Тренинги общения для младших школьников

Игры-тренинги для самореализации младших школьников

Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Занятие №2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие №3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход”. Ведущий читает стихотворение:

По Луне легко идёт,

Он шагает очень важно,

В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами”. Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Реферат: Тренинги общения с младшими школьниками как средство школьной дизадаптации

В нашей обыденной жизни происходят разнообразные события. Проживая события, мы приобретаем опыт переживаний, формируем жизненные представления, вырабатываем субъективные отношения, приобретаем необходимые умения. На тренинге должно осуществляться то же самое.

1.4Тренинговые методы работы с младшими школьниками

Основными тренинговыми методами для работы с младшими школьниками — являются игровые методы. Они заключают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно — деятельностные, имитационные. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодрамме. В определённом смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансактном анализе Э. Берна.

Изучив научную литературу, можно убедиться, сколь многогранна проблема тревожности у детей и как важно своевременно помочь им, используя знания психологии и психотерапии.

Глава 2.Опытно-экспериментальное изучение проблемы тренингов общения с младшими школьниками как средства коррекции школьной дизадаптации

2.1Особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста

Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде. Обычно она включается в контекст широкого круга вопросов: слабой или неровной, «скачущей» успеваемости ученика (особенно в тех случаях, когда он пишет контрольные работы хуже классных или домашних, и отвечает у доски гораздо слабее, чем с места), повышенной утомляемости при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликт со сверстниками и т.д. Основные причины возникновения тревожности в младшем школьном возрасте:

2.2Конструирование системы работы по снижению школьной тревожности детей младшего школьного возраста.

Тренинг общения для младших школьников

Тренинг общения для младших школьников.

повышение: Цель сплоченности учебного класса, развитие общаться умения.

Формирование доброжелательного и отношения доверительного друг к другу;

Формирование навыка свои согласовывать действия с другими и учиться разрешать ситуации конфликтные;

Обучение сотрудничеству и умению совместно поставленные решать задачи;

Развитие эмоционального сопереживания Ход;

1. Орг.момент. Правила Здравствуйте

-тренинга дети. Рада приветствовать вас на тренинге нашем. Ребята, а сейчас я хочу напомнить правила основные наших встреч.

1) Вся информация, прозвучит которая на тренинге, остается между нами.

2) Мы должны все быть искренними и открытыми.

3) Мы помним, нельзя что оценивать и давать советов другим.

4) обращение Вежливое друг к другу.

2. Упражнение «Приветствие».

Дети: Инструкция становятся в круг, берутся за руки, друг улыбаются другу. Передавая в руки мяч по говорят, кругу комплемент.

— Молодцы, у вас хорошо Упражнение.

3. получилось «Менялки»

Инструкция: Стоящий в кругу поменяться предлагает местами всем тем, кто каким обладает – либо умением. Это умение он Пример. называет: Пересядьте все те, кто умеет танцевать, петь. При этом, тот кто центре в стоит круга старается занять одно из мест освободившихся, а тот кто останется в кругу, работу продолжит.

4. Объявление темы и задач занятия.

— вами мы с Сегодня будем говорить об общении. Что же общение? такое Как вы думаете? (ответы детей).

— правильно, вы Ребята мыслите. Общение — это важная нашей часть жизни, без общения невозможна Работа.

5.жизнь по теме тренинга.

а) Исследовательские упражнения

Цели: В ходе этой игры могут дети отработать сотрудничество в рамках всего выявить, класса способность контактировать. Для успешного необходимо им участия внимательно выслушать учителя и представить всю себе последовательность излагаемых событий. Они придумывать могут и развивать собственные идеи, но при необходимо им этом терпение, чтобы не мешать другим.

Сядьте: Инструкция, пожалуйста, все в один круг. Я предложить хочу вам игру, в которой может принять одновременно участие весь класс. Вам нужно будет сочинить собственную историю.

Я сама историю начну и через некоторое время прекращу рассказ свой. После этого любой ученик подхватить может нить и продолжить повествование. Когда ребенок этот остановит свой рассказ, историю продолжать будет следующий, и так далее до тех пока, пор все дети не добавят в эту историю общую свой кусочек. Всем понятно, нужно как играть?

Тогда захотелось детям выбраться оттуда. Но когда они назад обернулись, то не обнаружили там никаких признаков которой, по дороги пришли. Вместо этого они только видели скалы и густую растительность. Как они только делали шаг вперед по дороге, тут она же исчезала за их спинами, потому что была она заколдована. Они шли все вперед время и вперед, пробираясь сквозь густые деревья и кусты, карабкаясь по большим камням и валунам. они Внезапно услышали впереди странный шум. видели не Они, что это было, но смогли приближающиеся расслышать шаги. Дети остановились, схватились дружку за друг, стиснули руки. Вдруг они Ребята.

— увидели, продолжите историю. (Дети продолжают Анализ)

— Понравилась ли тебе наша Что

— история? тебе понравилось больше всего?

— рассказал бы ты Что иначе, если бы рассказывал всю один? историю

б) Формирующие упражнения

Цель: изменению Способствовать чувств отношений и формированию умения Ребята.

общаться, а сейчас мы будем принимать, и говорить Работаем. комплименты в парах. Один из пары говорит в нескольких течение минут второму комплименты: «что нравится мне в тебе, какие черты характера, факты, внешности из жизни…»

Партнер должен выслушать что, все ему говорят. После этого он все повторяет, что услышал: «Тебе нравится во Если…». мне что-то упущено, то партнер обращает на внимание это. После этого они меняются Анализ.

— Что было легче говорить слушать? или

— Удалось ли принимать комплименты, и с каким Развивающие

в) чувством? упражнения

Цели: «портрет Групповой» дает возможность отработать сотрудничество и взаимодействие конструктивное в малых группах. Задача — нарисовать портрет общий, на котором присутствует каждый ребенок — детей у усиливает чувство принадлежности к группе. В этой наряду игре со способностью к кооперации развиваются навыки творческого и наблюдательности самовыражения.

Чтобы дети могли свою выполнить задачу в спокойной обстановке и отнеслись к должным с ней вниманием, в некоторых случаях имеет проводить смысл игру в несколько этапов, растянув ее на 2-3 Материалы.

^дня: Каждой подгруппе понадобится большой бумаги лист (как минимум размером A3, лучше — ватмана лист) и восковые мелки.

*^ Инструкция: Разбейтесь на Каждая. четверки группа должна нарисовать картину, на будут которой изображены все участники команды. собственный Свой портрет рисовать нельзя, попросите нибудь-кого из группы сделать это. Подумайте как, вместе вы расположите рисунок на листе, каков сюжет будет вашей картины.

Когда все нарисуют группы свои портреты, нужно провести представление подробное всех картин. Перед этим дать можно группам время подумать, как будут они представлять свою работу остальным какие и ученикам пояснения будут давать при Анализ.

— Кого ты выбрал художником, твой рисующим портрет?

— Что ты чувствовал, когда тебя? рисовали

— Кто выбрал тебя художником?

— пришли вы Как к решению, кого где нарисовать?

— Ты своим доволен портретом?

— Насколько тебе понравилось вместе работать с другими ребятами из твоей подгруппы?

— доволен ты Насколько тем портретом, который ты рисовал Обратная

Понравилось ли вам занятие?

чувства Какие вы испытываете сейчас?

Что полезного вы этого из вынесете занятия для себя?

Тренинг полезных навыков общения в классном коллективе. 3–4 класс

Ирина Свешникова Борисовна

Тренинг полезных навыков общения в классном коллективе. 3–4 класс

Тема: «Взаимоотношения мальчиков и девочек в классе».

Цели: Формирование понятия «дружба между мальчиками и девочками», тренировка полезных навыков общения.

Задачи: развитие коммуникативных навыков учащихся: вести рассуждения; аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; формирование этических представлений о дружбе девочек и мальчиков; сплочение классного коллектива.

Форма проведения: внеклассное мероприятие – тренинг.

Участники: учащиеся начальных классов, социальный педагог, классный руководитель.

1. Установление контакта.

— Сегодня я выступлю в роли вашего тренера. А тренировать мы с вами будем полезные навыки общения мальчиков и девочек. Ваш классный руководитель будет помогать вам при выполнении заданий и возможно, увидит вас с новой стороны.

Тренинг подразумевает участие каждого в любом задании, безоценочное принятие мнения одноклассника, говорить, когда дадут слово и слушать, когда говорит другой.

— При общении важно друг друга называть по имени, а не по фамилии, и,тем более, по кличке. Сначала, я попробую запомнить все ваши имена.

1.1. Игра Ассоциация»

Предлагаю назвать своё имя и качество характера на первую букву своего имени. Например, я – Ирина Борисовна, моё имя начинается с буквы «и» — искренняя.

Учащиеся называют своё имя и качество характера (если трудно придумать – воспользоваться помощью ребят). Ведущий несколько раз повторяет имена участников.

1.2. Мини – беседа.

— Иногда, глядя, как общаются мальчики и девочки, кажется, что они не могут найти общий язык и не нуждаются друг в друге. Так ли это?

Выслушать мнение детей.

— Проявление интереса друг к другу в подростковом возрасте – это нормально. В детском саду – главная деятельность ребёнка это…игра, в начальной школе — …учёба, вы взрослеете, поэтому вместе с учебной деятельностью на первый план выходит…общение.

— Проблема не в том, что вы проявляете интерес к общению друг с другом, а в том как, каким образом вы это делаете!

Выслушать мнение детей.

1.3. Тест — игра на уровень взаимодействия класса.

— Прошу всех подняться, я отвернусь на 10 секунд, вам за это время надо договориться без помощи слов и оставить стоять 3 — х девочек и 2 – х мальчиков, а остальным сесть на свои места. При появлении шума – игра останавливается, и вам засчитывается проигрыш.

Предложить 2 – 3 варианта теста (менять количество мальчиков и девочек, проанализировать результаты.

Проанализировать результаты игры.

Вывод: Конкуренция в общении, особое выделение себя ведёт к разобщению.

2. Тренировка навыка «находить общее, видеть лучшее в других».

Учимся находить, то, что нас объединяет, т. е. чем мы похожи.

— Ведущий выбирает первого участника и вручает ему магнитик. Нужно назвать одноклассника (цу, у которого есть увлечения или черты характера, схожие с вашими, притягивающие вас, как магнит. Тот, кого назвали, выходит, берёт магнитик у первого участника, продолжает игру.

Называть одних и тех же ребят, одни и те же качества нельзя, приветствуется, если мальчики находят что – то общее с девочками и наоборот.

Вывод: Если находить в одноклассниках то, чем вы похожи, это будет вас объединять.

— Посоветоваться друг с другом и найти то, что объединяет вас (увлечения, предпочтения, взгляд на жизнь): в парах, четвёрках, по рядам.

Выслушать мнение ребят.

Вывод: Если видим лучшее, то, что объединяет – сотрудничаем, дружим. Если видим, подчёркиваем недостатки – конфликтуем.

2.3. Задание в малых группах «Конфликт».

Произвольно разделить ребят на две группы (часть среднего ряда просим присоединится к 1 ряду, часть – ко второму).

Дать листы со словом «конфликт» (слово на листе записано вертикально, чтобы возле каждой буквы можно было дописать ответ, маркеры.

— Посоветовавшись в группе, написать на каждую букву слова «конфликт» увлечение, действие или мероприятие, которое помогает сдружиться, противостоять разобщению.

Время выполнения 5 – 7 минут. Обсуждение результатов.

3. Тренировка навыка самоанализа (рефлексии).

3.1. Задание в малых группах «Качества».

Разделить ребят на группы мальчиков и девочек. Предложить обеим группам конверты с набором качеств характера (Деликатность, Неуверенность, Зависть, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность….)

-Распределить качества, которые вы хотели бы видеть в мальчиках (девочках) вашего класса в одну колонку, те качества, что мешают общению – в другую колонку.

Девочки распределяют качества для мальчиков, мальчики для девочек.

Вывод: Если хотите, чтобы девочки (мальчики) соответствовали составленному «портрету», то мальчикам (девочкам) тоже необходимо демонстрировать в своем поведении, в общении эти же качества.

Закон «Подобное притягивается к подобному», закон «бумеранга».

Предложить ребятам вернуться на свои места.

Приготовить по 3 маленьких листка бумаги на каждого участника.

— Напишите три качества характера, которые вы особенно цените в окружающих людях, по 1 на каждом листке (девочки для мальчиков, а мальчики для девочек, так, чтобы никто не видел.

— Девочки, закрывают глаза, мальчики разносят листы — качества и кладут на парту той девочке, у которой данные качества уже есть в характере, кладут записки словами вниз.

— Девочки глаза открывают, но полученные «письма» не трогают, а становятся «почтальонами» и разносят листы по партам мальчиков (мальчики закрывают глаза).

— Теперь все могут прочитать свою «почту».

Опросить ребят, что для них оказалось сюрпризом.

Вывод: Те, кто получил мало «писем» или не получил совсем, главное — не обижаться, а задуматься, как ты позиционируешь себя ребятам. Изменишь свое поведение, отношение – и изменится отношение к тебе – закон «бумеранга».

4. Подведение итога.

— Тот, кого я назову, встаёт в центр круга, приглашает по два – три мальчика и по две, три девочки, которым доверяешь. Тот, кто в центре круга, закрывает глаза, расслабляется и ждёт команды ведущего «падай!». 5 – 6 ребят держась за руки, идут по кругу и, в нужный момент, ловят, поддерживают друга.

Важно пригласить для участия в игре ребят, которые в предыдущем задании не получили «почту», таким образом, поддержать их.

Спросить, что чувствовали во время игры. Играть 2 – 3 раза.

Играет вся группа. Разделить произвольно ребят по парам (можно мальчиков с мальчиками, а девочек с девочками, предложить парам образовать круг.

— Оба ученика в паре стоят лицом в центр круга, при этом второй человек в паре смотрит на «пятки» первому. Ведущий стоит без пары, ловит взгляд одного из участников первого круга и подмигивает ему. Тот, кому подмигнули, старается подбежать к ведущему и встать за ним. Второй ученик из пары старается удержать, не пустить первого участника.

Важно, чтобы ходе игры в парах побывали мальчики с девочками, участвовали все ребята.

Вывод: Обратите внимание, вы умеете понимать друг друга без слов, с одного взгляда!

4.3. Задание «Самореклама»

— Для того чтобы девочки и мальчики общались приемлемыми способами, для того чтобы у вас было много совместных мероприятий предлагаю написать себе самому «рекламу».

Бланки реклам раздать (ниже представлен образец).

Я (фамилия, имя) ___

предлагаю организовать классное / школьное мероприятие

Чтобы ребятам было интересно, я могу

Я увлекаюсь (я умею, у меня хорошо получается)

Справиться с организацией этого мероприятия я смогу, потому что обладаю качествами (укажи какими)___

— Саморекламу предлагаю сдать классному руководителю, который решит кто, когда за какое мероприятие отвечает.

— Проводите больше совместных тематических встреч, и ваше общение будет приятным, правильным.

Итог: — Что вы поняли для себя в ходе нашей встречи?

Высказывается каждый, в том числе и ведущий (социальный педагог, классный руководитель.

— Спасибо за интересное общение!

Конспект разработан социальным педагогом Свешниковой И. Б.

Мультимедийное дидактическое пособие по гендерному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе «Всем советуем дружить» В подготовительной к школе группе я провела открытое занятие непосредственно образовательной деятельности. Область «Социализация». Тема:.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2017

Источники:
Игры-тренинги для самореализации младших школьников
Для ребёнка одним из действенных способов приобретения навыков общения и саморегуляции, т.е. качеств психического здоровья, является игра. Это, как известно нам, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и самый эффективный способ помочь детям, имеющим психологические трудности в общении, самооценке, реализации своих коммуникативных навыков. В статье предлагаются игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение, игры самоподдержки, занятия по развитию воображения и творческого взаимодействия.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/314379/
Реферат Тренинги общения с младшими школьниками как средство школьной дизадаптации
>Реферат: Тренинги общения с младшими школьниками как средство школьной дизадаптации (Педагогика) читать онлайн или скачать бесплатно.
http://www.ronl.ru/referaty/pedagogika/289159/
Тренинг общения для младших школьников
Тренинг общения для младших школьников Тренинг общения для младших школьников. повышение: Цель сплоченности учебного класса, развитие общаться умения. Формирование доброжелательного и
http://coach.jofo.me/612253.html
Тренинг полезных навыков общения в классном коллективе
Тренинг полезных навыков общения в классном коллективе. 3–4 класс
http://www.maam.ru/detskijsad/trening-poleznyh-navykov-obschenija-v-klasnom-kolektive.html

COMMENTS