Тренинг для подростков общение

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»

Дата публикации: 06.05.2014

Статья просмотрена: 5187 раз

Антонова О. П. Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков» // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 1-11.

Актуальность игрового тренинга «Эффективные приемы общения»

Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.

Многочисленные исследования показывают, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80 % зависит от его коммуникативной компетентности. Неумение общаться с окружающими людьми может оказаться одной из решающих причин увольнения или неприема на работу. Статистика говорит, что семеро из десяти уволенных расстаются со своим местом не потому, что не справляются со своими обязанностями, а из-за конфликтов с сотрудниками и руководителями, также восемь человек из десяти не проходят предварительное собеседование с работодателями при приеме на работу по причине неэффективного общения.

Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с трудностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.).

Предлагаемый игровой тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.

Цель игрового тренинга: повышение коммуникативной компетенции обучающихся и студентов (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений).

—раскрытие понятия «общение»;

—познакомить с основными видами общения;

—формирование основных навыков эффективного общения;

—определить личные качества, важные для общения;

—актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого обучающегося и студента.

Методы и приемы:

словесный (рассказ- объяснение преподавателя);

—наглядно-иллюстративный (демонстрация картинок);

—игровой (использование игр);

—практический (выполнение упражнений).

Форма проведения: игровой тренинг

Оснащение: компьютер, проектор, музыкальное сопровождение, раздаточный материал для каждого участника.

формирование адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений;

—уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности;

—формирование навыков адекватного конструктивного поведения.

—развитие навыков доброжелательного общения.

Данный игровой тренинг является эффективным средством воздействия, позволяющим решать широкий круг в области общения, основная цель которых развитие личностных ресурсов старших подростков в области коммуникативных умений и навыков.

На тренинге обучающиеся и студенты отрабатывают навыки инициативности в общении, умение “пристроиться” к партнеру. Подростки могут “примерить” на себя различные модели поведения в конфликтных ситуациях, выбранных из личного жизненного опыта. С помощью проигрывания ситуаций подростки учатся как “правильно” общаться, налаживать контакт, как эффективнее строить и поддерживать беседу.

С помощью игр развивается более глубокое понимание себя, гибкость в общении, открытость, оптимизм.

Ход игрового тренинга

Сегодня мы с вами поговорим о важной стороне нашей жизни-общении. Что же такое общение? Обще?ние — это процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя, своих «Я«. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки интонации-38 %, неречевое взаимодействие-55 %.

Выделяют следующие «зоны общения»:

Существуют 4 основных стиля коммуникации: целенаправленный, инициативный, эмоциональный и аналитический.

Для определения вашего стиля общения предлагаю использовать рабочую тетрадь. (Приложение)

При общении друг с другом люди жестикулируют. Жесты при общении несут много информации: в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 4 группы:

—эмблемы (специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, подергивание));

—адапторы (своеобразные заменители слов или фраз в общении);

—регуляторы (это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят: улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками);

—иллюстраторы (это жесты сообщения: указатели, пиктографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы)

Давайте с вами посмотрим на следующие фотографии и попробуем определить по мимике и жестам, о чем они нам говорят.

(1. радость; 2. удивление; 3. негодование; 4.агрессия; 5. спокойствие; 6. усталость.)

Основной формой общения является диалог — естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. Диалог представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Для диалога характерны:

—разговорная лексика и фразеология;

—краткость, недоговоренность, обрывистость;

—простые и сложные бессоюзные предложения;

—кратковременное, предварительное обдумывание.

Существуют различные виды и техники установления контакта.

На данном слайде мы с вами можем наблюдать технику пристройки собеседников.

Основная часть игрового тренинга

Предлагаю вам провести самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника. Ведущий рисует на доске (или вывешивает заранее приготовленный рисунок) «лестницу коммуникативного мастерства». Правый край — «Ас коммуникации», левый — «Полный профан». Задача — найти свое место на этой лестнице и встать туда, в соответствии со своими собственными представлениями. В конце занятия можно повторить эту процедуру с разными вариантами добавлений. Например, каждому из участников проранжировать других по уровню коммуникативных способностей в начале занятия и по его итогу.

Упражнение«Лестница коммуникативного мастерства»

Каждый участник игры на нарисованной на доске лестнице располагает себя в зависимости от своих коммуникативных умений. После того как все расставят на лестнице участников игры происходит обсуждение, почему они расположили себя именно на этом участке лестницы и что мешает при общении с людьми, чтобы добиться более высоких показателей?

—Следующие упражнения познакомят вас с базовыми навыками общения.

Упражнение, в котором мы рассмотрим с вами навыки невербального общения, называется «Разговор через стекло». Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в кино, вторым — выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга.

Обсуждение. Спросить у участников поняли ли они друг друга, смогли ли договориться. Спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось.

Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях» поможет каждому из вас понять, какая дистанция для общения наиболее комфортна для вас. Участники разбиваются на пары. Им предлагается побеседовать на заданную тему, но при этом вначале они стоят в разных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам дается возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.

Обсуждение. Что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?

Далее можно предложить в качестве домашнего задания подойти к незнакомым людям с любым вопросом (узнать, который час, как пройти куда-либо), при этом устанавливать различные дистанции. Понаблюдать, как реагируют люди на вторжение в их зону психологического комфорта.

Упражнение «Рассказчик-наблюдатель-слушатель» познакомит вас с понятием активного слушания, а также поможет выделить признаки хорошего и плохого умения слушать друг друга. Группа разделяется на тройки: рассказчик — наблюдатель-слушатель. Рассказчик говорит на заданную тему, слушатель старается применить навыки слушания, наблюдатель по окончании упражнения сообщает, насколько это удалось слушателю. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение. Отмечаются наиболее успешные участники.

Упражнение «Поддерживаю-прерываю» поможет выделить роль вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор. Упражнение проводится в центре группы, когда один из участников пытается начать разговор, а другой должен поддержать его или отказаться. Остальные наблюдают и оценивают.

Обсуждение. Выводы о том, как лучше начинать разговор в разных ситуациях, как его поддерживать и как завершать.

Упражнение «Захват инициативы в диалоге». Двое участников садятся в центре круга. Один из них начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом постараться как можно быстрее переключить собеседника на свою тему.

Обсуждение. Отмечаются наиболее успешные участники.

В конце тренинга рекомендуется повторить упражнение «Лестница коммуникативного мастерства» и обсудить полученные результаты с участниками тренинга.

Подведение итогов тренинга

В результате были отмечены позитивные изменения коммуникативных навыков подростков. Полученные в процессе тренинга навыки используются подростками в повседневной жизни. Используемая для диагностики методика «Лестница коммуникативного мастерства» показала положительную динамику изменения самооценки подростков. Многие ребята стали более открытыми в общении, достаточно легко идут на контакт, сами активно пытаются завязать новые знакомства, и большинству это удается. Те, кто в начале тренинга были зажаты, боялись проявить себя, в конце тренингового процесса стали смелее проявлять свою индивидуальноcть.

1. Большаков В. Ю. Психотренинг. СПб, 2010.

2. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М., 2009.

3. Жуков Ю. М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 2010.

4. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 2009.

5. Мелибруда Е. Я. Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения М.: Прогресс, 2010.

6. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород: Ай Кьо, 2011.

7. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., Изд-во Московского ун-та, 2010.

Стили коммуникации. Искусство общения (раздаточный материал)

Определение стиля коммуникации

Поставь галочку рядом с одним из двух понятий, находящихся в каждой строке, которая тебя характеризует. Не пропускай ни одной строчки.

Подведи итог под каждым столбцом по отдельности.

Ориентированный на цели

Ориентированный на отношения

Отдаляющий от себя при общении

Приближающий к себе при общении

Недоступный при общении с незнакомыми людьми

Доступный при общении с незнакомыми людьми

После подсчета результатов каждого из столбцов произвести разницу между итогами в пользу большего (например: в столбце «официальный»у Вас получился результат-12 баллов, а в столбце «неофициальный»- 5 баллов. Вычитаем из 12–5=7, получаем 7 баллов в пользу столбца «официальный»)

Определение стиля коммуникации

Часть вторая. Поставь галочку рядом с одним из двух понятий, находящихся в каждой строке, которая тебя характеризует. Не пропускай ни одной строчки.

Подведи итог под каждым столбцом по отдельности.

Готовый к действиям

Сосредоточен на себе

Сосредоточен на внешнем мире

Заявляющий о себе

Находящийся под влиянием

Уходящий от контакта

Идущий на контакт

После подсчета результатов каждого из столбцов произвести разницу между итогами в пользу большего (например: в столбце «пассивный» у Вас получился результат-12 баллов, а в столбце «активный»- 5 баллов. Вычитаем из 12–5=7, получаем 7 баллов в пользу столбца «пассивный»)

Анализ типов коммуникаций (отмечаем результаты по таблицам 1 и 2)

В зависимости от полученных результатов на каждой из шкал нанесите свои показатели. (Из примера выше у нас получилось по шкале «официальный»-7 баллов и по шкале «пассивный»- 7 баллов. Отмечаем эти точки на графике и получаем квадрат в стиле коммуникации «аналитический»).

1. После определения стиля коммуникации каждый заполняет ответы на вопросы в таблице по «своему» типу коммуникации. Далее происходит объединения в группы по 4 человека и заполнения всех остальных типов коммуникации для умения подстраиваться к каждому типу общения.

2. Как с тобой знакомиться?

3. Как и когда к тебе обращаться?

4. Как назначать с тобой встречу?

5. В какой форме ты лучше всего воспринимаешь информацию?

6. Как выразить тебе признательность?

7. В какой форме тебе лучше высказывать критику?

8. Что вызывает у тебя гнев?

9. Как вернуть тебе хорошее настроение?

10. Что влияет на принятие твоего решения?

11. Чего ты боишься?

12. Что ты ценишь?

13. Чему тебе стоит научиться?

14. Как привести тебя к лучшим результатам?

15. Как с тобой говорить?

1. Как с тобой знакомиться?

2. Как и когда к тебе обращаться?

3. Как назначать с тобой встречу?

4. В какой форме ты лучше всего воспринимаешь информацию?

5. Как выразить тебе признательность?

6. В какой форме тебе лучше высказывать критику?

7. Что вызывает у тебя гнев?

8. Как вернуть тебе хорошее настроение?

9. Что влияет на принятие твоего решения?

10. Чего ты боишься?

11. Что ты ценишь?

12. Чему тебе стоит научиться?

13. Как привести тебя к лучшим результатам?

14. Как с тобой говорить?

1. Как с тобой знакомиться?

2. Как и когда к тебе обращаться?

3. Как назначать с тобой встречу?

4. В какой форме ты лучше всего воспринимаешь информацию?

5. Как выразить тебе признательность?

6. В какой форме тебе лучше высказывать критику?

7. Что вызывает у тебя гнев?

8. Как вернуть тебе хорошее настроение?

9. Что влияет на принятие твоего решения?

10. Чего ты боишься?

11. Что ты ценишь?

12. Чему тебе стоит научиться?

13. Как привести тебя к лучшим результатам?

14. Как с тобой говорить?

1. Как с тобой знакомиться?

2. Как и когда к тебе обращаться?

3. Как назначать с тобой встречу?

4. В какой форме ты лучше всего воспринимаешь информацию?

5. Как выразить тебе признательность?

6. В какой форме тебе лучше высказывать критику?

7. Что вызывает у тебя гнев?

8. Как вернуть тебе хорошее настроение?

9. Что влияет на принятие твоего решения?

10. Чего ты боишься?

11. Что ты ценишь?

12. Чему тебе стоит научиться?

13. Как привести тебя к лучшим результатам?

14. Как с тобой говорить?

1. Целенаправленный стиль коммуникаций

Как правило, эти люди предпочитают больше слушать и молчать, затем задавать вопросы исключительно по существу, по делу. Им необходимы цифры, результаты и сроки.

Чтобы сохранить контакт, с ними стоит общаться быстро, экономя их время, сразу о главном и результатах. У таких людей, как правило, все время расписано и вести с ними простую дружескую беседу практически невозможно.

2. Инициативный стиль коммуникаций

За этими людьми забавно наблюдать на тренинге: в группе они шумные и активные.

Инициативные люди постоянно что-то придумывают, инициируют, перебивают собеседника и не дают вставить слово. С ними весело.

С такими людьми необходимо вести переговоры более активно, смело их перебивать и вести диалог.

3. Эмоциональный стиль коммуникаций

Замечательные люди. Для них самое главное, чтобы все было комфортно и приятно. Никаких скандалов и ругани. С такими людьми необходимо следить, чтобы переговоры проходили в мягкой дружеской обстановке.

Особенно интересный стиль коммуникации.

Этим людям в первую очередь необходимы дополнительные цифры, факты, чтобы у них в голове сложилась целостная картинка, и только после этого данные люди готовы начать действовать, в этом их отличие от инициаторов.

В беседе с людьми аналитического склада необходимо подчеркивать их значимость и ум. Чтобы переговоры прошли успешно, стоит пользоваться презентациями, дополнительными данными, предоставить графики. И дать время для принятия решения.

Областной центр диагностики и консультирования

Тренинг «Живое общение».

Иванова Елена Александровна

Актуальность тренинга: В наше время информационные технологии всё чаще заменяют живое общение, что не может не влиять на формирование личности и коллектива.

Виртуальное общение в мире интернета, где подросток может быть где угодно и кем угодно. Мир, в котором практически нет запретов, мир в котором ты можешь реализовать свои таланты. Однако, давайте посмотрим с другой стороны. Живое общение это общение глаза в глаза, где ты можешь непосредственно оценивать собеседника, взаимодействовать с ним, видеть его реакции и формировать мнение или отношение. А так же это может делать собеседник. Интернет общение- ты не видишь собеседника, и свое мнение о нем формируешь только с его слов, там не нужно строить общение, находить подход или анализировать, а непонравившегося человека можно легко удалить одним щелчком. Но живем то мы не в сети, а в живом мире с его законами и правилами.

И как вы думаете, где взаимодействовать проще? А тем более формирующейся личности с её комплексами и эмоциональной неустойчивостью?

К нам на консультацию всё чаще обращаются родители подростков с просьбой о помощи «Наш ребенок не умеет общаться, у него нет друзей, он все время сидит в интернете, помогите!»

При работе с такими подростками становиться ясно, что проблема эта действительно серьезная. Опыт показывает, что при данной проблеме лучше всего помогают именно социально-психологические тренинги. Где участники могут получить навык общения, познакомиться с основными проблемами в общении и научиться справляться с ними под руководством тренера-психолога.

Цель тренинга: научить подростков техникам «живого» общения, и различным способам взаимодействия с людьми.

-Создать атмосферу доверия и положительный эмоциональный фон для коммуникативного самовыражения;

-Ознакомить участников с некоторыми законами общения;

-Помочь в формировании адекватной самооценки и оценки других;

— Стимулировать интерес к познанию других людей через «живое» общение;

Группа численностью 8-12 человек. Возраст 14-15 лет.

Продолжительность тренинга: 2 часа.

Ведущий представляет себя, предлагает познакомиться (назвать свое имя) и поделиться своими ожиданиями от тренинга.

Ведущий: «У нас впереди занятие, участие в котором может помочь каждому:

начать строить свои отношения, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и для других;

понять, что с вами происходит, чем вызвано то или иное отношение окружающих к вам или ваше к ним;

создавать самого себя и влиять на свою жизнь».

Представление участников: имя, класс, что хочет получить в тренинге.

Бейджи с именами участников

Ведущий: «Для того чтоб наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, мы вместе сформулируем несколько правил работы в нашей группе.

Есть общепринятые правила тренинга, я буду их озвучивать и если вы согласны, прошу поднять вверх большой палец.

(Правила записываются на ватмане или флипчарте)

проявлять активность и ответственность;

быть не только активным слушателем, но и принимать постоянное участие в работе;

не обсуждать то, что происходит в группе, за её пределами;

ничего не придумывать, не врать, т.е. быть откровенным и искренним;

говорить только о себе и от своего лица (“Я думаю”, “Я чувствую” и т.п.)

недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека, а действия)

общение по принципу «здесь» и «сейчас» (обсуждение того, что происходит в данный момент времени);

участник группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать “Стоп!” и таким образом исключить себя из участия;

правило говорящего, правило поднятой руки».

А теперь вы так же можете предложить свои правила. (например, правило обращения на Ты).

Участники выражают согласие или не согласие с правилами.

Участники высказывают свои правила.

Ватман, флипчарт, маркеры.

Обсуждение темы общение

Ведущий: «Замечательно, теперь, когда правила нашего тренинга сформированы, мы можем начать работу по освоению такого важного в нашем мире навыка как общение. Для начала давайте подумаем и обсудим

«Важно ли уметь общаться? Для чего это нужно? Какие возможности открывает умение общаться? Врожденное ли это умение или его можно развить? Что важно уметь, для того, чтобы эффективно общаться? С чего начинается общение?

Все мы знаем, что общение начинается со знакомства. И сейчас мы проведем упражнение, которое поможет нам отточить наше умение знакомиться».

Участники отвечают на предложенные вопросы.

Инструкция: сейчас вам нужно разделиться на две группы. Одна группа образует внутренний круг, встав спиной друг к другу и лицом к остальным. Вторая группа образует круг внешний, встав лицом к первой группе. Итак, вы встали друг напротив друга. Теперь вы будете выполнять задания, которые вам будут предложены, и выполнив задание в паре с одним человеком внешний круг по хлопку смещается вправо, чтобы выполнить то же задание в паре с другим человеком.

Задания: встретиться глазами, улыбнуться, сказать «привет», представиться по имени, задать любой вопрос, пожать друг другу руки, показать язык, пожелать что-то.

Участники выполняют упражнение.

Рефлексия (обратная связь).

Ведущий: «Отлично, а теперь давайте каждый по кругу выскажется, как он себя чувствовал в этом упражнении, что получилось, и были ли трудности»?

Участники высказываются о своих впечатлениях успехах и трудностях

Ведущий: « А теперь, когда мы все познакомились ближе, постепенно перейдем непосредственно к общению. И для начала, рассмотрим некоторые законы общения которые необходимо знать для достижения успеха во мно­ гих жизненных ситуациях .

(Законы записываются на ватмане)

Закон I : Важно не то, что мы говорим, а важно как мы это говорим (мы реагируем по разному на одну и ту же информацию в зависимости от интонации, от того «как» нам сказали) . Для того, чтобы лучше понять закон выполним простое упражнение.

Упражнение «Что или как?»

— сделать комплимент (так, чтобы было приятно) другому, а затем ту же информацию преподнести так, чтобы человеку было неприятно.

— сделать замечание тоном возмущенным, рассерженным, не допускающим возражения, а затем ту же информацию донести до человека ласково, с верой в лучшее в нем.

Слушают и записывают законы.

Участники разбиваются на пары и выполняют задания.

Закон II : Важно не то, как нам говорят, а важно то, что нам говорят (в общении лучше сосредоточится на полученной информации, вынести рациональное зерно и отсеять все лишнее). Любая информация в общении полезна для нашего развития.

Упражнение «Горькая пилюля» .

Один участник высказывает критическое замечание в адрес другого, другой участник внимательно слушает и дает обратную связь, переводя эмоциональное послание в объективную информацию.

— ты все время перебиваешь, ты вообще ничего не можешь дослушать до конца …

— спасибо, что ты мне дала такую ценную информацию обо мне, я поняла, что мне следует учиться внимательнее слушать своих собеседников.

Участники разбиваются на пары и выполняют задания.

Ведущий: «Вот такие законы мы разобрали и проработали, а теперь расскажите, как вы поняли законы и чем они будут вам полезны»

Участники высказываются о своих впечатлениях успехах и трудностях

Эмоциональная разрядка после предыдущих упражнений.

Упражнение: «Я тебе доверяю».

Ведущий: «А теперь в этих же парах выполним следующее упражнение. Необходимо глядя в глаза собеседнику сказать «Я тебе доверяю и мне в тебе нравиться…» и перечислить положительные черты собеседника

Участники выполняют упражнение.

Рефлексия: «Кто что чувствовал, какое значение доверие имеет в общении, во взаимоотношениях людей»?

Участники высказывают свои мысли и чувства.

Ведущий: «А теперь используем игру, которая позволит нам перевоплотиться и понаблюдать за разными типажами общения. И поможет выбрать свой».

Ведущий. Шекспир сказал: “Весь мир- театр. В нем женщины, мужчины – все актеры…И каждый не одну играет роль.” Действительно, очень часто мы можем услышать в свой адрес или в адрес другого человека: “Он так изменился. Не похож сам на себя”. Случается, что человек редко или часто, по желанию или по принуждению надевает на себя маску, т.е. примеривает к себе определенный стиль отношений, характер, манеру общения и т.д.

Попрошу вас ответить на два вопроса:

? Был ли в вашей жизни опыт примеривания маски к себе и каковы от этого впечатления, чувства, эмоции?

? Оправдано ли надевание человеком масок или лучше и легче всегда оставаться самим собой?

В действительности мы часто надеваем маски. Но очень важно надеть маску по размеру, не сливаться с ней полностью, отделять себя от того характера, который примерил. Не стоит надевать маску, в которой не сможешь поднять голову. Хотя бы немного, но она должна соответствовать твоему внутреннему “Я”.

Сегодня мы не только будем примерять маски, но и распознавать их. Это тоже очень важно. Возьмите себе по одной маске, на обратной стороне которой написано её название. Маску не раскрывайте. После того как я расскажу все правила игры, вам будет дано некоторое время, чтобы надеть маску и вести себя в соответствии с ней. Продумайте свои движения, позы, мимику, речь, характер, манеру общения и т.д. имена остаются те, которые вы выбрали на наши занятия.

Маски, предлагаемые для игры (вы можете придумать свои)

Каждому участнику нужно определить маску другого. По ходу действия можно создать тестовые ситуации для определения – кто есть кто.

Представим, все мы участники конференции “Искусство перевоплощения”. Конференция будет проходить в городе Н. В этот город можно добраться только на автобусе.

Ожидание автобуса. Все маски подходят к автобусу по очереди, знакомятся, выясняют, его ли это группа; ждут экскурсовода, которым буду я.

1. Перекличка в автобусе.

2.Остановки: по просьбе, у ларька, туалета. Отдых на воздухе.

3. Размещение в гостинице:

на одного человека нет места, и его нужно подселить в трехместный номер четвертым;

путаница с багажом: двое перепутали одинаковые сумки.

Рассаживание в автобусе

Там есть удобные места и неудобные места у окна, сзади и т.д. ваше поведение должно соответствовать вашей маске. Помните об этом на протяжении всего действия.

Размещение в гостинице. Номера двух- и трехместные. Напоминаю, что вам предоставляется возможность создавать тестовые ситуации, чтобы распознать маски. Пользуйтесь этим.

Конференция. На которой будут “расколдованы” маски. Вы можете высказываться по каждой маске. Если название маски совпадает с предложенными вариантами, то будем считать, что маска расколдована. Если нет, то попросим снять маску и назвать себя.

Участники отвечают исходя из своего опыта.

Берут маски и перевоплощаются.

Участники выполняют задания, исходя из своего образа, создают ситуации, чтобы угадать маску других.

Маски из бумаги с названиями, реквизиты которые помогут в выражении образа.

Теперь вернувшись в себя, можете поделиться своими чувствами, пояснить, насколько маска соответствовала его внутреннему “Я”.

Подумайте, можно ли применить эту роль для общения в жизни, насколько она эффективна?

? Что ты чувствовал, когда надел (носил) маску?

? Что тебе больше понравилось в твоей маске, а что не понравилось? Почему?

? Что ты чувствовал, когда видел другого в маске? Почему?

О чём тебе было трудно говорить и что делать?

Участники высказываются о упражнении.

. «Наше занятие подходит к концу, сегодня мы познакомились, узнали много нового о общении, примерили на себя новые модели поведения и общения которые будут полезны в жизни. И перед заключительным заданием, прошу по кругу каждого сказать несколько слов о том, что каждый получил полезного от нашего занятия» .

Ведущий. «В заключении давайте нарисуем совместный рисунок «Дружба» в котором каждый выразит себя» .

Совместный рисунок «Дружба»

Участники рисуют совместный рисунок.

Ватман карандаши, фломастеры, мелки

Ведущий «Благодарю вас за активность и плодотворную работу» В конце раздаются анкеты обратной связи.

Заполняют листы обратной связи

Листы обратной связи.

Анкета обратной связи

Тренинг «Живое общение»

Мое настроение до тренинга 1 2 3 4 5

Мое настроение после тренинга 1 2 3 4 5

Мне больше всего понравилось: _____________________________________________

Для меня было новым и полезным_____________________________________________

Мне не понравилось__________________________________________________________

Я бы посетил тренинги на темы __________________________________________________

Список использованной литературы

1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с. – (Эффективный тренинг).

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.).

3. Балонов И.М. «Компьютер и подросток» М., 2002 г. стр.32-58.

4. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2000. – 224 с. – (Практическая психология.)

5. Ежова, Н. Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги / Н. Н. Ежова. – Изд. 2-е. – Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – 250 с. – (Психологический практикум)

6. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. М., 2000. Т.5. Вып.7.

7. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. – М.: Гардарики, 2004. – 223с.: илл. – (psychologia universalis).

8. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками : учебн. пособие для вузов / А. Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

9. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2006. – 336 с. – (Высшее профессиональное образование)

10. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216с.

11. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения : учебн. пособие для вузов / сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. – М.: Ин-т психотерапии, 2005. – 128 с.

12. Ромек В,Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях — СПб.: Речь, 20023

13. Хрестоматия по социальной психологии / сост. Т. В. Кутасова. – М.: МПА, 1994. – 221с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Тренинг "Развитие навыков общения среди подростков"

Цель: Развитие коммуникативных способностей: учиться проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учиться умению договариваться, обсуждать замысел работы.

Продолжительность 1 час 40 минут.

  1. «Презентация» (10 мин.)
  2. «Да-Нет» (5-7 мин.)
  3. «Очередь» (15-20 мин.)
  4. «Коллаж» (15-20 мин.)
  5. «Чувства» (15-20 мин.)
  6. «Скажи приятное» (10-15 мин.)
  7. «Обсуждение тренинга» обратная связь (10-15 мин.)

1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»

Цель: знакомство группы участников тренинга, положительный настрой на работу.

Участники образуют два круга внутренний и наружный, становятся лицом друг к другу, ведущий предлагает участникам задавать любые интересующие вопросы. По команде ведущего внутренний круг движется, переходя к следующему участнику.

Участники группы садятся в круг и начиная с ведущего представляют свой образ группе.

Ведущий предлагает: попробуйте в одной двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

Ведущий первым себя презентует далее по кругу каждый участник осуществляет свое представление.

– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?

– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?

Цель: повышение общего тонуса группы.

Участники делятся на две равные подгруппы, встают друг напротив друга и по команде ведущего одна группа выкрикивает слова ДА другая НЕТ.

Выигрывает та группа, кому удалось быстро сплотиться, более консолидировано и громко произнести свое слово.

Цель: развитие непосредственного коммуникативного поведения.

Из группы выбирается 8 человек, из которых 1 человек водящий, 7 человек становятся друг за другом (в очередь) а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. «Очередь» при этом имеет игровую задачу не пропустить «Нахала» к покупке.

Остальные члены группы рассаживаются и наблюдают.

Затем производится общее обсуждение.

Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил, и кто не пропустил «нахала», какие средства были применены водящим (просьба, угроза, шантаж)

Цель: Развитие личностной и групповой активности, формирование творческого мышления.

С помощью жеребьевки группа делятся на 4 подгруппы. Каждая получает задание и сообща в течение 10-15 минут выполняет его.

Ведущий: сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса.

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

Обсуждение коллажей и хода работы над ними. Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

  1. Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
  2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
  3. Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
  4. Понравился ли вам данный вид работы?

Цель: Умение выражать эмоции, чувства в коллективе.

Все участники делятся на подгруппы по 5-6 человек.

Ведущий раздает каждой подгруппе карточки, на которых обозначены человеческие эмоции:

Каждая подгруппа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками тренинга, с описанием ситуации в школе в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.

6. Упражнение «Скажи приятное»

Цель: закончить занятия на позитивной ноте.

Ведущий: предлагает всем участникам тренинга поблагодарить друг друга за работу. (ведущий начинает первым затем все остальные по кругу).

Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

7. Обсуждение тренинга (обратная связь)

  1. Как вы отнеслись к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
  4. Что не понравилось? Почему?

Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!

Материалы: Бумага А3, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы, мяч, карточки с темами (см. Приложение 1, Приложение 2).

Условия: Просторное помещение, 3 стола, стулья по числу участников.

Уважаемые участники сегодня мы будем действовать в игровых ситуациях, и обсуждать свои действия.

Попрошу вас разделиться на две равные подгруппы. Нам нужно организовать два круга внутренний и наружный. Встаньте лицом друг к другу, вы можете задавать интересующие вас вопросы своим коллегам, затем по моей команде внутренний круг по часовой стрелке переходит к следующему участнику.

Давайте сядем в круг и в одной, двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

(Далее передать мяч по кругу)

– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?

– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?

Нам нужно разделиться на две равные подгруппы и встать друг напротив друга. Хорошо! Задание такое – по моей команде эта (показываю рукой) выкрикивает слово ДА, а эта команда слово НЕТ. Выиграет та группа, которой удастся более громко и дружно произнести свое слово. Запомнили? Начали!

Ну, что же я думаю, что обеим группам удалось стать настоящей командой! Замечательно! Вы просто молодцы

Нам нужно 8 человек, есть желающие поиграть?

Отлично! 7 – человек представьте, что вы уже долгое время стоите в очереди в магазине, все очень устали, многие торопятся, опаздывают. И вот этот гражданин (показываю на 8-ого участника) хочет пройти к прилавку магазина без очереди. Ваша игровая задача не пропустить «нахала» к покупке. А твоя задача (обращаюсь к 8-му участнику) завязать разговор с каждым стоящим в очереди, попытаться любыми способами достичь своей цели.

Остальные (участники тренинга) рассаживайтесь пожайлуста и наблюдайте!

Затем производится общее обсуждение.

Хорошо! Всем спасибо, присаживайтесь, пожалуйста!

Скажите, какие средства были применены (называю имя 8-го участника) для достижении цели (просьба, угроза, шантаж и т. п.)?

Кто как реагировал (из очереди)?

Какие методы достижения цели были эффективными?

У нас хорошо получается! Продолжим!

Пожалуйста, давайте разделимся на группы по5-6 человек. Сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса. Каждой подгруппе раздать карточку с заданием:

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

После выполнения задания вам нужно будет презентовать свою работу!

Раздать бумагу А3, журналы, клей, ножницы. На выполнение задания вам отводится 10-15 минут.

Отлично! Кто уже готов? (каждая группа презентует свою работу)

Большое спасибо, присаживайтесь по местам. (так же подгруппами)

Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

  1. Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
  2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
  3. Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
  4. Понравился ли вам данный вид работы?

Сейчас я каждой подгруппе раздам карточки, на которых изображены человеческие эмоции.

Каждая группа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками, с описанием ситуации в школе, в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.

На подготовку задания дается 5-7 минут.

Большое спасибо, присаживайтесь.

Предлагаю всем участникам поблагодарить друг друга за работу. Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

(начинаю первой, затем все остальные по кругу, передаю мячик)

Спасибо всем за работу! Вы просто молодцы! Сегодня все были активны, быстро справлялись с поставленными задачами. Особая благодарность…. За находчивость, за артистизм,

Надеюсь, что на следующее занятие вы также придете с желанием работать! (передаю мячик по кругу)

А теперь дорогие друзья давайте вернемся в нашу действительность.

Вспомним, что замечательная пора отрочества уже позади. И все мы занимаемся благородным и в то же время ответственным делом. Работаем с детьми, помогаем им справляться с трудностями.

Уважаемые коллеги! Давайте скажем несколько слов о том:

  1. как вы относитесь к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
  4. Что не понравилось? Почему?

Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Источники:

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации сред
Научная статья по направлению Спецвыпуск бесплатно. Тема Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков», текст научной статьи из научного журнала Молодой ученый
http://moluch.ru/archive/65/10927/
Областной центр диагностики и консультирования
Скачать к уроку педагогика Конспект занятия для подростков Тренинг «Живое общение»
http://doc4web.ru/pedagogika/konspekt-zanyatiya-dlya-podrostkov-trening-zhivoe-obschenie.html
Тренинг — Развитие навыков общения среди подростков
Тренинг направлен на развитие коммуникативных способностей: учиться проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учиться умению договариваться, обсуждать замысел работы.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/607400/

(Visited 50 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Курортный роман: за и против Для некоторых женщин отпуск является чуть ли не единственной возможностью… (2)

Приемы выявления обмана агрессивных и преступных намерений Диагностика поведения окружающих и выявление лиц, имеющих противоправные намеренияДиагностика поведения… (2)

как отомстить мужчине тельцу Зодиакальный гороскоп МУЖЧИНА ТЕЛЕЦ Телец любит изысканную еду и напитки,… (2)

Анализ рекламного ролика Анализ рекламного ролика После того, как стали ясны мотивы использования… (2)

Почему мне хочется мастурбировать Вредна ли мужская мастурбация и как перестать заниматься онанизмомВредна ли… (1)

COMMENTS