Сказкотерапия. Потребность в одобрении

Как решать проблемы поведения с помощью сказок: инструкция от сказкотерапевтов

На тера­пев­ти­че­ском потен­ци­але ска­зок осно­ван метод сказ­ко­те­ра­пии. В ска­зоч­ных обра­зах спря­таны ситу­а­ции, с кото­рыми стал­ки­ва­ется каж­дый: выбор пути, пре­одо­ле­ние своих стра­стей. Отож­деств­ляя себя с геро­ями, ребё­нок учится пони­мать себя и дру­гих людей.

Сказ­ко­те­ра­пия может быть гораздо эффек­тив­нее нота­ций: сказки помо­гают взгля­нуть на про­блему отстра­нённо, ведь это исто­рия не про ребёнка, а про зай­чика или мишку. Не трав­ми­руя ребёнка, взрос­лый может узнать, что вол­нует малыша, найти под­ход к его про­блеме и вме­сте пора­бо­тать над решением.

Правила сказкотерапии

Про­стран­ство должно быть без­опас­ным, а ваш тон – ров­ным и доб­ро­же­ла­тель­ным. Даже если вам не нра­вятся ответы или реак­ция детей, попро­буйте найти игро­вой момент.

Избе­гайте нази­да­тель­ного тона, пори­ца­тель­ных и гнев­ных выска­зы­ва­ний отно­си­тельно поступ­ков ска­зоч­ных героев и их пря­мых про­ек­ций на малыша.

Поста­рай­тесь про­сле­дить зави­си­мость поступ­ков и послед­ствий. Плохо посту­пил – резуль­тат был печаль­ным. Изме­нил своё пове­де­ние – и сказка закон­чи­лась хорошо.

Про­чи­тайте сказку зара­нее, про­ду­майте реплики, вопросы. Помните «золо­тое пра­вило сказки»: сюжет при­зван не ули­чить малень­кого хули­гана, а пока­зать аль­тер­на­тиву. Почему ска­зоч­ный пер­со­наж совер­шал пло­хие поступки и к чему это при­вело? Что заста­вило его изме­ниться и как изме­ни­лась ситуация?

Когда поможет сказкотерапия

Дет­ский пси­хо­лог-сказ­ко­те­ра­певт Ирина Терен­тьева, осно­ва­тель пор­тала «Дето­ло­гия», о зонах при­ме­не­ния сказок:

  • работа с дет­скими стра­хами – тем­ноты, смерти, одиночества;
  • про­жи­ва­ние стресса и нега­тив­ных эмоций;
  • помощь в под­го­товке к новым собы­тиям – когда ребё­нок идёт в садик, школу, в семье появ­ля­ется младенец;
  • кор­рек­ция ком­му­ни­ка­тив­ных про­блем – кон­фликты с роди­те­лями и сверстниками;
  • само­об­слу­жи­ва­ние: гиги­ена, чистка зубов, уме­ние уби­раться, оде­ваться, помо­гать по дому;
  • моти­ва­ция к учёбе;
  • рас­слаб­ле­ние, настрой на спо­кой­ный сон;
  • изу­че­ние основ без­опас­но­сти: вме­сто нота­ции о том, как опасно убе­гать от мамы на улице, рас­ска­зы­ваем про это сказку.

Если ребёнок кусается

При­гла­сите послу­шать сказку вме­сте с ребён­ком его люби­мые игрушки.

Про­чи­тайте этой ком­па­нии сказку Гри­го­рия Остера «Когда начи­нают кусаться». Рас­смот­рите иллю­стра­ции Лео­нида Шварцмана.

Порас­суж­дайте вме­сте: когда хочется кусаться? Когда оби­жены и злы или когда грустно?

Поспра­ши­вайте у игру­шек, что они думают по этому поводу. Пусть их мне­ние озву­чит ребё­нок, или разыг­райте сценку сами. Дети охотно вклю­ча­ются в игру и даже в пас­сив­ной роли слу­ша­теля ока­зы­ва­ются под боль­шим впечатлением.

В сюжет можно вве­сти «постра­дав­шего»: пусть ребё­нок рас­ска­жет от его имени, как было больно и обидно.

Если трудно признать вину и сложно просить прощения

Рас­ска­жите ребёнку сказку Софьи Про­ко­фье­вой «Не буду про­сить про­ще­ния» про маль­чика Васю и Вели­кие Холода, кото­рые насту­пают, когда кто-то поссо­рился с мамой и не извинился.

Рас­смот­рите эмо­ции мамы и Васи на иллю­стра­циях из «Люби­мой книги ска­зок с подсказками».

Сказка длин­ная, чте­ние можно раз­де­лить на 5–6 сеан­сов, рас­суж­дая после каж­дого фрагмента.

Обсу­дите с ребён­ком при­чины ссоры Васи с мамой. Почему ему так трудно было попро­сить про­ще­ния? Вспом­ните, был ли у ребёнка успеш­ный опыт изви­не­ний. Что он чув­ство­вал в тот момент? Рас­ска­жите о своём опыте тоже.

Про­иг­райте несколько вари­ан­тов раз­ви­тия собы­тий после наи­бо­лее ярких фраг­мен­тов. Про­иг­рать можно с помо­щью игру­шек, рисун­ков, паль­чи­ко­вого театра.

Если ребёнок часто обижается

Про­чи­тайте сказку Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Рас­смот­рите иллю­стра­ции Вла­ди­мира Сутеева.

Пона­блю­дайте вме­сте с ребён­ком за храб­рым ено­ти­ком. Как вёл себя «тот, кто сидел в пруду», когда ено­тик гро­зил ему пал­кой, и что про­изо­шло, когда ено­тик улыбнулся.

Послу­шайте песенку про улыбку. Поиг­райте с зер­ка­лом: пона­блю­дайте за реак­цией на доб­ро­же­ла­тель­ное, улыб­чи­вое выра­же­ние лица и на хму­рое, сердитое.

Если ребёнок боится

Боятся мно­гие дети, это воз­раст­ная норма: до семи лет активно раз­ви­ва­ется вооб­ра­же­ние и мыш­ле­ние. Дети при­ду­мы­вают чудо­вищ и сами их пуга­ются. Ни в коем слу­чае нельзя обес­це­ни­вать эмо­ции ребёнка. Отлич­ный спо­соб спра­виться с мон­стром – смех: нари­суйте и рас­сме­шите свой страх.

  • «Чудище-горы­нище». Рус­ская народ­ная сказка в пере­сказе Геор­гия Науменко;
  • «Трус­ли­вый Ваня», Кон­стан­тин Ушинский;
  • «Про­жор­ли­вый баш­мак», Алек­сей Толстой;
  • «Сказка о глу­пом мышонке», «Сказка об умном мышонке», Самуил Маршак;
  • «При­клю­че­ния муравьишки», Вита­лий Бианки.

Помо­гите ребёнку пред­ста­вить себя в образе героя и пройти вме­сте с ним все испы­та­ния. Ребё­нок дол­жен уви­деть ситу­а­цию страха извне, понять её несо­сто­я­тель­ность. Не торо­пи­тесь, зада­вайте вопросы по ходу рассказа.

В минуту силь­ного страха Вани или Муравьишки попро­буйте заду­маться от их лица, осмот­реться, про­ана­ли­зи­ро­вать про­ис­хо­дя­щее. Такое пове­де­ние со вре­ме­нем ста­нет для ребёнка при­выч­кой и поз­во­лит спра­виться со страхами.

Сего­дня изда­тели выпус­кают сбор­ники ска­зок с зара­нее под­го­тов­лен­ными под­сказ­ками и вопро­сами для обсуж­де­ния с ребёнком.

Если ребёнок хочет всё знать

Книги серии «Энцик­ло­пе­дия в сказ­ках» от кан­ди­дата педа­го­ги­че­ских наук и мамы троих детей Ната­лии Нем­цо­вой сов­ме­щают сказку и энцик­ло­пе­дию. С помо­щью ска­зоч­ных обра­зов книги рас­ска­зы­вают о явле­ниях физики, гео­гра­фии, исто­рии, биологии.

Где нахо­дится край света? Почему падают звёзды? Куда ухо­дит лето? Факты пред­став­лены в форме вол­шеб­ной исто­рии, но без потери науч­ной достоверности.

Сказки Ната­льи Нем­цо­вой рас­ска­зы­вают о пра­ви­лах без­опас­но­сти, эти­кете и осно­вах заботы о своем здо­ро­вье: почему важно мыть руки, зачем усту­пать место стар­шим, как быть, если потерялся.

Ната­лия Нем­цова: «Быть хоро­шим роди­те­лем зна­чит не лениться. Надо нахо­диться в посто­ян­ном кон­такте с ребён­ком, здесь и сей­час реа­ги­ро­вать на потреб­но­сти малыша. При сов­мест­ном чте­нии ска­зок важно уме­ние не только зада­вать вопросы, но и слу­шать ответы, не давить авто­ри­те­том, а делиться эмо­ци­ями, не тре­бо­вать пра­виль­ный ответ, а инте­ре­со­ваться мнением.

Сказкотерапия. Потребность в одобрении
azbyka.ru

«Программируем» здоровье и успех со сказкотерапией

«Однажды ты станешь взрослым настолько, что снова начнешь читать сказки». Знаменитый британский и ирландский писатель Клайв Стейплз Льюис оказался прав. Ведь сказка может не только развлекать или развивать воображение, а еще и менять нашу жизнь, лечить. Уникальный метод сказкотерапии подходит и детям, и взрослым.

О том, для чего нужна и как помогает сказкотерапия, Здоровые люди узнали у Ольги Гараниной, практикующего психолога, психодраматерапевта, ведущей тренинговых и обучающих групп.

Сказкотерапия

Для чего нужна и какие проблемы решает сказкотерапия?

  • коррекция эмоционально-волевой сферы у детей и взрослых (страхи, тревожность, агрессия и т. д.);
  • внутриличностные и межличностные конфликты;
  • отклонения в поведении;
  • вопросы взаимоотношений в семье (как между супругами, так и между родителями и детьми);
  • психосоматика;
  • вопросы бизнеса;
  • взаимоотношения в коллективе;
  • экзистенциальные вопросы (кто я, для чего живу) и др.

Сказку, как средство психологической помощи, можно эффективно использовать уже начиная с 2-2,5 лет. Возрастного предела в сказкотерапии даже для взрослых нет.

Как именно идет работа со сказками?

Диапазон методов очень велик. Сказки можно анализировать, рассказывать, дописывать, переписывать, рисовать, сочинять, проживать…

Эффективность сказкотерапии для детей и взрослых в первую очередь связана с тем, что она очень мягко и бережно обходит психологические защиты человека. Сказка работает напрямую с бессознательным, переводя его на язык метафор.

Лично я очень люблю сказкотерапию за её бережность, многослойность и многозадачность, за её мудрость и неиссякаемую веру в лучшее. И благодаря этим её качествам мы можем опуститься именно на ту глубину смыслов и значений, которые наиболее комфортны и возможны для человека на данный момент. Сказка не продавливает и не травмирует, создает атмосферу волшебства и чуда, что уже само по себе целительно. Стоит нам только начать ткать полотно повествования, как уже в нашей психике начинаются позитивные преобразования.

В чем отличие работы с детьми и со взрослыми?

Сказкотерапия детских проблем ? беспроигрышный вариант. Со взрослыми дела обстоят чуть сложнее, лишь потому, что не каждому по душе «заниматься этими глупостями».

Существенных отличий в работе с детьми и взрослыми в сказкотерапии нет. Мы используем одни и те же приемы, но с учетом возрастных особенностей и запроса клиента. Например, мы со спокойной душой можем обсуждать сказку «Колобок» как с детками, так и с их родителями. И каждый из них найдет свой смысл и урок. С детьми мы можем раскрыть проблему безопасного поведения, а со взрослыми то, что даже если кажется, ресурсов уже нет, не стоит сдаваться.

Сколько сеансов сказкотерапии требуется для решения проблемы?

Зависит от ее сложности и глубины. Некоторые вопросы можно и за одну встречу решить, в иных случаях и десяти мало.

Можете ли привести конкретный случай, когда сказкотерапия сработала буквально «на глазах»?

Отзывов клиентов по работе со сказкотерапией всегда много. Ведь этот метод очень благодарный.

Например, 8-летнего Сашу мама привела на прием по рекомендации врачей: «Обратитесь к психологу, так как органических нарушений нет, скорее всего, это психосоматика». Диагноз — «остеохондроз пяток». Проявления – хромота (совершенно здоровый мальчик вдруг стал хромать), частые головокружения, тошнота.

После первого знакомства мы выявили много вытесняемого гнева, страха, обиды, которые локализовались на телесной карте именно в ногах.

Для того, чтобы узнать, что же скрывается за этими чувствами (какие потребности, какова их природа, на кого или на что они направлены и т. д.) я обратилась к своему любимому в таких случаях методу – сказкотерапии.

К следующей нашей встрече попросила Сашу написать сказку, о чем ему самому захочется. И он сделал это. Через содержание сказки мы познакомились с вытесненной частью Саши: безмолвным человеком, который «был уволен» и построил себе огромную каменную пещеру, в которой и скрывался уже тысячи лет. Этот безмолвный человек олицетворял в себе все то, что Саша хотел сказать и сделать, но не мог по причине страха быть отвергнутым. Ведь по мнению ребенка, хорошие и послушные дети не могут гневаться и обижаться на своих родителей, винить их в чем-либо. И Саша «затоптал» в себе этого человека, что и привело к описанным выше симптомам.

Моей задачей было помочь Саше встретиться лицом к лицу со своей теневой частью и принять её. С этой целью мы продолжили работу со сказками. На этом и последующих сеансах мы работали с написанными Сашей сказками: обсуждали, делали постановки методом монодрамы, рисовали к ним иллюстрации, лепили героев, беседовали. В общем, весело и разнообразно проводили время, а на уровне психической реальности уверенными шагами шли на встречу Сашиной Тени. Параллельно я много времени уделила общению с мамой мальчика, ведь корни выявленных проблем шли в семейную систему.

Мама получила рекомендации, которые приняла к сведению и выполнила. На полное решение поставленной задачи понадобилось 10 сеансов сказкотерапии, телесные же симптомы исчезли уже к 5-6 встрече.

Сказкотерапия. Потребность в одобрении
24health.by

Сказкотерапия

Все мы выросли на сказках. Наверное, нет такого человека, у которого бы детство не ассоциировалось со сказкой. Тысячелетиями из уст в уста передаются сказочные истории, предания, былины, мифы. Интересно, что времена меняются, а традиция рассказывать сказки не исчезает. Наши предки, воспитывая детей, рассказывали им сказки как поучительные истории. С середины XIX века сказка становится объектом исследований филологов и лингвистов, а чуть позже на неё обращают своё внимание психологи. Например, Карл Густав Юнг и его последователи считали, что в сказках зашифрованы некие коды человеческих взаимоотношений, конфликтов, универсальные архетипы коллективного бессознательного. Сказка помогает разрешать архетипические конфликты, выводить напряжение вовне. Способность сказки лечить душу замечали ещё лекари Древнего Востока, которые применяли её на практике. Таким образом, рассказывание сказок можно назвать самым древним методом практической психологии, применяющимся человечеством интуитивно.

А вот современный научный метод «Сказкотерапия» достаточно молодой. Как отдельное направление психотерапии он зародился более 20 лет назад в Санкт-Петербурге, где в 1998 году открылся Институт сказкотерапии (сейчас его правопреемником стал Международный Институт Комплексной Сказкотерапии). Автором метода считается Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева. Идея создания возникла в поиске более мягкого и деликатного метода психологической помощи как для детей, так и для взрослых. Так появилась мысль «упаковывать» обычные психологические техники в сказочную оболочку. Сказки – хранители информации. Все эмоциональные переживания и трудности, с которыми сталкивается человек в своей жизни, не новы, всё это уже было бесконечное множество раз с другими людьми во все времена. И опыт решения многих проблем, опыт человеческих взаимоотношений и решения сложных жизненных ситуаций зашифрован в сказочных историях. И психологам-сказкотерапевтам остаётся только эти шифры разгадать и научить людей пользоваться полученными знаниями.

Сказкотерапия – направление арт-терапии (лечения искусством), использующее сказки для решения психологических проблем индивида. В своей работе его применяют не только психологи и психотерапевты, но также воспитатели, учителя, врачи и даже режиссёры, актёры, художники и литераторы.

Сказкотерапию можно назвать самым детским методом психологической помощи, так как её воздействие направлено на ребенка, который живёт внутри каждого из нас. Особенность метода в том, что он практически не имеет возрастных ограничений – начинать работать с малышом можно, как только он станет понимать обращенную речь (с года–полутора лет). Чаще всего сказкотерапию применяют для работы с детьми и подростками, тем не менее, она подходит и для взрослых клиентов. Сказкотерапевт действует мягко и ненавязчиво, он не поучает и не наставляет, но в то же время на примерах вымышленных сказочных персонажей помогает ребёнку уяснить простые человеческие истины, понять, что хорошо, а что плохо, задаёт правильные психологические установки, помогая справиться с проблемой, найти выход из трудной ситуации, при этом не озвучивая её напрямую, а смоделировав в сказочном повествовании.

Для ребёнка сказка – это способ познания. При помощи сказочных образов, метафор, сюжетов, он знакомится с окружающим миром и отношениями между людьми. При этом сказки понятны, слушать их интересно и увлекательно, они развивают мышление, аналитические способности, фантазию, учат находить выходы из любых жизненных ситуаций.

Диапазон проблем, которые можно решить или же скорректировать при помощи сказкотерапии, довольно широк, вот лишь некоторые из них:

  • различного рода страхи, фобии;
  • психосоматические расстройства;
  • гиперактивность, тревожность;
  • поведенческие расстройства;
  • заикание;
  • проблемы с самооценкой;
  • невротические расстройства (энурез, энкопрез, расстройства сна, аппетита, речи);
  • агрессивное поведение, раздражительность;
  • детские капризы;
  • депрессия;
  • проблемы с социализацией, общением, адаптацией в коллективе (например, при переходе из детского сада в школу);
  • детская ревность;
  • переживание потери (близких людей или домашних животных);
  • проблемы ребёнка, страдающего от негативного психологического климата в семье.

В зависимости от ситуации сказкотерапевт может использовать в работе какую-нибудь известную сказку или сочинить её вместе с ребёнком, или предложить клиенту придумать её самостоятельно.

Основные функции сказок:

  • передача ребёнку определённых знаний, умений, и навыков (для этого существуют так называемые дидактические сказки. В конце такой сказки помещается нетрудное задание для проверки и повторения полученной информации);
  • влияние на становление и развитие личности, формирование и укрепление её качеств;
  • коррекция имеющейся психологической проблемы (задача сказкотерапевта показать сначала неэффективный путь выхода из сложной ситуации, а затем уже указать на существующие альтернативные способы. После прочтения сказки очень важную роль играет обсуждение услышанного, необходимо, чтобы первым высказался клиент);
  • воздействие на психику человека, оказание поддержки в сложной психологической ситуации, укрепление веры в себя (для этих целей применяются былины, притчи или сказания, исполненные мудростью поколений в вопросах взаимоотношений между людьми и человека с миром);
  • снятие напряжения (достигается при помощи медитативных сказок. Специалисту необходимо увлечь слушателя, полностью расслабить его и повести за собой в сказочный мир, буквально погрузив его в свою историю. Такие сказки воздействуют непосредственно на бессознательное).

Методы сказкотерапии

  • Рассказывание и сочинительство сказки. Специалист предлагает ребёнку рассказать какую-нибудь народную либо авторскую сказку или же сочинить свою. Сказкотерапевт слушает и наблюдает за рассказчиком, это помогает ему выявить внутренние проблемы клиента, определить, что его беспокоит, раздражает или тревожит.
  • Сказкотерапия хорошо сочетается с другими методами и упражнениями арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.). Ребёнок с помощью красок, пластилина, песка, глины, цветных аппликаций изображает сюжет сказки, обозначая свои эмоции. Специалист анализирует результат, выявляя, что пугает клиента, вызывает у него тревогу, беспокойство, заставляет злиться или расстраиваться.
  • Создание кукол. Расслабляющий метод. В процессе работы ребёнок вкладывает в куклу свои скрытые желания и мысли и с помощью специалиста может заметить проблемы и найти способы их разрешения.
  • Диагностика. Сказкотерапевт в процессе, казалось бы, непринуждённой беседы с ребёнком затевает игру с использованием кукол или мягких игрушек, в процессе которой выявляет и уточняет имеющиеся проблемы. Такая психодиагностика очень хорошо подходит для детей, так как в ненавязчивой и деликатной форме позволяет раскрыть потайные переживания и страхи ребёнка.

Коррекция сказкотерапией

После выявления проблемы, которую необходимо скорректировать, сказкотерапевт может сам написать подходящую для конкретного ребёнка сказку или предложить малышу сочинить её вместе. Важно, чтобы история развивалась по определённому алгоритму. В начале происходит знакомство с главным героем (для маленьких детей лучше использовать образы животных, а детям с пяти лет можно рассказывать про волшебников и принцесс. В зависимости от возраста ребёнка сюжет сказки усложняется). Затем главный герой сталкивается с какими-то трудностями, которые очень похожи на проблемы малыша. Далее даётся подробное описание того, каким образом главный герой решает справиться со сложностями, возникшими на его пути. Затем герой превозмогает трудности, извлекает из случившегося урок и живёт лучше прежнего. Ребёнку интересно слушать сказку, он подсознательно сравнивает себя с главным героем, хочет подражать ему и незаметно для себя усваивает то, что хочет донести до него сказкотерапевт. Кроме того, сочиняя сказку вместе с ребёнком, специалист может предложить несколько способов решения проблемы главного героя и вместе с малышом выбрать наиболее правильный. Такой подход учит думать, всесторонне анализировать ситуацию и свои действия.

На примере художественных (народных или авторских) сказок также можно наглядно показать ребёнку, как разрешить те или иные сложности, какие черты характера лучше развивать, как правильно вести себя в той или иной ситуации.

Сказкотерапия подходит не только для индивидуальной работы, но и для групповой. Занятия с несколькими детьми возможны, например, в детском саду или в школе. Также психолог может проводить групповые сеансы сказкотерапии с детьми из одной семьи, переживающими какое-то общее потрясение (утрата близкого, развод родителей, переезд на новое место жительства).

Рассмотрим некоторые примеры сказкотерапии

Допустим, мальчик Ваня сильно боится темноты. И вот ему рассказывается история про то, что жил в одном царстве-королевстве очень храбрый мальчик Даня, который ничего на этом свете не боится: ни драконов, ни Кощея Бессмертного, но есть у него один единственный страх, который всё портит. Тут ребёнку предлагается самому назвать этот страх, а потом придумать несколько способов побороть его и вместе выбрать один, наиболее подходящий.

Другой пример. Девочка играла с детьми, и они её обидели. Она ничего никому не рассказала, не позвала на помощь, всё выяснилось только спустя некоторое время, когда мама девочки обнаружила, что она тихонько плачет, спросила, оказалось, дети в игре несколько раз причинили боль. Маму волнует, что ребёнок скрыл свои переживания, не позвал на помощь, не высказал ничего обидчикам. В таком случае можно обратиться к художественной сказке «Кот, Петух и Лиса». Рассказать сказку, а потом обсудить её вместе с ребёнком, задавая вопросы. Например, каким образом Петух смог спастись (он громко звал на помощь друга), или почему Кот спас Петуха (они друзья, живут вместе, почти что семья).

Сказкотерапия. Потребность в одобрении
emberint.ru

Сказкотерапия

В психотерапевтическом направлении имеется такое понятие, как сказкотерапия. Такая терапия, по мнению психотерапевтов, способна решить массу психологических проблем клиента. В чем же такая особенность?

    Содержание:

Особенность сказкотерапии лежит в том, что, по мнению ученых, сказки способны в символическом виде отражать основной психологический барьер пациента. Благодаря сказке можно внедриться в глубинный опыт человека, открыть его чувства, стремления, которые ранее были бессознательно скрыты от окружающего мира. Пациенту же сказкатерапия может помочь переосмыслить все свои жизненные события, найти причины их возникновения и увидеть пути их решения.

Специалисты, пользуясь столь популярным методом, стараются использовать истории, которые метафорически рассказывают о проблемах и переживаниях, которым имеется место в реальной жизни клиента. Такую терапию можно проводить по отношению ко взрослым, детям, а также и в групповых сеансах.

Для чего нужна сказкотерапия?

Каждый взрослый человек, имея уже своего собственного ребенка, хоть раз в жизни задумывался над тем, как вырастить из него успешного, счастливого и здорового человека. И каждый родитель ставил перед собой вопрос: « Какие методы нужны для ребенка, чтобы во взрослой жизни он мог справляться самостоятельно с жизненными проблемами?» Ответ на этот вопрос полностью оправдывается понятием сказкотерапия. Это современная методика, которая считается самой лучшей из всех существующих педагогических техник. В основе такого метода лежит не простое рассказывание обычных, а анализ, при котором начало и конец сказки выдумывается.

Детская сказкотерапия может научить ребенка приспосабливаться к жизненным ситуациям, решать любые возникающие проблемы самостоятельно, общению с людьми.

Что же такое сказка? Сказка для ребенка – это поток информации, который он слышит впервые в своей жизни. Сначала он слышит её от родителей и до достижения школьного возраста учится самостоятельно решать свои проблемы, вернее, делает первые шаги на этом пути. И чем больше в раннем возрасте ребенок будет слышать сказок от родителей, тем легче ему будет проходить подобный путь.

Сказкотерапия для детей

Данный вид терапии — своеобразные способы передачи данных психологического характера о социуме от родителей к их детям. По мнению ведущих психологов в данной области, сказкотерапия 4 года – это наиболее благоприятный возраст для ребенка. И до достижения ним 10 лет сказки будут положительным образом влиять на психологическое становление личности ребенка. Сказкотерапия 3 года специалистами не считается эффективной. А до дошкольного возраста, начиная с 4 лет, ребенок начинает многое осознавать и принимать самостоятельные решения. А после достижения 10-летнего возраста, он теряет интерес к подобным играм, нуждаясь уже в более сложных методах развития.

Дети возраста детского сада с помощью сказок получают все необходимые знания и умения, используют героев в качестве моделей для правильного поведения в обществе. Как известно, дети не любят нотаций, но при помощи сказок можно повлиять на любого ребенка, не вызывая сопротивления с его стороны.

Типы сказок

Современной науке известно о существовании таких видов сказок:

  • О животном мире. Такой вид считается самым древним, сложенным из распавшихся мифов.
  • Волшебные. Такие сказки могут быть как для детей, так и для взрослых.
  • Новеллы. Принято считать, что они возникли в средние века и в своих сюжетах предполагают наличие бытовых сцен с наличием чего-то необычного.
  • Легенды. Примеры таких сказок приходятся только на середину 19 века, и корни их уходят далеко к мифическим сказаниям.

Сказкотерапия это методика влияние на сознание и формы воспитания детей, которая может охватывать абсолютно все известные виды сказок.

Возможности сказкотерапии

Сказкотерапия для детей лет с 4 и до 10 может воздействовать психотерапевтическим образом на их сознание. Целью такого воздействия является коррекция поведенческих реакций ребенка на ту или иную ситуацию или проблему, проработка детских страхов и возникших фобий.

Такой метод воздействия на психику ребенка обладает следующими возможностями:

  • Сказкотерапия сказки могут выступать в качестве инструмента для передачи опыта от взрослого человека ребенку, его умений и навыков, понятия смысла жизни, понимания того, что хорошо, а что плохо. Множество сказок, знакомых нам с самого детства, насквозь пронизаны аллегориями, которые помогают ребенку научиться решать проблемы жизненных ситуаций по мере их появления.
  • Коррекция определенных состояний психики ребенка.
  • Данный метод может выступать в качестве возможностей для подборки терапевтических методов выяснения деформационных процессов души человеческой. Особенно хороша эта методика для детей, возрастом от 4 до 7 лет.
  • Ресурсность. На тренинговых практиках можно встретить проявление такой возможности, когда сказку сочиняют совершенно чужие друг другу люди. Но в итоге получают ответ на запрос клиента.

Эффективность использования сказкотерапии

В зависимости от того, какими особенностями психического развития обладает тот или иной ребенок, будет зависеть и эффективность применения методики. Так же повлияют и механизмы восприятия и понимания ребенком информации, которую он получает вербальным путем от своих родителей, которые читают ему сказки.

Основным средством, благодаря которому метод сказкотерапии действует на сознание ребенка, считается метафора. Согласитесь, ведь именно метафора является и основным ядром любого вида сказки. Именно её глубина позволяет расширять границы самосознания ребенка и затрагивать определенные слои подсознания. Благодаря метафоре человек, в том числе и ребенок, может переводить недоступные сознанию понятия в более простые и понятные для него, которые обретают эмоциональную окраску.

Сказки свободно воспринимаются детьми, начиная с момента его рождения. Но более благоприятным периодом восприятия методики сказкотерапии считается период от 4 лет и до 10. Но в дошкольном возрасте у ребенка сильнее развит механизм объединения своей личности с личностью другого человека, что позволяет ему в большей степени усваивать правильные направления моральных ценностей, норм, различать добро и зло.

Если ребенку сказки не только рассказывать, но и проигрывать их в ролях, то у него будет наблюдаться активный рост развития образного мышления и умения адекватно действовать в условиях возникновения критических жизненных ситуаций.

Можно сказать, что сказкотерапия – это естественный способ, который дает возможность социализироваться ребенку в обществе и учит распознавать опасности, справляясь с ними безболезненно. Учеными замечено, что даже если ребенку не интересна сказка, если он не «включается» в неё, то на уровне подсознания все равно происходит благотворное влияние на психические процессы. И на каждого ребенка одна и та же сказка может оказать различное влияние, заставляя по-своему задуматься над создавшейся ситуацией и методами решения проблем.

Сказкотерапия. Потребность в одобрении
womplanet.ru

Сказкотерапия в консультировании взрослых

Долгое время само название «сказкотерапия» у меня, как у психолога с базовым техническим образованием в области проектирования морских баллистических ракет и 10-летним стажем работы в Головном проектно-конструкторском отделе Государственного Ракетного Центра, не вызывали желания попробовать узнать об этом направлении больше, я не представляла себя в роли сказкотерапевта. Открыла для себя замечательную сказочную методику! Сказкотерапия — это очень серьёзно! На практике увидела, как легко в творческом процессе взрослые люди сами благодаря написанию и анализу сказки разрешают свои серьёзные проблемы. В данном эссе представлен мой первый опыт использования сказкотерапии в консультировании взрослых при решении проблем.

Клиент №1. Проблема принятия решения в тупиковой ситуации

А., 31 год. Проживает в гражданском браке, детей нет. Обратилась за психологической помощью в принятии решения: разойтись с мужчиной, с которым они прожили 2 года в гражданском браке или найти какие-то способы, которые бы изменили отношение к ней мужа. В момент обращения А. находилась на лечении в стационаре в связи с обострением хронического заболевания эндокринного характера. В первый же день нахождения в стационаре, позвонив вечером мужу, она не застала его дома. На следующий день выяснила, что он не ночевал дома. В больнице муж её не навещал. На телефонные звонки отвечал редко. Состояние А. было стрессовое: ночью плохо спала, крайне напряжена. Со слезами она рассказала, что муж холоден к ней, избегает почти с самого начала интимных отношений, не проявляет к ней внимания, избегает разговоров на темы их взаимоотношений. Проявления ласки со стороны А. вызывают у него раздражение. Свободное время предпочитает общаться с друзьями.

Первая часть беседы носила характер жалобы на «нехорошего» мужа. Клиентка нуждалась в освобождении от накопившихся чувств. И я видела свою задачу в активном слушании и оказании поддержки и понимании её чувств. На мой вопрос: «Что же положительного в отношениях с мужем?», выяснилось, что он хозяйственен, сделал ремонт своими руками, в настоящий момент перестраивает дом, который подарила мать А.. На основные продукты питания и содержание жилья зарабатывает муж. Свои деньги А. тратит на необходимые ей предметы быта, одежду. После небольшой беседы А. смогла посмотреть на ситуацию немного со стороны. Ситуация представлялась Анастасии тупиковой, т.к. в настоящий момент она не готова остаться без финансовой помощи мужа, но сложившиеся взаимоотношения воспринимала болезненно и не могла их больше терпеть. На этой части беседы я предложила А. написать сказку по её проблемной ситуации. А. приняла с готовностью предложение о написании сказки, с большим удовольствием окунулась в творческий процесс.

После написания первой сказки А. по моей просьбе подчеркнула всех присутствующих персонажей. Соотнесла себя с персонажем «Настенька». Отметила своё настоящее время в сказке, разделив на прошлое и будущее. Написанная клиенткой сказка полностью соответствовала теме и её проблеме. В первой сказке конец не вполне устраивал клиентку. После испытаний, она просто вновь вернулась в прежнюю ситуацию, не изменив ничего в жизни. Т.е. осталась в прежнем состоянии внучки (девочки). Иванушка, которого она ассоциировала со своим гражданским мужем, не проявлял активности, хотя и вызвался помочь найти Настеньку. В итоге Настенька сама преодолела трудности и сама нашла дорогу к дому. Название сказки клиентка дописала потом: «Сказка о том, как Настенька дорогу домой искала». После чего клиентке было предложено написать вторую сказку о том, как Настенька стала счастливой, проявив активность. Название сказки было выбрано изначально «Сказка о том, как Настенька узнала, что такое счастье и приобрела его».

Данная техника помогла А. выйти на новый уровень осознанности и ответственности. С детского уровня обид, беспомощности А. приняла осознанное решение, что только она ответственна за своё счастье. В начале первой сказки героиня Настенька беспомощна, её унёс ветер. Очнулась в тёмном, страшном лесу. Неожиданно появившиеся светлячки указали ей путь. При совместном анализе сказки клиентка осознала, что дорогу домой она все-таки нашла сама, хотя и благодаря сказочным помощникам.

Вторая сказка неожиданно для самой А. закончилась счастливыми новыми отношениями. Вторая сказка помогла А. осознать, что же для неё означает быть счастливой, найти свой путь к собственному счастью. Оказалось, что счастливой её сделают гармоничные отношения, основанные на взаимном интересе и желании обоих строить такие отношения. А. осознала, что изменить мужа, сделать его таким, о каком мужчине она мечтает, — это и есть тупик. У А. появилось активное желание — поскорее выйти из больницы. У неё появился смысл в жизни — привести себя поскорее себя в порядок и активно заняться поисками близкого ей человека, своего сказочного «солдата». Она осознала, что с гражданским мужем её связывает лишь быт и страх оказаться без материальной поддержки.

Это был мой первый опыт использования сказкотерапии в работе с клиентом. Результат превзошёл все мои ожидания. За одну лишь терапевтическую сессию на моих глазах произошло сказочное превращение глубоко несчастного человека, находящегося в тупиковой ситуации в радостного, полного прекрасных надежд человека. При этом не пришлось проводить ни транзактного анализа, ни других методик, требующих длительной терапии. Произошло всё очень быстро и почти без моего участия. Очень удивил личностный рост моей клиентки — всего лишь за несколько часов (в процессе терапии был сделан небольшой перерыв между первой и второй сказкой). И за это время потерянная и беспомощная «девочка» превратилась во взрослую, уверенную в себе и чётко осознающую свои желания и потребности женщину, готовую взять ответственность за своё счастье на себя. При этом процесс терапии был очень интересен, увлекателен сам по себе. Я увидела, как работает сказкотерапия наяву! В конце сессии моя клиентка от души, со слёзами на глазах благодарила меня. А я готова была благодарить её за доставленную мне радость. Мне пришлось в ходе терапии лишь слегка направлять её. Все сделала сказочная методика и сама клиентка. Впервые после психотерапии я не чувствовала никакой усталости, а наоборот — вдохновение и радость. И для моей клиентки, находящейся на период сказкотерапии на стационарном лечении, процесс был не утомительным, а наоборот вдохновляющим, радостным творческим. И выглядела она после сессии отдохнувшей, бодрой и радостной. Спасибо за сказкотерапию!

Клиент №2. Проблема — плохие взаимоотношения с матерью

Н., 50 лет. Обратилась по поводу того, что очень устаёт на работе. Работа связана с выращиванием рассады, устаёт физически. Но несколько уточняющих вопросов позволили прояснить, что устаёт не столько от работы (на утро от физической усталости не остаётся и следа), сколько от постоянно гнетущего чувства обиды на маму. Н. после окончания школы сразу постаралась выйти замуж, лишь бы уйти от мамы. С тех пор отношения так и не наладились. В последнее время это усугубилось попытками матери выгнать невестку с детьми из дома своего погибшего сына. Н. было против этого, что обострило ещё больше их отношения. Со слезами стала рассказывать, как она ненавидит свою мать. И не видит никаких возможностей изменить взаимоотношения.

Н. было предложено написать сказку по её проблеме. Она отнеслась к такому заданию с готовностью. Работала очень увлечённо. С первых же строк написания сказки слезы буквально ручьём полились из её глаз. Писала она, по-детски всхлипывая. Наблюдая за ней со стороны, я видела, что сам процесс творчества глубоко эмоционально вовлёк её в какой-то другой мир.

Название сказки она написала по окончании. Прочитала вслух сказку со слезами. Настоящий момент обозначила в том месте, где одна из сестёр захотела, чтобы мама снова стала такой, как в далёком детстве. Потом, подумав, исправила: уже пришла к Фее. Посмотрела на меня с надеждой. Она ассоциировала в своей сказке с Феей психотерапевта. Обсудив совместно сказку, я обратила внимание, что сказка не имеет конца (в первоначальном варианте она заканчивалась советом Феи, что маму надо полюбить). Я сказала, что, как психолог, не могу дать ей такой совет и не знаю, как я могу вызвать в ней любовь к матери. Я предложила ей написать конец сказки, напомнив, что все сказки имеют счастливый конец. После этого предложила ей написать другую сказку, в которой она (т.е. одна из сестёр) сама смогла найти решение этой проблемы. Написание второй сказки также вначале сопровождалось слезами, а потом она на минуту задумалась, и через какое-то время строчки как будто сами ложились на лист, она едва успевала записывать то, что диктовало её внутреннее бессознательное. Когда она читала вторую сказку, её глаза блестели от счастья. Она, едва дочитав сказку, вскрикнула радостно: «Я поняла все! Я всю жизнь ревновала свою маму к её мужчинам! Я очень люблю свою маму. « Произошёл катарсис, глубокое прощение своей матери.

Данная техника сотворило чудо: менее чем за 2 часа клиентка разрешила на очень глубоком уровне свою проблему: осознала, что лежало в основе её ненависти к матери, смогла простить её и понять, как она любит свою мать. После сеанса у клиентки появилось чувство огромного облегчения за многие годы. Я уверена, что это поможет ей построить новые отношения с матерью.

Второй опыт по использованию сказкотерапии на практике показал возможности самого клиента в решении собственных проблем при незначительном участии психолога. Данная методика позволила в увлекательном творческом процессе за короткое время разрешить серьёзную многолетнюю проблему клиентки.

Клиенты №3. Проблема — частые конфликты и непонимание между супругами

За консультацией обратилась супружеская пара, совместное проживание которых в течение 10 лет сопровождалось постоянными конфликтами, взаимными обидами, претензиями, непониманием. Для каждого — это повторный брак. Обратились накануне отпуска, который они боялись провести вместе, т. к. отношения были напряжены. Предыдущие два отпуска провели врозь. И со слов жены, если и в этот отпуска муж отправится один, для жены будет означать, что нужно принимать решение о разводе.

В ходе консультационной беседы супругам было предложено каждому в отдельности написать свою сказку про своё видение проблемы в семье. После написания сказки, каждый из них вслух зачитал свою сказку. Сказки соответствовали теме. Анализ проводился поочерёдно с каждым из клиентов. Первая сказка назвалась «Как муж (жена) счастье искал(а)». Ассоциации: Принц (муж). Принцесса — жена (в сказке у мужа), Принцесса (жена), Иванушка-дурачок (муж) — у жены. Конец сказки устраивал обоих и был схожим. По ходу обсуждения выяснилось, что муж тоже не возражает, чтобы сказка закончилась более счастливо — рождением совместных детей. Но в обеих сказках было не совсем понятно, как именно пришло счастье в семью. Было предложено написать вторую сказку, в которой была большая активность каждого в решении проблемы. В сказке у мужа активность проявилась в желании обсудить открыто, что «нашептал Змей Горыныч» каждому и постараться услышать другого без обвинений, а с пониманием, что такова ситуация (виноват Змей Горыныч). В сказке у жены произошло осознание попробовать просто дать возможность выговориться мужу. Но самое важное — жена осознала, что никогда не говорила мужу о том, что бы она хотела. А все время обвиняла и предъявляла претензии. Впервые через сказку словами Принцессы она призналась мужу, что хочет свой дом. Совместное обсуждение сказок позволило избежать защит и увидеть позицию другого; осознать, что никто не виноват. Есть проблемная ситуация и она разрешима, если отнестись к ней как к общей проблеме и объединить усилия по её разрешению, а не пребывать в конфронтации. Таков бы итоговый ответ на вопрос каждому в конце, что вы узнали нового. Конец новой сказки был очень желаем для обоих. Принцесса разглядела в своём Иванушке настоящего Рыцаря, нежного и любящего. И поняла, что главное — это взаимопонимание.

Данная техника помогла супругам в осознании проблемной ситуации, не как безвыходной (когда только чудо может помочь), а как к новой задаче, решаемой совместно. Появилось направление, в котором им следует двигаться — это открытое обсуждение проблемных ситуаций. Впервые на сказкотерапии они увидели, что являются союзниками в достижении общей цели. Сказкотерапия помогла мужу восстановить свою здоровую самооценку, он снова почувствовал в себе Рыцаря. Дополнительно в ходе обсуждения сказки было предложено небольшое упражнение по осознанию, когда мы реагируем болезненно на критику. Произошло восстановление здоровых границ каждого, осознание, что семья — это «ты+я». Попытка обвинять другого и изменить его — это не решение проблемы. Итогом этой сказкотерапии было желание каждого после совместно проведённого отпуска прийти на личную терапию. Появился интерес попробовать использовать все на практике.

Данная техника и в третьем опыте по использованию раскрыла для меня свои возможности по работе в паре. В данной консультации я увидела возможности сочетания сказкотерапии с транзактным анализом и другими методиками, которые подключала по ходу. Положительный итог подтвердился, когда на следующий день позвонила жена и попросилась на личное консультирование. Она сразу же сообщила, что муж очень доволен итогом сказкотерапии, хотя он очень не хотел идти к психологу, поддался уговорам жены. Для меня было интересно, как взрослый, солидный мужчина с детской радостью включился в творчество. И мои сомнения по поводу того, как предлагать сказкотерапию в консультированию рациональных и деловых мужчин развеялись.

В ходе собственного сочинения сказки у клиентов появляется надежда на счастливый конец, уверенность в собственных силах в решении задач, настрой на позитив. Процесс творчества незаметно переключает клиента с негативного восприятия ситуации и безвыходности на энергичное желание построить своё счастье и веру на самый счастливый конец. Сказкотерапия — ближайший путь к ресурсному состоянию клиента. В ходе сказкотерапии сам по себе разрешается вопрос разделения ответственности с клиентом. У клиента появляется опора на себя и ощущение внутренней силы, гордость и радость от собственных достижений. Сказкотерапия — эффективный инструмент психолога!

samopoznanie.ru

COMMENTS