Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи

Лекция шестая СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

Основные вопросы 1. Понятие о личности и ее социально-психологических особенностях. 2. Социально-психологические типы личности. 3. Социализация личности.

ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ

Личность — это сознательный и активный человек. Он может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, посвящать свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от социальных и психологических качеств, которые присущи определенной личности и которые необходимо понимать и учитывать.

Понятие личности.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений: от того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений, которые во многом формируют ее психологию, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности влияют и отношения людей в группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность взглядов, социальных установок, отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время личность завоевывает в группе определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность не только объект, но и субъект общественных отношений, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Таким образом, личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающая среда и общество, общественно-полезная деятельность. От их знания и учета специфики их проявления зависит понимание индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразие работы всей нервной системы, соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т.д.

Анатомо-физиологические особенности личности — это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей значительное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естественно обусловливают его действия и поступки и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия.

Основой анатомо-физиологических особенностей являются задатки, т.е. врожденные анатомо-физиологические характеристики организма, которые облегчают развитие способностей. Например, подвижная нервная система может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения с другими людьми, а следовательно, это может проявляться и в ходе совместной деятельности с ними и, безусловно, должно учитываться.

Важнейшими факторами формирования личности выступает окружающая среда и общество. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество.

Окружающая среда — это прежде всего природно-географическая среда, которая оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди отличаются выдержанностью, организованностью, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.

Природные особенности индивида, в том числе активность и эмоциональность, заложены в нем от рождения. Активность личности выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательных реакций, т.е. выступает как социальная характеристика деятельности человека и может изменяться от энергии, стремительности в движениях, труде и речи до вялости поведения, пассивности психической деятельности, речи и жестикуляции. Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к окружающему миру.

Макросреда, т.е. общество, также оказывает большое влияние на формирование личности — например, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан иначе, чем представитель демократического государства.

Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья и т.д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психо- логические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно-полезная деятельность, т.е. труд, общение с другими людьми, в условиях которого развивается человек, воспитание и самовоспитание также формируют его личностные качества.

Факторы формирования личности и особенности ее действий и поступков в обществе позволяют составить ее социально-психологическую характеристику, т.е. показать специфику взаимовлияния индивидуальных и социальных качеств, проявляющуюся в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.

При этом следует иметь в виду своеобразие зарождения и развития психологических особенностей личности в процессе социализации: с одной стороны, есть прямая связь между спецификой формирования определенных качеств человека и их функционированием в социальной среде [1] , с другой стороны, присутствует и корреляционная зависимость собственно социально-психологических качеств личности от специфики функционирования его индивидуально-психологических особенностей [2] .

studref.com

Личность и психологии: понятие и психологическая характеристика

Содержание:

Определение человека в психологии

В психологии человек определяется по-разному, например, субъект, индивид, индивидуальность, личность. Они позволяют установить разные стороны проявления его сущности.

В качестве субъекта психология рассматривает человека как исторический и общественный процесс в целом, определенной деятельности. Он считается источником познания и трансформации реального функционирования. Деятельность в данном случае представляется в виде формы активности человека, что дает возможность самосовершенствованию и улучшению окружающей среды.

В качестве индивида в психологии выступает человек, который является:

  • особенным представителем других живых существ. От животных субъект отличается филогенетическим и онтогенетическим развитием;
  • особым представителем общности человека, который имеет уникальный набор особенностей психики и поведения.

Эти две характеристики отражают своеобразие человека. К общим психологическим характеристикам индивида относят:

  • целостность психофизиологической организации;
  • уникальность, неповторимость;
  • постоянство усилий в процессе взаимодействия.

В качестве индивидуальности человека психологи понимают оригинальность. Зачастую она отражается в какой-то ведущей особенности определенного человека, которая отличает его от других людей. Каждый индивидуален, но индивидуальность у кого-то проявляется ярко, а у кого-то почти незаметно.

В качестве личности в психологии рассматривают человека с выделенной общественной сущностью. Личностью становятся, а не рождаются. Поэтому вне общества, социальной или профессиональной группы человек ею стать не может.

Психологическая сторона личности

Личность находится в обществе, в которой она подвергается влиянию различных процессов производства и потребления материальных благ, отношений. К этим воздействиям психологи относят следующее:

  • политическое взаимодействие (здесь определяется психология человека, которая учитывает такие вопросы как: свободна личность или нет; имеет политические права или нет; может избираться или быть избранной; обсуждает вопросы общественной направленности или является исполнителем воли класса);
  • идеологическое взаимодействие (идеология подразумевается как идея систем. Психология человека определяется мировоззрением, индивидуальным и социальными установками);
  • взаимодействие людей в группе (в процессе коммуникации люди оказывают влияние друг на друга, из-за чего формируются общие взгляды, социальные установки. Но одновременно личность в группе может завоевать авторитет, играть различные роли).

Определение 1

Личность – 1) объект и субъект общественных отношений; 2) определенный человек, который является представителем государства, общества или группы (возрастной, социальной и т.д.), осознающий отношение к людям, имеющий индивидуальные социально-психологические качества.

Когда личности взаимодействуют, они создают историю по необходимости, хотя самобытность не исключается.

Социально-психологические качества личности

Личность развивается за счет разных факторов, зная их можно определить эффективность правильного понимания индивидуальных и социальных действий и поступков человека. К ним относят:

  1. Своеобразие физиологии ВНД;
  2. Анатомо-физиологические особенности, или АФО;
  3. Окружающую среду и общество;
  4. Общественно-полезную деятельность.

Рассмотрим каждый из них.

1. Отвечает за специфику функционирования нервной системы (НС). Она может отражать различные характеристики:

  • своеобразие НС;
  • соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;
  • определение темперамента, эмоций, поведения и т.д.

2. К качествам АФО относят зависимость от анатомической и физиологической структуры тела человека, которые сильно влияют на психику, поведение и на подверженность обстоятельств, на других субъектов. Например, слабое зрение влияет на восприятие, действия и поступки, поэтому оно должно учитываться при коммуникационном процессе.

В основе функций АФО лежит проявление задатков человека, которые представлены в виде врожденных качеств организма, облегчающих развитие способностей. Например, подвижная НС, которая может послужить развитию многих умений в разных сферах деятельности, связанные с:

  • быстрым и адекватным реагированием на смену ситуаций;
  • переключением на другие действия;
  • изменением темпа, ритма работы;
  • установлением контакта с другими людьми.

Это может специфически проявляться во взаимодействие, поэтому должно учитываться.

3. Как уже говорилось, человек личностью становится в обществе. Существует несколько сред, в которых необходимо рассматривать данное качество:

  • природно-географическая;
  • макросреда;
  • микросреда.

Первая среда влияет на развитие личности в большей мере, чем другие. Например, россиянам характерна так называемая «зима», т.е. у людей ярко выражена прокрастинация. Это обусловлено тем, что в России зима, время года, длится гораздо дольше, чем у других. Еще один пример, жители Крайнего Севера. Они имеют выдержанность, организованность, умеют ценить время, что объясняется жесткими условиями среды обитания.

Природные качества человека закладываются с рождения. Активность субъекта отражается в стремление к проявлению силы и быстроты психических процессов, двигательных реакций. Т.е. это социальное качество деятельности человека, которое может как ускоряться, так снижаться. Эмоциональность то же проявление природного происхождения. Данное состояние протекает в разной степени и динамике нервной возбудимости индивида, которые описывают его отношение к происходящему.

Вторая среда подразумевает общество как совокупность всех его проявлений, и тем самым оказывает влияние на формирование личности. Например, человек, воспитанный в тоталитарном обществе, отличается в воспитании и развитии от субъекта, выросший в демократической системе страны.

Третья среда подразумевает группу, микрогруппу, семью, которые тоже играют важную роль в становлении личности. Здесь закладываются нравственные и морально-психологические качества человека, которые надо учитывать, совершенствовать и трансформировать.

4. Под общественно-полезной деятельностью понимают труд, коммуникацию, воспитание, самовоспитание, в условиях которого развивается человек.

Описание психологической характеристики

Картину психологической характеристики помогают составить причины формирования, особенности действий/поступков личности, т.е.:

  • описание полноты содержания;
  • показ специфики влияния индивидуальных и социальных качеств людей друг на друга.

При этом необходимо учитывать своеобразие зарождения и развития психологических особенностей личности, которые развиваются в процессе социализации. Это нужно, потому что существует:

  • прямая связь между спецификой становления и функционирования в социальной среде качеств;
  • взаимозависимость социально-психологических характеристик от особенностей функционирования индивидуально-психологических свойств.

Психологическая характеристика имеет свою иерархию внутренней структуры, которая ориентирована на выделение психических свойств на основе понимания индивидуальных и социальных черт.

  1. индивидуально-психологические;
  2. социально-психологические;
  3. мировоззренческие.

1. Этот аспект показывает специфику функций и психических процессов, свойств, состояний, образований.

2. Данная сторона личности включает базовые качества и характеристики, которые дают возможность человеку играть роли и занимать определенное место в обществе. Взаимодействие с людьми представляется в виде совокупности проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности. Это показывает обычное поведение в процессе коммуникации.

Социальные роли – характерные способы поведения личности, базируемые на индивидуальных и социальных психологических качествах, которые помогают заполучить авторитет и доверие.

Социальные позиции – взгляды, убеждения и представления, которые воплощаются и отстаиваются во взаимодействие.

Социальные установки – настрой на отношение к обществу и людям.

3. Третья сторона включает важные качества и свойства личности. Они помогают ей занять стоящее место в обществе, также определяют значимые цели, интересы, отношения, позиции. И здесь необходимо дать определение двум понятиям:

Моральный облик – система понятий о морали, которая отражает твердые устои человек, определяющие его поведение и поступки.

Нравственный облик – неизменяемая система взглядов на нормы взаимодействия людей.

zaochnik.com

Социальная психология личности

Необходимость жить и взаимодействовать с другими людьми ведет к тому, что психическое состояние человека во многом зависит от социального слоя, в котором он живет и работает. Любые проявления эмоций или чувств одного человека влияют на социальную группу, с которой он взаимодействует. В психологии есть специальный подраздел, направление, которое занимается изучением всех психических проявлений человека в социуме, как это влияет на социальную группу в целом, – социальная психология.

В цивилизованном мире все построено на взаимодействии и адаптивности. Постоянно находясь, живя или работая в одной определенной группе людей, человек естественным образом влияет на общий психологический фон этой ячейки общества. Но при этом, сам социум оказывает немалое влияние на эмоциональное состояние человека. Другими словами, происходит взаимодействие общества и человека как личности на психическом уровне.

Социальная психология является неким связующим звеном между психологией и социологией. Психология в большей степени изучает влияние различных факторов на внутренний мир личности. Социология занимается анализом процессов в социуме и вне личности, то есть рассматривает поведение в социуме. А в социальной психологии объектами изучения являются мнения и отношения как внутреннего, так и внеличностного плана.

Отступление вглубь истории

До начала ХХ века социальная психология как таковая не существовала. Существовала социальная философия, которая стремилась объяснить закономерность поведения человека в обществе, раскрыть всю природу конфликтов в социальной среде, определить очаги влияния.

Согласно Г. Тарду (1843-1904), развитие общества зависит от взаимного влияния личностей внутри него через подражание. Например, одеваться в том же стиле, что и знаменитости, вести себя также. Подражание помогает определить ценности, обычаи и нормы поведения в конкретном социуме, частью которого является человек. Благодаря изысканиям Г. Тарда, понятие наследственности приобрело новую трактовку. Помимо естественной, появилось определение и социальной наследственности.

А вот французский социолог и психолог Г. Лебон (1841 — 1931), изучая эмоциональную составляющую всех социальных процессов, ввел новое понятие психического заражения. Другими словами, человек на подсознательном уровне, через эмоциональное восприятие, перенимает основную линию поведения у социальной группы, с которой он взаимодействует – живет, работает или общается.

Еще одним основоположником социальной психологии считается Э. Дюркгейм (1858-1917), основатель социальной школы во Франции. Он объяснил принцип поведения человека как последствия коллективного сознания.

Дальнейшие исследования дополняли и разъясняли, уточняли и выделяли главные моменты в общих понятиях социальной психологии. Но основная мысль осталась неизменной – все изменения в обществе, социуме, имеют огромное влияние на развитие личности. А личность, как составляющая социума, взаимодействуя с другими через эмоции, мысли или поступки, влияет на развитие социального слоя.

Основные понятия

Социальная психология изучает все аспекты влияния на поведение и психическое состояние человекасоциальной группы, с которой его объединяют реальные отношения и общая цель: семья, школа, рабочий коллектив, длинная очередь за чем-нибудь. Все это группы людей, которые на эмоциональном уровне влияют на поведение друг друга.

Поток пешеход на улице нельзя назвать социальной группой, ибо они никак не взаимодействуют. Это человеческая масса. Собрание людей, у которых есть общая цель, называется уже толпой. Например, долгое ожидание транспорта на автобусной остановке некой группой лиц подразумевает некое общение – на самые различные темы. Но основная цель у всех одна – дождаться автобуса.

Для того чтобы назвать несколько человек группой, следует правильно определить цель, которая их всех объединяет. Для примера можно взять ту же очередь в магазине. Покупатель стремиться купить товар, а продавец продать. Или университет: студент ходит на лекции, чтобы по их окончании получить соответствующий документ, а преподавательский состав стремиться выдать сей документ студенту. И именно эта трактовка является правильной.

Ошибочно считать, что студент приходит на занятия для получения знаний. Нет, именно посещение занятий и выполнение заданий приближает его к конечной цели – получению диплома. То же касается и преподавателей. Своими лекциями, заданиями, зачетами и экзаменами преподавательский состав приближает момент вручения диплома студенту.

Группы также делятся на два вида:

  • Формальный вид — группа людей в этом случае связана неким документом: договором, штатным расписанием, списком и т.д. Возглавляет формальную группу – руководитель.
  • Неформальный вид – группа людей, объединенная общими эмоциями, привязанностью или симпатией. Во главе неформальной группы находится лидер.

Если в основе власти руководителя лежит некий документ, то есть она навязана группе людей, то власть лидера является результатом добровольного решения группы, поэтому она абсолютна.

Предметом социальной психологии является изучение поведения при взаимодействии личности и социума. Психическое и эмоциональное состояние человека во многом зависит от социума, его окружающего. Два человека будут вести себя спокойно и уравновешенно, мирно беседовать, созерцать или заниматься общим делом. Это межличностные отношения и взаимодействие здесь происходит с минимальным ущербом, но максимальной пользой.

Как только группа людей увеличивается, эмоциональное взаимодействие приобретает более сложную структуру. В группе из трех человек, каждый будет пытаться подстроиться под общее настроение, подспудно и неосознанно выискивая лидера, поведению которого он будет подражать. Неосознанное копирование поведения происходит в основном из-за страха быть отвергнутыми и непонятыми. А для человека как личности и объекта социума большего страха, чем одиночество, нет.

По количеству участников, группы делятся на малые – от 3 до 10 человек, средние от 10 до 25 участников, и большие — свыше 25 участников. Помимо этого, группы подразделяются на закрытые и открытые. Открытый тип группы предполагает смену участников взаимодействия. Например – рабочий коллектив. Работники увольняются, приходят новые, сменяется руководство и так далее.

Закрытый тип группы намного специфичнее. В такой группе люди объединяются для какой-то определенной цели, а по ее достижении группа распадается и перестает существовать. Взять тех же студентов. Посещая лекции, они объединены общим стремлением получить диплом, состав группы не меняется или меняется, но в незначительной степени. А по окончании учебы и получении дипломов, студенты расходятся, и группа как таковая перестает существовать.

Основные задачи исследований

Социальная психология затрагивает основные аспекты общественной жизни и является ее неотъемлемой частью. Чтобы понять суть взаимодействия и влияния социума и личности, следует изучать и анализировать все феномены и проблемы, которые возникают при взаимодействии.

В задачи социальной психологии входит определение, исследование и анализ главных проблем, которые возникают в конкретном социуме. Расизм, феминизм или межрасовые или межкультурные проблемы – изучение этих феноменов и является основной задачей социальной психологии.

Социальная психология личности изучает основные проблемы, которые возникают при вхождении личности в определенный социум. Как поведение одной личности влияет на социальную группу и как от этого меняется структура группы. В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности, то есть человек подстраивается под нормы поведения и ценности того социума, частью которого она становится.

Чтобы наладить отношения с людьми, которые входят в ту же социальную группу, необходимо понять, проанализировать и подстроить свое поведение под общепринятый шаблон. Чаще всего это происходит на подсознательном уровне. Человек начинает копировать общие поведенческие черты, даже не задумываясь об этом.

Намного сложнее адаптация происходит, если у человека и социума есть несовпадения в определении ценностей или присутствует несогласованность во мнении или взглядах на некоторые вещи.

Для адаптации очень важен социально-психологический климат. Если социальная группа существует в мире и согласии, то вхождение нового человека пройдет гладко и без лишних проблем. В обратном случае, любые напряжения во взаимоотношениях внутри группы негативно отразятся на способностях личности и ее взаимодействии с группой.

Отрасли социальной психологии

Любая социальная деятельность подразумевает разные стили общения. В зависимости от эмоциональной составляющей отношений внутри социума, меняется не только характер и содержательная часть общения, но и влияние на саму личность, и деятельность социальной группы. Для примера, общение с друзьями происходит на доверительном уровне, а вот с начальством общение строится исключительно на решение деловых и производственных вопросов и не всегда сопровождается доверием или эмоциональной зависимостью.

Чтобы охватить весь спектр проблем, социальная психология разделена на отрасли, которые исследуют определенные проблемы и феномены конкретной социальной среды:

— социальная психология труда. Изучает проблемы социально-психологического плана внутри коллектива, их влияние на трудовую деятельность, совместимость личностей внутри группы, особенности общения и влияние психологического климата коллектива на работоспособность личности.

— социальная психология управления. Изучает проблемы, связанные с управлением деятельностью социальной группы. Также рассматривает социальную роль и позиции личности в системе управления отношений, совместимость группы и эффективность управления ею, причины конфликтов и подобное.

— экономическая психология. Изучает проблемы, связанные с хозяйственной жизнью общества. Основными предметами изучения являются проблемы и факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности, воздействие рекламы на потребителя и так далее.

— политическая психология. В основе этой отрасли лежит изучение всех психологических компонентов, влияющих на общественно-политическую жизнь социума, как это влияет на сознание и поведение всех участников политического процесса, и формирование интересов в общественно-политическом плане.

— психология этноса. Главным предметом изучения являются особенностиопределенной национальной группы. Проблемы в отношениях на международном и межнациональном уровне, влияние стереотипов и национальных ценностей на общение, природа возникновения конфликтных ситуаций между народами и этническими группами.

Помимо этих отраслей, социальная психология занимается исследованиями взаимодействия личности и социума в научной, культурной, образовательной среде. Занимается проблемами религии и права, семьи и других социальных взаимоотношений.

Основные методы

Чтобы понять природу взаимоотношений и взаимовлияния личности и социума, необходимо проанализировать саму природу социальных и психологических явлений, а также их закономерность. Методы социальной психологии заключаются в следующем:

— систематизация феноменов и проблем социума, а также поиска концепций

— исследования и диагностика, которые включат в себя наблюдение, опрос, эксперимент и моделирование ситуаций, а также тестирование

— обработка и интерпретация, чтобы выявить отклонения и дать им объяснение

— коррекция и терапия, для улучшения характеристик, навыков и умений, как группы, так и отдельной личности

— мотивация и управление, то есть побуждение личности или группы к действиям для достижения конкретной цели

— обучение и развитие, дабы группа или личность могли реализовать весь свой потенциал и повысить компетентность

Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи
dizzwizz.ru

COMMENTS