Стороны общения — перцептивная, интерактивная, коммуникативная

Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

Коммуникацией называется обмен информацией между людьми, в котором участвуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности. (3) Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, в ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых является активным субъектом. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информации заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понятна, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга по средствам системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояния участников коммуникативного процесса.

В-третьих, влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

В-четвертых, всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный «фильтр доверия — не доверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная — принятой. Кроме того, существуют средства способствующие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примеров фасцинации может быть музыкальная, пространственная или световое сопровождение речи.

Модель коммуникативного процесса обычно включает в себя пять элементов: коммуникатор — сообщение (текст) — канал — аудитория — обратная связь.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точки зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее). В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга, а так же обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта.

Должное внимание следует уделять так же таким коммуникативным навыкам, как не рефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание — или внимательное молчание — применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а так же тогда, когда цель общения со стороны говорящего — «излить душу», эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы. (4)

Интерактивная сторона общения отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности. Оно направлено на управление поведением партнера через систему психологических приемов влияния с учетом социальных норм и общественных ценностей, характерных для данного сообщества. В процессе совместной деятельности взаимодействия людей может строиться согласно ряду стратегий: соперничество, сотрудничество, комромисса и др. Общение успешно когда поведение людей соответствуют ожиданием друг друга.

Перцептивная сторона общения отражает процесс формирования образа собеседника, восприятие его как личности. Совершенно очевидно, что без такого взаимного познания немыслима успешная совместная деятельность. Психологический образ собеседника формируется на основе его поступков, поведения, внешних характеристик, взглядов, целей, эмоций. Механизмы перцептивного общения основаны на возможности осознания себя через другого человека и выражаются в явлениях идентификации и рефлексии.

Идентификация — способ понимания собеседника через попытку поставить себя на его место («Я бы на его месте сделал так…»).

Рефлексия — явление осознание человеком того, каким он представляется собеседником или слушающей его аудиторией. В процессе двустороннего общения рефлексия порождает шесть образов, отражающих личностные, эмоциональные и когнитивные особенности каждого из собеседников:

образ «Я», каким он видит себя;

образ «Я», каков он есть на самом деле;

образ «Я», каким он представляется собеседнику.

Другими словами, в общении как бы участвуют одновременно шесть собеседников. Если подобные представления касаются их совместной деятельности, то речь идет об особой форме рефлексии, а именно о предметно — рефлексивных отношениях. Следствием рефлексии могут быть несколько феноменов: каузальной атрибуции, аттракции, эффекта ореола и стереотипизации.

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) состоит в выяснении и приписывании собеседнику причин его поведения. И хотя часто внешнего наблюдения оказывается недостаточно для надежных выводов собеседник все же использует вероятные причины для объяснения поведения партнера по общению («наверно, он…»). Естественно, что такие выводы оказывают влияние на его собственное поведение, и, следовательно, на характеристики совместной деятельности.

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — явление возникновения привлекательного образа собеседника как результата субъективного отношения к нему, порождаемого, в частности, рефлексией.

Эффект ореола — влияние общего первого впечатления о человеке, сформулированного в условиях дефицита информации о нем, на его дальнейшие поступки, поведение и деятельность. Это оценочная пристрастность мешает видеть действительные характеристики партнера по взаимодействию: позитивный ореол вызывает переоценку партнера в положительную сторону, а негативный недооценку положительных качеств личности.

Стереотипизация (от греч. Stereos — твердый и typos — отпечаток) — устойчивый и упрощенный образ собеседника (группы собеседников), возникающий в условиях дефицита информации как результат общения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в данном обществе.

При анализе и проектировании совместной деятельности все перечисленные выше явления и феномены подлежат обязательному учету во избежание получения ошибочных результатов. (1)

studbooks.net

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения

Общение рассматривается как сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

В концепциях отечественных психологов, раскрывающих содержательные аспекты взаимодействия людей в организациях, подходы к раскрытию сути профессионального общения предложены в работах Г.М. Андреевой, А.А. Леонтьева, Л.А. Петровской и др.

Для лучшего понимания сущности общения традиционно выделяют три основных компонента: коммуникация (обмен информацией между общающимися), взаимодействие между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, эмоциями и т.п.) и перцепция (восприятие и познание людьми друг друга в процессе общения). Эта модель получила широкое распространение и называется аналитической. Согласно ей структура любого акта общения включает в себя коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны(рис.5).

Рис. 5. Аналитическая модель общения (Г.М.Андреева)

Коммуникация представляет собой процесс обмена информацией, значимой для участников общения.

Коммуникативная сторона общенияпроявляется в содержании информационного процесса между людьми как активными субъектами формирования, передачи и приема сообщений. Она осуществляется с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений и пр., что приводит не просто к «движению» информации, но и к уточнению представлений и обогащению знаний, которыми обмениваются общающиеся

Коммуникативная модель рассматривает процесс обмена информацией как систему с обратной связью, действующую на фоне шумов среды общения и различного вида коммуникативных барьеров, затрудняющих общение:

1. Социально-культурные барьеры, возникающие на основе различий национального, религиозного, политического, профессионального, полового, возрастного характера (например, сложности делового общения представителей разных полов, возрастов, должностных статусов, профессиональной специализации и авторитетности).

2. Психологические барьеры, возникающие из-за индивидуально-психологических различий общающихся людей (например, контрастность по ценностным ориентациям и доминирующей мотивации, индивидуальным (в том числе и когнитивным) стилям, типам психологических защит, темпераментам и др.).

3. Барьеры отношения, возникающие на основе сложившихся у людей межличностных антипатий или по причине группоориентированного поведения (например, влияние недоверия ранее возникшего между людьми на передаваемую деловую информацию; формализованное или конфронтационное обращения с представителями других профгрупп из-за наличия в организации явлений «группового фаворитизма», группового эгоцентризма и др.).

4. Семантико-фонетические барьеры, связанные с различиями в передаче, приеме и понимании информации (например, люди различаются по лексикону (богатство/бедность), по способностям к логичности при формулировании сообщений, возможно несовпадение тезаурусов (т.е. лингвистического словаря языка), стилевых особенностей речи (превалирование структурирования информации по «правилу рамки» или «правилу цепи»), фонетических дефектов речи у говорящего (неразборчивая дикция, плохая артикуляция, излишек в сообщении неречевых голосовых проявлений, назализаций (в частности, звуков-разделителей типа «э-э-э-э», «хм-м-м-м») и др.)[12].

Основными средствами коммуникации являются:

1. Вербальная коммуникативная система – речевая коммуникация, являющаяся универсальным средством общения, при применении которой менее всего теряется смысл сообщений.

2. Невербальная коммуникативная система – состоящая из комплекса неречевых средств общения (визуальных, акустических, тактильных), которые во многом детерминированы социокультурными условиями развития человека и играют в деловом общении не только вспомогательную роль, но и способны ориентировать в истинности передаваемых сообщений.

Вербальные проявления у человека в межличностном общении, по данным исследования американского психолога Р. Бердвистла (1970), составляют менее 35% от общего объема информации, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств. Между ними существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чисто содержательная информация, а по невербальному – дополнительно смысл и отношение к партнеру по общению. При передаче сообщения вербальными средствами возможны ее потери.

Речевое мастерство состоит в искусном владении всеми речевыми жанрами (от реплики или комментария до различных видов бесед и информационных сообщений, лекции и пр.), а также в использовании разнообразных тактик, психотехник и приемов, обеспечивающих разговорный стиль, оптимально соответствующий ситуации общения и типу собеседника (аудитории).

Невербальные проявления в общении могут выполнять ряд специфичных функций:

1. Самовыражения, отражая состояния, процессы, отношения, желания, оценки, которые присущи субъекту общения (например, мимические знаки могут быть и выражением эмоционального состояния, и знаком мотивационного или мыслительного процесса, типичных отношениях).

2. Регуляторно-коммуникативную, обеспечивающую управление межличностным контактом (например, знаки, свидетельствующие об установлении, поддержании, усилении, завершении взаимодействия).

3. Информационно-коммуникативную, неся констатирующую информацию об объекте и субъекте общения (например, по связи с объектом выделяют знаки, указательные, описательные и символические, а по связи с субъектом – знаки, выражающие содержательные и динамические характеристики, присущих ему индивидуально-личностных качеств).

Установлено, что затруднения, испытываемые при восприятии и оценке невербальных проявлений другого человека, значительно более многообразны и возникают в силу ряда обстоятельств:

1. Значения многих невербальных проявлений зависят от того, к какой культуре, нации, социальной группе принадлежат люди (например, кивки головой, которые в России воспринимаются как утвердительные, у болгар, индусов, турок означают отрицание).

2. Значение неречевых реакций определяются как ситуацией, в которой они используются, так и индивидуальными особенностями человека. В итоге, например, лишь немногие жесты в разных ситуациях и у всех людей данной культуры означают одно и то же.

3. Люди способны лишь в определенной степени управлять неречевыми проявлениями, маскируя свои эмоции или вводя подтекст речевого сообщения, в котором содержится скрытый смысл в ней заявляемого (например, через интонационные и иные характеристики звучания речи).

В процессе приема и передачи информации в ходе общения действует ряд закономерностей (например, зависимость качества информационного обмена от установок, целей, намерений, состояний партнеров), учет которых способствует повышению эффективности делового контакта. Игнорирование имеющихся в коммуникации причинно-следственных феноменов чревато не только снижением эффективности общения, но и получением обратного эффекта по психологическому механизму «бумеранга».

Коммуникативной стороне общения (передаче и получению информации) в деятельности сотрудников органов внутренних дел придается особое значение, поскольку общение всегда является коммуникацией, несмотря на то, что содержание конкретной информации может быть различным (приказ начальника, допрос обвиняемого, беседа со свидетелями, потерпевшими и т.п.).

Трудно переоценить значимость оперативной информации для сотрудников любого подразделения органов внутренних дел, которые в процессе служебной деятельности устанавливают причины и обстоятельства правонарушений, мотивы преступной деятельности, решают практические, воспитательные и многие другие задачи.

Интерактивная сторона общения отражает процесс систематической смены коммуникативных ролей и взаимного воздействия партнеров по общению, т.е. взаимодействие между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, эмоциями и т.п.). В профессиональном общении данная сторона общения характеризует взаимодействие и построение отношений общающихся друг с другом, непосредственно влияя на организацию и результат совместной деятельности.

Основными компонентами процесса взаимодействия являются позиции людей, участвующих в нем, их взаимоотношения и воздействия друг на друга. Деловое взаимодействие частобывает в следующих основных формах:

1. кооперация проявляется в сотрудничестве, согласии, ассоциации, приспособлении, в итоге способствуя общению;

2. конкуренция, базируясь на соперничестве, оппозиции, диссоциации, конфликтном противостоянии, может влиять как положительно, так и отрицательно на процесс общения.

В деловом взаимодействии сообщение (влияние), исходящее от коммуникатора к реципиенту, может быть двух типов:

1. побудительным, рассчитанным на стимуляцию коммуникативных действий и в целом на активизацию поведения или на запрет определенных коммуникативных реакций, дестабилизацию поведения.

Побуждающие влияния (способы воздействия) партнеров друг на друга может быть в виде убеждения, заражения, подражания и внушения;

2. констатирующим, выступающим в форме информации, не предполагающей непосредственного изменения поведения.

Для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности. Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотрению третьей стороны общения — перцептивной.

Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Данная важная и обязательная составная часть общения получила название перцептивной стороны общения. Причем термин «перцепция» или «восприятие», здесь употребляется не совсем в общепринятом понимании. На самом деле речь идет не столько о восприятии, сколько о сознании другого человека.

Социальная перцепция (от лат. perceptio – восприятие) есть многоплановый и многоуровневый процесс формирования образа и оценки сторонами общения друг друга (между конкретными людьми, группами, социальными общностями), формирующегося на основе оценки его внешнего вида и поведения. В межличностном общении он осуществляется на основе «субъективного прочтения» физических характеристик и психологических свойств на основе поведения партнера. Важность выделения перцептивной стороны состоит в том, что от точности восприятия реальных психологических качеств и состояний партнера по общению зависят не только результат взаимодействия, но и последующее отношение к человеку. При этом основными психологическими механизмами межличностной перцепции являются[13]:

физиогномическая редукция (прием и переработка визуальной информации о другом человеке, на основе его внешних невербальных проявлений, манеры поведения, особенностей личных аксессуаров (одежда, предметы личного труда) и пр.);

— эмпатия (ситуативно-эмоциональное «вчувствование» в психическое состояние и понимание переживаний партнера по общению как личности);

идентификация (мысленная постановка себя на место другого человека и определение того, как он может действовать в ситуации общения);

рефлексия (рациональное понимание трансформаций поведения другого человека путем размышления о сути и направлении его возможных личностных реакций в процессе развертывания своих действий общения);

экспектация (использование стереотипных оценочных суждений).

При действии указанных механизмов (особенно эмпатии и экспектации, реализуемых на бессознательном уровне функционирования психики) возможны искажения в восприятии другого человека. Дополнительные трудности в достижении адекватного понимания партнера по общению возникают и по причине того, что воспринимающему субъекту сложно иметь полноценное знание о самом себе.

Особенностью социальной перцепции является не столько акцент на отдельных качествах личности партнера, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (по исполняемой роли, статусу в группе, идентификации с группой, ее месту среди подразделений организации и пр.). Ведь всегда на восприятие и оценку влияют и межгрупповые механизмы понимания:

социальная категоризация (распределение людей по определенным группам (ситуативным и постоянным) для облегчения прогноза их поведения);

групповая идентификация (отнесение себя к какой-либо группе для преодоления дезориентированности в организации, т.е. чувств одиночества, неудовлетворенности и т. д.);

социальное сравнение (сравнение той группы, к которой человек относится сам, с иными группами, обеспечивающее понимание различий «Мы» и «Они», в том числе ведущее при недооценке «Они» и переоценки «Мы» к явлениям «межгрупповой дискриминации»);

стереотипизация (понимание другого путем отнесения его к какой-либо социальной группе и автоматического перенесения на него типичных для данной группы характеристик).

При интерпретации и прогнозировании чувств и поступков партнера по общению срабатывает психологический механизм атрибуции (приписывания). Необходимость использования его человеком обусловливается тем, что информация, полученная при визуальном наблюдении и восприятии речи партнера, оказывается недостаточной и производится ее «достраивание» – приписывание дополнительных элементов по следующей схеме: «воспринимаемый партнер – атрибуция – образ партнера». При этом у конкретного человека на основе опыта вырабатываются определенные схемы каузальной атрибуции (причинного объяснения):

атрибуции персональной ответственности, проявляющейся в склонности людей считать человека виновником случившегося и приписывать ему причину произошедшего;

обстоятельственной атрибуции, при которой люди склонны винить в произошедшем, прежде всего, обстоятельства;

стимульной атрибуции, при которой причина случившегося видится или в предмете, на который было направлено действие (например, через ответ – «ваза упала потому, что плохо стояла»), или в самом пострадавшем (например, «сам виноват, что поверил этому человеку»);

личностно-проективной атрибуции, где партнеру по общению приписываются определенные негативные личностные черты, которых на самом деле у него нет (например, недостатки самого субъекта восприятия им не признаются, а в силу действия «проекции» – психологического механизма защиты личности – обвиняет в возникших трудностях партнера).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Так, причину успеха люди чаще приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит от меры участия человека в обсуждаемом событии: оценка будет различной в случаях, если он был участником или наблюдателем. Общая закономерность также проявляется в том, что по мере роста значимости произошедшего люди склонны искать причину в осознанных действиях субъекта, виновного в наступлении негативного события.

Для повышения адекватности социальной перцепции необходимо учитывать следующие моменты[14]:

— объект восприятия не пассивен и часто не безразличен воспринимающему субъекту. Здесь может проявиться феномен аттракции (в результате чего познание партнера по общению будет вестись на основе отношения, вызванного устойчивым позитивным чувством его привлекательности. Кроме того, воспринимаемый человек, ощущая проявление к себе интереса, может и манипулятивно влиять на трансформацию представлений в благоприятную для своих целей сторону;

— для преодоления социальных стереотипов, которые находятся вне критического анализа со стороны сознания, требуется обращать особое внимание на сигналы обратной связи от партнера по общению, фиксируя и сравнивая его вербальные и невербальные проявления по значению и ситуационному контексту;

— в связи с тем, что внимание субъекта восприятия прежде всего сосредоточено на смысловых и оценочных (в том числе и причинных) интерпретациях поведения партнера по общению, а поэтому следует учитывать закономерности каузальной атрибуции;

— социальная перцепция характеризуется большой слитностью познавательных и эмоциональных компонентов, а поэтому из-за сильных эмоций и чувств, а также их проявления в виде привносимого в ситуацию делового общения определенного эмоционального состояния (например, в виде стенического (при преобладании позитивных эмоций) или астенического (при засилье отрицательных чувств) психического настроения) могут происходить дополнительные искажения в восприятии;

— понимание партнера по общению должно осуществляться на основе анализа его ценностных ориентаций и установок, используемых им правил коммуникации, а также в контексте цели общения и учета сложившегося отношения к нему.

Профессиональное общение – сложный процесс, требующий упорядочения, структурирования, управления. Особенно важным является упорядочение процесса смены коммуникативных ролей (например, ролей говорящего и слушающего, трансактных ролей – «эго» — состояний и др.), составляющего сущность процесса взаимодействия.

Стороны общения - перцептивная, интерактивная, коммуникативная
megaobuchalka.ru

Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.

Общение настолько пронизывает всю нашу жизнь, что его отсутствие отрицательно сказывается на результатах деятельности человека, а также на его состоянии и самочувствии. В современном обществе роль и интенсивность общения постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объёма информации и соответственно к возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина — всё большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией. Кроме того, возрастание роли общения в современном обществе обусловлено увеличением числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением.

Общение — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение может быть непосредственным, «лицом к лицу», и опосредованным теми или иными средствами, например, техническими (телефон, телефакс и т.д.); включённым в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским; субъект-субъектным (диалогическим, партнёрским) или субъект-объектным (монологическим). Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Возрастание психологической общности как сходства, единства, похожести, с одной стороны, облегчает общение («мы понимаем друг друга с полуслова», «мы говорим с ним на одном языке»), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, всё рассказано, обсуждено. Это явление называют информационной истощаемостью партнёров. Полная тождественность, если бы она была возможной, привела бы к невозможности обмена информацией, а следовательно, и общения между людьми. Это побуждает нас ещё больше ценить уникальность, непохожесть каждого человека.

Общение выполняет ряд функций. В первую очередь оно является решающим условием становления каждого человека как личности. Ограничение возможностей общения с другими людьми задерживает психическое развитие ребёнка. Для нормального развития ему необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Отсутствие общения отрицательно влияет на состояние и самочувствие человека. Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что длительное пребывание в гермокамере ведёт, как правило, к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов.

Серьёзные нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдаются в условиях изоляции при отсутствии целенаправленной деятельности. Интересно то, что человек начинает говорить вслух. Сначала это своего рода комментарии увиденного или происходящего, потом появляется потребность обратиться к кому-то (или чему-то). Общение оказывает существенное влияние на результаты деятельности человека. Ученые давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях или в присутствии других людей, вместе с ними. Оказывается, что даже пассивное присутствие других людей изменяет результаты деятельности индивида. Особенно большие изменения происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу, или когда они общаются в процессе её выполнения. В ходе общения возрастает объем знаний каждого, исправляются ошибки, допускаемые каждым в отдельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью. С одной стороны, общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода). Создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается. Он через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях (в том числе и в тех, с кем он контактирует для достижения цели деятельности). С другой стороны, произведенный предмет – это средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет произведён для других людей. Общение как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода. Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой — общение является частью, стороной деятельности. Общение и деятельность образуют неразрывное единство. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи и развития социально-культурного опыта.

В общении субъективный мир одного человека раскрывается для другого, происходит самоопределение и самопредставление человека. Это возможно благодаря тому, что в любом содержательном общении взаимосвязаны три аспекта.

1) коммуникативный; 2) интерактивный; 3) перцептивный.

Коммуникативный аспект общения связан с выявлением специфики обмена информацией между людьми как активными субъектами. Эта специфика определяется типом отношений между партнерами, их установками, целями и намерениями. Все это приводит не просто к движению информации, а к уточнению и обогащения знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникации являются вербальные и невербальные системы знаков. Коммуникативный процесс характеризуется намерениями его участников повлиять друг на друга, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию). Для этого необходим не только общий язык, но и одинаковое понимание ситуаций общения.

Интерактивный аспект выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Различают такие виды взаимодействия, как сотрудничество, конкуренция и конфликт. Этот аспект общения будет раскрыт подробно в последующих темах.

Перцептивный аспект общения включает в себя процесс формирования образа другого человека «прочтением» за внешними характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.

Механизмами познания другого являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация – уподобление себя другому, предположение о его внутреннем состоянии на основе попытки поставить себя на его место. Это взгляд на проблему с точки зрения партнера.

Идентификация близка по своему содержанию эмпатии. Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, это эмоциональный отклик на его проблемы, прочувствование его состояния.

Познание другого не состоится, если человек не способен к рефлексии – самопознанию своих внутренних состояний, к осмыслению того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Рефлексия – это процесс взаимного отображения субъектов. Оно характеризуется шестью позициями:

1) субъект, как он есть в действительности;

2) субъект, каким он видит самого себя;

3) субъект, каким он видится другому;

4)

5) те же три позиции, но со стороны другого субъекта

6) (См. Словарь практического психолога – Минск: Харвест, 1997, с.568 – 569).

Учет единства всех трех сторон общения – важное условие успешных взаимоотношений и совместной деятельности.

Виды общения.

Содержание и цели делового общения.

Существуют различные классификации видов общения. Классификация, разработанная С.И. Самыгиным и А.Д.Столяровым (см. Бузунова Л.Г., Маркина Ф.А. Психология общения и деловых отношений. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.М.Носова, 1998) является, на ваш взгляд, наиболее подходящей для выяснения специфики делового общения.

1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски: вежливость, строгость, безразличие, скромность, участливость. Их сопровождает определенный набор выражений лица, жестов, стандартных фраз. Маски позволяют скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение – при нем оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если данный объект нужен, то с ним активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают или просто теряют к нему интерес.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

5. Духовное межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не прибегать к помощи слов: друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение к себе, к ситуации.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника различными способами — лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п. в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных ситуациях. Кодекс светского общения:

1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»;

2) одобрение, согласие – «не порицай другого»; «избегай возражений»;

3) симпатия – «будь доброжелателен, приветлив».

Жизнь постоянно ставит нас в самые различные ситуации, и мы в своей практике, часто неосознанно, используем для получения желаемого результата те или иные виды общения, один чаще, другие — реже.

Коммуникативно грамотный человек, зная о существовании разных типов общения, сумеет эффективно строить взаимоотношения с другими людьми и добиваться нужного результата.

Деловое общение – процесс установления и развития контактов между людьми, вызванный потребностью в социально-значимой совместной деятельности и направленный на решение социально-политических и производственно-экономических проблем.

Конституирующими признаками делового общения (в отличие от межличностного, светского, обыденного) являются:

1. Содержание делового общения – это обсуждение и решение социально-значимой проблемы;

2. Партнеры в деловом общении – это личности, заинтересованные в совместной деятельности.

3. Профессиональная компетентность – необходимое условие успешных деловых контактов.

4. Партнеры должны иметь полномочия от своих организаций для обсуждения и решения деловых проблем.

5. Главной целью делового общения является продуктивное сотрудничество.

Различают непосредственное (прямое) деловое общение и косвенное, когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. В непосредственном общении наиболее полно действуют его социально-психологические механизмы.

Деловое общение реализуется в различных формах (жанрах): деловые беседы, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.

zdamsam.ru

Основные стороны общения

Загружай работу и зарабатывай деньги

Или находи бесплатно нужные тебе

  • Основные стороны общения
    • Коммуникативная сторона общения
    • Перцептивная сторона общения
    • Интерактивная сторона общения
  • Примеры сторон общения в повседневной жизни
  • Основные стороны общения
    • Коммуникативная сторона общения
    • Перцептивная сторона общения
    • Интерактивная сторона общения
  • Примеры сторон общения в повседневной жизни

Общение — межличностное взаимодействие двух и более индивидов, проявление которого состоит в обмене информацией познавательного и эмоционально-оценочного характера. Оно включено в практическое взаимодействие людей, а также планирование, осуществление и контролирование этой деятельности.

Основные стороны общения

Структура общения включает в себя следующие стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Каждая из них отвечает за конкретный аспект:

  • коммуникативная — передача информации между людьми;
  • интерактивная — взаимодействие между субъектами;
  • перцептивная — взаимовосприятие между контактирующими индивидами.

В единстве эти три стороны общения выступают как способ организации совместной деятельности людей и выстраивания отношений между ними. Они реализуют следующие функции общения:

  • контактная — установление взаимосвязи и поддержание контакта;
  • информационная — обмен мнениями, решениями, данными и прочей информацией;
  • побудительная — стимулирование партнера по коммуникации к деятельности, а также направление его на выполнение определенных действий;
  • координационная — согласование действий при организации совместной деятельности;
  • функция понимания — восприятие и понимание как сообщения, так и партнера по общению;
  • амотивная — обмен эмоциями, воздействие на чувства и переживания собеседника, а также на свои собственные;
  • функция установления общений — осознание и закрепление своего места в системе сообщества;
  • функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, установок, решений партнера.

Коммуникативная сторона общения

Заключается во взаимном обмене информацией. В процессе общения информация не только передается между индивидами, но и уточняется, развивается, а также формируется. Коммуникативное взаимодействие между людьми может состояться только при условии общения при помощи единой системой значений.

Коммуникативная сторона общения отвечает за:

  • передачу и прием информации — информация передается в форме сообщения, но не предполагает непосредственного изменения поведения партнера;
  • обмен указаниями — информация может выражаться в форме приказа, совета, просьбы и рассчитана на стимулирование какого-либо действия. Побуждение может быть нескольких видов: активизация (побуждение к действию в определенном направлении), интердикция (запрет нежелательных действий), дестабилизация (нарушение некоторых форм поведения партнера);
  • правильный подбор слов и аргументов — информация, которая передается между коммуникаторами, должна быть воспринята и понята с минимальными потерями в смысле.

Перцептивная сторона общения

Заключается в установлении взаимопонимания между собеседниками и улучшении отношений между ними. Общение протекает в форме восприятия и понимания индивидами друг друга.

Перцептивная сторона общения отвечает за:

  • познание себя — во время взаимодействия с другими индивидами человек получает информацию о себе;
  • познание партнера — совершается через восприятие его внешних и социальных данных, убеждений и установок, взаимообмен эмоциями;
  • организацию совместной деятельности — понимание мотивов, установок, характера партнера позволяет сформировать модель наиболее эффективного взаимодействия с ним;
  • формирование взаимопонимания — в ходе взаимодействия индивиды познают друг друга, добиваются взаимопонимания, которое можно считать базой для развития социальных отношений;
  • становление эмоциональных отношений — любое социальное взаимодействие вызывает у индивида чувства за счет взаимообмена эмоциями, формирования новых.

Перцептивная сторона выполняет следующие процессы:

  • восприятие физических характеристик собеседника;
  • оценка вербальной и невербальной информации;
  • составление эмоционального, социального и психологического портрета субъекта;
  • формирование восприятия на эмоциональном уровне;
  • развитие эффективного взаимодействия.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона связана с организацией взаимодействия. То есть индивидам важно обменяться не только информацией и эмоциями, но и организовать сам процесс общей деятельности.

Существует три основных вида взаимодействия:

  • кооперация — базовый элемент для совместной деятельности, направленной на общую цель;
  • конкуренция — приводит к конфликтам, может быть как продуктивной, так и деструктивной;
  • конфликт — выявление разнонаправленных и противоположных тенденций индивидов.

Выделяют следующие компоненты, которые влияют на выбор типа взаимодействия и его корректировки в ходе общения:

  • учет планов всех сторон;
  • анализ вклада участников в процесс взаимодействия;
  • осмысление степени включенности все субъектов.

Для эффективного взаимодействия стороны должны следовать следующим правилам:

  • соблюдать нормы этикета и морали;
  • придерживаться установленным правилам взаимодействия.

Примеры сторон общения в повседневной жизни

Рассмотрим все стороны общения на примере взаимодействия с друзьями. Так, коммуникационная сторона общения — обмен новостями и последними событиями, обсуждение книг, музыки, погоды, совместная подготовка какого-либо проекта.

Перцептивная сторона коммуникации в данном случае проявляется в зарождении дружбы, когда индивиды занимались взаимопознанием, а также принимали установки, убеждения, поведение друг друга. Также все дальнейшие акты общения будут включать в себя перцептивную сторону, так как дружба является высоким уровнем взаимоотношений, который включает в себя эмоциональный аспект.

Интерактивная сторона общения — организация процесса общения между индивидами. Включает в себя как глобальные, так и более мелкие вопросы коммуникации. Следование как общепринятым правилам взаимодействия, так и установленным в конкретной социальной группе. Например, это взаимоуважение друг друга и личных границ, установление рамок общения, то есть какие темы обсуждаются, а какие — нет.

wiki.fenix.help

Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения

Общение рассматривается как сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Для лучшего понимания сущности общения традиционно выделяют три основных компонента: коммуникация (обмен информацией между общающимися), перцепция (восприятие и познание людьми друг друга в процессе общения), а также взаимодействие между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, эмоциями и т.п.). Эта модель получила широкое распространение и называется аналитической. Согласно ей структура любого акта общения включает в себя перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Аналитическая модель общения

Социальная перцепция понимается как процесс построения целостного образа партнера по общению (социальной группы), формирующегося на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Другими словами, перцепция представляет собой восприятие внешних признаков другого человека, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Формирование такого образа осуществляется путем «прочтения» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей поведения.

Важность выделения перцептивной стороны состоит в том, что от точности восприятия реальных психологических качеств и состояний партнера по общению зависят не только результат взаимодействия, но и последующее отношение к человеку.

Коммуникация представляет собой процесс обмена информацией, значимой для участников общения.

В процессе приема и передачи информации в ходе общения действует ряд закономерностей (например, зависимость качества информационного обмена от установок, целей, намерений, состояний партнеров), учет которых способствует повышению эффективности делового контакта. Игнорирование имеющихся в коммуникации причинно-следственных феноменов чревато не только снижением эффективности общения, но и получением обратного эффекта по психологическому механизму «бумеранга».

Коммуникативной стороне общения (передаче и получению информации) в деятельности сотрудников правоохранительных органов придается особое значение, поскольку общение всегда является коммуникацией, несмотря на то, что содержание конкретной информации может быть различным (приказ начальника, допрос обвиняемого, беседа со свидетелями, потерпевшими и т.п.).

Трудно переоценить значимость оперативной информации для сотрудников любого подразделения органов внутренних дел, которые в процессе служебной деятельности устанавливают причины и обстоятельства правонарушений, мотивы преступной деятельности, решают практические, воспитательные и иные задачи.

Интерактивная сторона общения отражает процесс систематической смены коммуникативных ролей и взаимного воздействия партнеров по общению, т.е. взаимодействие между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, эмоциями и т.п.).

Профессиональное общение — сложный процесс, требующий упорядочения, структурирования, управления. Особенно важно упорядочение процесса смены коммуникативных ролей (например, ролей говорящего и слушающего, трансактных ролей — «эго»- состояний и др.), составляющего сущность процесса взаимодействия.

Стороны общения - перцептивная, интерактивная, коммуникативная
studref.com

Психологические аспекты общения (коммуникативная, перцептивная интерактивная стороны общения)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ГУМЕНЮК ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

ОГСЭ.02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Тема: Психологические аспекты общения (коммуникативная, перцептивная

интерактивная стороны общения)

Задание. Смоделируйте правила общения воспитателя с родителями на основе ведущей репрезентативной системы собеседника

Формируемые компетенции:

У 1. Применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

У 2. Использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами

1. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

(коммуникабельность, невербальная коммуникация, грамотная речь, чувство юмора, позитивный настрой, деловая этика, уверенность в себе и др.)

Действия: отработка техники речи, апробирование разных форм и способов представления информации (вербально и невербально) (практические упражнения)

2. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения (гибкость, принятие критики, умение работать в команде, выступать на публике, самопрезентация, умение слушать и др.)

Действия: осуществление самоконтроля в процессе общения (поведения и речи),

Волевые компетенции

1. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

(методичность, целеустремленность, организованность, работоспособность, терпеливость, энергичность)

Действия: осуществление выбора оптимальных методов, средств общения в разных ситуациях (практические упражнения)

2. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения (стрессоустойчивость, управление временем, пунктуальность, самостоятельность, умение работать под давлением и др.)

Действия: моделирование алгоритма своего поведения в процессе общения (в различных ситуациях)

Лидерские компетенции

1. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

(умение стратегически планировать, дипломатия, наставничество, ведение сложных переговоров, умение мотивировать, ответственность и др.)

Действия: организация на выполнение упражнений и заданий в рамках практических занятий

2. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

(умение контролировать работу, убедительность, умение управлять в кризисной ситуации, умение принимать решения и др.)

Действия: решение ситуативных задач, ведение дневника самонаблюдения

Интеллектуальные компетенции

1. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

(аналитический склад ума, критическое мышление, наблюдательность, внимание к деталям, умение видеть картину целиком и др.)

Действия: анализ информации, ситуаций общения, составление алгоритмов действий

2. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

(умение писать отчеты и доклады, умение анализировать информацию, постоянное саморазвитие, критическое мышление и др.)

Средства, обеспечивающие качественное выполнение заданий: 3 ноутбука, Wi Fi , карточки- задания, листы самооценки, ручки, тетради, фотографии.

Содержание и порядок выполнения задания:

Подгруппа 1

Инструкция: внимательно прочитайте задание, выполните обсуждение в своей подгруппе, сформулируйте и зафиксируйте выводы в тетради, презентуйте результат задания.

Время выполнения: 5 минут, представление 2 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

1. Коммуникативная сторона общения ( актуализация норм и правил речевого этикета, профессиональной этики; нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях)

1.1. Обоснуйте, какими из перечисленных правил вы стали бы руководствоваться в общении и почему?

· Основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним.

· Если вам сделали комплимент, необходимо тут же его вернуть.

· Для того чтобы люди захотели с вами общаться, вы сами должны этого хотеть и собеседники должны это видеть.

2. Перцептивная сторона общения

Время выполнения: 5 минут, представление 2 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

2.1. Выполните упражнение «Угадай профессию» (определение источников социального познания, особенности восприятия другого человека)

Инструкция: «Определите примерную профессию человека, изображенного на фотографии», запишите в тетрадь основные признаки определения вами принадлежности человека к определенной профессии, сформулируйте и зафиксируйте выводы в тетради, презентуйте результат задания.

Обсуждение. На какие признаки вы ориентировались при определении профессионального статуса человека?

Что помогало вам выдвигать правильные предположения?

Насколько верным и эффективным может быть общее впечатление от человеке?

Какие факторы влияют на наше восприятие другого человека?

3. Интерактивная сторона общения

Время выполнения: 6 минут, представление 1 минута, ответы на вопросы 3 минуты

Инструкция: составить беседу, ориентируясь на предложенную тему и аудиторию слушателей.

3.1. Смоделируйте беседу с детьми ориентированную на аудиальную репрезентативную систему восприятия по сказке «Колобок» (5-7 вопросов)

3.2. Смоделируйте правила воспитателя (5-7 положений) для организации взаимодействия с родителями (кинестетическая репрезентативная система) на тему «Ремонт в детском саду»

4. Заполнить листы самооценки ( по 5-ти балльной системе) — 1 мин

правильность выполнения заданий практической работы;

самостоятельность во время занятия;

умение держаться перед аудиторией;

культура речи, дикция.

5. взаимодействия со студентами.

Подгруппа 2

Инструкция: внимательно прочитайте задание, выполните обсуждение в своей подгруппе, сформулируйте и зафиксируйте выводы в тетради, презентуйте результат задания.

Время выполнения: 5 минут, представление 2 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

1. Коммуникативная сторона общения ( актуализация норм и правил речевого этикета, профессиональной этики; нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях)

1.1. Обоснуйте, какими из перечисленных правил вы стали бы руководствоваться в общении и почему?

· Говорите с другим человеком о себе, и он будет слушать вас часами.

· Улыбка ничего не стоит, но она много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом того, кто ею одаривает. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

· В разговоре как можно реже нужно упоминать имя собеседника.

2. Перцептивная сторона общения

Время выполнения: 5 минут, представление 2 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

2.1. Выполните упражнение «Угадай профессию» (определение источников социального познания, особенности восприятия другого человека)

Инструкция: «Определите примерную профессию человека, изображенного на фотографии», запишите в тетрадь основные признаки определения вами принадлежности человека к определенной профессии, сформулируйте и зафиксируйте выводы в тетради, презентуйте результат задания.

Обсуждение. На какие признаки вы ориентировались при определении профессионального статуса человека?

Что помогало вам выдвигать правильные предположения?

Насколько верным и эффективным может быть общее впечатление от человеке?

Какие факторы влияют на наше восприятие другого человека?

3. Интерактивная сторона общения

Время выполнения: 6 минут, представление 1 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

Инструкция: составить беседу, ориентируясь на предложенную тему и аудиторию слушателей.

3.1. Смоделируйте беседу с детьми ориентированную на кинестетическую репрезентативную систему восприятия по сказке «Колобок» (5-7 вопросов)

3.2. Смоделируйте правила воспитателя (5-7 положений) для организации взаимодействия с родителями (визуальная репрезентативная система) на тему «Ремонт в детском саду»

4. Заполнить листы самооценки ( по 5-ти балльной системе) — 1 мин

правильность выполнения заданий практической работы;

самостоятельность во время занятия;

умение держаться перед аудиторией;

культура речи, дикция.

взаимодействия со студентами.

Подгруппа 3

Инструкция: внимательно прочитайте задание, выполните обсуждение в своей подгруппе, сформулируйте и зафиксируйте выводы в тетради, презентуйте результат задания.

Время выполнения: 5 минут, представление 2 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

1. Коммуникативная сторона общения ( актуализация норм и правил речевого этикета, профессиональной этики; нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях)

1.1. Обоснуйте, какими из перечисленных правил вы стали бы руководствоваться в общении и почему?

· Улыбка ничего не стоит, но она много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом того, кто ею одаривает. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

· В разговоре как можно реже нужно упоминать имя собеседника.

· В разговоре надо стремиться как можно более искренне внушать собеседнику сознание его значительности.

2. Перцептивная сторона общения

Время выполнения: 5 минут, представление 2 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

2.1. Выполните упражнение «Угадай профессию» (определение источников социального познания, особенности восприятия другого человека)

Инструкция: «Определите примерную профессию человека, изображенного на фотографии», запишите в тетрадь основные признаки определения вами принадлежности человека к определенной профессии, сформулируйте и зафиксируйте выводы в тетради, презентуйте результат задания.

Обсуждение. На какие признаки вы ориентировались при определении профессионального статуса человека?

Что помогало вам выдвигать правильные предположения?

Насколько верным и эффективным может быть общее впечатление от человеке?

Какие факторы влияют на наше восприятие другого человека?

3. Интерактивная сторона общения

Время выполнения: 6 минут, представление 1 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

Инструкция: составить беседу, ориентируясь на предложенную тему и аудиторию слушателей.

3.1. Смоделируйте беседу с детьми ориентированную на визуальную репрезентативную систему восприятия по сказке «Колобок» (5-7 вопросов)

3.2. Смоделируйте правила воспитателя (5-7 положений) для организации взаимодействия с родителями (аудиальная репрезентативная система) на тему «Ремонт в детском саду»

4. Заполнить листы самооценки ( по 5-ти балльной системе) — 1 мин

правильность выполнения заданий практической работы;

самостоятельность во время занятия;

умение держаться перед аудиторией;

культура речи, дикция.

взаимодействия со студентами.

Рефлексия

1. Насколько сформированы умения и навыки, необходимые для организации общения с разными категориями людей;

(Чему научились в ходе выполнения упражнений? Обнаружились ли проблемные зоны в общении и взаимодействии в процессе выполнения заданий? Какие знания и умения необходимы для решения увиденных проблем?)

2. Степень воспитательного воздействия на студентов

Требования к результату: сформулированы четкие выводы по результатам выполнения заданий и правила общения воспитателя с родителями (на основе ведущей репрезентативной системы)

— соответствуют цели задания;

— сформулированы в соответствии с заданной темой;

— объем соответствует заданию;

— соблюдено время выполнения и представления результатов.

infourok.ru

Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения

Говоря о той части общения, которая связана с обменом информацией, выделяют коммуникативную сторону общения. Роль коммуникации, выделившись в отдельную область знания, а также практики, стремительно взлетела вверх по своей актуальности. Так, одна из развивающихся областей в этой сфере – это межкультурная коммуникация, анализ средств массовой коммуникации и т.д.

Говоря о коммуникативной стороне общения, имеет смысл выделить несколько областей в данной сфере. Так, коммуникация нс есть простая передача от одного источника другому или принятие, но обязательно отношение к передаваемой информации. В связи с этим вводится понятие интерсубъективного процесса, в котором играет роль как значимость информации, так и общий смысл информации [1] . Коммуникация предполагает влияние друг на друга субъектов коммуникативного акта. Также, говоря о коммуникации, вводятся понятия кодификации и декодификации информации. Рассматриваются также понятия коммуникативных барьеров, имеющих социальный или психологический характер.

Говоря о коммуникации, вводится также понятие вер- балыюй/невербальной коммуникации. Вербальная коммуникация предполагает использование человеческой речи, которая включает два принципа: лексику и синтактику. При вербальной коммуникации сохраняется смысл сообщения. Однако вербальная сторона коммуникации в достаточно высокой степени культурно детерминирована.

Рассматривая речь как основной коммуникативный инструмент, часто речевую коммуникацию рассматривают по следующей схеме (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Передача и восприятие информации

Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию [2] .

Коммуникация как динамический процесс не может быть понята без введения понятия «обратная связь» – сообщение, возникающее в ответ на сообщение другого (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Схема диалога [3]

Рассматривая коммуникативный фактор в общении, нельзя обойти вниманием невербальную коммуникацию. Данный аспект общения предполагает использование других систем знаков, кроме речи, при коммуникации. Выделяются несколько схем в невербальной коммуникации.

  • 1. Оптико-кинетическая система включает различные жесты, мимику, пантомимику. Эта область развивается в таком направлении исследований, как кинесика.
  • 2. Пара- и экстралингвистическая схемы, дополняя вербальную коммуникацию, используют для своего анализа

качество голоса, диапазон, тональность, а также паузы, смех, темп речи и т.д.

  • 3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса – контекстная знаковая система, определяемая местоположением коммуницирующих субъектов. Проксемика, в общем смысле, задается пространственными характеристиками общения.
  • 4. Визуальный контакт связан с влиянием контакта глаз в коммуникативном процессе.

Коммуникация, рассматриваемая как передача информации, рассматривается в изменении установок через передачу информации. Интересно отметить, что как структура, так и цель сообщения культурно детерминированы [5] .

Говоря о трех китах в структуре общения, нельзя не упомянуть еще одну сторону общения – такую как интеракция, понимающая взаимодействие как общение, связанное с организацией совместной деятельности.

Под межличностным общением понимают инструментально-технологическую сторону общения; взаимодействие участников общения направлено на соотнесение цели каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения [6] .

Процесс общения, понимаемый как взаимодействие, позволяет выделить три компонента обмена действиями.

  • 1. Учет планов и сопоставление их с собственными.
  • 2. Анализ вкладов каждого из участников взаимодействия.
  • 3. Осмысление меры включенности каждого партнера по общению.

Взаимодействие может рассматриваться как совокупность актов в контексте абстрактной схемы, включающей в себя: деятеля, другого, норму, ценности и ситуацию [7] .

Наиболее красочно и иллюстративно понятие взаимодействия как одной из сторон общения рассматривается в транзактном анализе Эрика Берна, где участник взаимодействия может занимать следующие позиции по выбору: родитель (позиция определена интенцией «Надо!»), взрослый (позиция определена интенциями «Хочу!» и «Надо!») и ребенок (позиция определена интенцией «Хочу!»). Ниже приведем ставшую классической схему (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Дополнительные транзакции [9]

Описывая транзактный анализ, выраженный в схемах, надо пояснить, что в наиболее простых транзакциях и стимул и реакция исходят от Взрослого. Иными словами, стимул влечет уместную, ожидаемую и естественную реакцию. Однако в силу разных обстоятельств, обусловленных особенностями личности или культуры, ясность коммуникации может быть нарушена, из-за чего могут возникать различные коммуникативные сложности, точнее – особенности. Наиболее полно транзактиый анализ рассмотрен в классической книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» [10] .

В интеракции рассматриваются также различные типы взаимодействий.

  • 1. Кооперация – координированное действие различных сил участников, рассматриваемое как необходимый фактор совместной деятельности.
  • 2. Конкуренция – весьма негативный тип взаимодействия при возможном продуктивном типе конкуренции, при которой возникает созидательная мотивация. Выделяют такие типы, как соревнование, соперничество, конфронтация (при нарушении которой возможен конфликт).
  • 3. Конфликт – такой тип интеракции, при котором выявляются разнонаправленные и противоположные тенденции участников взаимодействия.

Транзактный анализ на практическом уровне применения используется в различных психотерапевтических практиках, как в гештальтподходе, так и в экзистенциальных практиках. Основной гипотезой здесь служит высокая ролевая детерминированность в человеческих взаимоотношениях. От такой зависимости наше поведение тонко регулируется сложной сетью взаимоотношений с людьми. Данную особенность можно прочувствовать, выполнив соответствующее исследовательское задание в конце параграфа 4.3.

Различные аспекты интеракции были рассмотрены в теоретических воззрениях символического интеракционизма, где личность, осознавая себя, формируется в совместных действиях с другой личностью.

Рассмотрев две стороны общения, такие как коммуникация и интеракция, нельзя оставить в стороне и перцептивную сторону общения, которая понимается как процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого [11] .

Нужно упомянуть ключевые вопросы, возникающие в проблеме социальной перцепции: возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции, условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого, закономерности формирования первого впечатления, влияния на эти процессы общего опыта, характера взаимоотношения, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей [10] .

Выявлено, что на специфику социальной перцепции влияет как возраст [13] , так и установки об объекте [14] .

Говоря о социальном восприятии вообще и межличностном восприятии в частности, нельзя обойти стороной упоминание о так называемых эффектах.

1. Эффект установки – используется для формирования первого впечатления об объекте. Достаточно ярко данный эффект показан в документальном фильме Ф. Соболева «Я и другие» (1971) об экспериментах, проведенных

  • 2. Эффект ореола – предварительная информация переносится на реальное восприятие человека.
  • 3. Эффект первичности и новизны – заключается в особенностях восприятия в зависимости от последовательности предъявления информации об объекте.
  • 4. Эффект стереотипизации – основан на таком суждении об объекте, которое формируется на базе ограниченной информации и часто возникает относительно групповой принадлежности субъекта.

В контексте межличностного восприятия рассматривается также феномен межличностной аттракции. Выделяются различные уровни аттракции, такие как: симпатия, дружба, любовь. Операционально данный феномен может исследоваться методом социометрии Дж. Морено.

  • [1]Андреева Г. М. Социальная психология; Леонтьев А. А. Психология общения.
  • [2]Андреева Г. М. Социальная психология. С. 87.
  • [3] Там же. С. 89.
  • [4] Там же. С. 89.
  • [5]Триандис Г. С. Культура и социальное поведение: учеб, пособие / пер. В. А. Соснина. М.: Форум, 2007.
  • [6]Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. С. 101.
  • [7]Андреева Г. М. Социальная психология. С. 102.
  • [8] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2008.
  • [9]Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2008.
  • [10] Там же.
  • [11]Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение.
  • [12] Там же.
  • [13]Куницына В. Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л., 1973.
  • [14]Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Издательство МГУ, 1982.

Стороны общения - перцептивная, интерактивная, коммуникативная
m.studme.org

Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

Общение — спецефич. форма взаимод-я с др. людьми как членами общества; в общении реализуются соц.отношения людей. 3 взаимосвязанных стороны общения:

1 Коммуникативная — Коммуникация – это процесс передачи сообщений от одного человека другому так, чтобы на их основе можно было действовать.

В этот процесс входят след. элементы: 1) способность человека, передающего сообщение, выразить точно и ясно, что он хочет сказать; 2) выбранное для сообщения ср-во –- устное; — письменное; — визуальное; 3) способность и желание реципиента понять сообщение и действовать в соответствии с ним; 4) «шум» в системе, кот. может исказить сообщение и сделать его непонятным. Комм-аясторона общения может проявл-ся в таких обыденных ситуациях общения как:

1. Диадное, интимно-личностное общение – взаимод-ие 2х Ч, как правило, близких или хорошо знакомых др.с др

2. Межличностное общение 2х и более людей в малых группах и сообществах, где каждый знает каждого. Это могут быть, например, различные неофициальные разговоры. 3. Ситуация делового общения 2х или более людей в малых группах, где все участники в большей или меньшей степени знают друг друга.

4. Общение людей в относительно больших группах и сообществах, в кот. могут входить как хорошо знакомые, так и незнакомые др. др. люди, но объединенные некой общей задачей, целью.

5. Массовое общение — множественные контакты на улицах, в транспорте, предприятиях обслуживания, в учреждениях культуры и отдыха

2 Интерактивная —условный термин, обозначающий хар-ку компонентов общения, связанных со взаимод-ем людей, непосредственной организацией их совместной деят-ти. Цели общения отражают потребности совместной деят-ти людей. Общение всегда должно предполагать некоторый рез-т — изменение поведения и деят-ти др. людей.

3. Перцептивная — Процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Существенной особенностью этой стороны общения является то, что восприятие партнерами друг друга всегда носит субъективный хар-р, и потому подвергается влиянию многих факторов: сложившихся в обществе стереотипов, уровня культуры (как в социальной группе, так и индивидуального), личного опыта, направленности и других индивидуальных свойств.Поскольку каждому человеку свойственно стремиться прогнозировать ситуацию, мы всегда имеем по поводу ситуации общения какие-либо ожидания, соответствующие нашему опыту и представлениям о людях. Такое явление носит название стереотипа ожидания.

Человеческая коммуникация, специфика, виды и формы.

Выше уже говорилось о том, что «коммуникация» в широком понимании этого слова отождествляется с понятием «общение». Относительно узкого толкования , межличностная коммуникация представляет собой сложный процесс, в ходе которого происходит не только обмен информацией (это формальная сторона дела), но и то, как она формируется, отправляется, получается, уточняется, переделывается, обсуждается, развивается. То есть, что человек думает перед тем, как произнести информацию, каким образом он выражает свое мнение, как доносит эту мысль до собеседника, как получает от него информацию о том, чтобы мысль была правильно интерпретирована, как собеседник на нее реагирует, каким образом происходит процесс обсуждения.

Поэтому характеризовать коммуникацию только как обмен информацией — это не только сводить ее к процессам, которые происходят в любых информационных системах, но и не замечать ее специфики.

Специфика коммуникации

коммуникация предполагает наличие единого коммуникативного пространства;

участники коммуникации являются активными субъектами взаимного информирования, то есть, направляя информацию, один участник общения предусматривает активность другого. Другой, в свою очередь, также должен ориентироваться на мотивы, цели, установки партнера, анализировать их (кроме конечно, анализа собственных мотивов, целей и установок);

в ходе озвучивания мнения каждым участником налаживается совместная деятельность;

активность субъектов коммуникации предполагает не формальное «движение информации», а активный обмен ею;

в процессе коммуникации происходит взаимопонимание (недоразумение), которое достигается наличием обратной связи, а также значимости информации;

информация, которая прошла с одного конца в другой и вернулась назад, объединяет партнеров в единое информационное поле;

общий смысл производится при условии, что информация не просто принята, но и осмысленна , т.е. происходит процесс совместного постижения предмета разговора;

характер обмена информацией определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, а эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удачным является это воздействие;

информация, которая зародилась в процессе обмена, намного глубже, чем предыдущая; она может существенно различаться по смыслу от предыдущей;

коммуникативное влияние возможно лишь при условии, что человек, который направляет информацию (коммуникатор), и индивид, который ее принимает (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е., другими словами, люди должны говорить на одном языке;

коммуникация психологически возможна при условии, если знаки, закрепленные за ними значения (это отражение наиболее обобщенных сторон предметов и явлений) и смыслы (это тот субъективный смысл, который приобретает слово в конкретном контексте) известны всем участникам коммуникативного процесса;

у участников коммуникации должно быть идентично понимание ситуации общения;

в ходе обмена информацией могут возникнуть коммуникативные барьеры.

Есть люди, которые как бы от природы наделены способностью обмениваться информацией в процессе общения, формировать, уточнять, переделывать, развивать и обсуждать ее. Они интуитивно угадывают, как надо себя вести в различных ситуациях и с разными людьми, что сказать, как донести свою мысль до собеседника, какую информацию сделать доступной для него, а какую скрыть.

Делается это с разной целью : чтобы произвести на них приятное впечатление и вызвать симпатию к себе; зачаровывать присутствующих своей внешностью, своим голосом, манерой поведения, своей эрудицией, способом подачи информации, умением слушать и отвечать собеседнику; получить определенную информацию, необходимую для дальнейшего взаимодействия и т.д.

Вспомнить хотя бы Чичикова из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, которого даже Собакевич после первого знакомства назвал «наиприятнейшим человеком». Конечно, Чичиков не может быть для нас примером для подражания, но его умение «зачаровывать» людей, слушать и произносить информацию привлекает наше внимание.

Сказанное наводит на мысль о том, что достичь взаимопонимания во время коммуникации и создать общее информационное поле — дело чрезвычайно сложное. Казалось бы, и коммуникатор и реципиент желают, чтобы их информация была понятной. Вместе с тем, чтобы она действительно стала таковой, необходимо осилить сложный коммуникативный процесс, который и называется межличностной коммуникацией.

Сложность коммуникации указывает немало исследователей. В частности, ученые предлагают рассматривать ее с позиций функционального подхода, который более полно охватывает всю многогранность и весь опыт коммуникаторов, которые посылают, получают, перерабатывают и обсуждают многочисленные сообщения, предназначенные друг для друга. При этом коммуникаторы стараются не только передать информацию, но и оформить свои сообщения таким образом, чтобы создать и сохранить положительную самооценку.

Поэтому коммуникация — это многофункциональная игра, иногда эмоционально окрашена, а в другие моменты — тактически приемлема.

Функции коммуникации

Исследователи выделяют две общие функции коммуникации: функции коммуникативного контроля и аффилиации (под этой функцией понимают неизбежную естественную последовательность коммуникативного поведения).

Функция коммуникативного контроля предусматривает, что любое сообщение содержит информацию о распределении контроля между участниками беседы. При этом сообщение имеет смысл, как на рациональном, так и на содержательном уровне, где управляет тем, как необходимо принимать сообщения или как его следует понимать.

Относительно контроля как понятия, то в данном контексте под ним понимается определенный набор ограничений, которые люди накладывают друг на друга в ходе произношения информации и построения разговора, что, в свою очередь, ограничивает выбор средств, которые есть в распоряжении участников общения.

То есть человек контролирует другого в той мере, в какой способен ограничить следующий поступок партнера при условии, что он действует уместно, логично, последовательно и разумно. Контроль может осуществляться через различные манипуляции: к примеру, через лингвистический выбор, применяя и молчание, либо через взгляд, направленный на партнера или отведенное от него.

Поведение человека в разговоре можно рассматривать как контрольные «ходы», которые проявляются в таких действиях: говорить больше, чем партнер; использовать официальную манеру обращения; смотреть внимательно. Среди основных свойств контроля называют прерывание разговора как интегрального элемента системы перехвата очередности в беседе. Для этого партнерами используются усилители (так значительно и др.), необязательные слова (ну, понимаете, вежливые формы, расчлененный вопрос т.д. ) . Прерывание выполняет и позитивные функции, такие как выражение поддержки или проявление интереса.

Другая коммуникативная функция — аффилиация (от англ. affiliate — присоединяться; попытка человека быть в обществе других людей) — рассматривается как параметр любви — ненависти в коммуникативных отношениях.

Самораскрытие индивида, т.е. добровольное сообщение информации о себе, которая в данный момент недосягаемая для других, используется обычно для эскалации отношений в сторону положительной аффилиации, которая характеризуется понятиями «продуктивный», «эффективный», «открытый» коммуникативный обмен.

Это достигается путем требования от партнера эквивалентной реакции, т.е. одно раскрытие должно породить иное, равноценно (речь идет про положительную или отрицательную информацию, которую должен сообщить партнер), что и приведет к более доверительным, интимным отношениям. Процесс этот чрезвычайно сложен и зависит от многих факторов. Считается, к примеру, что позитивная информация с низкой интимностью наиболее эффективная для создания позитивной аффилиации во время знакомства. Однако, если слишком интимная информация раскрывается в ходе первоначального налаживания контактов, то потенциальному партнеру скорее всего будет отказано по причине того, что он таким образом требует от собеседника также сообщить о себе что-то очень интимное.

Виды коммуникации

Указанная специфика человеческой коммуникации проявляется в конкретных ситуациях коммуникативного процесса. В зависимости от направленности информации, выделяют аксиальний и ретиальний виды коммуникации.

При этом аксиальная (от лат. Axis — ось) коммуникация — направляет свои сигналы на отдельного получателя информации, т.е. на отдельное лицо или группу людей, а ретиальная (от лат. Rete – сеть ) — имеет своим адресатом многих реципиентов. Особенности аксиальной коммуникации в основном применяются в ситуациях непосредственного межличностного общения, а массовое общение использует модели ретиальной коммуникации.

По характеру воздействия информация, идущая от коммуникатора, может быть побудительной и констатирующей.

Побудительная информация выражается в приказе, просьбе, совете, инструкции. Этот вид информации рассчитан на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

Исходя из этого она выполняет следующие функции:

активизация поведения, т.е. побуждение к действию в заданном направлении; интердикция — импульс, который не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности;

дестабилизация, которая предусматривает нарушения отдельных автономных форм поведения.

Констатирующая информация передается в форме сообщения. Она имеет целью изменение поведения не напрямую, а опосредованно. По целям сообщения различают регуляторную (побуждает партнера к действию), эмоциональную (адресована к чувствам и переживаниям реципиентов) и осведомительную (передает только сведения об объекте) информацию.

infopedia.su

COMMENTS