Типы акцентуации характера по Леонгарду, по Личко

Акцентуации характера по А.Личко и К.Леонгарду

Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. Акцентуации относится к крайним вариантам поведенческой нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера.

А. Е. Личко на основании клинико-психологических исследований выделил следующие типы акцентуации личности: гипертимный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, циклоидный, эмоционально-лабильный, сензитивный, астеноневротический, неустойчивый, паранойяльный, истероидный, конформный.

Краткая характеристика типов акцентуаций:

Гипертимный тип — отличается неугомонностью, шумливостью, подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, неусидчивостью, приподнятым настроением. Им свойственна переоценка собственной личности, тяга к компаниям, подчас асоциальным.

Акцентуации по психастеническому типу выражаются в повышенном самоанализе и самобичевании, робости, тревожной мнительности, «умственной жвачке», навязчивых страхах, моторной неловкости и нерешительности.

Шизоидному типу свойственны раздвоенность, замкнутость (аутизм), эмоциональная холодность, трудности в межличностных отношениях, склонность к вычурной фантазии, символике, «философской интоксикации» . В качестве коммуникативного допинга используется алкоголь. Шизоиды обнаруживают неуклюжесть и вычурность в психомоторной сфере, раздвоенность сознания.

При эпилептоидном типе акцентуации злобная гневность и жестокость уживаются с бережливостью, педантизмом и аккуратностью, повышенной ревнивостью, стремлением к властвованию. Алкогольное опьянение усиливает агрессию и сопровождается беспамятством, садомазохистскими наклонностями.

Циклоидному типу свойственна склонность к колебаниям настроения: период подъема с активностью, шутливостью, склонностью к алкоголизации (до 1-2 недель) может сменяться понижением настроения до степени, не доходящей до истинной депрессии (субдепрессия). Мелкие неприятности тогда переносятся тяжело. Появляются вялость, скука, разбитость, стремление к одиночеству.

Главной чертой лабильного типа является крайняя неустойчивость настроения, меняющегося от ничтожного повода. Это «люди настроения в данный момент», чуткие к знакам внимания, привязанные к родным и близким. У лабильных циклоидов фаза упадка короче (1-2 дня).

Сензитивный тип отличается впечатлительностью, тягой к интеллектуально-эстетическим увлечениям, переживанием своей неполноценности.

Астеноневротический тип проявляется капризностью, раздражительностью, плохим сном и аппетитом, ипохондрией.

Неустойчивый тип характеризуется легкой подчиняемостью, безынициативностью. Эти лица часто попадают в сомнительные компании, склонны к отклоняющемуся (делинквентному) поведению, азартным играм, удовольствиям, праздному безделью.

Паранойяльная акцентуация характеризуется чрезмерной подозрительностью, напряженностью, недоверчивостью.

Истероидный тип отличается эгоцентризмом, стремлением, во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Представители этого типа любят выслушивать только похвалу в свой адрес, часто претендуя на роль лидера. Однако чувства их неглубоки, воля ослаблена, авторитет невысок, тем более что они склонны к патологическому фантазированию и лжи. Если на первое место у истероидных личностей выступает стремление вызвать удивление и почитание, а также демонстративность поступков, то можно говорить о демонстративной разновидности этого типа акцентуации. Во всех поступках такого типа наблюдается явная наигранность, неестественность, и позёрство, даже в интимной сфере.

Конформный тип акцентуации характеризуется растворением личности в окружающих. Эти лица мимикрируют под любое окружение, поэтому, попав в хороший микросоциальный коллектив, они могут стать исполнительными работниками, в ином случае могут нарушать нормы поведения (например, «за компанию» спиваются).

Если у одного и того же индивидуума встречаются сочетания нескольких черт, то говорят о смешанном типе акцентуации характера».

Сравнительная таблица классификации акцентуированной личности (по К. Леонгарду) и классификации акцентуаций характера (по А. Е. Личко)

www.psy-mind.com.ua

Акцентуация характера в психологии — определение и типы с описанием

Свойства характера

Среди особенности проявлений личности принято различать общие (глобальные) и частные (локальные) свойства. Влияние общих качеств охватывает огромную сферу поведения. Некоторые психологи (А. Г. Шмелёв, У. Норман) обозначили основные глобальные черты характера. Они представили пары противоположных черт следующим образом:

  • самонадеянность — нерешительность;
  • доброжелательность — враждебность;
  • осознанность — импульсивность;
  • уравновешенность — обеспокоенность;
  • гибкость интеллекта — упёртость.

К частным проявлениям относятся более конкретные черты характера. Они также оказывают значительное влияние на человека и его взаимоотношения с окружающими.

К ним можно отнести следующие признаки:

  • открытость — замкнутость;
  • лидерство — зависимость;
  • романтичность — практичность;
  • честолюбие — скромность;
  • деликатность — бесцеремонность;
  • самобытность — стереотипность;
  • тревожность — безмятежность;
  • независимость — конформизм (приспособленчество, подверженность чужому влиянию).

Понятие и виды акцентуации

Акцентуация характера в психологии — это индивидуальные особенности человека, характеризующиеся явным преобладанием одних черт характера над другими. Эта совокупность качеств проявляется в поведении, отношении к другим людям и к самому себе, а также является основой для формирования определённых жизненных установок и мировоззрения.

Некоторые гипертрофированные черты характера мешают в повседневной жизни. Например, тревожность, как обычная реакция на какие-то невзгоды и напряжённые ситуации., знакома практически каждому. Но если это чувство начинает преследовать человека постоянно, без каких-либо объективных причин, и превращается в постоянный фон преобладающего беспокойства, с этой проблемой нужно бороться. Иначе в дальнейшем она может привести к нервозности и срывам.

Далее приведены некоторые классификации, предложенные известными психологами. Несмотря на то что типологии разных специалистов, занимающихся изучением этого вопроса, могут незначительно отличаться, существуют общие сведения.

Классификация по Леонгарду

Немецкий психиатр Карл Леонгард основательно изучал проблемы и особенности психики человека. Он является одним из первых авторов, предложивших концепцию акцентуализации и типологии личности.

Типы акцентуации характера по Леонгарду:

  • Эмотивный — отличается добротой, умеет проявлять сострадание, ценит родных и друзей. В делах обязателен и исполнителен. Из недостатков — склонен к слезливости и депрессивным состояниям. Иногда бывает стеснительным.
  • Аффективно-экзальтированный — обладает хорошим эстетическим вкусом, общительный и открытый. Но в стрессовых ситуациях может поддаться панике.
  • Аффективно-лабильный — отличается мягким и ранимым характером. Не переносит уединения и равнодушного отношения окружающих. Склонен к резким перепадам настроения.
  • Тревожный — дружелюбный и добрый. Бывает чрезмерно самокритичен и неуверен в себе. Нуждается в поддержке окружающих, поскольку не умеет отстаивать свою точку зрения.
  • Гипотимный (дистимный) — серьёзный, сосредоточенный и немногословный. Ценит близких людей, но часто бывает замкнутым.
  • Гипертимный тип акцентуации характера отличается активностью, оптимизмом и трудолюбием. Однако не всегда доводит начатое до конца. Не выносит уединения.
  • Возбудимый — склонен к частым перепадам настроения. Обычно ведёт себя спокойно и сдержанно, умеет заботиться о близких. Однако в период эмоциональной вспышки плохо контролирует своё поведение.
  • Застревающий — обладает ответственностью, стрессоустойчивостью, целеустремлённостью и стойкостью. Требователен к себе. К недостаткам можно отнести ранимость, подозрительность, обидчивость, склонность к ревности. Иногда может застревать на негативных эмоциях.
  • Педантичный — характеризуется аккуратностью и скрупулёзностью. Неукоснительно следует правилам, добросовестный и спокойный. Но если педантизм приобретает гипертрофированный характер, человек становится занудливым и придирчивым.
  • Демонстративный — обладает харизмой, хорошим воображением и лидерскими качествами. Артистичен и общителен. Но при этом может быть эгоистичным и тщеславным. Болезненно переносит, если ему уделяют недостаточно вниманию (по его мнению).
  • Интровертированный. Замкнутый и погружённый в свой внутренний мир. Общителен лишь в кругу близких людей. Обладает хорошим воображением.
  • Экстравертированный. Общительный и дружелюбный. Внимательный в работе. Иногда может быть легкомысленным и импульсивным.

Типология по Личко

Советский психиатр Андрей Личко начал изучать этот вопрос ещё на заре своей деятельности. Таблица акцентуации характера по Личко во многом похожа на типологию, представленную Леонгардом. Автор перечисляет следующие типы.

Истероидный (демонстративный)

Больше всего этот тип распространён среди женщин, однако встречается и у мужчин. Наиболее интенсивно проявляется в юношестве и молодости. С возрастом ярко выраженные особенности этого типа могут снижаться.

Люди с таким характером отличаются повышенной эмоциональностью. При этом их чувствительность не настолько выражена. Они достаточно легко переносят обиду и различные невзгоды, но демонстрируют сильные переживания. К тому же им свойственна резкая смена настроений и переменчивость в поведении.

Они всячески пытаются привлечь внимание окружающих. Это стремление отражается практически во всём: поступках, привычках, стиле одежды и манере общения. Такая личность нуждается в почитании, восхищении, сопереживании или в крайнем случае открыто выраженных негативных эмоциях. Главное, чтобы окружающие их не игнорировали и не относились равнодушно.

Они очень артистичны по натуре и способны адаптироваться к любой ситуации. Практически всегда умеют выглядеть эффектно, даже при отсутствии ярких внешних данных.

Эпилептоидный (возбудимый)

Люди этого типа также обладают повышенной потребностью во внимание окружающих. Однако они это демонстрируют несколько иными способами — жалуются, стараются вызвать сочувствие и выражают недовольство. Как правило, они больше концентрируются на плохом. Могут долго вынашивать обиду, а затем выплеснуть все скопившиеся негативные эмоции.

Такая личность довольно плохо переносит изменения. Чаще всего люди эпилептоидного типа придерживаются установленного и привычного порядка.

В повседневной жизни руководствуются, как правило, собственным мнением. С трудом воспринимают альтернативные взгляды. Часто бывают недоверчивыми. Хорошо развито критическое мышление. Однако если что-то идёт не по плану, могут доходить до приступов ярости.

У этого типа личности есть много положительных сторон: скрупулёзность, аккуратное и внимательное отношение к работе, способность просчитывать ситуацию наперёд и мыслить рационально, энергичность, высокая работоспособность, целеустремлённость.

Шизоидный (замкнутый)

Внешне такие люди могут показаться холодными, отстранёнными и замкнутыми. Однако это вызвано скорее неумением общаться. Для них это своего рода защитный механизм. Уход от внешнего мира, погружение в собственный уютный мир фантазий и одиночество помогает им оставаться защищёнными.

Они свободно себя чувствуют лишь среди небольшого круга самых близких людей. Нередко отпугивают посторонних своим странным поведением. Но они привыкли, что окружающие их так воспринимают. К тому же они не любят находиться в центре внимания.

Среди людей шизоидного типа есть много творческих личностей. Высокая степень выраженности фантазии и стремления к чему-то новому помогает находить оригинальные идеи.

Циклоидный (циклотимный)

Их деятельность характеризуется подъёмами и спадами. Настроение довольно переменчиво. Воодушевление может резко смениться апатией или унынием. В периоды подъёма эти люди очень общительны, проявляют лидерские качества, воплощают творческие задумки, достигают успеха и вдохновляют окружающих. Но в периоды спада теряют интерес ко всему происходящему, впадают в прокрастинацию и стремятся к уединению. В таком состоянии их самооценка значительно снижается. Они чрезвычайно ранимы к критике и неодобрению.

При неблагоприятных обстоятельствах и стрессах период спада может затянуться, а в редких случаях даже перерасти в расстройство психики.

Параноидный (подозрительный и недоверчивый)

Основные положительные черты характера — целеустремлённость, настойчивость и желание совершенствоваться. Но зачастую стремление к успеху приводит к страху оказаться плохим и чрезмерному беспокойству из-за мнения окружающих. В таком человеке словно живёт две личности: одна считает себя полным ничтожеством, вторая — совершенством. Отсутствие внутренней гармонии и постоянное противостояние приводит к эмоциональной усталости.

Неустойчивый и лабильный

Эти два проявления очень похожи. Разница заключается в том, что люди лабильного типа чаще впадают в крайности. А пусковым механизмом для смены настроения может послужить любая мелочь.

К положительным качествам неустойчивого типа можно отнести любознательность, стремление к новаторству и оптимистичный настрой. Но ему сложно достигнуть успеха из-за лени, слабоволия, постоянного поиска ярких впечатлений и переменчивого эмоционального фона. Иногда эти люди попадают в опасные ситуации, поскольку ищут острых ощущений. Им не хватает способности рационально мыслить и анализировать происходящее. Часто подвергаются эмоциям.

Характер людей с лабильным характером отличается частыми перепадами настроения. Иногда пусковым механизмом может послужить незначительный повод, например, интонация или взгляд собеседника. Они часто впадают в крайности. Полное отчаяние может резко смениться восторженной радостью. Их взаимоотношения с окружающими и качество работы зависят от настроения.

Люди с этим видом акцентуации общительны, но зависимы от похвалы или критики. Их стрессоустойчивость крайне низкая. Не всегда могут найти в себе силы справляться с трудностями и нуждаются в поддержке близких. Тем не менее они отличаются открытостью, искренностью и верностью.

Конформный (зависимый)

Такие люди очень подвержены внешнему влиянию. Они идут за толпой и не доверяют собственным суждениям, если мнение большинства отличается. Плохо развито критическое мышление и способность анализировать. Боятся выделяться и стараются следовать моде. Они довольно консервативны. Им не хватает независимости, оригинальности и активности. Однако этот тип личности не грозит трансформацией в патологию.

Астено-невротический и психастенический

Оба вида имеют много общих характерных черт, с той лишь разницей, что люди психастенического типа более нерешительны и склонны к неврозам. В остальном же они очень похожи. Представительно обоих типов быстро устают, часто испытывают раздражение и плохо переносят нагрузки. Интеллектуально развиты, стремятся к самосовершенствованию, однако не всегда справляются с трудностями из-за повышенной тревожности. Причиной беспокойства могут стать такие ситуации, как предстоящий экзамен или собеседование, конкурс, соревнования. Однако они высоко ценят хорошие взаимоотношения с людьми, всегда готовы помочь и проявить сочувствие.

Тяжело переносят расставание. Это связано с тем, что они редко кого-то подпускают близко и уход одного из таких людей будет восприниматься, как потеря значительной части жизни. У таких людей часто проявляется дистимность (подавленное настроение).

Склонны к глубоким размышлениям и способны улавливать то, что остаётся незаметным для других людей. Окружающим может показаться, что люди с шизоидным типом неэмоциональны, однако на самом деле внутри они бурлят яркие переживания. Им сложно говорить о чувствах, даже если возникает желание. Для того чтобы узнать их внутренние переживания, лучше всего использовать непрямые способы: обсуждать фильмы, книги или музыку.

Гипертимный (чрезмерно активный)

Это именно те люди, которые чаще всего становятся «душой компании». Обладают оптимизмом, очень общительны, энергичны и доброжелательны. Умеют находить положительные стороны во всём. Среди недостатков: плохо справляют с работой, требующей тщательного исполнения и внимательности, склонны к расточительности. Бурное реагирование иногда мешает в повседневных ситуациях. Чаще всего гипертимность проявляется в подростковом возрасте.

Сенситивный (чувствительный)

Такой человек обладает высокой чувствительностью и способностью сопереживать. Порой бывает чрезмерно впечатлительным и неуверенным в себе. Ему сложно справляться со стрессовыми ситуациями и принимать рациональные решения. Бывает пессимистичен. В работе всегда добросовестный, исполнительный и обязательный. Но в состоянии стресса может быть чрезмерно эмоциональным и непредсказуемым.

Методика Шмишека

Г. Шмишек — ещё один психолог и диагностик, который смог дать определение и акцентуировать типы характера. Классификация Шмишека практически не отличается от представленных выше типологий других специалистов. Автор предлагает следующие типы личности:

  • демонстративный;
  • застревающий;
  • педантичный
  • возбудимый;
  • гипертимический;
  • дистимический;
  • циклотимный;
  • эмотивный;
  • экзальтированный;
  • тревожно-боязливый.

Акцентирование какой-либо черты характера формирует определённый образ мышления и манеру поведения. В повседневной жизни при нормальных условиях эти качества, как правило, остаются в пределах допустимого. Зачастую тонкие отклонения могут замечать лишь люди, находящиеся в близком окружении. Однако стрессы, потрясения и воздействие других негативных факторов могут пагубно сказаться на психическом здоровье человека. Иногда под влиянием таких рычагов определённые акцентуации превращаются в форму психопатии и других отклонений.

nauka.club

Акцентуация характера: понятие и причины проявления, виды

Приветствую Вас, друзья!

Акцентуация – это понятие, применяемое в психологии для обозначения специфических особенностей личности. Данным термином обозначают совокупность черт характера, которыми человек заметно выделяется на общем фоне. Сегодня мы подробно разберём, что представляют собой акцентуации, какими они бывают, почему появляются и как меняются в течение жизни.

Что такое акцентуация характера?

Акцентуацией характера называется такая его особенность, при которой отдельные черты выражены наиболее сильно, а сама личность при этом очень уязвима к одним психогенным воздействиям, но устойчива к другим. С точки зрения психологии, акцентуации имеют общую природу с расстройствами психики. Но они не являются таковыми, а считаются особенностями характера, находящимися в пределах нормы.

Акцентуация характера – это отчётливо проявляющаяся дисгармоничность, при которой отдельные черты на фоне других выражены чрезмерно сильно. Для окружающих поведение акцентуированной личности нередко выглядит странным, из-за чего могут возникать сложности в общении. Акцентуация характера обычно причиняет немало неудобств, делая человека склонным к депрессиям и неврозам. В перспективе это может приводить даже к реальным психическим расстройствам.

Как появился термин?

История данного термина начинается в 1964 году. Тогда немецкий психиатр Карл Леонгард опубликовал работу под названием «Нормальные и патологические личности». В ней он впервые использовал термин «акцентуация личности», а также перечислил несколько акцентуаций, которые ему удалось выделить на тот момент. Несмотря на то, что это была научная работа, Леонгард для наглядности сопоставил каждый тип акцентуации с известным литературным персонажем.

В 1968 году он опубликовал окончательный вариант классификации, который к тому моменту успел существенно переработать и дополнить. Он разделял все акцентуации на три группы, локализуя их по характеру, темпераменту и типу личности. В 1977 году советский психиатр Андрей Личко опубликовал свою классификацию, дополнив работу Леонгарда. Сегодня она считается более точной, кроме того, общепринятым стал предложенный им термин «акцентуация характера» (а не личности, как у Леонгарда).

Классификация акцентуаций по Леонгарду

Оригинальная классификация Карла Леонгарда, составленная им в 1964 и уточненная в 1968 году, насчитывает 12 типов акцентуации характера:

  1. Демонстративный. Такой человек жаждет внимания и одобрения, всегда старается произвести приятное впечатление на окружающих. У него завышенное ЧСВ, поэтому ему нравится ощущать себя незаменимым, и он не упускает повода намекнуть на это или даже сказать прямо.
  2. Застревающий. У таких людей долго держится эмоциональная реакция на происходящие события. Они довольно злопамятны, поскольку им свойственно долго обдумывать обидные ситуации.
  3. Педантичный. Люди с таким типом акцентуации обычно опрятны и аккуратны, не терпят беспорядка. Они склонны к перфекционизму и очень медлительны, потому что подолгу обдумывают каждое решение. Также им свойственно бояться перемен.
  4. Гипертимический. У такого человека почти всегда хорошее настроение. Он активен, постоянно стремится получить яркие впечатления и эмоции, любит общаться и легко справляется с житейскими неприятностями.
  5. Дистимический. Данный тип акцентуации личности представляет собой противоположность предыдущего. Настроение у его обладателей обычно довольно мрачное, они весьма пессимистичны и замкнуты, болезненно воспринимают даже мелкие неприятности.
  6. Циклотимический. Достаточно распространена ситуация, когда дистимический и гипертимический тип акцентуации уживаются в одном человеке, периодически сменяя друг друга.
  7. Возбудимый. Людям с таким типом акцентуации личности свойственна чрезмерная импульсивность. Они часто действуют инстинктивно, не успев толком обдумать поступок.
  8. Экзальтированный. Главная особенность обладателей данного типа акцентуации заключается в крайне эмоциональность реакции на многие мелочи. Незначительная радость может привести такого человека в состояние экзальтации, а маленькая неприятность – сильно опечалить.
  9. Тревожный. Люди с таким типом акцентуации склонны постоянно тревожиться из-за ближайших планов и трудностей, которые потенциально могут возникнуть. Также им свойственно подолгу обдумывать ошибки и неловкие ситуации из прошлого. Как правило, они довольно робкие и нерешительные.
  10. Интровертированный. Это люди, ориентированные на свой внутренний мир и предпочитающие руководствоваться в делах собственным опытом, вместо того чтобы спрашивать чьего-то совета. Свои поступки они обычно обдумывают дольше, чем следовало бы. Они склонны к рефлексии, поэтому часто уединяются и «выпадают» на некоторое время из жизни.
  11. Экстравертированный. Такой человек большое значение придаёт общению с окружающими, всегда интересуется чужим мнением, спрашивает советов. Он склонен действовать импульсивно, не обдумывая поступки и решения слишком долго.
  12. Эмотивный. Такие люди обычно весьма чувствительны, добры и восприимчивы. Они ранимы и обидчивы, однако простить обидчика готовы практически мгновенно, стоит тому только извиниться.

Классификация акцентуаций по Личко

Советский психиатр Андрей Личко несколько иначе понимал, что такое акцентуация характера. Он относил её только к характеру, поскольку считал, что личность – слишком комплексное понятие для этого. В 1977 году он опубликовал свою классификацию, существенно отличающуюся от предложенной Леонгардом. Она включает следующие типы:

  1. Гипертимный. Обладатели такой акцентуации обычно активны и оптимистичны, любят общаться, постоянно пребывают в поиске новых увлечений. Их интересы часто меняются, поэтому они склонны бросать дела незавершенными.
  2. Циклоидный. У таких людей настроение меняется в широком диапазоне. Сначала они ведут себя так, будто у них гипертимный тип акцентуации, но потом погружаются в состояние дисфории. Обычно такие фазы длятся по 1-2 недели, иногда наступают продолжительные перерывы.
  3. Лабильный.Таким людям свойственны частые перепады настроения. Они весьма чувствительны, привязаны к близким, добры, отзывчивы и альтруистичны.
  4. Сенситивный. Обладатели данного типа акцентуации обычно весьма самокритичны, из-за чего часто страдают от избытка комплексов и низкой самооценки. В подростковом возрасте они часто подвергаются буллингу, но всё равно сохраняют доброту.
  5. Астено-невротический. Такие люди обычно раздражительны и склонны к ипохондрии. Любые сложности вызывают у них чрезмерное напряжение, поэтому они очень тяжело переносят экзамены, испытания и состязания. При этом они довольно дисциплинированны, аккуратны и педантичны.
  6. Шизоидный. Люди с таким типом акцентуации не особо общительны, много времени проводят в одиночестве. Они замкнуты на собственных эмоциях, поэтому не склонны к сопереживанию. При этом они отличаются преданностью и очень ценят тех немногих людей, с которыми сближаются.
  7. Психастенический. Обладатели данного типа акцентуации обычно долго колеблются перед принятием решений и избегают ответственности. Они склонны к рефлексии, подолгу обдумывают свои поступки и высказывания, которые кажутся им ошибочными или излишне неловкими.
  8. Эпилептоидный. Этим людям свойственна импульсивность и повышенная возбудимость. Они часто делают преждевременные выводы, при малейшем подозрении могут допустить вспышку гнева и наброситься на человека с упреками. Они очень требовательны не только к окружающим, но и к себе, поэтому обычно аккуратны, ответственны и пунктуальны.
  9. Истероидный. Обладателям данного типа акцентуации свойственен эгоцентризм, они любят пребывать в центре внимания, но при этом постоянно боятся разоблачения. Они очень инициативны и достаточно настойчивы, однако легко меняют свои увлечения.
  10. Конформный. Такой человек обычно стремится максимально соответствовать своему окружению, придаёт большое значение мнению авторитетных для него личностей. Конформизм проявляется во всех сферах его жизни. Даже его вкусы, увлечения и сексуальные предпочтения полностью подчинены нормам, принятым в его окружении.
  11. Неустойчивый. Такие люди обычно довольно ленивы. Они не ставят перед собой целей и не строят планов. Им нравится отдыхать и развлекаться, они часто меняют интересы и увлечения.

Степень выраженности акцентуаций

Стараясь дать более точное определение того, что такое акцентуация характера, Андрей Личко выделил две группы (или две стадии) акцентуаций:

  • Скрытая акцентуация. В данном случае специфические черты характера практически не заметны, но могут проявляться в стрессовых ситуациях и при конфликтах.
  • Явная акцентуация. Все специфические и проблемные черты характера выражены довольно сильно и проявляются во многих жизненных ситуациях. Явная акцентуация считается крайним случаем нормы.

Акцентуация характера – это сумма наследственных особенностей психики, воспитания и накопленного жизненного опыта. Обычно наследственная составляющая при нормальных условиях воспитания формирует лишь скрытую форму акцентуации, а под влиянием различных внешних факторов она может переходить в явную.

Причины возникновения акцентуаций

Тип акцентуации, свойственный конкретному человеку, определяется в основном генетическими факторами. А вот её дальнейшее развитие и усиление определяются уже всевозможными внешними причинами, среди которых наиболее значимыми являются такие факторы как:

  • Воспитание. Любые крайности, будь то недостаток внимания или гиперопека, могут спровоцировать развитие акцентуации.
  • Количество свободы в детстве. Здесь подразумевается то, как ребенок учится, насколько свободным или авторитарным является процесс образования.
  • Барьеры в общении. Если подросток испытывает проблемы в общении со сверстниками, это может приводить к нервным срывам, из-за которых проявляется акцентуация.
  • Внутренняя дисгармония. Это может быть заниженная самооценка или комплекс неполноценности. Чем больше на человека давят такие переживания, тем сильнее проявляется акцентуация его характера.

Также к усилению и проявлению скрытых акцентуаций характера могут приводить недостаток общения и продолжительное пребывание в одиночестве, неудовлетворенность личных потребностей, различные заболевания центральной нервной системы и хронические болезни.

Развитие акцентуаций

Исследуя природу акцентуаций характера, Личко уделял значительное внимание тому, в каком возрасте и под влиянием каких факторов они заостряются. Ему удалось обнаружить, что разные типы акцентуаций проявляются в разное время. Так в случае сенситивного типа заострение обычно происходит приблизительно в 19-летнем возрасте. Шизоидный тип акцентуации заостряется в раннем детстве, а гипертимный обычно проявляется у подростков.

Современные исследования показывают, что акцентуации проявляются примерно у 80% подростков. Но их природа при этом непостоянна, и в дальнейшем они часто исчезают. Некоторые типы акцентуаций могут периодически проявляться и исчезать в течение всей жизни. Другие же при неблагоприятном стечении обстоятельств могут закрепиться, привести к развитию неврозов и стрессов или даже переходить в серьезные расстройства психики.

Заключение

Типы акцентуации характера по Леонгарду, по Личко
dnevnik-znaniy.ru

Классификация К. Леонгарда

  • 18.11.2019 7 минут на чтение Нет комментариев
Содержание
  1. По Гиппократу
  2. По Леонгарду
    1. Гипертимический тип.
    2. Дистимический тип.
    3. Аффективно-лабильный тип.
    4. Экзальтированный тип.
    5. Тревожный тип.
    6. Эмотивный тип.
    7. Демонстративный тип.
    8. Педантичный тип.
    9. Застревающий тип
    10. Возбудимый тип.
    11. Экстровертированный тип.
    12. Интровертированный тип.
  3. Узнай себя

Еще с давних времен у людей возникала потребность предсказывать поведение другого человека, потому что это обеспечивает выживание. Особенно, если я не очень физически сильный человек, мне тогда необходимо обладать высокими когнитивными способностями и … хитростью. И тогда становятся востребованы специалисты, которые смогут помочь мне в этом нелегком деле. На планете очень много людей, и у каждого есть свои индивидуальные особенности, как же мне понять что ожидать от конкретного человека? И тогда эти специалисты подумали о том, а почему бы не создать категории людей, где в каждой категории будет собран определенный набор признаков, определяющий человека в тот или иной тип. И так кого мы помним из истории?
Например древнегреческий врач Гиппократ.

По Гиппократу

Типы темперамента по Гиппократу — древнейшая из психологических типологий. Флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
• Преобладание жёлтой желчи (холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
• Преобладание лимфы (флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
• Преобладание крови (сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
• Преобладание чёрной желчи (мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

Также одна из самых популярных типологий – это гороскоп. Практика составления гороскопов с целью предсказания будущего возникла около V в. до н. э. в Месопотамии, положив начало традиции гороскопической астрологии. Умеры заметили, что каждый год в одном и том же месяце на горизонте восходит определенное созвездие, и связали восход этого созвездия с состоянием природы в данном месяце. Это состояние фиксировалось традицией в ритуально-мифологической форме. Так по¬явился известный нам гороскоп.

Если обратимся к более поздним классификациям, то в начале XX века русский ученый Иван Павлов связал типы темперамента по Гиппократу с общими свойствами нервных процессов и доказал, что каждый человек имеет врожденный тип нервной системы, слабо зависящий от воспитания и воздействия окружающих. Под физиологической основой каждого из темпераментов он понимал тип высшей нервной деятельности, который определяется соотношением уравновешенности, силы и подвижности тормозных и возбудительных процессов. Это созвучно с типологией, которую представляет профайлинг в том смысле, что психотипы тоже основываются на типе нервной системы. В продолжение данной классификации строится модель психотипов Академии.

Проводя курс «Профайлер-Верификатор» я рассказываю студентам о том, что классификация – это инструмент. И здесь важно понимать, то нет ни одной единственно верной классификации, невозможно охватить 7.7 млрд человек в одной классификации. Чем больше инструментов, тем проще вам к специалисту достигнуть своей задачи. Представьте как трудно и, я бы сказала, невозможно построить дом, имея один молоток в руках. Так и здесь, чем больше инструментов в вашей копилке, тем успешнее вы как специалист.

Сегодня мы с вами поговорим о том, какие еще типологии бывают, где они пересекаются с нашей моделью, в чем похожи, а в чем отличны. Ведь многое в типологиях правда похоже. Условно, суть одна, трактовка разная. Но этим они и примечательны. Ведь люди так многогранны, мозаичны и каждый в своем роде уникален, но в тоже время есть общие черты и механизмы, которые нас объединяют.
Ранее Страчкова Ирина рассматривала классификацию К.Г.Юнга. Информацию о ней вы сможете прочесть пройдя по ссылке
Сегодня мы рассмотрим с вами следующую классификацию – акцентуации характера по К. Леонгарду.

По Леонгарду

Акцентуация определяется, как особенности личности, более выраженные, чем рисунок личности, но не так выпирающие, как в психопатии. Акцентуация характера может быть следствием как факторов наследственности, так и того или иного типа воспитания ребенка. К факторам воспитания, провоцирующим и закрепляющим акцентуации, например, относят гиперопеку, потворствующее воспитание, эмоциональное отвержение, жестокое или противоречивое воспитание, воспитание в условиях “культа болезни”.
Акцентуации характера появляются в результате:
– нервно-психических расстройств и различных заболеваний организма, обостряющих ту или иную черту личности (раздражительность, страх и др.);
– образа жизни, требующего усиленной эксплуатации той или иной черты личности (жестокость, слабоволие, подавленность и др.);
– появления трудно преодолимых жизненных проблем в периоды возрастных кризисов.
Карл Леонгард разделил выявленные им виды по нескольким принципам. Он выделил три группы типов акцентуаций по их происхождению: темперамент, характер и личностный уровень.

Гипертимический тип.

Эти люди обладают повышенной словоохотливостью, а также приподнятым настроением, которое сочетается с неуёмной жаждой деятельности. Можно заметить их склонность часто отклоняться от темы разговора. Впрочем, они демонстрируют высокую общительность, склонны к лидерству, весьма активно прибегают к использованию невербальных средств общения. Здесь следует отметить и наличие высокой самооценки, которая сочетается с несерьёзным отношением к предоставленным ему обязанностям. Жёсткая дисциплина, скучная однообразная деятельность, а также одиночество – то, чего боятся представители гипертимического типа.

Дистимический тип.

Индивиды, относящиеся к данному типу, отличаются серьёзностью, но при этом наблюдается
медлительность и слабость в проявлении волевых усилий. Часто страдают от подавленности настроения, заниженной самооценки и немногословности. Все эти свойства приводят к тому, что у представителей дистимического типа развивается пессимистическое отношение к будущему. Также можно отметить и повышенное
чувство справедливости, сочетающееся с добросовестностью.

Аффективно-лабильный тип.

Тут всё предельно просто. Для представителей такого типа характерна смена дистимических и гипертимических состояний, суть которых представлена выше. Такая личность ранима, способна оказать сопереживание, присутствуют высокие принципы морали. Не исключены циклические смены настроения, определяющие отношение данного индивида к другим людям. Не терпит равнодушия к себе, не допускает одиночества, не воспринимает грубость. Тревожный. Достаточно дружелюбный человек, самокритично к себе относится, всегда исполнителен. Часто находится в сниженном настроении, имеет возможность отстаивать собственные интересы. Важно, чтоб его кто-то поддерживал

Экзальтированный тип.

Люди, относящиеся к данному типу, довольно ярко проявляют свои эмоции, возникающие в качестве реакции на происходящие события. Это означает, что они ярче реагируют в том случае, если произошло нечто положительное, и наоборот – намного тяжелее воспринимают печальные события. Довольно часто мотивацией для экзальтативного состояния являются альтруистические побуждения. Отмечается высокая привязанность к близким и друзьям. Могут проявлять искреннюю любовь к природе, искусству или к идеям религиозной направленности.

Тревожный тип.

Как можно догадаться уже по самому названию данного типа, его характеризует наличие таких свойств, как: минорное настроение, низкая контактность, пугливость, неуверенность в самом себе, часто проявляется замкнутость в себе и обидчивость. Дети тревожного типа иногда имеют боязнь остаться одним, часто бояться темноты или животных. Если же говорить о взрослых представителях, то следует отметить наличие высоких этических и моральных требований, а также ярко выраженного чувства ответственности и долга. Людям данного типа свойственны покорность, робость, а также неспособность отстоять свою позицию в споре.

Эмотивный тип.

Довольно ярко проявляет себя в области тонких эмоций. Отличается чувствительностью и проявлением глубоки реакций. Можно утверждать то том, что по своим свойствам данный психотип является родственным экзальтированному типу, о котором говорилось чуть выше. В то же время от экзальтированного типа его отличает менее бурное проявление эмоций. Представители эмотивного типа проявляют впечатлительность, эмоциональность, мягкосердечность, отзывчивость и сопереживание людям. Довольно редко могут вступать в конфликтные ситуации, обиды предпочитают носить в себе, стараясь не дать состоянию усугубиться. Им свойственны исполнительность и обострённое чувство долга.

Демонстративный тип.

Называет он так, потому что индивид, относящийся к людям с такой акцентуацией характера, обладает демонстративностью своего поведения. Стоит отметить и его живость, лёгкость в установлении контактов с окружающими, а также подвижность и артистизм. Данный тип любит плести интриги, быть в центре внимания, легко приспосабливается к людям. Обладает склонность лгать, причём делает это вполне успешно и убедительно.

Педантичный тип.

Данный вид характеризуется инертностью психических процессов, наблюдается долгое переживание после травмирующих событий. Люди, которые относятся к такому типу, крайне редко вступают в конфликты, так как это считают проявление конфликтности лишним. При этом такие люди довольно резко реагируют на любые проявления нарушения порядка. Аккуратность, пунктуальность и скрупулёзность, а также добросовестность и усидчивость, являются типичными чертами таких людей. Следует также отметить их склонность к частым самопроверкам и сомнению в своих поступках.

Застревающий тип

Называемый также аффективно-застойным. Своим названием он обязан особенностью данного вида – высокой задержкой аффектов. Это означает, что человек способен зацикливаться на своих мыслях и чувствах. Он сложно забывает обиды, а также можно отметить инертность в моторике. Такие люди чётко разделяют своих друзей и врагов, и имеют склонность к затяжным конфликтам. Следует отметить также склонность к мстительности и подозрительности. При этом он проявляет волю для достижения поставленной цели.

Возбудимый тип.

Повышенная импульсивность, недостаточная управляемость, весьма слабый контроль над побуждениями и влечениями – вот это характеристики людей такого типа. Также стоит отметить и другие свойства: гневливость, склонность к конфликтам, нетерпимость. Несмотря на импульсивность и возбудимость, такой вид людей часто бывает тяжеловесным в своих поступках, также он не очень общителен. Наблюдается равнодушность к будущему, такие люди предпочитают целиком находиться в настоящем. Предпочитая быть властным, часто выбирают для общения более слабых характером.

Экстровертированный тип.

Представители данного типа имеют предрасположенность к обращённости к тому, что проявляет своё влияние извне. Проявление их реакций ориентирована на внешние раздражители. Такие люди активно ведут поиск новых ощущений, им приносит радость общение с новыми людьми. Также стоит отметить наличие у экстравертов импульсивности в их поступках. Людям такого типа свойственно прислушиваться к чужому мнению, они подвергаются чужому влиянию. Своё собственное мнение не отличается стойкостью.

Интровертированный тип.

Такие люди в первую очередь ценят представления, возвышая их над ощущениями и восприятиями. Внешние события, происходящие в жизни интровертов, влияют на них намного меньше, чем их собственные размышления. Можно отметить тот факт, что интровертированность может быть разумной и чрезмерной. Если в первом случае представитель такого типа способен выработать собственное мышление, то чрезмерная интровертированность приводит к существованию в своих нереальных идеях. Стоит также указать то, что интроверты малообщительны и предпочитают держаться в стороне.

Если вам интересно описание психотипов модели МАИЛ вам сюда

Следует отметить, что последние два типа по определению довольно близки к определениям Юнга. Если брать определение экстраверсии по Леонгарду, то экстравертом является человек, которые ориентируется прежде всего на внешние стимулы, и является крайне восприимчивым к проявлениям среды. Интроверт по Леонгарду, наоборот, невосприимчив к влиянию судьбы и ориентируется на свои внутренние представления.

Узнай себя

Типы акцентуации характера по Леонгарду, по Личко
blog.studylie.ru

Общее и различия в понимании акцентуаций характера К. Леонгардом и А.Е. Личко

Акцентуация характера, по А.Е. Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт нормального характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Само по себе наличие акцентуации характера не является недостатком. Как считает Леонгард акцентуированные личности не являются патологией, это крайняя степень нормы, за которой начинается психопатия – необратимая патология характера, ведущая к нарушению адаптации и взаимодействия человека с окружающей средой.

Акцентуации характера наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера. Позже, они могут превращаться в «скрытые акцентуации». Последние обнаруживают себя в неблагоприятных обстоятельствах – при переживании травмирующих событий, в критических и стрессовых ситуациях и всегда, когда затрагиваются «слабые стороны» человека с тем или иным типом акцентуации. В особо тяжелых обстоятельствах они могут привести к нарушению нормального поведения личности и дезадаптации: сначала слабая акцентуация превращается в сильную, а потом, если воздействие неблагоприятных факторов сохраняется, она может перерасти в соответствующую форму психопатологии.

С понятием акцентуации характера соседствует понятие психопатии. Однако, психопатия, в отличие от акцентуации, представляет собой уже не вариацию нормального развития характера, а патологическое образование. Психопатия — стойкая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума и мешает его социальной адаптации. Это патологическое развитие личности; длительное стойкое патологическое состояние. Для психопатии характерны:

* Выраженность патологических особенностей характера

* Тотальность психопатических особенностей человека

* Стабильность психических особенностей человека

Психопатия является результатом нарушения процесса формирования личности, неправильного воспитания и усиления акцентуации.

Наиболее известной классификацией психопатий является классификация П.Б.Ганнушкина.

Есть две наиболее подробные и вместе с тем понятные классификации типов характеров, которые свойственны людям. Одна из них принадлежит психиатру А.Е.Личко, другая — К.Леонгарду. В чем-то они очень сходны. Только иногда по-разному называется тот или иной характер. Личко в своей типологизации говорил об акцентуации (заострении черт характера) у подростков, Леонгард — у взрослых. Что касается подростков, важно заметить, что большинство свойств характеров, присущих им, сохраняется на всю жизнь. И еще — очень важно учитывать и помнить, что любая личность представляет собой не один единственнный тип, а сочетание наиболее сильных — стержневых и менее проявляющихся или проявляющихся только по обстоятельствам свойств характеров. Хотя ведущая линия — определяется каким-то одним.

Близкой к классификациям А. Е. Личко является типология характеров, предложенная К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, повышенной раздражительностью, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это – пассивность, замедленность мышления, неповоротливость.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов – формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты которых они понимают «с полуслова». Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонностью к интригам. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до серьезных конфликтов. Они альтруисты, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительностью. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это – упрямство, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и, тем не менее, они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

Метод исследования — Тест Леонгарда – Шмишека предназначен для выявления типов акцентуаций характера. Акцентуацией называется чрезмерность проявления некоторых черт характера или их сочетаний. Стандартизированный тест Ленгарда включает 88 вопросов и позволяет выявить степень выраженности и направленность акцентуации. Тест Леонгарда может использоваться в экспресс диагностике и в комплексе с другими методиками в глубинном личностном исследовании. Тест Леонгарда, так же, может применяться для экспертной диагностики характерологических особенностей личности.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 4940 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

studopedia.su

Сравнительно-сопоставительный анализ классификации акцентуированной личности (по К. Леонгарду) и классификации акцентуаций характера (по А. Е. Личко)

Психодиагностический тест (ПДТ)

В. Мельникова, Л. Ямпольского 1

Разработан Мельниковым В.М., Л. Т. Ямпольским. Данная методика представляет собой многомерный инструментарий, основанный на принципе стандартизированного самоотчета испытуемого и предназначен для изучения структуры личности в границах определенных факторов.

Описание. Методика относится к опросным методам исследования, со­стоит из 174 пунктов в виде утверждений типа: «Кое-кто на­строен против меня», «Я человек твердых убеждений и др.

Пункты опросника сгруппированы в 14 шкал.

Шкалы нижнего уровня, их 10, описывают: невротизм, психотизм, депрессию, со­вестливость, эстетическую впечатлительность, женственность, расторможенность, общую активность, робость (стеснительность), об­щительность.

Шкалы верхнего уровня характеризуют: психическую неурав­новешенность (группируются на базе 1, 2 и 3 шкал нижнего уров­ня), асоциальность (4 и 5 шкалы), интроверсию (6, 7 и 8 шкалы) и сензитивность (9 и 10 шкалы).

Краткая характеристика шкал теста

А. Шкалы нижнего уровня

1. Невротизм. Предназначена для измерения уровня невротизации. Содержательно фактор «невротизм» близок к понятию астенической личности в пограничной психиатрии и фиксирует уровень тревожности, возбудимости, впечатлительности, эмоцио­нальной зрелости. К характеристикам астенического типа подрост­ка относят: неуверенность в себе, нерешительность, неспособность преодолевать житейские трудности, психическую невыносливость. Наряду с этим у части подростков отмечаются такие проявления, как ипохондричность, раздражительность, склонность к колебани­ям настроения. (В. В. Ковалев, 1979).

2. Психотизм. Шкала предназначена для измерения степени психи­ческой адекватности личности. Данная шкала фиксирует аутичность личности, которая характеризуется своеобразной отчужден­ностью от среды, замкнутостью, недоступностью для общения с другими. Психотическая личность находится в постоянном внут­реннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Такое хроническое напряжение может без внешнего повода прорваться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха и т.п.

1 Пергаменщик Л.А., Фурманов И.А., Аладьин А.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Мн., 1992. С. 24.

3. Депрессия. Шкала предназначена для измерения глубины субъективных переживаний, возникающих при снижении домини­рующего фона настроения. Под депрессией М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев понимают «угнетенное состояние, вызываемое тягостными событиями и переживаниями».

Содержательные утверждения, собранные в шкале «депрес­сия», отражают самооценку доминирующего фона настроения, идеи самообвинения субъективных трудностей в организации деятельности, низкой фрустрационной толерантности.

4. Совестливость. Предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Шкала фиксирует чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов.

5. Расторможенность. Измеряет степень сдержанности, со-циализированности поведения. Шкала фиксирует уровень соци­альной конфликтности, самоконтроль, импульсивность.

6. Общая активность. Предназначена для измерения общего уровня активности, энергичности и астеничности личности. Шка­лы аналогичного содержания имеются в большинстве тестов для исследования темперамента. Диагностирует лидерские способнос­ти подростков, поскольку высокая активность, как правило, сопро­вождается умением сплотить коллектив, правильно распределить обязанности. Таких людей хорошо слушаются, им подчиняются, с их требованиями считаются.

7. Робость, стеснительность. Предназначена для измерения робости, стеснительности, скованности в интерперсональных от­ношениях. Шкала фиксирует такие биполярные качества личнос­ти, как решительность — пассивность, уверенность — неуверенность, смелость — робость в межличностных отношениях. Данный фактор положительно коррелирует с успешностью выполнения дел, требующих тщательности, аккуратности, исполнительности, и от­рицательно — с деятельностью, требующей организаторских спо­собностей.

8. Общительность. Данная шкала направлена на измерение широты и интенсивности общения. Наши эксперименты зафикси­ровали положительную корреляционную связь между этой шкалой и социометрическим статусом в учебных группах ПТУ и школьных классах и отрицательную — в группах спец. ПТУ. Данный фактор измеряет богатство и яркость эмоциональных проявлений, естест­венность и непринужденность поведения, готовность к сотрудни­честву, чуткость отношения к людям.

9. Эстетическая впечатлительность. Шкала измеряет чувствительность к эстетическим и художественным ценностям. Вероятно, отмечает Л. Т. Ямпольский, — этот фактор может быть соотнесен с представлениями И. П. Павлова о «художественном» и «мыслительном» типах человеческой личности. В этом случае область высоких значений фактора будет соответствовать худо­жественному типу с чувственным, конкретно-образным мышле­нием, с выраженным восприятием действительности, а область низких значений — мыслительному типу с относительным пре­обладанием второй сигнальной системы, характеризующейся ги­пертрофией абстрактного мышления.

10. Женственность. Измеряет степень идентификации испы­туемого с женской ролью, предписываемой культурой и обществом. Шкала фиксирует склонность к волнениям, к самооценке и само­анализу, скромность в поведении, погруженность в личные проб­лемы. Однако фиксация погруженности в личные проблемы и переживания не несет невротической и инфантильной природы.

Б. Шкалы верхнего уровня

11. Психическая неуравновешенность. Предназначена для интегральной оценки психической устойчивости. Оценка по этой шкале является обобщением оценок по трем шкалам нижнего уров­ня: невротизм, психотизм, депрессия. Фактор «психическая неурав­новешенность» указывает на уровень дезадаптации, тревожности, потерю контроля над влечениями, оценивает уровень психической устойчивости и, как следствие, ровность, стабильность, последо­вательность и целенаправленность поведения.

12. Асоциальность. Оценивает социальную приспособлен­ность. Шкала сформировалась из вопросов двух шкал третьего уровня — «совестливость» и «расторможенность». Данная шкала была подвергнута экспертной проверке. Эксперты-учителя в школе, педагоги и мастера в профтехучилищах ранжировали учащихся по следующим признакам: дисциплинированность», «степень идентификации с социальными нормами», «совестливость». Ста­тический анализ (ранговая корреляция) зафиксировал тесную связь между результатами тестирования и оценками экспертов, что по­зволяет не согласиться с некоторыми утверждениями о том, что фактор «асоциальность» фактически не что иное, как шкала «лжи», особенно легко фальсифицируемая испытуемыми в ситуациях экс­пертизы. Можно предположить правомерность такого допущения для взрослой выборки (лицам старше 20 лет), а не для подрост­кового и юношеского возраста. Фактор «асоциальность» описывает «социопатическую личность», характеризующуюся трудностями социальной адаптации, негативным отношением к социальным требованиям, повторяющимися и труднокорригируемыми асо­циальными реакциями.

13. Интроверсия. Шкала измеряет степень социальной кон­тактности личности. Аналогичные по содержанию факторы имеют­ся в моделях личности Г. Айзенка и Р. Б. Кэттелла. В настоящем опроснике оценка по шкале «интроверсия» получена путем обоб­щения трех шкал нижнего уровня: «общая активность», «робость» и «общительность». Фактор «интроверсия» измеряет уровень актив­ности личности в коллективе, степень включенности в общест­венные виды деятельности.

14. Сензитивность. Шкала предназначена для измерения тонкости эмоциональных переживаний. Она является шкалой, обобщающей информацию от шкал нижнего уровня: «эстетической впечатлительности» и «женственности». Данная шкала фиксирует чувствительность, ранимость, артистичность, художественное вос­приятие окружающего, учтивость, вежливость, деликатность, эмо­циональную зрелость. Диагностирует широту интересов и духов­ные ценности.

Таким образом, все четыре фактора верхнего уровня выступа­ют как «воедино связанная совокупность внутренних условий», мо­дифицирующих социальное поведение индивида, т. е. реакция подростка на социальную ситуацию микросоциального окружения зависит от степени выраженности анализируемых черт личности.

Предъявление методики. Перед началом исследования испы­туемым (количество которых при групповом тестировании не должно превышать 25—30 человек) предоставляется возможность ознакомиться с текстом инструкции, самого опросника и бланка ответов (Приложение 2). Психолог должен ответить на все вопросы испытуемых, касающиеся процедуры обследования.

Обработка результатов. Обработка результатов производится с помощью ключей. Ответу, совпадающему с ключом, присваи­вается 1 «сырой» балл.

Ключ методики ПДТ

Полученные «сырые» баллы преобразовываются в стандарт­ную форму путем перевода исходных тестовых оценок в 10-балль­ную равноинтервальную шкалу методом Р. Кэттелла (Приложе­ние 3). В таблице 1, в частности, приведены нормативные оценки, полученные в результате тестирования подростков 15—17 лет (объем выборки 1315 человек — школьников, учащихся ПТУ и спец. ПТУ).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Типы акцентуации характера по Леонгарду, по Личко
cyberpedia.su

ТИПОЛОГИИ ХАРАКТЕРА (ПО ЛЕОНГАРДУ) И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (ПО А.Е. ЛИЧКО).

Все довольно многочисленные попытки в области группировок типов психопатий можно разделить на два направления.

Первое из них основывалось на клинико – индуктивном методе и отражало стремление как то систематизировать то многообразие клинических проявлений, с которыми приходится сталкиваться. Большинство авторов, следовавших в этом направлении, выделяло около десятка типов психопатий. Наиболее известна классификация П.Б. Ганнушкина.

Другое направление более базировалось на теоретико – дедуктивном подходе. Определенные концепции, изначальные установки служили отправной точкой для построения классификации. Все богатство клинических проявлений оценивалось с точки зрения определенного постулата. Обычно систематики этого направления отличались подкупающей, на первый взгляд, простотой – два – четыре типа, но на практике они всегда оказывались недостаточными. Так, например, Е. Kretschmer пытался разделить всех психопатов на шизоидов и циклоидов соответственно двум типам биологической конституции – астеникам и пикникам. О.В. Кебриков и его последователи использовали для классификации психопатий учение И.П. Павдлова о типах нервной системы ( темпераментах ). В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения психопатии были разделены на две группы – возбудимые и тормозимые. Однако все разновидности психопатий уложить в такую схему оказалось невозможно. Тогда был добавлен паранойяльный тип как проявление патологической инертности и тип «неустойчивых» как проявление патологической лабильности нервных процессов. В дальнейшем от возбудимых и тормозимых были еще отделены шизоидный, психастенический и истерический типы. Среди классификаций типов психопатий (нарушений характера) в детском и подростковом возрасте наиболее известные принадлежат F.Hombyrger, Г.Е. Сухаревой и т.д. Почти все они выделяют около десятка типов и весьма похожи одна на другую. Классификация Г.Е. Сухаревой развивает в отношении детского возраста систематику П.Б.Ганнушкина. Детально описаны те типы, которые могут формироваться ущу в детстве ( аутисты, т. е. шизоиды, истероиды ) или в младшем школьном возрасте ( неустойчивые, реже гипертимы). Об эпилептоидном и паранойяльном упоминается как о редких типах.

Систематика, которой пользовался А.Е.Личко, в основном исходит из классификаций типов психопатий по П.Б. Ганнушкину и Г.Е. Сухаревой и типов акцентированных личностей у взрослых по К.Леонгарду. Однако систематика А.Е. Личко отличается от предыдущих двумя особенностями. Во – первых, она предназначена специально для подросткового возраста; все типы описываются такими, какими они в этом возрасте предстают. Поэтому в систематику включены такие типы, которые в детстве еще видны: циклоидный, лабильный, астено – невротический, сенситивный, конформный. Во – вторых, данная систематика охватывает как психопатии, т.е. патологические аномалии характера, так и акцентуации, т.е. варианты нормы. В отношении акцентуаций существует две классификации типов. Первая предложена К. Леонардом в 1968 году, вторая разработана А.Е. Личко в 1977 году. В.В. Юстицкий сопоставил классификацию К. Леонарда и А.Е. Личко.

В классификации К. Леонарда отсутствует довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено — невротический тип. Дистимический тип в его классификации соответствует конституционально-депрессивному типу по П.Б. Ганнушкину, а застревающий тип – паранойяльному – оба они в подростковом возрасте практически не встречаются.

Данные таблицы свидетельствуют, что достоверные различия в частотах в сравнении с общей популяцией обнаружены при нарушениях поведения на фоне акцентуаций и при психопатиях эпилептоидного и истероидного типов. Видимо, именно при этих типах акцентуаций наиболее высок риск нарушений поведения, приводящих к госпитализации в психиатрическую больницу. При шизоидном типе достоверное различие имеется только в ношении частоты психопатий. Неустойчивых в процентном отношении среди госпитализированных оказалось даже меньше, чем в общей популяции. Очевидно, нарушения поведения при этом типе таковы, что чаще применяются воспитательные меры (направление в спец. интернат).

Акцентуация характера, по А.Е. Личко – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдается не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка, особенности его характера, появившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут появиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификация акцентуации характеров у подростков, которую предложил А.Е. Личко, выглядит следующим образом:

1) Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них приподнятое. Со взрослыми у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но они как правило поверхностны. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2) Циклоидный тип — характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находится дома одни, вместо того. Чтобы где-нибудь бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами = 2 недели.

3) Лабильный тип – крайне изменчив в настроении, оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными. Все они способны погрузится в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких либо серьезных неприятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4) Астено — невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудных умственных работ.

5) Сенситивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому производят впечатление замкнутости. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6) Психостенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям, к самоанализу и оценкам поведения др. людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем на деле.

7) Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянуться к сверстникам, предпочитают быть одни, находится в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояние других людей. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны для окружающих.

8) Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Любят мучить животных, дразнить маленьких, издеваться над беспомощными. В детской компании они ведут себя, как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. В группах устанавливают свои жесткие террористические порядки.

9) Истероидный тип. Главная черта этого типа – жажда постоянного внимания к своей особе. Чаще склонность к театральности, рисовке, часто терпят фиаско.

10) Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделию и праздности. У них отсутствуют какие – либо интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11) Камформный тип. Демонстрирует бездумное, а часто просто коньюктивное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное желание – быть как все. Но если он что нибудь совершает, то всегда находит моральное оправдание.

12) Смешанный тип.

К. Леонгард в книге «Акцентуация личности» приводит приводит свою классификацию. Классификация построена на основе наблюдений и их обобщений и в этом смысле не является научно точной.

Близкой к классификациям А.Е. Личко является типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людми и представляет как самостоятельные следующие стили характеров:

1. Гипертимный тип. Чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора.

Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Они обладают и некоторыми отталкивающими чертами характера: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, раздражительностью, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Низкая контактность, немногословие, доминирующее писсимистическое настроение. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчинятся. Они располагают следующими чертами личности: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости, пассивностью, замедленностью мышления, неповоротливостью, индивидуализмом.

3. Возбудимый тип. Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам. Неуживчивы в коллективе, властны в семье. В состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительны, вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение.

4. Циклоидный тип. Частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения- общественные, в период подавленного настроения- замкнутыми.

5. Застревающий тип. Умеренная общительность, задумчивость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступают инициатором, активной стороной. Стремятся быть инициаторами, добиваться высоких показателей, предъявляют повышенную требовательность к себе. Особенно чувствительны к социальной справедливости, вместе с тем обидчивы, уязвимы, подозрительны и мстительны. Иногда чрезмерно самонадеянны, честолюбивы, ревнивы.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, с охотой уступают лидерство другим людям. Чрезмерные претензии на аккуратность. Черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность, формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность. В следствии своей беззащитности также нередко служат ««козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность, чрезмерная чувствительность, слизливость.

9. Демонстративный тип. Легкость установления контакта, стремление к лидерству, к власти, похвале. Черты: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков, эгоизм, лицемерие, хвастливость, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность.

11. Экстравертированный тип. Высокая контактность, масса друзей, они словоохотливы. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. Часто уступают лидерство другим, предпочитают подчинятся и находится в тени. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертивный тип. Низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Черты: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей.

Э. Фромм обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей соотнес их с практической работой в клинике, автор вывел следующие основные типы:

1. «Мазохист – садист». Фромм: «Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции – это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности».

2. «Разрушитель». Выраженная агрессивность и активность стремления к устранению, крушению надежд. Фромм: «Разрушитель это – средство избавления от невыносимого чувства бессилия».

3. «Конформист – автомат». Тип сознательного и безсознательного приспособленца.

Типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.

IV . ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, посредством изучения литературы, можно сделать вывод, что девиантное поведение у подростков возникает по многим причинам. Девиация поведения вызвана различными факторами: социальным, экономическим и сложностью микросоциума (такого как семья, окружающие товарищи, неудачи в учебном процессе). Существуют различные патологии: биологические предпосылки, индивидуальные особенности, возрастные сложности. Нередко они так сливаются, что трудно обозначить приоритет какого либо из них. Изучение специальной литературы показало, что существует противоречие между социальной средой и уровнем индивидуального развития ребенка. Они являются основами возникновения причин девиации. Социальная дифференциация, семейное неблагополучие, духовный кризис и социальное неравенство рассмотрел А.Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков». В этой книге он так же рассмотрел биологические и психологические основы нарушений у подростков и формы проявления нарушений поведения на личностном, средовом и ситуативном уровне. Это делинквентность и причины ее возникновения, побеги из дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация, девиация сексуального поведения, суицидное поведение и причины их возникновения. А.Е. Личко дает типололгию характера подростков, что явилось основой изучения этой проблемы. Наряду с учениями Леонгарда и Раттера Личко создал более приемлимую теорию изучения причин формирования акцентуаций характера у подростков.

megaobuchalka.ru

COMMENTS