Страхи у детей — причины, лечение в дошкольном и школьном возрасте

Возрастные страхи у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Добрый день, дорогие читатели! Вы испытывали чувство страха в детстве? Или уже в зрелом возрасте? Согласитесь, не самое приятное чувство. От одного слова «СТРАХ» бегут мурашки по спине, и веет холодом. А если появляются возрастные страхи у детей? Что с этим делать? Как им помочь их преодолеть? Откуда они берутся?

Эти вопросы появляются у большинства родителей. Но прежде чем на них ответить по порядку, давайте сначала разберемся с самим понятием. Что же такое «страх»?

Определение страха

Страх — это внутреннее состояние, возникающее при возникновении чувства реальной угрозы. чувство страха подает организму сигнал о том, что необходимо мобилизоваться и справиться с возможной опасностью. Иными словами, страх — очень полезная вещь. Это чувство помогает нам и нашим детям почувствовать грань между безопасной территорией и возможностью угрозы для жизни.

Всем это чувство знакомо. Но все справляются с этим чувством по-разному. У кого-то страх вызывает ступор, кто-то убегает от опасности, кто-то встает в позицию нападения. Также чувство страха у всех разное по выраженности эмоции и по длительности ее воздействия.

Не зависимо от того, сколько тебе лет — 1 год, 10 лет или 50, чувство страха периодически возникает в твоей жизни. Страхи бывают ситуативными (что-то сильно напугало) или личностными (фантазийные, например, страх Бабы Яги).

Но есть страхи, с которыми сталкивается в тот или иной момент каждый ребенок. Их объединили в группу «возрастные страхи у детей». Это своего рода этапы взросления личности, которые должен пройти ребенок.

Дорогие мои, если вы видите, что вашего ребенка что-то пугает, если он боится темноты (боится один спать), если один страх приходит на смену другому, приглашаю вас посетить бесплатный он-лайн марафон
« Страхам вход запрещен! », который проводит детский психолог Ирина Терентьева ( сайт Ирины ).

Страх — это всегда знак неудовлетворенности потребностей. Если ребенок чего-либо боится, значит он несчастен. Сделайте вашего ребенка счастливым!

Что же это за страхи такие? Давайте разберемся.

Возрастные страхи у детей от 0 до 3 лет

Считается, что первый раз с чувством страха малыш сталкивается после 6 месяцев. Это страх разлуки с мамой. Ведь, когда мама рядом, она о нем заботится, и все хорошо, но вдруг она ушла. Как жить?! Контакт с мамой для ребенка первого года жизни очень тесный. Малыш еще считает себя с мамой почти одним целым, поэтому, когда мама куда-то уходит, становится сразу жутко страшно.

В 7−9 месяцев появляется страх чужих. Ребенок уже может определить своих и чужих не только по внешности, но и по голосу, манерам Бывает, что к вам пришли гости, потянули руки к малышу, а он расплакался и весь вжался в маму. Знакомо? Этот страх помогает разграничить близких и знакомых людей от незнакомых, к которым у малыша пока еще нет доверия.

После года малыш начинает сам ходить, осваивает новое пространство. Постепенно понимает, что если мама ненадолго ушла, то она всегда возвращается. Уже не так страшно видеть чужие лица. Главное — это реакция родителей на них. Если родители воспринимают их как друзей, то и малыш будет спокоен. Если родители с опаской знакомят малыша с друзьями, то и ребенок будет бояться малознакомых людей.

Также с 1 года до 3-х в жизни малыша появляется множество запретов. «Это не трогай», «Туда не ходи», «Осторожно, упадешь! Ушибешься!». Большое количество запретов увеличивает тревогу ребенка. Особенно, если он пытается их нарушить, и на него обваливается шквал критики.

Поэтому, в этом возрасте ребенок часто начинает бояться сказочных персонажей (бабу Ягу, Кощея), символизирующих близких взрослых, которые ругаются на него, а значит нападают.

Как помочь малышу преодолеть страхи?

Помочь преодолеть эти страхи можно снижением количества запретов, созданием безопасного пространства. Например, поставьте блокираторы на ящики. И тогда не надо будет запрещать ребенку их открывать. Или уберите бьющиеся предметы на верхние полки шкафа, тогда еще на один запрет будет меньше.

Но ваш малыш будет постоянно проверять границы дозволенного и пробовать нарушать ваши запреты. Не осуждайте его. Всегда говорите про свое недовольство его поведением, поступком, а не им самим. Вы ведь его все равно любите. Пусть он в этом не сомневается.

Для ребенка в этом возрасте очень важен эмоциональный контакт с родителями. Он питает от них чувство безопасности и безусловную, безоценочную любовь. Малыш уже выделяет себя, как отдельную личность, но близость с матерью еще очень важна. Иногда, процесс разделения немного затягивается, и тогда про малыша говорят «мамин хвостик».

Не отталкивайте дитя, не пытайтесь его насильно научить самостоятельности и пристыдить за то, что он «хвостик». Такие действия только затянут этот процесс и повысят тревогу у ребенка. Значит, ему не хватило теплоты и близости. Дайте ему напитаться Вами. Ведь когда, если не сейчас?

Страхи у детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет

В этом возрасте дети окончательно отделяют себя от родителя, и их фокус внимания переходит на сверстников. Активно развивается познавательная сфера детей: память, речь, внимание, воображение. И с развитием воображения и детской фантазии вероятность появления страхов возрастает. Они могут проявляться днем, а могут появиться и ночные страхи.

Ребенок становится более самостоятельным, но, в то же время, эта новая ответственность может вызывать у него тревогу. А вдруг он не справится? Помочь ребенку в этом можно, правильно распределив его новые права и обязанности, которые уже ему под силу. (Читайте о кризисе 3 лет у детей)

Очень важен режим дня — он всегда придает спокойствие. Ведь ребенок точно знает, что за чем следует. А также, конечно, самый поддерживающий фактор — безусловная любовь родителей. Игры, ласки, обнимашки — не бойтесь показывать и проявлять свои чувства.

Особенно часто можно услышать от мам или пап мальчиков такие слова: «Мальчиков не зацеловывают, не обнимают — они же должны вырасти мужчинами». Но это, наверное, отдельная тема для статьи. Пожалуйста — проявляйте свою любовь! Она — основной залог чувства спокойствия вашего ребенка.

Страхи у детей 5−7 лет

Это возраст «почемучек». Активно развивается мышление. Почему огонь горячий? Почему идет дождь? Эти вопросы помогают ребенку познакомиться с окружающим миром. Но могут и вызывать тревогу. Страх пожара, страх наводнения, страх темноты.

Дети пытаются выстроить причинно-следственные связи, могут представить уже события в жизни на линейке времени (что будет сегодня, через неделю, через год?). Возникают вопросы «А как я появился на свет?» и «Что будет, когда мы умрем?».

Если данные вопросы у самих родителей вызывают тревогу, или чувство неловкости и стыда, как например, вопрос о появлении на свет, то ребенок «считывает» это и такие вопросы для него становятся очень тревожными. Ведь если этого опасаются даже родители, значит это должно быть очень страшно. Появляется сильный страх смерти.

Подумайте, как бы вы могли ответить на эти вопросы на языке, понятном вашему ребенку. Кто-то объясняет с помощью религии, кто-то с помощью теорий биологического развития, кто-то с помощью собственной фантазии и воображения. Вы можете использовать метафоры. Например, мне очень нравится такая метафора про цветы. Цветочек появляется на свет, вырастает, расцветает, дает новые семена и увядает. А его жизнь продолжается уже в его семенах.

Страхи у детей 7−10 лет

Перед школой у ребенка может появиться страх неудачи, непринятия в коллективе сверстников, плохих оценок и даже опоздания в школу. Не предъявляйте высоких требований и ожиданий к ребенку. Этот период для него очень важный и тревожный. Столько изменений сразу врывается в его жизнь. (Читайте подробнее в статьях «Кризис 7 лет» и «Адаптация к школе»). Социальные страхи возрастают.

Ближе к подростковому возрасту с уровнем развития самосознания и осознанием ответственности, у детей появляется, и часто становится доминантным, страх потери родителей. Он вытекает из страха смерти, а также созвучных страхов: страх пожара, стихийных бедствий, войны, болезни.

Бывает так, что днем ребенок не показывает повышенной тревожности, но его начинают беспокоить ночные страхи, плохие сны, он просыпается от кошмаров. Если такие ситуации носят разовый характер — это нормально. Постарайтесь успокоить малыша, проговорить его страх, придумать «ночного защитника». Это может быть ангелочек или ловец снов, сделанный своими руками и передающий родительскую защиту.

На примере схемы вы можете ознакомиться с основными возрастными страхами детей:

В России тему страхов и неврозов активно исследовал доктор психологических наук А.И.Захаров. Лечение и коррекцию детских страхов он видел в игровой терапии и арт-терапевтических методах (например, рисование).

Причем игровую терапию он настоятельно предлагал проводить не индивидуально с ребенком, а вместе с родителями. Чтобы через игру ребенок мог лучше открыться перед родителями, сблизится с ними, справится со своими тревогами.

Способы коррекции страхов и лечение невротических состояний — это обширная тема для отдельной статьи. В этой же статье указаны основные возрастные особенности страхов у детей. Надеюсь, это поможет вам понять состояние вашего ребенка.

Страхи у детей - причины, лечение в дошкольном и школьном возрасте
malishandriya.ru

Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста

Рубрика: Психология

Дата публикации: 24.02.2014 2014-02-24

Статья просмотрена: 13161 раз

Библиографическое описание:

Колпакова, А. С. Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста / А. С. Колпакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 789-792. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9501/ (дата обращения: 11.12.2020).

В современное время ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Сейчас многие ученые отмечают, что повышается рост числа детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности.

При переходе из детского сада в общеобразовательную школу ребенок попадает в своеобразные экстремальные условия, которые могут привести к детской тревоге и страхам. В этот период важно помочь ребенку разрешить и преодолеть эти трудности. Поэтому наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Проблемой детских страхов занимались зарубежные ученые, например, такие как: С. Холл, З. Фрейд, Г. С. Салливен; и отечественные В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Н. Г. Вологодина и др.

За основу мы взяли концепцию развития страха в онтогенезе А. И. Захарова. Он отмечает страх как своеобразное средство познания окружающей действительности, которое ведет к более критичному и избирательному отношению к ней. Таким образом, страх может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности» [4, с. 12].

Термин «Страх» является схожим по значению к термину «тревога». Однако тревога заключается в отрицательном эмоциональном состоянии, возникающем в ситуации неотчетливой опасности и в ожидании плохого развития событий. Состояние тревоги отличается от страха тем, что у нее нет конкретного предмета. Страх же, предполагает существование определенного объекта, человека или события, который пугает.

Общее в страхе и в тревоге это эмоциональный компонент, который проявляется в виде чувства беспокойства и волнения, то есть в обоих понятиях отображается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают.

Однако также существуют устойчивые невротические страхи. Такие страхи служат симптомом неблагополучия: физическое, психологическое, моральное истощение ребенка; неправильная позиция родителей при воспитании детей, их неосведомленность в психологических и возрастных особенностях своего ребенка, наличие у родителей собственных страхов, конфликтное взаимоотношение в семье. Такие страхи переносятся детьми болезненно и могут сохранятся долгое время, при этом они искажают личность ребенка, а также отрицательно влияют на развитие его мышления и эмоционально-волевой сферы. В данном случае, ребенку требуется помощь профессионального психолога.

Основные причины детских страхов:

— Конкретный случай, пугающий ребенка (например: укусила собака). Данные страхи быстрее и эффективнее корректируются. В этом случае не всегда развивается стойкий, заметный страх для окружающих. Так, как это во многом зависит от индивидуальных особенностей характера ребенка (медленная переключаемость внимания, мнительность, низкая самооценка, пессимизм и т. д.).

— Внушенные страхи. Как правило, их источником являются взрослые (родители, родственники, учителя). Они бывают непроизвольно, а иногда и с бурными эмоциями, предостерегают ребенка от опасности. При этом, взрослые не обращают внимания на то, что его напугало больше: опасность или реакция на нее взрослого. В итоге ребенку не понятна данная ситуация, но он уже чувствует тревогу. Таким образом, у него возникает страх, который может зафиксироваться и распространиться на дальнейшее поведение в подобных ситуациях. Как правило, такие страхи закрепляются на всю жизнь.

— Детская фантазия. Бывают случаи, когда ребенок воображает себе предмет страха. Например, в детском возрасте многие боялись темноты, где оживали монстры и призраки. Но каждый ребенок по-своему реагирует на такие вымыслы. Одни сразу их забывают, а у других это может привести к непоправимым последствиям.

— Внутрисемейные конфликты. Иногда ребенок боится оказаться причиной конфликтов между родителями или чувствует себя виноватым в сложившихся ситуациях.

— Взаимоотношения со сверстниками. Когда школьный коллектив не принимает ребенка, постоянно конфликтует с ним, тогда у него пропадает интерес к школе, появляется страх быть униженным. Причиной появления страха могут быть и сами дети. Например, один ребенок может запугивать другого разными страшными историями.

— Неправильное воспитание и деструктивное отношение к ребенку. Детские страхи могут возникнуть как при недостатке внимания родителей (гипоопека), так и при излишней внимательности (гиперопека), а также при жестоком отношении к ребенку.

— Наличие невроза. Это психологическое расстройство должны диагностировать и лечить медицинские работники. Невроз проявляется через те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка. А также очень сильное проявление и переживание страхов. На патологический страх указывают его крайние способы выражения (например: ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное течение, непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны.

По мнению А. И. Захарова все страхи делятся на две группы: природные и социальные: «Природные страхи основываются на инстинкте самосохранения, а также помимо основополагающих страхов своей смерти и смерти родителей добавляются страхи чудовищ, призраков, животных, темноты, крови, движущегося транспорта, стихии, высоты, замкнутого пространства, глубины, воды, огня, пожара, врачей и т. д».. К социальным страхам относятся: «наказания, страх одиночества, каких-либо людей, страх быть не собой, осуждение со стороны сверстников и т. д»..

Переход от дошкольного периода к школьной жизни — один из главных переломных моментов в психическом развитии детей, так как ребенок должен перейти от игры к деятельности обучения, которая ставит перед ним новые правила. Ребенок в школе не только получает новые знания, умения и навыки, но также и определенный социальный статус. При этом у него меняются ценности и интересы. А также кроме его родителей, авторитетом для младшего школьника становится его учитель.

Процесс перестройки эмоционально-мотивационной сферы заключается не только в появлении новых мотивов, изменением в иерархической мотивационной системе ребенка. Но, также в кризисный период происходит важная глубокая перестройка в плане переживаний. В конце дошкольного детства намечается осознание ребенком своих переживаний. В младшем школьном возрасте осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.

В младшем школьном возрасте, страхи, основанные на инстинкте самосохранения, сменяются социальными страхами, более сложными по своей структуре и гораздо труднее определяемые. Например, такие как:

— Страх смерти родителей. Проблемные симптомы, не замеченные у ребенка, могут начать проявляться в первых признаках невроза: нарушение сна, заторможенность или чрезмерная активность. В результате, это скажется на учебе и, как следствие, проявится в недовольстве школьного педагога. Таким образом, усугубит проблему и выведет страхи на новую ступень.

— Страх «быть не тем». Это ведущий страх в младшем школьном возрасте — боязнь быть не тем, о ком хорошо отзываются, кого уважают, ценят и понимают. То есть, это страх не соответствия социальным требованиям ближайшего окружения (школа, сверстники, семья). Формой этого страха может являться страх сделать что-то не так, как нужно и правильно. Чтобы предотвратить этот страх нужно постоянно оказывать ребенку знаки поддержки и одобрения. Похвала и поощрения должны быть сдержанными, и только за дело.

— Страх разлуки. Состояние страха, которое возникает при реальной или воображаемой угрозе расставания ребенка со значимыми для него лицами. Его считают патологическим, когда он чрезмерно интенсивен и длителен, когда он наносит ущерб нормальному, типичному для данного возраста качеству жизни или возникает в том возрасте, когда обычно уже должен быть преодолен.

— Страх принятия решений. Или страх ответственности. Чаще он встречается у детей, воспитывающихся в строгих или боязливых семьях. В обоих случаях страх проявляется в том, что ребенка ставит в замешательство даже простейшая ситуация выбора.

В решении проблемы детских страхов существует необходимость комплексного подхода в психологической коррекции детских страхов и поиска способов преодоления психического неблагополучия ребенка.

Под «психологической коррекцией» понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза, с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев.

Начальным этапом коррекции является диагностика. Она может проводиться в качестве беседы. При этом хорошо использовать проективные методики (например рисуночные тесты) для детей, т. к. они наиболее полно отражают внутренний мир ребенка, а также его настроение на данный момент времени.

Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать различные направления психокоррекции:

Арт-терапия — метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются творчество и художественные приемы (игра, рисование, музыка, фотография, лепка, кинофильмы, книги, создание историй, актерское мастерство, и многое другое).

Видами арт-терапии являются: рисование, библиотерапия (в том числе сказкотерапия), куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, песочная терапия и др.

В коррекционной работе также успешно применяется совокупность различных методик. Этот комплексный подход называется арт-синтезтерапии. Он объединяет разнообразные методики в единое целое, так как многие виды искусства легко сочетаются (например, игротерапия и оригами, театр и драматургия, риторика и стихосложение). Количество видов и методик в наше время постоянно увеличивается.

Также популярным направлением психокоррекции детских страхов является зоотерапия. Учеными было доказано, что общение ребенка с животными (кошка, собака, лошадь и др.) способствует снижению артериального давления, усталости и стресса. Также присутствует лечебный эффект при психологических травмах и воспалительных процессах.

Одним из направлений психокоррекции является и садовая терапия. Используются растения и садоводство как инструмент для улучшения социального, психологического и физического благосостояния детей и взрослых. Практический опыт американских терапевтов доказывает, что занятия садоводством самым положительным образом влияют на детей, в силу различного рода отклонений испытывающих трудности с учебой. При этом расширяется их бытовой и социальный опыт, дети приобретают полезные практические навыки для жизни [6; 47].

Таким образом, системный подход в психотерапии детских страхов — один из наиболее эффективных методов. Использование одного или несколько методов в коррекции детских страхов уже принесут пользу ребенку — помощь в легком прохождении возрастной обусловленности страхов и переключении к активной деятельности. Так, как легче предупредить развитие патологических страхов в детском возрасте, чем лечить фобии и навязчивые состояния у взрослых.

1. Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться/ В. Голутвина. — Москва: Гелеос, 2008. — 256 с. ISBN: 978–5-8189–1362–9

2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей/ А. И. Захаров. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 313с. ISBN: 5–9268–0368–3

3. Сорокина В. В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. — 2-е изд. / В. В. Сорокина.– М.: Генезис, 2007. — 191с.

4. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ А. И. Захаров.- М.: Педагогика, 1986. — 127 с.; 2-е изд. — М.: Педагогика, 1993. — 127 с.

5. Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов [электронный ресурс] /Ю. А. Кочетова. — электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, № 1. — режим доступа: http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2789.phtml

Страхи у детей - причины, лечение в дошкольном и школьном возрасте
moluch.ru

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ».
статья на тему

Интересная статья для родителей о возникновении детских страхов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ».

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным.

Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами.

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Причины возникновения детских страхов:

Существует несколько причин возникновения страха.

Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: «Не будешь спать – заберет Баба-яга!».

Самые распространенные – это внушенные страхи . Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия . Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов . Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками . Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей . Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза , которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Работа по коррекции должна вестись комплексно, с использованием разнообразных средств и методов психологического воздействия (игротерапия, сказкотерапия, проективные методы, методы релаксации и саморегуляции).

Коррекционная работа педагога-психолога в ДОУ ведется в нескольких направлениях:

лекции-семинары (для родителей, педагогов);

стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Возрастная динамика страхов у ребенка:

7 мес.- беспокойство в отсутствии матери;

8 мес.- боязнь чужих;

14 мес.- уменьшение беспокойства при отсутствии матери;

2г.- страх темноты и сказочных персонажей; страх неожиданных звуков; страх одиночества; страхи боли, уколов, мед. работников;

3-5 лет – страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства;

5-7 лет – страх смерти;

5 л. – приходящие навязчивые повторения неприличных слов;

6 л. – тревога и сомнения в отношении своего будущего;

7 л. – мнительность.

К моменту поступления в школу наблюдается уменьшение страхов.

7-11 лет – ведущий страх – не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения. Страх собственной смерти трансформируется в страх смерти родителей.

Способы преодоления страхов:

1. Совместные подвижные игры с ребенком по правилам. Во время игры психологический механизм устранения страха заключается в перемене ролей, когда взрослый утрированно демонстрирует страх в игре, а ребенок не боится. Ребенку не нужно заранее рассказывать о цели игры и о том, что как себя вести. Хороший результат избавления от страхов дает игра, при которой ребенок наигрался и получил удовольствие.

2.Налаживание отношений в семье: преодоление конфликтов и ссор между родителями.

3.Коррекция типа воспитания ребенка в семье.

4.Устранение неприятных переживаний у ребенка в течение дня, шумных игр, плотного ужина перед сном, сон в душном помещении и неудобной одежде.

5.Придерживаться правила: чем более беспокойный ребенок, тем более медленным и доброжелательным должно быть пробуждение после сна.

6. Никогда не выяснять отношения и не ругаться при спящем ребенке.

Страх можно сравнить с миной замедленного действия. Он подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Но самое главное, взрослому человеку, который так и не избавился от страхов, сложно устанавливать нормальные семейные отношения, и его страхи, волнения, беспокойство также могут передаваться ребенку.

Советы педагогам: что делать, если ребенок боится:

Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.

Следует поговорить с воспитанником о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, надо только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка.

Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что все это глупости. Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.

Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.

Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.

Организовать общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.

Все виды коррекции стоит применять в комплексе.

Не стоит заниматься «закаливанием», т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость».

Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что «монстров» не существует, обычно невозможно.

Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.

Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.

Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!

Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

nsportal.ru

Лечение страха у детей

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины детских страхов

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Ночные страхи у детей

Частичное пробуждение малыша ночью, которое выражается в крике, панике, слезах, хождению по комнате, метанию по кроватке, бормотанию, относят к ночным страхам. Такое поведение отмечается обычно в течение 2-х первых часов сна. Эти эпизоды безобидны и зачастую заканчиваются глубоким сном. Их относят к части естественного взросления до 6 лет.

Ночные страхи у детей отмечаются следующими симптомами: малыш напуган, его невозможно разбудить, успокоить, глаза при этом широко раскрыты, но он никого не видит рядом, все предметы, а также люди в комнате предстают пугающими; ночной эпизод страха обычно длится 10 — 30 минут, при пробуждении малыш ничего не помнит, что с ним произошло.

Возникновение детских страхов

Любые боязни подразделяются на страх, фобию, беспокойство. Некоторые быстро возникают и пропадают, другие остаются в памяти надолго. При этом критическая ситуация не повторяется, а детские страхи остаются.

Младенец не в состоянии понять логически причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира у него полностью солидарно с родителями. Следовательно, взрослые иногда переносят собственные боязни на малышей. Восприятие детских страхов базируется на тревожной интонации либо взгляде. По виду мамы или папы ребенок решает, плакать ему или нет.

Симптомы

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем.

Виды детских страхов

  • навязчивые страхи

Такие страхи ребенок обычно испытывает в каких-то определенных ситуациях, вызывающих у него панику. Допустим, боязнь высоты, закрытого пространства, скопления народа и т.д.

  • бредовые страхи

Подобные страхи объяснить логически не представляется возможным. Их наличие у ребенка свидетельствует о проблемах с психикой и нуждается в лечении.

  • сверхценные страхи

Самый распространенный вид страхов, встречающийся при работе с детьми. Он является плодом фантазии ребенка.

  • реальные страхи

Реальными называют страхи, которые являются следствием проявления инстинкта самосохранения при возникшей опасности.

  • невротические

Этот вид страхов напрямую связан с таким заболеванием, как невроз.

Для подобного страха характерно некое состояние ожидания появления опасности, не относящееся с конкретной ситуации или объекту.

  • возрастные страхи

Существуют детские страхи, считающиеся до определенного возраста нормой, а затем при самостоятельно исчезающие при правильном и гармоничном развитии ребенка.

Виды синдрома детских патологических страхов

Специалисты разделяют фобии на несколько видов:

  • Ночные боязни. В эту группу входят кошмары. Процесс сна ребенка сопровождается непроизвольными действиями (разговором, лунатизмом, судорогами, мочеиспусканием). После пробуждения малыш сразу ищет родителей либо крепко засыпает, утром ничего не помнит.
  • Необоснованные переживания. Это самый распространенный вид детских страхов. Человек пугается темноты, одиночества, сказочных и мультипликационных героев, часто додумывая несуществующие моменты. Убеждать ребенка, что боязнь безосновательна не имеет смысла, он будет настаивать на своем.
  • Страхи навязчивого характера. К этой категории относятся фобии открытого и замкнутого пространства, высоты, полетов на самолете и другие.
  • Бредовые переживания. Здесь объектом страха выступают обычные вещи (игрушки, элементы одежды, телефон). Справиться с такой боязнью несложно, если понять ее причину.

Панические страхи у детей

Развитие панического страха происходит спонтанно, однако в дальнейшем зачастую связывают это состояние с конкретными ситуациями или обстановкой. Зачастую панические страхи возникают на фоне непонимания и насмешек, когда дети находятся в школе. Это проявляется в замкнутости, не в способности установить контакты с одноклассниками. Ухудшившиеся отношения с окружающими влияют в значительной мере на снижение успеваемости. При обнаружении обеспокоенности необходимо поговорить и выяснить причину, поскольку состояние может ухудшиться, если ребенок будет изо всех сил стараться спрятать свое состояние или скрыть эмоции.

Панические страхи у детей сопровождаются различными вегетативными симптомами и вызываются стрессом или провоцирующими факторами. Данное состояние отмечается ранимостью, незащищенностью, мышечным напряжением, поэтому важна поддержка родителей, а также близких людей. Психологи советуют для снятия таких симптомов подобрать интересное хобби, как можно больше времени находиться рядом. Панические страхи у детей могут быть обусловлены наличием других тревожных расстройств (предстоящая разлука с близкими и пр.).

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Поведенческие изменения

Один из ведущих симптомов фобий – нарушение режима и качества сна. В вечернее время ребенок подолгу не может заснуть. Ночью малыш часто просыпается. Его сны представляют собой кошмарные сновидения, персонажи которых – объекты страха. Утром ребенок чувствует себя разбитым. Отмечается сонливость в дневные часы.

Еще одним признаком фобий выступает изменение пищевых привычек. Одни малыши теряют аппетит и отказываются от еды. Другие ребята, наоборот, начинают очень часто кушать, потребляя еду чрезмерно большими порциями, при этом постоянно испытывая голод.

Если человек охвачен фобиями, меняется его стиль взаимодействия в социуме. Дети, страдающие тревожно-фобическими расстройствами, отличаются конфликтностью и неуступчивостью. Они враждебно и агрессивно относятся к сверстникам. Они недоверчивы к воспитателям и учителям.

Последствия детских испугов

Бытовой детский испуг является достаточно серьезной проблемой и совсем не обращать внимания на нее нельзя. Даже если сразу после испуга ребенок чувствует себя хорошо, стоит обратиться к врачу, так как последствия испуга могут проявиться позже, даже спустя несколько лет. Очень часто не сам случай, связанный с испугом, а паническая реакция родителей способствуют возникновению испуга у малыша. Поэтому взрослым следует стараться соблюдать психическое равновесие даже в критических ситуациях.

Некоторые дети настолько чувствительны, что даже несмотря на внешнее спокойствие родителей, они очень эмоционально реагируют на любые события. Это могут быть различные посещения незнакомых мест, прогулки на новых детских площадках, общение с животными и прочее. После таких контактов дети могут плохо засыпать, беспокойно вести себя во время бодрствования, плакать, капризничать и другое.

Родители не всегда замечают причину стресса, но чаще всего со временем начинают замечать его последствия.

К последствиям детских страхов относят:

  • тревожный сон;
  • энурез (недержание мочи);
  • заикание;
  • нервный тик и прочее.

Если подобные расстройства случились с крохой, время показаться специалисту.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Что нельзя делать:
Нельзя, категорически пугать ребенка (не будешь спать придет, бабайка)
Нельзя ребенка стыдить (увеличение тревоги)
Нельзя ребенка оставлять со своим страхом (ты потерпи и все пройдет)
Что нужно делать:
1. Пытаться исправить собственные проблемы со страхами
2. Повышать самооценку ребенка, хвалить, но не перехваливать за его успехи. Находить сильные его стороны.
3. Научить ребенка жить в этих ситуациях и управлять ими. Когда он вновь сталкивается с этой ситуацией, научить его определенным навыком самоконтроля, самоуправления.
4. Снятие мышечного напряжения (подурачится с родителями – повалять на кровати, поиграть, устроить бой подушками).

Рекомендации родителям

Психокоррекционная работа с ребенком будет проходить эффективнее, если родители смогут ему помочь своей поддержкой и созданием благоприятной атмосферы в семье. Психологи дают такие советы:

  1. Проводить больше времени с ребенком (особенно в возрасте до 3-5 лет). Важно, чтобы дети чувствовали себя в безопасности. Помочь в этом могут совместные развлекательные и познавательные игры.
  2. Перестать запугивать детей в воспитательной форме. Вынужденная терапия с ними возникает по вине родителей, неправильного воспитания. Пересмотрев ошибки, ребенку будет легче избавиться от тревожности.
  3. Не запрещать ребенку бояться. Многие родители при замеченных признаках тревожности у своего ребенка, говорят ему, что бояться объект страха не нужно. Это неверный подход. Победить собственную тревожность он может и самостоятельно.

Психика школьников и дошкольников очень хрупкая. Необходимо научить ребенка преодолевать трудности.

Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?

  • Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
  • Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
  • Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
  • Не разрешайте перед сном смот­реть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
  • Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
  • Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.

Лечение страхов у детей

Детские страхи – что это такое? Для одних родителей они являются обычным детским капризом, а для других – поводом, чтобы начать серьёзно беспокоиться. Большинство людей придерживаются мнения, что малыши таким способом пытаются обратить на себя повышенное внимание, но в некоторых случаях требуется лечение страхов. И если родители постоянно игнорируют тревоги малыша, то это усугубляет ситуацию. Нередко ребёнок замыкается в себе, становится ещё больше пугливым и проявляет застенчивость в окружающем обществе. Такие последствия несут в себе негатив относительно психики детей, которая в этом возрасте достаточно нестабильна. Нередко в запущенных состояниях ребёнку требуется адекватное лечение, где задействован не только психолог, но и специалист-психиатр.

Похожие записи:

  1. Алкогольный психоз. Симптомы и лечениеАлкогольный психоз — это нарушение психической деятельности в результате затяжного.
  2. Какие бывают депрессивные расстройстваДепрессия — психическое заболевание, которое характеризуется стойким снижением настроения (дольше двух.
  3. Паническое расстройство и планирование беременностиПаническая атака – это острый приступ тревоги и беспричинного страха.
  4. Синдром дефицита внимания и гиперактивностиСиндром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как.

Автор: Левио Меши

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

Лечение страха у детей: 1 комментарий

Страхи у детей - причины, лечение в дошкольном и школьном возрасте
rew-med.info

Страхи у детей младшего школьного возраста

“Не страх, а побеждённый страх заслуживает восхищения и делает жизнь достойной того, чтобы жить”.
Людвиг Витгенштейн.

Детские страхи – это очень серьёзная проблема, как для самих детей, так и для их родителей. Более того в отличие от многих других детских проблем, когда с взрослением проблема уходит, в данном случае так утверждать нельзя. Растёт ребёнок и страхи, к сожалению, растут вместе с ним. С возрастом у детей развивается воображение. Фильмы, книги, компьютерные игры, разговоры взрослых и реальные события дают реальную пищу для фантазий. Страхи увеличиваются в количестве, становятся более яркими и агрессивными.

Общеизвестно, что страх – это чувство беспокойства в ответ на настоящую или воображаемую угрозу. Дети могут бояться несчастья, боли, наказания, животных, собственных фантазий. При этом страхи выполняют защитную функцию – выступают как средство самоконтроля и саморегуляции.

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия.

Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения родителей к школьному психологу. При этом в последние годы количество таких обращений существенно увеличилось.

Страх основан на инстинкте самосохранения и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности (частота пульса, дыхания, показатели артериального давления, выделение желудочного сока).

Причины детских страхов:

  • Огромное количество запретов, требований от родителей.
  • Наличие страхов у родителей и прародителей.
  • Гиперопека со стороны взрослых.
  • Психотравма, полученная в раннем детстве.
  • Частые конфликты в семье.
  • Бесконтрольный просмотр фильмов, телепередач для детей с возрастными ограничениями.

Традиционно границы младшего школьного возраста определяются периодом с 6-7 до 9-11 лет. Этот период в жизни ребёнка называют вершиной детства. Именно в этом возрасте ребёнок идёт в школу. Меняется социальный статус ребёнка, он становится учеником начальной школы, игровая деятельность отходит на второй план – ведущей становится — учебная. Кроме того, ребёнок сталкивается с нормативным психологическим кризисом, известным как “кризис 7 лет”.

У дошкольников страх темноты, сказочных отрицательных героев ярко выражен. С момента поступления в школу дети значительно меньше бояться темноты и животных, сказочных персонажей. Это связано с изменением социальной роли – дошкольник становится учеником. Кроме того, школьник уже знает, то, о чём говорится в сказках, на самом деле не бывает, и считает стыдным бояться Бабу — Ягу или дракона. Но если причина страха не исчезла, а тревожность стала чертой характера, то на месте изжитых страхов под давлением новых обязанностей возникает страх не соответствовать требованиям семьи, школы, сверстников. Эти страхи вполне логичны, но они же очень мешают школьнику при общении с незнакомыми людьми, при ответе у доски.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Социальная позиция школьника налагает на ребёнка чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.

Какие же конкретные страхи у детей младшего школьного возраста?

  • Страх несоответствия: быть не тем, кто принят в семье и в группе сверстников;
  • Страх наказания;
  • Страх перед публичными выступлениями и ответом у доски, боязнь ответственных заданий;
  • Страх перед неспособностью контролировать свои чувства;
  • Страх физического уродства;
  • Страх перед расположением других, страх оказаться пустым местом, страх быть изгоем.

В известной мере, детские страхи естественны. Согласно теории, выдвинутой психофизиологом Павлом Симоновым, страх крайне необходим для защиты от биологических или “социальных” опасностей. Маленький ребёнок каждый день сталкивается с чем-то в первый раз. Он убеждается, что неведомое может таить опасность: горячий чай может обжечь, ножом можно порезать палец, незнакомая собака может укусить. Осторожность, опаска – свойства, выполняющие важную защитную функцию для ребёнка. Но из этого отнюдь не следует, что нужно поощрять детские страхи! Пусть ребёнок испытывает разумную осторожность при встрече с новым, но мера её не должна мешать постигать окружающее методом проб и ошибок. Осторожность не должна перерастать в трусливость.

Стремясь освободить ребёнка от какого-то страха, далеко не всегда можно действовать напрямую – только если вы ясно себе представляете причину страха и наглядно можете разъяснить его необоснованность. В противном случае насильственная попытка сломить трусость способна даже ухудшить дело. Чрезмерный страх за ребёнка, ограждение его на всякий случай от любых испытаний, надолго задерживает развитие самостоятельности и не проходит даром для формирующегося характера. В разумных пределах надо давать ребёнку свободу для физической и нравственной закалки.

Чего боятся мальчики и девочки?

Немалую роль играют различия в развитии психики мальчиков и девочек. Многим известно, что девочки более эмоционально воспринимают отношения в семье. У девочек дошкольного возраста из конфликтных семей обнаруживают наиболее часто страхи животных, стихии, страх заразиться, тяжёлого заболевания, смерти. А у мальчиков наиболее часто встречаемыми страхами в этом возрасте являются боязнь страшных снов и родителей. Такие страхи являются своеобразными эмоциональными ответами на конфликтную ситуацию, которая возникает в семье.

У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но их страхи более тесно связаны между собой, главным образом с эмоциональной сферой личности.

Родители должны учитывать, что возникновение детских страхов напрямую зависит от развития эмоционального поведения детей в различном возрасте. Когда ребёнок учится в младшей школе, он получает большую психологическую и физическую нагрузку. Он должен выполнять ряд ответственных школьных обязанностей, что влечёт за собой соответствующие оценки учителя, одноклассников. И всё это порождает у ребёнка определённые переживания. Младшие школьники могут бурно реагировать на некоторые задевающие их явления. Очень ярко проявляется эмоциональное поведение детей, когда они смотрят спектакль. Многочисленные жесты, подвижность, переходы от страха к восторгу доказывают, что многое эмоционально увлекает ребёнка и приводит к ярким эмоциональным реакциям. При просмотре спектакля девочки более бурно реагируют на проблемы героев, чем мальчики. Девочки не стесняются своих слёз, когда как мальчики сдерживают свои эмоции.

Профилактика детских страхов.

Профилактика детских страхов – это формирование предпосылок для общего здоровья ребёнка. Утренняя физическая гимнастика, занятия физкультурой в школе, спортивные секции – всё это содействует общему укреплению организма. Большую роль играет и питание ребёнка. Для нервной системы младшего школьника необходимо определённое количество минералов, витаминов и аминокислот.

Профилактикой детских страхов является создание благоприятного эмоционального климата в семье. Спокойная, ровная обстановка дома и доверительные отношения между родителями создают у детей чувство защищённости.

Не менее важно организовать свободное время детей. Их необходимо отвлекать от негативных мыслей и эмоций. Самым лучшим способом для этого станет игра. Причём, важно, чтобы дети сами выбирали игры, которые им нравятся.

Самое действенное средство от страха – хороший душевный контакт с ребёнком, доверие, тактичное и бережное отношение в семье друг к другу. Не стесняйтесь проявлять нежность и заботу. Принимайте ребёнка таким, каков он есть, не сравнивая с другими детьми.

Очень эффективен в работе со страхами рисуночный метод. Ребёнку предлагается нарисовать то, чего он боится. Рисование страха подразумевает встречу с ним, но обстановка при этом успокаивающая, поскольку рядом мама и папа – само воплощение силы и безопасности. Мысленный контакт со страхом, соприкосновение с ним часто само по себе снижает остроту детских переживаний. Изображая свой страх на листе бумаги, ребёнку легче отстраниться от него со стороны, подумать о нём как о бывшем, прошедшем.

Составляя список детских страхов и выслушивая жалобы ребёнка, сочувствуйте ему, но не ужасайтесь вместе с ним. После беседы, предложите нарисовать какой-нибудь страх или несколько связанных с ним по смыслу. Относитесь к этому заданию, как к творческому процессу общения со своим ребёнком. При рисовании старайтесь выразить своё одобрение, это вызовет в нём гордость и повысит самооценку ребёнка.

Игровой метод не менее эффективный. В преодолении страхов ребёнку может помочь игра. Именно игра позволяет понять детские переживания, интересы, потребности, характер, темперамент. В игре ребёнок может дать выход своим эмоциям, желаниям, набирается опыта общения и расширяет круг своих знакомств, учится управлять собой, следовать правилам, развивает воображение и физическую ловкость, укрепляет уверенность в себе. Играя в сражения, прятки, жмурки, лазая по деревьям, изображая казаков-разбойников, дети сами изживают свои страхи.

Чтобы ребёнок не боялся страшных персонажей из фильмов, мультфильмов, полезно предложить ему попробовать выступить в роли пугающего персонажа. Придумайте сказку и проиграйте её дома со своим ребёнком. Изображение отрицательной роли нужно не для того, чтобы пугливые дети и, тем более дети с невритическими реакциями стали вести себя агрессивно. Цель ролевой игры – изжить страх посредством овладения характерными чертами злодея, манипулирования им в игре и выразить ранее подавленные в связи со страхом перед этим персонажем эмоции по типу: “Чтобы зайцу перестать бояться, нужно побывать ему в волчьей шкуре”. Тогда недоступные раньше и пугающие своей непредсказуемостью, непонятностью и фатализмом образы агрессии, зла, коварства теряют в детском представлении подобный ореол.

Родителям обязательно нужно оказывать эмоциональную поддержку ребёнку. Проявлять сочувствие и понимание болезненной ситуации со стороны родителей, уже половина успеха в решении проблем со страхами. Главная ваша задача состоит не столько в том, чтобы справиться с конкретным детским страхом, сколько научить ребёнка владеть собой, смело смотреть в лицо опасности, спокойно, без обид и раздражения встречать неизбежные в жизни трудности и препятствия. Научитесь верить в ребёнка, в его внутреннюю силу, в его возможности и способности. Старайтесь в своих разговорах с ребёнком расставлять акценты так, чтобы он не чувствовал себя живущим в мире враждебном, полном обмана и нависших над ним наказаний за каждый неверный шаг.

urok.1sept.ru

COMMENTS