Технологию мозгового штурма

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 06.11.2015

Статья просмотрена: 1474 раза

Шевырёва М. И. Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 103-106. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/12/441/ (дата обращения: 28.12.2017).

Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду.

Воспитателю необходимо определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.

Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является интерактивная технология «Мозговой штурм», т. к. дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга, преодолевать страх перед критикой, страх ошибиться, развивает умение позитивно оценивать идеи других, умение сотрудничать.

Повседневную жизнь невозможно представить себе без интерактивных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности воспитателя в совместной деятельности с ребенком и оказывать положительное влияние на различные стороны развития дошкольников.

«Мозговой штурм» это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем, из общего числа высказанных идей отобрать наиболее удачные в соответствии с заданными критериями, которые могут быть использованы на практике.

Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей.

Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо:

?          быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций и уметь их решать.

А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа. Детей следует познакомить с правилами и ходом игры. Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символического обозначения. Символы можно придумать вместе с детьми.

Для наиболее полного усвоения и соблюдения правил мозгового штурма, а также хода деятельностного этапа составить с детьми алгоритм технологии.

Алгоритм технологии «Мозговой штурм»

При проведении «Мозгового штурма» воспитатель должен обеспечить психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности.

Воспитатель тщательно подходит к формированию состава группы: отсутствие конфликтов, явных лидеров, примерно равный уровень. Участников лучше расположить за круглым столом.

Проблемная ситуация и цель должны быть чётко сформулированы.

Важно показать, что у одной и той же проблемы есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

Рассмотрим этапы технологии:

  1.      Детям на мотивационном этапе ставится проблема или задается ситуация для решения.
  2.      Далее дети, в ходе организационного этапа разделившись на подгруппы, повторив правила, приступают к деятельности в малых группах: «Создатели идей» и «Эксперты».
  3.      Во время деятельностного этапа «Создатели идей» высказывают возможные решения проблемы, в том числе и фантастические.

Воспитатель фиксирует их: записывает сам или использует диктофон. После чего заслушиваются все идеи, а затем по одной. «Эксперты» и «Создатели» обсуждают идею. «Эксперты» высказывают, подходит данная идея или нет. «Создатели» выражают своё мнение, если не согласны аргументируют.

Примерные вопросы к детям при обсуждении:

Какая идея наиболее подходит?

Подходит ли эта идея? Почему?

Давайте подумаем вместе?

Какие условия отбора?

  1. В ходе рефлексии на заключительном этапе воспитатель даёт общую оценку деятельности детей. Дети проводят самоанализ своей деятельности.

На этапе создания идей в адрес авторов, следует ввести полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Работающие дети в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

Можно смеяться, высказывая сумасшедшую идею, но нельзя смеяться над ней.

Технология может быть использована на этапе изучения и закрепления нового материала, для организации совместной деятельности воспитателя с детьми при решении задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». В рамках исследовательской работы технологию можно использовать на этапе постановки проблемы.

«Мозговой штурм» можно использовать для развития фантазии и воображения, мышления, памяти, для раскрепощения сознания детей.

Достоинства технологии «Мозговой штурм» состоит в том, что она позволяет развивать идеи друг друга; преодолевать страх перед критикой и страха ошибиться; помогает поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

Технология «Мозговой штурм»,позволяет в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.

Описание «Мозгового штурма»

Мозговой штурм (англ. – brainstorming) — интерактивная образовательная технология, которая предполагает стимулирование творческой активности обучающихся, направленной на решение проблемы/задачи посредством поиска и развития разнообразных вариантов/идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся.

Технология заключается в подборе преподавателем проблемы/задачи, не имеющей однозначного решения. Обучающимся предлагается в установленный срок высказать как можно большее количество вариантов решения с их последующим анализом, обсуждением и выбором наиболее оптимального в условиях поставленной задачи.

В реализации мозгового штурма и достижении поставленных целей преподавателю важно создать и поддерживать комфортную рабочую атмосферу, атмосферу доброжелательности и уважения, исключать любые проявления критики и оценки, поддерживать активность обучающихся, интенсивную работу (без длительных пауз, заминок) во время генерирования идей и последующего их анализа и обсуждения.

Свободный обмен идеями между участниками предполагает выполнение основных правил мозгового штурма:

отсутствие критики: безоценочное отношение к предложенным идеям способствует раскрепощению обучающихся, что позволяет им предложить максимальное количество идей за ограниченный промежуток времени;

поощрение нестандартных идей: последующий анализ и развитие таких идей часто позволяет найти оригинальное решение без привлечения дополнительных ресурсов;

равноправие участников: каждый участник должен знать, что его идея будет услышана и рассмотрена;

фиксация всех высказанных идей: все идеи, высказанные вслух, следует записывать на доску, флип-чарт, диктофон и т.д. дословно за автором высказывания;

время для инкубации: участникам штурма необходимо предоставить время на обдумывание, анализ, систематизацию и критику всех высказанных идей.

Технология мозгового штурма может использоваться для решения разнообразных учебных задач: для развития творческих и коммуникативных способностей обучающихся, критического и аналитического мышления, вовлечения обучающихся в активную работу на занятии, организации их совместной учебно-познавательной и исследовательской деятельности.

Мозговой штурм имеет множество вариаций и характеризуется значительной гибкостью в технологии его проведения. В зависимости от цели и условий применения мозговой штурм может быть разным по длительности – от 10-15 минут до 1 астрономического часа – и объединять разное количество участников. Оптимальное количество участников мозгового штурма – от 5 до 10 человек. При большем количестве целесообразно деление обучающихся на группы.

В технологии мозгового штурма можно выделить следующие этапы: подготовительный и мотивационно-ориентировочный, основной и рефлексивно-оценочный.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАПЫ

Заключаются в подготовке преподавателя к мозговому штурму. Состоит из следующих шагов:

1. Определение места реализации мозгового штурма в учебном процессе:

на начальном этапе – для включения их в активную работу на занятии, мотивации к обучению и др.;

в середине изучения темы– для понимания материала студентами, выявления аспектов, требующих дополнительного разбора, проработки.

2. Определение проблемы/задачи для решения в ходе мозгового штурма, определение цели мозгового штурма.

Требования к проблеме/задаче:

— предполагает несколько вариантов решения;

— предполагает нахождение решения в течение отведенного времени.

3. Определение критериев, которым должно соответствовать оптимальное решение. Критерии определяются в зависимости от цели мозгового штурма (например, оригинальность, экономическая выгодность, возможность реализации в имеющихся условиях/применимость и др.).

4. Определение конечного результата, который должен быть достигнут по итогам мозгового штурма.

Результат мозгового штурма зависит от цели его проведения, может заключаться в выборе одного/нескольких вариантов оптимального решения проблемы/задачи. Оптимальных решений может быть несколько, с разной комбинацией критериев, которым они соответствуют. Например, экономически выгодное решение, но требующее больших временных затрат или быстро реализуемое решение, но более дорогое и т.п.

5. Определение технологии проведения мозгового штурма:

— подготовка задания для актуализации знаний обучающихся перед началом мозгового штурма: эвристические задачи, экспресс-опрос и др. (при необходимости);

— определение формата работы обучающихся в процессе мозгового штурма:

> с делением на группы (по 5-6 человек): участники группы выдвигают и фиксируют идеи, обсуждают их внутри группы, результаты обсуждения озвучивает представитель группы; преподаватель (ведущий) переходит от группы к группе и координирует их работу;

> без деления на группы.

— определение порядка выдвижения обучающимися идей:

> высказывание идей по очереди;

> свободное высказывание идей в любое время.

— определение способа фиксации идей:

> обучающиеся фиксируют идеи на карточках, выданных перед началом мозгового штурма (на одну карточку записывается одна идея);

> преподаватель (ведущий) фиксирует идеи на доске, ватмане, флипчарте и др.;

> специально назначенные «секретари» из числа обучающихся (2-3 человека) фиксируют все предложенные идеи.

— определение способа оценивания выдвинутых идей относительно заданных критериев:

> оценка по баллам (с присвоением числовых значений и определением среднего значения);

> оценка соответствия варианта критерию. Например, каждая идея отмечается значками:

+ + — полностью соответствует критерию;

0 — не соответствует критерию.

Оценивание идеи может осуществляться в ходе совместного обсуждения всеми участниками мозгового штурма, группой экспертов или самим преподавателем. Отбираются идеи, отмеченные значками «++» по каждому критерию.

6. Подготовка материалов и оборудования, необходимых для проведения мозгового штурма (карточки, бумага, маркеры и др.).

7. Информирование обучающихся о специфике мозгового штурма, правилах его проведения.

Заключается в реализации мозгового штурма. Состоит из следующих шагов:

1. Актуализация знаний обучающихся перед началом мозгового штурма (экспресс-опрос, эвристические задачи и др.) (при необходимости).

2. Сообщение обучающимся проблемы/задачи для решения в ходе мозгового штурма, а также цели мозгового штурма, критериев для выбора оптимального решения;

Задача преподавателя – обеспечить верное понимание цели мозгового штурма каждым обучающимся.

3. Генерация идей обучающимися и их фиксация.

Задача преподавателя – побудить обучающихся взглянуть на проблему/задачу с иной точки зрения, поощрять выдвижение наиболее нестандартных, абсурдных идей.

4. Контроль за соблюдением правил в ходе мозгового штурма, координация хода мозгового штурма (контроль времени, следование плану, оказание помощи в случае необходимости).

5. Анализ предложенных идей, их комбинирование и совершенствование.

Задача преподавателя – способствовать глубокой проработке обучающимися каждой выдвинутой идеи (возможно объединение схожих вариантов, их развитие, повышение качества и т.п.).

Состоит в оценке результатов мозгового штурма и выборе оптимального варианта решения рассмотренной проблемы/задачи. Состоит из следующих шагов:

1. Оценка предложенных обучающимися идей относительно заданных критериев.

Задача преподавателя – предложить обучающимся пересмотреть выдвинутые идеи относительно заданных критериев.

Обучающиеся рассказывают о самых лучших идеях по итогам их оценки. Лучшие идеи оформляются на специальном стенде или в виде рекомендаций.

3. Выбор оптимального варианта решения проблемы/задачи, рассмотренной в ходе мозгового штурма.

Обучающиеся совместно с преподавателем оценивают и анализируют отобранные идеи и выбирают наиболее оптимальный вариант в условиях поставленной задачи.

4. Самооценка обучающихся об участии в мозговом штурме.

5. Сопоставление преподавателем целей мозгового штурма с полученными результатами.

6. Формулирование выводов об эффективности проделанной работы.

7. Самооценка преподавателя о проведении мозгового штурма, достижении поставленных целей.

Дополнительные источники информации:

2. Глобин А.Н., Крылова М.Н. Методы прямого и обратного мозгового штурма в обучении инженерному творчеству // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2617;

3. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учеб. пособие / А.П. Панфилова. — 3-е изд. — М.: Флинта, 2012. — 320 с.

При копировании материалов обязательна ссылка на: Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Харитонова О.В., Багаутдинова А.Ш., Джавлах Е.С. Интерактивные технологии в образовательном процессе Университета ИТМО. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Университет ИТМО, 2017. — 100 с.

Информация © 1998-2017 Университет ИТМО, Департамент по образовательной и внеучебной деятельности

Разработка © 2017 Университет ИТМО, Департамент информационных технологий

Источники:
Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Научная статья по направлению Методика бесплатно. Тема Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, текст научной статьи из научного журнала Вопросы дошкольной педагогики
http://moluch.ru/th/1/archive/12/441/
Описание Мозгового штурма
Описание
http://edu.ifmo.ru/pages/383/

(Visited 13 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Мужчина и женщина Мужчина и женщинаИ почему вредно выходить замуж до тридцати 25… (1)

Межличностные конфликты Конфликты в межличностных отношениях: стадии и меры профилактики В статье… (1)

Анонимно наркомания Анонимно наркомания Анонимное лечение наркомании В лечении наркомании есть много… (1)

Как правильно проводить собеседование Как максимально эффективно и правильно провести собеседованиеКак максимально эффективно и… (1)

Мораль и справедливость Мораль и справедливость Федеральный правовой портал (v.3.2) Источник: Электронный каталог… (1)

COMMENTS