Тренинг личностного роста — виды, цель базового тренинга

Раздел – I. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Ковалев В.Н.

ЛИЧНОСТНЫЕ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГИ

Севастополь

Рекомендовано к печати редакционно- издательским советом ………

Ковалев В.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ЧФ МГУ

Ковалев В.Н.. Социально-психологический тренинг: Методическое пособие для студентов факультета психологии. – Севастополь, Изд. ЧФ МГУ

В пособии предлагаются развернутые разработки тренинга личностного роста, семинара-тренинга коммуникативной этики и валеологического практикума по стрессменеджменту.

Методическое пособие предназначается для психологов учреждений образования, социальных педагогов, классных руководителей.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Раздел 1. ТРЕНИНГ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ

1.1. Сущность, принципы и назначение социально-психологического тренинга……………………………………………….

1.2. Подготовка к тренингу……………………………….

1.3. Правила работы Т-группы………………………………

Раздел – 2. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

2.1. Кому и зачем нужен личностный рост.

2.2. Программа тренинга личностного роста………………………

2.3. Содержание занятий тренинга личностного роста…………………..

Список рекомендуемой литературы……………………………….

Раздел -III. СЕМИНАР- ТРЕНИНГ “СТРЕССМЕНЕДЖМЕНТ”- эффективная антистрессовая программа для всех: Валеологический практикум

3.1. Сущность стрессменеджмента……………………………..

3.2. Программа семинара-тренинга “Стрессменеджмент”…………………….

3.3. Содержание тренинга “Стрессменеджмент”………………………

Список рекомендуемой литературы……………………………..

Раздел IY. ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНОЙ ЭТИКИ………………….

4.2. Содержание семинара-тренинга коммуникативной этики………………

Список рекомендуемой литературы……………………………….

Раздел – 1. ТРЕНИНГ: ЕГО СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ,

ВОЗМОЖНОСТИ, ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

Тренинги как один из интерактивных методов обучения и развития личности широко стали применяться в учебных заведениях, на предприятиях, фирмах. Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих до психотерапевтических), содержанию, формам и технологии проведения.

Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому, как отмечают Л.М. Кроль и Е.Л. Михайлова, непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые вещи – от лекции, разукрашенной красивыми слайдами и плакатами, обыкновенных семинаров до групп со спонтанной динамикой и психолого-педагогических студий.

Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных активных и интерактивных методов психологии, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования.

В частности тренинг личностного роста обеспечивает актуализацию осознаваемых и неосознаваемых личностных потребностей, ценностей, устремлений. Он дает возможность также провести анализ своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей и разрешения актуальных проблем, наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении и главное апробировать этот инструментарий в контактной, надежной микросреде, получить от нее поддержку.

Специфическими чертами тренинга являются: наличие постоянной группы и определенная ее пространственная организация; обязательное соблюдение ряда принципов и правил групповой работы; ориентация на психологическую поддержку участников; объективация субъективных чувств и эмоций членов Т-группы; атмосфера раскрепощенности, доброжелательности, свободы общения.

Основная цель социально-психологического тренинга (по А.С. Прутченкову) – развитие личности. Наряду с этой основной целью есть ряд и сопутствующих:

1) повышение социально-психологической компетентности участников и развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

2) формирование активной социальной позиции участников и развитие у них способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Цели социально-психологического тренинга конкретизуются в частных задачах :

А) овладение определенными социально-психологическими знаниями;

Б) развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

В) диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

Г) изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Тренинги предполагают не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Они позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив ученического класса, студенческой группы, воинского подразделения или персонал фирмы, учреждения. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков, в семейной психотерапии и в решении личностных проблем.

Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы. Среди принципов организации социально-психологического тренинга назовем основные.

Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят и не следует требовать этого отучастников.

Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

Принцип самодиагностики, то есть самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

Важным является вопрос о принципах формирования группы. Руководителю целесообразно провести предварительный общий разговор и индивидуальные собеседования с будущими участниками о целях и задачах проводимого тренинга.

Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни. Овладение методикой проведения тренингов поднимет педагога или практического психолога еще на одну ступеньку профессионального совершенства.

Раздел – I. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

(Содержание и методика проведения)

1.1. КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ?!

Жизнь человека – это постоянная динамика, постоянное развитие, его физическое, духовное, нравственное, умственное, эстетическое совершенство. Отсутствие позитивной динамики ведет к застою, скуке, накоплению внутриличностных проблем, к духовному обнищанию и физическому старению, а в конечном итоге, к потере самого смысла жизни.

Для того, чтобы жить в ногу со временем, чтобы занимать определенный статус в обществе, чтобы быть успешным в деятельности, чтобы быть уважаемым, любимым, богатым, красивым и счастливым необходимо расти. Человек не стоит на одном месте. Он в вечном движении. Когда он не движется вперед, он обязательно движется назад. Даже если он в духовном или интеллектуальном плане находится в состоянии застоя, то это все равно в определенном смысле деградация, так как когда мы стоим, социальный мир вокруг находится в стремительном движении вперед, и мы отстаем от жизни.

Для примера возьмем одну из самых значимых сфер жизнедеятельности человека семью и обратимся к такой важнейшей субстанции человеческих отношений как любовь. Зададим риторические вопросы: Почему со временем охладевают чувства? Почему возникают ссоры между любящими людьми? Почему далеко не всегда удается быть счастливым в семейной жизни в той мере, в какой определяется понятие человеческого счастья? И тысячи других «почему?» волнующих наше сознание.

Ответ на эти вопросы прост. Отсутствие динамики в межличностных отношениях любящих людей и недостаточный уровень личностной динамики приводит к охлаждению чувств, к обострению противоречий. «Ленность всему виной», — писал Александр Сергеевич Пушкин о причинах охлаждения отношений между любимыми. Ленность отнюдь не динамическая категория.

Давайте обратимся к началу романтических отношений молодых людей. Он влюблен в нее и поэтому говорит о своей любви, подбирая самые прекрасные слова, которые существуют в его лексиконе. Тембр и интонация его голоса мелодичны и нежны. Они наполнены чувствами. Он особое внимание уделяет своей внешности. Это не случайно, он хочет ей понравиться. Он контролирует свои жесты, чтобы они были приятны ей. Он старается демонстрировать хорошие манеры. Он говорит о том, какой он сильный, смелый, благородный, добрый, нежный, веселый. Он рассказывает ей все самое интересное, что было в его жизни, чтобы привлечь ее внимания.

Несомненно, юноша создает положительный образ, в который она влюбляется. Он не кривит душой. Он в этот период работает над собой. Это и есть личностная динамика. Итак, она влюбляется в него, точнее она влюбляется в его «динамический образ». Она «строит надежды», она верит, она мечтает. Она сама активно формирует в его сознании свой позитивный образ, который нравится ему. Они оба помогают друг другу создавать идеализированные эталоны своего счастья.

На начальном этапе отношений они любят не просто реальных людей, они влюблены в образы, которые активно сами формировали в себе и, друг друге. И в этом нет ничего плохого. Так и должно быть. Чтобы на человека обратили внимание, он должен демонстрировать себя, свои лучшие качества, черты и возможности.

Но проблема заключается в том, что и дальнейшие их ожидания друг от друга в последующей совместной жизни будут связаны с теми эталонными образами, которые они сами сформировали субъективно в своем сознании. Она даже не в этом, не в противоречии между реальным и идеальным образами. Она в неумении позитивно обновлять этот эталон (идеал), достигать его и расти дальше.

Чтобы привлекать внимание, чтобы поддерживать интерес к себе, чтобы быть значимым и любимым надо постоянно расти, совершенствоваться, работать над собой, над собой и своим отношением к любимому человеку.

В реальной жизни очень часто происходит все наоборот. Мы перестаем «поддерживать себя в тонусе», потому что это не легко, для этого требуются затраты сил, энергии, ресурсов. Мы начинаем обвинять и упрекать близких, искать причины своих бед именно в них, выискивать в них недостатки. Мы это делаем потому, что последнее гораздо легче. Мы «попадаем в ловушки собственных защихных механизмов» и не ведаем, что творим. Мы просто этого не осознаем. А вся проблема в том, что мы перестаем расти в личностном плане, перестаем работать над собой и над ситуацией.

То же самое касается и производственных отношений. Например, попал человек в новый коллектив, приобрел определенный статус, зарекомендовал себя с положительной стороны, достиг определенных высот. Его любят, уважают, его поддерживают, его поощряют. Он со временем привыкает к этому. Но обязательно наступит момент, когда он начнет сдавать свои позиции, когда потеряет первенство, если не будет обеспечивать должной динамики своего «Я» в сложной системе отношений микросоциума (в содержании совместной трудовой деятельности, в общении и др.)

Можно привести множество других примеров, подтверждающих значимость и необходимость личностного роста человека для полноценного удовлетворения его базовых и высших потребностей, для самореализации, для того, чтобы быть счастливым в этой жизни. Не каждому и не всегда это удается. Для этого и существуют специальные занятия в Т-группах, которые в совокупности и составляют тренинг личностного роста.

Именно на тренингах можно научиться успешно решать многие жизненные проблемы посредством личностной динамики. Эти занятия полезны для людей любого возраста. Они полезны школьникам и студентам, учителям и психологам, персоналу предприятий и руководителям учреждений, всем, кто хочет, чтобы их жизнь была полноценной.

megaobuchalka.ru

Тренинг личностного роста. Методологический и практический аспекты

Одним из наиболее часто применяемых способов корректировки является тренинг.

Согласно «Психологическому словарю» тренинг — это «систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков у участников тренинга».

В 50-х годах двадцатого века в США, а затем и в странах Западной Европы стали возникать и быстро развиваться особые формы психотерапевтической работы: «тренинговые или Т-группы». В них собирали людей психически здоровых, но имеющих психологические проблемы: им было трудно понимать самих себя, регулировать эмоции и поведение, они утрачивали чувство осмысленности и интерес к жизни, испытывали трудности при общении с другими людьми, чувствовали себя одинокими и т.п. Эти проблемы сильно затрудняли людям жизнь, иногда приводили к поведению, странному, даже ненормальному с точки зрения окружающих, а нередко — к попыткам самоубийства.

Тренер-психолог старался воздействовать на своих клиентов не только непосредственно, но и через других членов группы.

Многим людям становилось легче уже от осознания того, что не только они, но и другие испытывают подобные затруднения. В группе каждому человеку гарантировались поддержка и сохранение тайны всего, что говорилось во время встреч, поэтому люди могли в условиях относительной психологической безопасности рассказать о своих проблемах и трудностях, снова пережить трудные ситуации, не скрывая своих эмоций, услышать мнения других людей, в том числе и специалиста-тренера, опробовать новые для них формы поведения в игровых моделях жизненных ситуаций [1].

В настоящее время понятие «тренинг» используется достаточно широко. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий в себе короткие теоретические семинары и практическую отработку навыков. Само собой, «психологический тренинг» касается психологических навыков, таких как саморегуляция, развитие собственной личности, общения с другими людьми, и т.д., включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми.

Теоретические обоснования и техники проведения тренингов очень интенсивно развиваются во всем мире. В настоящее время определились следующие основные направления: тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, тренинги общения.

Схема взаимосвязей между этими видами тренингов следующая:

— Тренинги личностного роста более близки к психотерапевтическим группам. Во время этих тренингов при помощи разных техник участники стараются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, препятствующие решению жизненных и профессиональных задач.

Каждый участник такого тренинга при помощи остальных участников и тренера может понять свои страхи, избавиться от своих внутренних барьеров, понять, как его воспринимают окружающие.

Это позволяет выявить и в будущем эффективнее применять свои положительные качества, сформировать реальную оценку своих способностей, изучить свои ошибки и недостатки [1].

— Тренинги общения предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях. Основной задачей, которую решают такие тренинги, является преодоление трудностей, возникающих в реальной жизни, с помощью навыков, полученных во время тренинга. Считается, что полученный опыт учебно-тренинговой группы станет своеобразной «прививкой», которая, впоследствии позволит выработать «иммунитет», если так можно выразиться. Разумеется, даже самый лучший тренинг не сможет подготовить человека ко всем возможным негативным ситуациям, но поможет избежать самых грубых ошибок и снимет остроту возможного стресса, который неизбежно возникнет при трудностях в общении.

Эти виды тренингов тесно взаимосвязаны. Их объединяют в комплексный социально-психологический тренинг. Метода, применяемые при социально-психологическом тренинге, очень разнообразны, но в их основе лежат групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях. При организации и проведении тренинга руководитель-тренер стремится к тому, чтобы при погружении в особую тренинговую среду участники смогли осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать. Основным результатом успешно проведенного тренинга должны стать: возросшая адекватная самооценка, снятие барьеров в общении, изменение основной стратегии поведения. Все эти факторы создают основу для внутреннего личностного роста. Успешно проведенный тренинг характеризуется рядом побед, как внешних, так и внутренних.

Участие в социально-психологическом тренинге особенно важно для людей, профессии которых предполагают интенсивное общение, а также для тех, кто испытывает трудности в сфере человеческих контактов[1].

— Бизнес-тренинги являются разновидностью первых двух категорий, но сами они сориентированы на решение конкретных профессиональных задач. Чаще всего встречаются тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, формирование команды, эффективного управления, и т.п.

В учебном процессе тренинг является делом обязательным, а не добровольным. Обучение при помощи тренингов значительно отличается по основным принципам от общепринятых способов, таких как лекции и семинары. При этих видах обучения требуют дачу только правильных ответов, неправильные же строго наказываются. При проведении тренингов к ошибкам относятся снисходительно. В этом контексте ошибки рассматриваются как неотъемлемая часть обучения.

Существуют основные принципы проведения тренинга:

— Правило максимальной активности. Сущность этого правила такова: в процессе тренинга молодые люди вовлекаются специальным образом в организованные действия. Например, разыгрывание какой-либо определенной ситуации, или выполнение неких упражнений и т.д. Принцип или правило активности опирается на известную идею из области экспериментальной психологии: человеком усваивается 10% того, что он слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает и 90% того, что делает лично. Активное поведение на тренинговых занятиях важнее, чем обычное усвоение информации, поэтому необходимо быть терпимым к ошибкам, позволяя учащимся чувствовать себя максимально свободно и комфортно.

Тренинг должен быть не рядовым скучным занятием, а событием. Для этого очень важно заполнить его различными видами активности. Все происходящее на тренинге не должно быть сконцентрировано именно на нем, а должно выглядеть как увлекательная игра, но наполненная ссылками на окружающую реальность, так, чтобы полученные навыки можно было впоследствии применять на практике в реальной жизни [12].

  • — Общение по принципу «здесь и теперь». На тренинге участники должны общаться только «здесь и теперь», т.е. обсуждать не прошлое или будущее, а настоящее, то, что делается во время самих занятий. Это позволяет уменьшить влияние психологической защиты и поддержать психологическую безопасность.
  • — Правило персонификации высказываний, суть которого состоит в полном отказе обезличенных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию говорящего, или избегать прямых высказываний в определенных случаях. Таким образом, вместо высказываний типа: «имеется ввиду…», «говорится…» и т.д., во время тренинга необходимо говорить: «я имею ввиду…», «я говорю…», и т.д.
  • — Принцип исследовательской творческой позиции. Правило отсутствия критики и безоценочности высказываний. Имеется ввиду, что в тренинговой группе необходимо стремиться к созданию максимально свободной творческой атмосферы. С этой целью специально организуются проблемные, неопределенные ситуации, которые провоцируют участников на нестандартные высказывания и поступки. В ходе тренинга участники должны иметь возможность реально осознать закономерности, уже известные в психологии, как свои собственные особенности, свои личные возможности. В этих целях критика, как таковая, должна быть сведена к минимуму и должна относиться только к конкретному высказыванию или поступку, но никак не к конкретной личности. Наиболее важны такие навыки, которые вырабатываются во время тренинга, как принятие себя и окружающих такими как есть, умение выслушать других людей, безоценочность суждений.
  • — Принцип партнерского общения. Правило доброжелательности. Общение во время тренинга должно учитывать особенности каждого участника, его чувства и переживания. Соблюдение этого правила позволяет создать в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволит участникам группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь совершения ошибок. Постоянный диалог, полноценное общение внутри группы вырабатывает уважение к чужой мысли, доверие, избавляет от взаимных подозрений, неискренности в разговорах и поступках, страха.
  • — Принцип объективации или осознания поведения. Правило обратной связи. Означает осознание его участниками мотивов своего поведения, изменение импульсивного поведения на сознательную саморегуляцию. Именно это свойство в дальнейшем позволит управлять своим поведением и внутренним миром.

Основным средством объективации такого осознания считается обратная связь. Поэтому так важны обсуждения всего, что происходит в группе. Большую помощь может оказать видеозапись поведения участников группы в определенных ситуациях, с последующим просмотром и обсуждением. Необходимо учитывать, что видеозапись является мощным средством воздействия, которое может оказать и негативное влияние, а значит, нужно пользоваться им с осторожностью.

Нужно отметить, что в тренинговых группах, которые составляют незнакомые между собой люди, существует строгое правило конфиденциальности и доверительности общения. Однако, в учебной группе это правило не действует, так как учащиеся постоянно общаются друг с другом, вне тренинга. Все, что стало известным во время тренинга, может стать известным посторонним, не смотря ни на какие правила. Поэтому любые темы и обсуждения должны быть максимально корректными.

Существует ряд особенностей организации тренингов личностного роста в учебном процессе [1].

Тренинг, включенный в учебный процесс, проводится, как правило, в обычной аудитории и длится 90 минут (2 академических часа) один раз в неделю. Посещение занятий обязательно. Все участники знакомы между собой, и, как правило, большинство из них общается вне тренинга и учебы. Это затрудняет использование обычных методик и требует более сложного подхода.

Стандартная расстановка мебели в аудитории не годится для проведения тренинга. Необходимо так расставить столы и стулья, чтобы все участники могли общаться и беспрепятственно видеть друг друга и тренера. Кроме этого, необходимы места, где можно будет работать парами и группой по 3-4 человека. В круге должно быть не больше 20 человек. Если участников больше, то их делят на подгруппы и работают по очереди. Для проведения тренинга желательно иметь аудио- и видео аппаратуру, это может существенно облегчить процесс.

Сам тренинг может протекать следующим образом. Курс должен включать в себя две взаимосвязанные части: информационно-теоретическую и тренинговую. Теоретическая часть может проводиться в виде лекции или семинара и должна занимать 20-25% от всего времени курса. Оптимальным будет разбить эти часы на несколько частей и проводить в разные периоды курса. Основное время курса должен занимать тренинг, в ходе которого проводятся тестирование, разминки, ролевые игры, обсуждения и т.д. В начале обучения тренеру необходимо ознакомить учащихся с правилами и принципами тренингов, описанными ранее. Сколько именно времени посвящать каждой теме, на чем заострить особое внимание, зависит от конкретной группы.

Личностный рост — это постоянное, неуклонное развитие личностного потенциала.

Личностный потенциал — это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал — это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя, прежде всего, из своих внутренних представлений и критериев.

Анализируя литературу, мы изучили психологические особенности студенческого возраста и особенности эмоциональной сферы, рассмотрели студента как личность; определили понятие «личностного роста», а так же рассмотрели теоретические основы тренинга личностного роста.

Данная теоретическая база является прочной основой для проведения исследования и разработки программы тренинговых занятий, направленных на личностный рост студентов.

studwood.ru

Тренинг личностного роста. День 1, часть 1

Юлия Васильевна
Тренинг личностного роста. День 1, часть 1

Тренинг личностного роста (теория + практика)

День 1 часть 1.

Цель: Создание благоприятных условий для формирования профессионально-значимых качеств и умений практического психолога (рефлексия, ответственность, эмпатия и др.)

— Способствовать развитию адекватного понимания самого себя и потребности для активной самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой.

— Развивать умение и потребность в познании других людей, позитивного отношения к ним.

— Развивать эмоциональную устойчивость в сложных ситуациях.

— Развивать умение преодолевать жизненные трудности.

Ход тренинга

I. Здравствуйте! Мы рады вас видеть на нашем тренинге. Сейчас я предлагаю всем поприветствовать друг друга, а заодно и разогреться перед работой.

Происходить это будет так.

Упражнение «Бегущие огни»

Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую–либо короткую приветственную фразу, например, «Доброе утро». Сосед должен как можно скорее встать и повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое и волна «вставаний» и повторений бежит по кругу. Выполните это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна проходит круг, добавляется еще один элемент. Этот элемент может быть вербальным или невербальным (хлопок, «Доброе утро, коллеги. Я — Лида» и т. д.). Теперь все участники должны выполнять именно этот комплекс, а затем очередной участник добавляет еще что-нибудь и так далее. (2-3 круга).

— Были ли затруднения при выполнении этого упражнения? Какие и почему?

II.Перед тем, как перейти непосредственно к теме нашего тренинга, мы хотим напомнить вам некоторые правила работы в тренинговой группе.

Правила работы группы:

1. Доверительный стиль общения.

В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия ведущий может предложить принять единую форму обращения на ТЫ, психологически уравнивающую всех членов группы и ведущего.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т. п. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная идея тренинга — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности.

Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с ними в группе.

3. Персонификация высказываний.

Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности.Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считает, что. «, «Некоторые думают. » на суждения «Я считаю, что. «, «Я думаю. » и т. п.

4. Искренность в общении.

Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.

6. Определение сильных сторон личности.

Во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник обязательно должен подчеркнуть положительные качества выступившего.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия.Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься»,следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т. п.

III. Тренинг личностного роста

— Способствовать развитию адекватного понимания самого себя и потребности для активной самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой.

— Развивать умение и потребность в познании других людей, позитивного отношения к ним.

— Развивать эмоциональную устойчивость в сложных ситуациях.

— Развивать умение преодолевать жизненные трудности.

Упражнение «Наши ожидания»

Что вы ждете от тренинга? Озвучьте пожалуйста свои ожидания, может быть какие-то опасения.

Личностный рост – понятие, которое совсем не обязательно должно иметь позитивный оттенок для окружающих. Это, прежде всего, победа над своими слабостями, над страхами, над приросшими фобиями, над всем, что мешает нам быть такими, какими мы хотим быть и какими мы можем быть.

Личностный рост – это, прежде всего, осознанное саморазвитие человека, его стремление стать лучше, умнее, активнее, значимее (может быть популярнее) и перспективнее.

Личностный рост – это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой. Личность — это живой организм, который должен постоянно расти и развиваться.

Зачастую, вопрос о личностном росте становится актуальным тогда, когда мы чем-то недовольны, когда нас годами поедает воспоминание о какой-то личной неудаче, о чем-то, чего мы могли достичь, но не успели, или нам помешали это сделать. Или что-то менее значимое, но от того, не менее неприятное.

Как бы там ни было, желание расти, практически, всегда рождает именно недовольство. Это вполне нормально. Бывает и так, что личностный рост обусловлен появлением в вашей жизни новой цели, на пути к достижению которой вам неизбежно придется изменить себя.

Отличительные черты развитой личности:

— удовлетворяет свои нужды без ущерба для других;

— достигает значительного успеха в деятельности, т. к. она служит для них объектом самовыражения;

— демонстрирует энергию и жизнестойкость в своей повседневной жизни;

— открыта профессиональным переменам и новому жизненному опыту.

Личностный рост — это стабильное изменение личностных особенностей, обеспечивающий продвижение человека к актуальным для него жизненным ценностям.

А ценности такие:

Дом, комфорт, деньги;

Карьера, власть, статус;

Мое дело, мои проекты;

Любовь, азарт, развлечения и отдых;

Духовный рост, познание, реализация предназначения;

Образование, повышение профессиональной квалификации;

Семья, взаимопонимание, дети;

Красота, здоровье, гармоничное развитие;

Личностный рост, социальные и психологические навыки.

У каждого из нас свои жизненные ценности, но практика показывает,что основные из них вполне укладываются в три Базовых круга ценностей: Личная жизнь, Дело и Работа, Рост и Развитие, а все ценности расположены в этих кругах.

К кругу ценностей «Личная жизнь» точно относятся «Семья, взаимопонимание, дети», «Дом, комфорт, деньги» и «Любовь, азарт, развлечение и отдых», в кругу «Дело и Работа»«Карьера, власть, статус» и «Мое дело, мои проекты», кругу «Рост и развитие» уверенно принадлежат «Личностный рост, социальные и психологические навыки» и «Духовный рост, познание, реализация предназначения».

«Красота, здоровье, гармоничное развитие» — лежит на пересечении «Личной жизни» и «Роста и развития», также как «Образование, повышение профессиональной квалификации» на пересечении «Рост и развитие» с «Делом и Работой», а «Дом, комфорт, деньги» находится на пересечении «Личная жизнь» и «Рост и Развитие».

Если ваши ценности принадлежат кругу «Личная жизнь», то ваш личностный рост — это все те изменения в структуре вашей личности, которые приближают вас к любви и пониманию, близости и гармонии с близкими вам людьми. При этом совершенно не очевидно, что эти же изменения вашей личности,взглядов и вашего характера будут способствовать вашему успеху в делах и бизнесе: нет, личностный рост в бизнесе другой, также как есть своя специфика в личностном росте тех, кто идет по пути личностной самоактуализации.

Самое главное,что необходимо понять: личностный рост не есть одна дорога, по которой одинаковым образом пройдет каждый. У каждого — свой путь. Свои ориентиры есть на пути самоактуализации, другие ориентиры у тех, кто двигается в направлении межличностной гармонии, и существенно другие у тех, кому важнее всего деловая успешность.

Личностный рост в направлении самоактуализации

К чему стремится человек, ищущий личностной самоактуализации? На этот вопрос А. Маслоу, автор концепции самоактуализации,отвечал следующим образом: «Мы можем определить самоактуализацию как эпизод, или «прорыв», в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт непосредственным впечатлениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей, и т. д. Во время этих «прорывов» он становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком». (Маслоу, Пиковые переживания).

Описывая коротко, это счастливый, свободный, с удовольствием занимающийся своим любимым делом, терпимо и доброжелательно относящийся к людям хорошо образованный одиночка. Были проведены опросы руководителей — руководители утверждают, что человек с такими личностными особенностями более всего востребован в качестве высококвалифицированного специалиста, на других же ролях (рядовой сотрудник, менеджер, руководитель) его деловая успешность под большим вопросом.

Личностный рост в направлении межличностной гармонии

Выбирающий межличностную гармонию как основную жизненную ценность ищет близких и доверительных отношений в паре или, шире, в семье — с супругом (супругой, с родителями и детьми, близкими и друзьями.

Черты, навыки и убеждения человека с ценностями межличностной гармонии достаточно близки и мало противоречат чертам и убеждениям самоактуализирующейся личности, но включают в себя навыки, которые могут быть совершенно не характерны и не развиты у личности самоактуализатора. С другой стороны, свобода и творчество самоактуализирующейся личности не так важна и не так характерна для человека, ориентирующегося преимущественно на межличностную гармонию.

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Условия для реализации индивидуального развития студентов Условия для реализации индивидуального развития студентов. «Талантливый воспитатель» — вырастить его — задача педагогических колледжей,.

www.maam.ru

COMMENTS