Система ценностей человека

Система ценностей

Система ценностей – это то, без чего практически любая культура теряет свой смысл. Попробуем расшифровать это определение и объяснить его важность. Система ценностей – это потребности человека, расположенные в иерархическом порядке. Что-то для индивида может являться главным в его жизни, а что-то — менее важным, а то и совсем несущественным. Личность выстраивает свое существование в соответствии с этими ценностями. Это не цели, но направления для движения и развития.

Стоит заметить, что ценность – это не вещь, а скорее личное отношение к ней. В преобладающем большинстве случаев ценностью выступают предметы нематериальные. К примеру, это может быть семья, свобода, здоровье, дети и так далее. Система ценностей обладает своими отличительными характеристиками. Попробуем рассмотреть их все.

  1. Ценностные ориентиры очень динамичны. Они постоянно преобразуются. На протяжении всей жизни человек может значительно видоизменить свою систему ценностей. Здесь можно сделать общий вывод. Ценностные ориентиры изменяются под влиянием времени и различных обстоятельств. Это касается не только индивида, но и всего человечества. К примеру, система ценностей людей, живущих в военное время, значительно отличается от той же системы в благополучном и процветающем обществе. Приоритетные потребности человека могут изменяться очень резко. К примеру, большинство людей не заботятся о своем здоровье, но когда происходят серьезные проблемы, оно становится первостепенной ценностью.
  2. Система ценностей фактически всегда субъективна. Определяется она индивидуальными особенностями каждого конкретного человека. Ценности могут передаваться из поколения в поколение. К примеру, если для родителей приоритетной областью являлась работа, в большинстве случаев и их ребенок будет опираться на этот ориентир. Или же можно обратить внимание на исторические примеры. Ранее быть защитником Отечества было очень престижно. Дети становились приемниками своих родителей, выбирая военную службу.
  3. Система ценностей человека может быть сформирована под идеологическим влиянием государства. К примеру, в нашу эпоху капитализма все больше и больше людей выбирают не духовные, а материальные ориентиры. Ценностная система может формироваться и в противовес идеологической политике правительства. К примеру, при жестком тоталитарном режиме, некоторые люди начинают осознавать истинную ценность свободы и бороться за нее.
  4. Рассматриваемая система формируется, скорее, при помощи эмоционального, нежели рационального подхода. То есть следует помнить, что человек получает от выбранных им ценностей удовлетворение и радость. К примеру, для одного индивида большим счастьем является семья, а для другого — работа. То есть человек получает смысл своего существования и одновременно большую радость от жизни.

Ценностная система может быть не только индивидуальной. В каждой стране имеются определенные ориентиры для дальнейшего развития. Система ценностей русской культуры претерпевала значительные изменения множество раз. В современном мире, в преобладающем числе случаев, ориентиры направлены как бы внутрь. То есть человек ценит свою индивидуальную свободу, здоровье, детей. В то время как, к примеру, в СССР ориентиры были смещены вовне. То есть люди заботились об общем благополучии государства, об успешном развитии страны.

Стоит упомянуть, что на российские ценностные системы значительно повлияло христианство. В прежнее время люди часто считали главной ценностью Бога и религиозность, и до сих пор эти традиции оказывают сильнейшее влияние на современного человека. Однако на данный момент большей популярностью пользуются более материальные и осязаемые ориентиры.

Система ценностей человека

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности — это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. «Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала». Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность.

Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. В.П. Тугаринов писал, что в литературе, посвященной классификации ценностей, существует их деление «на ценности жизни и культуры. Различие между жизнью и культурой очевидно. Жизнь человеку дана природой, культура же создается людьми. Ценности культуры делятся на материальные и духовные. Именно разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного характера: о смысле жизни, ее подлинных и ложных ценностях, о жизненном оптимизме, в чем состоит действительное счастье человека и т.д.

В обыденно-жизненной практике мы часто употребляем выражение «социальная ценность», «приоритет», «ценное в человеке», «ценное открытие», «моральные и эстетические ценности», «честь», которые фиксируют в разнородных предметах какое-то общее свойство — быть тем, что может вызвать у разных людей (групп, слоев, классов) совсем разные чувства.

Однако определение обыденным сознанием положительной или отрицательной значимости материальных предметов, правовых или моральных требований, эстетических склонностей, интересов, потребностей оказывается явно недостаточным. Если стремиться познать природу, сущность этой значимости (значение чего-либо), то необходимо определить, что такое общечеловеческие и социально-групповые, классовые ценности. «Приписывание» предметам ценности как таковой через их полезность, предпочтительность или пагубность не позволяет понять ни механизма возникновения и функционирования ценностного измерения системы «человек — окружающий мир», ни того, почему погибают одни социальные установки, а на смену им приходят другие. Есть проблема и в том, что разные люди, общественные силы по-разному оценивают одни и те нее социальные процессы и события, факты и явления культуры, научные достижения.

Специфичность социальной системы, социальных связей разных социальных институтов определяется именно наличием соответствующих ценностей, их нормативно-предписывающим характером и относительной независимостью субъекта от познавательных условий среды. Это значит, что основой всех социальных действий являются те или иные ценности, их значимость для субъекта.

Безусловно, необходимо отметить существование общих ценностей, которые выступают как определенные регулятивные принципы человеческого поведения и деятельности. Однако это положение нельзя абсолютизировать. В противном случае мы так или иначе приходим к признанию, что история общества есть реализация системы «вечных ценностей». Тем самым невольно игнорируется социально-экономическая основа общественного строя. Представители названных выше школ трактуют общество как систему коллективных ценностей, господствующую над индивидами. Эта система определяет содержание индивидуальных установок и формирует тем самым личность.

Материалистическая философия, опираясь на все положительное разных аксиологических школ, связывает ценности с реальной жизнью, с поступательным развитием исторической необходимости, с потребностями, интересами и целями людей. История общества есть сфера творчества людей, достижение поставленных ими идеалов, целей, решение возникающих практических задач и проблем. Общество всегда будет иметь потребность в деятельности своих членов, которая меняется, совершенствуется вместе с развитием всей совокупности социальных отношений. Только человек делает жизнедеятельность предметом воли и сознания. Последовательная смена и преемственность жизнедеятельности поколений определяет развитие истории. Каждое новое поколение опирается и использует достижения предков, но вместе с тем ему дано ставить и осуществлять и новые цели на основе новых возможностей. Благодаря этому субъективные замыслы выражают объективный ход истории. В идеалах, которые соответствуют социальным установкам, человек только осознает свои потребности и интересы, которые ему объективно даны предшествующими поколениями. И потому в самом феномене ценностей нет ничего непонятного, мистического, таинственного. Ценности выражают, прежде всего, общественно-исторические отношения к значимости всего того, что так или иначе включено в сферу действенно­практических связей системы «человек — окружающий мир». Необходимо подчеркнуть, что общественные и личные потребности, цели, интересы есть не только отражение изменчивого общественного бытия людей, но и являются внутренним, эмоционально-психологическим мотивом этого изменения. Материальные, духовные и социальные потребности составляют тот естественно-исторический базис, на котором возникают ценностные отношения человека к объективной реальности, к своей деятельности и ее результатам.

Но было бы ошибкой думать, что это базисное влияние всегда осуществляется прямо, непосредственно, автоматически, вне творческой деятельности личности. Можно сказать, что ценности есть отражение и реализация наиболее общих межсубъектных отношений, которые служат объединению людей на всех уровнях — от личности, индивида до общества в целом. Ценности при этом выступают в качестве нормативно- регулирующего императива. В отличие от потребностей, которые направлены непосредственно на предмет (объект), ценности принадлежат к сфере долженствования. Например, Добро, Справедливость, Красота, Истина существуют не предметно, а только как значимости, как ценности.

Ценностный мир как отдельного человека, так и общества в целом имеет определенный иерархический порядок: разные типы ценностей взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом.

Ценности можно разделить на предметные (материальные) и идеальные (духовные).

К материальным ценностям относятся потребительные стоимости, отношения собственности, совокупность материальных благ и т.д.

Социальные ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д.

Политические ценности — это демократия, права человека.

Духовные ценности бывают этические и эстетические. Этические — это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетические — область чувств, природные качества предметов, образующие их внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей — предметы искусства, которые составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму человеческого таланта.

Мир ценностей разнообразен и неисчерпаем, как многогранны и неисчерпаемы общественные интересы и потребности личности. Но в отличие от потребностей, которые направлены непосредственно на какой-то предмет, ценности относятся к сфере необходимости. Например, добро, справедливость как ценности существуют не фактически, а как значимости. А значимость ценностей определяется в соотношении с потребностями общества и уровнем его экономического развития.

Человечество не только создает ценности в процессе общественно- исторической практики, но и оценивает их.

Оценка есть единство оценочного суждения (оценки процесса) и оценочных отношений (оценки результата). Понятие оценки неразрывно связано с понятием ценности. Как один из сложных и специфических моментов познания действительности процесс оценки содержит в себе моменты субъективности, условности, релятивности, но не сводится к ним, если оценка истинная.

Истинность же оценки заключается в том, что она адекватно отражает интерес познающего субъекта и что в ней выявляется объективная истина. Непростая информация о фактах общественной жизни, глубокий их анализ и оценка с точки зрения общественного процесса базируются на научном познании, и в этом смысле оценка и научное познание совпадают, точнее оценка выступает как одна из сторон научного познания действительности.

Критерием всяких знаний, в том числе и оценочных суждений, критерием истинности самих норм и нормативов выступает общественно­историческая практика.

В бесконечном процессе научного познания наступают моменты, которые связаны как с суммированием итогов, определением их значимости и ценности для практики, так и с констатацией того, что еще не сделано и что необходимо сделать. Это и есть научная оценка — оценка достижений и неудач науки, деятельности ученых и научных учреждений. Научная ценность той или иной объективной истины определяется тем, насколько глубоко отражает эта истина сущность вещей и как она служит на практике человечеству в его прогрессивном историческом развитии.

Политическая оценка — это осознание того, какую ценность представляют собой определенные явления общественной жизни для той или иной социальной группы, политической партии, с позиций которой делается оценка. Между научной и политической оценкой существует не только связь, но и различие, поэтому недопустимо оперировать чисто политическими оценками в научной отрасли, а научного анализа политических отношений явно недостаточно без политического мастерства, без умения связать с практикой и проводить в жизнь политическую программу.

Моральная оценка представляет собой важнейший элемент морали как формы общественного сознания. Моральные правила и идеалы образуют то мерило, с помощью которого оцениваются конкретные человеческие поступки и общественные явления — как справедливые или несправедливые, хорошие или плохие и т.д.

Эстетическая оценка как один из моментов художественного освоения действительности заключается в сопоставлении произведений искусства и жизненных явлений с эстетическими идеалами, которые сами в свою очередь рождаются жизнью и преломляются через призму социальных отношений.

Оценки глубоко проникают в повседневную практическую жизнь человека. Они сопутствуют ему, составляют важную часть мировоззрения, индивидуальной и общественной психологии социальных групп, классов, общества.

Ценности можно ставить в определенный иерархический порядок также в зависимости от того, на какие социальные группы распространяется их действие как регулятивов человеческой деятельности и поведения. Можно выделить общечеловеческие, социально-классовые, групповые и индивидуальные ценности.

Общечеловеческие ценности являются регулятивом поведения всего человечества, как, например, «простые» нормы человеческой морали или ценности произведений искусства великих мастеров, которые являются богатством всего человечества.

Социальные ценности регулируют взаимоотношения классов, больших социальных групп, а ценности личного порядка определяются склонностями, вкусами, привычками и другими индивидуальными особенностями людей.

Безусловно, между ценностями существует тесная взаимосвязь. Однако примат принадлежит общественным ценностям. Это определяется прежде всего тем, что они отражают фундаментальные отношения людей, их жизненные потребности и интересы. К ним необходимо отнести жизнь, мир, человека (человечество), хлеб, дом, семью, здоровье, работу. Это такие ценности, которые содействуют (и должны содействовать) сохранению и развитию человечества как такового, его воспитанию и созданию благоприятных условий не только для его существования (бытия), но и для раскрытия всех, человеческих возможностей.

Глобальные угрозы (экология, негативные результаты НТР, оружие массового поражения и др.) самим основам жизни на Земле — это реалии сегодняшнего дня. Они общие для всего человеческого рода. При этом нельзя забывать, что содержание ценностей, к какой бы ступеньке иерархической лестницы они ни принадлежали, всегда замыкается на субъекте (человеке) и межсубъектных — (межличностных) связях. Их конкретно-историческая форма всегда производна от конкретно-исторического характера социально­культурных связей между субъектами. Общечеловеческие и социально­классовые ценности на уровне повседневной жизнедеятельности, в практике повседневного бытия людей выступают в форме представлений о социальной справедливости, общественном устройстве, свободе, правах и обязанностях, смысле жизни, здоровье.

Приближаясь к индивидуально-личностному восприятию, все ценностные ориентации еще больше конкретизируются и, выражая важные потребности общественного человека, выступают уже в форме ценностей общения (дружба, любовь, доверие, родственные и этнические связи и т.д.), культурных ценностей (способы мировосприятия, стиль или образ жизни, моральные и эстетические представления, познавательные интересы и т.д.), ценностей самореализации (творчество в разных сферах деятельности, самоутверждение, выбор в спектре возможностей, представление о социальном статусе, желаемом образе личного «Я» и т.д.).

Причем ценности такого порядка существуют в виде общезначимых чувств, переживаний, настроений, вербальных формул-схем действий (надо делать так, а не по-иному). Смысл ценностей «доводится» до субъекта (индивид, группа, коллектив, класс, общество) через переживания, чувства, эмоции и мышление. Без этого эмоционально-образного их восприятия многие ценности превращаются в лозунгово-плакатные нормативные требования, отрываются от индивидуально-ценностного. Может быть и обратное, что приводит к стереотипу, конформизму, нигилизму. Поэтому важную роль в существовании и обновлении ценностей играют традиции (общекультурные и национальные), обряды, ритуалы, искусство и литература. Через образно­символические формы они приобщают новое поколение к ценностям, которые исторически складываются, определяют общие контуры ценностных ориентации.

Ценности в любом обществе являются внутренним стержнем культуры, характеризуют качество культурной среды, в которой человек живет, формируется как личность. Они — действенная сторона духовной жизни. В них проявляются отношения человека, общества к миру, который удовлетворяет или не удовлетворяет человека, и именно поэтому ценности помогают социализации человека, его самоопределению, включению в конкретно-исторические условия культурного бытия.

Задача воспитания заключается не столько в том, чтобы возвышать, «одевать» ценности в яркие наряды, сколько в том, чтобы помочь молодежи включить все эти ценности в практическую жизнь. Чем в большей степени личность, социальная группа будут превращать существующие ценности в практику своей жизнедеятельности, а личность будет овладевать ценностным миром человеческой культуры, тем в большей степени она сама и ее жизнь будут приближаться к идеалу всесторонней и гармонично развитой личности.

Источники:
Система ценностей
Система ценностей – это то, без чего практически любая культура теряет свой смысл. Попробуем расшифровать это определение и объяснить его важность. Система ценностей – это потребности человека, расположенные в иерархическом порядке. Что-то для индивида может являться главным в его жизни, а что-то — менее важным, а то и совсем несущественным.
http://fb.ru/article/43558/sistema-tsennostey
Система ценностей человека
1. Система ценностей человека
http://textb.net/11/22.html

(Visited 121 times, 1 visits today)

Популярные записи:

COMMENTS