Тренинг для родителей

Тренинг для родителей

Автор: Овсянникова А.В., педагог-психолог МДОУ детский сад №1 (ЗАТО Озёрный, Тверская область).

Цель тренинга: коррекция детско-родительских отношений с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Предоставить информацию о стилях семейного воспитания;

Провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания в семье и особенностями поведения ребёнка;

Создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формирование мотивации к их изменению, поиск и апробирование новых способов поведения;

Формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений с ребёнком;

Приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми.

Длительность: 60-80 минут (в зависимости от настроя группы).

Место проведения: комната психологической разгрузки (музыкальный зал).

Материал и инструменты: авторучки, цветные карандаши, цветные мелки, магнитики, пластилин, белая бумага А4, стулья, столики, доска.

Вступительное слово ведущего.

Инструкция: знакомство с целью и задачами групповой работы, темой и формой проведения занятия. Выработка правил работы на тренинге – участникам зачитываются утверждения, которые они должны обсудить и выбрать подходящие для эффективного взаимодействия:

— нельзя говорить долго и не по теме, высказываться надо чётко и конкретно;

— не перебивать друг друга, соблюдать правило «поднятой руки»;

— следует быть активным, принимать участие во всех видах деятельности;

— каждый участник имеет право на собственное мнение, не боясь высказывать его и быть осуждённым;

— то, что происходит на тренинге, не выносится за пределы аудитории.

Упражнение «Имя и качество».

Инструкция: каждый участник представляется по имени и называет то качество, которое больше всего подходит ему по характеру, начинающееся на первую букву его имени. Имена закрепляются с помощью упражнения «Снежный ком». Например: первый участник – «Я Ирина – интересная», второй участник, указывая на первого, — «Это Ирина – она интересная. Я Ольга – остроумная», третий (поочерёдно, указывая на первых двух) – это Ирина, она интересная. Я Ольга – остроумная. Я Мария – мудрая» и т.д.

Инструкции: участникам предлагается, молча, с помощью невербального общения объединиться:

В зависимости от количества детей в семье;

В зависимости от пола детей;

— в семье только девочки;

— в семье и девочки, и мальчики;

Тем, кто каждый день играет с ребёнком;

Тем, у кого хорошие взаимоотношения с детьми.

После игры проходит обсуждение.

Разговор в кругу «Ожидания от предстоящей работы».

Инструкция. Участники по очереди высказывают свои ожидания от работы в группе, определяют, на сколько процентов ждут получения для себя полезной информации и насколько готовы вложиться.

Диагностическое упражнение «Идеальный родитель».

Инструкция. Участникам предлагается методом «мозгового штурма» составить словесный портрет «идеального родителя». Ведущий записывает повторяющиеся высказывания родителей на доске.

Затем на рисунке, где изображены расходящиеся от центра к краям круги (подобие «мишени»), каждому участнику предлагается поставить любой знак синим фломастером там, где он, по собственному мнению, находится относительно центра круга. Центр символизирует «идеального родителя» со всеми перечисленными качествами. Далее предлагается подумать и предложить, где они окажутся после прохождения тренинга, поможет ли он приблизиться к центру. Это место – предполагаемая цель, конечный результат, его нужно отметить красным цветом.

В заключении каждому родителю предлагается определить и записать 2-3 качества, необходимых для достижения поставленной цели.

Мини-лекция педагога-психолога «Стили воспитания»

Чтобы приблизиться к «идеальному родителю», нужно научиться соблюдать правило трёх «П»: принятие, признание, понимание. (Проходит обсуждение правила).

Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми 20 минут в день. Из них 10 минут приходится на раздачу указаний. Учёные определили, что существует несколько моделей общения, а значит и воспитания: авторитарный, демократический, попустительский, хаотический и опекающий.

Демократический стиль (авторитетный, сотрудничество) – родители поощряют своих детей с учётом их возрастных возможностей, уважают личность ребёнка, принимают его таким, какой он есть, дают понять, что его дела важны для них, доверяют, осуждают не самого ребёнка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребёнка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.

При таком стиле воспитания родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом проявляют твёрдость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (либеральный, снисходительный, гипоопека) – ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Родители с либеральным стилем воспитания почти не контролируют поведение ребёнка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребёнка, неоправданная идеализация его родителями.

При таком воспитании у ребёнка может формироваться чрезмерное самолюбие, происходить задержка в эмоциональном развитии, возникать отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.

Становясь взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение ребёнка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясного выраженных, определённых, конкретных требований к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии чётких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребёнка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребёнке) – стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению значимости у ребёнка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Упражнение «Хорошо и плохо».

Инструкция. Участникам предлагаются для обсуждения детские рисунки на тему «Моя семья», отражающие 4 стиля воспитания. (Если такая диагностика предварительно не проводилась с детьми, то можно использовать символические картинки). Участники делятся на две команды. Задача первой – назвать плюсы каждого из обсуждаемых стилей воспитания. Задача второй — назвать минусы.

Тест «Ваш стиль общения и воспитания» (приложение).

Тест-расстановка «Моя семья»

Инструкция. Участникам предлагается «оживить» детские рисунки по теме «Моя семья» — изобразить то, что нарисовал ребёнок. Вопросы для обсуждения:

– Какой стиль воспитания отображён на рисунке?

— Как чувствует себя каждый член семьи?

— Комфортно ли ребёнку?

— Что хотелось бы поменять и почему?

Мини-лекция педагога-психолога «Принцип безусловного принятия»

Выполняя упражнения вы, наверное, убедились в том, что поведение ребёнка – это отзеркаливание стиля вашего с ним общения и воспитания. Теперь необходимо признать свои недостатки и научиться принимать ребёнка таким, какой он есть. Безусловно, принимать ребёнка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто за то, что он есть! Нередко можно слышать от родителей: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться, грубить), не начнёшь хорошо учиться (помогать по дому, слушаться)». Прислушиваемся: в этих фразах ребёнку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

Удовлетворение потребности в любви – необходимое условие нормального развития ребёнка. Потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другого – одна из фундаментальных у человека. Она удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился!», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И между прочим, не только ребёнку, но и взрослому. Конечно, ребёнку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков – появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении – появляются эмоциональные проблемы, а то и нервно-психические заболевания.

Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы они ни были нежелательными или «непозволительными».

— проанализировать, насколько удаётся принимать своего ребёнка. В течение нескольких дней подсчитать, сколько раз вы обратились к ребёнку с положительными высказываниями (радостным приветствием, поддержкой и пр.) и сколько – с отрицательными (упрёком, замечанием, критикой);

— обнимать своего ребёнка не менее 4-ёх раз в день (обычные утренние приветствия и поцелуи на ночь не считаются);

— выполняя первые два задания, обратить внимание на реакции ребёнка и на свои собственные чувства.

Метафорическое упражнение с пластилином.

Слово педагога-психолога: «Чтобы работать с пластилином, необходимо его предварительно разогреть. Если времени мало, а результат нужно получить быстро, то приходиться применять физическую силу, тратя много энергии. Но если спешить некуда, то теплом тела можно разогреть пластилин, размять, чтобы он стал пластичным, и из него можно было лепить, всё, что захочется, скульптура будет гладкой и красивой. Представьте себе, что душа ребёнка – как пластилин: каждый негативный поступок, сгоряча сказанные слова родителей также оставляют след, а может и рубец на его душе. Задумайтесь, что с ней будет, когда ребёнок вырастет».

Инструкция. Участникам раздаётся пластилин и предлагается поработать с ним – размять, почувствовать его фактуру, что-то слепить. После выполнения задания проводится рефлексия.

Упражнение «Поиграй со мной!»

Инструкция. Участники делятся по парам, где они – «родитель», другой – «ребёнок». «Родитель» очень занят, «ребёнок» просит поиграть с ним. Задача: необходимо ответить так, чтобы не нанести душевную травму «ребёнку, не обидеть его.

По окончании упражнения проводится рефлексия.

«Упражнение чего хотят дети?»

Примечание. Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части (по количеству родителей). Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.

Слово педагога-психолога: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой».

Инструкция. Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное. Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».

Инструкция. Участникам предлагается по кругу рассказать о своих впечатлениях от занятия, определить, какой процент полезной информации они получили, насколько оправдались их ожидания.

Педагог-психолог раздаёт каждому участнику памятнику «Что делать и не делать с ребёнком дошкольного возраста».

Памятка для родителей. Что делать и не делать с ребёнком дошкольного возраста

— Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении.

— Радуйтесь вашему сыну, дочке.

— Разговаривайте с ребёнком заботливым, ободряющим тоном.

— Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая. Установите чёткие и определённые требования к нему.

— Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

— Говорите чётко, ясно.

— Сначала спрашивайте «Что?», а потом «Зачем?» и «Почему?».

— Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.

— Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребёнка. Чаще хвалите его.

— Поощряйте игры с другими детьми.

— Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

— Старайтесь, чтобы ребёнок вместе с вами что-то делал по дому.

— Приобретайте диски, кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребёнка: пусть он слушает их снова и снова.

— Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать).

— Будьте примером для ребёнка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения журналов, книг.

— Не теряйте чувство юмора.

— Играйте с ребёнком в разные игры.

— Задавайте себе вопросы:

Какое впечатление я произвожу на ребёнка?

Веду ли я себя с ним достаточно непринуждённо и свободно?

Чувствует ли ребёнок себя со мной свободно?

Достаточно ли развито у меня умение располагать его к себе?

Могу ли я говорить с ребёнком на любые темы?

Удаётся ли ситуации, в которых ребёнок неохотно общается со мной?

— Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте по вопросам воспитания.

— Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока ребёнок не закончил рассказывать, другими словами, не давайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чём он говорит.

— Не задавайте слишком много вопросов.

— Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он не готов.

— Не заставляйте ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, утал, расстроен. Не требуйте слишком много – должно пройти время, прежде чем ребёнок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.

— Не критикуйте ребёнка в присутствии других людей.

— Не следует постоянно поправлять ребёнка, то и дело повторяя «Не так, переделай!»

— Не придумывайте для ребёнка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

— Не сравнивайте ребёнка с кем бы то ни было: ни с его братом (сестрой), ни с соседями, ни с его приятелями или родственниками.

— Не находитесь на глазах у ребёнка без дела.

— Если есть сомнения по поводу того, как поступить, не торопитесь.

Педагог-психолог предлагает участникам тренинга попрощаться друг с другом, произнося «до новых встреч» только ему (участнику) интонацией.

Приложение. Тест «Ваш стиль общения и воспитания»

Просим Вас ответить на вопросы теста, выбрав один из вариантов ответа.

1. Как вы считаете, из-за чего дети скорее станут непослушными?

А. Из-за излишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей.

Б. Из-за чрезмерной требовательности родителей.

В. Из-за своих эгоизма, лени и упрямства.

2. С какими из приведённых ниже утверждений вы больше всего согласны?

А. Если ребёнка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет хороший человек.

Б. Родители не вправе требовать от ребёнка уважения к себе, они должны заслужить его.

В. Важно, чтобы родители не мешали детям жить и не навязывали им своё общество.

3. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношении ребёнка со сверстниками?

А. Ребёнок обязан общаться только с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Б. Родителям нужно знать друзей своего ребёнка, приглашать их в гости, но вмешиваться в отношения детей можно только в исключительных случаях.

В. Ребёнок может общаться с кем захочет, родителей это не касается.

4. Ребёнок должен понимать, что его родители…

А. Знают всё, о чём он думает.

Б. Интересуются его мыслями и чувствами.

В. Не претендуют на то, чтобы знать его помыслы.

5. Взрослый должен просить прощения у ребёнка?

Б. В тех случаях, когда взрослый не прав, обязательно.

В. По настроению.

6. Может ли ребёнок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное время?

А. Пока не станет достаточно взрослым – нет.

Б. Конечно, может. Но задача родителей – направить его энергию в «мирное русло», предложить интересные и полезные занятия.

В. Может. А родители должны помочь материально.

7. Как должен реагировать родители ребёнка, услышав от него нецензурные выражения?

А. Пока не станет достаточно взрослым – нет.

Б. Договориться, что эти слова он не будет произносить.

В. Не делать из мухи слона, первый раз вообще можно пропустить мимо ушей.

8. Зачем давать ребёнку деньги на карманные расходы?

А. Чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями.

Б. Чтобы он мог их потратить по своему усмотрению.

В. Чтобы он не воровал деньги у родителей.

9. У ребёнка могут быть секреты от родителей?

А. Только в том случае, если родители плохо следят за своим ребёнком.

Б. Да. Это обязательное условие нормального взросления, дети должны иметь собственную жизнь.

В. Конечно, ведь у ребёнка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.

10. Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребёнка?

А. До той поры, пока ребёнок не начнёт покупать всё это на самостоятельно заработанные деньги.

Б. До того, как ребёнок не научится высказывать свои пожелания на этот счёт.

В. До того времени, пока ребёнок не потребует самостоятельности в выборе себе вещей.

11. Нужно ли родителям демонстрировать ребёнку свою любовь?

А. Нет. Можно только хвалить за успехи, но телячьи нежности ни к чему.

Б. Конечно. Однако любая ласка должна быть уместна (например, не целовать мальчика при его друзьях и т.п.)

В. Да. И как можно чаще.

12. Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребёнка?

А. Безусловно. Родители должны следить за этим.

Б. В жизни ребёнка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления.

В. Ни к чему мучить ребёнка и себя.

Спасибо за ответы!

Характеристика стилей воспитания

Авторитарный. Вы относитесь к деспотичным родителям, которые требуют от ребёнка беспрекословного подчинения, не считают нужным объяснять причины своих запретов и приказов, не дают возможности высказаться, стремятся контролировать своих детей. Такое воспитание приводит к негативным последствиям. Ребёнок может стать безынициативным, неуверенным в себе, несамостоятельным. Дети из авторитарных семей не умеют и не хотят делиться своими переживаниями, потому что их никто не принимает в расчёт, и часто попадают под дурное влияние сверстников.

Демократический. Как и все демократичные родители, вы заботливы и внимательны, ребёнок всегда чувствует вашу эмоциональную поддержку. При этом вы бываете достаточно тверды и последовательны в своих требованиях. Вы обсуждаете с детьми их жизнь, а не командуете ими. Воздействуя на ребёнка, вы приводите разумные доводы, стремитесь объяснить ему причины ограничений и запретов. Преимущества демократичного воспитания в том, что родители поощряют в детях самостоятельность, позволяют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки.

Либеральный. При таком стиле воспитания отношения с детьми обычно бывают тёплыми, родители заботливы и терпеливы. Их принцип «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Нетребовательное отношение к ребёнку и последовательность в воспитании приводят к тому, что дети не чувствуют границ допустимого поведения и вырастают инфантильными. Либеральные родители не могут научить ребёнка контролировать себя, поэтому у него меньше шансов развить чувство самоуважения. При либеральном стиле воспитания дети, как правило, плохо учатся и вырастают очень несчастными.

Тренинг для родителей школьников. Родительская любовь

Описание: данный материал будет полезен для классных руководителей при проведении родительских собраний.

Цель: Расширение представлений родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений.

1. Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.

2. Повысить родительскую компетентность в осознанности эмоциональных воздействий со стороны взрослых.

3. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Оборудование: бланки теста, тексты «Несколько слов о любви», презентация, мультимедийный проектор, бумага, ручки, солнышко из картона, буклеты для родителей.

1.Оформить и разослать пригласительные для родителей.

2. Заранее подготовить бланки теста.

3. Заранее подготовить тексты «Несколько слов о любви».

4. Подготовить буклеты родителям.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я благодарю вас за то, что вы откликнулись на моё приглашение и пришли на эту встречу, на которой сегодня мы будем говорить о самом главном чувстве в нашей жизни и в жизни наших детей.

Вопрос: Как вы думаете, какие же чувства являются самыми важными и необходимыми в жизни каждого человека?

Предполагаемые ответы (счастье, уважение, взаимопонимание)

Да, несомненно, все эти чувства являются важными и их можно объединить одним словом «любовь».

Вопрос: Что же такое любовь?

Приём «толкового словаря». Работа с текстом. Приложение 1

Родителям предлагается в течение нескольких минут про себя прочитать текст и найти 10 определений любви.

Определения зачитываются по цепочке.

Учитель: Конечно, же «любовь» — понятие достаточно многогранное, и каждый вкладывает в него свой смысл. Любовь предполагает заботу о человеке, преодоление трудностей и конфликтов, прощение и доверие, желание посвятить себя его благополучию. И сегодня мы будем говорить о родительской любви.

Если я сейчас задам вам вопрос: «Любите ли вы своего ребенка?». Не сомневаюсь в том, что каждый присутствующий в этой аудитории ответить утвердительно.

Все считают себя любящими родителями и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. А как мы любим своих детей, и тем более умеем ли мы их любить, над этим порой не задумываемся. Учёные доказали, что все беды у детей, а потому и у родителей объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть.

Сейчас я предлагаю вам задуматься над тем, какие же вы родители.

Тест: «Какой вы родитель?» Приложение 2

Учитель: Прочитайте и отметьте те фразы, которые вы часто употребляете во взаимоотношениях с детьми.

Учитель: Теперь оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы № 1, 2, 5, 7, 8, 10, 13 и 1 балл за все остальные ответы.

А сейчас я попрошу вас отметить те фразы, которые не мешало бы чаще говорить детям (если вы их действительно любите).

Попробуйте в течение вечера использовать их хотя бы по одному разу. И понаблюдайте за реакцией ребёнка.

С помощью этого теста вы смогли проанализировать свои отношения с ребёнком. А сейчас самое время остановиться и поразмышлять, каковы ваши удачи в воспитании своего ребенка, а где вы ошибаетесь. Почему самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Ещё немного и они войдут в тот возраст, который называется переходным, противоречивым и трудным.

Учитель: Современные педагоги выделили 5 основных ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали.

• Это одно из сильнейших средств в воспитании;

• Но эта угроза родителям, как правило не осуществляется;

• А дети прекрасно чувствуют фальшь;

• Единожды обманув, вы надолго потеряете доверие ребенка

Учитель: Иногда родители, не зная, как наказать ребенка за какие-то провинности, не задумываясь о последствиях, говорят: «Я тебя не люблю!» наверное, это одно из самых страшных наказаний. У ребенка может сформироваться стойкий страх того, что он никому не нужен, он очень плох, могут появиться признаки тревожности или, наоборот, агрессии.

Любовь предполагает принятие ребенка таким, какой он есть, без всяких условий. Ведь он любит вас, своих родителей, просто за то, что вы его родители, ему не важно, блондинка вы или брюнетка, высокого роста или низкого, уборщица или директор крупного предприятия. Он любит просто за то, что вы есть.

• Не показывайте ребенку, что вам все равно, чем он занимается;

• «Кроха», немедленно начнет проверять, настоящее ли ваше безразличие, изначально совершая плохие поступки;

• Ребенок ждет, последует ли критика;

• Поэтому с ним нужно наладить дружеские отношения, даже если его поведение вас не устраивает.

• Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям;

• Они готовы погрузиться в мир сложных взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками;

• При этом их собственные проблемы остаются нерешенными.

• Если есть ребенок, надо и время для него найти;

• Иначе он будет искать среди чужих людей родственную душу.

Учитель: Деткам, даже большим нужны мама и папа. Но зачастую мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда ребенок хочет поговорить, а маме некогда, папа на работе, в выходные мы идём в гости или магазины. А чтобы дитё не лезло и не мешало, мы покупаем подарок ему. Ужасная схема.

Такими действиями мы отталкиваем ребёнка от себя. Ребёнок остаётся один наедине с собой и ему не с кем поделиться своими радостями и переживаниями.

Уважаемые родители, время на общение с детьми и на совместное времяпровождение надо выделять непременно. Иначе Вы будете рядом, а не вместе!

• Дети любого возраста стремятся к ласке;

• Она помогает ощущать себя нужными и придает уверенность в своих силах;

• Желание приласкать в большинстве случаев должно исходить от самого ребенка;

• Но не навязывайте активно свою любовь – это может оттолкнуть.

Учитель: Распространенная китайская поговорка гласит: «Если кошку не гладить, у нее хребет рассыплется». Человек, каким бы независимым себя ни представлял, – существо «тактильно-зависимое». И жить без прикосновений не может. Мы нуждаемся в прикосновениях так же, как в еде, питье.

Приветствуйте своих детей нежным объятием, поцелуем или уверенным пожатием руки. Американские учёные пришли к выводу: дружелюбные прикосновения способны не только уменьшить недомогания, страхи, депрессии, но даже избавиться от них. Не бойтесь, что заласканному ребёнку будет в жизни трудно. Тёплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение.

Групповая дискуссия «В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети». Обсуждение и высказывание родителей.

Информация ведущего о возможностях проявления родительской любви

Учитель: «Любовь начинается с глаз. Глазами влюбляются». Если нам взрослым, безразлично, на каком уровне находятся глаза любимого человека, то детям важен контакт глаз на одном уровне. Вот почему бабушка, когда её внук упал и ушиб коленку, присядет, подует на ушибленное место, глядя глаза в глаза, скажет: «Сейчас, мой миленький, всё пройдёт, всё пройдёт». И всё проходит.

А как умная мама, любя своё дитя, наказывает его за шалости? Верно, она лишает его контакта глаз. Малышка и так, и этак зайдёт, лишь бы встретиться с глазами мамы, заглянуть в них. А мама говорит: « Уйди от меня, я так на тебя сердита, что даже не хочу на тебя смотреть!» И нет серьёзнее наказания для любящего сердечка.

Контакт глаз — это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Учёными доказано, что дети, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют и хуже развиваются.

Поэтому, уважаемые родители не лишайте своего ребёнка ласкового взгляда, даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, ребёнок должен в ваших глазах видеть любовь, а не злобу.

Учитель: Вторым способом выражения любви является физический контакт: поглаживания, объятия, поцелуи, коленотерапия.

Вспомните, как родилась ваша дочка. Через неделю — другую, когда сошла послеродовая краснота, вы надели на неё кружевной чепчик, красивую распашонку. Такой куклёночек получился! Мама с рук не спускает, соседка пришла: «Дай подержать, своих маленьких давно не было». Одна бабушка, другая… И дочка ваша получает такой заряд любви и нежности, что дай бог, чтобы всегда так было в её жизни!

А теперь пусть в вашей памяти возникнут картины воспитания вашего сына. У нас, славянских народов, так принято – мальчик должен воспитываться в строгости! И даже когда ласковая мама пытается обнять, поцеловать своего мальчика, отец повышает голос не на шутку: «Ты что мне неженку растишь, бантики ему завяжи. Мужик должен быть мужиком!» Вот тебе и весь сказ! А ведь быть нежным, ласковым – это не означает быть девочкой, это простое и нужное умение – любить.

Учитель: Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку.

Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы в такие моменты ребенок почувствовал себя особенным, единственным в своем роде.

Типичная трудность современных родителей — недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания. Поэтому важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на шкале ценностей находится ребенок. Если, наш ребенок для нас одна из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего-то другого, но не для выражения пристального внимания к своему ребенку.

Выражение пристального внимания к ребенку требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на то, что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к совместному с ребенком время провождению, мы можем получать истинное удовольствие от таких событий.

Учитель: Итак, мы обратились к ошибкам семейного воспитания и рассмотрели способы выражения любви к ребёнку. А теперь я предлагаю вывести формулу родительского успеха.

Родителям раздаются индивидуальные листочки.

Учитель: В центре круга напишите имя своего ребёнка. От круга проведите лучики. Ответьте на вопрос: «Как я согреваю своего ребенка?» Пропишите ответы на лучиках.

Учитель: Давайте поделимся вашими находками со всеми. На доске нарисовано общее солнышко. Каждый родитель подходит и прикрепляет к солнышку по лучику, пока на доске не будут помещены все проявления родительской любви к своему ребенку.

Учитель: Итак, посмотрите, наше родительское солнышко, как настоящее, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло и ласку.

Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям! Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит.

Помните: Без любви все – ничто!

И в заключении я предлагаю вашему вниманию высказывание С.Л. Соловейчика, которое может стать вашей молитвой. Я зачитаю его вслух, а вы проговаривайте каждый про себя.

«Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет — мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка: Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому, что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем».

Рефлексия (по кругу): Закончить фразу: «Я для себя…»

В каждом человеческом сердце от рождения живёт потребность в любви. Причём все мы нуждаемся не только в том, чтобы к нам проявляли любовь, но и в том, чтобы отдавать это чувство другим. Неизвестно даже, какая из этих потребностей сильнее. Одно известно точно: недолюбленный, недоласканный человек со временем и сам очерствеет сердцем. Нет, он не перестаёт любить, однако резко и необратимо сокращаются его возможности дарить и с благодарностью принимать любовь. Любые открытые проявления любви кажутся такому человеку либо постыдными, либо фальшивыми.

Мы, взрослые, как это ни печально, в большинстве своём именно такие, печально-серьёзные люди. Печальные от того, что нас (как нам кажется) не любят, серьёзные от того, что не способны проявить свою любовь. Мы так боимся потерять мнимые ценности, что зачастую жертвуем главным, ради чего появились на свет и ради чего на этот свет произвели своих детей.

А появились мы здесь для радости, радоваться самому, радовать других, радоваться, что другие радуются.

Наша любовь друг к другу – хорошая прививка от одиночества, безрадостности, душевной глухоты. Сами же дети, пока ещё живущие без оглядок на условности, могут стать для нас хорошими учителями в самом полезном из искусств – любить.

Любовь – это их способ открываться навстречу миру, это наш способ познавать человеческую душу. Любовь – это неизбывная радость человеческого существования, а дети могут научить нас этой радости. Радости, данной нам от рождения как смысл жизни.

1. Ну что за друзья у тебя?

2. Сколько раз тебе повторять!

3. Посоветуй мне, пожалуйста.

4. Не знаю, чтобы я без тебя делала.

5. И в кого ты такой уродился?!

6. Какие у тебя замечательные друзья!

7. Ну на кого ты похож(а)?!

8. Я в твое время…

9. Ты мне опора и помощник (ица).

10. О чём ты только думаешь?!

11. Какой (ая) ты у меня умница

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)

13. У всех дети как дети, а ты…

14. Какой ты у меня сообразительный!

7-8 баллов – Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас

9-10 баллов – Вы непоследовательны в общении. Ребёнок вас уважает, но не всегда откровенен.

11-12 баллов – Необходимо быть к ребёнку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов – Идёте по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком. Уделяйте ему больше внимания.

Похожие статьи:

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.

Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Тренинги и занятия для родителей — файл n1.doc

Доступные файлы (1):

n1.doc

Изменение неадекватности родительских позиций.

Гармонизация стиля воспитания.

Расширение осознанности мотивов воспитания в семье.

• Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

Подготовительный (мотивационный) — представ­ляет собой групповую консультацию для родителей по результатам диагностики детско-родитель­ских взаимоотношений. Знакомство c результатами диагностики и их психологической интерпретацией со­здает мотивацию, необходимую для эффективного про­хождения тренинга.

• Основной (рабочий) — структура занятий планиру­ется в соответствии c принятыми правилами проведе­ния социально-психологического тренинга.

Введение в тренинг как особую форму обучения

Знакомство участников друг c другом

Осознание родительских установок

Позиции в общении:

БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Принятие чувств ребенка

Базовые психологические цели детского поведения

Подведение итогов занятия. «Поддержка».

Групповая дискуссия: «Какие выводы позволяет сде­лать родителям эта информация?» Часто первая реак­ция родителей — это ощущение беспомощности, осо­знание совершённых ошибок, которые очень сложно ис­править. Важно так организовать дискуссию, чтобы от фрустрации прийти к позитивному восприятию перспек­тив взаимодействия c ребенком, к осознанию ресур­сов, позволивших воспитывать его до сих пор c опре­деленным успехом.

Осознание родительских позиций и стиля взаимодействия c ребенком

Обсуждение актуального состояния, психологическая разминка

Групповая дискуссия по результатам домашнего задания

Предоставление свободы выбора и логические последствия

Установление границ дозволенного поведения

Подведение итогов занятия «Поддержка».

ПОВЫШЕНИЕ САМОУВАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

Обсуждение домашнего задания

Способы повышения самоуважения детей

Подведение итогов занятия «Поддержка».

Обсуждение домашнего задания

Передача ответственности ребенку

Упражнение 4. Передача контроля. Родители со­ставляют высказывания для передачи своему ребенку ответственности за решение одной из актуальных, но не слишком болезненных проблем,

Обсуждение домашнего задания

Осознание степени равноправия в актуальных взаимоотношениях c ребенком

Способы позаботиться o самом себе

Подведение итогов занятия. «Поддержка».

Торжественное вручение дипломов об успешном прохождении тренинга

Источники:

Тренинг для родителей
Цель тренинга: коррекция детско-родительских отношений с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.
http://www.detsadclub.ru/16-vospitatelu/rabota-s-roditelyami/2874-trening-dlya-roditelej-stili-semejnogo-vospitaniya
Тренинг для родителей школьников
Тренинг для родителей на тему: О родительской любви Автор методической разработки: Малышева Юлия Геннадьевна,социальный педагог МБОУ СОШ № 3 , Пермского края, Александровского муниципального района, п. Яйва. Описание:
http://kladraz.ru/blogs/yulija-genadevna-malysheva/trening-dlja-roditelei-na-temu-o-roditelskoi-lyubvi.html
Тренинги и занятия для родителей — файл
Название: Тренинги и занятия для родителей; Файл: n1.doc; Дата: 10.06.2012 07:34; Размер: 297kb.
http://nashaucheba.ru/v4434/%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9

(Visited 42 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Никогда не помогай слабым Не помню, почему так получилось, но с детства я верил,… (2)

Как быть строгим с девушкой Как вести себя в отношениях с девушкойЧто такое отношения между… (2)

Если мужчина говорит найди себе другого Ваш любимый мужчина нашел другую? Любимый мужчина нашел другую? Встречается… (2)

Корпоративная культура Корпоративная культура "Отдел кадров коммерческой организации", 2014, N 3 Наша… (2)

5 предметов из секс-шопа, которые должны быть у… 5 предметов из секс-шопа, которые должны быть у каждой девушки… (1)

COMMENTS