Субъекты семейного конфликта

Семейные конфликты, их причины и способы разрешения

И это не удивительно, ведь именно в семье происходят наиболее тесные контакты между людьми. И при этом каждый из членов семьи хочет жить, сообразуясь со своими идеями и взглядами, и не всегда получается соотнести их с привычками и убеждениями других членов семьи. На этой почве и происходят семейные конфликты. Время от времени по разные стороны от «баррикады» оказываются супруги, родители и дети или люди среднего и старшего поколения.

Конфликт может произойти не только тогда, когда члены семьи обладают разными взглядами и убеждениями. Иногда конфронтация возникает, когда люди не могут понять друг друга и из-за этого приходят к неправильному выводу. Это порождает претензии и обиды, и не всегда проблему получается урегулировать мирным путем. А что еще может вызвать напряженную ситуацию, приводящую к ссоре?

Общие причины семейных конфликтов

Лев Толстой мудро заметил, что «… каждая несчастная семья несчастна по-своему». Примеры этому могла бы привести каждая из нас. Это что касается несчастья. С конфликтами то же самое – причины их в разных семьях могут быть совершенно разными. Даже само прохождение брака через разные этапы своего существования может создавать конфликтные ситуации. Какие типы этапов развития семьи можно назвать кризисными?

  • Период «притирки», когда молодожены учатся жить, как супружеская пара;
  • Рождение первого ребенка и освоение роли мамы и папы;
  • Рождение последующих детей;
  • Когда ребенок идет в школу;
  • Дети вступают в подростковый возраст;
  • Взросление детей и уход из родительского дома;
  • Кризис среднего возраста супругов;
  • Выход супругов на пенсию

Каждый из этих этапов может создавать различные стрессовые ситуации, которые, в свою очередь, способны послужить потенциальной причиной, вызывающей семейный конфликт.

Изменения в семейном положении и в делах семьи тоже могут способствовать возникновению напряжения. Это может быть:

  • Развод или разъезд супругов;
  • Переезд на новое место жительства;
  • Командировки на дальние расстояния и на долгое время;
  • Необходимость работать в другом государстве;
  • Изменение в финансовом положении семьи

Так и получается, что семейные конфликты и их причины могут быть совершенно разными. Отношение друг к другу, ценности и потребности каждого из члена семьи со временем могут измениться, и они могут почувствовать свою несовместимость с остальными.

Типы конфронтаций внутри семьи

Психологи выделяют различные виды семейных конфликтов:

  • Собственно конфликты. Даже в счастливой и здоровой, нормально функционирующей семье время от времени случаются ссоры. Противостояния могут быть вызваны несоответствием взглядов и целей у разных членов семьи. Конфликты могут быть решены, и тогда они не угрожает стабильности семейных уз. Противоречия в семье могут возникать на всех уровнях, то есть ссориться между собой могут братья и сестры, супруги, а также родители и дети.
  • Напряженность. Психологи напряженностью называют давние, неурегулированные конфликты. Они могут быть очевидными и открытыми, но могут быть и просто временно подавленными. В любом случае они накапливаются и вызывают негативные эмоции, приводя к постоянной раздражительности, агрессивности и неприязни, что в итоге вызывает потерю контакта между членами семьи.
  • Кризис. О нем можно говорить тогда, когда конфликт и напряженность дошли до такой стадии, в которой все действовавшие до сих пор модели переговоров начинают терпеть фиаско, и, следовательно, реальные потребности отдельных лиц или целой группы домочадцев хронически остаются неудовлетворенными. Кризисы часто приводят к дезорганизации семьи, то есть определенные обязательства супругов друг перед другом или же обязанности родителей по отношению к детям перестают выполняться должным образом. А дезорганизация семьи, в свою очередь, часто заканчивается ее распадом.

Это основные типы конфликтов. А что же может их вызвать? Какие шероховатости в отношениях между близкими людьми могут привести к катастрофе?

Поиск «неисправностей» в отношениях внутри семьи

Семейные конфликты и их причины всегда тесно связаны между собой. Мы готовы привести хоть и не полный, но подробный перечень тех недостатков во внутрисемейных связях, которые могут существенно повлиять как на качество взаимоотношений, так и на дальнейшее психологическое благополучие семьи. Вот некоторые примеры:

  • Невозможность выразить свои чувства. В семьях с нездоровым психологическим климатом ее члены, как правило, скрывают свои чувства и отвергают их проявления другими людьми. Делают они это главным образом для того, чтобы избежать душевной боли и психологических травм.
  • Отсутствие связи. В неблагополучных семьях очень редко происходит открытое общение между родственниками. Если возникают семейные конфликты, члены семьи начинают избегать друг друга, эмоционально отдаляясь и замыкаясь в себе.
  • Проявления гнева. Если возникают какие-то проблемы, нездоровая семья пытается скрыть их, вместо того чтобы встретить лицом к лицу и постараться их решить. В такой семье часто ведутся споры о том, кто несет ответственность за возникновение той или иной проблемы, и такие споры чаще всего приводят к вспышкам гнева и даже к применению силы. Такие отношения вызывают полный хаос и заставляет участников конфликта становиться глухими к чужим чувствам. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов на такой стадии отношений становятся весьма затруднительными.
  • Нечеткие границы «личной территории». В неблагополучных семьях отношения носят нестабильный, хаотический характер. Некоторые члены семьи подавляют остальных, не уважая их индивидуальность. Такое нарушение личностных границ может привести не только к конфликту, но и к действиям, которые можно подвести под определение «семейное насилие».
  • Манипулирование. Манипуляторы выражают свой гнев и разочарование единственно доступным им методом: они пытаются давить на других, чтобы вызвать у них чувство вины и стыда. Таким образом они пытаются добиться, чтобы другие делали то, чего хотят сами манипуляторы.
  • Негативное отношение к жизни и друг к другу. В некоторых семьях каждый относится к остальным с некоторым подозрением и недоверием. Они не знают, что такое оптимизм, и у них, как правило, совершенно отсутствует чувство юмора. Родственники имеют очень мало общих интересов и редко находят общую тему для разговора.
  • Закоснелые отношения. Бывает и так, что члены семьи понимают, что что-то идет не так, но у них не хватает мужества, чтобы попробовать что-то изменить и начать действовать как-то по-новому. Это создает большие трудности в отношениях, домочадцы не могут почувствовать себя свободно, чтобы развиваться, как личности. Они предпочитают жить прошлым, потому что в настоящем не могут справиться с негативными изменениями.
  • Социальная изоляция. В большинстве своем члены психологически нездоровой семьи одиноки. Они изолированы друг от друга, и все их отношения развиваются (если они еще не потеряли способность развивать межличностные отношения) вне семьи. Чаще всего от такой изоляции страдают дети, растущие в условиях семьи с нездоровыми отношениями. Иногда для них становится характерным антисоциальное поведение, что в итоге приводит к еще большей личностной изоляции – в такой ситуации не остается даже друзей.
  • Стресс и психосоматические заболевания. Невысказанные эмоции могут отрицательно сказаться на здоровье и стать причиной психосоматических заболеваний. Такой человек постепенно теряет энергию и уже больше не может заботиться о семье, как раньше. Как правило, он даже сам не осознает, что нездоров; не удивительно, что этого не понимают и его близкие. Они воспринимают его апатию как безразличие к проблемам семьи, и это служит толчком к возникновению конфликтов. А ведь настоящее определение этим конфликтам – простое недоразумение!

Если вы найдете в своих отношениях хотя бы один из названных признаков назревающего неблагополучия, то в панику бросаться не надо; но сделать серьезные выводы и постараться исправить отношения очень даже стоит! Предупреждение и разрешение семейных конфликтов во многом зависят от вашего желания найти общий язык с близкими.

Хотя, справедливости ради надо сказать, что одного желания все же недостаточно. Надо еще знать, как именно можно уладить конфликт и наладить здоровые отношения. Вот об этом мы сейчас и поговорим, учитывая разные типы конфликтов.

Как могут складываться отношения

Как мы уже говорили, семейные конфликты между поколениями возможны тогда, когда существует непонимание между разными возрастными группами и/или отсутствие уважения, как правило, у младших по отношению к старшим. Молодому поколению бывает трудно понять, что старшие тоже были такими молодыми, что они внесли свой вклад в общество и что, хоть они и стали менее активны в силу своего возраста, они по-прежнему умны и обладают богатым опытом, который может быть полезен другим.

Старшему поколению, возможно, трудно мириться с поведением некоторых молодых людей. Они видят, что молодежь сейчас имеет больше возможностей, чем имели они в свое время, и что у младшего поколения нет тех трудностей, которые когда-то переносили они. Пожилые люди не могут понять, что молодые люди сегодня сталкиваются с различными проблемами, связанными с особенностями современного общества, и не могут признать, что проблемы эти по-своему тоже очень непросты.

Но есть примеры конфликтов поколений, которые происходят на другой почве. Некоторых может раздражать необходимость заботиться о больном престарелом родственнике. Они могут очень сильно любить этого человека, но ведь приходится постоянно идти на какие-то жертвы в своей жизни, чтобы осуществить эту заботу. Кроме того, сам старший родственник может чувствовать себя виноватым и станет считать себя обузой для своей семьи. Это может привести к депрессии и послужить дополнительным источником осложнения в отношениях.

Старение зачастую несет с собой дискриминацию или предубеждение против людей определенного возраста, и это служит основной причиной конфликтов между поколениями.

Молодые бабушки и дедушки

А вот вам еще пример: у молодых еще родителей дети взрослеют, создают свои семьи, рождаются внуки. Рождение первых внуков обычно застает многих людей среднего возраста врасплох. Они еще не готовы к новой роли, потому что живут своей, полноценной и активной жизнью, и еще полны амбиций. А дочки или сыновья, создав семьи и родив ребенка, вдруг понимают, что совсем не вовремя оказались скованы по рукам и ногам. Им еще надо учиться, необходимо работать, да и молодость берет свое – хочется продолжать общаться с друзьями, сходить в кино, сбегать на танцы, съездить на экскурсию…

И начинаются конфликты. Молодые не понимают, что вся ответственность за воспитание ребенка лежит только на них, им тяжело оказаться запертыми в четырех стенах. Не понимают они и того, что дедушки и бабушки тоже полны энергии, у них есть какие-то свои планы, да и работают в этом возрасте еще практически все «предки».

Другой пример – полная противоположность первому. Бабушка тянется к внукам, но невестка не дает ей с ними возиться. Все советы свекрови отвергаются, потому что невестка с ними не согласна. И это касается не только детей. Привычки и правила в разных семьях могут отличаться даже в мелочах, не говоря уже о более важных вопросах. А ведь конфликты часто начинаются с мелочей… Вот еще пример: свекровь всегда к завтраку подавала своему сыну булочку, намазанную маслом. А молодая невестка, скорее всего, ратует за здоровое питание, и поэтому перевела мужа на йогурты. Свекровь будет переживать, что сын остается голодным, а невестка будет нервничать, что свекровь портит ее супругу здоровье. Недовольство будет накапливаться, и однажды оно перерастет в конфликт.

Как решить эти проблемы?

Сосуществование поколений не имеет какие-то фиксированные правила, но решение проблемы найти все же можно.

Самое главное, на чем основано предупреждение и разрешение семейных конфликтов между людьми разного возраста – это умение и желание выяснять различные точки зрения, переживание ситуации с учетом интересов обеих сторон.

Как мы можем лучше понять друг друга, если мы такие разные? Как мы можем других сделать более чувствительными по отношению к ситуации? И как можно помочь людям расширить свои представления о молодости и о старости?

Все зависит от конкретной ситуации и от конкретной семьи. Вот основные «инструменты», с помощью которых можно исправить сложную ситуацию:

  • Идентификация проблемы;
  • Разъяснение причины занимаемой позиции и проявление эмпатии (сопереживания);
  • Принятие мер к устранению конфликта;
  • Изменение отношения к подобной ситуации: понимание позиции противоборствующей стороны устраняет возможные конфликты в будущем. Понимание – лучшая профилактика конфликтов.

Дети и конфликт

Приведенные примеры, конечно, не исчерпывают все возможные варианты конфликтов между поколениями. Подрастающие дети тоже часто становятся источником конфликтов. Один только переходной возраст – даже во вполне благополучных семьях – сколько проблем с собой несет! Правда, профилактика конфликтов родителей с подростками нами сейчас рассматриваться не будет, это отдельная тема. Но вот не сказать о том, что любая ссора родителей имеет сильное неблагоприятное воздействие на ребенка, мы не можем.

Даже если ребенок совсем маленький и еще ничего не понимает из того, что говорят взрослые, он начинает плакать практически сразу после того, как родители начнут ссориться.

Дети воспринимают повышенные тона родительского разговора, как угрозу своему благополучию.

Те ребятишки, которые постарше, тоже очень болезненно воспринимают конфликты родителей. А если виновниками конфликта становятся сами дети? Если они провинились, и ругать и наказывать приходится уже их самих?

Конечно, жизнь есть жизнь, конфликт может возникнуть в любой момент, и оградить наших детей от негативного влияния стресса не всегда получается. И тут на первое место выходит уже профилактика нервных заболеваний у детей. Каким образом, спросите вы? Надо научиться грамотно ссориться. И детей ругать надо тоже грамотно.

Это означает, что родители не должны прибегать к унижению и насмешкам, ни в коем случае не должны использовать ненормативную лексику или допускать физическое насилие, даже если это только пощечина или подзатыльник. Еще это означает, что во время конфликта следует использовать рациональные аргументы. Родителям никогда нельзя забывать, что дети каждую минуту учатся у них поведению и общению с другими людьми, поэтому даже в минуту самой большой злости не стоит подавать им дурной пример.

Кроме того, после ссоры со своим отпрыском необходимо найти возможность для примирения с ним, и вы обязательно должны выразить свою любовь к ребенку. Ваше чадо должно почувствовать, что уже все хорошо, кризис миновал, и он по-прежнему дорог вам.

Урегулирование семейных конфликтов

Профилактика, предупреждение и разрешение семейных конфликтов зависит от вашего отношения к ним. Прежде всего, научитесь правильно действовать во время ссоры:

  • Определите проблему. Четко и спокойно обсудите ее с домочадцами, обращая внимание на свой тон и слова, которые вы выбираете, чтобы выразить свои чувства;
  • Обсудите выявленную проблему;
  • Если дискуссия накаляется и начинает перерастать в ссору, сделайте перерыв, чтобы все могли остыть и вернуться к спокойному обсуждению;
  • Придумайте решение проблемы и коллективно согласуйте его;
  • Примените ваше решение на практике. Вы должны действовать в соответствии с решением, для того чтобы конфликт был действительно исчерпан.

Сегодня семья почему-то не в приоритете. Бизнес, успех и деньги для многих стали целью номер один. Но мы должны уделять внимание самому главному в нашей жизни – нашим родным и близким. Все остальное может подождать. Только тогда семейный конфликт станет очень редким «гостем» в вашем доме.

rb7.ru

Семейные конфликты, их функции, последствия

Рассмотрение понятия конфликта, его сущности и значения в отношениях. Характеристика классификации и причин семейных конфликтов. Определение основных функций конфликта. Выявление последствий супружеского конфликта и основных способов их сглаживания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МФПУ)

по предмету: Психология семьи

на тему: «Семейные конфликты, их функции, последствия»

студентом группы ЗБХ – 211 НЯ

Галкиной Светланой Николаевной

конфликт супружеский сглаживание семейный

Понятие конфликта, его сущность

Классификации и причины семейных конфликтов

Последствия супружеского конфликта

Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Проблема конфликтов в семье традиционно привлекает пристальное внимание специалистов в области психологии.

В своей работе я хочу рассмотреть семейные конфликты, т.к. семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного, взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

Исследованиями конфликтов занимались такие учёные как Вдовина М. В., Зубок Ю. А., Шупейко В.Г., Егидес А.П. и др.

Понятие конфликта, его сущность

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта.

Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Однако сам по себе “одиночный” конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть “цепочка конфликтогенов” — их, так называемая, эскалация.

Эскалация конфликтогенов – на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Какова же общая схема этого процесса “обмена любезностями”? Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес конфликтоген, “пострадавший” хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив “обидой на обиду”. При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с “запасом”. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше – простить обиду. Однако число желающих “подставить другую щеку” не множится.

Выделяют три основных типа конфликтогенов:

– стремление к превосходству;

Как избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми?

1. Необходимо твердо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту.

2. Необходимо проявлять эмпатию к собеседнику (представьте, как отзовутся в его душе ваши слова, действия).

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не уничтожать условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и последствия.

Конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу.

Классификации и причины семейных конфликтов

Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.[4;43]

Семейные конфликты — это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Эти конфликты имеют свои особенности, учет которых необходим при предупреждении и разрешении таких конфликтов.

1. Семейные конфликты отличаются особым предметом, специфика которого обусловлена уникальностью семейных отношений. Важнейшей особенностью семейных отношений является то, что их основное содержание составляют как межличностные отношения (любовь, кровное родство), так и правовые и нравственные обязательства, связанные с реализацией функций семьи: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативной и регулятивной.

2. Семейные конфликты отличаются и по причинам: ограничение свободы действий, самовыражения членов семьи; отклоняющееся поведение членов семьи (алкоголизм и др.); наличие противоположных интересов, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членов семьи; авторитарный тип взаимоотношений сложившихся в семье в целом; наличие трудноразрешимых материальных проблем; авторитарное вмешательство родственников в семью; сексуальная дисгармония партнеров в браке и др.

3. Особенности семейных конфликтов проявляются в их динамике, а также в формах протекания. В целом динамика семейных конфликтов характеризуется классическими этапами (возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, открытое противоборство, развитие открытого противоборства, разрешение конфликта и эмоциональное переживание конфликта).

4. Существенной особенностью семейных конфликтов является и то, что они могут иметь тяжелые социальные последствия. Нередко они заканчиваются трагически. Часто приводят к различным заболеваниям членов семьи. Тяжелые последствия семейные конфликты имеют для детей.

При анализе семейных конфликтов, особенно супружеских, важно учитывать кризисные периоды в развитии семьи.

Первый кризисный период в развитии семьи наблюдается в первый год супружеской жизни. В этот период происходит адаптация супругов друг к другу. Вероятность разводов в этот период составляет до 30 % от общего числа браков.[3;110]

Второй кризисный период связан с появлением детей. Рождение ребенка для многих семей является серьезным испытанием. У супругов появляются новые нелегкие обязанности по уходу за ребенком, его воспитанию. В связи с этим у них существенно ограничиваются возможности для профессионального роста, для реализации своих интересов. Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по вопросам воспитания ребенка. В этот период усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временной дисгармонии сексуальных отношений.

Третий период кризиса семьи совпадает со средним супружеским возрастом (10-15 лет совместной жизни), который характеризуется насыщенностью друг другом, появлением дефицита чувств.

Четвертый период кризиса семьи наступает после 18-24 лет супружеской жизни. Основная причина семейного кризиса в этот период связана с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможных измен мужа.

Многообразие семейных конфликтов представлено в таблице

Весь спектр причин семейных конфликтов

Конфликт между родителями и детьми

Издержки воспитания детей; ригидность семейных отношений; возрастные кризисы детей; личностный фактор

Авторитарное вмешательство родственников

Наличие противоположных интересов, ценностей

Борьба за лидерство в семье. Неудовлетворенные потребности в признании значимости “Я” одного из членов семьи

Психосексуальная несовместимость супругов.

Неудовлетворение потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны одного из членов семьи)

Противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, а также других членов семьи. Тяжелое материальное положение семьи

Поведение конфликтующих сторон

Открытые конфликты (открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные оскорбления; битье посуды и т. п.)

Индивидуально-психологические особенности членов семьи; уровень воспитания; содержание причины конфликта

Скрытые конфликты (демонстративное молчание; резкие жесты, говорящие о несогласии; и др.)

Причины те же, что и в предыдущем случае

Одной из основных функций семьи является то, что семья служит источником развития личности для всех входящих в нее членов. Семья является источником развития личности лишь в том случае, если она сама развивается. Распад семейных отношений чаще всего означает то, что члены семьи не смогли подняться в своем личностном росте на ступеньку выше и предпочли разрушение отношений преобразованию их. Естественно, что на каждом этапе существования семьи от супругов требуются разные шаги для сохранения отношений, но общей для всех этапов является необходимость осознания того, что в данный момент в семье происходит.

На стартовых этапах существования семьи большую роль в возникновении семейных конфликтов играет степень гетерогенности только что образовавшегося семейного союза, то есть степень разницы между супругами в образовательном уровне, уровне культуры, несовпадении систем ценностей и ценностных ориентаций. Примером таких семей являются интернациональные семьи, столкнувшиеся с трудностями сочетания в семье двух интернациональных традиций, норм поведения, бытовых привычек [5;9].

В процессе взаимодействия супруги влияют друг на друга, вследствие чего их автономные взгляды претерпевают значительные изменения. После заключения брака должно произойти постепенное слияние двух “я” – мужа и жены, произойти отождествление потребностей, интересов, желаний, намерений. Лучшим вариантом является тот, в котором достигается максимально возможное слияние интересов и потребностей [5;19 – 21]. Положительную роль в этом процессе играют готовность супругов открыто обсуждать возникающие разногласия и желание искать компромисс. Отрицательную – установка на манипулирование другим супругом, что предполагает отказ от искренности в отношениях с ним, выработку изощренных методов воздействия на него с целью подчинить себе другого и тем самым одержать победу [1;44 – 45].

Если по каким-либо причинам интересы, желания не становятся общими (почему можно наблюдать частое противопоставление их), сохраняется автономность двух “я”, то брак становится конфликтным и неустойчивым [7; 21 – 22]. Что определяет установки супругов, тормозящие становление единства в молодой семье? В.А. Сысоенко указывает по этому поводу на то, что хотя большинство браков в наше время заключается по любви, любовь эта зачастую эгоистическая, т.е. другого любят за то, что он нужен, без него невозможно удовлетворение каких-то жизненно важных потребностей, т.е. любят скорее всего самого себя, а не объект любви [9;22]. Однако не всегда брак заканчивается разводом. В процессе взаимодействия супругов эгоистические установки могут трансформироваться в альтруистические [9;21].

Таким образом, семейный конфликт на начальных этапах супружества призван выполнять две функции:

1) Быть источником образования новой системы ценностей семьи, общих ценностных ориентаций супругов, на основе чего будет происходить отождествление их потребностей, интересов, желаний, намерений.

2) Быть средством переработки собственных эгоистических установок, что предполагает отказ от поиска и использования манипулятивных техник воздействия на другого и развитие альтруистических черт собственной личности.

На более поздних этапах развития семьи большую роль в возникновении семейных конфликтов начинает играть то, что “семья является непосредственным активным участником множества тесно переплетенных между собой социальных образований, явлений, процессов” [2;41]. В результате своей деятельности за пределами семьи он или она получают представление о возможности существования других – по сравнению с семьей – типов межличностных отношений, иерархических структур этих отношений, других способов поведения. Значимые изменения в представлениях хотя бы одного из супругов о необходимом характере семейных отношений или о себе самом могут привести к тому, что старая структура семейных отношений перестает удовлетворять его, что приводит к конфликтам [6;125 – 129]. И в этом случае смысл конфликта состоит в том, что он является источником развития как семейной группы в целом, так и личности отдельных ее членов. Деструктивные же явления, связанные с этим конфликтом (нарушение ранее установленных отношений, максимальное психологическое напряжение, отрицательное влияние переживаний на деятельность супругов в других социальных группах), нейтрализуются тем быстрее, чем быстрее осуществляется подъем на новый, более высокий уровень в развитии семьи и личности ее членов.

С появлением в семье ребенка, по мере его взросления, он также может быть источником информации для родителей, которая может приводить к внешним и внутренним конфликтам и способствовать как развитию личности членов семьи, так и развитию самой семьи. Так, по мнению А.У. Хараша и О.М. Дерябиной, “ребенок предъявляет взрослому возможность, став на его (ребенка) точку зрения, увидеть мир обновленным, без призмы готовых стереотипических картинок в голове… Неконвенционально воспринимая самого взрослого, ребенок возвращает родителю его точное “зеркальное изображение”, свободное от конвенциональных искажений” [8; 217 – 218]. Регулярно возникают противоречия между лидером (родителем или родителями) и последователями (ребенок или несколько детей в семье). В результате конфликта должно измениться поведение родителя (родителей) или же ожидания ребенка (детей) относительно поведения родителя (родителей), что приведет к наступлению “фазы гармонии”, после чего вновь появляются “возмущения” в системе, связанные с очередными противоречиями между поведением родителей и ожиданиями детей.

Таким образом, родительско-юношеский конфликт тоже призван способствовать развитию семьи и отдельных ее членов в направлении к большей осмысленности своей жизни и к большему опосредованию поведения членов семьи ценностями культуры. Если же родители вместо изменения своего поведения в сторону к большей осмысленности и культурности выбирают ужесточение авторитарного контроля за поведением своего ребенка, то конфликт только усиливается, что еще больше заставляет родителей искать другие пути, проявлением чего является, в частности, их обращение к психологу. Девиантное поведение детей в подростковом и юношеском возрасте, что наиболее часто является причиной родительско-юношеских конфликтов, как зеркало отображает и при этом усиливает изображение тех качеств личности родителей, которые являются язвами их души. Конфликт в данном случае поднимает проблему недостатков семейной жизни и побуждает решать ее.

Итак, проанализировав конфликты, которые возникают на различных этапах существования семейной системы, мы можем легко определить, в каком направлении должен стимулировать психолог-консультант общение в конфликтующей семье на различных этапах ее существования. Отказ же членов семьи от решения тех проблем, которые привели к конфликту, расставание, развод создают в большинстве случаев только иллюзию разрешения личных проблем. Те же самые проблемы могут возникнуть и во втором и в третьем браке и решать их все равно придется. Но если даже супруги и не вступят в брак в следующий раз, они могут столкнуться с подобными проблемами, например, и в своей профессиональной деятельности (с эгоистическими и манипулятивными установками и в профессиональной группе далеко не уедешь). Наконец, они могут столкнуться со своими нерешенными в браке личностными проблемами и в родительско-юношеских конфликтах.

Таким образом, основная функция семейных конфликтов – стимулировать развитие личности членов семьи по пути к совершенствованию.

Последствия супружеского конфликта

Определение характера конфликта зависит от того, способствует он или нет сохранению и развитию супружеских отношений. Все имеющиеся конфликты рассматриваются как конструктивные (они желательны и даже необходимы для развития отношений в семье) и деструктивные (препятствующие адаптационным процессам). Следствием деструктивного конфликта является сохранение на длительное время напряженности между супругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладанием деструктивных конфликтов считают реальной угрозу развода. Конструктивный конфликт предполагает снятие напряженности в отношениях партнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга.

Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских взаимоотношений, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психологические травмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность. Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние.

Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.

Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи.

Нервно-психическое напряжение – одно из основных психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате:

· создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;

· создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;

· создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга.

Проявляется в раздражительности, плохом настроении, на-рушениях сна, приступах ярости.

Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.

Важно, чтобы молодые супруги, как просто ни проходило бы сегодня заключение брака, отнеслись к браку серьезно и, что еще важнее, не романтизировали семейную жизнь.

По данным, полученным американскими врачами, конфликты в семье ослабляют иммунную систему женщины. Женщины, имеющие сложные или натянутые отношения со своими супругами, более подвержены инфекциям, в 6 раз чаще умирают от пневмонии (посещают врачей на 30% чаще, чем женщины, имеющие нормальную семью).

Мужчины с не сложившейся семейной жизнью умирают от болезней сердца в 3.5 раза чаще, чем имеющие благополучную семью, а дорожные катастрофы с ними случаются в 5 раз чаще.[7;12]

Следствием супружеских конфликтов могут быть психологические травмы, которые проявляются в виде переживаний, сильно воздействующих на личность. Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние вины. [8;126]

Конфликты в семье отражаются не только на психическом, но и на физическом здоровье супругов: ослабляется иммунная система, увеличивается подверженность инфекциям, повышается риск заболевания пневмонией.

Поэтому очень важным для супругов является полное разрешение конфликта.

Таким образом, любой конфликт в семьях, а тем более молодых, не проходит бесследно, а имеет за собой значительные психотравмирующие последствия. Иногда говорят о том, что лучше жить одному, чем с плохим супругом в недружной семье. А в идеале каждый надеется заменить недружную семью дружной – создать хорошую семью.

Супружеские конфликты могут носить конструктивный и деструктивный характер. Конструктивно разрешаемые конфликты присущи всем супружеским союзам. Более того, они являются необходимой составляющей супружеских отношений.

Деструктивные конфликты проходят не бесследно, и наносят супругам психологические травмы. Поэтому действия участников супружеского конфликта должны быть направлены на изменение характера конфликта из деструктивного в конструктивный.

Смысл конфликта состоит в том, что он является источником развития как семейной группы в целом, так и личности отдельных ее членов. Конструктивно разрешаемые конфликты присущи всем супружеским союзам. Деструктивные же явления, связанные с семейным конфликтом нейтрализуются тем быстрее, чем быстрее осуществляется подъем на новый, более высокий уровень в развитии семьи и личности ее членов.

Конфликты обычно вызываются какой-то сложной проблемой. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить причины конфликтных ситуаций, способы и пути их разрешения.

Конфликты проходят не бесследно, и наносят супругам психологические травмы.

Одним из способов урегулирования супружеских конфликтов является психологическое консультирование, сущность которого заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь супругов и вызывающих конфликты. Психологическое консультирование проходит в две стадии: диагностика конфликта и восстановление супружеских отношений.

Однако психологическое консультирование сталкивается с рядом проблем: проблема времени, различная степень конфликтности семейной жизни у супругов, наличие неосознаваемых компонентов конфликтного поведения.

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. 120 с.

2. Григас Р. Системный принцип в исследовании семьи // Актуальные вопросы семьи и воспитания. Сост. С. Рапопорт / Ин-т философии, социологии и права. Вильнюс, 1983, с. 41 – 50.

3. Дементьева И.Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи / Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: Наука, 1991. 112 с.

4. Елизаров А.Н. Конфликт и динамика семейного развития // Вестник РАТЭПП (Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи). – 1995. – №2. – С. 32 – 37

5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.,2000 с.251

6. Кричевской Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. 207 с.

7. Малярова Н.В. Семейный конфликт как объект прикладного социологического исследования. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М.: Ин-т социол. иссл. АН СССР, 1984. 19 с.

8. Орлова Э.А. Об исследовании семейных конфликтов // Проблемы социологического изучения семьи. М.: Ин-т социол. иссл., 1976, с. 125 – 138.

9. Сысоенко В.А. Супружеские конфликты., М.: Мысль, 1989. 173 с.

10. Уткин Э.А. Конфликтология. — М.: Экмос. 1998

11. Хараш А.У., Дерябина О.М. Ребенок в семье – воспитуемый или воспитатель? // Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзн. конф. в г. Гродно. 1981, с. 217 – 218.

12. Цибульская М. В., Конфликтология. — М.: МГИЭСИ, 1998

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Определение конфликта. Причины конфликта в организации. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации. Функциональные последствия конфликта. Дисфункциональные последствия конфликтов. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов.

курсовая работа [25,2 K], добавлен 08.06.2003

Понятие конфликт, типы конфликтов. Супружеские конфликты и механизмы их возникновения. Психотравмирующие последствия супружеского конфликта. Методы разрешения супружеских конфликтов. Эмпирическое исследование причин конфликтов.

дипломная работа [111,2 K], добавлен 17.09.2003

Понятие, специфика сущности, структура, характеристика основных элементов конфликта. Конфликты в жизни отдельных людей, коллективов, общества в целом. Уровень конфликтного противостояния. Объект, субъекты (участники),социальная среда, условия конфликта.

контрольная работа [20,7 K], добавлен 14.09.2008

Межличностные конфликты в организации. Сущность конфликта, его типы и функции. Этапы развития конфликта. Наиболее типичные причины межличностных конфликтов. Анализ причин межличностных конфликтов на предприятии. Разрешение конфликтов.

курсовая работа [651,0 K], добавлен 26.10.2006

История конфликтологии. Природа и сущность конфликта. Субъекты, объект и участники конфликта. Функции социального конфликта. Типология конфликтов. Основные виды социальных конфликтов. Копинг – стратегии поведения. Психологическая защита личности.

дипломная работа [127,0 K], добавлен 10.03.2004

Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Классификация и сущность конфликта. Структура, элементы, функции и динамика межличностного конфликта. Стили поведения в межличностном конфликте. Профилактика и разрешение конфликтов.

курсовая работа [40,6 K], добавлен 08.03.2009

Характеристика конфликта. Причины возникновения конфликтов. Развитие конфликта. Последствия конфликта. Методы профилактики конфликтов в организации. Стили конфликтного поведения. Способы разрешения конфликтов.

курсовая работа [94,6 K], добавлен 12.07.2008

Социально-психологические различия супругов. Причины супружеских конфликтов. Возможные пути предотвращения и разрешения супружеских конфликтов. Психотравмирующие последствия супружеского конфликта. Психологическое консультирование конфликтных семей.

курсовая работа [28,1 K], добавлен 19.12.2015

Конфликтология. Сущность конфликта. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта. Процесс развития конфликта. Предконфликтная ситуация. Инцидент. Третья стадия развития конфликта. Кульминация. Разрешение конфликта. Переговоры.

реферат [43,2 K], добавлен 06.02.2004

Понятие конфликта. Существование различных определений конфликта. Возникновение конфликтов во всех сферах человеческой жизни. Межгрупповые и межличностные конфликты. Основные функции конфликтов. Объективные причины, порождающие конфликтные ситуации.

реферат [33,1 K], добавлен 31.12.2008

otherreferats.allbest.ru

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

12.4. Семейные конфликты и стили их разрешения

На рис. 12.5 показаны классификации семейных конфликтов по различным основаниям.

Проблемы в отношениях между родителями и детьми могут быть результатом таких нарушений в семье как развод, болезнь, безработица, переезд, смерть или других социальных факторов, которые влияют на функционирование семьи. По степени тяжести нарушения в семье могут быть легкими, средними, тяжелыми; по времени протекания – острыми или хроническими. Причинами конфликтов являются различные формы пренебрежения, жестокого обращения в поведении родителей и других лиц в семье или вне семьи. В результате конфликта у ребенка возникают чувства отчужденности, гнева, боли, растерянности, недоверия. Отчуждение приводит к сопротивлению установленным правилам, отказу от участия в семейных делах, незаинтересованности в решении семейных вопросов, манипулятивному поведению, пассивному или агрессивному ответу, особенно когда родителей игнорируют или отрицают желания ребенка.

Семейный конфликт может быть вызван действиями родителей по привлечению внимания ребенка, насаждению родительского авторитета, попытками контролировать ребенка. Часто конфликты возникают на почве воспитательных воздействий. Если родители не владеют методами семейного воспитания, повседневные конфликты становятся основой взаимодействия между членами семьи, выполняя коммуникативную функцию.

Основные симптомы (признаки) семейного конфликта:

  • высокая тревожность, которая направляет ход мыслей индивидуума;
  • неуместное выражение гнева в форме словесных или физических вспышек или пассивной агрессивности, которые используются для наказания или контроля других;
  • стрессовые состояния, вызванные другими социальными или медицинскими факторами, влияющими на эмоциональное состояние каждого члена семьи;
  • взаимоотношения членов семьи окрашены смешанными чувствами: притупленными, неустойчивыми;
  • грусть, печаль, обида, боль и различного уровня нерешенные эмоциональные проблемы;
  • страх одиночества;
  • путаница в отношении ролей и границ влияния;
  • обида на неисполнение ребенком родительских ожиданий;
  • фрустрация;
  • апатия, беспомощность, неверие в возможность изменений;
  • двойственность отношений между членами семьи;
  • чувство вины;
  • когнитивные искажения, стереотипизация, ошибочные убеждения, иррациональное мышление, передающиеся от поколения к поколению в данной семье;
  • дихотомическое (поляризованное) мышление по типу “или-или”, склонность мыслить крайностями, делить события, людей, поступки на две противоположные категории, при отсутствии промежуточных значений; выражается в завышенном уровне ожиданий родителей, высокой требовательности, постоянной критике, фиксации внимания на ошибках и неудачах ребенка;
  • гипертрофированная реакция на события, обусловленная эмоциями, а не реалистической оценкой;
  • историческая проекция – использование опыта прошлых взаимоотношений как обоснования поведения в будущем; проекция, как правило, является сверхобобщенной и предвзятой;
  • упрощенный, негибкий взгляд на проблему, а также мотивы и поведение других;
  • идеализированные представления о том, какими должны быть дети / родители и как они должны себя вести;
  • противоборство между родителями, пытающимися контролировать ребенка, и детьми, борющимися за свою независимость;
  • отстраненность родителей, приводящая к попыткам ребенка привлечь их внимание своими достижениями или различными формами неповиновения;
  • трудности родителей в установлении четких и последовательных требований и дисциплины вследствие пассивного или открытого неповиновения со стороны ребенка;
  • исчезновение четкой иерархии во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, смешивание ролей воспитателя и воспитуемого;
  • решение проблем осуществляется путем взаимных угроз, требований, манипулирования; в центре внимание – упрочение власти и выигрыш в споре;
  • дефицит общения между членами семьи, неуважительное отношение друг к другу;
  • изменение поведения и отношения между двумя членами семьи под воздействием поведения или отношения третьего;
  • отсутствие или слабая дифференциация взаимоотношений между членами семьи, приводящая к неспособности эффективно предотвращать и разрешать семейные конфликты;
  • принятие конструктивных решений становится вторичной целью по отношению к поддержанию сложившихся взаимоотношений в семье или причинению эмоциональных страданий, и выражается в гипертрофированных эмоциональных реакциях;
  • слабая иерархическая система воспитания, где отец в роли духовного лидера семьи является неэффективным, безвольным или отсутствует;
  • отец подает плохой пример управления семьей и задает дисфункциональный эмоциональный тон в общей системе семьи;
  • родители, особенно отец, пресекают и раздражают (озлобляют) детей;
  • родители не могут адекватно привить детям уважение к родителям, старшим членам семьи и другим людям;
  • в общении членов семьи превалируют раздражение, споры, лживые заявления, унижение достоинства другого, игнорирование чужого мнения;
  • родители редко обсуждают с детьми нравственные ценности и модели поведения;
  • родители не могут дисциплинировать детей;
  • дети негативно относятся к дисциплине и не соблюдают ее, считая несправедливой и ненужной карательной мерой;
  • дети легко проявляют девиантное поведение;
  • дети намного охотнее подвергаются внешним воздействиям со стороны сверстников и субкультур, чем со стороны родителей;
  • взаимоотношения родителей и детей, приносящие эмоциональную боль, не могут быть изменены без квалифицированной помощи (психолога, психотерапевта).
  • отчужденность родителей приводит к попыткам ребенка привлечь их внимание неповиновением, дистанцированием (вызвать негативную реакцию) или успехами в учебе (вызвать позитивную реакцию);
  • родители поглощены собой, работой или социальной жизнью в ущерб времени, проводимом с детьми, и их интересам;
  • стрессовые перегрузки членов семьи из-за отсутствия одного родителя, графика работы, хронических заболеваний, злоупотребления алкоголем и наркотиками;
  • эмоциональное, физическое или сексуальное насилие над детьми со стороны членов семьи или внешнего окружения;
  • слишком слабый / жесткий контроль ребенка родителями;
  • семейные секреты (например, связанные с проблемами супружеских взаимоотношений, состоянием здоровья, отсутствием родителя), в которые ребенок не посвящен, и которые в семье не обсуждаются;
  • отсутствие родителя, с которым ребенок стремится установить взаимоотношения;
  • перекладывание родительских обязанностей на детей из-за семейных проблем;
  • чрезмерное внимание и любовь родителей к одному ребенку в ущерб другим;
  • непосещение школы, правонарушения, или антисоциальное поведение детей, требующие вмешательства со стороны различных социальных учреждений;

6. Физические / Медицинские:

  • проблемы со слухом;
  • расстройства речи;
  • расстройство внимания;
  • импульсивность и / или дефицит внимания;
  • диабет;
  • расстройства эндокринной системы;
  • алкоголизм, наркомания;
  • аллергии;
  • головные боли;
  • хронические боли;
  • проблемы, связанные с настроением;
  • тревожность;
  • боязнь разлуки.

На рис. 12.6 представлены пять стилей разрешения семейных конфликтов.

Конфронтация – участники конфликта занимают твердые позиции и знают, чего они хотят. Этот стиль необходим в чрезвычайных ситуациях, требующих от родителей принятия решения в сжатые сроки с позиций знания, опыта, силы и авторитета.

Сотрудничество – участники конфликта могут занимать твердые позиции, однако признают важность эффективного сотрудничества. Этот стиль полезен для объединения различных точек зрения и нахождения наилучшего решения.

Компромисс – участники конфликта пытаются найти решение, частично удовлетворяющее интересы всех конфликтующих сторон.

Уступка – готовность одной из конфликтующих сторон удовлетворить потребности и интересы другой стороны в ущерб собственным. Этот стиль полезен в ситуациях, когда мир в семье является более значимым, чем выигрыш в конфликте.

Избегание – участники стремятся проигнорировать и уклониться от конфликта, не желая обидеть чьи-то чувства. Этот стиль во многих случаях является слабым и неэффективным.

Краткие итоги

Семья – малая группа (общность), основанная на браке или родственных отношениях, члены которой объединены эмоционально-психологическими связями, а также взаимными правами и обязанностями. Функции семьи: репродуктивная, образовательно-воспитательная, коммуникативная, рекреативная, психотерапевтическая, социально-статусная, нормативно-регулятивная, хозяйственно-экономическая, регенеративная.

Семейное воспитание – осуществляемый родителями процесс содействия и поддержки физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка от младенчества до зрелого возраста. Цели семейного воспитания – ожидаемые результаты, которые родители надеются получить при взаимодействии с детьми; это цели, ориентированные на родителей, детей и взаимоотношения между ними.

Стиль семейного воспитания – способ отношений родителей к ребенку. В зависимости от соотношения в семейном воспитании параметров одобрение / чувствительность и требовательность / контроль выделяют четыре стиля воспитания: авторитарное воспитание, воспитание авторитетом, пренебрежительное воспитание, либеральное воспитание.

Семейный конфликт может быть диагностирован по эмоциональным, когнитивным, поведенческим, духовным, социальным, физическим / медицинским симптомам (признакам). Стили разрешения семейных конфликтов: избегание, уступка, конфронтация, сотрудничество, компромисс .

www.intuit.ru

Специфика семейного конфликта

Семью можно рассматривать с двух основных позиций: как малую социальную группу и как социальный институт. Семейные конфликты существуют столько, сколько существует семья. Семья – уникальное явление, древнейший институт человеческого взаимодействия. Ее уникальность заключается в том, что несколько человек тесно взаимодействуют на протяжении длительного времени. В такой системе интенсивного взаимодействия избежать споров, конфликтов и кризисов невозможно. Исследования психологов показывают, что в 80-85% семей постоянно возникают конфликты. В других 15-20% фиксируют наличие “ссор” по разным поводам. Одним из идеальных примеров семье есть патриархальная семья, в которой конфликты случаются редко, потому что в традиционном обществе по светским законам и религиозным писаниям главой семьи является муж, а жена должна во всем ему уступать.

Основой семейных конфликтов является противоречия между представлениями членов семьи относительно потребностей, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому.

С точки зрения конфликтогенности в семейной сфере различают четыре основные сферы жизнедеятельности:

– Семейной взаимодействия (потребность в любви, самоуважении, чувстве собственного достоинства)

– Ролевых отношений, связанная с позициями матери и отца, мужа и жены, хозяина и хозяйки;

– Коммуникативных отношений, связанная с взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личностные особенности партнера.

Особенности семейных конфликтов отличаются особым предметом, специфика которого обусловлена уникальностью семейных отношений. Эти отношения имеют межличностный характер и повышенную морально-ценностную основу (любовь, родство). Кроме того, семейные отношения связанные с реализацией функций семьи.

Чаще всего причинами семейных конфликтов являются:

– Ограничение активности, свободы действий и свободы самовыражения членов семьи;

– Отклонена (девиантное) поведение одного или нескольких членов семьи;

– Наличие противоположно направленных интересов, устремлений, потребностей;

– Авторитарный тип взаимоотношений в семье;

– Наличие сложно решаемых материальных проблем;

В динамике и формах течения семейным конфликтам характерны следующие особенности:

– Увеличена скорость течения основных этапов;

– Особые формы противостояния (упреки, ссоры, обиды)

– Различные формы и способы решения (от примирения к разводу и прекращения отношений);

– Тяжелые социальные последствия, в том числе и отсроченные, особенно для детей.

В отечественной конфликтологии все семейные конфликты принято делить на три классификационные группы по критериям конфликтного взаимодействия.

По субъектам семейные конфликты разделяют на три подгруппы:

а) супружеские конфликты;

б) конфликты между родителями и детьми;

в) конфликты между родственниками.

По источнику возникновения семейные конфликты делятся на пять подгрупп:

5) хозяйственно-экономические и другие.

По поведению конфликтующих сторон различаются две подгруппы:

– Скрытые (латентные) конфликты.

Наиболее распространенными в семье есть супружеские конфликты и конфликты между родителями и детьми. Супружеские конфликты в основном обусловлены нарушениями во взаимодействии между мужем и женой. Эти нарушения могут проявляться в формах соперничества, псевдоспивробитництва и изоляции.

Соперничество проявляется в противоречивом, доброжелательно враждебно характере отношений, когда между супругами постоянно происходят открытые столкновения, ссоры, взаимные упреки, агрессивные проявления. Семейные роли определены нечетко, в результате чего ни один из супругов не способен брать на себя ответственность в целом.

Псевдоспивробитництво отличается более равноправными отношениями с элементами преувеличенной заботы об одном из супругов. Причины возникновения конфликтов у внесемейных сфере и связаны с индивидуальными трудностями, возникающими у супругов.

Изоляция развивается на фоне внешней согласованности и оказывается в эмоциональном обособлении, незаинтересованности супругов друг в друге. Конфликты возникают тогда, когда границы изоляции нарушаются либо в сторону сближения, или в сторону большей разобщенности.

Учеными доказано, что в процессе становления и развития семья проходит несколько кризисных периодов. Первый кризисный период можно обозначить как “Узнавание” или Я + Я = МЫ. В этот период происходит адаптация супругов друг к другу. Вероятность разводов – до 30%.

Второй кризисный период – “Появление детей” – связан с пополнением в семье. В этот период жена меньше внимания уделяет мужу, больше – ребенку; повышаются ее физические и морально-психологические нагрузки.

Третий кризисный период (7-10 лет) совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного повторения однообразных впечатлений у супругов проявляется насыщения друг другом, “голод чувств”, когда наступает “насыщенность” старыми впечатлениями и “голод” по новым. От мужа и жены зависит, смогут ли они дополнить супружеской опыт новыми собственными впечатлениями, не ища их на стороне. Тем более, что в это время человек является на вершине карьеры, жена продолжает профессиональную деятельность, ребенок быстро растет и радует родителей ежедневными “новостями” интеллектуального и физического роста.

Четвертый кризисный период конфликтности супружеских отношений наступает после 11-17 лет совместной жизни и чаще всего совпадает с приближением чувство одиночества, связанной с переходным возрастом у ребенка, когда у подростка, кроме его родителей, появляются новые авторитеты. Этот период может восприниматься супругами как распад семьи, когда усиливается эмоциональная зависимость жены от мужа, вызванная переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне.

Пятый кризисный период наступает после 18-24 лет взаимного жизни, когда эмоциональная зависимость жены, связанная с переживаниями по поводу возможных измен мужа, усиливается; появляется стремление человека проявить себя на стороне, “пока не поздно”; ребенок отдаляется от семьи и все меньше времени проводит в кругу родителей.

Шестой кризисный период является сложным и для женщин, и для мужчин, когда практически заново приходится перекраивать жизнь, искать в нем новые смыслы, ведь в это время возникают конфликты из-за отсутствия общего дела – воспитания детей. В результате мужчины восхищаются молодыми женщинами в надежде еще раз пройти цикл от создания семьи к уходу детей, а женщины больше внимания уделяют карьере. Сохранить семью может помочь начала нового дела, учеба, путешествия и прочее.

Устойчивость и прочность семьи зависит от ее способности конструктивно выходить из различных конфликтов. В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов определяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Кризисная семья проявляется в том, что противостояние интересов и потребностей супругов имеет острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи; супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг другу, не соглашаясь на уступки. К кризисным брачным союзам входят семьи, либо распадаются, либо находятся на грани распада.

Между супругами конфликтной семье существуют сферы, где их интересы не совпадают, что порождает сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решением конфликтов.

Обострение отношений в проблемной семье вызывается постоянным существованием проблем: отсутствием жилья, болезнью одного из супругов, отсутствием средств на содержание семьи, осуждением на длительный срок за преступление и рядом других проблем, – что способно нанести ощутимый удар стабильности брака.

В невротической семьи основную роль играет не столько наследственные нарушения в психике супругов, сколько накопления психологических трудностей, с которыми сталкивается семья на своем жизненном пути. У супругов наблюдается повышенная тревожность, расстройство сна, проявление эмоций с любого поводу, повышенная агрессивность и др.

В процессе решения семейных конфликтов субъекты могут применять и неконструктивные (разрушительные), и конструктивные стиле их урегулирования. К неконструктивных стилей относятся:

– Лицемерие – давать обещания, но не делать никаких попыток их выполнить;

– Отказ принимать борьбу всерьез;

– Уклонение от выяснения ситуации, стремление избежать конфронтации лицом к лицу (лечь спать, отмалчиваться в ответ на упреки или жалобы)

– Выбор приспособленческий тактики (вид, что соглашаешься со взглядами партнера ради кратковременного перемирия)

– Косвенный нападение (например, на кого-то или на что-то дорогое для партнера);

– Удар “ниже пояса” (использование интимных знаний о партнере)

– Цепная реакция; “Домешивания” вопросов, которые не относятся к делу, для того, чтобы организовать атаку;

– “Подкоп” (умышленное создание у партнера ощущение эмоциональной опасности, озабоченности и тревоги)

– Измена (в сложной для партнера ситуации не встать на его сторону или присоединиться к нападкам на него);

– Попытка объяснить происхождение чувства партнера, преждевременные извинения и др.

К конструктивных стилей относятся:

– Планирование “выяснения ситуации” на специально выделенное время, чтобы не втягивать в выяснение отношений окружающих;

– Четкое определение предмета борьбы;

– Определение субъектами глубины ощущения позиций в “схватке” и границ возможных уступок;

– Максимальная корректность и конструктивность в общении;

– Определение, чем каждый из супругов может помочь другому в решении проблемы;

– Оценка столкновения: сравнение новых знаний и опыта с потерями, которые она принесла: выигрывает тот, чьи потери существенно меньше;

– Объявления перерывов в споре и заполнения их приятным.

Для решения семейных конфликтов наиболее значимыми являются следующие приемы: в случае возникновения конфликтной ситуации дистанцирование от своей “половины”; начало откровенного разговора; предоставление особых знаков внимания и любви; неожиданное проведения маленького семейного праздника.

Итак, взаимное уважение и доброжелательность, взаимопомощь и участие, общая цель и общая деятельность способствуют формированию единой семейной субкультуры, в которой отдельные «Я» интегрируются в общее «Мы».

studbooks.net

Субъекты семейного конфликта

Многообразие семейных конфликтов представлено в табл. 13.1.

Классификация семейных конфликтов

Весь спектр причин семейных конфликтов

Издержки воспитания детей; ригидность семейных отношений; возрастные кризисы детей; личностный фактор

Авторитарное вмешательство родственников

Наличие противоположных интересов, ценностей

Борьба за лидерство в семье. Неудовлетворенные потреб­ности в признании значимости «Я» одного из членов семьи

Психосексуальная несовместимость супругов.

Неудовлетворение потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, вни­мания и понимания со стороны одного из членов семьи)

Противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, а также других членов семьи. Тяжелое материальное положение семьи

особенности членов семьи;

уровень воспитания; содержание

Причины те же, что и

в предыдущем случае

жесты и взгляды,

несогласии; и др.)

Кризисные периоды в развитии семьи

При анализе семейных конфликтов, особенно супружеских, важно учитывать кризисные периоды в развитии семьи.

Первый кризисный период в развитии семьи наблюдается в первый год супружеской жизни. В этот период происходит адаптация супру­гов друг к другу. Вероятность разводов в этот период составляет до 30 % от общего числа браков.

Второй кризисный период связан с появлением детей. Рождение ребенка для многих семей является серьезным испытанием. У супру­гов появляются новые нелегкие обязанности по уходу за ребенком, его воспитанию. В связи с этим у них существенно ограничиваются возможности для профессионального роста, для реализации своих интересов. Возможны столкновения взглядов супругов и их родите­лей по вопросам воспитания ребенка. В этот период усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временной дис­гармонии сексуальных отношений.

Третий период кризиса семьи совпадает со средним супружеским возрастом (10-15 лет совместной жизни), который характеризуется насыщенностью друг другом, появлением дефицита чувств.

Предупреждение и разрешение семейных конфликтов

Предупреждение и разрешение семейных конфликтов следует рас­сматривать как основные виды деятельности по управлению такими конфликтами. Часто при разрешении семейных конфликтов пользу­ются услугами посредника.

• формирование психолого-педагогической культуры, знаний основ семейных отношений (в первую очередь это касается супругов);

• воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а также эмоциональных состояний;

• организация семьи на полноправных началах, формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, взаимной ответ­ственности, доверия и уважения;

• формирование культуры общения.

Особой формой разрешения супружеских конфликтов является развод. Многим развод приносит освобождение от накопившихся проблем. Но часто он удовлетворяет интересы только одной из сто­рон и вызывает тяжелые нервно-психические переживания у другой.

Особые негативные последствия развод несет детям. Кроме того, сле­дует иметь в виду и то обстоятельство, что в результате развода обще­ство получает неполноценную семью, а это в свою очередь порождает преступность, наркоманию и другие формы девиантного поведения среди подростков.

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 25.

2. Дружинин В. Н. Психология семьи. — М.: КСП, 1996.

4. СысенкоВ.А. Супружеские конфликты. — М.: Мысль, 1989.

5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. — М.: Владос, 1999. – Гл. IV .

1. Приведите определение семейных конфликтов.

2. Перечислите и раскройте особенности семейных конфликтов.

3. Перечислите причины конфликтов в семье.

4. Назовите социальные факторы микро- и макросреды, обуслов­ливающие семейные конфликты.

5. Приведите классификацию семейных конфликтов.

6. Назовите кризисные периоды семьи.

7. Перечислите пути предупреждения семейных конфликтов.

8. Назовите и раскройте основные формы разрешения семейных конфликтов.

9. Перечислите причины супружеских конфликтов.

Занятие 13.1. Практическое занятие по теме «Семейные отношения» (самооценка готовности к конструктивным взаимоотношениям в семье методом тестирования)

magicspeedreading.com

4.3. Субъекты конфликта (конфликтующие стороны) Согласно К. Боулдингу субъектами конфликта могут выступать либо отдельные индивиды, либо их общности, группы. По участвующим в конфликтах

Согласно К. Боулдингу субъектами конфликта могут выступать либо отдельные индивиды, либо их общности, группы.

Субъекты семейного конфликта Всякий конфликт связан с теми или иными внешними и внутренними обстоятельствами, круг которых всегда достаточно широк, переменчив и не может быть перечислен с

Из этого перечня видно, что ложность ситуации относится не столько к ее содержанию, сколько к юридической форме. На этой основе вполне может возникнуть конфликт. Ошибка в оценке ситуации, с одной стороны, не устраняет внеюридических мотивов конфликта и, следовательно, не снижает. его остроты. Например, добросовестный приобретатель имущества защищает. его от собственника, не зная ни своих прав, ни прав противника и не считаясь с законодательством. Если бы он знал и соблюдал юридическую форму, у него бы не возникло конфликта с собственником. С другой стороны, осознание и исправление ошибки в юридической форме, если именно она вызвала конфликт, может. его прекратить. Так, должностное лицо, осознавшее законность действий представителя власти, который штрафует. его за экологическое нарушение, вряд ли будет продолжать поддерживать конфликт, а вероятно, примет меры к устранению его причин.

Специфика семейного конфликта Семью можно рассматривать с двух основных позиций: как малую социальную группу и как социальный институт. Семейные конфликты существуют столько, сколько существует

С точки зрения конфликтогенности в семейной сфере различают четыре основные сферы жизнедеятельности: