Типы самооценки младших школьников

Особенности самооценки младших школьников

Содержание статьи

  • Особенности самооценки младших школьников
  • Какие умения приобретаются в школе
  • Как выявить лидера в классе

Развитие самооценки зависит от школьной оценки успеваемости. Принимая за главный ориентир оценку учителя, дети относят себя и других членов детского коллектива к категории отличников и двоечников. В результате каждая группа обретает набор соответствующих качеств. Уровень успеваемости в начальных классах – оценка личности и социального статуса ребенка. В этот период учителям и родителям важно понимать и разграничивать понятия «оценка деятельности» и «оценка личности». Недопустимыми являются ситуации, когда оценка успеваемости переносится на личностные качества ребенка. Негативный отзыв о работе малыша может отпечататься в его сознании фразой «ты – плохой человек».

Самооценка первоклассника практически полностью зависит от оценочных суждений взрослых. На 3–4 класс приходится переходный период, в результате которого резко увеличивается количество негативных самооценок. Недовольство собой распространяется на общение с одноклассниками и учебную деятельность.

Виды самооценки младших школьников

Ряд проведенных исследований показал, что младшим школьникам присущи все виды самооценки: завышенная устойчивая, адекватная устойчивая, неустойчивая, направленная в сторону неадекватного завышения или занижения. С возрастом у детей формируется способность правильно себя оценивать и снижается тенденция к переоценке. Наиболее редкой в данном возрасте является устойчивая заниженная самооценка.

Тип самооценки ребенка можно определить не только на основании оценочных суждений о самом себе, но и по отношению к достижениям других детей. Повышенная самооценка не всегда выражается в расхваливании себя, чаще можно заметить критические суждения о деятельности и работе сверстников. Ученики, имеющие пониженную самооценку, переоценивают достижения одноклассников.

Тип самооценки и особенности поведения

Не требуется специальных тестов, чтобы определить тип самооценки. Дети с адекватным типом бодры, активны, общительны и имеют хорошее чувство юмора. Поиск ошибок в собственной работе вызывает у них энтузиазм и интерес. Выбирая задания, они ориентируются на свои возможности, потерпев неудачу, в следующий раз отдадут предпочтение менее сложной работе. Высокая адекватная самооценка делает детей активными, стремящимися к достижению успеха независимо от вида деятельности.

Заниженный неадекватный тип легко узнаваем у младших школьников: на предложение проверить свою работу они откажутся это делать или выполнят, не внося никаких исправлений. Подбадривание и поощрение способно вернуть их к деятельности и возродить энтузиазм. Сосредоточенность на возможной неудаче делает таких детей замкнутыми и необщительными.

www.kakprosto.ru

Особенности самооценки младших школьников Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самылова Ольга Анатольевна, Дмитриевских Светлана Сергеевна

В статье дан анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, выделены характеристики самооценки младших школьников, структура самооценки , выявлены уровни самооценки в первом и втором классах.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самылова Ольга Анатольевна, Дмитриевских Светлана Сергеевна

Features self-assessment of Junior schoolchildren

In the article the analysis of domestic and foreign literature on the research problem, highlighted characteristics self younger students, the structure of the self-assessment identified levels of self-esteem in first and second grades

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки младших школьников»

Гласность требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать других. Обладателями всех этих качеств в ближайшее время должны стать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и если мы хотим, чтобы те положительные изменения, которые начали происходить в нашем обществе, закрепились окончательно, уже сейчас следует позаботиться о том, чтобы существенно изменить систему обучения и воспитания детей. Для того чтобы сделать учащегося личностью — а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, — сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

1. Выготский, Л. С. Психология и учитель / Л.С. Выготский // Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М. : Просвещение, 1991. – С. 358-372.

2. Кузьмина, Н. В. Структура педагогических способностей / Н.В. Кузьмина // Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л. : Знание, 1985. – С. 14—17.

3. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. – М. : Просвещение, 1987. -190 с.

О.А. Самылова, С.С. Дмитриевских, г. Шадринск

Особенности самооценки младших школьников

В статье дан анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, выделены характеристики самооценки младших школьников, структура самооценки, выявлены уровни самооценки в первом и втором классах.

Самооценка, виды, функции самооценки в учебной деятельности, особенности.

S. S. Demetrius, Shadrinsk

Features self-assessment of Junior schoolchildren

In the article the analysis of domestic and foreign literature on the research problem, highlighted characteristics self younger students, the structure of the self-assessment identified levels of self-esteem in first and second grades.

Keywords: Self-assessment, types, functions of self-assessment in learning activities, especially

Известно, что самооценка как важная личностная инстанция оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности личности. Она регулирует деятельность, способствует

саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности, а так же взаимоотношения с окружающими людьми.

Одной из самых актуальных тем в психологии можно считать проблему самооценки. Самооценку рассматривают как показатель индивидуального уровня развития, и отводят ей ведущую роль.

Благодаря самооценке индивид становится личностью. Она формирует потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.

В психолого – педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка её теоретических и практических аспектов отражается в трудах как отечественных психологов, так и зарубежных (Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова, К. Роджерс, В.Ф. Сафин, В.В. Столин, X. Хекхаузен, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, Э. Эриксон) [5, с 50].

Формирование самооценки у младших школьников связано с самонаблюдением и самоконтролем, а так же с их активными действиями. Игры, занятия, увлечения постоянно обращают внимание ребенка на самого себя. Таким образом, ставят школьника в ситуации, в которых он должен как – то относить к себе свои умения, оценить свою деятельность, продумать как поступить в дальнейшем.

Самооценка – важная личностная инстанция, которая позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

И.С. Кон понимает самооценку как когнитивную подструктуру, функция которой заключается в обобщении опыта личности и структурировании новой информации о «Я», то есть фиксировании, расширении знаний о себе.

В известных теориях личности самооценка рассматривается, как сторона процессов осознания себя (У.Джемс), как проявление Эго (З.Фрейд, Э.Эриксон, А.Фрейд) [2, с. 120].

Анализ литературы позволяет констатировать, что ни в зарубежных, ни в отечественных источниках нет единой общепринятой трактовки самооценки.

В отечественной литературе Э.В.Витушкина выделила следующие характеристики самооценки по различным параметрам:

– по уровню – высокая, средняя низкая самооценка;

– по соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);

– по особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная (причем конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер);

– по степени стабильности – устойчивая и неустойчивая;

– по характеру временной отнесенности – прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

Зачатки самооценки формируются примерно к трем годам жизни ребенка.

Считается, что в целом самооценка младшего школьника должна быть довольно высокой. Это поможет ребенку пробовать свои силы в новых видах деятельности, без сомнения и страха включаться в учебные занятия.

В младшем школьном возрасте наблюдаются разнообразные виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в строну неадекватного завышения или занижения и др. Можно проследить изменении самооценки от класса к классу. Развивается умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя [6, с.178].

В середине XX века педагогами В.А.Сухомлинским, Ш.А.Амонашвили, Л.М.Фридманом были выделены функции самооценки в учебной деятельности. Они заключаются в следующем:

– информировать ученика о качестве выполнения им заданий, предоставлять ему обратную связь, чтобы предметом освоения стали трудные для ребенка вопросы.

– создавать ситуации успеха на каждом уроке. Это поможет стимулировать процесс учения [3, с. 16].

В обучении самооценка очень важна. Каждый ученик желает уважения, а уважение напрямую зависит от самооценки.

Оценка школьной успеваемости имеет большое влияние на развитие самооценки ребенка. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами разделяют себя и своих сверстников на группы отличников, двоечников и т.п., наделяют каждого определенными качествами, которые соответствуют данной группе.

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным.

Когнитивный компонент – это комплекс убеждений о себе, которые могут быть как необоснованными, так и обоснованными.

Показатели когнитивного компонента самооценки: реалистичность, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе. Эмоциональный компонент – эмоциональное отношение к сформировавшемуся комплексу убеждений (оценочные характеристики составляющих когнитивной самооценки и связанные с ним переживания), сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания [1, с. 55].

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, уверенным, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку.

Дети с отрицательной самооценкой находят чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия. Такие дети имеют высокий уровень тревожности, они плохо приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением.

Проанализировав литературу, мы выяснили, что самооценка имеет свои особенности, взаимодействует с мышлением, познавательной активностью, мотивационной и нравственной сферами.

Так же самооценка зависит от социальной среды ребенка, в которой он растет и развивается, к ней можно отнести: семью, школу.

Данная проблема актуальна в наши дни, так как если у младшего школьника есть представление о себе, о своих личностных качествах, то на основе данных знаний и самооценивания возникает эмоционально – оценочное отношение к себе. Это отражается в

его поведении, отношении к учебной деятельности, взаимодействии со сверстниками и учителями.

Заинтересовавшись, данной проблемой мы провели исследование по выявлению особенностей самооценки младших школьников. Для изучения мы выбрали уровни самооценки. Испытуемыми были младшие школьники МКОУ «СОШ №10» г. Шадринска в количестве 50 человек: 1 «В» класс – 25 человек и 2 «А» класс – 25 человек.

Для изучения уровня самооценки у детей младшего школьного возраста нами были подобраны следующие методики:

1. «Лесенка» Щур В.Г.;

2. «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой);

3. «Дембо – Рубинштейн» (модификация М.А.Прихожан).

При проведении диагностики в 1 «В» классе мы получили следующие результаты. Высокий уровень самооценки имеет 17 человек, что составляет 68%, средний – 6 человек, что составляет 24%, низкий – 2 человека, что составляет 8%.

При проведении диагностики во 2 «А» классе мы получили следующие результаты. Высокий уровень самооценки имеет 16 человек, что составляет 64%, средний – 8 человек, что составляет 32%, низкий – 1 человек, что составляет 4%.

Детей с высоким уровнем самооценки отличает активность, стремление к достижению успеха в любом виде деятельности. Они самостоятельны. Дети уверены в том, что своими усилиями они добьются успеха, по натуре это оптимисты.

При среднем уровне самооценки дети в основном верят в свои силы, добиваются успехов в различных видах деятельности, но иногда сомневаются в своих способностях.

При низком уровне самооценки дети предпочитают выбирать легкую деятельность. Себя они недооценивают, а деятельность других переоценивают. У таких детей неуверенность в себе ярко проявляется в их поведении, неловкости.

Для выявления значимых различий в уровнях самооценки у младших школьников 1 «В» и 2 «А» нами был использован метод математической статистики, критерий Пирсона. Коэффициент корреляции составляет 0,3. Из чего мы можем сделать вывод, что коэффициент корреляции статистически не значим.

Из нашего исследования можно сделать следующие выводы: большинство детей младшего школьного возраста имеют высокую самооценку и значительных различий в самооценке между 1 «В» и 2 «А» классом не существует.

1. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я – концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2011. – №11. – С. 54-65.

2. Бортникова, Л. Г. Развитие рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции младшего школьника / Л. Г. Бортникова // Развитие личности дошкольника и младшего школьника : межвуз. сб. науч. тр. – Нижневартовск : НГПИ, 2003.

3. Веркаммен, Э. Самооценка – отличный инструмент / Э. Веркаммен // Управление школой. – 2008. -№ 14. – С. 16-17.

4. Бирюкевич, Е. А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов [Текст] / Е. А. Бирюкевич, Е. Е. Марченко // Психология обучения. -2012. – № 4. – С. 49-65.

5. Савинова, Е. Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников / Е. Ю. Савинова // Педагогическое мастерство : материалы междунар. науч. конф. – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 178-180.

О.А. Спицына, О. С. Балашова, г. Шадринск

Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте

В статье дается определение феномена «эмпатия», рассматриваются особенности проявления его в младшем школьном возрасте, приведены результаты эмпирического исследования и их интерпритация.

Эмпатия, эмпатийное отношение, младший школьный возраст, сверстник.

O. A. Spitsynu, O. S. Balashova, Shadrinsk

Empathic attitude to peers in primary school age

The article gives a definition of the phenomenon “empathy”, discusses the features of his manifestation in Junior school age, the results of the empirical study and their interpretation.

Keywords: Empathy, empathic attitude, primary school age, peers.

Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является “ядерным” образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Эта проблема приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком духовных и нравственных ценностей, которые трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми

Ребёнку не даны в готовом виде от рождения чувства, эмоциональная зрелость, способность к альтруизму и гуманизму, к эмпатии. Процесс их интериоризации всегда обусловлен индивидуальным опытом личности. Экстериоризуются же обозначенные проявления посредством общения ребёнка с близкими взрослыми и сверстниками. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

cyberleninka.ru

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В условиях модернизации современной системы образования важным является высокий интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы –это подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию, а это делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе. Последнее требует сформированности у ребенка представлении о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, то есть требует определенного уровня сформированности самооценки. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности.

Проблемой развития самооценки на разных возрастных этапах занимались многие отечественные психологи, например Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, И.И. Чеснокова, С.С. Рубиштеин, М.Н. Скаткин и многие другие. Вышеперечисленные ученые в своих исследованиях рассматривали связь личности, самосознания и самооценки. Для работников образовательной среды более интересны педагогические исследования, в которых рассматривается проблема формирования самооценки. Данная проблема изучалась А.И. Липкиной, Е.И. Савонько. Для нас же особый интерес вызывают работы ученных И.В. Дубровиной, В.М. Сивельникова, С.М. Юлдашевой, которые в своих исследованиях затрагивали проблему формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

Прежде чем начать процесс формирования у школьника позитивной самооценки, необходимо выяснить «Что такое самооценка?».

Изучив и проанализировав теоретический материал по данному вопросу, мы пришли к выводу, что однозначного определения самооценки нет. Так, например А.Г. Спиркин, под самооценкой понимает «отношение человека к себе», которое с «познанием себя» входит в самосознание. Похожее определение дает и И.И. Чеснокова, она указывает, что самооценка – это устойчивая интеграция самопознания и отношения к себе. По К.К. Платонову самооценка – это результат самопознания.

Иначе считает Э.Бернс, под самооценкой он считает личностное суждение человека о собственной ценности, которое выражается в установках свойственных индивиду. Более широко определяет самооценку Л.В. Бороздина, ее позиции мы и будем придерживаться в нашем исследовании. Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей, по итогам формируется отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами неприятия, отрицания.

Оценочное отношение человека к себе, к характеру, внешнему виду, осознание наличия или отсутствия тех или иных качеств, свойств, способностей в сравнении их с определенным образцом, эталоном и будет являться самооценкой (Бернс, 1998)

По мнению А.В. Захаровой самооценка состоит из двух компонентов: когнитивного, который отражает знания школьника о себе и эмоционального – отношение к себе. Эти компоненты непрерывно друг с другом взаимодействуют, поэтому выделяют средства самооценки: самоанализ, самонаблюдение, сравнение. Для того, чтобы ребенок смог адекватно себя оценить, требуется развитая рефлексия, требовательность к себе и окружающим, критичность.

Из возрастной психологии известно, что рефлексия, самооценивание является новообразованием в младшем школьном возрасте, они находятся в стадии развития, именно поэтому Л.С. Выготский говорил, что в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное, устойчивое мнение ребенка о себе.

Исследования Л.С. Славиной показали, что у школьника начальной школы наблюдаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, заниженная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. При этом умение правильно оценивать себя возрастает с переходом из класса в класс.

Источники формирования самооценки различны. А.В. Захаровой в своих работах указывает на несколько источников, которые меняют свой вес на разных возрастных этапах становления личности:

  • Сопоставление своего реального Я с идеальным Я. Сравнение человека каким бы он хотел быть, и какой он есть на самом деле.
  • Интериоризация социальных реакций. Склонность человека оценивать себя так, как оценивают его окружающие.

В младшем школьном возрасте источником формирования самооценки является окружение ребенка, семья, сверстники, одноклассники, педагогический коллектив. Огромную роль отводят родителям ребенка, взаимоотношениям в семье, но проблема самооценки обучающегося ложится на плечи учителя начальных классов, так как именно он является авторитетом для младшего школьника (Витушкина, 2014)

Из исследований Д.Б. Эльконина известны сферы социальных отношений детей, это системы «Ребенок – взрослый», «Ребенок-дети». Попадая в школьную среду ребенок приобретает новый вид социальных отношений «Учитель-ребенок». Система «Учитель-ребенок» определяет отношения школьника с родителями и детьми. Данная система является центром жизни ребенка, его благоприятных условий для жизнедеятельности. А так же оценка учителя является критичной, ситуативной и имеет тенденцию к переоцениванию достигнутых результатов. Дети ориентируются на оценку учителя, ранжируя себя и одноклассников на соответствующие группы «Отличники», «Двоечники». Успеваемость в начальной школе является оценкой личности и определяет социальный статус ребенка (Бороздина, 2000).

Для того, чтобы ребенок чувствовала себя уверенным, счастливым, был способен адаптироваться в социальной среде, преодолевать трудности, связанные с обучением, ему необходимо иметь положительное представление о себе и о своих возможностях.

В школьном коллективе часто возникают непредвиденные, нестандартные ситуации, которые могут давать как положительное так и отрицательное воздействие на личность ученика. Учителю очень важно во время уметь скорректировать ситуацию, для этого требуется опыт, мастерство, творчество учителя. Но ситуации могут быть и специально смоделированы педагогом. Специально организованные педагогические условия принято называть методом воспитывающих ситуаций. Основная задача воспитывающих ситуаций вызвать у обучающегося чувства, поступки, мотивы, различные психологические состояния (Суетина, 2014).

В методической литературе представлено множество ситуаций для формирования самооценки учащихся. В.А. Караковский, О.С. Газман предлагают использовать в своей практике ситуации успеха. А.С. Белкин разработал приёмы, которые следует использовать для создания ситуаций успеха, это снятие напряжения, страха перед предстоящей деятельностью, приём скрытой помощи, усиления мотива деятельности, «заражения». А.С. Макаренко советует создавать ситуацию авансирование доверием, О.С. Богданова ситуации свободного выбора. А так же ситуации соотнесения, свободного творчества, сопереживания и многие другие (Бернс, 1998).

Процесс формирования адекватной, позитивной самооценки длительный и сложный. Задача учителя создать благоприятные условия для развития каждого ученика класса.

Список использованной литературы:

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс – М.: Прогресс, 1998.
  2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал. – 2000. – № 2. – С. 27-31.
  3. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника// Начальная школа. – 2014. – № 4. С. 31.
  4. Суетина Л.П. Обучение учащихся самооцениванию// Начальная школа. – 2015. – №4. – С. 22.

mega-talant.com

Самооценка младших школьников

Понятие самооценки в младшем школьном возрасте

Самооценка – это личностное новообразование, которое принимает участие в регуляции поведения и деятельности человека, его представление о важности своей личности и своей деятельности среди других людей, оценка себя, своих достоинств и недостатков, качеств и чувств.

В школьном возрасте роль самооценки не ограничивается учебной деятельностью, идет процесс формирования чувства собственного достоинства и стремления к достижению успеха в жизни. В связи с этим обязательным условием для гармоничного развития личности ребенка является адекватная самооценка.

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст ознаменован устойчивой мотивацией на достижение успеха во всех сферах деятельности личности ребенка. Важнейшими особенностями личности младшего школьника являются:

  • ответственность и исполнительность;
  • дисциплинированность;
  • умение открыто выражать эмоции и чувства;
  • доверие к миру и окружающим людям;
  • усиление волевой саморегуляция;
  • самоконтроль.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Данный возрастной период характеризуется формированием нормального уровня притязаний – школьник учится адекватной оценке своих возможностей и способностей и пониманию того, что успешность его действий зависит не только от его способностей, но и от того какие усилия он прилагал для достижения цели. Повышается уровень развития его самосознания, который имеет тесную связь с развитием внутренней позиции личности. Исчезает восприятие себя как изолированного существа и появляется осознание себя как существа социального, причастного к отношениям, существующим в окружающем его обществе.

Ребенок, достигший семилетнего возраста, уже обладает самооценкой, которая имеет сложную структуру и включает в себя как обобщенное, так и дифференцированное отношение к самому себе. Благодаря такой структуре самооценки опосредуется отношение школьника к самому себе, анализируются отношения с окружающими людьми и опыт собственной деятельности. Теперь школьник может самостоятельно контролировать свою деятельность, учитывая нормы и правила поведения в обществе и выстраивать линию своего поведения в соответствии с ними.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Несомненно, что данный процесс не является стихийным и полностью самостоятельным. Ближайшее окружение ребенка: родители, воспитатели, учителя должны помогать ребенку чувствовать и понимать себя, учить его выстраивать свои действия и желания в соответствии с действиями других людей.

Этот процесс имеет и обратную сторону: для установления гармоничных взаимоотношений с ребёнком взрослому необходимо знать самооценку ребенка и уметь правильно выстраивать процесс общения с ним в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Особенно важным этот момент является для младшего школьного возраста, так как именно в этот период процесс становления и формирования самооценки сенситивен к воздействиям и корректирующим действиям.

Младший школьник в процессе воспитания и обучения усваивает установленные в обществе ценности и нормы, и под влиянием сторонних оценочных суждений вырабатывает свое собственное отношение, как к результатам собственного обучения, так и к самому себе как личности. В результате в учебно-воспитательном процессе у школьника формируется установка оценивать собственные возможности, что является важным компонентом самооценки.

Не стоит забывать, что самооценка это не только осознание своих достижений, но и стремление к будущему, его осознанию и планированию. И этот процесс имеет огромное значение для саморегуляции всего поведения в целом и конкретных видов деятельности: учебной, трудовой и общения.

Помимо всего прочего самооценка включает в себя учет мнения других людей о себе, которое известно ребёнку, а также его растущую активность, которая направлена на осознание собственных качеств личности.

Виды самооценки и поведенческие особенности, характерные для младшего школьного возраста

Научные исследования выделяют у младших школьников все виды самооценок:

  1. устойчивую адекватную;
  2. устойчивую завышенную;
  3. неустойчивую с неадекватным завышением или занижением.

Младшие школьники с адекватной самооценкой выглядят бодрыми, активными, обладающими чувством юмора, они способны к самостоятельному анализу своих действий, в том числе и ошибочных, и дальнейшему решению задач, на основе сделанных выводов.

Школьники с устойчиво завышенной самооценкой характеризуются активностью, и стремлением преуспевать в учебной деятельности самостоятельно и без посторонней помощи. У них преобладает уверенность в том, что они способны сами решить все поставленные перед ними задачи.

Школьники с завышено-неустойчивой самооценкой переоценивают свои силы и очень часто берутся за задачи, решение которых им не под силу. В случае неудачи продолжают настаивать на своём, либо переключаются на решение более лёгкой задачи.

Занижено-неустойчивая самооценка ярко проявляется в чертах личности и поведении. Дети с таким видом самооценки предпочитают браться за лёгкие задачи и с осторожностью относятся вообще ко всему процессу обучения. Нормальному развитию их личности очень мешает неуверенность в себе и повышенная самокритичность. Однако для таких детей очень важно одобрение со стороны окружающих, которое способно подпитывать и поднимать их самооценку.

Следует заметить, что способность к адекватной самооценке с каждым годом возрастает, а вот переоценивание своих возможностей идет на спад. Таким образом можно сделать вывод о том, что динамика развития самооценки младшего школьника является устойчиво положительной и стремится к формированию адекватной самооценки, способствующей гармоничному развитию личности.

В более старшем возрасте самооценка становится источником формирования твердой личностной внутренней позиции, мотивирует и определяет формирование различных качеств личности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

spravochnick.ru

👍 Самооценка – сложное личностное образование, в котором отражается то, что ребенок узнает о себе от других людей и собственная активность, которая…

Развитие самооценки зависит от школьной оценки успеваемости. Принимая за главный ориентир оценку учителя, дети относят себя и других членов детского коллектива к категории отличников и двоечников. В результате каждая группа обретает набор соответствующих качеств. Уровень успеваемости в начальных классах – оценка личности и социального статуса ребенка. В этот период учителям и родителям важно понимать и разграничивать понятия «оценка деятельности» и «оценка личности». Недопустимыми являются ситуации, когда оценка успеваемости переносится на личностные качества ребенка. Негативный отзыв о работе малыша может отпечататься в его сознании фразой «ты – плохой человек».

Типы самооценки младших школьников Выделяют различные виды самооценки. Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, а неадекватная в свою очередь делится на

Устойчивость самооценки зависит от успеха или неудачи в деятельности и от окружающих людей. Устойчивость самооценки не меняется у человека в зависимости от ситуации, а неустойчивая повержена влиянию мнения окружающих людей Самоуважение – один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т.е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.

Типы самооценки младших школьников «Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с

Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинается складываться самооценка – обобщенное, т.е. устойчивое внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами [12].