Система ценностей в жизни человека

Актуальность процесса формирования ценностных представлений в образовательной среде

Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка.

За последние годы в обществе произошло немало перемен, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Все это не могло не повлиять и на педагогическую ситуацию, требуя качественно нового, личностного подхода к процессу обучения. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы образования, является формирование ценностных представлений у младших школьников.

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития. Кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нём систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Поэтому вопросы: что такое ценности, какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными — являются, сегодня жизненно важными.

Анализ литературы по данному вопросу позволяет сделать вывод о том, что в рамках сложившихся направлений в качестве ценности рассматривались: Истина, Знание, Нравственность. Ценность личности — в её мудрости, ориентации на самосознание, высокой нравственности.

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его права и свободы, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Она также отмечает, что главная функция школы как социального института состоит в том, чтобы всячески способствовать развитию индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в современном демократическом обществе.

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новой системы ценностей. Она должна использовать свой воспитательный потенциал для формирования у молодёжи уважения к людям, которые своим трудом способствуют процветанию Родины и обеспечивают собственное благополучие. Развивающему обществу нужны его образованные члены, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, способные участвовать в развитии её экономики. Система образования должна готовить людей, способных не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.

В современном мире образование признано одной из основных ценностей для человека. Понятие «образование» рассматривается в качестве центрального, так как оно влияет на все остальные процессы, происходящие в культуре и общества.

Свой взгляд на школу как на место, где не только обучают, готовят к будущей жизни, но и просто живут, высказывали ряд видных педагогов, такие, как Ж.Ж. Руссо, Д. Дьюн, К.Д. Ушинский. Последний писал: «Педагоги часто забывали, что ребенок не только готовится жить, но и что он уже живет, и что эта жизнь имеет свои права и свои потребности». Именно эта идея раскрывается в научных трудах Ш.А. Амонашвили: «развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни».

Выработанные человечеством идеалы и ценности, по мнению В.А.Сухомлинского, «школа несет воспитаннику комплекс важнейших ценностей, над которыми он размышляет, дает им оценочное осмысление и которые затем осваивает». Весь учебно-воспитательный процесс должен быть проникнут идеей полезности для ученика, у ребенка возрастает интерес к ценности за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней.

Ценности, на которые должна ориентироваться российская школа, подчеркивает К.Д.Ушинский, обязаны отражать потребности народа, и должны быть не только тщательно продуманными, но и самобытными.

Все важнейшие ценности А.С. Макаренко объединяет общим понятием человеческой культуры, куда, по его мнению, «непременно должны войти образованность, дисциплина, чувство долга, понятие о чести, вежливость, доброта, умение владеть собой, влиять на других, умение быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить и быть счастливым».

В частности А.Н.Леонтьев считал: «ребёнок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением человека к другим людям, его деятельность включена в общение. Чтобы овладеть достижениями материальной и духовной культуры, сделать их своими потребностями, человек вступает в отношение к явлениям окружающего мира через других людей, т.е. в процессе общения с ними».

Нет необходимости уточнять, какую громадную роль в этом процессе сыграет творческий подход учителя к делу. Именно творческий подход поможет ему научиться уяснять сущность и актуальность ценностей в жизни, в программах и учебниках, давать им необходимое оценочное обоснование. Такая работа вполне по силам думающему, и заинтересованному в успехе дела учителю.

Ценностное содержание личности ученика должно быть заботой всех причастных к делу воспитания людей: родителей, учителей, наставников, воспитателей. К сожалению, как показывают наблюдения, это самое уязвимое место педагогического процесса. Традиционно здесь все сводится лишь к оценке знаний, о жизненной значимости которых ученик порой не имеет никакого представления. Если выявление уровня достижений ученика не соотносится с конкретной ценностью или ценностями, то разговор об этих достижениях будет всегда субъективным и расплывчатым. Знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором.

Ценность обнаруживается тогда, когда ставится цель обнаружить ее. Для этого необходима вдумчивая, аналитическая работа учителя. Содержание изучаемого материала следует соотнести с тем, что это даст воспитаннику и не станет ли это простым для него времяпрепровождением. Постепенно надо развивать у себя навыки стремительного различия ценностей в любом учебном материале, каким бы абстрактным и трудным он ни казался на первый взгляд.

Сотрудничая с учеником, следует также добиваться того, чтобы осваиваемая ценность высоко ценилась им; только в этом случае она переходит в его потребность. Если же у ребенка не сформировалось положительное отношение к ценности, у него не возникает желание присваивать ее. Незаинтересованное отношение к сути усваиваемого, а нередко и полное отсутствие какого-либо отношения — главная причина низкой эффективности образовательного процесса. Оценочная позиция учащихся в этом случае — это позиция неверия в жизненную значимость усваиваемых ценностей, в их тесную связь с действительностью. Именно в этот момент появляется именно то, что принято называть формализмом знаний.

Отсутствие у многих учащихся высокой оценки усваиваемых ценностей является существенным недостатком современного педагогического процесса. Говорить об успешном присвоении школьником познавательных ценностей на том основании, что он узнал о них, не имеет смысла. К сожалению, школа, как и прежде, продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности жизненно важными для него ценностями.

В подобных условиях перед школой стоят задачи точного определения поименного ряда ценностей и сопровождение ученика в период освоения этих ценностей. Педагогическая деятельность приобретает характер сотрудничества, в котором доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом между учителем и учащимися, направляет процесс в «нужное русло» то есть оказывает педагогическое сопровождение ученику в формировании ценностных представлений.

Верными представляются слова психолога и педагога И. Штрюмпеля, сказанные им еще в XIXв., но сохранившие свою актуальность и сегодня: «Школа — не простая мастерская учения: подобно семье, она представляет собой систему взаимодействия почти всех воспитательных явлений. Иначе говоря: нравственное развитие действует только тогда, когда учитель своею личностью представляет собою жизненную правду и действительность».

Таким образом, педагогическое сопровождение в значительной степени изменяет характер сотрудничества учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, в частности, ценностную его неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.

Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой.

Педагогическое сопровождение это возникновение нового педагогического мышления, субъектностной педагогики в условиях, когда сама личность в быстро изменяющихся условиях делает сознательный, ответственный, самостоятельный выбор, а педагог сопровождает и направляет её в этом развитии.

Используемая литература.

  1. Ушинский К.Д. Собр.соч. М. 1948
  2. Сухомлинский В.А. Избр.пед.соч.: В 3т.; М., 1979.
  3. Штрюмпель И. Воспитательная деятельность в ее различных проявлениях // Учитель. 1869. № 18.
  4. Макаренко А.С. Пед.соч. в 8-ми тт. — М: Педагогика, 1983-86 гг.
  5. Леонтьев А.Н. К теории развития ребёнка / Избранные психологические произведения. Т. 2 — М., Педагогика
  6. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Катастрофа личности. Человек и система ценностей в обществе

Автор Инна Викторовна Маслова, кандидат философских наук.

Огромный вызов современности заключается в отношении к категориям добра и злакак к релятивистичным или, напротив, абсолютным? Чем определяется характер ценностной системы человекаона опирается на незыблемые основания безусловных святынь и табу, или допускает относительность ценностных установок и двойную мораль. Автор публикуемого замечательного текста обосновывает, что именно абсолютный характер нравственных принциповклассическая система ценностейобеспечивает жизнеспособность человека и общества, а в культивировании нравственной среды социума состоит подлинная цель государства.

В обществе существуют три основные темы, которые невозможно обойти вниманием: место общества в мире (в том числе место традиционной культуры), место человека в обществе и место жизненных приоритетов конкретного человека в классической системе ценностей. На первый вопрос отвечает общая мировая политика и внешняя политика страны. На второй вопрос — внутренняя политика страны. А на третий вопрос должны ответить общество и каждый конкретный человек. Политику оставим политикам. А вопрос, непосредственно касающийся каждого, исследуем в данной статье.

Есть два подхода к системе ценностей: классический и неклассический. Классический предполагает неизменную шкалу ценностей, а неклассический — подвижную, — от анархии ценностей (нет ничего устойчивого, все стихийно меняется) вплоть до переворота шкалы ценностей на противоположную классической, а затем жесткое закрепление этой новой системы. В последнем случае предполагается подвижность ценностей в сторону этой новой искусственной системы.

Поэтому на самом деле неклассический вариант представляет собой не только свободное жонглирование ценностями при отсутствии какой бы то ни было идеологии, но и идеологию с сознательным смещением приоритетов. Внешне и один, и другой варианты выражаются полным безразличием к нравственной оценке происходящего. Чтобы данное безразличие сохранялось, делается всё, чтобы человек не знал о классической системе ценностей, а если он узнал о ней, то создаются условия, которые исключают самого человека из общества. Таким образом, задача неклассического пути — не дать человеку определиться в системе классических ценностей.

МЕСТО КЛАССИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Человек пришел в мир, чтобы жить. Жизнь — это самое простое понятие для понимания и самое трудное для объяснения. Каждый человек приходит в мир с верой в него. В мире он находит поддержку, опору, учителей и наставников. Они объясняют, что он должен, что от него зависит и что он получит. Общество берется поддерживать человека и его будущее. Сам же человек берет ответственность за свое нравственное совершенствование.

Классическая система ценностей — это и есть гарантия взаимной ответственности. Если система ценностей меняется, общество теряет единство и разрушается. Таким образом, изменение системы ценностей в сторону против нравственности — это тенденция против общества.

Человек перед жизнью всегда искренен, перед ней он не может играть чью-то роль. Он предстоит Творцу и откликается на Его Замысел о нем. Замысел о человеке всегда направлен на его совершенствование как Человека. Трудности человека подстерегают везде, но если они от Бога, они не разрушают жизнь человека.

Формирование целостной личности — такой и только такой задачей должна определяться система воспитания, образования и профориентации. Сегодня некоторые «психологи» нашли иной подход к вопросу обеспечения жизни. Заявка интересная — сам человек решает, что ему нужно. Нужны ли ему духовные, культурные и вообще какие-то ценности, а, следовательно, и условия. Легко догадаться, какие условия предполагаются там, где жизнь полагается только вне зоны комфорта. При таких убеждениях остается всего шаг до цинизма и разделения людей на касты. Классическая система ценностей такого бесчеловечного отношения не допускает. Жизнь для нее определяется не зоной комфорта и дискомфорта, а нравственными принципами. Эти принципы не меняются для разных категорий людей.

Сейчас появилась тенденция — говорить о классической системе ценностей как о культуре в ограниченном аспекте, в котором культура сводится к любым формам человеческого самовыражения. В этом контексте существует множество культур, поэтому создается впечатление, что и систем ценностей много. В связи с этим следует сказать, что каждая страна, национальность и даже каждый человек могут иметь свою систему ценностей. Но классической она становится, когда на первый план выходят высшие общечеловеческие ценности, основанные на нравственных принципах. А они, в свою очередь, опираются на нравственный закон и на недопустимость «поступать с кем-то так, как бы не хотелось, чтобы поступали с близкими и с собой». Ясно, что разговор при этом идет о нормальных нравственных человеческих отношениях, а не об искусственно навязанных человеку.

Классическая шкала ценностей дает каждому человеку место в обществе, хотя «психологи» часто настойчиво убеждают в обратном. Только при принятии классической системы ценностей возможно существование общества как общества с единым культурным пространством, только в этом случае можно говорить о месте человека в обществе. Но если это так, то почему происходит отказ от классической системы ценностей, в основе которой лежат нравственные ценности?

О ПРИЧИНАХ НАДВИГАЮЩЕЙСЯ КАТАСТРОФЫ

Отход от классической системы ценностей произошел из-за трех основных причин:

1. В законодательной базе произошло изменение ценностных ориентиров: формирование личности стало зависеть от «принятых в семье и обществе духовно-нравственных и социокультурных ценностей» (закон «Об образовании РФ»). Так что не духовно-нравственные приоритеты в классической системе ценностей формируют человека, а те ценности, которые принимаются, видимо, большинством.

2. Существует фактор Х, как совокупность воздействий на всех микро- и макроуровнях, который воздействует на индивидуума, затрагивая его физическое, психическое и психо-физическое состояние. Воздействие извне на человека делает его измученным, уставшим, такое состояние характеризуется как состояние «ни до чего». Понятно, что человек, который пытается выжить, не имеет сил даже на выполнение элементарных задач, дезориентирован, живет на пределе своих возможностей, такой человек не может обеспечивать приоритеты классической системы ценностей в обществе.

3. В СМИ полностью игнорируются интересы людей, живущих классическими общечеловеческими ценностями.

По первой причине следует отметить существующие негативные тенденции. Постепенно в образовательной системе исчезают те цели, из-за которых собственно и необходимо образование — не формируется духовно-нравственная личность. Часто звучит призыв стать личностью, свободной от всего. И незаметно, в предоставлении ребенку свободы, учителя и родители забывают и считают необязательным учить ребенка быть честным, ответственным за слова, дела и поступки, заботящимся о близких, любящим Родину, уважающим старших. У детей отмечается общая тенденция к оправданию безнравственных поступков, к неразличению добра и зла, опросы показывают отсутствие у многих детей знаний, что такое хорошо, а что такое плохо. Противостоят этой тенденции отдельные педагоги и отдельные учебные учреждения, ведущие яркую созидательную работу на ниве духовно-нравственного просвещения и воспитания. Однако и тут не всё так просто.

Существующая современная образовательная тенденция осуществляет подмену ценностей в самом процессе формирования личности. Происходит навязывание псевдо-духовных и псевдо-нравственных ценностей, суть которых сводится к задаче позиционировать ребенка лучшим, успешным. В детях сознательно культивируют снобизм, высокомерие, их не учат состраданию, им не прививают нравственность. Воспитательная работа часто ограничивается коллективным посещением музея или подготовкой концерта, в основе этих мероприятий часто отсутствуют нравственные ориентиры. У лиц с искаженным представлением о духовно-нравственных ценностях присутствует недружественное отношение к ребенку с особенными возможностями, к человеку, попавшему в трудную ситуацию.

Подмену ценностей легко заметить, если в воспитательно-образовательных программах отсутствуют такие основополагающие нравственные понятия как совесть, сострадание, сопереживание. Но подмена может происходить и на уровне понятий. Вместо традиционной для нашей страны христианской морали в школы проникают оккультистские методики и технологии. Ребенку говорят о нравственных правилах, но не в аспекте различения добра и зла, а с позиции возможности выбора добра или зла. Это противоречит проверенной временем классической системе ценностей. Без традиционного культурного наследия дети оказываются обделенными в духовном и нравственном смысле.

Вторая причина отхода от общечеловеческих ценностей связана с некоторыми «успехами» научных исследований. Плоды научного прогресса изменяют у человека восприятие внешнего мира. Они воздействуют непосредственно на человека и ограничивают возможности человека в оценке происходящего. Это изменяет выбор человека без его на это воли и заставляет его принять навязанные ценности, а отсутствие единых нравственных оценок разрушает общество, страну. Таким образом, истинная причина исчезновения высокого статуса высших ценностей лежит не в области личного выбора, а в области вмешательства в жизнь «каждого конкретного человека». Современная наука пошла против человека. Пришло время, когда научные технологии скрыто работают против здоровья простого человека и общества в целом.

Третья причина разрушения единых общечеловеческих ценностей — отсутствие в СМИ точки зрения, отражающей классическую систему ценностей. Это самый недостойный результат «перестройки». Воздействие на организм, приводящее к истощению нервной системы, приводит и к извращению ценностей. Несмотря на оказываемое влияние на психику, некоторые люди сохранили приверженность к базовой системе ценностей. Но они оказываются не просто в стороне от «мейнстрима», но вообще не имеют возможности выразить свое мнение публично.

Интересы людей, живущих классическими общечеловеческими ценностями, полностью игнорируются. Катастрофа личности заключается в том, что в СМИ не отражается позиция самой многочисленной группы людей — людей, приверженных к классической системе ценностей. Чем можно оправдать своеобразный остракизм людей, принимающих классическую систему ценностей? Это ничем невозможно оправдать. В СМИ принципиально существует замалчивание этого выбора, поскольку после выводов, сделанных на основании классических ценностей, различных мнений уже просто быть не может. И не в силу «тоталитарного» мышления, а из-за основательности выводов и невозможности не признать их наиболее желательными для большинства нормальных нравственных людей. Да и человеку, выражающему неклассические ценности, придется признаться, что он против общечеловеческих ценностей.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОТИВ СОВЕСТИ

Так в неклассическом способе ценностной ориентации легко совершить подмену — негативный результат можно назвать эффективным. При этом мало кто даже сообразит, что за что выдается. Неклассическая система ценностей игнорирует совесть, долг и ответственность, хотя может и декларировать их формально. В классической же системе ценностей все противоречия очень наглядны. Позволю себе пример из фильма «Корабли штурмуют бастионы». В оправдание своих действий адмирал Нельсон спрашивает: «А Вам не кажется, что совесть солдата и совесть адмирала, это не одно и то же?». На что следует ответ адмирала Ушакова: «Разве у одного человека могут быть две совести». Как видим, в классическом контексте трудно совершить подмену.

Следует отметить, что классическая система ценностей не может стоять в одном ряду со всеми наборами неклассического типа. Классическая система ценностей это не ниша, в которую можно упрятать людей как в клуб по интересам. Единые ценности объединяют людей независимо от их уровня образования, интересов и религиозного предпочтения.

Классическая система ценностей не является религией. Если люди настроены на общечеловеческие ценности, у них всегда было, есть и будет много общего, несмотря на их культурные и религиозные отличия. Сейчас много говорят о гуманном отношении к человеку, но если это говорится вне классической системы ценностей, то это фикция, похожая на разговор о доброте мизантропа.

Классическая система ценностей не предполагает ценности успеха, когда за этим кроется желание заработать чужими руками, добиться чего-то за счет кого-то, в контексте общечеловеческих ценностей не мыслится эксплуатации. Классическая система ценностей ставит всё на свои места и не допускает подмены понятий. Принятие классической системы ценностей — признак здорового общества.

Следует всем признать за классической системой ценностей право быть. Должна появиться на всех художественных произведениях отметка о том, к какой системе ценностей они относятся. Знак КСЦ будет гарантировать, что это художественное произведение можно смело смотреть или читать всей семьей, независимо от возраста. Следует дать в вещательных программах место и время для трансляции таких произведений. И, наконец, самое главное — в передачи, обсуждающие те или иные вопросы, должны обязательно приглашаться люди, выражающие классическую систему ценностей. Их позиция должна открыто транслироваться, чего до сих пор не наблюдалось. В обратном случае придется признаться, что свобода слова ограничена и личность не свободна.

Нравственные ценности

Важной составляющей каждой личности являются нравственные ценности. Именно они определяют, каким будет общество, безопасно ли и приятно будет в нем жить. Проблемы в обществе начинаются тогда, когда нравственные ценности исчезают в сознании людей с первого места и замещаются материальными ценностями.

Здоровым можно назвать лишь то общество, которое уделяет достаточное внимание нравственным ценностям человека и прививает их подрастающему поколению.

Иногда можно встретить людей, которые считают моральные и нравственные ценности – пережитком прошлого. Существует даже мнение, что ради достижения цели все средства хороши. Однако в жизни людей с такими взглядами наступает момент инсайта, прозрения, когда становится ясно, что именно нравственные ценности могут принести душе умиротворение и счастье. Богачи и политики, звезды сцены и влиятельные люди однажды приходят к пониманию того, что власть и деньги не могут заменить мира в душе, родственных душ и здоровья.

Нравственные ценности являются исторически и социально обусловленными. Каждая эпоха и культура имела свои ценности. Древние греки называли нравственные ценности «этическими добродетелями». В число добродетелей входили такие:

Иудаизм, христианство и ислам говорят о таких высших нравственных ценностях, как вера в Бога, послушание и почитание.

Наиболее распространенными нравственными ценностями являются такие:

Хотя в жизни людей эти качества не всегда проявляются, но они всегда высоко ценятся, а людей, которые ими обладают, уважают. Ценности в их безупречном и совершенном выражении называют этическими идеалами. К примеру, этическим идеалом христианства является Иисус Христос.

Нравственные ценности поддерживаются нравственными регулятивами — правилами поведения, которые исходят из нравственных ценностей и отличаются в зависимости от культуры общества и царящих в ней ценностей.

Каждая более-менее стабильная культура обладает определенной системой общепризнанных нравственных регулятивов, или норм морали. Эти правила считаются обязательными в данном обществе. В христианском обществе такими нормами являются 10 заповедей, описанные в Ветхом Завете.

Духовно нравственные ценности человека тесно пересекаются с поиском смысла жизни, когда человек пытается найти более важный смысл своего существования, нежели просто прожить эту жизнь и вырастить потомство. Нравственные ценности направляют человека в этом направлении, подсказывая, что жизнь дана для того, чтобы люди помогали друг другу, что помогает совершенствовать характер.

Нравственные ценности формируются у человека почти с его рождения. Малыш впитывает нормы морали той семьи, в которой он живет, а со временем учится воплощать их в жизнь. Иногда ребенок сталкивается с внутренним конфликтом, вызванным различиями в ценностях в обществе и в своей семье. В это время ребенок учится делать выбор в пользу каких-то конкретных ценностей. К примеру, малыша с детства учили не лгать. Но, пойдя в школу, он сталкивается с ситуацией, когда одноклассники вынуждают его сказать неправду. Этот момент нравственного выбора всегда тяжел. Однако важно при этом оставаться честным перед самим собой. Если же человек поступает вопреки своим представлениям о нравственности, то его ожидают терзания совести.

Конечно, взрослый ребенок может переоценить ценности, которые воспитывали в нем его родители и выбрать другие. Однако нередко именно те ценности, которые прививались в детстве, остаются в человеке на всю жизнь.

Система ценностей в жизни человека

Система ценностей пожилого человека

Каждый этап жизни характеризуется своей системой ценностей.В пожилом возрасте ещё более важным становится определение своего места в жизни, личной ценности. В этом возрасте, как правило, ещё сильнее проявляется альтруизм: «Я уже своё прожил, надо детям и внукам помочь!» Альтруизм, конечно, нужен, но до определённого предела, после которого наступает жертвенность, а это уже нарушение энергообмена и гармонии Мира. В этом возрасте сложнее всего реализовать любовь к себе, но, с другой стороны, для этого создаются достаточные условия, главное из которых — время. Всю жизнь не хватало времени любить себя, а вот теперь оно появилось. Так займитесь же собой!

Поставить Себя во главу всех ценностей — вот задача!

Именно в это время можно наконец-то обратить внимание на свои таланты, которые могут оказаться совершенно в другой сфере деятельности, чем та, которой занимался всю жизнь. И действительно, у многих пенсионеров открываются удивительные способности. Я лично знаю двух полковников, один из которых стал писать детские стихи, а другой — их иллюстрировать, а вместе они стали издавать замечательные книжки. Ещё у одного пенсионера открылся талант, и он стал ведущим российским целителем. Другой нашёл несложную деятельность, которая позволяла во время работы заниматься любимым делом — рыбалкой. И он счастлив! Да и Вы наверняка знаете многих таких людей.

Гармония качеств на этапе второй зрелости

Довольно часто качества человека несут в себе много искусственного на основе приобретённого в течение жизни отрицательного опыта. Необходимо стремиться к естественности качеств, к максимальному проявлению в них любви и уменьшению страхов. Парадоксально, но с возрастом человек всё более увеличивает количество страхов: за детей, своё здоровье, богатство, перед приближающейся смертью. Знания, опыт, мудрость должны расти и уменьшать эти страхи, но в жизни происходит чаще всего наоборот. И эти страхи приводят к страданиям, к преждевременной старости и смерти.

Наиболее сильно избыточность каких-либо качеств проявляется в пожилом возрасте. Человек может стать тираничнее, догматичнее, прижимистее, эмоциональнее — в зависимости от того, какие качества преобладали на протяжении жизни. Поэтому желательно как можно раньше создать баланс качеств, так как с каждым годом делать это будет всё сложнее, потому что доминирующие качества всё более вытесняют другие.

Если сексуальная энергия уходит из сферы жизненных интересов, то снижается физическая активность и приближается старость. (Ещё раз напоминаю, что под сексуальной активностью я понимаю не частоту и длительность половых актов, а пробуждённость сексуальной энергии, её активное участие в жизни человека, в том числе и непосредственно во взаимоотношении между мужчиной и женщиной). Известно, например, что если женщина не раскрыла в жизни свою сексуальную потенцию, то у неё рано наступает климакс и она выглядит старше своих лет.

Единство материального и духовного особенно важно на этапе второй зрелости.

Для наглядности следует нарисовать математический знак «бесконечности». Все помнят его из школьной программы. Представим, что один лепесток этого знака означает прошлое, другой — будущее. Они взаимосвязаны между собой и всегда равны. Чем больше принято, осознано, наполнено любовью прошлое, тем больше лепесток будущего. Чем большей радостью, любовью наполнены мечты и планы, тем больше лепесток будущего и тем глубже осознаётся прошлое.

Источники:
Актуальность процесса формирования ценностных представлений в образовательной среде
Педагогическая деятельность приобретает характер сотрудничества, в котором доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом между учителем и учащимися, направляет процесс в "нужное русло" то есть оказывает педагогическое сопровождение ученику в формировании ценностных представлений.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/551475/
Катастрофа личности
Катастрофа личности. Человек и система ценностей в обществе Автор Инна Викторовна Маслова, кандидат философских наук. Огромный вызов современности заключается в отношении к категориям добра
http://rusrand.ru/analytics/katastrofa-lichnosti-chelovek-i-sistema-cennostey-v-obschestve
Нравственные ценности
Нравственные ценности Важной составляющей каждой личности являются нравственные ценности. Именно они определяют, каким будет общество, безопасно ли и приятно будет в нем жить. Проблемы в обществе
http://kak-bog.ru/nravstvennye-cennosti
Система ценностей в жизни человека
система ценностей в жизни человека Система ценностей пожилого человека Каждый этап жизни характеризуется своей системой ценностей.В пожилом возрасте ещё более важным становится определение
http://lubovbezusl.ru/publ/samopoznanie/tela_cheloveka/sistema_cennostej_pozhilogo_cheloveka/21-1-0-111

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Проблема бога и человека в современном обществе Какова роль религии в современном обществе?Религия всегда играла значительную роль в развитии общества. Отношение к… (16)Восстанавливаем нервные окончания Восстанавливаем нервные окончания Считается, что нервные клетки не восстанавливаются. Однако, по последним данным, ученые пришли… (16)Заговор на молчание человека Оморочка — как навести и снять внушение Оморочка — довольно редкий способ воздействия на человека,… (15)

COMMENTS