Структура личности по Фрейду, Юнгу, Платонову, Рубинштейну

Вопрос 39, 40, 41. Структура Личности.

В отечественно психологии неоднократно предпринимались попытки представления структуры личности (Ковалев АГ,Мясищев ВН, Рубинштейн СЛ, Платонов КК,и мн др).

В одних упор делается скорее на внешние, наглядные характеристики поведения человека, связанные с его социальной активность. В других упор на стержневые особенности, поиск основного источника поведения человека.
В широком обиходе понятие «личность» включает в себя все множество разнообразных характеристик человека (например, возраст или национальность). В психологии в структуру личности входят обычно лишь психические свойства:
— способности (готовность к проявлению успехов в той или иной сфере),
— темперамент (динамические характеристики поведения),
— характер (отношение к разным сторонам бытия, например к дружбе или труду),
— волевые качества (собранность, внутренняя свобода),
— эмоциональная сфера (склонность к тем или иным эмоциям, общая эмоциональность),
— мотивация (преобладание тех или иных потребностей, мотивов),
— направленность (интересы и склонности в определенных областях),
— ценности и социальные установки (некоторые базовые принципы) и другие.

С одной стороны, большинство ученых рассматривают личность аналитически, то есть рассматривают ее структуру. С другой стороны, все или почти все авторы отмечают, что личность это не просто некая связка из отдельных черт, а устойчивая система, где каждая особенность тесно связана с другими.

А.Г.Ковалёв ставит вопрос целостном духовном облике личности, его происхождении и строении, как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента (структура природных св-в), направленности (система потребностей, интересов, идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных св-в). Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических св-в личности, обеспечивающей устойчивый, постоянный уровень активности и наилучшее приспособление человека к воздействующим на него раздражителям в процессе деятельности св-ва определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности. Так, по мнению А.Г.Ковалёва, складываются сложные структуры, синтезом которых и является личность.

А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:
— темперамент (структуры природных свойств),
— направленность (система потребностей, интересов, идеалов),
— способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

По С.Л Рубинштейну, изучение психического облика личности включает три основные вопроса.

Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.

Вслед за этим, естественно, встает вопрос: а что он может? Этот вопрос о способностях, дарованиях человека.

Однако способности – это вначале только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека (СЛ Рубинштейн, с99).

Таким образом, по Рубинштейну, структура личности включает:

— подструктура направленности личности (установки, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.),
— задатки и способности (интеллект, частные способности, уровень развития психических процессов (ощущения и восприятия, памяти, мышления и воображения, чувств и воли)),
— темперамент и характер, представляющий динамическую основу характера.
К. К. Платонов , учитывая соотношения социального и биологического в качествах личности, выделяет четыре группы свойств (черт), составляющих основные стороны (подструктуры)личности:

· 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. В нее входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков. Эта подструктура формируется путемм воспитания. Она может быть названа социально-обусловленной подструктурой;

· 2-я подструктура личности- опыт – объединяет знания, навыки, умения и привычки, которые формируются на основе личного опыта, но имеют заметное влияние и биологически, и даже генетически обусловленных св-в личности.

· 3-я – индивидуальные особенности психических процессов, или психических функций, понимаемые как формы психического отражения9ощущения и восприятие, память, мышление и воображение, чув-ва, воля)

· 4-я – биопсихические св-ва личности- Активность этой подструктуры, в большей степени, определяется основными физиологическими св-ми нервной системы и включают: темперамент, половые и возрастные особенности личности, включаяеё патологические, т е органические изменения.

Особенностями этих 4-х подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные св-ва личности, поскольку на эти подструктуры накладываются ещё две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, хар-р и способности представляют собой не самост-ые подструктуры, а общие кач-ва личности, включающие особенности каждой из четырёх основных иерархических подструктур.

В предложенной К.К.Платоновым динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построены.

К.К.Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

· Социально обусловленные особенности (направленность, моральные кач-ва)

· Биологически обусловленные особенности (темпрамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности)

· Опыт (объем и кач-во имеющихся знаний, навыков, умений и привычке)

· Индивидуальные особенности различных психических процессов.

В. А. Ганзен в структуру личности включил:
— темперамент (динамические особенности поведения человека),
— направленность (интересы и склонности),
— характер (отношение к тем или иным сторонам бытия),
— способности (готовность к выполнению той или иной деятельности).

Легко заметить, что в классической отечественной психологии в структуру личности включались исключительно психические явления, то есть то, что заметно в поведении другого человека не только компетентному специалисту (например психологу или психиатру), но и простому обывателю. Последнему для понимания наибольшую сложность представляет, очевидно, темперамент. Однако это слово употреблялось еще древнегреческими мыслителями, и сейчас очень многие знают, кто такие холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники.
Иной подход у ряда западных авторов, которые совершенно не стесняются включать в структуру личности элементы, которые другим специалистам кажутся фантастическими. При этом не только в структуру личности включаются спорные элементы, но и эти элементы выстраиваются между собой в фантастические связи.

Наиболее известная такая структура — структура личности по З. Фрейду:
— ид (оно — инстинкты, биологические особенности, подчиняется принципу удовольствия),
— эго (я — сознание, опора на реальность, занимается в том числе улаживанием конфликтов, исходящих из ид),
— суперэго (сверх-я — мораль, ценности, опора на ценности общества, занимается «убеждением» эго в приоритете идеалистических ценностей).

Другая подобная структура личности была разработана К. Г. Юнгом:
— эго (сфера сознания — мысли, чувства, воспоминания, ощущения и т.п.),
— личное бессознательное (когда-то осознававшиеся конфликты, но теперь они подавлены и забыты),
— коллективное бессознательное (хранилище латентных следов памяти человечества — в нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей).

В свою очередь коллективное бессознательное состоит из архетипов — врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом.
Известна также структура личности по Г. Айзенку:
— интроверсия-экстраверсия (обращенность личности на внутренний или внешний мир),
— нейротизм-стабильность.
Сочетание этих двух измерений порождает четыре разных психологических типа.
Известный исследователь акцентуаций личности К. Леонгард в своих работах выделял акцентуации характера (демонстративный тип, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный). Таким образом, в его структуру личности входит два явления:
— темперамент,
— характер.

Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 3147 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Проанализируйте структуру личности. Дайте оценку ее компонентов по С.Л.Рубинштейну, К.К. Платонову, Б.Г.Ананьеву, О.Г.Ковалеву, З.Фрейду, К.Юнгом

Личности структура по Платонову Основана на концепции динамической функциональной структуры личности. Различают четыре подструктуры: I — исключительно социально обусловленная (направленность, отношения, моральные качества);

II — опыт (знания, навыки, умение, привычки);

III — особенности протекания психических познавательных процессов; индивидуальные особенности психических процессов или психических функций, понимаемых как формы отражения (эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля, память);

IV — биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические патологические особенности). В указанные подструктуры или на их взаимопроникающих стыках включаются все известные черты личности, которые и являются основными элементами ее структуры.

Структура личности по Рубинштейну: 1. Направленность (установка, интересы, потребности); 2. ЗУНы; 3.индивидуально-типологические особенности личности (темперамент, характер, способности).

Б. Г Ана нь ев считал, что личность — это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. К трем уровням организации человека добавил четвертый:

1.Индивид, как биологическая единица

Субъект деятельности — реализация памяти, мышления и других психических процессов. Занимает промежуточное положение между личностью и индивидом

3. личность- это Ч как источник социального поведения

4. индивидуальность-совокупность индивидуальных особенностей, уникальность, образованная в жизненном пути.

Ковалев

1.система управления („Я” осуществляет самоконтроль и коррекцию действий, таким образом самореализуясь)

2.направленность – система потребностей, интересов, идеалов. Доминирование и определяет всю психическую деятельность человека.

3.Характер – определяет стиль поведения в окружающей среде, в нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека

4.Возможности – включает систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности.

Личности структура по Фрейду. Основополагающая концепция классического психоанализа, базируется на признании двух основных управляющих человеком влечений — к жизни (половое) и к смерти, разрушению. Личность представлена тремя системами: «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «сверх-Я» (Super-Ego). «Оно» представляет сферу врожденного, инстинктивного, бессознательного, источник психической энергии. «Я» представляет инстанцию, промежуточную между «Оно» и «Сверх-Я», осуществляющую контроль над идущими в «Сверх-я» из «Оно» импульсов, влечений. «Сверх-Я» представляет усвоенные с детства традиционные ценности и общественные идеалы («Идеал-Я»), Концепция подверглась ревизии его последователями и была ими, особенно неофрейдистами, признана неприемлемой, так как она недооценивала социально-культурные факторы и придавала слишком большое значение моментам биологическим, фатально-инстинктивной обусловленности развития человека.

Личности типология по Юнгу. Основывалась на выделении типов интро- и экстраверсии как основных типов личности, психологических индивидов. Судьба интроверта, по Юнгу, определяется его собственной внутренней жизнью, экстраверта — объектами его интересов. Внутри каждого из этих типов различались мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный варианты. В более общем виде различались экстра- и интровертированные рациональный (мыслительный и эмоциональный) и иррациональный (сенсорный и интуитивный) психологические типы. Критерии различения экстра- и интроверсии в основном сводились к субъективности и объективности мышления. Юнг утверждал, что душа состоит из 3отдельных, но взаимодействующих структур:

Эго является центром сферы сознания. Компонент души, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство. Эго основа нашего самосознания

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты.Личное бессознательное содержит в себе комплексы, и скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта.

Коллективное бессознательное. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из архетипов. Полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации.

lektsia.com

Структура личности

Структура личности — основные части и элементы личности, из которых она построена, входящие в неё индивидуальные особенности и способы взаимодействия между этими элементами.

В психологии существуют два подхода структурирования личности:

1. Выделение черт личностей для последующей группировки в подструктуры на основе внутренней связи и деление подструктур на уровни.

2. Выделение типов личности, которые раскрывают некоторые особенности личности и способов её взаимодействия с окружающим миром.

Структура личности по Фрейду (изучается в рамках глубинной психологии личности)

З. Фрейд впервые в структуре личности выделяет сознательное (Эго) и бессознательное («ОНО», Ид), которые постоянно находятся в состоянии конфликта. Бессознательное включает в себя наиважнейшие человеческие инстинкты — либидо (жизнь, сексуальная энергия) и танатос (смерть). Эти инстинкты многие психоаналитики называют двигателями жизни, ведь либидо подталкивает человека к творчеству, как это и было с Сальвадором Дали (будучи сексуально активным человеком, он жутко страдал во время долгих отъездов возлюбленной и чтобы часто не прибегать к мастурбации, при которых он испытывал чувство стыда за зря потраченные ресурсы организма, он стал всю свою сексуальную энергию направлять в создание полотен. Конечно вследствие этого в его работах кричит тема сексуальной неудовлетворённости, но зато неопровержим тот факт, что его творчеству способствовало либидо).

К бессознательному также относится Сверх-Я или Супер-Эго. Оно выполняет роль цензора, содержит в себе моральные нормы и нравственные предписания.

В свою очередь сознательное «Я» или Эго поддерживает гармонию между сверхсознанием и подсознанием. Оно контролирует стремление человека к удовольствиям и подчинение определённым моральным и нравственным принципам.

Структура личности по С.Л. Рубинштейну

Личность — целостная структура, включающая различные группы черт, которые характеризуют разные стороны личности. Эти черты создают целостность личности, когда взаимодействуют друг с другом.

Компоненты структуры личности:

1. Направленность личности (установки, интересы и потребности, движущие человеком);

Структура личности по Платонову

К. Платонов в основе структуры личности лежат сгруппированные в логически целостные подструктуры психологические черты:

1. Биологически обусловленные

2. Социально обусловленные.

Подструктуры также делятся на уровни:

1. Самый нижний уровень — черты человека, обусловленные биологическими факторами: возраст, пол, темперамент и особенности нервной системы.

2. Следующий уровень — подструктура, включающая особенности протекания различных психических процессов, например памяти, мышления, восприятия, некоторых врожденных способностей.

3. Опыт человека — знания и умения, усвоенные в результате жизни в социуме.

4. Самый высокий уровень — направленность личности (мировоззрение, характер, самооценка, интересы и увлечения).

Структура личности по Фрейду, Юнгу, Платонову, Рубинштейну
studbooks.net

Структура личности в психологии и ее типы

  • Переезды (квартирные, дачные, офисные, магазинные. )
  • Вывоз мусора и отходов
  • Доставка покупок из магазина, клиенту, снабжение магазина / производства
  • Работа грузчиков: подъём / спуск по этажам, длинные проносы, сборка / разборка мебели, подключение / отключение бытовой техники, упаковка / распаковка

Понимание, что такое личность, позволяет лучше разобраться в себе, изучить свои способности, темперамент, мотивацию и позволяет применять полученные знания на практике. Личность человека достаточно сложное и многогранное понятие, каждый человек дополнительно вкладывает в это понятие свой смысл.

Личность – это совокупность индивидуальных, психологических, социальных свойств поведения и характера.

Все психические процессы личности такие как память, мышление, внимание носят активный избирательный характер и зависят от особенностей личности, ее мотивации, целей, интересов, характера.

Ребенок становится личностью в момент начала общественных отношений. Человек вначале формируется как индивид – это представитель человеческого рода. Человек является индивидом по праву рождения.

Далее у него формируется индивидуальность – это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от другого.

После формирования индивидуальности, в момент соприкосновения человека с обществом, формируется личность.

Личность – это человек, который обладает определенным набором психологических свойств, на которых основываются его действия, его поступки, имеющие значение для общества.

Под личностью также понимается совокупность личностных и социальных ролей человека, опыта, привычек, знаний, которые он применяет при взаимодействии с другими людьми. Личность самостоятельно контролирует свою жизнь, и несет за нее полную ответственность.

Человек существо многогранное, поэтому понятие личности рассматривается с разных сторон.

Характеристиками личности являются активность, устойчивость, целостность.

Структура личности – это взаимодействие и связь различных компонентов, способностей, качеств, характера, эмоций, опыта и прочее.

На развитие структуры личности влияет генетика, это родственные связи до 7 колена.

Пример структуры личности по влиянию разных областей: 40% влияние генетики, 25% влияние социума, 25% личность (травмы, опыт, иллюзии, развитие), 10% случай. У каждого человека эти показатели индивидуальны, их можно корректировать.

Самый первый уровень личности – это половые свойства психики, врожденные, возрастные.

Второй уровень – это развитие, память, способности, мышление, ощущения, восприятие они зависят от врожденных факторов и их развития.

Третий уровень – это индивидуальный опыт человека, приобретенные знания, навыки, умения, привычки, убеждения. Они формируются и корректируются в течение всей жизни.

Четвертый уровень – это область, в которую включены желания, интересы, взгляды, ценности, идеалы. Этот уровень хорошо отражает то общество, в котором растет и развивается человек.

Структура личности по Фрейду

Фрейд выделял три компонента: Оно, Эго, Супер Эго.

Оно – это энергия человека, отвечающая за либидо, желания, инстинкты.

Эго – это сознание, которое контролирует Оно. Эго анализирует обстоятельства, условия, чтобы желания не противоречили правилам общественности и удовлетворяет или не удовлетворяет эти желания.

Супер Эго – это место морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководствуется в поведении. Они формируются в детском возрасте с помощью внушений родителей.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три составляющих: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное.

Сознание – это поверхностный уровень. Он включает в себя социальные роли, статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми.

Индивидуальное бессознательное – это мысли, переживания, убеждения, желания. Бессознательное является хранилищем для всех переживаний, мыслей, ненужных знаний, оно трансформирует все это в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу.

Коллективное бессознательное включает в себя воспоминания, образы, унаследованные от предыдущих поколений, и является общим для всех людей, это наследие предков, сформировавшееся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. В подтверждение этому Юнг приводил повторяющиеся у разных народов культуры, обычаи, ритуалы, символы, образы.

Свойства личности – это то, как проявляется человек в своей деятельности во взаимоотношениях с окружающими. В ее структуру входят способности, характер, темперамент, воля, эмоции, мотивация.

Типы личности: экстраверты и интроверты

Эти два типа одновременно присутствуют в каждом человеке, и проявляются в большей степени, в зависимости от ситуации.

Экстраверт – это человек, который проявляет активный интерес к внешнему миру, эти люди активные и энергичные.

Интроверт – это человек замкнутый, немногословный, склонный к одиночеству.

Основным критерием для определения типа личности служит его отношение к окружающему миру. Важно понимать на что именно человек направляет свою энергию.

Особенности интроверта – это самодостаточность, человек не зависит от окружения, не нуждается в постоянной компании и отлично переживает одиночество. Интроверты не избегают общения, для них важно чувствовать себя комфортно, чтобы люди ему были хорошо знакомы. Это естественная потребность человека в безопасности, которая ярко выражена. Интроверты не стремятся первыми без надобности вступать в диалог, он может находиться рядом с толпой и чувствовать себя ее частью.

Интроверты в большем своем проявлении всегда действуют обдуманно, у него хорошая фантазия и воображение, он очень внимателен и ответственный, легко справляется с монотонными задачами, усидчив, контролирует эмоции и умеет избегать конфликтов.

Интроверты очень ранимы, не выставляют свои эмоции напоказ, хотят чувствовать себя нужными и ценными.

Экстраверты не переносят одиночества, в такие моменты они теряют смысл жизни. Им важно движение, путешествия, сторонний шум (например, постоянно включенный телевизор). Экстраверты много говорят и мало слушают, очень зависимы от мнения окружающих. Всегда заботятся о своей репутации и статусе в обществе.

Экстраверты легко приспосабливаются к новым ситуациям, легко идут на контакт с незнакомыми людьми, общительны, прямолинейны, не боятся публичных выступлений, весьма импульсивны, что порой мешает им достичь своей цели.

В работе им важно получить признание публики и реализовать свои умения.

Возможно ли интроверту стать экстравертом? Конечно, возможно тренировать преобладание одного типа личности над другим.

Для тренировки необходимо вносить корректировки в свой привычный ритм жизни.

Для начала выйти из зоны комфорта. Например, на мероприятиях самому первому начинать знакомства. Если вы предпочитаете обедать в одиночестве, пообедайте с коллегами.

Сделайте что-то спонтанное, не обдуманное. Выйдя на прогулку, загляните на выставку, без сбора информации о ней.

Посещайте семинары, тренинги, мастер классы, заводите больше новых знакомств. Больше общайтесь в реальной жизни, чем в интернете.

С непривычки, такие на первый взгляд легкие действия могут вызвать массу дискомфорта. Это нормально, ваша задача в этот момент прочувствовать для себя, что есть другая линия поведения, и что она абсолютно безопасна для вас.

В обществе принято делить людей на категории, для упрощения при взаимодействии. Но все деления, как например, экстраверт и интроверт они очень поверхностны, на самом деле, каждый психотип намного глубже и интереснее, чем мы привыкли считать. И это не врожденное свойство, которое нельзя изменить. Человек существо очень гибкое и адаптивное, ему свойственны изменения, в том числе и психологические.

Структура личности по Фрейду, Юнгу, Платонову, Рубинштейну
journal.psiteh.com

Структура личности по Фрейду (изучается в рамках глубинной психологии личности)

З. Фрейд впервые в структуре личности выделяет сознательное (Эго) и бессознательное («ОНО», Ид), которые постоянно находятся в состоянии конфликта. Бессознательное включает в себя наиважнейшие человеческие инстинкты — либидо (жизнь, сексуальная энергия) и танатос (смерть). Эти инстинкты многие психоаналитики называют двигателями жизни, ведь либидо подталкивает человека к творчеству, как это и было с Сальвадором Дали (будучи сексуально активным человеком, он жутко страдал во время долгих отъездов возлюбленной и чтобы часто не прибегать к мастурбации, при которых он испытывал чувство стыда за зря потраченные ресурсы организма, он стал всю свою сексуальную энергию направлять в создание полотен. Конечно вследствие этого в его работах кричит тема сексуальной неудовлетворённости, но зато неопровержим тот факт, что его творчеству способствовало либидо).

К бессознательному также относится Сверх-Я или Супер-Эго. Оно выполняет роль цензора, содержит в себе моральные нормы и нравственные предписания.

В свою очередь сознательное «Я» или Эго поддерживает гармонию между сверхсознанием и подсознанием. Оно контролирует стремление человека к удовольствиям и подчинение определённым моральным и нравственным принципам.

Структура личности по С.Л. Рубинштейну

Личность — целостная структура, включающая различные группы черт, которые характеризуют разные стороны личности. Эти черты создают целостность личности, когда взаимодействуют друг с другом.

Компоненты структуры личности:

1. Направленность личности (установки, интересы и потребности, движущие человеком);

Структура личности по Платонову

К. Платонов в основе структуры личности лежат сгруппированные в логически целостные подструктуры психологические черты:

1. Биологически обусловленные

2. Социально обусловленные.

Подструктуры также делятся на уровни:

1. Самый нижний уровень — черты человека, обусловленные биологическими факторами: возраст, пол, темперамент и особенности нервной системы.

2. Следующий уровень — подструктура, включающая особенности протекания различных психических процессов, например памяти, мышления, восприятия, некоторых врожденных способностей.

3. Опыт человека — знания и умения, усвоенные в результате жизни в социуме.

4. Самый высокий уровень — направленность личности (мировоззрение, характер, самооценка, интересы и увлечения).

Все эти составляющие и формируют целостную психологическую структуру личности.

Проблема личности в психологии

личность психология темперамент характер

Существуют три понятийные категории, которые отражают аспекты существования человека (эта тема раскрыта в работах А.Н. Леонтьева):

Индивид — существо биологическое, природное, обладающее основными потребностями (еда, пища, сон). Его можно назвать неделимым и целостным только в рамках телесной оболочки. Индивид является лишь продолжением эволюции, сходен по строению с радом приматов, но в тоже время уникален. «Человек — есть принципиальная новизна в природе. Тело человека — культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека». Н.А. Бердяев.

Яркое различие между индивидом и животным является воля, с помощью которой индивид может контролировать естественные потребности, если это принесёт ему какую — то выгоду, благо.

Индивид появляется на ранних ступенях жизни и человек уже появляется на свет, следовательно, можно сказать, что «индивидом рождаются».

Личность — понятие, характеризующее наиболее высшую ступень развития субъективности человека. Личность приобретается только в обществе и изменяется в процессии развития человека или его деградации. Если индивидом рождаются, то личностью становятся.

Личность — особый способ существования человека, как члена общества, представителя определённой социальной группы.

Индивидуальность — высший уровень развития человека, интегрирующий качества и свойства личности и индивида, фиксирует своеобразие и уникальность человека.

Развитие индивидуальности — жизненный путь любого человека.

Необходимые атрибуты личности

allrefrs.ru

Что такое личность в психологии, ее структура и типы?

Феномен личности слишком сложен, чтобы дать ему однозначное определение. Можно рассматривать ее, как социальный субъект или цепочку психологических связей. Ценность понимания, что такое личность, состоит в том, оно помогает лучше разобраться в себе, изучить свои способности, мотивацию, темперамент. Позволяет научиться применять полученные знания на практике, выстраивая взаимоотношения с другими людьми.

Что такое личность?

Личность — это совокупность индивидуальных социальных и психологических свойств характера и поведения. Существуют определенные свойства, структура и типы личности. Они отличаются, так как в основу каждого метода классификации положены исследования и точки зрения разных ученых в области психологии и социологии. Объединяют их разве что некоторые свойства, помогающие «нарисовать» социальный и психологический портрет личности.

  • Характер. Важный компонент, демонстрирующий отношение к миру, окружающим, жизни, определяющий поведение и формирующий взгляды.
  • Темперамент. В соответствии с этой характеристикой существует деление на типы личностей: меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник. Каждому из них присущи свои реакции на жизненные обстоятельства, их восприятие.
  • Мотивация. У человека может быть несколько мотивов, определяющих его поступки и исходящих от его потребностей. Они являются движущей силой, чем сильнее мотивация, тем целеустремленней человек.
  • Способности. Бывают волевые, умственные, физические, душевные, пр. Они являются основой для свершений и достижения целей. Но не всегда человек умело ими распоряжается.
  • Эмоциональность. Показывает, как человек выражает свое отношение к ситуации, людям, событиям.
  • Направленность. Способность определять ценности и цели, двигаться к их достижению. Это совокупность вещей, осязаемых и неосязаемых, которые действительно дороги человеку.
  • Мировосприятие. Взгляд на жизнь, виденье мира, отношение к ним. Бывает реалистичным, мистическим, женским, мужским, положительным, отрицательным.
  • Опыт. Знания и навыки, постигнутые на протяжении жизни, сформировавшие мировоззрение, привычки.
  • Рисунок тела. Внешнее выражение характеристик личности: походка, мимика, жесты, сутулость или попытка держать спину ровно, пр.

Социальная структура личности.

Структуру личности социология определяет, как совокупность объективных и субъективных свойств, формирующих ее детальность, зависящих от общества.

Существует 2 подхода, в каждом из которых выделяются свои важные компоненты:

  • Деятельность, культура, память. Деятельность предполагает осознанные поступки по отношению к объекту или субъекту. Культура затрагивает социальные нормы, тяготеющие над поступками индивидуума. Память является кладезем знаний, сформированных в опыт.
  • Ценностные ориентации, социальные роли, культура. Это трио отражает свойства характера, приобретенные при взаимодействии с субъектами социума, привитые родителями, доставшиеся «по наследству», сформированные жизненным опытом.

Структура личности.

Психологическая структура личности в основном состоит из следующих компонентов:

  • Направленность. Потребности, установки, интересы. Бывает, что у человека ведущим является только один из компонентов, а остальные менее развиты. Например, у человека, есть потребность в работе, но это не значит, что он будет испытывать к ней интерес. Чтобы сработала направленность, в данном случае может быть достаточно и финансового мотива.
  • Способности. Эта составляющая влияет на предыдущую. Например, у индивидуума есть способности к рисованию, это порождает интерес, который является ведущим компонентом направленности и побуждения к развитию именно в этой сфере.
  • Характер. Самая важная компонента, порой человека судят именно по ней, а не по направленности или способностям. Например, человеку со скверным и сложным характером будет сложно влиться в общество, даже если он будет обладать феноменальными способностями в какой-либо сфере.
  • Самоконтроль. Определяет способность планировать поведение, трансформироваться, корректировать поступки.

Структура личности по Фрейду.

В структуре личности, предложенной Фрейдом, следующие компоненты:

  • Оно. Неосознанная часть, порождающая желания, внутренние инстинкты, либидо. Составляющая, основывающаяся на биологическом влечении, движимая стремлением к удовольствию. Если есть напряжение, разрядить его можно за счет фантазий, рефлекторных действий. Нереализованные желания часто выливаются в проблему в социальной жизни.
  • Эго. Сознание, которое контролирует Оно. Эго отвечает за удовлетворение желаний Оно. Но это происходит после того, как будут проанализированы обстоятельства, реализация желаемого не должна противоречить общественным нормам.
  • Суперэго. Совокупность морально-этических принципов и табу, влияющих на поведение человека. Они зарождаются в детстве (3 – 5 лет), в период, когда родители уделяют наибольшее внимание воспитанию детей. Эти правила закрепляются в детской направленности, позже дополняются собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Три компонента должны развиваться одинаково, если один из них будет более активным, баланс нарушается. Сбалансированная работа трех составляющих позволяет выработать защитный механизм:

  • Отрицание. Вызывает подавление импульсов, исходящих изнутри.
  • Проекция. Когда человек приписывает свои негативные черты другим людям.
  • Замещение. Когда недостижимый объект заменяется тем, который доступен.
  • Рационализация. Человек способен логически объяснить свои действия.
  • Формирование реакции. Совершение поступков, противоположных внутренним импульсам, которые человек считает запретными.

Фрейд также выделил комплексы Электры и Эдипа. Дети неосознанно рассматривают одного из родителей, как полового партнера, чувствуя ревность ко второму. Девочки видят угрозу в матери, мальчики в отце.

Структура личности по Рубинштейну.

Рубинштейн называл 3 компонента структуры:

  • Направленность. Она включает убеждения, мотивированность, потребности, мировоззрение, поведенческие факторы. Выражает социальную сущность, определяет вид деятельности.
  • Навыки, знания. Средства, полученные через познания и предметную деятельность. Знания помогают ориентироваться в мире, умения позволяют заниматься конкретной деятельностью, навыки способствуют достижению результатов.
  • Типологические свойства. Сюда относится темперамент, характер, способности, делающие человека уникальным.

Кроме того, Рубинштейн выделял уровни организации:

  • Жизненный. Включает опыт, нравственность, мировоззрение.
  • Личностный. Индивидуальные особенности характера.
  • Психический. Психологические процессы, специфичность, активность.

Рубинштейн считал, что формирование личности происходит благодаря взаимодействию с социумом и миром в целом. Структура направленности личности складывается из осознанных действий и подсознания.

Структура личности по Юнгу.

Юнг выделил такие компоненты:

  • сознание;
  • коллективное бессознательное;
  • индивидуальное бессознательное.

Сознание делится на человеческое Я (персону), показываемое другим и Эго, реальную сущность человека. Персона помогает социализироваться. Это маска, которую человек носит, чтобы войти в контакт с другими индивидуумами. Это позволяет производить впечатление, привлекать внимание. Заставляет покупать модные вещи, дорогие автомобили, большие дома, чтобы соответствовать и вписаться в определенный слой общества.

Эго – ядро, сформированное из переживаний, мыслей, осознания своих действий, решений. Это опыт, знания, навыки. Благодаря Эго человек является целостной личностью.

Индивидуальное бессознательное сформировано из мыслей, убеждений, переживаний, желаний. Ранее они были для человека актуальны, но после того как он их пережил, превратились в воспоминания. Они хранятся в бессознательном, иногда выходят наружу. Делятся на архетипы:

  • Тень. Своеобразный темный двойник. Это порочные желания, негативные чувства, аморальные мысли, которые личность подавляет, так как боится столкнуться с ними в открытую. Юнг считал, что вытеснять темную сторону вредно, ее нужно принять и на ее фоне рассматривать свои хорошие черты.
  • Анима и анимус. Мужское и женское начало. Анимус придает женщинам мужские черты – твердость воли; анима дает возможность мужчинам иногда побыть слабыми – показать мягкость. Юнг объяснял это присутствием мужских и женских гормонов у противоположных полов. Присутствие понятий анима и анимус дает возможность женщинам и мужчинам лучше понимать друг друга.
  • Самость. Юнг называл его стержнем, формирующим целостность. Самость развивается только при сбалансированном развитии всех компонентов структуры.

Структура личности по Леонтьеву.

А. Н. Леонтьев определяет личность как опыт, совокупность поступков, решений. Он делил структуру личности на уровни:

  • Психофизические предпосылки. Сюда относятся темперамент, задатки, которые могут перерасти в способности.
  • Экспрессивно-инструментальный. Роли, характер, способности. Это внешняя оболочка человека, через которую он взаимодействует с миром.
  • Внутренний мир. Ценности, смысл, отношения. Это взгляд человека на мир сквозь призму собственного мнения о нем.
  • Экзистенциальный уровень. Включает свободу, духовность, ответственность.

Леонтьев выделил в своей теории понятие «второе рождение личности». Оно происходит, когда человек корректирует свое поведение, находя новые методы решения конфликтных и сложных ситуаций.

Структура личности по Платонову.

К. К. Платонов выстроил пирамидальную структуру личности, имеющую четыре подструктуры (от фундамента к вершине):

  • Биологическая обусловленность. Генетика и физиология. Сюда относятся возраст, пол.
  • Формы отображения. Мышление, внимание, память, восприятие, ощущения. Чем более они развиты, тем шире у человека возможности.
  • Социальный опыт. Навыки, умения, знания, приобретенные через опыт.
  • Направленность. Мировоззрение, стремления, убеждения, идеалы.

Соционические типы личности в психологии.

Соционика – концепция, разработанная Аушрой Аугустинавичюте, на основе типов личности, предложенных Юнгом. В разных источниках присутствуют различные обозначения, условно их можно разделить на такие группы.

Аналитики:

  • INTJ – стратег. Обладает богатым воображением, у него всегда есть план и на ближайшую субботу, и на 20 лет вперед.
  • INTP – ученый. Творчество и изобретательность – их конек. Верят в науку, считают, что она способна все объяснить.
  • ENTJ – командир. Находчивость, храбрость, сила духа – сильные черты таких людей. Они всегда находят решение проблемы.
  • ENTP – полемист. Мыслители, обладающие любопытством, острым умом. С радостью вступают в споры.

Дипломаты:

  • INFJ – активист. Идеалистичные, порой мстительные, обычно малоразговорчивые, но воодушевляющие.
  • INFP – посредник. Альтруисты, способные прийти на помощь в любую минуту.
  • ENFJ – тренер. Обладают необычной харизмой, прирожденными лидерскими качествами, могут воодушевить, очаровать.
  • ENFP – борец. Общительнее, креативные, творческие, оптимисты, полные энтузиазма.

Хранители:

  • ISTJ – администратор. Воспринимают только факты, надежны.
  • ISFJ – защитник. Обладают высокой ответственностью, окажут помощь близким.
  • ESTJ – менеджер. У таких людей легко получается управлять массами, они умелые администраторы.
  • ENFJ – консул. Общительные, популярные, любят заботиться о других.

Искатели:

  • ISTP – виртуоз. Им присущи храбрость, тяга к экспериментам, мастера на все руки.
  • ISFP – артист. Обладают тонким очарованием, готовы броситься на поиски и изучение неизведанного.
  • ESTP – делец. Восприимчивые, энергия в них бьет ключом, любят рисковать, умны.
  • ESFP – развлекатель. С таким человеком не соскучишься, они всегда веселы, обожают спонтанные поступки и сюрпризы.

Структура личности по Фрейду, Юнгу, Платонову, Рубинштейну
wikigrowth.ru

COMMENTS