Тренинг развития личностных качеств

Тренинг развития личностных качеств

Классификация и основные виды тренинговых групп

(Тренинг развития личности в межличностном пространстве.)

Этот вид тренинга своим появлением обязан известному психологу Курту Левину. Он разработал теория поля – жизненного пространства, под которым он понимал «совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время». Эта совокупность факторов охватывает и личность, и её психологическое окружение, образуя единое психологическое поле.

Собственно Т-группы берут своё начало в 1945 г. На занятиях лабораторным тренингом под руководством К.Левина. В 1947 г. В США создаётся Национальная лаборатория тренинга.

Цели работы Т-групп обычно содержат следующие основные аспекты:

  • развитее самопознания за счёт снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне;
  • понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (размер группы, членство);
  • постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимодействия с другими;
  • овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем (разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплочённости).

СПТ – это форма социально — организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешнее формируются коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. участники пополняют свои психологические знания, у них появляется определённый опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом.

Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня. В жизни человека, не понимающего себя, не знающего своих сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с другими людьми, всегда много проблем. Изменяющиеся условиями жизни заставляют его избавляться от многих привычек, ломают сформированные стереотипы, которые ещё совсем недавно помогали успешно справляться с различными затруднениями. Неподготовленному человеку очень трудно в этой ситуации решать проблемы без «потерь», нервных срывов и даже заболеваний. Часто человек боится обратиться за помощью к близким, друзьям, более того, даже при обращении, они не всегда могут помочь.

В тренинговой группе человек чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он испытывает полное доверие группы, а главное – не боится доверять свои мысли и чувства, переживания и сомнения другим. В правильно организованной группе создаются такие условия, когда каждый член группы окружён заботой, человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках СПТ, помогать в случае необходимости и вправе рассчитывать на их поддержку.

Работая в тренинговой группе, участник может экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личностную защищенность. В СПТ можно быть самим собой, не боясь сделать ошибку или обидеть партнёра. С этой точки зрения СПТ можно рассматривать как целенаправленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизнью. Важнейшая задача СПТ – помочь каждому участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, т.е. характерными для него, а для этого надо сначала научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком (идентифицировать, сопоставить себя с другими), при этом происходит корреляция самооценки в ту или иную сторону. Здесь принципиальное значение имеет качественный состав группы, т.е. те люди, с которыми будут сравнивать себя участники.

Восприятие себя через восприятие себя другими людьми. Используя информацию, передаваемую нам окружающими. В данном случае функционирует механизм обратной связи. Постоянно действующая «обратная связь» позволяет участникам узнавать мнение членов группы о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с нами в контакт. Причём эта информация может быть проверена прямым вопросом: «Как ты относишься к моим словам?», «Что ты думаешь о моём поступке?» и т.п. Именно в действенной и эффективной обратной связи – суть тренинга.

Восприятие себя через результаты собственной деятельности.

Мы сами вправе оценивать то, что сделали. Это механизм самооценки, который помогает или мешает развитию личности. В СПТ осуществляется постоянное определение уровня самооценки участников и её необходимая корреляция.

Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний.

Мы в состоянии осмысливать, проговаривать, обсуждать с окружающими свои переживания, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы – проникновение в своё «Я», получение опыта принимания своего внутреннего мира. Подавляющее большинство тренинговых процедур направлены на понимание себя.

Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика.

Мы принимаем своё тело, своё физическое «Я», как то, что у нас есть от рождения. Мы можем радоваться или огорчаться по поводу имеющихся у нас частей тела. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, каков он есть, и, приняв, развивать себя и свои возможности.

Основная гуманистическая идя СПТ заключается в том, чтобы помочь человеку стать собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.

Для эффективного функционирования группы СПТ руководителю необходимо осознать общую цель тренинга:

  • развитие личности;
  • повышение социально-психологической компетентности участников;
  • формирование активной социальной позиции участников;
  • развитие способности производить значительные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
  • развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
  • коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным, продуктивным действиям;
  • изучение и овладение индивидуализированными приёмами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Цели тренинга отрабатываются на разнообразном социальном материале, отражающем основной замысел всей системы предлагаемых заданий и упражнений. В зависимости от вида тренинга цель и задачи могут быть отредактированы самим ведущим, который должен хорошо понимать, для чего он использует данную форму общения.

Краткая характеристика основных видов тренинга

(Тренинг развития личности в межличностном пространстве.)

Этот вид тренинга своим появлением обязан известному психологу Курту Левину. Он разработал теория поля – жизненного пространства, под которым он понимал «совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время». Эта совокупность факторов охватывает и личность, и её психологическое окружение, образуя единое психологическое поле.

Собственно Т-группы берут своё начало в1945 г. На занятиях лабораторным тренингом под руководством К.Левина. в1947 г. В США создаётся Национальная лаборатория тренинга.

Цели работы Т-групп обычно содержат следующие основные аспекты:

  • развитее самопознания за счёт снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне;
  • понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (размер группы, членство);
  • постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимодействия с другими;
  • овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем (разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплочённости).

Различные направления Т-групп роднит между собой и общее понимание принципов и элементов групповой динамики, в понятие которой входит 5 основных элементов:

Цели и нормы группы; структура группы и проблема лидерства; сплочённость группы и фазы её развития.

В настоящее время существует множество разновидностей Т-групп, порой смыкающиеся с иными направлениями тренинга. Взяв своё начало из групп тренинга базовых умений, Т-группы разделились на три основных течения:

  • общее развитие индивидуума (тренинг сензитивности);
  • формирование и исследование межличностных отношений;
  • организационное развитие – подход, в рамках которого специалисты работают над улучшением деятельности целых организаций путём оптимизации трудовых взаимоотношений.

В Т-группах при достаточной квалификации тренера участники могут приобрести ценные коммуникативные умения, опыт анализа межличностных взаимоотношений и групповой динамики, начинают лучше осознавать собственные и чужие потребности, расширяют диапазон своих поведенческих возможностей, становятся более подготовленными к решению жизненных проблем, вырабатывают адекватную самооценку и становятся более восприимчивыми к чувствам других людей.

Бихевириально ориентированные группы

Бихевириаризм неоднократно характеризовался как вульгарно-механический, антигуманный подход, полностью лишённый внимания к движениям тонкой, человеческой души. Однако в своей прикладной части методы бихевириаристов работают и отвечают ожиданиям тех, кто ожидает помощи в приобретении именно поведенческих навыков.

В самом элементарном виде суть тренинг ой терапии состоит в следующем: если свой опыт человек приобретает посредством научения, то для исправления неадекватного поведения необходимо отучить его от неэффективных реакций и переучить, выработав более адаптивные реакции. В Б-группах групповая динамика не рассматривается как нечто существенное или принимается в расчёт сугубо прагматические её стороны, относительно пользы каждому члену группы.

Занятия поведенческим тренингом в Б-группах не ставят перед собой глобальных задач развития и роста личности или реализации человеческого потенциала. Их задача – обучить участников справляться с теми или иными проблемами, выработать умение приспосабливаться к определённым жизненным обстоятельствам (тренинг для преодоления боязни летать, тренинг для решения проблем, связанных с переменами в карьере, преодоления тревожности, улучшения взаимоотношений, тренинг уверенности в себе и т.п.).

В настоящее время групповая бихевириариальная терапия не уступает по эффективности индивидуальной.

Одной из типичных методик проведения Б-групп является репетиция поведения: а) участникам демонстрируется модель оптимального поведения в какой-либо ситуации; б) затем наступает фаза репетиции (опробование нового типа поведения). руководитель при этом подсказывает, помогает, предоставляет ОС, т.е. проводит инструктаж; в) фаза подкрепления, поощрения за успешные действия в виде положительных реакций группы и руководителя или каких-либо наград. Существует и возможность отрицательного подкрепления неудачных действий (наказания в виде неодобрительных реакций в группе или отсутствия положительной ОС). Чтобы успешнее приобретённые навыки переносились в реальную жизнь, участники тренинга часто получают домашние задания.

(Тренинг решения личностных проблем)

Джекобу Морено принадлежит заслуга в возникновении психодрамы. Сущность метода состоит в постановке спектаклей членами группы под руководством ведущего, являющимся одновременно и режиссёром, и терапевтом, и аналитиком. На сцене разыгрывается не чужой для участников сценарий, а его собственный жизненный опыт, его личные проблемы (психодрама) или специфические социальные роли (соцоидрама). Важное значение придаётся спонтанности и искренности, актёрские умения не играют роли.

Основными этапами группировки психодраматических сессий являются:

  • разминка (фаза разогрева);
  • фаза психодраматического действия;
  • фаза интеграции, когда участники обмениваются своими чувствами и впечатлениями.

В момент кульминации психодраматического действия эмоциональный заряд группы достигает своего пика и наступает катарсис – внутреннее очищение, момент эмоционального отреагирования, которое способствует инсайту – «озарению», необходимому для разрешения внутри- и межличностных проблем.

(Тренинг свободного самоопределения группы)

Главным предметом гуманистической психологии является личность и её уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нём. Человек наделён возможностями непрерывного развития и самореализации, и его задача — актуализация этих возможностей, рост и развитие личности.

Образовалось новое направление групповой работы, получившее название «групп встреч» (В-групп). Авторы – Карл Роджерс и Уильям Шутц – акцентировали внимание на максимально недерективном стиле управления группой. Позиция ведущего заключается в отказе от направления и организации деятельности группы. При таком подходе создаётся ситуация фрустрации и участники вынуждены проявлять активность и принимать на себя ответственность за всё, что происходит с ними в группе. Проявление негативных эмоций не тормозятся, участники, их проявившие, наказанию не подвергаются, чтобы они осознали возможность откровенно высказывать любые (а не только социально одобряемые)чувства. Впоследствии опыт проявления негативных эмоций прорабатывается группой, и в ней возникает атмосфера взаимного доверия и открытости.

Ведущий выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как и остальные участники. Он должен быть внимательным и заботливым, создавая в группе обстановку приятия и эмпатического взаимопонимания.

В результате, как считает К. Роджерс, «индивиды вступают в более тесный контакт, чем в повседневной жизни». Создаётся «климат максимальной свободы для выражения личности, исследования чувств и межличностных коммуникаций… Индивиды приходят к более полному познанию себя и каждого другого, чем это возможно в обычных социальных или рабочих отношениях; климат открытости, принятия риска и честности порождает доверие, позволяет личности осознать и изменить установки к самозащите, проверить и принять обновлённые и конструктивные поведения и впоследствии в ситуациях повседневной жизни относиться к другим более эффективно».

В качестве основных признаков В-групп выдвигаются самораскрытие, внимание к чувствам, осознание самого себя и своего физического «Я», ответственность и принцип «здесь и теперь». Существует, как и в других психологических школах, множество способов проведения «групп встреч», от обычных продолжительных занятий до групп-марафонов с небольшими перерывами на отдых и сон.

(Тренинг рационального самопознания и саморазвития)

Трансактный анализ (анализ взаимодействий), основоположником которого является Э. Бэрн, был разработан преимущественно для групповых занятий и в качестве психологического метода применяется для помощи людям, желающим подойти рационально к анализу собственного и чужого поведения, лучше осознать себя и структуру своей личности, а также сущность взаимодействия с другими людьми и желающие изменить запрограммированный жизненный сценарий. В случае, если у человека возникает желание произвести в себе или своём поведении, образе жизни какие-то изменения, он сообщает об этом тренеру и заключает с ним своеобразный двусторонний договор, или контракт, не являющийся юридическим документом, но формулирующим ясно и однозначно цель, которую клиент (пациент) хотел бы достигнуть с помощью психотерапевта.

На занятиях ТА-групп человек порой открывает для себя, что «Ребёнок чуть ли не всю жизнь водил его за нос». Участники групп обучаются распознавать, в какие игры они вовлечены в процессе общения и какие виды манипуляций в них используются, как при этом распределяются роли жертвы, преследователя и спасителя и как исполняющие их люди обмениваются этими ролями. В ходе занятий участники достигают инсайта – момента озарения, когда ясными становятся подлинные мотивы тех или иных поступков. В ТА-группах инсайт в большей степени носит интеллектуальный, аналитический характер, что роднит его с методами рациональной терапии.

Работа над контрактами помогает участникам группы разрешать психологические проблемы в реальной жизни, лучше осознавать свои потребности, добиваться более искренних и открытых отношений с людьми, естественнее проявлять себя в общении. Некоторые ведущие используют для этого «домашние задания». Опыт, приобретённый в ТА — группах легко переносится в реальную жизнь.

Гештальтподход в групповой работе

(Тренинг самоактуализации и саморегуляции)

Основателем групповой гештальттерапии считается Ф. Перлз, синтезировавший идеи экзистенциональной философии, бихевиоризма, психодрамы и других концепций. В гештальттерапии Ф. Перлза встречаются такие элементы как сознательный отказ от анализа прошлого опыта, провозглашение неприемлемости интерпритаций и комментарий событий, призыв к осознанию настоящего и способности жить в полной мере, а не рассуждать о жизни и т.п.

В гештальттерапии важное место отводится процессу саморегуляции организма, приводящему к формированию целостного психического образования, некоей специфической организации частей, называемой гештальтом.

Гештальттерапия видит свою задачу в том, чтобы помогать людям обрести утраченную целостность, перестать быть «фрагментарными личностями», помочь им стать «осознающими, принимающими, исправляющими и объединяющими разрозненные части своей личности» (М.Джеймс, Д.Джонгвард).

Гештальт формируется на основе потребностей человека и объединяет те компоненты нашего опыта, которые значимы в данный момент, и имеют определённую самостоятельность, автономность. При разрушении его части он перестаёт существовать как целостная структура. Когда потребность человека удовлетворяется, гештальт завершается и отступает на задний план, освобождая место новому образованию. Если же потребность не удовлетворена, гештальт не может завершится и «раствориться в фоне»; чувство, оставаясь неотреагированным, причиняет беспокойство, травмирует психику человека, вызывает неразрешимые проблемы. Задача гештальттерапии – помочь выразить неотреагированные чувства, завершив таким образом гештальт и освободив место для решения других проблем.

Гетальттерапевты обращаются не столько к сознанию, сколько к чувствам пациента. Но терапевтическая задача считается выполненной, если не выраженный, а зачастую и не осознанный комплекс – незавершённый гештальт – переходит в сферу осознания и человек получает возможность отреагировать на свои чувства. По словам К. Рудестама, «та энергия, которая тратится на сокрытие травмирующего чувства, может быть направлена на продуктивные цели после отреагирования скрытых эмоций и завершения незаконченного действия».

Главная задача Г-группы – расширение сферы сознания, «проявления человека подобно фотографии, осознание им самоидентичности и собственного совершенства, принятия ответственности за всё, что с ним происходит. Ф, Перлз позаимствовал у других направлений упражнения и методики («двух стульев» — построение диалога с воображаемым собеседником, напоминает психодраму Д.Морено, с той лишь разницей, что в ролевой игре с пациентом Ф.Перлз предпочитает использовать не других людей, а собственные фантазии человека.

Конечная цель таких упражнений – интеграция противоположных сторон конфликта.

В отличии от традиционных подходов в групповой работе, аппелирующих к человеческому сознанию, гештальттерапия провозглашает принцип «забудь о своём уме и довериться чувствам». Это сильнодействующее средство, и применять его надо осторожно. В целом гештальттерапия способствует самоактуализации, ведёт к расширению сознания самих себя, усиливает эмпатию, увеличивает глубину переживаний и способность к контакту, чувство понимания себя другим, автономность, уменьшает отчуждённость между членами групп, а также помогает личности перейти от зависимости к самостоятельности и уверенности в себе.

Наиболее значимые методологические отличия в групповой работе связаны с тем, как руководители групп понимают цель своей работы. Принято выделять три основные цели:

Соответственно ориентированными будут и техники, которые использует ведущий, планирующий проведение тренинга.

Следует добавить, что некоторые ведущие групп предпочитают сознательный отказ от следования одной психологической концепции. Здесь два пути: слияние нескольких направлений в одно (интегративный подход) и использование обширного набора методов самых разных направлений – в зависимости от психотерапевтической ситуаций и собственных предпочтений (эклектический подход).

  1. Макшанов С.И. Психология тренинга – М., 1997
  2. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг – М., 1998
  3. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг – М., 1996
  4. Роджерс К. О групповой психотерапии – М., 1993
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1998.
  6. Семиченко В.А. Психология личности – К., 2001
  7. Шостром Е. Анти-Карнеги, или Человек – манипулятор/ Перевод А. Малышевой – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.

© Юриспруденция При перепечатке и цитировании гиперссылка на сайт обязательна.

Тренинг профессионально-личностного роста психолога

Упражнение в шутливой форме позволяет смоделиро­вать некоторые элементы собеседования при приеме на ра­боту и при поступлении в учебное заведение и, таким образом, повысить уровень готовности поступающих к по­добным собеседованиям.

Методика проводится в круге, но может использоваться и при работе с классом. Количество участников — от 6—8 до 15—20 человек. Время проведения—от 30 до 40—50 минут. Методика может быть проведена в разных вариан­тах. Игровая процедура по первому варианту предполагает следующие этапы:

1. Участникам игры объясняется ее общий смысл — про­верить и, по возможности, хоть ненемало повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоустрой­стве. Само название игры как бы говорит, вот я пришел, посмотрите, подхожу ли я для вашего заведения. По усло­вию игры предполагается, что итоги собеседования являют­ся решающим фактором зачисления на работу или поступления на учебу.

2. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5—7 самых главных правил поведения для поступающего и 5—7 главных правил проведения беседы для члена прием­ной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. (Целесообразность включения в игру роли руководителя (члена Прием­ной комиссии) объясняется тем, что претендент на работу или поступа­ющий в учебное заведение должны понимать позицию руководителей фирмы (заведения), а также лучше осознавать, чего от них ожидают при собеседовании. Все это повышает, шансы претендента произвести хорошее впечатление и быть зачисленным). На это отводится примерно 5—7 ми­нут.

3. Все садятся в круг. Ведущий предлагает двум игрокам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 7—10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руководителя заведения.

4. После этого обязательно следует уточнить, что это за заведение (конкретный вуз, фирма и т.п.), а также, какая именно вакансия предлагается для претендента, т.е. о чем пойдет речь. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем был и достаточно престижным и, но в то же время реалистичными для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, изображающий руководителя.

5. Другой игрок — претендент — сразу же уточняет, ка­кими основными характеристиками и качествами обладает его герои, например, его возраст, образование, пол, жиз­ненный опыт и т.п.

6. Во время проигрывания остальные участники внимательно наблюдают за действиями руководителя и претен­дента, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам по­ведения для руководителя и претендента.

7. После первою проигрывания всем (включая главных игроков) дается задание: по 5-балльной шкале оценить ус­пешность действий отдельно для претендента и для руково­дителя.

8. Первое слово предоставляется главным игрокам. Сна­чала они по очереди называют свои оценки (и самооценки), а потом кратко комментируют их, не забыв соотнести свои оценки с выписанными ранее правилами поведения для руководителя и для претендента. После этого могут кратко высказываться и остальные участники. Желательно завер­шить первое обсуждение за 5—7 минут. При наличии боль­шего времени можно даже быстро подсчитать, сколько баллов наорали руководитель и претендент по оценкам ос­тальных игроков.

9. Перед тем, как начать общую игру, ведущий может зачитать (для общего развития) основные правила для че­ловека, желающего произнести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.

К примеру, чтобы понравиться другим людям ям можно ориентироваться на следующие известные правила, выделен­ные Д.Карпеги:

1 — искренне интересуйтесь другими людьми;

3 — помните, что имя человека — это самый сладо­стный и самый важный для него звук на любом языке;

4 — будьте хорошим слушателем, поощряйте других го­ворить о самих себе;

5 — говорите о том, что интересует Вашего собеседника;

6 — внушайте Вашему собеседнику сознание его значи­тельности и делайте это искренне.

Для руководителей можно порекомендовать следующее 17:

1 — не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы все-таки деловые качест­ва).

2 — не переоценивать “красноречие” претендента, ко­торое далеко не всегда свидетельствует об организаторских способностях;

3 — не переоценивать различные дипломы «с отличием” (они достаточно могли быть “купленными” или полученны­ми без особого труда);

4 — при первой встрече следует поменьше говорить са­мому руководителю (рассказывать об организации) и по­больше слушать претендента;

.5 — даже если претендент поначалу и не произвел впе­чатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней секрета­рю;

6 — руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обла­дать, чтобы выполнять конкретную работу или обучаться по конкретном специальности).

10 После этого ведущий предлагает выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль — претендента, беседующего с целой Приемной комиссией.

11. Доброволец сам определяет, в какое заведение и на какую вакансию (специальность) он собирается оформить­ся, а также кратко называет основные характеристики сво­его “героя”.

12 Роль руководителей, а точнее— членов Приемной комиссии будут играть все остальные участники, при этом, для большей остроты игры нее делятся на две команды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две При­емные комиссии на конкурсной основе. Каждая комис­сия располагается за отдельным столом.

13. Смысл дальнейшего задания заключается в том, что члены комиссий будут по очереди задавать претенденту различные вопросы, а он должен сразу же на них отвечать. Примерно через 5—7 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны будут на листочках по 5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к зачислению в их организацию. После этого в каждой команде (в каждой комиссии) проводится небольшое обсуждение и быстро под­считывается средний балл готовности претендента (по бал­лам, проставленным в листочках).

14. Наконец, проводится итоговое обсуждение. Если у Приемных комиссий разные мнения, то организуется небольшая дискуссия, как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разработанные и уточненные правила по­ведения для претендента и для руководителя (члена При­емной комиссии).

Возможны и другие варианты проведения данного игро­вого упражнения. К примеру, после разыгрывания ситуа­ции собеседования в паре, всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию (или же самим определить, в какое заведение, на какую вакансию и какой по своим качествам человек собирается поступать). В других случаях можно заранее выбрать из числа играю­щих (а может даже, и из числа приглашенных специали­стов) специальное жюри, которое и будет проставлять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего доброволь­ца-претендента и разыграть его беседу с членами Прием­ных комиссий (в каждой из команд) и т.д. и т.п.

Главное для упражнений такого типа — постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности. Для этого требуется и самому ведущему лучше представлять, какие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заведения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы.

Это упражнение направлено на отработку умения фиксировать интерес в деловом общении. Одновременно этот ход является полезным при ответе на критические или агрессивные высказывания партнера.

Упражнение организуется следующим образом:

— участники садятся двумя рядами друг напротив друга;

— от первого участника в адрес того, кто сидит напротив, формируется критическое или агрессивное высказывание (игровое или касающееся реальной ситуации, произошедшей на тренинге);

— адресат должен «обработать» высказывание по правилам «Вам важно» и получить от агрессора согласие;

— теперь отвечающий становится автором критического или агрессивного высказывания в адрес следующего участника, сидящего напротив (см. рисунок). Последний в цепочке говорит фразу-провокацию тому, кто начинал упражнение …

Основной принцип таков: нужно исходить изсоображения, что человек сообщает нам некую информацию о том, чего он хотел быизбежать в будущем (что для него важно). Поэтому ответ на критику или агрессию полезнопросто сообщить человеку, что его услышали.

Фраза: «Ваше поведение несколько вызывающе. »

Ответ-вопрос: «Вас важно, чтобы люди на работе велисебя в общепринятых рамках?»

Когда человек говорит «да», уровень агрессии спадает (инаоборот). Задача – не наращивать агрессивный потенциал высказывания, агасить его, переводя в конструктивное обсуждение проблемы. Данная формулахороша тем, что она позволяет получать непосредственно от партнераподтверждения его интересов и презентации ценностей, а это уже не простодомысел, а факт…

Для того, чтобы грамотнообработать фразу, важно:

1. Понять,что внутри человека заставило его среагировать таким образом

2. Говоритьоб общем предмете претензии: не о цвете галстука, а о стиле одежды; не оконкретной поставке, а об обязательности перед партнерами; и т.д.

3. Говоритьтолько в позитивных словах: любые отрицательные частички должны быть убраны,никаких не…; слова с отрицательным звучанием должны быть заменены на антонимы,например, стоит заменить «не быть неаккуратным» на «быть опрятным», и т.п.

4. Говоритьне о себе, а о людях вообще: не «чтобы я выполнил», а «чтобы сотрудникивыполняли…»; не «я громкий», а «люди были корректны» и т.д.

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.

Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.

Цель упражнения: — формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; — выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; — углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец — это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

— 1-4 ступенька — самооценка занижена

— 5-7 ступенька — самооценка адекватна

— 8-10 ступенька — самооценка завышена

Цель упражнения: обогащение словаря эмоций у участников.

— Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана

Информация для ведущего:

Можно проводить это упражнение как соревнование между двумя командами или же как общегрупповой <мозговой штурм>. Результат работы группы — лист ватмана с написанными на нем словами можно использовать на протяжении всего занятия. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова — это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы.

Какое из названных чувств тебе нравится больше других? Какое, по-твоему, самое неприятное чувство? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?

«Развитие семантических движений»

Ставится задача — поиск двигательных мимических и зрительных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т.п. Нужно найти пантомимические и мимические средства выражения этих требований.

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:

— хорошая обстановка в стране

Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

Цель упражнения: развитие наблюдательности.

— Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 мин.

А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить».

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать «иммунитет» к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение»: сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго — отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Цель упражнения: — формирование творческого воображения; — формирование умения абстрагироваться.

Один из участников должен составить портрет группы. Для этого нужно распределить между участниками группы следующие части тела: голову, шею, глаза, уши. рот, руки, ноги, плечи и т.д.

На упражнение отводится 15 минут.

1. Большаков В.Ю. Психотренинг.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.Н. Атлас по психологии.

3. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники.

4. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении.

5. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг.

6. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского.

7. Кондрашенко В.Т, Донской Д.И, Общая психотерапия.

8. Мелибруда Е.Я. Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения .

9. Пиз А. Язык телодвижений.

11. Практикум по социально-психологическому тренингу .

12. Прихожан А. Психологический справочник неудачника.

13. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.

14. Рудестам К. Групповая психотерапия.

15. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии.

16. Сатир В. Как строить себя и свою семью.

17. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельно­сти в прикладных психологических исследованиях.

18. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.

Источники:

Классификация и основные виды тренинговых групп
Классификация и основные виды тренинговых групп
http://yurotdel.com/ucheba/klassifikaciya-i-osnovnye-vidy—treningovyh-grupp.html
Тренинг профессионально-личностного роста психолога
В процессе игры участникам предлагается для ознакомления несколько профессиограмм наиболее востребованных профессий на рынке труда г.Москвы. Каждый участник должен выбрать одну из них, внимательно изучить ее функциональные обязанности и представить себя (возможно, в юмористической и игровой форме) успешным профессионалом в этой сфере, но спустя 10 лет. , страница 2
http://works.doklad.ru/view/AbY7XF1eIB0/2.html

(Visited 4 times, 1 visits today)