Социальная адаптация детей, инвалидов — проблемы, диагностика

Социальная адаптация детей, инвалидов — проблемы, диагностика

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы
Автор работы награжден дипломом победителя I степени

С каждым годом количество незащищенных слоев населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и граждан с особыми нуждами постепенно увеличивается. К данной категории можно отнести и детей с ограниченными возможностями.

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. По дан­ным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нару­шенным психическим и физическим развитием.

На сегодняшний день у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья возникает множество проблем: трудности в процессе социализации и интеграции в общество; сложности, сопровождающие процесс инклюзивного профессионального образования; обучение в школах, техникумах, колледжах, а также в высших учебных заведениях; трудоустройство; одиночество. Вместе с тем наблюдается нехватка учреждений, которые оказывают социально-значимую и иную поддержку. Таким образом, возникает необходимость создания условий для общения, самореализации, активной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в социокультурную среду.

Цель данной работы – разработка проекта по созданию клуба для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

изучить проблемы социальной адаптации детей с ОВЗ;

проанализировать зарубежный опыт социальной адаптации людей с ОВЗ;

разработать проект по созданию клуба для детей с ОВЗ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

      Категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

Дети с нарушением речи (логопаты);

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Дети с умственной отсталостью;

Дети с задержкой психического развития;

Дети с нарушением поведения и общения;

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [4].

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития

Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве [3].

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.

Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального.

К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.

1.2. Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация — процесс приспособления индивида (группы) к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Социальная адаптация имеет целью обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального опыта, а также его изменение на основе инновационного обогащения. Социальная адаптация предполагает обретение индивидом субъектности для самостоятельного осуществления социальных действий и функций с оптимальными психофизиологическими затратами.

Благодаря социальной адаптации как активному приспособлению человека к условиям социальной среды (среды жизнедеятельности) создаются благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация подрастающего поколения — процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам [1].

Проблема социальной адаптации приобретает особо важное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Меняются принципы и условия реализации социальной политики государства в отношении инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Как утверждают специалисты, современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку- инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями недостаточно эффективно решает их социальные проблемы и требует разработки нового подхода.

Во-первых, предстоит повернуть общественное мнение в сторону детей с ОВЗ. Семьи с детьми-инвалидами традиционно принято относить к бедным и маргинальным. Развивается система социальной поддержки, растет профессионализм социальных работников, специализирующихся на помощи семье, издаются законы, разрушающие физические преграды в жизни инвалидов. Однако символические барьеры сломать порой гораздо сложнее, здесь требуется развитие культурных ценностей гражданcкого общества, таких как толерантность, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав, независимость.

Во-вторых, успешной адаптации детей с ограниченными возможностями препятствуют не в полной мере реализованные мероприятия по охране здоровья, социальной реабилитации, обучению и профориентации, слабая информированность таких детей о возможных методах реабилитации, приоритетах социальной политики, льготах, предоставляемых государством. Для наиболее эффективной адаптации детей с ограниченными возможностями необходима разработка федеральной и региональной политики с учетом физиологических, возрастных, психологических и других особенностей этой группы населения страны и региона.

Следует стремиться к интеграции детей с ОВЗ в «большое сообщество» — иными словами, к преодолению специфики их общественного существования в пользу их включения в единую культуру. Это не означает попытки стереть своеобразие сообщества детей с ОВЗ. Сделать это практически невозможно, да и не нужно. Но необходимо, по нашему глубокому убеждению, стремиться к универсальному, к общечеловеческим ценностям. Методы воспитания должны соответствовать поставленным целям. Необходимо в первую очередь разрабатывать такую методику, которая специфична в своем учете потребностей детей с ОВЗ в духовном развитии, но по содержанию универсальна, по форме является адаптацией признанных приемов общей педагогики к духовным запросам детей с ОВЗ. И лишь во вторую очередь следует вести речь о специфических по форме воспитательных приемах.

В-третьих, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в «большое сообщество» — это двусторонний процесс, приспособление детей к ценностям и нормам данного сообщества, формам его жизнедеятельности; с другой стороны, приспособление самих этих ценностей, норм и форм жизнедеятельности к детям с ОВЗ, их реальным и потенциальным возможностям. Адаптационные изменения затрагивают не только детей, но и социум, в который они интегрируются. Социальная адаптация детей с ОВЗ — это не отдаляющееся движение друг от друга, а открытое движение навстречу друг другу.

ГЛАВА II. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. 2.1. Анализ зарубежного опыта социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В большинстве развитых стран накоплен большой опыт по социальной реабилитации и интеграции детей с ОВЗ и членов их семей; по защите и продвижению прав и интересов данных категорий граждан. В этих странах преобладает социальный взгляд на проблему инвалидности. Он является более эффективным и прогрессивным, чем медицинский, который рассматривает инвалидов просто как больных людей. Социальный подход – комплексный, он позволяет подключать к работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, одновременно несколько специалистов разного профиля — психолога, врача, социального работника и др.

В Швеции дети с ОВЗ независимо от тяжести нарушений живут в семьях, собственных либо приемных. Помощь им оказывают разветвленные сети социальной службы и службы образования. Каждый ребенок закреплен за реабилитационным центром, где им занимается целая команда специалистов: терапевт по двигательным нарушениям (у наших медиков и специальности-то такой нет), психолог, логопед. Консультирует команду специалист в области детской неврологии и реабилитации.

К полутора-двум годам практически все шведские дети-инвалиды начинают ходить в обычные детские сады по месту жительства. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно среди сверстников, к нему прикрепляют помощника. Помощников готовят все те же реабилитационные центры: учат общаться с ребенком-инвалидом, показывают, как пользоваться специальными приспособлениями, как приспособить мебель, чтобы ребенку было удобно играть [5].

Примерно такая же картина наблюдается в школах. Шведы не делят детей на «обучаемых» и «необучаемых», как это до последнего времени делали у нас. Только если у ребенка серьезные нарушения интеллекта, его помещают в специализированную школу

Отлаженная система оказания помощи детям с ОВЗ и их семьям, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в общество, а также обеспечивает принятие таких людей обществом, действует в США. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный подход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке специальных программ.

При разработке и реализации программы раннего вмешательства выполняются две основные задачи:

1) как можно раньше выявить детей с отставанием в психическом развитии и / или с подозрением на сенсорные нарушения;

2) подобрать методы оказания необходимой помощи нуждающимся детям и их родителям.

Для решения первой задачи в США и некоторых странах Западной Европы традиционно оценку развития ребенка с помощью нормативных шкал проводит детский психолог. В зависимости от основных проблем ребенка с ним и его матерью занимается специалист по двигательному развитию, или специалист по языковому и речевому развитию, или специальный педагог. Психологи проводят психологическое консультирование семьи ребенка, при необходимости проводят психотерапевтическую работу с родителями.

В США действует программа «Инклюжен», защищающая права семьи ребенка-инвалида. Ее основы были заложены «Реабилитационным Актом» и законом об обучении детей-инвалидов (1974-1975 гг.), в которые было внесено несколько поправок и дополнений со временем. В 80-е годы ХХ века в США начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и в то же время налагались жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. Для изменения у граждан отношения к инвалидам проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кампания в средствах массовой информации и т.п. Большую роль в этом сыграли и религиозные организации. Таким образом, инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, при этом изменилось восприятие их здоровыми людьми.

В стране имеются общественные организации и клубы для инвалидов, а так же различные фонды. В США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных ребенку-инвалиду по закону, за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.

В США не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.

В Великобритании помощь детям-инвалидам оказывают три группы организаций: частные владельцы домов, обеспечивающих уход за определенную плату; общественный сектор; местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг [2].

Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе с детьми с нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению их навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для подростков с умственной отсталостью функционируют центры профессиональной подготовки.

2.2. Проект «Клуб «Радость» для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Наш проект предполагает открытие клуба «Радость», для детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе Государственного казенного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г.о. Нальчик.

Цель клуба: оказание социально – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи клуба:

Организация индивидуальных занятий по декоративно – прикладному творчеству, привлечение воспитанников в вокальные, музыкальные объединения; учитывая возможности ребенка, к танцам, изучению английского языка и компьютера;

Участие воспитанников в конкурсах, выставках и фестивалях различного уровня;

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к участию в жизни клуба.

Работа в клубе будет основываться на перспективном плане, включающим организационно – воспитательную работу и учебную деятельность на основе индивидуальных программ педагогов дополнительного образования. Программы должны быть адаптированы к условиям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и учитывать особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников клуба должны проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Группы будут сформированы с учетом умений детей и их физических возможностей. Участие ребят в проведении массовых мероприятий позволит заложить базу для социальной адаптации детей с ОВЗ в обществе.

Перспективные направления работы:

«Здоровье. Физическая культура».

Цель: Создание высокоэффективной системы в организации оздоровительно физкультурной работы.

Задачи: Проведение комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий с преимущественным использованием природных, физических факторов, физкультуры, отдыха, учебно-воспитательного процесса и культурно-досуговой деятельности.

«Учеба»

Цели и задачи:

Создание необходимых условий для эффективной помощи ребенку в построении целостной картины мира, для повышения социальной роли личности ребенка как носителя национальной художественной культуры.

Реализация дополнительных образовательных программ по художественно — эстетическому творчеству, естественно – научному, вокально-хореографическому.

В клубе можно открыть следующие объединения:

Социальная адаптация детей, инвалидов - проблемы, диагностика
school-science.ru

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Проблемы адаптации детей-инвалидов

СОДЕРЖАНИЕ:

Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов 6

1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов 6

1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации 12

Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни 16

2.1.Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики 16

2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами 23

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

ВВЕДЕНИЕ

Число детей-инвалидов год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества. Сейчас «оживились» и наука. И практика и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Мировые установки по отношению к понятию «инвалид» определены еще в 1975 г. в Декларации о правах инвалидов. Согласно этой декларации «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. В Советском Союзе понятие «инвалид» отражало потерю трудоспособности. Это отражено в присвоении групп инвалидности при обязательном медицинском освидетельствовании. Практика рассмотрения инвалидности как потери трудоспособности традиционно сохраняется и в наше время.

Очевидно, что несовершеннолетний ребенок трудоспособность потерять не может — он ее просто еще не имеет. Детьми-инвалидами сейчас принято называть имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. — 1997, №1, С. 6.

А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» Руководство по врачебно-трудовой экспертизе в 2-х Т., Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. — М.,1981, с.282.

Однако хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. В отношении детей теперь нормой считается говорить не «слепой», а «ребенок с ослабленным зрением», не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями». Термины «идиотия», «имбецильность», «дебильность» по мнению ВОЗ, должны остаться сугубо медицинскими и не должны иметь отношения к общению с инвалидами.

Все это отражает особенную категорию проблем инвалидов: реабилитацию, социальную интеграцию, социальную адаптацию и т.д. Эти проблемы любой человек с ограниченными возможностями так или иначе обдумывает. Никому из этой категории людей не удастся не решать эти проблемы в той или иной форме. Детям это особенно сложно. И им необходима помощь не только со стороны родителей, но и со стороны всего общества в целом, и конкретных «чужих» людей, в частности.

Данная курсовая работа посвящена исследованию проблем детей-инвалидов через призму их социальной ситуации и таящихся в ней адаптационных возможностей.

Объектом курсовой работы является социальная ситуация детей-инвалидов.

Предметом курсовой работы являются ключевые моменты социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе.

Цель данной курсовой работы исследовать теоретические и практико-ориентированные источники по проблемам адаптации детей-инвалидов в современном рыночном обществе.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

Изучить научную литературу по теме курсовой работы;

Изучить правовые источники по теме курсовой работы;

Выполнить теоретическое исследование проблем детей-инвалидов на основе изученной литературы;

Сделать обобщения и выводы;

Изложить результаты исследования в традиционной форме курсовой работы.

Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов

1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов

Мировая тенденция — утверждать и охранять институт детства. На протяжении 20- го века несколько раз принимались важнейшие документы о правах ребенка, послужившие социально-политическими ориентирами для всего человечества. Необходимость в такой особой защите ребенка, в том числе и больного, «неполноценного», была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года отмечено: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» Конвенция о правах ребенка. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.

Признавая особенные нужды ребенка-инвалида, государства-участники Конвенции разделяют мнение, что помощь ему представляет собой обеспечение эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха. Таким образом, эта помощь приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

Российское государство также признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Это касается всех детей, независимо от их национальности, социального положения, состояния здоровья и т.п.

Основным документом, регулирующими социальную политику в отношении ребенка-инвалида, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ФЗ № 124 от 24.07.98 в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ). Именно в этом законе дети-инвалиды определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», а «социальная адаптация ребенка» как «процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы» Федеральный закон № 124 от 24.07.98. Глава 1, статтья 1. — режим доступа: www.rg.ru. Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Осуществление государственной политики в отношении детей-инвалидов этот закон относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, основная ответственность за общее отношение к детям, в том числе и инвалидам, за их образование, воспитание, социальную защиту, соцобеспечение, поддержку, реабилитацию и адаптацию и т.д. лежит на государстве. Общественные, коммерческие и религиозные силы должны лишь способствовать полноценной адаптации ребенка-инвалида.

Реабилитация и адаптация ребенка с органическими или психическими нарушениями состояния здоровья, мешающими возможности полноценно участвовать в социальной и повседневной бытовой жизни, невозможна без утверждения значимости личностно-адаптационного потенциала. В жизни ребенка-инвалида действуют факторы социального порядка находящиеся в прямой связи со способностью личности жить в обществе и чувствовать себя полноценным человеком. Имеются в виду такие факторы, как учеба, жизнь в семье, общение с людьми, жилищные условия, стереотипы отношения к детям-инвалидам со стороны здоровых детей, состояние здоровья, система здравоохранения и социальной защиты в стране, возможности в ней реализовать свои права и т.д. «В анализе процесса социально-психологической адаптации необходимо учитывать два фактора: личностный и социальный. Какой бы ни был личностный адаптационный потенциал, но если общество негативно воспринимает эту категорию людей, относясь к ним, как к социальным иждивенцам, а государство «откупается» пенсиями и льготами, не видя в них граждан страны, социальных субъектов участвующих в ее жизни, то успешная адаптация вряд ли состоится» Р.А.Смирнова Факторы формирования адаптационных стратегий социально уязвимых слоев населения Беларуси//СОЦИС, 2005, №10, с26

. Социальная политика в отношении инвалидов в настоящий момент должна стать политикой с «человеческим лицом». Медленно, но верно преодолевается тенденция закрываться от проблемы существования людей с нарушениями развития, встала проблема их интеграции в общество.

Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» формирует общественные установки отношения к инвалидам. Социальная работа с детьми-инвалидами строится на основе положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181. Именно в этом законе определяется понятие «ребенок-инвалид» как лицо с ограничениями жизнедеятельности, возможностей до 18 лет. Этот закон рассматривает адаптацию детей-инвалидов как цель реабилитации. «Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество» Федеральный закон № 181 от 24.11.95. Глава 3, статья 9. — режим доступа: www.rg.ru. Статья 18 этого закона посвящена исключительно воспитанию и обучению детей-инвалидов. Согласно этому закону, образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. «Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения» Федеральный закон № 181 от 24.11.95. Глава 3, статья 18. — режим доступа: www.rg.ru

. Кроме образовательного права, детям-инвалидам предоставляются другие равные с их здоровыми сверстниками права. Такова буква закона. Он, как отмечено выше, отчасти создает основы правильного, милосердного отношения к детям-инвалидам. Но на практике использование детьми-инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему. «Ведь создание правового цивилизованного государства невозможно без учета прав людей с ограниченными возможностями. Такой этап прошли все цивилизованные страны. Для того, чтобы проблема была решена и в нашей стране, нужно двигаться в направлении ее решения. Поднимать эту тему в средствах массовой информации. Проводить занятия в школах, на которых дети получают представление о жизни человека-инвалида, как это делается в большинстве цивилизованных стран. И, наконец, это, пожалуй, самое важное — создавать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями» Т.В.Грузинова. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции//Директор школы. 1999, № 4, с.59-64

Большинство детей-инвалидов когда-нибудь станут взрослыми людьми. В условиях современной рыночной экономики этот закон обеспечивает социальные гарантии детям-инвалидам. Статьи этого закона касаются социального и материального обеспечения, трудовой занятости, обеспечения рабочими местами, продолжительности рабочего дня инвалидов, создания общественных объединений инвалидами, ответственности и льгот работодателям для инвалидов. Этот закон, с одной стороны стимулирует инвалидов к производительному труду и общественной активности, а с другой — дает социальные гарантии удовлетворения основных жизненных потребностей и тем, кто не может работать, защищает о произвола, предусматривает улучшение общественной обстановки в отношении инвалида.

В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отмечено, семья является важнейшим институтом социализации ребенка-инвалида. Именно в семье создается та необходимая любому ребенку среда, в которой он может овладеть человеческими формами поведения, развить душевные качества, интеллектуальные способности. Основное направление государственной политики в отношении детей-инвалидов — это адаптация ребенка к социуму через семью. Никто лучше родителей не сможет удовлетворить потребности ребенка.

Т.А.Добровольская и Н.Б.Шабалина Т.А.Добровольская, Н.Б.Шабалина. Как живется семье с нетрудоспособным?//СОЦИС, 1994, № 8-9, с.135 приводят данные о среднедушевом доходе семей, в том числе и с детьми-инвалидами. (таблица 1).

Таблица 1. Распределение среднедушевого дохода в различных типах семей

www.f-mx.ru

Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России

Особым детям – малышам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – требуется помощь не только самых родных и близких, но и медицинских работников, а также государства. Речь идет о программе по социальной адаптации детей с ОВЗ.

Особые дети – кто они?

Данный термин, которым называют ребят с определенными ограничениями по здоровью, возник сравнительно недавно. Если говорить о детях-инвалидах, то их нарушения здоровья могут касаться:

  • зрения,
  • слуха,
  • речи,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • умственных способностей.

Отметим, что ситуация осложняется, если ребенок имеет сразу несколько серьезных диагнозов, мешающих ему развиваться в соответствии с возрастными нормами.

Несовершеннолетним с такими особенностями развития требуется постоянная медицинская помощь, а также социально-бытовая адаптация, которая поможет юным гражданам РФ жить полноценной жизнью, получать образование, работать и т. д. Под такого рода адаптацией понимается комплекс мероприятий, разработанный для каждого конкретного ребенка.

Основная информация о правах инвалидов, в том числе о соцадаптации детей с ОВЗ, изложена в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как проходит социальная адаптация?

Важно, чтобы в процессе адаптации малыша участвовали и социальные службы, призванные помогать родителям в данном вопросе, и квалифицированные педагоги, и домочадцы – самые значимые люди в жизни ребенка.

В число методов соцадаптации входят:

  • общение с учеником, а также консультирование его родителей;
  • обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе;
  • сказкотерапия, лепка, занятия с песком и другие педагогические приемы, которые помогают маленькому человеку приобретать необходимые навыки в процессе игры, интересоваться окружающей средой, развивать мелкую моторику, заниматься творчеством и т. д.

В процессе обучения важно понимать, правильно ли идет развитие ребенка как личности. Данный уровень может быть оценен как:

  • удовлетворительный (стабильный) – маленький ученик может самостоятельно себя обслуживать, усваивает новый материал, соблюдает требования дисциплины;
  • неполный (неустойчивый) – ребенок с трудом обучается и психологически приспосабливается к жизни в обществе;
  • неудовлетворительный – малыш не может обучиться базовым навыкам, привыкнуть к окружающему миру, часто болеет.

При нормальном развитии событий социальная адаптация решает множество задач:

  • ребенок сможет обслуживать себя в быту, не прибегая к помощи взрослых (разумеется, в силу своих физических возможностей и особенностей психики);
  • мальчик или девочка получает образование – как обязательное школьное, так и среднее специальное или высшее;
  • человек с ограниченными возможностями расширяет свои границы, свое сознание, имеет больше вариантов устроить свою жизнь и т. д.

Проблемы, с которыми сталкиваются семьи

Семьи, в которых воспитываются особые малыши, как правило, сталкиваются с целым рядом проблем. Вот самые распространенные из них:

  • Ухудшение взаимоотношений в семье вследствие того, что ребенок с ОВЗ требует к себе повышенного внимания и заботы. Кроме того, занимаясь уходом за малышом и его всесторонним развитием, члены семьи непроизвольно отдаляются от друзей и родственников, что также не способствует комфортной обстановке в доме.
  • Вопрос воспитания и образования ребенка с ограниченными возможностями затрудняется тем, что его родители не обладают достаточными знаниями в данной области и не всегда понимают, как правильно нужно действовать в той или иной ситуации.
  • Бывают случаи, когда мама и папа недооценивают или, напротив, переоценивают состояние здоровья члена своей семьи – соответственно, это также затрудняет гармоничное развитие малыша.
  • Далеко не все могут принять ситуацию, что в семье растет ребенок с инвалидностью. Члены семьи могут испытывать по данному поводу страх, стыд, вину и другие «негативные» чувства, справиться с которыми поможет комплексная психологическая терапия.
  • Ребенок может испытывать трудности в общении со сверстниками. Увы, далеко не все толерантно относятся к детям, которые отличаются от других.

Сама социальная адаптация включает в себя ряд достаточно непростых стадий. Это:

  1. Уравновешивание, в процессе которого маленький человек знакомится с новой обстановкой, с людьми, изучает окружающий его мир.
  2. Псевдоадаптация, при которой ребенок внешне вроде бы приспосабливается к жизни в обществе, но имеет в своем представлении о мире негативные установки, с которыми не может справиться. Не понимает, как нужно вести себя в той или иной неприятной для него ситуации, отказывается от предлагаемой помощи, не может наладить общение с людьми, замыкается в себе.
  3. Этап приспособления, когда человек в ОВЗ принимает систему ценностей общества.
  4. Уподобление, когда ребенок начинает вести себя в соответствии с вышеуказанными ценностями, в это время идет перестройка его психики и характера.

Общеобразовательная или спецшкола?

В обычной школе вряд ли в полной мере удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. В то же время общение в таком коллективе пойдет на пользу малышу, если он справляется с учебной программой и может найти общий язык с одноклассниками.

Отметим, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным – исходить нужно из потребностей ребенка.

Еще до того, как малыш впервые пойдет в детский сад или школу, родителям необходимо ненавязчиво его подготовить:

  • привить базовые знания о дисциплине и гигиене;
  • наладить режим дня;
  • научить общаться с другими детьми и взрослыми.

Кроме того, важно, чтобы малыш привык оставаться на время учебы без присмотра родителей – данный процесс должен проходить постепенно, чтобы не вызвать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детсада.

Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу.

Государственная помощь детям и родителям

Кроме того, семьи, которые воспитывают особого ребенка, могут рассчитывать на иные льготы. Например:

  • скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • первоочередную постановку на учет по предоставлению жилья;
  • льготный проезд в городском транспорте;
  • скидку на оплату междугородних поездок – к месту учебы, лечения и т. д.

Отдельно стоит сказать и о возможности получать денежные льготы. К ним относятся:

  • ежемесячные выплаты,
  • социальная пенсия,
  • пособие маме или папе – родителю, который осуществляет уход за особым ребенком.

Также для родителей законодательно закреплены налоговые льготы и трудовые послабления:

  • дополнительные дни отпуска;
  • возможность досрочного выхода на пенсию.

Более подробную информацию об этих льготах можно узнать в службе социальной защиты, Пенсионном фонде РФ, налоговой службе и других ведомствах, которые занимаются назначением тех или иных льгот для детей с инвалидностью и их родителей.

Социальная адаптация детей, инвалидов - проблемы, диагностика
subsived.ru

Социальная адаптация детей, инвалидов — проблемы, диагностика

Инвалидность — состояние человека, характеризующееся наличием стойких физических, умственных, сенсорных или психических нарушений здоровья, которые влекут за собой препятствия или ограничения в деятельности. Инвалидность может возникнуть как вследствие перенесенного заболевания, травмы, так и при рождении в результате внутриутробных дефектов развития плода, неправильного родовспоможения и других факторов [1].

Статус «ребенок-инвалид» устанавливают специалисты учреждений медико-социальной экспертизы на основании медицинского обследования, проводимого врачами. По данным Федеральной службы государственной статистики, количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в РФ на начало 2016 года составило около 600 тысяч человек [10]. Эта цифра увеличивается каждый год. Большая часть таких детей живут в семьях, но есть среди них такие, уход за которыми осуществляет государство в лице специалистов специализированных учреждений для детей-инвалидов. Таких учреждений в нашей стране более 100, в них проживает примерно 20 тысяч детей-инвалидов, что составляет чуть более 3% от общего числа детей-инвалидов в РФ [8]. Как правило, в специализированных учреждениях проживают так называемые «тяжелые» больные, не имеющие возможности самостоятельно передвигаться, без социально-бытовых навыков, с тяжелыми формами поражения интеллекта.

Большая часть детей-инвалидов воспитывается в семьях родителями или иными законными представителями. Так, например, в г. Черногорске Республики Хакасия проживают десятки семей, воспитывающих детей-инвалидов, в микрорайоне Девятый поселок таких семей — 60.

В политике нашего государства одной из первоочередных задач является решение проблемы включения людей с ограниченными возможностями здоровья в общество и создание условий для их полноценной и независимой жизни. Социальная адаптация нужна не только ребенку-инвалиду, но и семье, в которой он воспитывается, так как социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии и самореализации личности человека. Общаясь друг с другом, и дети, и родители смогут не только решить насущные проблемы воспитания детей-инвалидов, но и создать своеобразный центр взаимопомощи.

Можно также отметить не вполне толерантное отношение общества, особенно подростков и молодежи, к детям с ограниченными возможностями здоровья. К ним предвзято относятся, не считают их полноправными членами общества с теми же правами, что и все остальные. Поэтому встает вопрос о формировании инклюзивного общества, которое бы адекватно принимало детей и взрослых с ограниченными возможностями. Часто школьники, не имеющие проблем со здоровьем, относятся к своим сверстникам-инвалидам либо равнодушно, либо жестоко. Причинами такого поведения сверстников можно назвать следующие факторы:
— отсутствие опыта взаимодействия, общения со сверстниками – детьми-инвалидами;
— несформированность таких важных личностных качеств, как милосердие, толерантность, уважение, принятие ребенка с ограниченными возможностями как самого себя;
— недостаточное количество и низкое качество совместных мероприятий, которые проводятся для детей-инвалидов и их сверстников, не ограниченных в физических возможностях.

Всем известно, что именно в совместной деятельности больной ребенок намного лучше осваивает все жизненные навыки, школьную программу, учится жить в обществе. Изоляция никогда не идет на пользу ни здоровому, ни ограниченному в физических возможностях человеку.

Опросы, проводимые «Левада Центром», говорят о том, более 70% родителей (законных представителей) согласны, чтобы их ребенок учился в классе с инвалидом, около 20% не согласны, 10% затруднились с ответом [9]. Получается, что среди взрослых людей есть те, которые не понимают проблем инвалидов и не готовы жить с ними в одном обществе.

А ведь инвалидность не означает, что человек опасен для окружающих, большинство инвалидов – люди, ограниченные только в своих физических возможностях, а их моральные принципы, уровень интеллектуального развития находятся в норме. Среди инвалидов много людей, серьезно занимающихся наукой. Статистические данные говорят о том, что в средних государственных и муниципальных учреждениях в России обучается более 12 тысяч инвалидов, в учреждениях высшего профессионального образования обучается более 15 тысяч инвалидов. Потенциал людей с ограниченными возможностями здоровья никем не изучен и совершенно не востребован в обществе, потому что общество не готово жить рядом с инвалидами и видеть в них людей с равными способностями. А ведь более 50% инвалидов могут вести наравне со всеми активный образ жизни, но для этого не созданы условия.

Социальная политика государства направлена на поддержку категорий граждан, нуждающихся в помощи. К слабо защищенным социально людям относятся в первую очередь, инвалиды, в том числе инвалиды детства.

Актуальность данной статьи состоит в том, что обеспечение государством социальных гарантий и предоставление льгот слабо защищенным слоям населения, а также соблюдение порядка их предоставления соответствующими структурами является важной частью государственной политики развитого общества. Чем объемнее набор государственных льгот, тем больше граждан, чувствующих себя социально защищенными. А это важный показатель ориентированности общества на человека, его потребности. Развитие социальной системы в Российской Федерации свидетельствует о ее возрастающей востребованности. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом под защитой государства должны быть действительно нуждающиеся в помощи люди, иначе непродуманная социальная политика льгот может привести к недовольству граждан, не пользующихся льготами, но принимающих участие в их формировании в виде налогов и сборов.

Льготы – самый распространенный вид социального обеспечения. Учеными определены основные характеристики льгот:
— это исключение из общеустановленных правил;
— это правомерные исключения, законные изъятия, установленные компетентными органами;
— льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности.

В Федеральном законе от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указан полный перечень льгот доступный ребенку-инвалиду. Ребенку-инвалиду обеспечиваются равные со здоровыми детьми условия обучения, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузом. При необходимости и по состоянию здоровья такому ребенку обеспечиваются специальные условия обучения, прохождение Государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена, поступления детей-инвалидов на бюджетные места образовательные учреждения высшего профессионального образования в рамках цифр льготного целевого приема. Помимо этого, государством гарантируется и ряд других льгот как материального характера (пособия, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно, предоставление сложной ортопедической обуви и протезно-ортопедических изделий, лекарств, инвалидных колясок, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и т.д.), так и нематериального характера (психолого-педагогическая помощь, обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам и т.д.) [2].

Таким образом, можно отметить, что в Российской Федерации ведется активная работа в области удовлетворения экономических и социальных потребностей детей-инвалидов. Все дети-инвалиды и их родители (законные представители) получают льготы в соответствии с федеральным и региональным законодательствами и пользуются набором социальных услуг, предоставляемым им в зависимости от заболевания. Также они имеют право на получение образования по общеобразовательным или адаптированным образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Большая часть детей-инвалидов, имеющих заболевания, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обучаются по индивидуальным программам дома.

Вместе с тем в системе социального обеспечения Российской Федерации имеется ряд существенных недостатков, которые не позволяют детям с устойчивым нарушением здоровья полностью интегрироваться в социальную жизнь общества.
1. В Российской Федерации не создана безбарьерная среда, предполагающая свободное и адаптированное для инвалидов проживание и передвижение как внутри зданий, так и на улицах, в общественном транспорте. Большинство многоквартирных домов, медицинских и социальных учреждений, учреждений образования, культуры и спорта не оборудованы всем необходимым для комфортного пребывания инвалид
2. Негибкая система социальных льгот заставляет инвалидов пользоваться тем, «что предлагают», что ограничивает свободу выбора. Это касается льготного обеспечения лекарствами, средствами технической реабилитации, проезда к месту лечения и обратно, выбора лечебно-профилактического учреждения для реабилитации и т.д.

Для полноценного функционирования системы социальной адаптации детей-инвалидов, необходимы слаженные усилия государства и общества. Зачастую государство не может или не хочет замечать проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья, для этого нужна целенаправленная работа, не только в области льгот и материального обеспечения, но и в сфере внедрения лиц с ограниченными возможностями здоровья в полноценную жизнь общества.

novaum.ru

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Время чтения: 6 мин.

Инвалиды – это особая категория граждан, нуждающаяся не только в материальной помощи, но и психологической поддержке. Особенно важной социальная среда становится для детей с инвалидностью. Уже в начале своей жизни им приходится сталкиваться с трудностями. Чтобы хоть как-то помочь, государство предусматривает ряд вспомогательных мер, включающих денежные выплаты, нематериальные льготы. Относится сюда и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). О ней и поговорим сегодня.

  • Какие дети нуждаются в социальной адаптации?
  • Применяемые методики
  • Этапы адаптации
  • Уровни адаптации
  • Применяемые формы обучения
  • Способы обучения
  • Возможные трудности адаптации

Какие дети нуждаются в социальной адаптации?

Дети с ОВЗ – это довольно широкое понятие. По сути, это те дети, которым сложно усваивать стандартную программу обучения и социализации. Трудности эти могут быть связаны с нарушениями следующего типа:

  • зрение;
  • слух;
  • речь;
  • интеллект;
  • опорно-двигательный аппарат.

Для нормального обучения таким детям приходится посещать специализированные учреждения с особой программой социальной адаптации. Суть ее заключается в подборе индивидуального подхода к каждому малышу с учетом его психофизических особенностей.

Главная задача социальной адаптации – помочь ребенку привыкнуть к окружающей его среде и научиться усваивать новую информацию.

Применяемые методики

Социальная адаптация – это, по сути, комплекс мер и методов, помогающих ребенку социализироваться, обучаться. С такими детьми работают специально обученные люди, которые в своей деятельности применяют следующие методики:

  1. Беседы. Направлены на донесение до ребенка новой информации, диалог с ним, в ходе которого малыш может задавать свои вопросы и получать на них развернутые и понятные для него ответы.
  2. Стимуляция новых навыков. Заключается в поддержке, а также помощи в создании ребенком определенной модели поведения в окружающей его среде.
  3. Сказкотерапия. Используется в составе адаптационного тренинга. Этот прием арт-терапии является довольно распространенным способом психологического воздействия на личность с целью коррекции имеющихся проблем у ребенка и развития его личности.

Особенно остро вопрос социальной адаптации детей-инвалидов стоит в детских домах. Лишенные родительской поддержки малыши испытывают еще больше проблем. Поэтому иногда к ним применяется патронаж, позволяющий работать с каждым ребенком индивидуально.

Почти всем детям с ОВЗ нужна помощь в социальной адаптации в момент поступления в школу. Но некоторым удается самостоятельно освоиться в окружающей среде с небольшой поддержкой старших.

Ссылка на документ: Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Этапы адаптации

Ребенок с ограниченными возможностями может иметь разный уровень социализации и сложности с ее прохождением. Причин тому несколько:

  • дети развиваются очень быстро, причем не только в физиологическом, но и психологическом плане (однако физиология, как правило, опережает психику);
  • скорость и легкость адаптации зависят от родителей или опекунов, с которыми проживает ребенок.

Очень многое зависит именно от взрослых. Если родители уделяют ребенку внимание, начинают социализировать его еще до школы, то процесс вливания в коллектив становится для малыша менее болезненным. Сама адаптация детей происходит в таком порядке:

  1. Уравновешивание. Это начальный этап, который происходит после непосредственного вливания ребенка в новую среду. На этом шаге важно, чтобы ребенок изучил обстановку, окружающих, начал с ними общаться.
  2. Псевдоадаптация. Внешне на этом этапе кажется, что ребенок к окружающей среде приспособился, однако у него появляется негативное отношение. Причиной тому могут быть разность интересов, убеждений. Малыш в этот момент не понимает, что ему делать дальше и не стремится с кем-то сближаться.
  3. Приноровление. На этом этапе ребенок принимает окружающую его действительность. Постепенно он начинает контактировать с другими детьми.
  4. Уподобление. Психика малыша и особенности его характера начинают перестраиваться с учетом новых правил, устанавливаемых в окружающей его среде.

Длительность адаптации у детей с ОВЗ бывает разной. Некоторые малыши не испытывают сложностей (во многом благодаря помощи и правильному отношению родителей).

Уровни адаптации

То, как ребенок воспринимает окружающую действительность, определяет характер и уровень его адаптации. Принято выделять 3 ее типа:

  1. Стабильный, удовлетворительный. Ребенок может обслуживать себя, выполнять возлагаемые на него функции и следовать установленным правилам.
  2. Неустойчивый, неполный. В этом случае ребенок имеет некоторые трудности в усвоении простых навыков. Существуют сложности и в формировании его психики.
  3. Неудовлетворительный. Пожалуй, самый сложный случай. Ребенок не способен получить даже самые первоначальные навыки, а при нахождении в социуме он испытывает дискомфорт. Нередко результатом становятся частые болезни ребенка.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться, взрослые должны использовать различные методики. Так, при появлении нового ребенка с ОВЗ в коллективе важно провести ему экскурсию. Это поможет не только познакомить его с внешней средой, но и наладить контакт. Чтобы наладить контакт с другими детьми, необходимо осуществлять практическое взаимодействие малыша с ними.

Применяемые формы обучения

Школа – одно из важнейших заведений, отвечающих за социальную адаптацию детей, особенно если они имеют ограниченные возможности. Существует масса методик и форм обучения, которые облегчают процесс социализации. Можно выделить следующие их разновидности:

  • практические – подразумевают включение ребенка в процесс, т. е. он не только узнает что-то новое, но и применяет свои знания на практике;
  • наглядные – обучение проводится на живых примерах;
  • воспитательные – несут больше теоретический характер.

Одной из наиболее часто используемых форм социальной адаптации и обучения детей с ОВЗ являются дидактические игры. Это особая разновидность занятий, которая совмещает в себя принципы игрового и активного обучения с применением четких правил и фиксированной структуры, системы оценок. При таких играх дети взаимодействуют друг с другом и главной их задачей является выигрыш, для которого каждый готов принести максимальную пользу.

Главными задачами учителей при обучении особых детей являются: отслеживание психологического состояния ребенка, оказание ему помощи в решении возникающих проблем. Педагоги должны давать малышу только положительные эмоции, а родителям помогать выстраивать работу с детьми в домашних условиях, чтобы существовать в коллективе им было проще.

Способы обучения

В зависимости от того, какие именно ограничения по здоровью имеет ребенок, определяется, как он будет обучаться. Возможны 2 варианта:

  1. Обучение вместе с обычными детьми. Такой формат показан тем малышам, у которых нет противопоказаний к такому варианту по состоянию здоровья. Родители при поступлении ребенка в школу должны понимать, что индивидуального подхода к их чаду здесь применять не будут.
  2. Обучение в специализированном учреждении. Речь может идти о спецклассе или целом учреждении. Для детей с ОВЗ тут создаются особые условия, что помогает им легче адаптироваться.

Как правило, в начале обучения родители посещают учебное заведение вместе с ребенком. Это позволяет снизить состояние стресса малыша. Только на закрепляющем этапе, когда ребенок осваивается в школе, родители начинают оставлять чадо одного. Это дает ему возможность чувствовать себя более уверенно. Однако этап этот проходит не быстро – не менее нескольких месяцев.

Возможные трудности адаптации

К сожалению, далеко не всегда социальная адаптация ребенка с ОВЗ проходит гладко. Наиболее частыми причинами трудностей являются:

  • физиология – к примеру, глухота не позволяет ребенку свободно общаться с другими детьми, проблемы с опорно-двигательным аппаратом –перемещаться;
  • психофизиология – темперамент, характер ребенка, его биоритмы;
  • недостаток социализации – к примеру, если круг общения ребенка в обычной жизни слишком ограничен;
  • умственные возможности – развитие у некоторых детей с инвалидностью может быть недостаточным в сравнении с его сверстниками.

Как раз с помощью программ социальной адаптации ребенок получает поддержку от взрослых, которая помогает воспитать полноценную личность из малыша.

Родители, чтобы помочь ребенку социализироваться, должны помогать ему тоже, а не надеяться только на образовательное учреждение. Сегодня существует огромное количество техник и дополнительных программ, упрощающих социальную адаптацию.

К примеру, дошкольника можно отдать на кружок пескографии. Это поможет ему корректировать свои эмоции, волю. Дополнительно пескотерапия развивает не только психосоматорные, но и художественные возможности.

Социальная адаптация детей, инвалидов - проблемы, диагностика
urpomosh03.ru

COMMENTS