Сочувствие, что это такое и нужно ли ему учиться

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание

Эмоциональная система каждого из нас рождает самые разные варианты своего проявления. Одним из таких проявлений является сострадание. Именно о том, зачем нужны сострадание и сочувствие в повседневной жизни мы и поговорим сегодня.

Зачем нужно сострадание к другим

Само понятие сострадания описано во многих источниках, но, тем не менее, мы все по-разному его понимаем и проявляем. Самым распространенным, судя по многочисленным опросам, является представление сострадания как чувства, проявляемые к другому живому существу, в виде жалости, соболезнования, совместных страданий и других подобных эмоций.

О том, что включает в себя сострадание можно долго и много говорить, но лучше мы остановимся на вопросе, зачем нужно сострадание и выделим ряд следующих преимуществ от таких эмоций.

Само чувство сострадания проявляется у нас не к каждому живому организму, а очень выборочно. Такая избирательность, прежде всего, связана с нашим отношением к конкретному человеку, животному, растению. Сам эмоциональный всплеск в момент сострадания направляется в помощь субъекту, который вам далеко не безразличен. Из чего следует, что с помощью сострадания можно четко определить, насколько близок вам человек, животное или другой субъект на который направляется данная эмоция.

Вторым преимуществом сострадания является развитие инстинкта самосохранения. При переживании подобных эмоций головной мозг находит для себя конкретных выход при возникновении похожих ситуаций в вашей жизни. Тем самым заранее себя оберегает.

Третьим преимуществом, конечно, является наше духовное развитие при переживании подобных эмоций. Следствием такого развития будет и повышение уровня самооценки, и повышение уважения со стороны окружающего социума.

Все описанные преимущества рассмотрены по отношение к сострадающему лицу, а какие же плюсы от проявления таких эмоций в свой адрес имеет сострадающий?

Тут ответ однозначен, и совпадает как у специалистов, так и обычных людей – облегчение эмоционального груза. Имеется ввиду, что энергетический фон субъекта восстанавливается до комфортного состояния страдающего, при оказании ему поддержки в сложной жизненной ситуации. Соответственно повышается настроение, жизненная сила для борьбы с наступившими трудностями.

В заключении необходимо сказать, что существует множество мнений по поводу пользы или вреда которые приносит сострадание, но выбор на проявление такого рода эмоций остается только за вами.

Зачем нужно сочувствие людям

Поделившись в очередной раз со своими неприятностями с друзьями, получив свою долю сочувствия с их стороны, мы благополучно забывает об этом. И почему то редко кто из нас задумывается, зачем нужно сочувствие и что оно представляет собой?

Не будем вдаваться в монотонные подробности происхождения самого слова «сочувствие», а сразу перейдем к его пониманию обывателями в повседневной жизни.

У каждого конечно свои ассоциации с этим словом и своё индивидуальное понимание его, в связи с этим просмотрев множество разных доводов, выводов и суждений, размещенных как интернет пользователями, так и специалистами, предложим свое определение сочувствия. «Сочувствие представляет собой обоюдные, совместные эмоции, возникающие по причине появления каких-либо событий в жизни у одного из лиц».

Сама суть сочувствия включает в себя как переживания по поводу негативных событий, так и радость положительных вестей. Но в суете дней устоялось понимание сочувствия как сопереживания неприятным жизненным обстоятельствам.

Истинное сочувствие требует немалых эмоциональных затрат для своего осуществления и соответствующей настройки на душевное состояние определенного человека. Но, несмотря на это, мы ежедневно пользуемся сочувствием окружающих и сами его оказываем близким людям. То есть оно является важным аспектом нашей жизни, но все же зачем нужно сочувствие?

Ответов на этот вопрос так же много как нас с вами, среди них и поддержка в трудный момент жизни, и определенное развитие нашей личности в социуме, и даже обыкновенное любопытство к жизни окружающих людей. Можно перебрать еще множество и множество причин, которые определяют значимость сочувствия, но хотелось бы, остановится на рекомендациях по рациональному применению такой эмоции как сочувствие.

Как бы Вам не хотелось всем на свете посочувствовать, все же соблюдайте осторожность. Ваша нервная система не выдержит столь большого груза отрицательной энергетики, которую вы систематически получаете.

Если чаще всего вы сочувствуете всем невзгодам, прилетевшим на плечи других, то тогда сочувствуйте и тем радостям, которые ниспосланы им. Положительные эмоции, полученные Вами от прекрасных новостей, хоть как то компенсируют отрицательные.

Помните, что форма, в которой вы выражаете сочувствие, может, как разжечь желание человека бороться с трудностями, а может и наоборот ослабить стремление и возможность сопротивляться жизненным инцидентам. Поэтому лучше выбирать приободряющие слова, такие как: «Все у тебя получиться», Ты сильный, совсем справишься» и тому подобные.

Лучшее сочувствие проявляется не только на словах, но и в конкретных действиях. Так что будьте готовы к оказанию реальной помощи человеку в отношении, которого вы проявляете сочувствие, если конечно хотите чтобы оно имело действие.

Мы надеемся, что данная статья была для вас не только познавательной, но принесет вам не малую пользу, ведь теперь вы знаете, зачем нужны сострадание и сочувствие.

www.astromeridian.ru

Эмпатия: Как научить ребенка проявлять сочувствие по отношению к другим детям?

Эмпатия — очень важная способность, которой должен обладать каждый человек. Она нужна не только для того, чтобы иметь возможность полноценно существовать в обществе. Но и для того, чтобы понимать чувства других людей. Избегать с помощью этой способности конфликтов.

Мы расскажем о том, как научить ребенка проявлять эмпатию. А также разберем, что это такое. И какие ее виды бывают.

Об эмпатии

Эмпатия — это сочувствие. Способность человека осознавать, что в тот или иной момент испытывают люди. И сопереживать трудностям, проблемам, с которыми они столкнулись.

Ребенок, у которого хорошо развита эмпатия, понимает чувства других людей. Осознает, как подбодрить их в те или иные моменты. А также понимает, как не усугубить уже плачевное состояние человека.

Более развитые чувства эмпатии приводят к тому, что ребенок начинает осознавать не только то, о чем переживает другой человек. Но и переносит эти эмоции на себя. Помогает ребенку или животному, попавшему в беду.

При этом, понимать эмпатию, как чувство, которое обязательно заставит ребенка что-либо делать по отношению к другому человеку, не нужно. Сочувствие может остаться только «на словах». Вмешиваться в жизнь другого человека ребенку не обязательно.

Виды эмпатии

Существует три вида эмпатии. Давайте рассмотрим их.

Когнитивная эмпатия

В рамках когнитивной эмпатии, ребенок на подсознательном уровне понимает, что испытывают другие дети. Он проводит параллели с аналогичной ситуацией, которая, возможно, была у него до этого. И, благодаря эмпатии, понимает, что другой ребенок чувствует в тот или иной момент.

Эмоциональная эмпатия

Эмоциональная эмпатия позволяет ребенку видеть, какие эмоции появляются у другого человека. И сопереживать ему в ходе диалога. Те чувства, которые испытывает собеседник ребенка, он перенимает на себя. И проецирует те же реакции, что и у человека, с которым беседует.

Действенная эмпатия

Действенная эмпатия является одной из самых развитых способностей этого типа. В рамках нее, ребенок не только понимает, что происходит в голове у другого человека. Но и старается помочь ему справиться с определенной проблемой.

Как понять, что у ребенка отсутствует или плохо развита эмпатия?

Бывают ситуации, в рамках которых у детей наблюдаются проблемы с эмпатией. Они либо слабо сопереживают другим людям. Либо и вовсе не делают этого.

Прежде всего, вам нужно определить, есть ли у ребенка проблемы с эмпатией. Давайте рассмотрим, в чем это проявляется.

Ребенок неаккуратно обращается с домашним животным

Дети с плохо развитой эмпатией безразлично относятся к домашним животным. Они дергают их за хвосты. Носят по всей квартире. Бьют по носу, хвосту. И так далее.

Ребенок бьет других детей, когда ему нужно добиться определенной цели

Дети с плохо развитой эмпатией не видят рамок во время процесса достижения своей цели. Например, когда они играют в песочнице, и хотят занять определенное место, то могут с легкостью толкнуть другого ребенка. Или ударить его. При этом, абсолютно не чувствуют себя виноватыми.

Ребенок не жалеет родственников, когда они плачут

Отсутствие эмпатии заключается и в том, что дети не проявляют сочувствие к бабушкам, мамам. Когда те плачут, подростки считают, что через некоторое время это прекратится. И не вмешиваются. Хотя маме и бабушке нужна их моральная поддержка.

Ребенок не помогает другим людям

Конечно, разговаривать с незнакомцами на улице нельзя. Однако, когда семнадцатилетний подросток не помогает безобидным людям (например, пенсионерам) — тоже довольно плохо. Это сигнализирует о том, что у ребенка наблюдаются проблемы с эмпатией.

Ребенку безразлична боль людей или животных

Эмпатия проявляется и в том, что ребенку не жалко людей или животных. Например, когда он идет по улице и видит птичку с поломанной лапкой, он не обращает внимания на ее проблемы. А просто проходит мимо.

Как научить ребенка эмпатии?

Сформировать у ребенка эмпатию по отношению к другим людям можно. При условии, что у малыша нет никаких психологических проблем. Научиться эмпатии не могут только те детки, которые болеют психопатией. Также, сочувствию не подвержены и малыши с аутизмом.

Давайте рассмотрим самые действенные способы по тому, как развить у ребенка эмпатию.

Демонстрируйте ребенку эмпатию

Чтобы ребенок научился сочувствию, родители должны подавать ему в этом пример. Регулярно проявлять эмпатию по отношению друг к другу. С самого раннего возраста. Даже когда ребенок еще плохо понимает, что происходит вокруг.

Демонстрировать эмпатию можно следующим образом. Вам нужно проявлять по отношению к своему супругу/супруге эмоции сочувствия. И в обязательном порядке их называть. Например, если супруг ударился ногой о тумбочку, вы можете подойти к нему и сказать: «Мне жалко, что тебе так больно. Давай обработаем твой палец».

Научите ребенка понимать свои эмоции

Вам нужно научить ребенка понимать испытываемые им чувства и эмоции. Сделать это можно с помощью их называния:

  • Когда малыш начинает плакать, вам нужно сказать: «У тебя плохое настроение. В данный момент ты плачешь».
  • Если малыш случайно ударился о предмет мебели и начал плакать, скажите ему: «Ты испытываешь боль».
  • Если вы вынуждены отвести малыша в детский сад и пойти на работу, но он плачет, поговорите с ним. Скажите: «Тебе очень грустно, малыш. Мне тоже не хочется от тебя уходить. Но я вынуждена идти на работу. Не беспокойся, я приду за тобой через несколько часов. И мы поиграем».

После этого разговора ребенок на подсознательном уровне поймет, что высказывать свои эмоции — очень важно. Поскольку если сделать это, то можно получить отклик от того, к кому они проявляются.

Научите ребенка самостоятельно идентифицировать эмоции, которые у него появляются

На следующем этапе ребенку предстоит начать самостоятельно разбирать, какую эмоцию он чувствует в конкретный момент времени. Ваша задача — только лишь узнавать у него по поводу тех или иных чувств. Делать это можно с помощью следующих вопросов: «Какие эмоции ты испытываешь в данный момент?», «Как ты себя чувствуешь?», «У тебя хорошее настроение?».

Научите ребенка понимать, какие эмоции испытывают другие люди

Когда ребенок научится идентифицировать то, что чувствует сам, нужно переходить к следующему этапу. Обучению тому, как понимать, какие эмоции испытывают другие люди, животные. Например, вы можете спрашивать: «Что, по твоему мнению, сейчас происходит в мыслях этого ребенка? Какие чувства испытывает эта кошка/собачка? Какие эмоции переполняют персонажа этого произведения?». И так далее.

На первых этапах вам предстоит самостоятельно говорить, какие чувства испытывает тот или иной герой. Но в будущем ребенок сам сможет делать это.

Подсказывайте ребенку, какие чувства испытывают люди в тех или иных ситуациях

Если во время прогулки вы заметите, как с другим человеком произошла чрезвычайная ситуация, обратите на это внимание ребенка. И прокомментируйте чувства, которые испытывает пострадавший. Предположим, вы гуляли по улице. Увидели, как другой малыш упал на асфальт и начал громко плакать. В этом случае вам нужно прокомментировать ситуацию следующим образом. «Обрати внимание на ребенка. Он упал на асфальт. Почувствовал боль в коленке. И поэтому теперь плачет».

Повторяйте это упражнение много раз. На протяжении нескольких недель. Спустя это время, ребенок научится понимать причинно-следственную связь чувств, эмоций.

Научите ребенка действенной эмпатии

Когда ребенок научится просто сочувствовать, можно переходить к следующему этапу. Действенной эмпатии. В рамках нее, ребенок должен научиться не только сопереживать, но и помогать другим людям.

Смоделируем ситуацию. Вы с малышом играетесь в песке. Лепите пасочки. К другому ребенку подходит хулиган и ломает его песочный замок. Владелец дворца начинает плакать.

Вы должны сказать своему ребенку: «Малыш плачет из-за того, что хулиган сломал его замок. Это привело к тому, что ребенок очень расстроился. Как считаешь, если мы предложим ему заново построить замок, он перестанет плакать?».

Сочувствие, что это такое и нужно ли ему учиться
www.vikids.ru

Сочувствие и сострадание: нужны ли современному человеку эти качества?

Что такое сострадание и сочувствие

Но важно понимать, что представляет собой сострадание и сопереживание. Эти чувства делают человека лучше. Нередко данные понятия используются в виде синонимичных слов, считается, что это одинаковые эмоции.

Если вникнуть в эти слова, то сочувствие является совместным переживанием некоторых эмоций, а сострадание – общим страданием по причине чего-либо. Оба термина означают, что личность проходит вместе с другим человеком его радость и горе, беду. Оба чувства вызваны ситуацией, когда требуется жалость и поддержка. Но это разные эмоции, которые требуется проявлять, если они поистине нужны.

Сострадание и сочувствие – схожие эмоции, но главное отличие заключается в их проявлении.

Нередко можно услышать, что в современном мире сострадать и сочувствовать способны только верующие или бедные люди, а богачи ни о ком не думают, если это не способствует их благополучию. Есть мнение, что на сегодняшний день на одного поистине сочувствующего человека есть 1000 тех, кто завидует другим. Причиной подобного мнения выступает характер самой личности. Равнодушные люди не могут испытывать подобные чувства.

В обыденной жизни мы проявляем такие эмоции с учетом конкретных ситуаций. К примеру, один подаст просящему, а другой пройдет мимо. Наибольшее сострадание проявляется людьми по отношению к их пожилым родителям, заболевшим детям, друзьям.

Часто при проявлении сострадания мы можем обидеть человека, которому не нужна жалость. Кроме того, истинное сострадание наносит вред. Если доктор сострадает больному, чересчур переживает, то заболевает сам. Потому ему необходимо только сочувствовать, но не сострадать.

Проявить сочувствие – это выслушать собеседника, понять его эмоции. Для этого их придется пропустить через себя. Искренне сочувствующие люди расстраиваются и переживают точно так же, как и тот, кому это сочувствие требуется. Это вселяет в человека веру и помогает ему забыть тревоги. Сочувствие делает людей добрыми.

Зачем нужно сострадание человеку

Но зачем нужно сострадание и сочувствие? Если вы эмоциональная личность, и у вас чересчур проявляется данное чувство, то вы замечали за собой, что вам трудно чувствовать страдания других. Чужая отрицательная энергия обвивает вас, вы перестаете ощущать радость жизни. Сострадание воздействует угнетающе, забирает силу.

Нельзя чрезмерно погружаться в страдания других людей. Важно уметь остановиться и не нанести вред себе чужими несчастьями.

Кроме того, если постоянно сочувствовать одной личности, то это приносит вред и ей и вам. Постоянное сострадание становится причиной того, что вы неумышленно препятствуете осознанию ответственности за собственные действия страдающему человеку. По причине постоянного сочувствия личность ощущает свою слабость, нужду в посторонней помощи. Подобные люди не способны жить своей самостоятельной жизнью, им всегда требуется поддержка со стороны.

Потому важно не просто уметь сопереживать, но и ощущать границу, когда требуется оградить себя от чужих эмоций. Мера нужна во всем.

Как правильно сочувствовать человеку

Чтобы не нанести себе вред, необходимо знать, как правильно сочувствовать человеку:

  • требуется понять, кто вызывает подобное чувство – близкие или все окружающие? От кого идет отрицательная энергетика? Когда вы ощутите, что чересчур близко принимаете чужие переживания, пробуйте сдерживать эмоции. Не стоит окунаться в чужие проблемы. Поддержите человека, убедит его, что он не один. Но решение для ситуации ему требуется искать самому;
  • учитесь концентрироваться и возвращаться в исходное состояние, когда понимаете, что окунаетесь в чужие проблемы. Прерывайте беседу, пока не ощутите, что способны нормально понимать ситуацию. Запомните, что все ваши чувства воздействуют на организм. По этой причине для нормального состояния тела и души важно испытывать по максимуму позитивные переживания;
  • сумейте своевременно переходить от неосознанного сочувствия к осознанному действию. Всякий раз, когда стараетесь избавляться от сострадания к другим, вы почувствуете вину. Но не стоит считать себя человеком, лишенным сострадания. Для поддержки необязательно пропускать сквозь себя отрицательную энергетику. Выслушайте, но не переживайте чрезмерно сильно. Учитесь самозащите от негатива и излишнего сочувствия.

Конечно, важно оставаться добрым человеком. Все мы обязаны помогать друзьям и близким. Но делать это возможно и без вреда себе. Важно поддержать баланс собственного организма, чтобы почувствовать личное счастье.

Воспитание сочувствия и сострадания у детей

Стоит заметить, что с раннего детства серьезное внимание требуется уделить воспитанию в детях сострадания и сочувствия. Ребенок, который не способен проявить такие эмоции, вырастает жестким и эгоистичным, а иногда становятся истиной бедой родителей и себя самого.

Умение сострадать и сочувствовать другим есть только у тех детей, чьи родители показывают подобные пример своим поведением. Дабы малыш заботился и сопереживал другим, когда у них проблемы, необходимо с раннего возраста оградить его от наказаний.

Воспитать подобные качества в детях можно только собственным примером. Родителям важно показать ребенку, как следует себя вести.

Если мама и папа проявляют взаимную вежливость, а также вежливы с другими людьми, показывают заботу, то и малыш привыкнет аналогично себя вести. Исследователи выяснили, что в семье испытывать сочувствие и сострадание больше способны мужчины. Но ведь мы привыкли считать, что они сильнее, потому показывают меньше чувств. Когда женщине плохо, мужчина помогает, не просто сочувствуя, а проявляя сострадание и заботу. Он готов круглые сутки помогать любимой.

Что касается женщин, то они способны испытывать сочувствие короткий промежуток времени. Это потому, что при недомогании мужчины, женщина, видя его эмоции, сначала чувствует сострадание. Но потом, заметив, как он пытается показаться сильным, сострадание у женщины проходит.

Даже если мужчины высказывают жалобы на жизнь, они не готовы к состраданию окружающих. При проявлении сочувствия к мужчинам, есть шанс зацепить их самолюбие, ведь все представители сильного пола боятся казаться слабыми.

Чем руководствоваться в жизни

В некоторых ситуациях сложно понять, чем руководствоваться в жизни – разумом или сердцем. Не существует однозначного правильного ответа. Каждая ситуация требует особого подхода. Ошибаться способно и сердце, и разум.

Стоит проводить логический анализ ситуации, принимать важные решения, учитывая мнение разума и знания. Все мы каждый день используем опыт и знания на практике, пользуемся разумом. Большинство решений приходит принимать, используя веление разума, ведь некоторые вещи в жизни просто неуместны. Вы же не идете через дорогу, как вам хочется, без соблюдения правил. Это станет причиной катастрофы рано или поздно. Применяя знания, мы убеждаемся в безопасности, а только потом решаем, что предпринять.

Но если дело касается собственных эмоций, желаний, то разум становится мешающим элементом. В сердечных делах часто приходится жить сердцем, отключая логику. Часто человек не способен сделать что-то, исполнить собственную мечту, поскольку боится последствий. Но в подобной ситуации лучше верить зову сердца, а не разума, чтобы в будущем не сожалеть.

Сочувствие, что это такое и нужно ли ему учиться
sunmag.me

Урок «Сочувствие, сострадание, сопереживание, отзывчивость»

развивающие цели: развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме, обучать приемам самоанализа выполненных работ, монологической речи учащихся;

обучающие цели: систематизировать и обобщить знания по теме “Лексика” через комплексный анализ текста, расширить знания и словарный запас учащихся;

воспитывающие цели: воспитывать умение слушать отвечающих учащихся; воспитывать отзывчивость, участливое отношение к переживаниям других.

Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.

Методы: наглядный, частично-поисковый.

Технологии: элементы технологии развития критического мышления.

Оборудование: презентация по теме, интерактивная доска, задание по технологии Smart-Notebook, конверты с заданиями, клей-карандаш.

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается
Век за веком земля нет ленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.

I этап – организационный момент. (Упражнение “Импульс” для создания внешней и внутренней (психологической) готовности учащихся к уроку).

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

— Начнём сегодняшний урок с упражнения “Импульс”, оно поможет установить нам более доверительные отношения. Разговор у нас с вами будет очень откровенным.

Примечание. Упражнение “Импульс”. Участники сидят за партами. Учитель просит всех взяться по цепочке за руки, затем пожимает руку ученика, сидящего ближе к учителю, и просит его передать импульс рукопожатий по цепочке. После того как волна рукопожатий доходит до последнего ученика, учитель начинает урок.

II этап – подготовка к основному этапу урока.

  • Слайд 1. (Младенец.). Презентация

— Для чего рождается человек? Над этим вопросом стоит поразмышлять. Вы как считаете? (Ответы учащихся.)

— Да, сколько людей – столько и мнений. А теперь послушайте мнение известного современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет над вопросом, с которого мы начали урок. С какого вопроса начали урок? (Ответы учащихся.)

2. Чтение и обсуждение эпиграфа. (Записано на обратной стороне классной доски.)

— По мнению поэта, человек рождается для того, чтобы сделать мир вокруг себя светлее. Так ли это? Почему тогда мир вокруг нас не делается лучше? Вы замечали, что не хотите смотреть за маленьким братиком и сестрёнкой, а хотите поиграть с друзьями? Всегда ли вы внимательные и чуткие к окружающим? Неужели ничего нельзя изменить? (Ответы учащихся.)

— Где искать ответы? Что нужно делать в таких случаях? Наш помощник – художественная литература. Сегодня для работы я хочу предложить вам отрывок из повести Владимира Короленко “В дурном обществе”.

  • Слайд 2. (Иллюстрация отрывка.)

3. Чтение отрывка учеником. Приложение 1

4. Беседа по тексту.

— Вася понимал, что его накажет отец, когда узнает, что кукла пропала. Почему тогда он это сделал? (Он переживал за здоровье другой маленькой девочки, жалел её.) Жалость – это что? Это чувство? По-другому жалость ещё как называют?

  • Слайд 3. (Значение слова “Сочувствие”.)

— В словаре И.С. Ожегова написано: Сочувствие – это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

— А Соня умеет сочувствовать чужому горю?

— А как проявилось сочувствие Васи? Посмотрим на доску, на записи. (Действием.)

— И пусть сочувствие не остается просто чувством, а станет действием.

— Другим главным героем, совершившим чудо, является … ? (Кукла)

  • Слайд 4. (Кукла.)
  • — Какими словами Короленко заменяет слово “кукла” в нашем тексте? (Кукла —> барышня —> дочка.)

    — Как называются такие слова? (Синонимы.)

    — Какой раздел науки о языке изучает синонимы? (Лексика.)

    — Какие слова ещё изучает лексика? (Омонимы, синонимы.)

    — Значит, что мы сегодня будем повторять? (Омонимы, синонимы, антонимы.)

    III этап – этап сообщения целей и темы урока.

    — Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока.

    — Вспомните ещё раз синонимы слова “сочувствие”. “Сочувствие, сострадание, сопереживание, отзывчивость”. Это будет тема нашего урока, на котором повторим, обобщим омонимы, синонимы и антонимы, а также вспомним фонетику и морфемику.

    • Слайд 5. (Тема урока.)

    — Повторяя и обобщая эти темы, мы будем составлять кластер по нашему главному, ключевому слову. Вспомним это слово. (Сочувствие.)

    IV этап – основной этап, обобщение пройденного материала.

    5. Тест. Приложение 2

    — Продолжим урок с индивидуальной работы. Проверим ваши знания. Выполните тест.

    — Проверим.

    • Слайд 6. (Ответы теста.)

    6. Фонетический разбор.

    — Я вам выдам конверты, в которых есть карточки-клавиши от пишущей машинки. Наклейте транскрипцию слова “сочувствие” и выполните задания на конверте.

    Сочувствие [сачуств‘ийэ] 10 букв, 10 звуков.

    — Приклеим к нашему ватману, посередине которой наше ключевое слово, одну из работ учащихся. (Ученик выходит и приклеивает.)

    7. Разбор слова по составу.

    — Дальше будем работать парами. Произведите разбор по составу слова “сочувствие”. Не забудьте привести однокоренные слова.

    Один ученик работает на доске. (Продолжается работа по составлению кластера.)

    1-ое задание. На интерактивной доске.

    2-ое задание. Найдите из текста синонимы к слову “девочка”, “надежды”. Найдите антоним к слову “увядать”.

    Один ученик записывает синонимы и антонимы к слову “сочувствие”. (Продолжается работа по составлению кластера.)

    9. Кластер.(Работа на интерактивной доске) (Составляется кластер на грамматическую тему.)

  • Слайд 7. (Кластер “Разделы языкознания”.)
  • — Как называется наука, которую мы сейчас изучаем?

    — Какие разделы науки о языке мы изучили?

    — Что изучает фонетика? Морфемика? Лексика?

    V этап – подведение итогов занятий.

    — Наш урок начался с двух противоположных мнений: 1) человек родился для того, чтобы сделать мир вокруг себя светлее, добрее и 2) человек не всегда исполняет это своё назначение на земле. Сделав анализ текста, мы поняли, что сочувствие должно стать действием. А понять это нам помогла литература.

    — В заключение урока мне хотелось бы рассказать индийскую притчу “Про мальчика и морские звёзды”.

    • Слайд 8. (Иллюстрация к притче.)

    Человек шёл по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звёзды. Казалось, на песке – миллионы морских звёзд, берег был усеян ими на много километров.

    — Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? – спросил человек. Подходя ближе.

    — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

    — Но это просто глупо! – закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

    Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновенье задумался, бросил её в море и сказал:

    — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

    — А вы кому-нибудь помогаете, участвуете в каких акциях? (Ответы учащихся.)

    VI этап – напишите сочинение об одной ситуации, когда вы испытывали сочувствие.

    Несколько учащихся читают свои сочинения, а остальные сдают.

    VII этап – рефлексия.

    — Ребята, предлагаю вам оценить по пятибалльной системе:

    • свою работу в процессе общения (я),
    • работу всего коллектива (мы),
    • работу создания кластера всем классом (дело).

    VIII этап – домашнее задание.

    — Учащиеся, не успевшие написать сочинение на уроке, докончить дома.

    — Напишите свой конец повести. Если бы была жива Маруся, подружилась бы она с Соней? Какой выросла Соня? Каким Вася?

    Сухая Н.В. Метапредметный подход при формировании социально-ценностной направленности личности старшеклассника на уроке русского языка. – Народное образование Якутии. — №1 (85). – 2013.

    urok.1sept.ru

    Чужое горе: нужны ли сочувствие и сострадание

    Помогать другим в тяжелое для них время — поистине уникальная и прекрасная особенность человеческой природы. И то, как мы это делаем, сильно влияет на наши социальные связи с окружающими. Понимая разницу между эмпатией и сочувствием, мы сможем лучше реагировать на страдания других.

    Эмпатия или сочувствие

    » data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.mindvalleyrussian.com/blog/wp-content/uploads2/2018/06/222.jpg?fit=200%2C300&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.mindvalleyrussian.com/blog/wp-content/uploads2/2018/06/222.jpg?fit=200%2C300&ssl=1″ src=»https://i1.wp.com/www.mindvalleyrussian.com/blog/wp-content/uploads2/2018/06/222.jpg?resize=200%2C300&ssl=1″ alt=»Эмпатия или сочувствие» width=»200″ height=»300″ data-recalc-dims=»1″ />Сочувствие обычно считают доброжелательным отношением к страданиям других. Тем не менее, именно эмпатия имеет больше потенциала обрести прочную связь с теми, кому вы хотите помочь. Способность к эмпатии занимает более высокую позицию в эмоциональном спектре, чем сострадание. Эмпатия — это мощная социальная способность, которая отделяет истинно заботливых людей от посредственных.

    Как же разница между эмпатией и сочувствием влияет на наши отношения с другими людьми?

    Эмпатия — что это такое простыми словами

    Желание найти подход к человеку и понять его – ключевые составляющие эмпатии. Слово «эмпатия» пришло из греческого языка – «эм» означает «внутри», а «пафос» означает «страсть», «чувство» или «страдание». Объединение этих слов и дает начало понятию сопереживания.

    Эмпатия включает в себя множество эмоциональных состояний, но все типы эмпатии объединяет общая тема связи между людьми. Обычно мы представляем себе эмоциональную эмпатию, но примерами эмпатических состояний также являются когнитивная эмпатия и соматическая эмпатия.

    Эмпатия – это способность посмотреть на ситуацию глазами собеседника, попытаться ощутить его чувства и мысли. В то же время, вы должны достичь этого таким образом, чтобы не слишком погружаться в чувства других людей. Эмпатия – это практика, при которой вы находите соответствующий личный опыт, и он, в свою очередь, помогает вам прочувствовать чужие ощущения.

    Если вы интересуетесь, как человек себя чувствует, если вы внимательно слушаете и готовы прийти на помощь — это и есть эмпатия.

    Сочувствие — это

    Эмпатия или сочувствие

    » data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.mindvalleyrussian.com/blog/wp-content/uploads2/2018/06/111.jpg?fit=200%2C300&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.mindvalleyrussian.com/blog/wp-content/uploads2/2018/06/111.jpg?fit=200%2C300&ssl=1″ src=»https://i1.wp.com/www.mindvalleyrussian.com/blog/wp-content/uploads2/2018/06/111.jpg?resize=200%2C300&ssl=1″ alt=»Эмпатия или сочувствие» width=»200″ height=»300″ data-recalc-dims=»1″ />Сочувствие в разы лучше апатии (которая подразумевает не чувствовать абсолютно ничего). Тем не менее, если сравнивать эмпатию и сочувствие, сочувствие все-таки второстепенно, ведь ему не хватает внутренней связи, которую легко достичь благодаря эмпатии.

    Сочувствующие люди стремятся мысленно подражать позиции другого человека. Люди, выражающие сочувствие, не учитывают убеждений, страхов и точки зрения другого.

    Сочувствие — это эмоция, которая выражает сострадание по отношению к ситуации, не пытаясь найти какую-то взаимосвязь с другим человеком. Сочувствующие люди зачастую осуждают других и преуменьшают их трудности. Они будут давать советы, не пытаясь по-настоящему прислушаться и понять проблемы других людей.

    Часто сочувствующие люди используют фразу «ну хотя бы…». Например, сочувствующий человек может сказать вам что-то вроде «ну хотя бы ты здоров». Может показаться, что эта фраза должна поддержать, на самом же деле она делает страдания другого менее значимыми, а переживания — ничтожными. Сочувствие — самая малая форма сострадания, ну хотя бы не апатия.

    Сочувствие произошло от греческого слова «сим», что означает «вместе с». Стоит отметить, что ее вряд ли будет достаточно для того, чтобы ощутить истинное сопереживание.

    Примеры эмпатии и сочувствия

    Глубокая темная яма

    Внутренние противоречия — они как глубокая темная яма, в которую падает человек.

    Человек с эмпатией падает в яму вместе с другим человеком, и ощущает, как это – оказаться на дне. Они будут переживать ситуацию вместе и предпримут необходимые действия, чтобы выбраться оттуда.

    Сочувствующий человек будет кричать с вершины ямы и спрашивать, как себя чувствует человек, оказавшийся на дне. Он может в общих чертах понимать, как оно – оказаться на дне глубокой темной ямы, но не захочет оказаться там же.

    Оползень

    Человек, испытывающий проблемы, похож на того, кто застрял в оползне. Человек обездвижен, его окружает скользкая грязь, из которой очень тяжело выбраться. Слишком сопереживающий человек прыгнет в грязь к другому. Теперь они оба по уши в грязи, и оба не могут никому помочь, тем более, друг другу.

    Сочувствующий человек будет стоять рядом с оползнем на сухой земле. Он будет выкрикивать ценные указания человеку, застрявшему в грязи. Он не станет марать руки.

    Человек-эмпат схватит ветку или веревку, и постарается помочь. Он постарается сделать так, чтобы помочь другому, но не застрять самому.

    Река

    Эмоциональная нестабильность похожа на реку, в которой кто-то тонет.

    Апатичный человек проигнорирует тонущего в реке. Он останется безэмоциональным.

    Сочувствующий человек вспомнит о том, как он сам когда-то спасся из реки эмоций. Он будет сопереживать тонущему человеку в меру своих возможностей.

    Человек-эмпат знает, что каждая река – уникальна. Он постарается понять, как это – быть именно этим тонущим человеком в этой реке. Он попробует ощутить то, что чувствует в данный момент этот человек.

    Путь к состраданию проходит следующие этапы:

    • сожаление
    • сочувствие
    • эмпатия
    • сострадание

    Зачастую мы оказываемся где-то между вторым и третьим. Понимание разницы между эмпатией и сочувствием принесет много пользы вам и близким вам людям.

    Если вы чувствуете, что хотели бы выражать эмпатию по отношению к другим людям, но физически не можете этого сделать — возможно, вам не хватает внутренней энергии. Посмотрите вводное видео из программы «Энергетическая медицина» клинического психолога, интегрирующего работу с энергией в процессы лечения, Дэвида Фейнштейна и Донны Иден, автора книг-бестселлеров по версии New York Times. Иден до 30 лет диагностировали рассеянный склероз, у нее был инсульт, но свое нынешнее здоровье и силу духа она приписывает именно энергетической медицине.

    Mindvalley

    Сочувствие, что это такое и нужно ли ему учиться
    www.mindvalleyrussian.com

    COMMENTS