Успех и потребность в самовыражении – что важнее?

Быть собой. Самореализация — путь к успеху

Самореализация — основа успеха в жизни

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как знаменитые и успешные люди добились своего нынешнего положения? А Вы хотите изменить собственную жизнь? Сделать ее лучше и интереснее, добиться настоящего успеха?

Каковы бы ни были конкретные причины успеха того или иного человека, главное, что характеризует всех успешных людей — это высокий уровень их личностной самореализации.

Под самореализацией гуманитарная психология, основоположником которой считается известный американский психолог и философ А. Маслоу ***, понимает состояние осуществления внутренней природы человека. Самореализация означает все более полное становление собой, выражение своей внутренней сущности на внешнем уровне жизни. Это то, что делает человека незаурядной личностью.

Самореализация — это раскрытие собственных возможностей — и это тот путь, который ведет человека к более счастливой и успешной жизни.

Самореализация — высшая потребность человека

Психология и нейрофизиология исходят в общем и целом из того, что современный человек реализует в среднем всего лишь 5- 10% своего потенциала. Если Вы представите, что пианист при игре пользуется только левым мизинцем, то получите наглядное представление о том, что это значит. Может ли такая игра принести удовольствие самому пианисту, не говоря уже об успехе у зрителей?

А. Маслоу является автором иерархической модели потребностей человека — так называемой «пирамиды потребностей«. Чем «выше» уровень потребностей, тем больше счастья способно доставить человеку их осуществление. Наибольший уровень счастья и удовлетворения приносят «высшие» потребности, которые напрямую связаны с самореализацией человека, с саморазвитием.

Однако, пока более «низшие» потребности не удовлетворены, человеку трудно обратить свой взор к потребностям более высокого порядка и ощутить ту радость, которую они в состоянии дать. Повседневные заботы о еде и одежде, работе и жилище часто полностью поглощают человека. В такой жизни мало радости и мало смысла. С точки зрения А. Маслоу, это своего рода подготовка к жизни, нежели действительная жизнь. Не случайно многие люди современного общества испытывают фрустрации, депрессию, связанные со смутным или явным осознанием рутинности и бессмысленности своего существования, своей нереализованности. По оценкам медиков, прозвучавших на Международной Конференции ВОЗ, проходившей в Москве 28 апреля 2011 г., около 30% населения западного мира страдают депрессией, а через 20 лет эта цифра составит уже 50%.

Последние три уровня: «познание», «эстетические потребности» и «самореализация» вместе называют «потребностью в самовыражении» или духовными потребностями.

А. Маслоу исходит из того, что человеческая жизнь приобретает тем больше смысла и удовлетворения, чем больше делается для реализации так называемых «крайних» или «главных ценностей», т. е. любви, свободы, правды, справедливости и красоты.

Но важна и обратная связь: чем выше уровень самореализации человека (уровень раскрытия собственных способностей), тем легче человек достигает своих целей с точки зрения удовлетворения потребностей более низшего порядка. Самореализация означает рост личной эффективности человека в любой области жизни.

В итоге самореализовавшийся человек удерживает в равновесии идеализм и материализм, «высшее» и «низшее». Материальная сторона жизни приносит ему такое же удовлетворение, как и духовная.

Самореализация — зрелость личности

Самореализация означает максимально полное раскрытие не только индивидуальных, но и универсальных качеств, присущих всякому развитому человеческому существу.

Самореализация — это формирование определенных качеств личности, наиболее полно отражающих внутреннюю природу человека, которая совершенна.

Внутренняя природа человека — это сознание, которое, являясь самой сущностной характеристикой человека, определяет весь стиль его мышления и поведения. Поэтому самореализация напрямую связана с раскрытием полного потенциала сознания человека. Можно сказать, что самореализация — это показатель определенной внутренней зрелости сознания человека. Все более полное использование потенциала сознания человека делает его все более совершенной личностью.

А. Маслоу исследовал людей, которые стали незаурядными личностями (деятелей искусства, предпринимателей и политиков). В результате он установил признаки, которые характеризуют самореализовавшихся людей.

  1. Тот, кто достиг цели раскрытия собственных возможностей (самореализации), яснее воспринимает действительность. Он в состоянии лучше различать реальность и надежды, ожидания или веру.
  2. Самореализовавшийся человек принимает себя таким, какой он есть.
  3. Поведение того, кто достиг высокого уровня самореализации, характеризуется непосредственностью, простотой и естественностью. Ему чужды искусственность и страсть к эффектам.
  4. Человек, достигший самореализации, ориентирован не на себя, а на решение проблемы. Он не слишком поглощен заботой о самом себе, а живет ради выполнения задачи, цели или миссии, важной для всех. Самореализовавшийся человек действует с ответственностью, а не как «шахматная фигура».
  5. Одиночество не гнетет его. Он самодостаточен.
  6. Люди, достигшие высокой степени самореализации, легче переносят так называемые «удары судьбы», лишения, фрустрации и т. п. Они в большей степени независимы от влияний окружающего мира. Это поднимает их над обстоятельствами, позволяя им направлять свою жизнь в нужное для них русло.
  7. Они в состоянии постоянно производить переоценку основных жизненных ценностей, какое бы это ни производило впечатление на других людей. Это означает также, что самореализовавшиеся люди не ведают скуки.
  8. Люди, достигшие самореализации, подчас испытывали мистические чувства, как то: неограниченных возможностей, неописуемого удивления по отношению к действительности, бесконечности времени и пространства и др.
  9. Самореализация делает отношения людей, достигших ее, с другими людьми более полноценными и гармоничными. Самореализовавшиеся люди чувствуют единение с другими более отчетливо, чем «средний человек», но круг их близких друзей ограничен.
  10. Люди, достигшие самореализации, обладают демократичным характером: относятся одинаково дружелюбно к людям любого типа. Они всегда открыты для того, чтобы учиться у каждого чему-нибудь.
  11. Такие люди обладают ясными моральными представлениями и твердыми этическими принципами. Им не надо объяснять, что правильно, а что нет; но их воззрения на добро и зло часто не совпадают с мнением большинства.
  12. Они понимают юмор, но не смеются злобным шуткам, больно ранящим других людей, а также таким шуткам, в которых высмеиваются слабости других. Поэтому по сравнению с «обыкновенными людьми» они выглядят сдержанными.
  13. Творческие способности, оригинальность или изобретательность непременные спутники самореализации и присущи всем самореализовавшимся людям. У самореализовавшихся людей постоянно возникают новые идеи.
  14. Люди с высоким уровнем самореализации достаточно терпимы, но в критических ситуациях проявляют решительность и мужество.
  15. Самореализовавшиеся люди исключительно преданы своей семье.

Самореализация и Техника Трансцендентальной Медитации

Техника Трансцендентальной Медитации Махариши является простым и эффективным способом развития полного умственного потенциала человека и роста уровня его самореализации. Как подтвердили многочисленные тесты, проводимые с медитирующими, уже после 2-х месяцев медитации у исследуемых отмечается прогресс по таким показателям, как интеграция и стабильность личности, эмоциональная зрелость, целеустремленность, высокая самооценка, умение поддерживать хорошие отношения, гибкость в достижении целей, адаптивность к сложным условиям и другим признакам, характерным для личности с высоким уровнем самореализации.

Во время медитации растворяются глубокие, накопленные за всю жизнь стрессы и напряжения, являющиеся причиной всех стереотипных реакций и моделей поведения, присущих психике того или иного человека. Это снимает блоки и ограничения, обычно давлеющие над человеком всю его жизнь, и позволяет раскрыть все богатство внутреннего мира человека.

Медитация повышают самоуважение и позволяют интегрировать отдельные подавленные части личности. Она избавляет от необходимости постоянно подавлять свои качества, которые считаются отрицательными. Вместо этого она предоставляет медитирующему возможность прислушаться к своему внутреннему «Я». Вот как выразила это одна из медитирующих женщин:

«Раньше я училась быть такой, какой меня хотели бы видеть другие. Ценой этому была потеря контакта с самой собой. С медитацией ощущение моей личности вновь ожило. Медленно, но верно я стала ощущать различные черты моей внутренней действительности. Я все свободнее и свободнее стала руководствоваться в своих мыслях и действиях собственным опытом. Я стала доверять своим собственным впечатлениям и ощущать себя все увереннее. Медитация предоставила мне шанс восстановить нарушенные контакты с самой собой. Я согласна быть такой, какая я есть, без помощи постоянных приказов и предписаний типа: «Скажи же и ты что-нибудь», «Будь внимательнее» и т. п. И вдруг все пошло гораздо легче и естественнее».

Медитация устраняет саму причину всех стереотипов мышления и «заколдованных кругов» и высвобождает силы, способные изменить образ поведения, ведущий к застою и саморазрушению.

Самореализация — это естественное, автоматическое следствие развития сознания, происходящего в результате занятий медитацией. Раскрытие собственных возможностей- это естественный процесс, который начинается тогда, когда нет существенного психического противодействия в сознании самого человека.

Самореализация — цель жизни

Успех и потребность в самовыражении – что важнее?
maharishi-tm.ru

Желание успеха как потребность в самовыражении.

Зачем мы вообще идем в общество? Что нам от общества нужно? И почему такое интимное проявление собственной личности, как самовыражение возможно только среди общества?

В предыдущей статье речь шла о страхе одиночества и отвержения. Две составляющие: «одиночество» и «страх отвержения» ведут в одну сторону, но разными путями. Попробуем сначала разобраться со страхом отвержения. А в следующих публикациях к обсуждению будет подключено не умение быть наедине с собой и не понимание отсюда «Кто я?» и «Что я?».

Типичная жизненная ситуация:

К маме подходит девочка пяти лет:

— Мама, посмотри на мой рисунок?!

Мама знает, что дочка сделала его быстро, небрежно, следовательно, хвалить не за что.

— Доча, ну это некрасивый рисунок. Ты сделала его плохо.

— Ну мааааамаааа, — начитает ныть ребенок.

— Надо постараться, потратить время, силы, проявить фантазию и тогда у тебя получится стоящая вещь!

У девочки ничего не получается (а она и не сильно старается), появляются переживания, дерганья. Тогда мама подключается и помогает сделать красиво. В итоге ребенок слышит похвалу (за то, что половину сделала мама?) и, наверное, удовлетворенный отправляется заниматься своими делами.

Кажется, что-то здесь не так. Родитель пытается научить ребенка делать хорошо, а не как попало. Но, маленький человечек продолжает «лениться» и просить (одобрения?).

В данном случае поведение старших не самое худшее. В привычном варианте не замечают даже хорошее – что уж говорить про любое!

Ребенок нарисовал небрежно, но быстро рисунок. Потом так же быстро бежит его кому-то дарить. Возникает вопрос: на что ребенок направляет эту последовательность действий?

  1. Определенно можно говорить о потребности в выражении любых чувств посредством действа (процесс рисования). То есть, потребность самовыражения.
  2. Желание выразить искренние чувства по отношению к родителям, а больше всего их даже получить (об этом говорит скорость, с которой подарок отправляется к счастливчику)
  3. Желание получить внимание.
  4. Потребность в положительной оценке своих действий

В данном поведении очень мало времени и сил уделено самому рисунку, процессу его рисования. А ведь именно за этим стоит здоровое чувство самовыражения! – Все остальное нацелено на функцию настраивания коммуникаций с окружающими. Получается, что проявления собственной личности не так важны, как важно проявить себя «на людях», то есть, вовне! Получается, что (для взрослого человека тоже) главное, это «показать себя». А то что «за собой» ничего нет (ты плохо нарисовал рисунок!) – вопрос десятый. – Этот момент, кстати, способен значительно тормозить процесс обучения. Если ученика никто не видит и не хвалит, то обучения может и не состояться. И не дай Бог, если что-то не получается и некому помочь. – Герой, обжегшись о такую собственную неумелость, может от учения отвернуться совсем.

Вернемся к ситуации, с которой началось повествование. Ребенку из вышеописанного случая гораздо важнее получить признание его права проявлять себя так, как хочется ему, а не только когда хорошее исполнение. Это право, кажется что «дают» родители. Однако, оно относится к безусловной данности, такой же, как и само право жить. Прочувствовать это должен человек сам, и в результате наделить себя силой собственного решения всеми правами и обязанностями (это будет его личный выбор). Однако, роль родителей в формировании здоровых навыков у детей не так уж мала! Поэтому мамы и папы могут начать корректировать поведение ребенка.

Допустим, сегодня ребенок хочет выразить свои чувства экспромтом. Это импульсивный порыв, который тоже имеет право «на жизнь». От взрослого ожидается всего лишь обращение внимания на свершившийся факт. Это можно выразить так: «Я вижу, ты нарисовала дом с крышей. Крыша у него голубая».

Не надо никаких оценок: «хорошо», «плохо», «правильно», «неправильно». – Оценки это привилегия учителей, — их задача научить технике. А главная родительская функция – проявить к маленькому человеку те чувства, в которых он нуждается. А ему нужна любовь, принятие, тепло. И тогда есть шанс, что ребенок не попадет в круг заискивания и ожидания положительных подкреплений. А в будущем, когда вырастет, не станет доказывать правоту, давая себе, таким образом, право быть замеченным.

В случае же, когда ребенок хочет выразить личные чувства к родителю, эти чувства достаточно заметить и принять, искренне поблагодарить ребенка, за проявленное внимание и желание сделать приятно.

Является ли чрезмерно сильное желание успеха признаком здоровой потребности в самовыражении? – Нет! Здоровая потребность в самовыражении не нуждается в «зрителях». Главный зритель, приемщик и получатель – ты! А все, что просит внешних атрибутов (потребность признания и успеха среди общества), — нездоровые, ненужные проявления!

Приверженцы традиционной психологии с данным утверждением могут не согласиться. А в трансформационных сказках под названием «Люди из шкафа» один из главных героев стал самодостаточной личностью. Он начинает свой путь с заявленного желания успеха, даже обозначает сумму, за которой «охотится»: «А я хочу заработать миллионы»… В книге проходит путь «становления себя» (а вместе с ним этот путь может пройти каждый) и уверенно ближе к концу заключает: «В зрителях я больше не нуждаюсь!». – Такая трансформация стала возможна благодаря одному очень глубокому, прочувствованному на практике пониманию (автор дает читателю возможность вместе с главным героем пройти через все главные чувства и трансформации, ведущие к излечению). Понимание это простое, но прийти к нему не легко: только сам с собой я могу быть тем, кто я есть. А наивысшее счастье, по мнению героя, это позволить себе быть собой. Ведь именно к себе он свой путь и начал… И это счастье не оценивается миллионами. Счастье быть собой невозможно продать или купить…

Желание успеха как потребность в самовыражении.

Автор: Москалева Наталья. Писатель, психолог, автор многих книг и публикаций в области практической психологии на разных интернет ресурсах.

Успех и потребность в самовыражении – что важнее?
psycabi.net

Подбор стимула. Возможности роста и самовыражения привлекают только некоторых людей

Автор: Алексей Саминский | Источник: Top-Manager

Любая фирма в конечном итоге есть некая сумма людей, с их знаниями, опытом, стремлениями и т. п. С этой точки зрения управление персоналом является ключевым видом деятельности руководителя и, в конечном итоге, определяет успех или неуспех предприятия. В этой статье мы обсудим те представления, которые сейчас используются в вопросах организации управления персоналом.

Социальный подход

Едва ли хоть один курс по управлению персоналом обошелся без «Пирамиды Маслоу» и «Теории Герцберга». «Пирамида Маслоу» подразумевает, что потребности человека должны удовлетворяться во вполне определенной последовательности: физиологические (еда, укрытие), безопасность, социальные (признание), уважение, самовыражение. В свою очередь, по мере подъема по пирамиде удовлетворенности главным для человека становится удовлетворение следующей ступени, то есть если мы сыты, защищены и уважаемы, то неизбежно начнем самовыражаться.

В свою очередь, теория Герцберга говорит о том, что есть две группы факторов, воздействующих на сотрудника. Демотивирующие (гигиенические): недостаток оплаты, плохие условия труда, социальная незащищенность и т. п. Мотивирующие: возможность роста, возможность развития, возможность самовыражения. Легко заметить, что первая группа по Герцбергу коррелирует с первичными потребностями по Маслоу, а вторая, соответственно, с вторичными.

С 60-х годов и до конца ХХ века в теориях управления царили «социальность» и «сотрудничество». В соответствии с этими установками предполагалось, что если обеспечить сотруднику первичные потребности (исключить демотивацию), то он будет лоялен по отношению к фирме, а возможность роста и развития обеспечивает рост эффективности труда.

Эти идеи породили многочисленные штампы в области управления персоналом: «Сотрудничество фирмы и личности», «Личностное развитие как высший стимул», «Игра выигрыш — выигрыш» и т. д. и т. п.

Тем не менее, несмотря на столь социально ориентированный подход работодателей, сотрудники продолжали счастливо бегать из фирмы в фирму, играть на компьютере, устраивать забастовки, и явно пренебрегая инициативами работодателей.

Самое интересное, что абсолютно параллельно с социально-позитивной теорией управления проходили «тренинги роста», писались книги и развивались теории личностного развития, которые рекомендовали сотрудникам регулярно рассылать резюме и менять почаще работу, то есть вести себя эгоистично, пренебрегая интересами работодателя.

Деньги — время?

Теории Маслоу и Герцберга возникли отнюдь не на пустом месте и являются результатом вполне корректных научных экспериментов и наблюдений, отрицать их было бы самонадеянно.

Однако почти любой руководитель-практик знает, что персонал склонен к прогулам, воровству, хамству клиентам и т. д. и т. п. и разного рода «пряники», вроде расширения полномочий, воздействуют только на очень ограниченную группу людей.

Я полагаю, что проблема состоит в том, что в большинстве своем люди предпочитают «самовыражаться» не на работе, а в сексе, семье, искусстве, спорте, на даче, в конце концов. Те способы самовыражения, которые готова им предоставить фирма, их в принципе не интересуют, а работа служит лишь средством обеспечения базовых потребностей.

Отсюда ряд выводов.
Людям не нужно бесконечное количество денег, им нужна всего лишь сумма, достаточная для того, чтобы чувствовать себя сытыми и защищенными.
Возможности роста и самовыражения привлекают только некоторых людей.
Потребность в самовыражении существует, но, так же как и зарабатывание денег, ее удовлетворение требует времени, и человек вынужден распределять свое время в пользу тех или иных занятий.

Из вышесказанного следует вывод, известный всем практикам управления, о том, что чисто денежное стимулирование не работает, люди хотят получать больше денег, но вкладывать свои силы и энергию соглашаются отнюдь не всегда.

Одно из проявлений такого поведения я заметил среди продавцов в прямом маркетинге и назвал «болезнью остановки роста сбыта». В момент достижения «прожиточного уровня» продавец начинает использовать растущее мастерство продаж главным образом на экономию рабочего времени и усилий, высвободившийся ресурс употребляется на игры, чаепития, разговоры и т. п. Преодолеть ситуацию иногда удается путем «возгонки», то есть создания условий, при которых сотрудник вынужден совершить рывок в продажах (угроза увольнения, особый план, «внимание» руководства и т. д.), обычно это удается относительно легко (мастерство-то уже есть!) за счет «свободного» времени. Получив (и потратив) повышенную зарплату, продавец изменяет оценку «приемлемого базового уровня доходов» и фиксируется на некотором новом для себя и более высоком уровне. Последовательность возгонок позволяет постепенно поднять общий уровень коллектива. Если «возгонки» не удаются, следует оценить потенциал сотрудника и, возможно, избавиться от него или, как вариант, счесть уровень продаж сотрудника максимально возможным.

С другой стороны, следует понимать, что для «самореализации» требуется время, то есть время тоже может служить «наградой». Отпуска, свободные графики и т. п. — значимая ценность, и они могут служить инструментом стимулирования и повышения лояльности. Есть и «обратная сторона медали» — перегрузки по времени и традиции круглосуточной работы заставляют творчески настроенных людей покидать вас.

Помните, что интенсивно работать головой человек может максимум 5-6 часов в сутки, и почти всегда ночные посиделки на работе связаны не с реальной потребностью, а с низкой концентрацией внимания в течение рабочего дня: «Чего упираться, если все равно до полуночи тут сидеть».

Привыкание к стимулированию

Вернемся к проблеме нематериального стимулирования. Известная работа Мэйо и Ротлисберга по исследованию так называемой загадки Хоторна была посвящена неожиданному росту производительности труда работниц, принимавших участие в эксперименте по изучению влияния освещения на производительность труда. Поразительный факт того, что само по себе участие в эксперименте повлекло повышение производительности труда, в конечном итоге привело к массе разнообразных идей по созданию творческой обстановки для работников, вовлечению их в управление производством, созданию условий для самовыражения и т. д.

Поначалу все шло отлично, новации воспринимались работниками, производительность росла, и будущее теории управления представлялось безоблачным, однако тут наступил эффект привыкания.

Люди привыкают к любому стимулирующему воздействию, если это, конечно, не прямое насилие, именно поэтому ЛЮБОЙ стимул, будь то реклама, зарплата или вовлечение в управление производством, через некоторое время начинает восприниматься как норма, особенно если этот стимул применяется всеми вокруг.

С этой точки зрения разумно-гуманное отношение к работникам является не исключением, а стандартом взаимоотношений, и, как следствие, не создает специальных преимуществ данного работодателя перед другими в глазах персонала. В то же время стандартный комплект нематериального стимулирования, вроде значков, грамот и прочувствованной речи HR-менеджера, воспринимается, и вполне справедливо, как проявление нежелания платить деньги.

Это стало даже предметом карикатуры в знаменитой серии «Принцип Дилберта», когда герой на вопрос директора: «А знаете ли вы, какие блага вы получите за отличную работу?» — восторженно отвечает: «Конечно знаю! Еще один красивый жестяной значок!»

Нелояльность работодателей в ответ на нелояльность работников, и наоборот

Работодатели, постоянно жалующиеся на нелояльность сотрудников, в свою очередь с энтузиазмом изучают и применяют идеи реструктуризации и процессного управления, сутью которых является все тот же тейлоризм, то есть стремление к созданию научно организованного производственного конвейера, результатом применения которого является сокращение потребности фирмы в сотрудниках, с последующими увольнениями «излишков».
В последнее время стало модным подчеркивать, что незаменимых у нас нет, и с демонстративной легкостью расставаться с сотрудниками, которые, естественно, платят фирме той же монетой. Примечательно, что идеология реструктуризации разрушила даже знаменитую японскую систему пожизненного найма.

Первые шаги к решению проблемы

Если первым шагом для решения любой проблемы является ее диагностика, то вторым шагом является определение путей ее решения. Мы поставили «диагноз» — взаимное недоверие и нелояльность работников и работодателей. Для нахождения путей решения проблемы нам требуется теория. Причем теория «вершины потребностей» нам никак не годится, поскольку никак не решает проблему недоверия. Один из наиболее интересных подходов предложен в книге Р. Бьюкенена «Враг внутри. Когда покупатели думают, что нам не до них».

Автор предлагает признать, что как нанимателями, так и работниками руководит прежде всего эгоизм. Эгоизм в современном обществе считается резко отрицательной чертой характера, и признать свое собственное поведение эгоистичным достаточно сложно.

Далее мы рассмотрим некоторые эффекты и открывающиеся возможности в сочетании осознанного эгоизма, свойства привыкания к воздействию и стремления к самовыражению вне стен «родной конторы».
Стратегия честности

Известное утверждение о том, что «честность — лучшая политика», вполне применимо к ситуации переговоров между «разумными эгоистами». Одним из важных свойств человеческой натуры является стремление к «справедливому обмену», которое выражается, в частности, в требовании «честной игры» и «выполнения договоренностей», нарушения в этой области (реальные или кажущиеся) воспринимаются крайне болезненно и быстро разрушают моральный дух сотрудников.

Большинство руководителей полагает, что правила игры — это то, что написано в служебной инструкции или объявлено на собрании коллектива. Увы, это не так.

Правила игры — это, в первую очередь, то, за что и как начисляются деньги, ибо любой сотрудник понимает, что платите вы именно за то, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОТИТЕ ОТ НЕГО ПОЛУЧИТЬ.

И если вы говорите, что миссией предприятия и каждого сотрудника в отдельности является всемерная забота об интересах клиента, а премии платите за скальпы тех самых клиентов, то не удивляйтесь тому, что сотрудники будут «патентованными убийцами».

Поняв свою «платную» задачу, ваши люди будут стремиться выполнять те, и только те обязанности, которые «оговорены в зарплате», считая все остальное произволом начальства и нечестной нагрузкой. Например, одной из таких нагрузок является приход вовремя на работу: «Я хорошо продаю, мне платят премию, значит, я ценный сотрудник, справляющийся со своими обязанностями. А раз так, то имею право распоряжаться своим временем!»

Эффект «сужения обязанностей» проявляется в любой окладно-премиальной системе (по моим оценкам, уже при доле премий свыше 15-20% месячного дохода люди делают только то, что влияет на премию), поэтому чем более разнообразны обязанности человека, тем меньшая часть его дохода должна складываться из премиальных.

Периодически, по мере роста предприятия и изменения общей ситуации, вам будет необходимо перенацеливать своих сотрудников. Чем в большей мере «в предыдущей жизни» вы обещали «честность, стабильность и сотрудничество», тем труднее вам будет справиться с возмущением народа и обвинениями в нечестности и предательстве.

Как ни странно, метод предотвращения состоит в том, что вы должны изначально указывать свои цели максимально ясно и цинично, а имено:
Мы здесь для того, чтобы приносить прибыль акционерам.
Здесь нет справедливости и честности, а есть «правила игры», в соответствии с которыми вы можете зарабатывать деньги.

Если потребуется, то мы изменим правила, потому что мы боремся за жизнь и процветание предприятия — нашего источника доходов, единственно, что мы обещаем, — это оповестить о новых правилах заранее.
Все это я называю «принципом максимальной несправедливости». Самое удивительное то, что подобная декларация воспринимается сотрудниками как положительная и, главное, честная. Честность позволяет проводить изменения в зарплатно — премиальной политике относительно легко, без большого ущерба в лояльности сотрудников.

Наказания

Часто в работе складывается ситуация, когда вы считаете, что сотрудник в чем-либо виноват, в этот момент возникает соблазн наказать его. Вообще, с момента отмены телесных наказаний у вас есть всего три вида наказаний: это штраф, снижение оклада (понижение в должности) и увольнение. Обсудим их по отдельности.

Штраф. Наказать виновного деньгами — это вполне разумная идея, однако имейте в виду, что если «начеты» применяются регулярно, наступает привыкание, и они воспринимаются персоналом не как наказание, а как составляющая способа расчета зарплаты, при этом вступают в силу факторы, описанные в начале статьи. Если «сухой остаток» зарплаты маловат — человек уходит. При этом часто сотрудник не начинает, например, приходить вовремя на работу, а несколько увеличивает выработку, чтобы иметь право опаздывать. Самое печальное, что в этот момент сотрудник начинает считать, что он имеет право поступать по своему усмотрению, поскольку он его «купил».

Снижение оклада и должности. Один из худших методов. Еще Сталин говорил, что «. не должно быть обиженных, человек должен быть или прощен, или расстрелян. » (вольный пересказ по книге А. Суворова «Самоубийство». Прочтите эту книгу как сборник примеров того, как надо и не надо руководить, заменив слово «расстрел» на «увольнение»). Оставляя в своих рядах «обиженного», вы рискуете нарваться на предательство, поэтому или увольняйте, или штрафуйте и прощайте, третьего не дано.

Увольнение. Единственное, пожалуй, чего действительно боится персонал. Однако угроза увольнения — палка о двух концах: если вы пообещаете и не сделаете, то власть над сотрудником будет потеряна, он немедленно поймет, что вы боитесь его потерять, а следовательно, вас можно не только не бояться, но и шантажировать, угрожая тем самым увольнением. Хвост начнет вилять собакой.

Сохранение «власти силы» над персоналом возможно только при условии вашей безусловной готовности расстаться с любым сотрудником, вне зависимости от ранга и ценности, если он не выполняет ваших требований. Для сохранения вашей независимости надо всегда иметь в кармане «аварийный план» по замене ценного сотрудника, этот план вам наверняка рано или поздно пригодится — ведь человек может заболеть, уйти в отпуск, уволиться, и решать проблему все равно придется.

Достаточно эффективной является методика «считаю до трех и стреляю!»
Официальное предупреждение (устный выговор)- > денежный штраф — >увольнение.
Персонал должен быть заранее о ней оповещен, и соблюдать ее следует неукоснительно.

Вознаграждение

Любой расчетный элемент заработной платы не воспринимается работником как вознаграждение. Элемент, который можно предварительно рассчитать, — не награда, а часть механизма взаиморасчетов, поэтому реально стимулирующей может быть только премия, не оговоренная заранее.

Другим направлением действительно ценного вознаграждения является вознаграждение временем. Мы помним, что время — ресурс, необходимый для решения проблем самовыражения, таким образом, возможность, при хорошей работе, получить отпуск, уходить раньше с работы и т. д. может являться крайне ценной формой вознаграждения.

Эта идея очень аргументированно описана в книжке Скотта Адамса «Принцип Дилберта».

Заметим, что сложившийся стандарт взаимоотношений с сотрудниками, как правило, подразумевает нещадное «поедание времени» работника в обмен на незначительные денежные компенсации. Этот обмен всегда воспринимается как неравноценный, особенно циничным при этом оказывается отъезд руководителя на курорт непосредственно после раздачи «срочной работы».

Лучше честно говорить людям о ваших планах и представлениях. При этом надо быть готовым к столь же циничным встречным соображениям. Следует понимать, что время — деньги не только для вас. Нельзя упускать власть и попадать в зависимость от сотрудников.

hr-portal.ru

Самореализация личности это

Самореализация это возможность реализации потенциала личности в различных сферах жизни. Человек сам выбирает приоритетное направление проявления своих качеств, талантов, навыков. Кто-то связывает это с профессиональной деятельностью, кто-то с воспитанием детей, а кто-то стремится добиться успеха в нескольких проектах. Достижение результата зависит от ряда факторов, но важной составляющей является свобода как условие самореализации личности. Рассмотрим подробнее стратегии, цели, механизмы самореализации личности.

Самореализация личности

Что такое самореализация личности можно объяснить сточки зрения нескольких аспектов:

  • это деятельность, присущая каждому человеку;
  • это процесс самопознания с целью развития собственных способностей, талантов;
  • это реализация приоритетных качеств личности с целью достижения определенных целей.

Но в любом из вариантов, неотъемлемой частью выступает деятельность, как условие самореализации личности, основанная на саморазвитии и самосовершенствовании. Важно понимать, что это длительный и непрерывный процесс, успех которого определяется множеством показателей, структурой.

Структура самореализации личности представляет собой совокупность взаимосвязанных составляющих:

  • самостоятельности, проявляющейся в способности к планированию своей деятельности, регулированию, контролю и целенаправленности;
  • свободы, определяющей способность личности к автономному поведению (свободе выбора, принятия решения и пр.), саморегуляции и межсубъектному взаимодействию;
  • творчества, позволяющего проявить креативность в деятельности.

В связи с тем, что период реализации потенциала достаточно длительный, то и цели данного процесса могут изменяться в зависимости от жизненного этапа на данный момент.

Цели самореализации личности

Процесс самореализации личности можно разделить на следующие отрезки жизни:

  • детство;
  • юность;
  • зрелость.

В соответствии с этими периодами формируются установки и цели саморазвития, самовыражения:

· общение с другими детьми – способствует формированию личности, определению сильных и слабых сторон;

· выбор спутника жизни;

· познание азов интимных отношений;

· определение собственной значимости и формирование взаимоотношений в трудовом коллективе;

· построение гармоничных отношений в семье;

· достижение желаемого социального статуса в обществе

Таким образом, можно сделать вывод, что цель самовыражения в любой форме и возрасте – проявление индивидуальности, реализация потенциала в различных сферах жизни.

Самореализация личности по А. Маслоу

Самореализация личности представлена в теории А. Маслоу, которая основана на существовании у человека потребностей разного рода, и следовательно на необходимости их удовлетворения. Данная система получила название «Пирамида Маслоу», основание которой включает базовые потребности (голод, жажда, сон и др.). Чем ближе к вершине пирамиды, тем меньше значимость и насущность их удовлетворения, и соответственно ниже степень мотивации.

Согласно теории, главными факторами в самовыражении личности являются виды неудовлетворенных потребностей, так как именно они являются актуальными для личности и мотивирующими к действию. Условно потребности делятся на три группы:

  • инстинктивные;
  • базовые;
  • возвышенные.

Потребности первой группы являются доминирующими, а каждые последующие активизируются только в том случае, когда удовлетворены нисходящие. Стремление человека к самореализации является высшей точкой его развития и находится на вершине желаний согласно пирамиде потребностей американского психолога Абрахама Маслоу.

Проблема самореализации личности

По статистике, примерно 4% людей способны достичь вершины пирамиды потребностей. Проблема самовыражения личности чаще всего заключается в том, что чем ближе к конечной ступени данной системы, тем меньше человек осознает свои желания и способности, в результате чего он не в состоянии двигаться в нужном направлении, достигая успеха с чувством удовлетворения.

Кроме этого встречаются и другие враги самореализации личности:

  • психологический аспект – несоответствие между интеллектуальным и энергетическим потенциалом, степенью развития навыков и реализации опыта в реальном мире;
  • неблагоприятная географическая среда;
  • наличие физических дефектов или ограничений (слепота, тугоухость и др.);
  • прекращение перспективы реализовать собственные таланты или гениальные способности (например в результате болезни или травмы);
  • ограниченное материальное благосостояние или финансирование проекта третьими лицами.

Таким образом, самовыражение человека невозможно при отсутствии условий для его осуществления. Например, желание женщины стать матерью нельзя реализовать если она одинока или не может иметь детей по медицинским показаниям.

Факторы способствующие самореализации личности

Условия самореализации личности делятся на две составляющие:

  • воспитание;
  • образование.

Каждая социальная общность вырабатывает собственную систему воспитательных и образовательных процессов. То есть традиции, принятые в социуме, оказывают влияние на формирование навыков, способностей и мотивов реализации собственного потенциала.

Кроме этих факторов, специалисты выделяют другие условия развития становления самореализации личности:

  1. Отсутствие ограничений любого характера (физических, моральных, материальных).
  2. Самостоятельный контроль происходящих жизненных процессов (отсутствие давления со стороны близких, самостоятельное принятие решений и т.д.).
  3. Способность адаптации к изменяющимся окружающим обстоятельствам.
  4. Творческий потенциал.
  5. Способность принимать решения.

Самореализация невозможно без целеустремленности личности и уверенности в собственных силах. Поставленная цель может быть достигнута только при условии трудолюбия, самостоятельности и наличии потенциала.

Сферы самореализации личности

У каждого человека, способности могут проявляться в различных сферах. У кого-то в творчестве, у кого-то в профессии, а у кого-то в науке или спорте. Добиться одинаково высоких показателей сразу в нескольких жизненных сферах мало кому удается, потому что чаще всего все ресурсы и возможности направлены на одну конкретную цель.

Чтобы определить свое направление, достаточно выполнить несложный алгоритм:

  1. Объективно оценить свои таланты и способности. Проще развивать и реализовывать те сферы, в которых есть большой потенциал и талант.
  2. Проанализировать свои положительные и отрицательные качества, не ориентируясь на мнение окружающих.
  3. Выделить все виды деятельности, которыми интересно реализовывать себя.
  4. Напротив каждого отмеченного вида деятельности записать те качества, которые помогут добиться успеха.
  5. Проанализировать полученный результат. Расстановка приоритетов и определение талантов позволит правильно определить то направление, в котором с большей вероятностью получится добиться успехов.

Необязательно развитие потенциала возможно только в творческом плане. Поэтому и существует несколько видов самовыражения.

Виды самореализации личности

Специалисты выделяют три основных направления или вида самореализации личности:

  • профессиональная;
  • творческая;
  • социальная.

Чаще всего, для личности приоритетный является только один вид из представленных вариантов.

Профессиональная самореализация личности

Что такое профессиональная самореализация – это достижение поставленных целей трудовой деятельности, в соответствии с выбранной профессией и занимаемой должностью на данный момент.

Для мужчин, в большинстве случаев, карьера рассматривается как способ самореализации личности. Раскрытие потенциала человека происходит в условиях общественно полезной деятельности, следовательно в профессиональной сфере открываются наиболее широкие перспективы.

Для самовыражения в данном направлении характерно формирование профессионального мышления:

  • понимание собственной принадлежности к выбранной профессии;
  • осознание своего места в иерархии профролей;
  • оценка степени признания в данной профессиональной сфере;
  • понимание своих сильных и слабых сторон в данном аспекте, адекватная оценка успехов и неудач;
  • понимание перспектив дальнейшего развития в работе и ее роль в жизни в целом.

Перечисленные характеристики позволяют определить уровень профессиональной самореализации.

Творческая самореализация личности

Творчество – неотъемлемый аспект деятельности человека. Материальные блага, которые нас окружают – результат трудов научных деятелей и великих мастеров. Творческая деятельность является базисом технического прогресса, развития материальной и духовной сферы человечества. Именно поэтому существует прямая связь между воплощением в жизнь творческих способностей человека и реализацией социально значимых аспектов общества.

Специалисты утверждают, что наиболее полноценное раскрытие творческих способностей проявляется при реализации в общественно значимой деятельности. Но в то же время должны быть учтены и внутренние потребности личности. В итоге в процессе творческого самовыражения происходит формирование личностного мировоззрения. Успешным результатом реализации потенциала в этой сфере является создание шедевра в области искусства или научное открытие, способствующее развитию человечества.

Социальная самореализация

Социальная самореализация затрагивает такой важный аспект, как взаимоотношения с людьми. Следовательно целью данного вида развития собственного потенциала является построение таких отношений, которые принесут чувство удовлетворения и ощущение счастья, свободы, самостоятельности. При этом личность ориентирована на единственно необходимые действия для себя, а не навязанные обществом.

В результате социальной самореализации формируются и развиваются такие качества личности, как ответственность, коммуникабельность, трудолюбие и др. Для данного вида характерно утверждение « Я для других». В этом случае не гарантировано профессиональное признание или высокий уровень дохода, успехом для личности является возможность осуществления деятельности для других людей.

Способы самореализации личности

Способы самореализации человека непосредственно связаны с видами раскрытия потенциала. Каждый день мы проявляем свои качества, способности и навыки в труде, в профессии, общении с людьми. Сейчас интенсивно развивается еще один способ – информационная сеть.

Несмотря на это, самым актуальным способом самореализации личности является творчество. Даже если нет способностей к искусству или науке, не стоит отрицать данный метод самореализации личности. Творческий аспект может присутствовать при решении профессиональных задач или жизненных проблем в любой сфере. Данный способ самовыражения способствует максимальной возможности раскрытия потенциала, саморазвитию и достижению целей в различных областях жизнедеятельности.

Стратегии самореализации личности

Процесс самореализации протекает всю жизнь, но действия, которые на нее направлены, изменяются в зависимости от постановки жененных целей и обстоятельств. То есть, другими словами, человек в разные этапы жизни придерживается определенной стратегии самореализации.

Если на начальном этапе человек стремится получить воспитание и образование, а далее происходит выбор спутника жизни и профессии, не получится выполнять один и тот же алгоритм действий, его придется менять, чтобы достигнуть желаемого результата.

Выбор определенной стратегии самореализации происходит в зависимости от возраста, характера, желаний и потребностей. Но не редки случаи, когда действовать приходится «здесь и сейчас», например, когда порядок действий очевиден или нет времени обдумывать их.

Успех и потребность в самовыражении – что важнее?
goldtransformation.ru

2.5. Потребность в самореализации (самовыражении)

2.5. Потребность в самореализации (самовыражении)

Это духовные потребности. Проявление этих потребностей опирается на удовлетворении всех предшествующих потребностей. Появляется новое неудовлетворение и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе, иначе он не обретет душевного равновесия. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.

Человек должен стать тем, кем он может быть. Каждый человек удивительно богат идеями, но его нужно в этом убедить.

Стремление человека к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей, достижению всего желаемого, быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением в настоящее время бесспорно и признается всеми. Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

В этой группе проявляются самые лучшие, более индивидуальные, чем другие, стороны и способности людей.

Для эффективного управления людьми необходимо:

1) возложить на них персональную ответственность за выполнение производственных заданий;

2) дать им возможность проявить, реализовать себя, давая им своеобразную, оригинальную работу, требующую изобретательности, и при этом предоставить большую свободу в выборе средств достижения поставленных целей и решения задач.

Люди, которые испытывают потребность во власти и влиянии на других и даже равных по положению, мотивируются возможностью:

1) управлять и контролировать;

2) убеждать и влиять;

5) достигать целей и задач.

Все это необходимо поддерживать похвалой за хорошую работу. Людям важно осознавать, что они работают хорошо и по-своему индивидуальны.

Важное значение для руководителей имеет факт, что все человеческие потребности располагаются в иерархическом порядке.

Потребности низшего уровня.

1. Физиологические потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.

3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности).

4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении).

Потребности высшего уровня.

5. Потребность в самореализации (самовыражении).

Во-первых, потребности низших уровней должны быть удовлетворены в первую очередь, и только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней.

Другими словами, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Сытого человека уже не привлечешь хлебом, хлеб интересует только тех, у кого его нет.

Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих.

Только после того как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменится, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Например, в какой то момент работник может пожертвовать физиологической потребностью ради потребности в безопасности.

Когда работник, чьи потребности низшего уровня были удовлетворены, вдруг сталкивается с угрозой потери работы, его внимание немедленно переключается на нижайший уровень потребностей. Если руководитель пытается мотивировать работников, чьи потребности в безопасности (второй уровень) еще не удовлетворены, предлагая социальную награду (третий уровень), он не добьется желаемых целенаправленных результатов.

Если в данный момент сотрудника мотивируют в основном возможностью удовлетворения потребностей в безопасности, руководитель может быть уверен, что как только эти потребности будут удовлетворены, человек будет искать возможность удовлетворения своих социальных потребностей.

Человек никогда не испытывает чувства полного удовлетворения своих потребностей.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там не до тех пор, когда эти потребности будут полностью удовлетворены, а когда эти потребности будут достаточно удовлетворены.

Надо учитывать, что потребности низшего уровня формируют тот фундамент, на котором сроятся потребности высшего уровня. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворенными, у руководителя имеется шанс добиться успеха, мотивируя работников через удовлетворение потребностей высшего уровня. Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

Ключевым моментом в концепции, иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.

Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

1) физиологические – 85 %;

2) безопасность и защита – 70 %;

3) любовь и принадлежность – 50 %;

4) самоуважение – 40 %;

5) самоактуализация – 10 %.

Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей могут иметь фиксированный порядок, на самом деле эта иерархия далеко не такая „жесткая“. Правда, что для большинства людей их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как представлено. Однако есть и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь.

С точки зрения Маслоу мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.

Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы.

К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования.

Ко второй группе относятся те, кто стремится к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Придается особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому считается, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой – давать возможность им удовлетворять ее.

Люди, в которых сильно развита потребность достижений, чаще других становятся предпринимателями. Им нравится делать что-то лучше, чем конкуренты, они готовы к принятию на себя ответственности и довольно большого риска.

Развитая потребность во власти часто ассоциируется с достижением высоких уровней в организационной иерархии. Те, кто обладает этой потребностью, имеют больше шансов сделать карьеру, постепенно поднимаясь вверх по должностной лестнице.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Потребность

Потребность Когда вы возводите свой бизнес на плохом фундаменте, вы обрекаете себя на провал. Дом просто рассыпается на части, если стоит на песке. 90 % всех начинаний в области бизнеса обречены на крах, потому что нарушают Заповедь потребности или служат прикрытием для

Потребность в вере

Потребность в вере В ходе изучения коллекции древностей в 2002 году французский исследователь сделал открытие, потрясшее весь мир. Ученый, специалист в области древних языков, нашел склеп, а в нем — урну из известняка, обычно использовавшуюся в древнем Иерусалиме для

Потребность в избранности

Потребность в избранности Одна моя клиентка, молодая дама, однажды услышала о крайне успешном инвесторе и загорелась желанием стать его клиенткой. Посетив его офис, она невероятно впечатлилась роскошью и техническим оснащением. С первых минут встречи ее захлестнула

Потребность в принадлежности

Потребность в принадлежности Моя клиентка по имени Мелани возбужденно рассказывала мне о «горящем предложении», связанном со слухами о грядущем поглощении одной компании другой. Ее монолог звучал примерно так: «Судьба любит меня. Если я выиграю, несмотря на все

Потребность в заботе

Потребность в заботе Фебус Смит, новый прихожанин церкви United Christian Fellowship Church в Палмдейле, Калифорния, часто говорил о своем желании сделать богатыми других представителей черной расы за счет удачных инвестиций. Он неоднократно выражал пастору свою готовность

2.4.9. Потребность в дополнительном финансировании

2.4.9. Потребность в дополнительном финансировании Потребность в дополнительном финансировании (ПФ) – это максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности.ПФ отражает минимальный объем

1. Потребление, потребность и полезность

1. Потребление, потребность и полезность В процессе жизни и функционирования любой экономический субъект выступает в роли потребителя тех или иных благ. Фирмы закупают ресурсы, индивиды – готовую продукцию. Таким образом, потребление представляет собой не что иное, как

Глава 10. Что такое потребность?

Глава 10. Что такое потребность? Потребность — сложное понятие. Это ощущение, чувство, и поэтому оно трудно поддается словесному описанию.Самый простой пример потребности — еда. Человек может ощущать голод и нуждаться в еде. Это самое логичное объяснение. Но оказывается,

Глава 28. Дискомфорт порождает ПОТРЕБНОСТЬ

Глава 28. Дискомфорт порождает ПОТРЕБНОСТЬ Вас просят не купить/продать недвижимость, вас просят о комплексном решении вопросов. Я уже неоднократно дискутировал с одним известным бизнес-тренером на предмет того, что продает риелтор. Коллега ставит на первое место ВЫГОДУ.

2.4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении)

2.4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении) Когда будут удовлетворены потребности трех нижних уровней, человек фокусирует свое внимание на удовлетворении личностных потребностей. Потребности этой группы отражают желания людей быть сильными,

ПОТРЕБНОСТЬ В ИЗМЕРЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

ПОТРЕБНОСТЬ В ИЗМЕРЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Существует такая перевешивающая все остальное ситуация, требующая развития методов оценки человеческого капитала, как оказание помощи при принятии решений. Она может означать идентификацию ключевых факторов управления

Потребность в дополнительном обучении

Потребность в дополнительном обучении Поскольку командой компании Excel по наделению полномочиями были разработаны учебные материалы для аналогичных команд в цехах, стало очевидно, что для поддержания видения перемен в корпоративной культуре понадобятся дополнительные

Потребность в сверхурочных может увеличиться

Потребность в сверхурочных может увеличиться Затраты, которые компания несет каждый день, ни у кого не вызывают подозрений, и на них легко не обратить никакого внимания. А разовые затраты, наоборот, нередко кажутся слишком большими, поскольку для одного раза сумма

Неизбежная потребность координации

Неизбежная потребность координации Главным достижением союзных войск во время Второй мировой войны был «День Д» – вторжение 6 июня 1944 года под кодовым названием «Оверлорд». Победа в войнах отчасти требует героизма, но чтобы доставить живых героев на пляж, требуется

Потребность

Потребность Сегодня Indego состоит в партнерстве с пятью ремесленными женскими кооперативами в Руанде. Их сотрудники – 250 замечательных женщин, многие из которых заражены ВИЧ/СПИД или пострадали от психологических травм. У многих почти нет образования. Они вынуждены

econ.wikireading.ru

pro-psycholog.ru

от admin

Что такое самореализация – это выражение задатков человека, его способности и талантов через определенную работу.

Данный термин можно рассматривать в двух плоскостях. С одной стороны – действие, а с другой – цель этого самого действия.

Индивиду постоянно есть куда идти далее. То есть самореализация личности не имеет четких границ или ограничений, а соответственно даже самые реализовавшиеся люди постоянно имеют шансы развиваться дальше.

Что такое самореализация

Согласно «пирамиде потребностей» популярного американского психолога Абрахама Маслоу, влечение к самореализации находиться на самой вершине человеческих желаний, являясь высшей мерой развития личности.

К слову, А. Маслоу, проанализировав нрав людей, которые добились чего-то в жизни, выявил основные признаки самореализовавшихся личностей:

  • Они умеют лучше других определять реальность от фантазий;
  • Воспринимают себя такими, какими они есть;
  • Любят простоту, естественность, им незачем играть на публику;
  • Очень ответственные люди, умеющие принимать необходимые решения;
  • Обладают высокой степень самодостаточности;
  • Легче других переносят испытания, «удары» судьбы;
  • Проводят регулярную переоценку своих жизненных ориентиров;
  • Не перестают удивляться окружающему миру;
  • Ощущают свою полноценность, внутреннюю гармонию;
  • Без проблем учатся;
  • Имеют свои взгляды на мир, на понятия добра и зла;
  • Они сдержаны, дружелюбны, ценят чувство юмора;
  • Регулярно генерируют новые идеи, любят творчество;
  • Терпимы к другим, но если необходимо, проявляют мужество и решительность;
  • Преданы своей семье, друзьям, идеалам, принципам.

Потребность в самореализации

Это духовные потребности. Выражение этих потребностей опирается на удовлетворении всех предшествующих потребностей.

Появляется новое неудовлетворение и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе, иначе он не обретет душевного равновесия.

Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности. Человек должен стать тем, кем он может быть. Каждый человек удивительно богат идеями, но его следует в этом убедить.

Во-первых, потребности низших уровней обязаны быть удовлетворены в первую очередь, и только после этого дозволяется обращаться к потребностям наиболее высоких уровней.

Другими словами, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Сытого человека уже не привлечешь хлебом, хлеб интересует только тех, у кого его нет.

Живя в комфорте и надежности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к признанию со стороны окружающих.

Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями.

Но если ситуация радикально изменится, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Например, в какой то момент работник может пожертвовать физиологической потребностью ради потребности в безопасности.

Когда работник, чьи потребности низшего уровня были удовлетворены, вдруг сталкивается с угрозой потери работы, его внимание немедленно переключается на нижайший уровень потребностей.

Если руководитель пытается мотивировать работников, чьи потребности в безопасности (второй уровень) еще не удовлетворены, предлагая социальную награду (третий уровень), он не добьется желаемых целенаправленных результатов.

Если в данный момент сотрудника мотивируют в основном возможностью удовлетворения потребностей в безопасности, руководитель может быть уверен, что как только эти потребности будут удовлетворены, человек будет искать возможность удовлетворения своих социальных потребностей.

Человек никогда не испытывает чувства полного удовлетворения своих потребностей.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там не до тех пор, когда эти потребности будут полностью удовлетворены, а когда эти потребности будут достаточно удовлетворены.

Надо учитывать, что потребности низшего уровня формируют тот фундамент, на котором сроятся потребности высшего уровня.

Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворенными, у руководителя имеется шанс добиться успеха, мотивируя работников через удовлетворение потребностей высшего уровня.

Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью.

Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

Ключевым моментом в концепции, иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего».

Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.

Условия самореализации

Для того чтобы человек максимально смог применить в жизни свои способности, необходимо соблюдение некоторых важных моментов. Стоит заметить, что все компоненты тесным образом связаны между собой.

Нельзя взрастить что-то одно и при этом полностью проигнорировать другое. Условия для самореализации личности просты и сложны одновременно. Самым важным, пожалуй, является внутренний настрой.

Если цель поставлена достаточно четко, то желаемое придет в вашу жизнь быстрее, чем ожидаете. Это произойдет настолько естественно и спокойно, что не каждый сможет распознать счастье.

Создание условий для самореализации личности позволяет с успехом прийти к желаемой деятельности и начать ее развивать.

Возможность самореализации

Также отдельным влиянием на возможность самореализации для индивида, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, стереотипы.

Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.

Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном.

Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др.

Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.

  • Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.
  • Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.
  • Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.

Процесс самореализации личности

Этот процесс предполагает претворение в жизнь своих внутренних ресурсов и способностей врождённых и/или приобретённых безотносительно к тому, про или антисоциальными являются эти способности.

От личности, в первую очередь требуется, активно прилагать волевые усилия в условиях конкретной деятельности.

Существует ряд факторов, при отсутствии которых процесс самореализации в принципе невозможен. К ним относится воспитание и культура индивида.

К тому же, каждый социум и каждая отдельная социальная группа, к которым относится и система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности.

Способы самореализации

Чтобы осознать способы самореализации и понять, как именно, в какой области можно себя раскрыть и реализовать, в первую очередь, нужно понять себя.

Как понять себя? Только через взаимоотношения с другими людьми, только во взаимодействии с людьми, только в деятельности.

Понимая себя, раскрывая свои таланты, осознавая все свои сильные и слабые стороны, нужно принять и полюбить себя такого, какой вы есть.

Следующим шагом по самореализации является усиленная работа над собой и своими внутренними позитивными качествами, свои таланты, которые необходимо развивать.

Определите свои ценности в жизни, что для вас является главным, а что – второстепенным. Ответить на вопросы, кто я и какой я в 30 лет, 40 лет, 50 лет и т.д.

Необходимо определить область деятельности, в которой вы любите заниматься. Постановка своей цели является основополагающим пунктом при реализации своего потенциала. Ответьте себе на вопросы: «Что именно я хочу?», «Когда именно я хочу этого достичь?»

Вера в себя. Если нет, развивать через действия. Как только определена цель, необходимо сразу приступать к действиям по реализации своей цели, не медлить, выполняя свою работу самым лучшим образом, с максимальной отдачей.

Быть преданным своей мечте, не останавливаться на достигнутом, всегда стремиться вперёд. Сильное желание и потребность заниматься своим любимым делом. Когда вы считаете, что будете заниматься своим любимым делом несмотря ни на что, знайте, что вы близки к самореализации.

Делай как можно больше ошибок, только помни одно. Не совершай одну и ту же ошибку дважды. И ты будешь расти. Ошо.

Проблема самореализации

Проблема самореализации была аспектом изучений американского психолога А. Маслоу. Ученый полагал, что необходимость человека в самоактуализации, самовыражении, самореализации заложенного потенциала находится на самом верхнем уровне, «украшая» пирамиду потребностей.

Маслоу считал, что удовлетворение этой наивысшей потребности – наиболее сложная задача в сравнении с преодолением начальных уровней: потребностей физиологической природы (необходимость в пище и воде, в отдыхе), в безопасности и социальных аспектах (дружбе, любви, уважении).

По мнению психолога, добраться до такой высокой «планки» пирамиды удается не более 4% человеческой популяции, при этом удовлетворение даже на 40% жажды самореализации, личность ощущает себя счастливой.

На пути становления личности и ее конечной цели – самореализации, часто возникают серьезные психологические проблемы, вызванные явным несоответствием между энергетическим потенциалом, интеллектуальными возможностями, уровнем приобретенных навыков и знаний и степенью актуализации умений в реальности.

В силу различных обстоятельств: труднопреодолимых или неистребимых помех внешней среды (например: проживание в зоне затяжного военного конфликта), мешающих внутренних факторов (например: плохое зрение с природной одаренностью к рисованию) истинные способности человека не совпадают с желаемым конечным результатом деятельности.

Это несовпадение возможностей, стремлений, желаний с фактическим положением в жизни, приводит к возникновению ощущения неудовлетворенности, а у некоторых людей потенцирует патологические отклонения психики.

Творческая самореализация

Почему так важна именно творческая реализация? Дело в том, что творчество любого индивида напрямую сопряжено с его умением реализовать свой потенциал и талант в целом, что отражается на его успешности во всех других жизненных сферах.

Специалисты отмечают, что в наибольшей степени раскрытие возможностей субъекта происходит тогда, когда он совершает социально полезную и нужную деятельность.

Творчество выражается в различных видах деятельности, художественной, научной, технической, производственной и др.

При этом А. Маслоу подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или науке, но и в повседневной реальной жизни, в каждодневном выборе жизненных ситуаций, выступает в качестве показателя и способа самовыражения и самореализации.

Креативность дополнительно включает продуктивное поведение в любых жизненных ситуациях, где присутствует новизна, необходимость в разностороннем мышлении и создании необычных идей.

Творческая самореализация человека – это поиск себя. Обобщая все существующие научные определения, ответ будет утвердительным.

Идеалом считается разностороннее развитие, которое приводит к гармонии отношений со своим «Я» и с окружающим миром.

Таким образом, творческая самореализация личности – это путь, который приведет к пониманию себя, удовлетворению своих потребностей, необходимых для достижения душевного комфорта.

Творчество – это особый подход к решению определенных задач, способ деятельности, а не сама деятельность как таковая.

Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация, как одна из важнейших форм жизненного самоосуществления, которая характеризуется высоким уровнем раскрытия личностного потенциала:

  • Наличие у специалиста выраженной потребности в постоянном профессиональном развитии;
  • Высокий уровень раскрытия личностного потенциала и способностей специалиста в определенной профессии;
  • Достижение специалистом поставленных профессиональных целей;
  • Признание достижений специалиста профессиональным сообществом, широкое использование его профессионального опыта и достижений;
  • Непрерывность — постоянная постановка и достижение новых профессиональных целей;
  • Высокий уровень творчества при осуществлении профессиональной деятельности;
  • Формирование собственного «жизненно профессионального пространства».

Профессиональная самореализации происходит через два взаимосвязанных способа:

  • 1. Внешне профессиональный — достижение значимых достижений в различных аспектах профессиональной деятельности;
  • 2. Внутренне профессиональный — профессиональное самосовершенствование, направленное на повышение профессиональной компетентности и развитие профессионально важных качеств.

Самоопределение и самореализация

Как связаны самоопределение и самореализация личности между собой? До начала любого движения вперед необходимо уметь четко понимать, что вам действительно интересно и в чем заключаются ваши сильные стороны.

У всех разная натура, поэтому нет ничего удивительного в том, что и стремления у людей неодинаковые. Умение правильно ставить цель – величайшее благо!

Самоопределение реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и наклонностей.

Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением личности, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости.

Выбор профессии — это критический момент в жизни человека, который разрывает человека между индивидуальными и социальными потребностями, между желаемым и необходимым обществу.

Существуют понятия профориентации и профконсультации, которые помогают человеку в процессе профессионального самоопределения. Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:

  • Помочь проанализировать всю информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;
  • Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.

Главная цель профессионального самоопределения — сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.

Самореализация личности

Сегодня особая актуальность проблемы самореализация личности обусловлена тем, что являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации:

  • Профессиональную деятельность
  • И реализацию в семейной жизни

Социальная самореализация личности, заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.

А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.

Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида. Она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы. И, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели.

Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий. Целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей.

Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей.

Самореализация в обществе

Человек живет в обществе и никогда не может достичь полной свободы от него. Самореализация в обществе заключается в том, чтобы суметь построить крепкие доверительные отношения с окружающими людьми.

Самореализация человека – длительный процесс. На протяжении которого развиваются и применяются в обыденной жизни врожденные таланты и приобретенные навыки.

В обществе такие люди воспринимаются, как состоявшиеся, психологически устойчивые личности.

Самореализация в жизни

Что значит самореализация в жизни? Делать то, что хочешь? Заработать много денег? Обрести счастливую семью? Стать знаменитой?

Психологи утверждают, что самореализация – это стремление человека наиболее полно раскрыть свой потенциал и возможности. Как следствие – ощущение счастья от того, что ты делаешь.

Чтобы оценить, насколько вы самореализовались, должен быть критерий оценки!

Допустим, вы хотите самореализоваться, как врач. Тогда критерием оценки может быть количество пациентов, которым вы помогли выздороветь.

При этом признание — это признание пациентов (а не коллег), а самоутверждение — это ваш уровень профессионализма.

Успех и потребность в самовыражении – что важнее?
pro-psycholog.ru

Ценность самовыражения или чему не учат в современном обществе

Каждый прошлый век «страдал» своей болезнью. А самообесценивание современные «Боги» — учёные уже назвали «проклятьем» XXI века.

Наше общество оценочно по своей сути. Нас «ранжируют» в школе, «стандартизируют» в обществе и «взращивают» с расчетом на гениальность, но как минимум «не хуже, чем у других», в собственных семьях! В результате этих «титанических» усилий со стороны социума, мы привыкли получать одобрение собственного Я только от других людей.

Важность навыка самовыражения игнорируется в современном обществе и этот факт признают причиной депрессии, утратой способности получать удовольствие.

Вы танцуете? А когда-нибудь задумывались о том, почему человек танцует? Что стоит за движениями, когда человек «рисует» музыкой и пластикой тела?

Давайте попробуем вспомнить, в каких случаях человек танцует. Это светлое время детства, когда любая счастливая мелодия уносила в безудержное веселье. Это юность, с неумной энергией в «рычании» бас-гитар и листовом громе барабанов. Это первый вальс супружеской жизни. Это энергия единения и поддержки в зрелом возрасте.

Существует прочная связь между движением и внутренним состоянием человека. Человек танцем приглашает к общению, приглашает заглянуть во внутренний мир и таким образом самовыражается. В наше практичное время эту связь активно использует арт-терапия (лечение искусством).

В танце человек получает удовольствие от красоты тела, потому что оно отражает, кто он есть. Посмотрите пожалуйста на профессиональных танцоров! Это люди с красивыми волосами, блестящими глазами, белыми зубами, со свежим цветом лица, с хорошей осанкой, приятными манерами и так далее. Мы чувствуем, что танец — источник удовольствия для человека и он может быть таким для каждого!

Удовольствие это ключ к самовыражению. Когда мы искренне выражаем себя, мы испытываем удовольствие, которое колеблется от легкого до всепоглощающего. Удовольствие от самовыражения не зависит от реакции окружающих.

Самовыражение приятно само по себе. Вспомните, пожалуйста, о том удовольствии, которое испытывали в танце, чтобы понять, насколько это верно!

Почему об этом важно говорить и почему это важно понимать. Дело в том, что потребность в самовыражении напрямую связана с самообесцениванием.

«Я не могу», «я не способен» — такую реакцию вызывают в каждом из нас, рано или поздно, стандарты, которые устанавливает современное общество.

Внешность, уровень дохода, общественный статус, успех на профессиональном попроще, признание окружающими. мы оцениваем себя по этим параметрам! Мы ничего не упустили?

Выше, больше, быстрее! Нет предела «совершенству».

Но, как только ты достиг давно желаемой цели, вздохнул глубоко, посмотрел по сторонам. то вдруг начинаешь понимать, что ты все-таки «лузер», ведь есть вокруг люди, которые выше, сильнее, удачливее, у них больше денег, красивее партнеры.

Обесценивание – защитный механизм, он снимает тревогу. Если перед нами возникает что-то страшное и невозможное для переработки нашим мозгом, то мы это обесцениваем, делаем маленьким, привычным и понятным. В том числе занижаем собственную оценку значимости своей личности — «я не могу», «я не способен». Человек как личность — самооценивающее существо.

Корректно работающая функция самооценки человека жизненно необходима:

— она обеспечивает нашу независимость;

— стимулирует к развитию и совершенствованию;

— отображает действительное отношение к себе, своим поступкам и действиям, оценивает адекватность своих действий;

— развивает чувство удовлетворенности собой, самоуважение и гордость;

— заставляет остановиться, если твои действия и поступки влекут за собой самокритику и недовольство собой. Потому что это разрушает личность!

Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармонии духа, формирует уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, доводящему человека до невротического состояния и до серьёзных проблем со здоровьем!

Подавление самовыражения это прямой путь к заниженной самооценке. Самовыражение человека – это стремление показать собственные достоинства, достижения и положительные качества. А не соответствие тем видимым критериям, которые навязывает общество.

Ошибка этики современного общества в том, что человек стремится получить оценку собственного самовыражения через окружающих людей.

А в чем собственно вы спросите ошибка? Ведь признание повышает самооценку!

В действительности это не верно. Верно то, что признание других людей вторично.

Важно получить признание от самого главного человека на этой Земле. от себя! Важно ценить свое мнение относительно своих достоинств, достижений и качеств. Важно научиться прислушиваться к себе, чтобы понимать — получаешь ли ты удовольствие от того, что с тобой происходит или нет. Ведь удовольствие это самый важный критерий собственной оценки!

А вы можете ответить на вопрос — от чего вы ловите «кайф» и чувствуете себя лучшим человеком на Земле?

tjournal.ru

COMMENTS