Современный патриотизм

Действенный патриотизм – тренд современной молодежи

Патриотизм давно фигурирует в числе приоритетных направлений государственной политики. Это нравственная база воспитания молодых людей, долгосрочный ориентир для подрастающего поколения. Это «набор» лучших качеств, которые формируют настоящего гражданина.

Несмотря на то, что патриотизм – безусловное благо, в его адрес иногда звучат скептические мнения. Основные тезисы критики сводятся к тому, что реализация патриотических мероприятий порой скатывается до формализма, у организаторов и участников притупляется острота искреннего чувства любви к истории родной страны, к ее культуре, сходит «на нет» осознание масштаба Родины и ее подлинного величия. Присутствие на тематических акциях подчас продиктовано необходимостью или, просторечно, «принудиловкой».

В каждой критике есть доля критики. Молодежная политика нацелена на то, чтобы посеять зерно патриотизма в душе каждого подростка, которое с годами будет развиваться и прорастать. Молодому человеку бывает непросто определить, что же является настоящей ценностью. Патриотизм – как раз лучший стержень, который при верном развитии будет помогать взрослеющему человеку окрепнуть нравственно и духовно.

Патриотическое воспитание молодежи должно стать той объединяющей силой, которая поможет вырастить поколение патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать более качественным. Поэтому работа с молодежью в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Формирование подлинного патриотического чувства у молодого поколения – большая работа, которая проводится централизованно на уровне государства и регионов. Гражданское и патриотическое воспитание занимало, занимает и будет занимать главное место в воспитательной системе отдела по делам молодежи администрации муниципального образования Крымский район. И благодаря разнообразию форм и методов работы у нас есть уникальная возможность повлиять на становление граждан, патриотов России.

Молодежь Крымского района является наиболее активной, патриотически настроенной частью общества. В ней сильны традиции высокой духовности, любви к Родине, уважения к воинской истории, подвигу отцов и дедов, надёжна связь поколений в деле служения Родине. С целью реализации государственной молодежной политики разработана обширная нормативная база, включающая в себя как концептуальные, так и прикладные нормативные акты. Таким образом, создан механизм функционирования системы патриотического воспитания как приоритетного направления государственной молодежной политики.

Иного мировосприятия у крымской молодежи и быть не может – земля района обильно полита кровью солдат, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. Ожесточенные воздушные бои проходили здесь, в Крымском районе, на всем известной высоте 121,4, на знаменитой «Голубой линии» Много людей оставили здесь свои жизни. Но немногие заслужили высокого звания Герой Советского Союза. Одним из них стал наш земляк генерал-лейтенант, дважды Герой Советского Союза Владимир Аврамович Алексенко, который родился и вырос в селе Киевском Крымского района.

Звание Героя Советского Союза командиру эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (227-я штурмовой авиационной дивизии, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитану Алексенко Владимиру Аврамовичу присвоено 19 апреля 1945 года за 230 успешных боевых вылетов на штурмовые удары по скоплениям войск и техники противника, за доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий.

Сегодня одно из учреждений, подведомственных отделу по делам молодежи, носит имя великого человека — это «Центр патриотического воспитания подростков и молодежи им. В.А. Алексенко» муниципального образования Крымский район. Имя центра выбрано не случайно. Уже название говорит о главных ориентирах его деятельности: искренность, высокая гражданственность, социальная активность, готовность к выполнению патриотического долга и важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Отечества.

Воспитание молодежи в центре проводится не на примере вымышленных «супер-героев», которых нам навязывает современная западная культура, а на настоящих историях мужества, самопожертвования и любви к Родине.

При молодежном центре активно ведут свою работу военно-патриотичексие клубы по месту жительства, поисковый отряд, известный военно-патриотический клуб «Пост № 1».

Хотя этот центр создан относительно недавно, ребята с большим рвением его посещают. Здесь с детьми говорят «на их языке», без формализма знакомят с историей, формируют у ребят уважительное к ней отношение.

Под эгидой патриот-центра проводится множество мероприятий патриотической направленности: военно-спортивные игры, экскурсии на подшефные погранзаставы и корабли, туристические слеты, выезды, поисково-разведовательные работы и многие другие.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре составляют основу любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить достойного человека без трепетного отношения к своим истокам. Прошлое формирует настоящее и помогает построить надежное будущее. И набирающие популярность молодежные патриотические центры, привлекающие активных ребят, — важный, действенный инструмент воспитания.

Наукова бібліотека України

Найбільш цікаве

кандидат наук по государственному управлению, докторант Института проблем государственного управления и местного самоуправления НАГУ

В статье анализируются основные подходы к определению сущностных характеристик патриотизма как важного фактора консолидации общества, формирования и укрепления национального сознания, обосновывается формула современного украинского патриотизма как основы создания политической нации, определены основные направления деятельности органов государственной власти по формированию патриотизма у граждан Украины в современных условиях развития общества.

Ключевые слова: патриотизм, национальное сознание, политическая нация, национализм, государства, концепция формирования патриотизма у граждан Украины.

In this article the author analyses approaches to determination of the essence of the patriotism as important factor of the society consolidation and forming and strengthening of the national consciousness. She grounds the formula of modern Ukrainian patriotism as the bases for creation of the political nation. The main directions of the public authorities ‘activities in forming of the patriotism of the Ukrainian citizens in the modern society are clarified.

Key words: patriotism, national consciousness, political nation, nationalism, creation of the state, conception of forming of the patriotism of the Ukrainian citizens.

Постановка проблемы. Процессы в независимой Украине требуют поиска общенациональных идейно-духовных ориентиров, способных консолидировать общество, укрепить государство. Одной из главных условий эффективного функционирования системы социальных и государственных институтов выступает патриотизм — стержень, вокруг которого формируются высокие чувства и убеждения людей, которые проявляются в любви к своей Родине, в причастности к судьбе своего народа, готовности и воли к осуществлению национальной цели. Именно патриотические чувства вызывают активное участие граждан в решении проблем общественного развития, высокую труд на благо Родины, готовность отстаивать национальные идеалы и ценности, защищать Отечество в случае необходимости.

В истории украинского народа патриотизм многократно оказывался разными гранями своего содержания. Он объединял народ в период борьбы с ордынцами, в годы освободительной войны XVI-XVII вв., Построения Украинского государства в начале ХХ в., Во время борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Однако, если у народа хватало силы и духа патриотизма для борьбы с врагом, то именно недостаток патриотических чувств, национального сознания и самосознания, и прежде всего в национальной элиты, не раз становились препятствием для развития собственного независимого государства. Вспомним, в результате ожесточенной внутренней борьбы за гетманскую булаву упадок казацкая Гетманская государство, из-за неумения лидеров различных группировок поставить национальные интересы выше личных была свергнута Украинская Народная Республика.

Вызывает беспокойство и тот факт, что сегодня в Украине патриотизм по-своему понимают политики и государственные деятели, используя это понятие в основном в собственных интересах. Не прекращаются споры, кого можно считать и кто является большим патриотом, до сих пор идут дискуссии, каким должен быть украинский патриотизм — этническим, государственным, гражданским или каким-то другим, усиливается диапазон суждений о сущности этого общественного феномена от его толкования как источника деструктивности и кон-фликтогенности с радикально националистическим уклоном к оценке как важного условия развития общества. Все это не способствует объединению общества, сеет недоразумения и раздоры, что является угрозой государственно процессам в Украине. Исходя из указанного проблема патриотизма, его роли и необходимости в развитии украинского государства в современных условиях является одной из наиболее важных, актуальных и требует специального исследования.

Анализ последних публикаций и исследований свидетельствует, что формированию патриотического сознания, возрождению традиций патриотизма посвящены труды известных украинских ученых, деятелей, литераторов, идеологов и организаторов национально-освободительной борьбы украинского народа Б.Антоненко-Давидовича, Вороного, Грушевского , И. Дзюбы, М.Зерова, Ефремова, Донцова, В. Липинского, Ю.Липы, М.Михновского, Л.Старицкой-Чер-няхивськои, Симоненко, В. Стуса, И. Франко, в . Черновола, Чубинского и многих других. Различным аспектам патриотизма как социально-политического явления, духовной основы государства посвящены труды как отечественных, так и зарубежных ученых М.Вивчарика, Д.Жовтуна, С.Иванов, В.Лутовинова

В.Меркушина, Р.Мирського, М.Пирен, И.Розпутенка, А.Сергеева, П. Сытника, Томенко, Р.Яновського и других. Проблемы гражданско — го и патриотического воспитания как важного фактора формирования национального сознания рассматривают в своих работах отечественные и зарубежные ученые Ева-щенко, Н.Гордиенко, В.Иванчук, Кононенко, В.И.Лутовинов, И.Надольний, М. пирен, А.Погрибный, Ф.Слипченко, К.Чорна и другие.

Нерешенные части проблемы. Несмотря на большой вклад в исследование проблемы патриотизма отечественных и зарубежных ученых, еще не нашли достаточной разработки и освещения вопросы природы и сущности современного украинского патриотизма с учетом важных изменений, которые происходят в украинском обществе, его места и роли в развитии независимой демократической Украинской государства, в формировании политической нации.

Целью исследования является определение сущностных черт современного украинского патриотизма, основных направлений деятельности органов государственной власти по его формированию у граждан Украины как основы национального сознания и самосознания, необходимого условия продвижения процессов государственного строительства в Украине с учетом традиций социальной и политической жизни украинского общества, развития государства в новых условиях. Достижение данной цели предопределяет решение ряда задач: уточнить понятие «патриотов —

тизм «и обосновать его значение в консолидации украинского общества, создании украинской политической нации; раскрыть патриотизм как этно-политическую категорию в отношении с такими понятиями, как национализм, шовинизм, интернационализм, космополитизм; провести анализ взаимосвязи духовно-нравственной и политической составляющей патриотизма, определить направления деятельности органов государственной власти по формированию патриотизма у граждан Украины.

Изложение основного материала. В контексте обозначенной проблемы прежде необходимо уточнить понятие «патриотизм», поскольку в научно-исследовательской литературе не существует единого подхода к его определению. В значительной степени это объясняется тем, что представления о его сущности и содержание менялись в зависимости от исторических, политических, социально-экономических и культурных факторов развития общества и от личной позиции и убеждений автора того или иного определения этого общественного феномена.

На сложную структуру патриотизма обращает внимание и другой исследователь

А.Парашин, отмечая, что этот феномен охватывает несколько компонентов, а именно: социально-психологический — патриотические чувства, эмоции; когнитивный — знание о большой и малой родине; политический — политические убеждения, установки; деятельностный — практические дела, действия , направленные на укрепление Отечества. Все эти компоненты органично взаимосвязаны между собой и только в совокупности дают полное представление о настоящем патриотизме [8, с. 78].

Патриотизм как явление социальной действительности не существует вне своего субъектом и объектом. Субъектами патриотизма есть разные социальные образования — личность, социальная группа, слой, класс, нация, другие общности. Зависимости от субъект-объектного направления объектом патриотизма выступают родина, государство, нация, народ, родной край, город, улица, дом, спортивная команда, подтверждает его всегда конкретную направленность.

Различные подходы к определению сущности и содержания патриотизма анализируют

Объектом государственного патриотизма выступает государство. Патриотизм в этом смысле обусловлено определенными историческими условиями, а именно: необходимостью консолидации усилий для создания и укрепления государства, различных форм государственной власти. Следует упомянуть, что теоретические основы данного направления одним из первых разработал ГВ.Ф.Гегель. В его понимании патриотизм означает стремление к общим целям и интересам государства, которые являются приоритетными по отношению к интересам личности, общества или общества в целом [1]. Государство как высшая форма организации и высшая ценность выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и общества, в том числе и патриотических. Осмысление основной идеи этого направления предполагает понимание патриотизма как проявления у его субъектов чувство гордости за государство, их активное участие в укреплении государства и государственности как главного условия эффективного функционирования социальных институтов, развития общества. Следует отметить, что принципы государственного патриотизма достаточно активно разрабатывались и в рамках концепции развитого социализма, в которой развитие патриотизма у советских людей рассматривался как самое главное условие совершенствования социалистического государства, укрепление его идеологических, военно-политических, национальных и других оснований.

Противопоставлением концепции государственного патриотизма есть идея личностно-го патриотизма, который раскрывается в неразрывной связи с личностью, которая является высшей ценностью по отношению к обществу и государству и которой присущи высокие моральные и духовные качества, осознание ею неразделимости, единства с Отечеством, необходимости служения Родине и своему народу. На личностного уровне патриотизм выступает как важнейшая характеристика человека, которая проявляется в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Вполне справедливым является мнение С. Ивановой, которая, обращая внимание на структуру патриотизма, считает, что ее наполняют духовно-идеологические ценности, на которых он собственно и базируется. Это определенные политические и идеологические принципы (как,

например, свобода, демократия, равноправие, солидарность, толерантность или пролетарский интернационализм, коммунизм, коллективизм, национал-шовинизм и т.д.), общечеловеческие и национальные ценности, история народа, национальная культура, соотношение и взаимосвязь государства и гражданского общества и т.д. [ 3]. От ценностного аспекта зависит характер патриотов — романтизма, а сама система этих ценностей выступает тем интегрирующим фактором, на котором основываются национальная идея, национальное сознание и самосознание.

В контексте обозначенной проблемы важно мнение А.Козлова, который утверждает, что патриотизм по своему характеру выполняет ряд важных функций в обществе, в частности: консолидирующую, направленную на объединение большинства нации на основе приоритетов общества и государства; оборонную и защитную , что способствует защите национальной безопасности государства; стабилизирующую, которая придает прочность и устойчивости социальной, этнонациональной и государственной систем во всех их основных звеньях (языке, культуре, стереотипах поведения, моральных и правовых нормах) воспитательную, влияющим на целенаправленную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества с целью предоставления им определенного содержания и направленности [8].

Исходя из указанных подходов, в которых сфокусированы методологические и теоретические основы патриотизма, обобщив их наиболее существенные характеристики в целом можно согласиться с тем, что патриотизм является одной из наиболее значимых, непревзойденных ценностей, важной духовной признаком личности, социальной общности (нации, народа, этноса) и общества в целом. Это чувство любви к Родине, своему народу с его историей, традициями, культурой, верность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм является духовно-нравственной основой жизнеспособности государства и выступает важным внутренним мобилизующим ресурсом развития общества, активной гражданской позиции личности.

Вместе при определении сущности патриотизма большое значение имеет уточнение соотношения патриотизма с такими явлениями общественного сознания, как национализм, шовинизм, интернационализм и космополитизм, поскольку подмена этих понятий искажает сущность настоящего здорового патриотизма. Например, вспомним, официальная идеология бывшего Советского Союза отождествляла патриотизм с национализмом, толковала последний лишь в негативном смысле, понимая под национализмом его политизированные, крайние и искривленные формы и проявления.

Следует отметить, что в условиях становления национальных держав и формирования политических наций национализм выступает тем естественным феноменом, способствует развитию этих процессов. По своим сущностным содержанием как любовь к своему народу, Родине, преданность его интересам он и является по сути патриотизмом — объединяющей силой, способной поднять людей, пробудить их к

деятельностной участия в процессах. На рубеже XVII-XIX в. в Европе национализм сыграл чрезвычайно положительную роль в период национально-буржуазных революций, выступил союзником западной демократии, рождалась в тот период. Исходя из этого патриотизм можно определить как способ и форму национального сознания и самосознания. Его существенными характеристиками являются вера в духовные силы своей нации, ее будущее, добросовестный труд на ее пользу, умение осмысливать нравственные и культурные национальные ценности, историю, национальные обычаи, символику, систему поступков, мотивируются осмыслением ответственности перед своей нацией.

же время, как отмечает академик И. Дзюба: «когда же чувства привязанности ко всему родному набирает искаженный характер, приводит без критического преувеличения заслуг или добродетелей своего народа, противопоставление его другим, в предвзятости, вражды или ненависти к другим, — здесь уже есть что-то принципиально иначе, чем здоровый патриотизм — лжепатриотизм, который проявляется в национальном эгоизме, национальной ограниченности. Воинственные его формы получали определения: шовинизм (во Франции), джингоизм (в Англии), русотяпство (в России) и т.д. «[2, с. 27]. Крайние проявления национализма всегда приводили к разжиганию вражды, противостояния, недоверия между народами, межнациональных конфликтов.

для всех, кто живет на Украине, а живя, любит ее, а любя, хочет работать на благо края и его населения, служить ей, а не обирать, не рекомендуется эксплуатировать для себя «[4, с. 154].

Важным есть и другой аспект исследуемой проблемы. Патриотизм не возражает интернациональные чувства, но если в нем значительно усиливается интернациональная составляющая, он переходит в свою противоположность — космополитизм, идеологию, проповедует отказ от национальных традиций, отрицает государственный и национальный суверенитет. Есть настоящий патриотизм предполагает уважение всех стран и народов, но при этом вызывает особые чувства, особые переживания за свой народ, свою историю, язык, культуру. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в формировании патриотизма следует соблюдать «меры патриотизма», нарушение которого приводит к перерождению его в свою противоположность.

и желание воспитывать в детях любовь к ней, уважение к законам и институтам власти [9]. «Формулой нового украинского патриотизма должен стать принцип: Украина — государство для всех граждан. Украинский гражданин, получив этот статус, должен осознавать, что он берет на себя определенные обязанности. Таким образом, современный украинский патриотизм следует определять не только по признакам общения на родном языке или любви к определенным культурным ценностям, но и как мышление с уважением к стране и с любовью к малой родине «, — отмечает Томенко [12].

Итак, современный украинский патриотизм — это патриотизм граждан всех национальностей, проживающих на территории Украины, который проявляется в любви к Украинскому государству как общей Родины, гордость за принадлежность к этому государству, ответственность за ее настоящее и будущее. Гражданский патриотизм проявляется в участии граждан в общественно значимых мероприятиях с целью обеспечения общенациональных, государственных интересов и является надежным заслоном шовинизма и другим крайним проявлениям национализма, ведь гражданские права и обязанности во всей своей полноте является правовой основой развития как личности, так и общества. Осознание гражданами, властными, общественными институтами совместных и взаимных действий на благо своей страны, своей нации является одной из важнейших характеристик патриотизма

Выводы. Таким образом, исходя из указанного, в основе государственной политики национального единства должна быть система ценностей гражданского патриотизма, основу которого составляют политический («нужна всем жителям Украины отдельная, своя собственная Государство») и территориально-гражданский принципы («общая для всех жителей Украины любовь к общей Родине «).

Задачи органов государственной власти заключаются прежде всего в том, чтобы создать надлежащие условия для утверждения в обществе, в сознании граждан социально значимых патриотических ценностей — чувство гордости за Родину, уважения к культуре, языку и исторического прошлого украинского нации, к национальным традициям , формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами, станет залогом недопущения проявлений национализма, расизма и шовинизма и тому подобное. Неотложными задачами является формирование правовой культуры, уважения к законам, символов государства, повышение престижа государственной и военной службы. Патриотизм должен стать прочной основой формирования национального сознания, мощной силой продвижения государственных процессов, надежной условием обеспечения национальной безопасности Украины.

Перспективы дальнейших исследований. Исходя из сложности указанной проблематике, дальнейшего исследования, прежде всего, требует проблема патриотического воспитания молодежи как фактор обеспечения национальных интересов, утверждение украинского патриотизма в условиях глобализационных процессов, особенности становления, развития и проявлений патриотизма в сознании и поведении украинского народа в контексте общественно-исторического развития.

1. Гегель Энциклопедия философских наук. Ч. 3. Философия духа //Соч. — Т. 4. — М., 1956. — С. 227.

2. Дзюба И. Украина в поисках новой идентичности: Статьи, выступления, интервью, памфлеты. — М.: Изд-во «Украина». — 2006. — 848 с.

3. Иванова С.Ю. Государственный патриотизм — альтернатива идеологии национализма и космополитизмом //Соц.-гуманит. знания. — 2003. — № 2. — С. 29-32.

4. Кульчицкий C. Не подорвать капитал доверия //Голос Украины. — 1993. — 20 января.

5. Липинский В. Письмо к братьям-хлеборобам. Об идее и организации украинского монархизма. — М.; Филадельфия, 1995. — С. 375, 387.

6. Лутовинов В.И. Проблемы утверждения российского патриотизма в условиях глобализации //Власть. — 2004. — № 10. — С. 35-40.

7. Михновский М. Х Заповедей УНП. — С. 141.

8. Парашине А.Ю., Козлов В.А. Основные признаки проявления патриотизма в российском обществе //Россия: тенденции и перспективы развития: Сб. науч. ст. — Вып. 5. — Ч. 2. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — 234 с.

9. Регионы Украины: пути формирования общей национальной идентичности //Национальная безопасность и оборона. — 2007. — № 9.

10. Сергеев А.Ф., Соловьев В.К. Патриотизм как системное явление общественной жизни //Сб. науч. работ НОУ ВПО «Ин-т экономики и предпринимательства». — 2004. — Вып. 7. — Ч. 2. — С. 169-170.

11. Сытник П.К., Дербак А.П. Проблемы формирования национального самосознания в Украине: Монография. — М.: НИСИ, 2004. — 226 с.

12. Томенко М. Современный украинский патриотизм, или как объединить Украину //Правительство. курьер. — 2005. — 16 июля. — № 130. — С. 4.

Пошук по ключовим словам схожих робіт:

Патриотизм как национальная идея

После крушения коммунизма, начался поиск новой национальной идеи, однако общество не смогло прийти к консенсусу по ее поводу, свои предложения выдвинула власть. Сможет ли патриотизм стать такой идей? Однозначного ответа на этот вопрос сегодня дать невозможно. Должна быть проделана огромная интеллектуальная работа, чтобы заявление о намерениях предстало стройной концепцией, дающей ответы на главные проблемы, стоящие не только перед страной и обществом, но и всем миром.

«У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма…» В. Путин[1]

Мировоззрение – иерархически построенная система идей, формирующая определенную картину мира, исходя их которой, человек не только воспринимает образ окружающей действительности, но и создает его.

Человек стремится создать непротиворечивый образ мира, поэтому на вершине иерархической системы идей, определяющих мировоззрение, обычно находится одна главная идея, либо непротиворечивый комплекс ценностей[2], оформленных в единую концепцию или учение. Например, в основе религиозного мировоззрения лежит идея Бога, которая определяет все другие идеи, формирующие мировосприятие.

В основе современного рационалистического мировоззрения западной цивилизации находится концепция науки, оказывающая влияние на все остальные идеи, определяющие взгляд западного человека на мир. Рационалистическое мировоззрение пришло на смену религиозному и сейчас постепенно вытесняет из сознания европейцев некогда господствовавшие в нем религиозные идеи.

До религии в сознании древних греков, сформировавших западную цивилизацию, господствовало мифологическое мировосприятие. Там, где человек, верящий в миф, видел проявление судьбы, там религиозное мировоззрение усматривало волю Бога, а современный рационалистически мыслящий западный человек видит проявление действия природных законов.

Мировоззренческие системы лежат в основе больших человеческих обществ – цивилизаций, и определяют их отличия. В рамках цивилизаций могут существовать различные системы мировосприятия, отличающие мировоззрение народов, входящих в данную цивилизационную систему. Мировоззрение русского народа последние три столетия формировалось под сильным воздействием западной цивилизации, но полностью с ним не совпадает. По мнению З. Бжезинского «великая русская цивилизация отстаивает определенные базовые ценности, не только религиозные, но и ценности, касающиеся межличност­ных отношений — к примеру, осуждение изменений в отноше­ниях между полами и внутри полов, которые в настоящее время происходят в мире» [3] .

Отличия мировосприятия русского народа определяются влиянием слабо исследованных языческих славянских представлений о мире, православием и, созданным в Европе, марксизмом, адаптированным к российским условиям. Общим для российского и западного мировосприятия является рационализм, задающий основную мировоззренческую рамку, в которую должны вписываться все остальные идеи.

Идейный каркас мировоззрения не является жесткой конструкцией и в наше время может быстро меняться под влиянием новых идей. В прошлом эти изменения проходили значительно медленнее.

В условиях глобализирующегося мира началось соревнование мировоззрений и построенной на их основе реальности. В этом соревновании сегодня выигрывает Запад, сформировавший рациональное мировоззрение, в рамках которого сосуществуют несколько крупных идейных систем, которые, наряду с наукой, определяют организацию и функционирование различных сторон жизни человеческих сообществ. К таким системам можно отнести различные виды либерализма, коммунизм, фашизм.

Эволюция и эффективность наших ценностных оснований

Русский народ до начала ХХ века придерживался православного христианского мировоззрения, однако в результате Октябрьской революции отказался от него и положил в основу мировоззрения коммунистическую марксистскую доктрину, официально господствовавшую в умах советского народа более семидесяти лет. В ходе перестройки в результате свободной конкуренции идей победила западная либерально-демократическая идея, в соответствии с которой стали перестраиваться экономика, социальные и иные отношения.

Люди придерживаются тех или иных идей, и формируют окружающий их мир в соответствии с этими идеями до тех пор, пока они показывают свою действенность. Либерально-демократическая идея в России не смогла создать ни эффективно работающей экономики, ни комфортного общества. Превратить Россию в Европу она не смогла в силу разных обстоятельств, поэтому власть и российский народ разуверились в ней и стали искать новую мировоззренческую опору в форме национальной идеи. Общество не смогло выработать такой идеи, поэтому она была предложена властью. В 2013 году президент РФ В. Путин предложил считать патриотизм российской национальной идеей.

Общество в нынешней непростой внешнеполитической обстановке оказалось довольно восприимчиво к патриотической идее, и не отторгло ее, но это еще не значит, что на этой основе можно будет создать эффективное, привлекательное и конкурентоспособное общество. Такое возможно лишь в том случае, если патриотическая идея докажет свою практическую действенность.

Требования к национальной идее исключительно высоки. Она должна не только ностальгически согревать чувства россиян, попранные в последнее двадцатилетие, но и определить главные направления развития страны, а значит, на ее основе должны быть созданы экономика, внутригосударственные, межэтнические и социальные отношения, мораль, эффективно действующие наука, образование, воспитание. Именно такую всеобъемлющую роль выполняли две предшествующие русские национальные идеи – православие и коммунизм. Они определяли главные стороны жизни российского и советского общества, своеобразие власти и экономики. В современной России на эту роль претендовал либерализм, но не смог доказать свою действенность и эффективность.

В каждой значимой сфере человеческого бытия мировоззрение, основанное на большой идее, к которым относится и национальная, формирует своеобразную, отличную от других действительность. Так, в экономике либеральная идея создает рынок, а коммунистическая – административно управляемую плановую экономику. Мировоззрение определяет формы ведения сельского хозяйства. Либеральное – существует преимущественно в форме фермерства, коммунистическое – колхозов и совхозов.

Мусульманское мировоззрение, если не имеет ответы на все жизненные проблемы, то стремится к этому. Уже сейчас создана особая мусульманская банковская система, не использующая ростовщический процент. Свои особенности, диктуемые мировоззрением, имела коммунистическая банковская система в форме Сберегательных касс и касс взаимопомощи, разительно отличаясь от банковской системы либерального Запада.

Либерализм в образовании проявляется в форме свободного выбора программ обучения, предметов и преподавателей. Коммунизм, следуя единственно верному учению, требовал полной унификации форм и методов обучения.

В воспитании либерализм стремится сделать упор на воспитании свободной, раскрепощенной личности – индивидуалиста. Коммунизм воспитывал коллективиста с четкой идейной ориентацией, которую обеспечивало последовательное воспитание ребенка сначала в октябрятских звездочках, потом в пионерских отрядах и, наконец, в комсомольской организации.

Мировоззрение сказывается даже в формах и способах освоения космоса. У нас, начиная с советских времен – это монополия государства, в США – уже сегодня бизнес.

Из этого краткого обзора видно, что буквально все сферы человеческой жизни определяются господствующим мировоззрением, а это значит, что национальная идея должна определять пути решения всех важнейших актуальных проблем страны и общества, и иметь ответы на вопросы: как в космос летать, как землю пахать.

Обычно считается, что национальная идея – это некая константа, которая изначально заложена в мировоззрение русского народа, поэтому достаточно вычленить ценности, постоянно прослеживающиеся в истории народа, чтобы на их основе создать национальную идею. Отсюда попытки опереться на социологические опросы, с целью вычленения господствующих идей, но если бы можно было провести соцопрос в момент, предшествующий внедрению в русское сознание очередной национальной идеи, мы не нашли бы ее там. Единственное, что ясно показал бы этот опрос – полное неприятие господствующей идеи. Те, кто застал перестройку, помнят активное отрицание коммунизма, еще недавно безраздельно господствующего в умах советских людей.

Все русские национальные идеи были заимствованы извне, а не созданы в России. Православие пришло на Русь из Византии, причем выбор веры, описанный в Повести временных лет, был сугубо рациональным. Коммунизм переняли у Европы. Либерализм, закрепленный как главная ценность в современной Конституции РФ, также плод западных интеллектуальных трудов. Ни одна из этих идей, за исключением либерализма (усвоенного элитой еще в XVIII веке), не имела прочных корней[4] в русском, а позднее и в российском, общественном сознании.

Национальная идея создает нацию, народ. В дореволюционной России русский народ был сформирован православием, которое было главной и необходимой чертой русскости. Советский народ создан коммунистической идеей, как только она потеряла свою силу и привлекательность, советский народ бесследно исчез, распавшись на русских, украинцев, таджиков, грузин и др.

Для того, чтобы какая-то идея была принята в качестве национальной, она должна, как минимум, отрицать предыдущую идею, нести в себе привлекательный проект будущего, быть способной сформировать нацию и быть действенной, т.е. созданная на ее основе реальность должна быть лучше предшествующей. Этим требованиям отвечали и православие, и коммунизм, но не соответствовал либерализм, который так и не смог создать эффективно работающей экономики, а без этого невозможно реализовать главные цели и задачи общества потребления. Не была сформирована нация на основе либерализма, поэтому угроза развала государства ставила крест на осуществление либеральной идеи в тех осколках, которые бы остались от России, и вероятнее всего выродились бы в азиатские деспотии[5].

Попытки найти замену либерализму в качестве национальной идеи начались еще 1990-е годы, но ни тогда, ни позже, не привели к положительному результату.

Патриотизм, как мировоззренческое предложение власти

Патриотизм в качестве национальной идеи должен не только сформировать отношение к главным сферам человеческого бытия, но и сделать их привлекательными и конкурентоспособными на фоне мировоззренческих идей других народов, а главное, он должен стать более эффективным, чем либерализм. Если этого не произойдет, то мы опять будем вынуждены вернуться к либеральным экспериментам, как это случилось в феврале 1917 года, и в 1991 году. Пока же эта огромная идейная работа не только не проведена, но даже и не осознана до конца ни властью, ни интеллектуалами. Отдельные разработки ведутся только в области образования, истории, внешней политики, экономики.

Увы, но на сегодняшний день можно более-менее ясно сказать, что такое патриотизм только в области отношений полов. Безусловно, патриотично придерживаться здесь традиционных воззрений и обычаев, как это делали наши отцы и деды, в противоположность либеральной идее, которая поддерживает чуждый нам гомосексуализм и лесбиянство. Именно через приоритеты традиции в этой области патриотическая идея диктует нам ориентацию на традиционную семью и отрицание, например, мусульманского многоженства, рассматриваемое в православной традиции, как прелюбодеяние.

Патриотизм во внешней политике

Вторая важная область, в которой пытаются руководствоваться принципами патриотизма – область внешней политики и международных отношений. В этой сфере идея патриотизма нашла свое выражение в переосмыслении государственных интересов и переформулировании на этой основе некоторых принципов отношений между странами.

Дипломатия 1990-х годов, исходившая из либеральной идеи, рассматривала Запад как образец для подражания и дружественную нам силу. Его продвижение на Восток не считалось угрозой, поэтому вплоть до последнего времени считалось, что у России на Западе нет врагов. Общность ценностей Запада и либеральной части российской элиты, занимавшей господствующие высоты в российской власти, позволяли рассматривать НАТО как не враждебную нам силу, а значит не вызывали особых опасений при ее продвижении на Восток. Правда, те во власти и обществе, кто не разделял этих ценностей, считали, что приближение альянса к нашим границам несет в себе реальную угрозу безопасности и суверенитету.

Особенно эти опасения усилились после бомбежек Югославии. Справедливости ради, необходимо отметить, что если бы российский народ действительно принял либеральные ценности, то никогда не стал бы рассматриваться Европой и США в качестве противника, правда, при этом, он перестал бы быть российским в нынешнем понимании этого определения. Как от трехсотмиллионного советского народа, при отказе от коммунистической идеи в одночасье не осталось ни одного человека, также перестал бы существовать и российский народ, искренне приняв либерализм[8].

Еще в 2013 году был сделан вывод о том, что «глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретает цивилизационное измерение и выражается в соперничестве различных ценностных ориентиров и моделей развития»[9].

Проблема сохранения и укрепления российских ценностных оснований особенно остро стала сегодня во внешнеполитических отношениях в связи с новым характером борьбы на международной арене, когда войны начинаются в киберпространстве и информационной сфере, преследуя целью подорвать мировоззренческие основания противника. Военное вторжение, являясь финальной частью, лишь закрепляет уже достигнутую идейную победу. Особенно четко это было осознанно нашей властью после удачного применения ею современных методов ведения борьбы в ходе присоединения Крыма и последующих событий на Донбассе. Этот опыт с особой остротой поставил задачу укрепления мировоззренческих основ российской нации.

В Стратегии национальной безопасности были сформулированы традиционные российские духовно-нравственные ценности: «приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины»[10]. Однако простое перечисление ценностей мало что дает, поскольку большинство из них не определено в рамках концепции патриотизма, а некоторые, как, например, преемственность истории, пока остается лишь благим пожеланием.

Можно ли говорить, о «жизнеспособном наборе ценностей», если нам, гражданам страны, неведом проект нашего будущего, мы не знаем цели и направления нашего движения. Что мы в реальности можем предложить другим странам, кроме дружбы против Запада? Все эти проблемы мировоззренческого характера серьезно обесценивают попытки сформулировать новую внешнеполитическую стратегию. Впрочем, авторы документа отчасти это осознают, отмечая, что «пока не предъявлены цели консолидации — стратегия развития». А без этого нет ценностной основы для создания нового центра силы, о котором они мечтают. В одиночку таким центром Россия, в отличие, например от Китая, быть не может.

Выдвигая в качестве ценностей такие, которым мы сами внутри страны не следуем, мы не сможем убедить наших потенциальных союзников объединиться на их основе. Нужна цельная мировоззренческая концепция, в которой внутренние цели развития нашей страны были бы привлекательны и для других стран и народов. Может ли такой стать концепция, созданная на основе российского патриотизма, пока представляется сомнительным. Почему наша любовь к России должна кого-то к нам привлечь, как и наше великодержавие, которое определенно не нравится ни одной из бывших союзных республик, включая союзную Белоруссию.

Недостаток идеи патриотизма заключается в его нацеленности в основном на внутреннее употребление. Все иные национальные идеи – православие, коммунизм, и конечно, либерализм, несут в себе мощный заряд мессианизма, они наднациональны, в то время, как патриотизм пока видится сугубо национальной идеей.

Реализация патриотической идеи в других областях и сферах

Несомненно, патриотическая идея может стать мощной силой, консолидирующей наше общество, но для этого нужно насытить ее конкретным содержанием. Сегодня она содержит больше эмоций, нежели четко сформулированных рациональных идейных положений. Эмоции несомненно важны, но они, в рамках рационального мировоззрения, являются производным от высоких идей, и в этом отношении они вторичны.

Патриотизм – это любовь к Родине. К сожалению, сегодня это понятие не имеет ясного и конкретного содержания. В рамках православия Россия являлась защитницей и распространителем истинной веры, и это высокое предназначение было предметом законной гордости православных христиан, которые до конца XIX века составляли большинство населения страны. Но их доля непрерывно уменьшалась, что создавало проблемы с патриотизмом, проявившиеся, в частности, в годы Первой мировой войны.

СССР в глазах своих граждан представал страной с самым передовым общественным строем, авангардом «прогрессивного» человечества, страной с передовой наукой, техникой, экономикой, имеющей многочисленные достижения во многих областях. Советский Союз было за что любить, до тех пор, пока советский народ не разочаровался в самом коммунизме, и тогда страна предстала в качестве тоталитарной державы, процветающей на крови и страданиях собственного народа. Такую страну было не за что любить, поэтому, когда она рассыпалась в 1991 году, ее целостность никто не вышел защищать.

Сегодня понятие Родины не определено, ее можно любить только эмоционально, а не рационально. Сейчас любовь к Отечеству пытаются обосновать прошлым, но оно неопределенно, неясно, противоречиво. Единого, разделяемого большинством образа прошлого не создано, прежде всего потому, что наши граждане имеют разные представления о настоящем страны и ее будущем. Стоя на разных концептуальных позициях в отношении сегодняшнего положения дел в стране и ее перспектив, люди по разному видят прошлое. Почитайте историю, написанную с либеральных позиций, коммунистических, монархических, государственно-патриотических – это разные истории, причем порой диаметрально противоположные в оценке всех важнейших событий. Более-менее единый взгляд существует только на историю Великой Отечественной войны, именно поэтому она выбрана главным средством, формирующим национальную идентичность российского народа.

Национальная идея в качестве неотъемлемого компонента должна содержать образ прекрасного будущего, к которому нужно стремиться. Он должен быть несколько размыт, как понятие рая или коммунизма, но обязательно должен быть привлекателен. Какой образ будущего сегодня имеем мы? У каждого свой. Коммунисты, по-прежнему видят его в виде преславутого рога изобилия, из которого посыплются блага, и осуществится великий принцип: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Либералы хотят только европейского будущего для страны. Что хотят патриоты пока неясно. Более менее ясно определено будущее у радикальных националистов – «Россия для русских», но думается, что его осуществление поставит крест на стране вообще.

Неопределенность содержания понятия Родины, неясность цели, миссии и проекта, который должен осуществить российский народ, не позволяет создать оригинальные формы и методы воспитания и обучения молодого поколения, и заставляют механически перенимать формы недавнего прошлого – игру Зарницу, нормы ГТО, и др. Потеряв изначальное содержание, и не получив нового, они стали подобны евангельским старым мехам, неспособным удержать влитое в них молодое вино, но беда в том, что вина в них никто не вливает. Поэтому они остаются пустыми, мертвыми формами.

Как видно из сделанного краткого очерка, у патриотизма, как национальной идеи, сегодня больше проблем, чем ответов на вопросы, но это вовсе не означает, что эта идея не может быть основой для национального объединения российского народа. Работа над идеей только начинается и от усилий и таланта сегодняшней интеллектуальной элиты страны зависит ее результат.

[2] Ценности – особо важные для человека идеи, формирующие его мировоззрение. Они определяют особенности всех сторон деятельности человека, начиная от картины мира и заканчивая отношениями полов.

[3] Бжезинский Зб. В борьбе с российским шовинизмом / «The Ameri­can Interest» / Цит. по: Эл. ресурс: «ЦВПИ». 2014. 3 июля / http://eurasian- defence.ru/

[4] Современные коммунисты усматривают сходство коммунистических и православных ценностей, видя в Христе первого социалиста, но это они обнаружили только недавно, и явно в конъюнктурных политических целях.

[5] Над решением проблемы совмещения либеральных идей и крепкой российской государственности почти десять лет трудился Клуб «4 ноября», а затем и либеральная платформа в партии «Единая Россия», но эти наработки так и не были востребованы.

[6] Анатолий Чубайс: Если говорить о главном — о понимании того, что такое демократия и рыночные ориентиры, что такое коммунизм и административная система, что такое либеральная система ценностей, то тут у меня нет сомнений, что Путин вполне искренне разделяет наши убеждения. См.: «Итоги», 23.12.1999.

[8] Оценочные суждения в отношении этого явления всегда будут кардинально различаться от восторженных до резко отрицательных, в зависимости от тех позиций, с которых они будут проводиться.

[9] Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г.

[10] Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Китай запустил в космос самые точные холодные атомные часы

Китай запустил в космос самые точные холодные атомные часы

Литва припомнила России «оккупированные территории» из-за транзита

Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия

Патриотизм — это оружие

Нельзя в случае беды торопливо раздать людям патриотизм и надеяться, что они сразу научатся с ним обращаться.

Патриотизм — это ведь оружие. Настоящее оружие, и обращаться с ним надо соответственно.

Не доставай и не хвались без нужды. Достал — либо стреляй, либо ухаживай. Смазывай. Не кровью, сливочное масло прекрасно годится для смазки патриотизма, если икрой присыпать — еще лучше будет. Чисти его. Грязь — она прекрасно к патриотизму липнет, и не надо хвалиться, что твой патриотизм такой простой и безотказный, что с ним можно в грязной луже сидеть и ничего не случится. Еще как случится.

Учи обращаться с патриотизмом смолоду. Так, чтобы в детстве в голове отложилось, где там в патриотизме патроны, чем курок от спусковой скобы отличается и на сколько патриотизма в бою хватает. Чтобы можно было разбудить — и с сонными глазами собрал-разобрал свой патриотизм и осечки он не даст.

Но при этом помни, что детям патриотизм не игрушка. Детям, идиотам и тем, у кого руки и мозги для патриотизма не предусмотрены, у кого нет под него места в мозгах или место это уже занято.

Нельзя в случае беды торопливо раздать людям патриотизм и надеяться, что они сразу научатся с ним обращаться. Кто-то случайно в себя пальнет, кто-то продаст дареный патриотизм, а кто-то и против тебя повернет. То, что своим не считают и с чем обращаться не умеют, то и не ценят.

На старом патриотизме хорошо, конечно, детей учить. Только современный бой со старым оружием не выиграешь. Современный нужен патриотизм. Продолжающий старый, не цепляющийся к прежним цветам и словам, но современный. Тот патриотизм, с которым деды и отцы воевали, тебе сегодня не поможет. Не твой он, и ты сам не той системы.

Если уж достал патриотизм в целях устрашения врага — так доставай с готовностью применить. Чтобы враг это понял и применять не пришлось. А если достал и затвор передернул — не суй небрежно назад в кобуру, едва лишь враг отступил на полшага. Либо враг поймет, что ты и стрелять-то не собирался, либо твой же взведенный патриотизм тебе ногу прострелит. Не любит оружие, когда его на боевом взводе годами держат. Либо не выстрелит, когда нужда в нем придет, либо само по себе пальнет.

А если у тебя вместо патриотизма — муляж его, или того хуже, какой-нибудь травматический или газовый патриотизм — то лучше заранее спили с него мушку.

Прочитать оригинал поста Сергея Лукьяненко с комментариями читателей его блога можно здесь.

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.

Все права на материалы,

размещенные на сайте ИА «Росбалт»,

защищены и охраняются законом

использовании аналитики, интервью

или новостей ИА «Росбалт» активная

гиперссылка на главную страницу

совпадает с мнением авторов.

Заметили ошибку в тексте?

Выделите её и нажмите Ctrl-Enter,

чтобы отослать информацию редактору.

© 2017 Программирование и дизайн: ИА «Росбалт»

возможно только с письменного согласия редакции.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА N77-7286 выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации 28.01.2001

Источники:
Действенный патриотизм – тренд современной молодежи
Действенный патриотизм – тренд современной молодежи Патриотизм давно фигурирует в числе приоритетных направлений государственной политики. Это нравственная база воспитания молодых людей,
http://molod.info/articles/deystvennyy-patriotizm-trend-sovre/
Наукова бібліотека України
В статье анализируются основные подходы к определению сущностных характеристик патриотизма как важного фактора консолидации общества, формирования и укрепления национального сознания, обосновывается формула современного украинского патриотизма как основы создания политической нации, определены основные направления деятельности органов государственной власти по формированию патриотизма у граждан Украины в современных условиях развития общества.
http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/6578-suchasnij-ukrayinskij-patriotizm-sutnist-ta-rol-u-konsolidatsiyi-suspilstva.html
Патриотизм как национальная идея
Россия. Экономика 2016. Новости экономики. Крымнаш. Ситуация в Крыму. Обстановка в Крыму. Новости Крыма эксперты. Крым 2016. Экономика. Развитие экономики.
http://expert.ru/2016/06/16/patriotizm-kak-natsionalnaya-ideya/
Современный патриотизм
Патриотизм — это оружие
http://www.rosbalt.ru/blogs/2017/11/21/1662463.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

COMMENTS