Танцевально-двигательная терапия — как метод психокоррекции

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Введение.

Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Потребность в движениях и сейчас составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в развитии, а проблемы их обучаемости не вполне разрешимы.

Современные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два основных направления. Первое – собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей в усвоении школьных знаний и формирование ВПФ. Например: целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второе направление – методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно- ориентированные методы. Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления чаще всего сводятся к обычной суммации (например, в обычную коррекционную программу вводятся и когнитивные и двигательные методы). Но опыт показывает, что желаемые результаты часто не достигаются.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребёнка. Данное направление исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, внимание, память, процессы саморегуляции и т.д. Это доказывает необходимость проведения специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию базисных составляющих психической и двигательной сферы.

Поэтому передо мной встал вопрос о необходимости создания комплекса занятий танцами, с использованием метода танцевальной терапии. С давних пор танцевально-двигательная терапия применялась к людям с проблемами в развитии и в здоровье. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступали как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность танцевальной терапии.

Считаю, что использование данного метода позволит не только развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определённой мере улучшать психодинамические функции, таким образом воздействовать на продуктивность их учебной деятельности.

Подходы к организации танцевальных занятий.

Танцевально-двигательная терапия-это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, она тесно связана со многими другими областями знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология (наука о двигательных возможностях человека), нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д., – т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции человека. На самом деле, ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий.

Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Существует ряд различных методик применения танцетерапии. На мой взгляд интересными являются: эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, развитая в школах Рудольфа Штейнера для детей с целью обучения ритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота. Обе эти формы терапии разработаны специально, чтобы поощрить самовыражение и творческий потенциал.

Разработка комплекса танцевальных занятий.

Наличие трудностей в современных методах коррекции психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья можно объяснить как особенностями развития аномального ребёнка, так и, по моему мнению, отсутствием системного подхода к организации коррекционной работы с такими детьми.

В связи с этим мною был разработан танцевальный проект «Движение- танец», включающий в себя метод танцевальной терапии, для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель проекта: развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии средствами танцевального искусства.

  1. Последовательно знакомить аномального школьника с различными видами танца.
  2. Воспитывать устойчивый интерес к танцевальной деятельности.
  3. Совершенствовать артистические навыки и умения в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях в танцевальных постановках.
  4. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения ребёнка с проблемами в развитии.
  5. Формировать коммуникативные навыки, тем самым повышая уровень социальной адаптации учащихся в обществе.

Проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации.

Обучению танцам и пляскам детей с ограниченными возможностями здоровья предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего- с озорной плясовой. Задания должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.). Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

Игровая творческая детская танцетерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, что влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм. Ритмичные движения снимают мышечное напряжение, помогают избавиться от чувства неуверенности, повысить самооценку, Такой танец с детства повышает стрессоустойчивость. Кроме того, ленивым подросткам полезны энергичные танцы, как встряска для всего организма.

Проект состоит из трёх разделов: (сентябрь – ноябрь, декабрь – февраль, март – май).

С целью выявления результативности данного проекта, возможно, не только проводить мониторинг эмоциональной, двигательной (моторной), когнитивной сферы учащихся, но и наблюдать динамику развития через показательные выступления детей на праздниках, школьных мероприятиях. Данный вид исследования помогает выявить уровень развития эмоционально-волевой сферы, процессов саморегуляции, памяти, пространственного восприятия. К тому же участие детей в праздниках, школьных мероприятиях благотворно влияет на развитие чувств прекрасного, а положительное эмоциональное состояние – на продуктивность учебной деятельности учащихся.

Успешность реализации данного проекта, по моему мнению, положительно сказывается на развитии творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта, повышает уровень психодинамических функций детей и благотворно влияет на продуктивность их учебной деятельности.

Над данной темой я работаю с 2008года, опыт моей работы подтвердил значимость применения метода танцевальной терапии на занятиях проектной деятельности, помог более успешно развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В течение этого времени наблюдалась стабильно положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы учащихся. Результатом чего явились показательные выступления на школьных мероприятиях, где дети проявляли дисциплинированность, выдержку. Это наглядно можно проследить по мониторингу, представленному в приложении (Таблица 1).

Систематическая работа по данной теме показывает, что в течение 3-х лет обучения неизменно повышался уровень двигательной (моторной) сферы, включающей в себя такие необходимые качества как: развитие общей моторики, умение повторять ритмический рисунок, точность координации движений, согласованность движений всех частей тела, синхронность выполнения движений в группе (Таблица 2).

Наблюдая динамику развития некоторых видов памяти на протяжении с 2 по 4 класс, можно убедиться, уровень незначительно, но повышается (Таблица 3).

Таким образом, по результатам мониторинга, можно сделать вывод, что в развитии творческих способностей, повышении уровня психодинамических функций и продуктивности учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, немаловажную роль сыграло создание комплекса занятий танцами, с использованием метода танцевальной терапии.

Заключение.

Работа по теме: «Метод танцевальной терапии как средство для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья», помогла выявить ряд трудностей в современных методах коррекции психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это можно объяснить как особенностями развития аномального ребёнка, так и, по моему мнению, отсутствием системного подхода к организации коррекционной работы с такими детьми.

Проверка эффективности использования предложенной мной методики показала, что создание комплекса танцевальных занятий, способствовало не только успешному развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определённой мере улучшению психодинамических функций.

В рамках актуальности этой темы мною был обобщён имеющийся опыт использования метода танцевальной терапии и разработан танцевальный проект «Движение – танец», для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Считаю, что моя работа в этом направлении в условиях Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, помогает в решении ряда актуальных задач:

  • повышение уровня развития психических процессов,
  • развитие творческих способностей учащихся,
  • повышение уровня эмоционально-волевой сферы,
  • повышение уровня социальной адаптации учащихся к жизни.

Список литературы:

  1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: “Просвещение”, 1986.
  2. Кольцова М.М. двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: “Просвещение”, 1973.
  3. Курис. И. Биоэнергетика йоги и танца. – М.: 1994.
  4. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: “Академия”, 2002.
  5. Психотерапевтическая энциклопедия. (п./р. Б. Д. Карвасарского). – М.: 1998.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
  7. Танцевально-двигательная терапия (сборник). – Ярославль: 1994.
  8. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика “СА-ФИ-ДАНС”. – СПб.: “Детство-пресс”, 2003.
  9. Шварц И. Искусство эвритмии в воспитании человека. – Журнал “Музыкальная палитра” №2 – 2000.
  10. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. – М.: “Гном и Д”, 2001.
urok.1sept.ru

Танцевальная терапия: как излечить душу танцем

«Мы напрягаемся в погоне за суперрезультатом, упуская самое главное.»

Вы заметили: у нас какая-то эпоха идеальных людей. Суперлицо, супертело, супервес. И мы напрягаемся в погоне за суперрезультатом, упуская самое главное – что мы чувствуем прямо сейчас. Оказывается, постоянно контролирование того, что мы едим, как спим, даже как морщим лоб, не так уж безопасно. Мы разъединяемся со своим телом, а это чревато проблемами. Об этом ниже.

Я практикую разного рода медитации для повышения так называемого майндфуллнесс. Бытие в настоящем моменте, без оценивания и суждения. В том числе и себя. Своего тела, своих достижений. Зачем это нужно. Мы становимся наполненными, с пониманием того, что вот оно, тотальное счастье. Такого состояния жутко сложно достичь, сидя на подушке, ведь наш ум, как резвая обезьянка, скачет с ветки на ветку, то есть с мысли на мысль.

И вот случайно (конечно же нет, мы знаем, что всё это подарки Вселенной) ко мне пришла танцевальная терапия. У меня было пару сессий, и теперь я большой поклонник этого метода. Именно в движении это состояние единства тела и ума легче достичь.

Метод оказался настолько эффективным, что осенью я решила организовать ретрит с танцевально-двигательным терапевтом Юлией Морозовой. Такие длинные выходные в тосканской глуши, где среди местных просторов мы, участники, сможем практиковать эту самую редко достижимую майндфуллнесс в процессе танца. И не только. Ведь оказывается, танец решает и много других важных задач.

Я задала вопросы нашему тренеру Юлии Морозовой. Юлия живет в Голландии, где у нее частная практика по танцевально-двигательной терапии, она лечит людей танцем.

— Юля, расскажи, как в принципе танец может исцелять?

— Древние знали это абсолютно точно, и целительные ритуалы непременно сопровождались танцем и пением. В современном мире это знание забылось, и танец стал рассматриваться как развлечение, либо высокое искусство. Однако сейчас как раз такое время, когда древняя мудрость возвращается, обогащенная новыми знаниями. Так на стыке танца, психологии, древних целительских практик и современной нейронауки возникла танцевально-двигательная терапия, которая уже более полувека существует как самостоятельная профессия и помогает людям. Основные принципы ТДТ (танцевально-двигательная терапия) говорят, что движение является отражением внутренней психической жизни человека и его взаимоотношений с окружающим миром: как мы двигаемся, так и живем, как живем, так и танцуем. Изменяя что-то в своем танце, в способе движения, мы можем научиться иначе действовать и в жизни. Танец – это коммуникация, а коммуникация – важнейшая базовая потребность человека. Техники ТДТ помогают нам стать мастерами коммуникации с собой и с миром не на словах, а всем существом, каждой клеточкой тела.

Мы много говорили про важность контакта с телом, зачем этот контакт?

— Под контактом с телом мы понимаем постоянное и непосредственное переживание единства, взаимосвязи телесного, эмоционального, когнитивного и социального аспектов нашего Я. То, что ощущения в теле неразрывно связаны с эмоциями и мыслями, и наоборот. Что мы определяем наши потребности (физические и эмоциональные), не ориентируясь на какие то принятые извне догмы (сон должен быть столько то, углеводов столько-то, это делать опасно, а это нет), а исходя из целостного переживания тела и ума, которое иногда мы называем интуицией. Игнорировать и контролировать наши физические потребности – означает терять этот контакт. И сегодня часто происходит спекуляция.
ЗОЖ, питание, спорт, даже йога порой, тот же танец часто, увы, используют для того, чтобы тело стало подтянутым, целлюлит разгладился, килограммы ушли. Чтобы было красиво, в первую очередь. Но стремясь к идеалу, мы теряем радость жизни и ощущение собственной ценности. Теряя контакт с телом мы теряем чувство целостности, чувство связи с окружающим миром и другими людьми.

— Поговорим еще о пользе танцевально-двигательной терапии. Какие бы ты отметила самые важные аспекты?

— Их очень много, перечислю пару.
1. Помогает выразить эмоции. Далеко не все эмоции мы можем выразить одинаково легко вербально. Какие-то эмоции считаются «хорошими», и выражать их вербально и не вербально «легко и приятно» и принято в обществе. Другие эмоции (гнев, стыд, страх, отвращение) получили ярлык «отрицательных» и многие испытывают сложности не только с их выражением, но даже с тем, чтобы осознать и признать у себя их наличие. ТДТ дает возможность выразить эмоции экологично, безопасно для себя и других.

2. Помогает освободиться от стресса. Любое физическое движение способствует этому. ТДТ в этом смысле помогает не только снизить уровень стрессовой реакции на физическом уровне, но также и через большее осознание связи эмоционального и физического.

3. Верится с трудом, но танец предотвращает старение! Исследования в области нейробиологии доказали, что танец способствует развитию большого количества ассоциативных нейронных связей и является самым эффективным методом в профилактике старения. То есть, чем раньше начнем, тем лучше. А еще повышает уверенность в себе и самооценку. Развивает креативность и воображение.

В танце мы возвращаемся в то состояние, которое знают все четырехлетние дети, – состояние игры, когда бочка становится подводной лодкой или космическим кораблем, а сами мы героями наших придуманных историй. Это отличается от тех игр, где есть заранее придуманные ходы и правила, здесь царит спонтанность, импровизация, и следование за своим интересом и вдохновением. Танец не обязан быть совершенным, а рисунок – красивым с эстетической точки зрения. Их основная ценность в том, что они выражают вовне то, что происходит у вас внутри прямо сейчас в данный момент.

— Значит это помогает и знаменитой майндфулнесс, быть в моменте?

— Американская танцетерапевт Кристина Колдуэлл предложила альтернативный термин, bodyfulness. Майндфулнесс, самим своим названием ставит ум в центр, хотя и практика эта применяется в разных областях работы с телом. Мне кажется, пора дать телу право голоса. Быть в моменте, переживая телесные ощущения, эмоции, чувства, мысли, образы и реагируя на все это в движении, как один неразделимый процесс. Я думаю, что танец — это то, где можно практиковать единство тела-ума, майндфуллнесс, бодифуллнесс…жизнь
И как результат – повышается уровень жизненности.
Когда тело и ум приходят в больший баланс и контакт, когда повышается чувствительность к своим потребностям и человек следует им, когда человек признает у себя все эмоции и дает им возможность быть выраженными, когда творчество, игра и спонтанность становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, человек неизбежно будет чувствовать себя более живым. Иногда это называют сексуальностью, но тут важно не сузить жизнь до секса, мне больше импонирует понятие «эросное восприятие жизни». Не эротическое – здесь возбуждение сконцентрировано в отдельных частях тела и нужен объект, на кого его разрядить, а именно Эросное. Как вообще быть живым – тогда живет каждая клеточка тела и флирт происходит с Миром.

Я правильно понимаю, что танец даёт свободу?

— Еще какую! По сути мы становимся хореографами своей жизни. Жизнь — это танец, но мы не просто вовлечены в него и движемся в потоке и вихре событий. Каждый может посмотреть на событию вокруг и себя в них как хореограф. О чем этот танец сейчас? Где сцена? Какая музыка? Как можно поменять ритм и темп, добавить легкости, или наоборот, веса? Каких еще танцоров вывести на сцену, а кого-то, возможно, попросить посидеть тихонечко в углу? А может, вообще нужно объявить антракт и пойти всем отдохнуть? Или сочинить новый балет? И если я и танцор своей жизни, и хореограф, и сцена, и зритель одновременно – представляете, сколько свободы и сколько возможностей сразу открывается?

yogajournal.ru

Танцевальная терапия как форма практической психокоррекции

Ирина Кузнецова
Танцевальная терапия как форма практической психокоррекции

Аннотация: А знаете ли вы, что многие психологи, ученые, врачи считают танцы не просто веселым времяпровождением, а настоящим лекарством,способным побеждать весьма серьезные болезни? Как вы, наверное, уже догадались, эта статья будет посвящена теме — танцевальная терапия для детей дошкольного возраста.

Дошкольный период представляет собой яркую и неповторимую страницу в жизни каждого человека. Современные дети очень подвижны, остроумны, но одновременно порой сильно зажаты и закомплексованы.

Им так хочется быть лучшими, первыми, чтобы у них все получалось. Но, к сожалению, не у всех это выходит. Прежде всего, это связано с тем, что они испытывают сложности в общении со сверстниками, связанные с их эмоциональными переживаниями, страхами, а также проблемами физического здоровья. В дошкольном возрасте у детей легче выявить и скорректировать эти проблемы. Ученые и педагоги, психологи такие как Мэриан Чейз, Василий Алексеевич Гиляровский, Александр Лоуэн, Эрн Гренлюнд, Наталья Юрьевна Оганесян. Нашли решение этих проблем в занятиях танцевальной терапии. Которые помогают ребенку в игровой, интересной, увлекательной форме развить познавательную, эмоционально-личностную сферу ребенка, и творческие способности личности.

Совместно с психологомдетского сада мною были проведены наблюдения детей дошкольного возраста: по методикам Светланы Витальевны Велиевой, Ангелины Николаевны Зиминой и Анны Иосифовны Бурениной.

И по результатам обследование был разработан инновационный проект: «Танцевальная терапия, как форма практической психокоррекции» и программа дополнительного образования «Карамельки» для детей 4-6 лет

Инновация моей работы направлена на интеграцию танцевальной терапии в структуру и организацию образовательного процесса.

Итак как, и с какими образовательными областями интегрируется танцевальная терапия и какова степень влияния занятий на формирование различных качеств личности ребёнка, обеспечивающего его гармоническое развитие?

На занятиях мы предоставляем детям возможность работать индивидуально, с партнером, и в группах, исполняя различные роли. Поскольку движения в танце естественны, то успех достигается очень быстро и приводит к формированию сильного чувства «общности»: способность бескорыстно делить занимаемое пространство с другими; стремление показать себя и быть замеченными другими. Таким образом мы решаем задачи социально-коммуникативного развития.

Развивая эстетические чувства детей, художественно-творческие способности, интерес к самостоятельной творческой деятельности, потребность детей к самовыражении,воспитывая эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений решаются задачи образовательной области художественного -эстетического развития.

Обеспечивая гармоничное физическое развития, формируя правильную осанку, совершенствуя развития выразительности движений решаются задачи образовательной области физического развития.

В свободное время в профилактических целях возможно проведение танцевальных марафонов, для улучшения физического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания.

Таким образом танцевальная терапия интегрируется в разных областях образовательной деятельности.

Поскольку танцевальная терапия новое направление в работе с дошкольниками в нашем детском саду, мною ведется работа с педагогами.И по данной теме были проведены: консультации совместно с психологом, семинары-практикумы «Танцевальная терапия с детьми дошкольного возраста» просмотрена серия вебинаров, а также серия тренингов с целью профилактики эмоционального выгорания педагогов «Танцуем вместе».

Очень существенным моментом является работа с родителями, поскольку они не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных мероприятиях вместе с детьми.

В работе с родителями используются такие формы работы, как родительские собрания в форме мастер класса «Танцевать-это полезно»; консультации, анкетирование, совместные праздники, развлечения.

Если применять,танцевальную терапию в системе,то у детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Изменяются психические процессы: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.

Таким образом достигается выполнение требований федерального государственного стандарта.

1. Ю. Андреева «Танцетерапия», М. : 2010 — 256 с., «ДИЛЯ».

2. Э. Грендлюнд, Н. Ю. Оганесян «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика». – СПб. : Речь, 2004 г.

3. Авторский сайт О.Киенко Хореографическая помощь хореографам и музыкальным руководителям: http://secret-terpsihor.com.ua/

4. Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» учебно-методическое пособие для педагогов. Москва, 2000 г.

5. С. В. Трифонова «Танцетерапия для детей как метод оздоровления». – М., 2007 г.

Арт-терапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка Одной из основных задач педагогов дошкольного учреждения в условиях введения ФГОС ДО является выбор методов и форм организации работы с.

Арт-терапия как метод психологической коррекционной работы с дошкольниками «Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку,- это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя». Жак Соломе.

Арт-терапия, как средство коррекции тревожности детей Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет.

Как песочная терапия способствует развитию сенсорики у детей! Все помним из детства игры в песочнице, строительство башен на берегу моря из мокрого песка и рытье глубоких колодцев в желании добраться.

Консультация «Арт-терапия как форма работы с детьми в условиях реализации ФГОС до» Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование,.

Куклотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте Кукла – это образ человека, его копия, только в уменьшенных размерах. Еще в древние времена люди начали мастерить куклы; в настоящее время.

Танцевально-двигательная терапия - как метод психокоррекции
www.maam.ru

Танцевальная терапия
материал

Танцевальная терапия как метод психокоррекции давно зарекомендовала себя на практике с лучшей стороны и применима для людей всех возрастов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Основные цели и задачи
  2. Принципы работы терапии танцем
  3. Заключение

Танцы – это не только весёлое, но ещё и весьма полезное занятие. Маленькие дети обладают гораздо большей свободой и лёгкостью движения, нежели взрослые. Они познают мир в первую очередь посредством телесных ощущений, и задача родителей – постараться сделать так, чтобы отрицательных отпечатков (травм, физических наказаний) было значительно меньше, чем положительных. Для психически коррекционных целей была создана целая программа – танцевальная терапия для детей.

  1. Основные цели и задачи

Танцевальная терапия как метод психокоррекции давно зарекомендовала себя на практике с лучшей стороны и применима для людей всех возрастов. Особенно важна работа в этом направлении для детей дошкольного возраста. Обучение в школе сопряжено с изменением привычного ритма жизни, установлением чётких норм поведения, правил. Такая стрессовая ситуация вызывает массу эмоций, с которыми необходимо совладать. Психология самосовершенствования и самовыражения в танце позволяет не только справиться с этой задачей, но и подготовиться.

Одна из важнейших составляющих, которые имеет данная методология – танцевальная игра. Упражнения на занятии преподносятся в игровой форме. В сочетании с танцем она помогает раскрыться фантазии, импровизировать свободно, перерабатывая напряжённые чувства и эмоции в движения.

Музыка дополняет танцевальную терапию, способствуя выражению радости. Такие игры пробуждают и воспитывают положительные качества личности, развивают её. В танце без слов и мимики можно показать все чувства: агрессивность и злость, печаль и боль, радость и восторг.

Таким образом, целями танцевальной терапии являются :

снятие психоэмоционального напряжения;

снятие своих страха и агрессивности;

осознание собственного «Я» в предлагаемых обстоятельствах;

проигрывание своих внешних и внутренних ощущений;

совместное переживание волнующих ситуаций;

пробуждение положительных эмоций;

развитие коммуникабельности и творческих способностей (импровизировать, воображать),

умение рассуждать логически и проявлять инициативу;

сплочение в коллективе.

осознание своего тела участниками занятия;

формирование осознания возможностей применения тела, средств для выражения чувств;

обучение установлению взаимосвязи эмоций с движениями, изучение чувств через танцевальную экспрессию и высвобождение их.

  1. Принципы работы терапии танцем

Виды танцевальной терапии и их упражнения, как правило, подразделяют:

Те, в которых руководитель (то есть взрослый) чётко излагает задачу, а затем показывает её сам. В данном случае дети должны подражать движениям. Это могут быть:

игры с ритмикой;

игры на перемещение в пространстве;

игры на улавливание движений (замедленно — быстро, высоко — низко)

Упражнения, которые выстроены на основе импровизации, когда руководитель лишь даёт объяснения условностей и инструкций:

на конкретную тему («бал снежинок», «танец стрекозы»);

со всевозможными предметами (с букетом, с платком, с книгой, с панамкой, с игрушкой);

на определённое действие и перемену обстоятельств («знакомство», «в невесомости»);

контактные импровизации (попарно, в группе);

Также данные техники танцевальная терапия может совмещать, интерпретировать.

К примеру, дети меняют ритм, способ выполнения или темп при смене музыкального сопровождения, обстоятельств.

Условия, которые важны для выполнения любого упражнения или техники: добровольное участие, открытое выражение чувств, ответственность, активность и конфиденциальность.

Этапы и упражнения

Итак, от теории и изучения методики танцевальной терапии перейдём к практике. Выделяют следующие этапы (части) занятия :

Такой интегративный (целостный) подход очень важен. Он позволяет не просто что-то делать, а подготавливаться к процессу и закреплять его. Интегративная танцевально-двигательная терапия захватывает сознание, наполняет реальность смыслом, создавая некое единство тела с эмоциями и чувствами.

На эту часть интегративной танцевально-двигательной терапии отводится около трёх минут, понадобится музыкальный проигрыватель с соответствующими записями, где прослеживается чёткий ритмический рисунок.

Целью данного этапа является подготовка тела к работе. Все участвующие встают в круг, руководитель называет определённую часть туловища, и дети в произвольном порядке придумывают для неё движения. Так по очереди танцуют кисти рук, затем руки полностью, голова, плечи, живот и ноги.

Разогреваясь и подготавливаясь к занятию интегративной танцевально-двигательной терапии ребёнок начинает осознавать и снимать мышечные зажимы, расширять экспрессивные резервы.

Затем с детьми можно обсудить, что было легко, а в чём возникали затруднения, а также что они при этом чувствовали.

Далее необходимо углубить и развить у ребенка осознание собственного тела, его возможностей, помочь ему понять взаимосвязь чувств и движений. Также здесь интегративная танцевально-двигательная терапия помогает высвободиться эмоциям наружу при помощи танцевальной экспрессии.

Упражнение “Режиссёр-актёр”Сначала руководитель становится режиссёром, а затем дети разбиваются на пары актёр-режиссёр.

Суть данного упражнения танцевально-двигательной терапии в следующем: режиссёр просит актёра выполнить сначала какое-либо привычное движение (например, ходьбу или приседание), а затем сделать его каким-то необычным способом.Так дети учатся осознавать свои танцевально-экспрессивные стереотипы, приобретают новый двигательный опыт.Для упражнения понадобится любая ритмичная музыка

Упражнение “Следуй за главным”

Дети делятся на группы по пять человек, которые выстраиваются в ряд. Затем выбирается главный и становится перед остальными участниками команды. Его задача – делать любые оригинальные движения, которые другие будут за ним воспроизводить. Каждый ребёнок должен обязательно побывать в роли главного, не повторяясь при этом со своим предшественником.

Такое упражнение позволяет экспериментировать с движениями, стимулировать танцевальную экспрессию. Кроме того, важную роль играют межличностные позиции ведомого и ведущего.

Упражнение «В космосе»

В рамках данного упражнения необходимо представить себя за пределами земного пространства. Если дети не знают, нужно объяснить им, что значит невесомость в космосе.

А теперь задача участников группы – выполнять различные движения космонавта. Вариантов здесь масса: можно поиграть в футбол, баскетбол, кувыркаться, выполнять какие-то физические потребности (например, кушать), знакомиться с инопланетянином.

Кроме того, интересно будет угадывать, что изображает другой участник группы. В роли ведущего может выступать как взрослый, так и ребёнок.

Упражнение не просто развивает фантазию у детей, оно ещё и помогает почувствовать своё тело, его возможности.

Каждый ребёнок должен вообразить себя любым животным в зоопарке и полностью перенять его форму, повадки, звук.

Далее ведущий сообщает, что звери выбрались из клеток на свободу. Дети (животные) начинают двигаться по комнате, взаимодействовать между собой, проявлять различные чувства и эмоции (любовь, гнев, боль, страх, дружбу).

В конце обязательно нужно поделиться своими настроением, эмоциями и впечатлениями от упражнения, рассказать, что получалось, а что не очень, почему выбрали именно такое животное для подражания.

Каждый ребёнок должен назвать своё имя, а затем показать его движением так, как он себе его представляет. Затем задача усложняется: необходимо всем вместе называть имя каждого участника и повторять его движение.

Обязательно нужно спросить детей, что они испытывали в момент выполнения данного упражнения, каким было их настроение.

В результате занятия танцевальной терапии дети эмоционально возбуждаются, поэтому в конце занятия необходимо помочь им снять напряжение, а также восстановить дыхание.

Для этого существуют различные упражнения и техники. Вот некоторые из них:

Упражнение “Восходящее солнце”

Включается медленная и сдержанная музыка и дети усаживаются в круг. Необходимо закрыть глаза, расслабиться и представить восходящее солнце, которое наполняет всё вокруг светом и теплотой.

В конце упражнения детям нужно сказать, что это их внутреннее солнце. В те моменты, когда настигают негативные эмоции: грусть, тоска и тревога, нужно точно так же закрыть глаза и позволить солнышку взойти.

Эта задача многим не под силу с первого раза, но со временем дети учатся справляться с отрицательными эмоциями при помощи релакса.

Упражнение “Хвалим себя”

Можно выполнять в положении стоя или сидя. Необходимо вытягивать ручки вперёд, как бы стремясь за ними всем своим телом и произносить слово «Умница», растягивая первый слог.

Теперь руки тянутся в стороны, а тело наклоняется вперёд. Произносится слово «Молодец» с протяжным ударным слогом.

Так все зажимы, которые вызваны стрессовыми ситуациями, расслабляются, ребёнок приобретает уверенность и позитивный настрой.

В конце интегративной танцевально-двигательной терапии обязательно нужно обсудить с детьми их чувства, что понравилось выполнять, а что не очень.

Поклон – это прощание в движении, им нужно завершить занятие.

Иногда можно услышать термин «танцевальная арт-терапия». Арт – искусство, то есть танцевальная терапия является не чем иным, как исцеляющим творчеством.

Оздоровительную силу танцу приписывали ещё в давние времена, используя различные движения в качестве средства для избавления болезней любого уровня. В наши дни задачи танцевальной терапии направлены прежде всего на эмоциональное и психическое здоровье.

Хореография – это особое средство, формирующее и гармонизирующее личность.

В развитии ребёнка это важный аспект, поэтому чем раньше родители начнут с ним заниматься практикой танцевальной терапии, тем лучше будет результат.

Здесь приведена лишь общая характеристика метода танцевальной терапии и некоторые упражнения. Но главное – осознать её смысл. Поняв суть метода можно импровизировать и выполнять упражнения дома, не обращаясь для этого в специальные клубы и студии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья посвещена проблеме сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста посредством инновационного метода — танцевальной терапии.

Физическая культура, будучи неотъемлемой частью жизни общества, современной науки, под воздействием общих тенденций трансформируется, интегрируя в себя подходы и методы других наук.

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельност.

Проект «Язык танца».

«Танцевальная терапия, как эффективный метод здоровьесбережения дошкольников» В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребн.

Танцевальная терапия как средство развитиятворческих способностей дошкольников.

Занятия танцами помогают эмоциональному раскрепощению, свободе от напряжения и достижению гармонии.

nsportal.ru

Танцевально-двигательная терапия

Иногда исцелить душу и восстановить тело помогает танец. Слишком хорошо звучит, чтобы быть правдой? Совсем нет

Еще в древние времена люди заметили, что танец имеет целебные свойства. В летописных источниках упоминается о первом враче — китайце Хуато (141 год н.э.), который применял для лечения движение.

Как направление танцевально-двигательная терапия (ТДТ) возникла в середине прошлого века в Америке. Тогда, после американо-корейской войны, госпитали были переполнены военными с различными психическими расстройствами. Людей надо было возвращать к жизни, восстанавливать социальную адаптацию. Для этого в больницы часто приезжали музыканты, актеры, танцовщики. Такие сеансы реабилитации проходили и в Госпитале святой Елизаветы, где часто выступала танцовщица Мэриан Чейз.

Именно она доказывала, что после уроков танца у людей улучшается эмоциональное и психическое состояние, больные быстрее выздоравливают и адаптируются к социуму. Чейз описала модель танцевально-двигательной терапии, которая используется и сегодня. Танцовщица даже применила этот метод для работы с больными аутизмом, общение с которыми при помощи слов бывает слишком сложным.

Поскольку первые результаты оказались положительными, к работе приступили психологи и психотерапевты, именно эти специалисты исследовали с научной точки зрения эту необычную схему лечения. Впрочем, Мериам нельзя назвать основоположницей танцевально-двигательной терапии.

Метод не имеет единого автора. Впоследствии его расширил и усовершенствовал ученик Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх. Он разработал систему анализа движения, которую активно используют и в нынешней практике.

Как работает танцевально-двигательная терапия?

Такой анализ нельзя назвать диагностикой. Однако движения человека являются своеобразными сигналами. Скажем, одно и то же движение может иметь определенное значение, и у психотерапевта возникает гипотеза, что именно оно означает, однако так ли это, или нет — всегда проверяется при непосредственном разговоре с человеком.

Эмоциональный мир личности непременно связан с его физическим состоянием, то есть все, что происходит в теле, отражено в психике. Изменения на телесном уровне обязательно вызывают изменения в психическом, эмоциональном состоянии. Все соматические болезни базируются на этой концепции — изменения движения и положения тела влекут изменения физических основ.

В основе всех болезней лежит психосоматика. От эмоционального состояния, общения и взаимопонимания с собственным телом зависит качество жизни и здоровье. Это проявление человек несет в общество и реализует в социуме.

Цель ТДТ — гармонизация трех телесных центров, которые отражены и в нашем теле, и в нашей жизни. Интеллектуальный центр — голова. Все движения, которые мы делаем головой, отражают состояние этого центра.

За эмоциональное состояние отвечают грудная клетка и руки. Телесный — тазовая часть, это своеобразный центр тела, здесь сосредоточены все органы, которые обеспечивают жизнедеятельность человека, здесь же расположены детородные органы, которые являются чувственным центром.

Телесная терапия — экологический метод самовосстановления организма, который подходит и для соматических больных, и в работе с людьми, имеющих психические расстройства, и, собственно, для здоровых людей. Ведь он дает возможность человеку осознать, что и почему происходит в его теле.

А с помощью специальных упражнений позволяет снизить уровень «блокировок» тела и таким образом сбалансировать мысли, чувства и телесные проявления. ТДТ учит чувствовать свое тело, определять импульсы извне и изнутри. Позволяет в общении с самим собой и окружающими быть более чувствительными. А главное — человек начинает понимать самого себя.

На первый взгляд, все происходит достаточно просто. Сначала набирается лаборатория, именно так называется группа, которая в течение года будет заниматься ТДТ. После набора лаборатория закрывается, и новые члены в ее состав не принимаются, поскольку постоянное обновление коллектива отвлекает и не позволяет полностью раскрыться и сосредоточиться.

Далее, собственно, начинается сам процесс. Здесь нет хореографических постановок, и никто не оттачивает правильность движений. Каждый танцует свободно, так, как в этот момент подсказывает душа. Первое, что приходится преодолевать, — барьер страха, который живет и подтачивает изнутри каждого из нас.

Произвольным движением человек выражает свои чувства, желания, эмоции, которые накопились внутри. Сначала все проживается в символах и метафорах, именно в них мы заключаем важнейшие для нас чувства и желания. Тело не создаст образ, которого не переживало. Разум способен на выдумки, тело — никогда. Оно и дает информацию, с которой работает терапевт. Впоследствии символы и образы переносятся в реальную жизнь.

Задача танцетерапевта — их считать. Скажем, любой блок на физическом уровне, то есть отсутствие движения, сутулость или малоподвижность, сигнализируют об определенной проблеме. Танец снимает эти «блоки», и энергия начинает проходить по телу свободно, улучшается эмоциональное и физическое состояние.

Работа сначала идет с каждой частью тела отдельно, а затем интегрируется в целостный образ тела. Терапевтическая составляющая заключается в том, что то, что мы прожили в теле с помощью танца, обязательно нужно вынести на сознательный уровень, так мы поймем, что с нами происходит. Для этого разработаны специальные авторские методики и упражнения.

Танцевально-двигательная терапия — тонкий, но вместе с тем мощный метод психотерапии.

zdravstvyite.ru

COMMENTS