синдрома и могут существенно улучшить качество жизни человека с СДВ (по результатам исследований, применение препаратов эффективно в 80% случаев). Медикаменты повышают способность мозга к продолжительному фокусированию на чем-то одном, уменьшают тревожность, фрустрацию, раздражительность, повышают устойчивость настроения.

Прием медикаментов ни в коем случае не являются единственным лечением. Лекарственная терапия назначается после прохождения тщательной диагностики, совершается под строгим наблюдением лечащего врача и совмещается с другими средствами помощи: просвещением, созданием структуры, тренировкой, консультациями и психотерапией.

Необходимо быть готовым к тому, что для подбора лекарства, необходимой дозы и верной схемы приема может понадобиться длительное время – недели или месяцы. Могут наблюдаться побочные эффекты, но положительный результат от лечения, как правило, превышает потенциальные минусы. Некоторые люди с недоверием относятся к лекарствам и воздерживаются от них, так как имеют ложные представления. Пациент имеет право отказаться от лекарственной терапии, но такое решение все же лучше принимать на базе научных фактов, а не на основе слухов и суеверий.

В заключение хочется сказать, что крайне важно помнить о положительных аспектах синдрома дефицита внимания. Дети и взрослые с СДВ имеют незаурядный интеллект и богатое воображение. Они полны энергии, обладают удивительной стойкостью духа и развитой интуицией. Увидеть за болезнью личность человека, его индивидуальность, способности и таланты, дать возможность им проявиться – одна из важнейших целей лечения.

Хэлловэлл Э., Рэйти Дж. Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 368 с.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Дети с СДВ — это будующие взрослые которые идут против системы, свободны в выражение себя. И именно они виновники прогресса.

Здорово, что вы видите позитивные стороны) Главное, чтобы самооценка этих людей не пострадала в детстве от замечаний учителей, родителей и других взрослых.

Давно не дает покоя существующее положение вещей: дети в школе, по умолчанию, считаются здоровыми, а все проблемы с поведением и обучением есть результат плохого воспитания и недостаточного старания.

Со мной некоторые мамы делились тем, что учителя не принимают диагноз из-за его популярности. И поэтому, многие дети с истинным СДВ остаются без должного внимания и поддержки.

Источники:

Дефицит внимания у детей признаки и коррекция
Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков. Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется асоциальным поведением, депрессиями, биполярными и другими расстройствами.
http://fb.ru/article/275905/defitsit-vnimaniya-u-detey-priznaki-i-korrektsiya-sdvg—sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-detey
Лечение синдрома дефицита внимания (СДВ)
Лечение синдрома дефицита внимания (СДВ) Я продолжаю рассказывать о синдроме дефицита внимания (СДВ) и сегодня текст посвящен лечению СДВ. Другие части можно также прочитать в блоге:
http://www.b17.ru/article/79428/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Избавление от невроза Лечение невроза, симптомы нервного истощения Психотерапевты выделяют следующие симптомы невроза:… (1)

Леонтьев психология общения Леонтьев А Если вам понравилась та или иная книга, рекомендуем… (1)

Измена жены Верные признаки измены женыКакие есть признаки измены жены? Как убедиться,… (1)

Волкова психология общения Волкова психология общения1.1. Понятие «общение» Как пишет А. И. Волкова… (1)

Как избавиться от любовной зависимости Выйти из любовной зависимости Светлана пришла на консультацию, чтобы избавиться… (1)

COMMENTS