Уверенное поведение

Личный блог Зои Ершовой

Уверенное поведение, как разновидность успешного поведения очень важно при достижении поставленных целей, успеха, получении признания и уважения. Оно демонстрирует вашу уверенность в своих способностях и действиях. Проявляется такое поведение через способности и навыки устанавливать необходимые контакты, открыто говорить о чувствах и предъявлять требованиях, умение вести беседу и однозначно говорить «нет», если иное невозможно, открыто выражать позитивные и негативные чувства.

Весь набор страхов, когда боятся настоять на своем, сказать «нет», боятся критики и не могут устанавливать нужные контакты, свидетельствует о наличии неуверенного поведения. Сюда же следует добавить чувство вины за уверенное поведение, проявление самостоятельности в отдельных ситуациях. Комфортнее пойти на компромисс, проявить осторожность, деликатность. Правда подобное поведение редко позволяет решить вопрос надлежащим образом, успешно заниматься какой-либо деятельностью, поддерживать необходимые отношения.

Важнейшие характеристики уверенного поведения имеют прямо противоположные свойства:

  • умение противостоять, а при необходимости и атаковать при обсуждении принципиальных вопросов, при столкновении с некорректным поведением оппонентов,
  • прямо и честно выражать собственное мнение без оглядки на статус окружающих:
  • эмоциональность речи: открытое проявление в речи действительно испытываемых чувств;
  • использование местоимения «Я» как выражение того факта, что вы отвечаете за свои слова, берете на себя ответственность, не пытаясь спрятаться за размытыми формулировками;
  • спокойное принятие похвалы, а также умение хвалить других людей. Самоунижение, недооценка своих качеств и сил отныне не для вас;
  • умение спокойно и адекватно воспринимать критику и требования.

При этом следует понимать, что уверенное поведение ничего не имеет общего с агрессивным поведением. Рассмотрим различные стили поведения на достаточно часто встречающемся примере: у вас взяли в долг и «забыли» вернуть во время.

Агрессивное поведение: «Черт возьми, я знал, что тебе нельзя доверять. Когда ты обещал вернуть деньги? Я хочу получить их немедленно!»

Неуверенное поведение: «Я знаю, что надоел тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне их в ближайшее время?»

Уверенное поведение: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть деньги сегодня. Буду признателен, если не позднее пятницы ты вернешь долг».

Уверенное поведение реализуется также через интонацию голоса, мимику, жестикуляцию, осанку тела, контакт глаз, громкость голоса. Должно наблюдаться соответствие тона голоса, позы, выражения лица произносимым словам.

Рекомендации, как отработать навыки уверенного поведения:

Достижение поставленных целей, успеха невозможно без уверенного, результативного, успешного поведения с окружающими нас людьми. Окружение бывает различным: позитивным и не очень, расположенным к нам, нашим идеям и, наоборот, выражать недоверие. Наша задача своим уверенным поведением завоевать доверие, сформировать отношения, позволяющие плодотворно, необходимым нам образом решать все необходимые вопросы.

Если информация была для вас полезной, то поделитесь с друзьями., выскажите свое мнение в комментариях.

Навигация по записям

Согласен с автором статьи.Для начинания любого дела требуется уверенность.

Абсолютно согласна! Уверенное поведение — залог успеха во всем и везде: и в семье, и на работе, и среди друзей, и среди недругов. Спасибо за очень полезную статью!

Без уверенного поведения сложно достичь хороших результатов. Люди мгновенно считывают. Правда излишне самоуверенное поведение — тоже является отрицательным фактором.

Большинство окружает себя атрибутами внешней уверенности, однако при встрече с более уверенным оппонентом такая уверенность рассеивается на глазах. Тут внутреннее содержание главнее.

Да, иногда именно уверенности и не хватает. Спасибо большое за советы.

Замечательные советы! Надо правильно научиться вырабатывать в себе уверенное поведение. Что касается примера с отдачей долга, применяю последний пункт, т.е. уверенное поведение.По остальным всем пунктам постараюсь придерживаться Ваших советов, так как характер сильный. и для меня это не составит большого труда.

Спасибо большое за советы! Я иногда тоже чувствую себя неуверенно.

если вам приходится комментировать поведение другого человека, то используйте местоимение «Я», высказываясь от первого лица, не скрываясь на неопределенными формулировками;

Этот совет очень многим необходимо запомнить и освоить.

Многие люди боятся услышать в ответ «нет», когда намного страшнее, когда говорят «да» и исчезают со своим «да» в неизвестном направлении. Уверенный в себе человек, если он не согласен с чем-либо, легко может отказать, а неуверенный, даже и отказать-то как следует не может.

Уверенность — залог успеха,часто ее многим не хватает. Спасибо за советы.

Уверенное поведение — это обязательная составляющая успеха. Поэтому для выработки у себя этого качества Ваши советы будут очень ценными.

Успех любит уверенное поведение. Спасибо за статью!

Уверенно себя чувствовать надо уметь при общении с руководством.

Ох как не просто сказать «нет». Причем есть люди которым практически его невозможно сказать. И говорить это слово надо учится, иногда на это уходит очень много времени.

Я всегда себя считала уверенным человеком, и при этом не умела говорить «НЕТ». Навещаешь сама на себя кучу «обезьянок», а потом на себя же и злишься…

Неуверенное поведение

Традиционно в психологии личности выделяют 3 типа поведения: неуверенное, агрессивное и уверенное (ассертивное).

Неуверенное поведение – отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, постоянное игнорирование своих потребностей.

Агрессивное поведение – это попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям, удовлетворение своих потребностей происходит за счет других.

Ассертивное (уверенное) поведение – выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей (или большинства из них), душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим. При этом достижение своих целей идет без ущерба для других.

При работе с данной проблемой очень важно найти те особенности поведения человека, которые отличают его неуверенное поведение, ставшего уже привычным, от ассертивного. И сосредоточиться на развитии навыков подлинной уверенности в себе.

В чем же суть такого поведения? Термин «ассертивность» происходит от английского assert , что в переводе означает «отвоевывать свои права», придерживаясь при этом вежливого тона в общении. Быть ассертивным – это значит оставаться уверенным и спокойным в трудной и конфликтной ситуации, значит быть настойчивым и умеющим настоять на своем. Данный навык является важнейшим элементом при проведении любых переговоров, решении конфликтов, при отстаивании своих собственный границ личности. Это способность человека отстаивать свою точку зрения и добиваться того, что ему нужно, добиваться удовлетворения своих потребностей, сохраняя при этом уважение и к себе и к партнеру, не нарушая границы личности другого. И делает он это уверенно, открыто и целеустремленно.

Что и говорить, такой собеседник может вызвать у многих бурю негодования, разжечь искру зависти, и, в то же время, – стать объектом для подражания среди окружающих. И далеко не всегда его волевые качества находят поощрение среди друзей и знакомых, но, тем не менее, он все же продолжает настойчиво вести собственную линию поведения. Такой человек часто использует такие фразы, как: «вот что я думаю», «я считаю» или: «я уверен в своих словах, но если вы не согласны, я выслушаю ваше мнение, и, возможно, мы придем к компромиссу».

Сейчас проводится огромное количество тренингов по развитию уверенного поведения, но необходимо помнить, что на тренинге отрабатываются всего лишь поведенческие навыки без их глубинной проработки. А так как в основе любого неуверенного поведения лежит какой – либо страх, повышенная тревожность, а может быть даже базовое недоверие к миру, поэтому очевидно, что для действенного решения данной проблемы наиболее эффективно будет сочетание отработки необходимых поведенческих навыков с более глубинной индивидуальной психологической проработкой личности. В этом случае индивидуальная психологическая работа ведётся в техниках гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, НЛП, символдрамы, экзистенциальной терапии .

Развитие навыков уверенного поведения в своей основе предполагает:

– развитие и удержание навыка внутреннего состояния уверенности;

– тренировку модели уверенного поведения;

– спокойное и адекватное принятие критики в виде получения обратной связи от другого человека;

– осознание и принятие жизненных правил уверенного в себе человека.

В ходе индивидуальной психологической работы клиент получит новый опыт по всем вышеперечисленным позициям.

1. Живите по своим правилам.

2. Стремитесь к осуществлению своих желаний.

3. Не оправдывайтесь.

4. Не бойтесь просить.

5. Не бойтесь говорить «нет», когда это вам необходимо.

6. Помните: вы, как и все люди, имеете право на ошибку.

7. Не бойтесь, когда необходимо, говорить громко и твёрдо, при этом не впадать в гнев, оставаясь внутренне спокойным.

8. Приучайте других общаться с вами так, как вы того хотите.

9. Чаще улыбайтесь. Улыбка – признак уверенного в себе человека.

10. Помните: только тогда вы сможете помочь другим, когда сами станете сильным.

11. Умейте выдерживать неопределённость.

12. Не забывайте: свобода других заканчивается там, где начинается ваша свобода, и ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

КРУТАЯ ЛИЧНОСТЬ = УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ + МНОГО АГРЕССИИ

СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ = УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ + МНОГО ПОДДЕРЖКИ ДРУГИМ

Тренинг «Навыки уверенного поведения»

Уверенность не является чем-то недостижимым, прерогативой избранных или передающимся по наследству качеством. Уверенность это навык который можно и нужно развивать.

В новой статье вы узнаете о том, как возникает неуверенность, что такое 10 врагов уверенного поведения и какие основные критерии уверенности выделяют в психологии.

Кроме того Вы сможете самостоятельно диагностировать свой уровень уверенности и развить необходимые Вам навыки, благодаря практическим рекомендациям и упражнениям, представленным в презентации.

Любое поведение полезно, если оно целесообразно ситуации.

Так и неуверенность абсолютно нормальна, когда мы находимся в незнакомом месте, когда перед нами новая задача, когда происходит резкая смена событий или мы впервые делать то, чего не было в нашем предшествующем опыте.

Можно говорить что «есть проблема» только в случае если неуверенность ситуативная перерастает в неуверенность личностную, а значит постоянную. Тогда неуверенное поведение становится причиной излишнего беспокойства и тревоги, причиняя урон всей жизни.

Навыки уверенного поведения приобретаются еще в раннем детстве. Поведенческий репертуар ребенка основывается на отдельных образцах и стереотипах как результат подражания родителям и близкому окружению.

В случае негативного развития возможно формирование выученной беспомощности (М.Селигман) или снижение чувства самоэффективности (А.Бандура).

Синдром выученной беспомощности был впервые описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером (Seligman, Maier, 1967) на экспериментов на собаках. Затем многочисленные исследования подтвердили этот феномен и у человека.

Выученная беспомощность формируется к 8 годам и означает пассивное поведение человека, отсутствие веры в собственную эффективность. Это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий («сколько ни старайся, все равно без толку»).

Селигман сформировал три основных источника формирования беспомощности:

  1. 1. Опыт переживания неблагоприятных событий и отсутствие возможности контролировать события собственной жизни. При этом приобретенный в одной ситуации отрицательный опыт начинает переноситься и на другие ситуации, когда возможность контроля реально существует.

«Все наверняка помнят себя маленькими, когда хотелось что-то сделать самому. Глядя на наши неуклюжие попытки, взрослые, вместо того чтобы помочь, показать как надо, недовольно ворчали, пресекали наши самостоятельные действия. Давая по рукам, они отбирали у нас возможность получать удовольствие от сознания чего-то своего. За нас услужливо убирали игрушки, постель, одевали и обували, выполняли любую работу, лишь бы мы не занимали их драгоценное время. И постепенно мы понимали: не стоит напрягаться, чтобы лишний раз услышать, что мы делаем все не так, как надо».

Самоэффективность, А. Бандура, определяет как «убеждения человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь».

На формирование самоэффективности влияют следующие факторы:

  1. 1. Непосредственный личный опыт. Воспоминания о том, что нам приходилось делать в прошлом, и насколько это было успешно или неуспешно.

Когда человек испытывает сильные эмоции — страх, острую тревогу или находится в состоянии стресса — его уверенность в своей эффективности обычно понижается. Эмоциональное напряжение может помочь успешно сделать что-либо простое, но, как правило, мешает выполнению сложных задач.

Информация о себе самом и об окружающем мире, полученная из вышеперечисленных источников, обрабатывается сознанием и, совместно с воспоминаниями о прошлом опыте может стать нашим врагом на пути построения уверенного поведения.

  1. 1. Социальный страх. Страх критики, страх оказаться в центре внимания, страх не суметь сказать «нет» и т. п..

«Вряд ли они согласятся, да еще и посмеются в ответ».

«Меня никто всерьез никогда не примет».

«Я никому не могу быть интересен».

«Я слишком рядовой, заурядный человек, чтобы он (она) мною заинтересовался(лась)».

«Я не смогу и двух слов вымолвить, если придется говорить о самом важном».

«Ничего хорошего никому и никогда тесные межличностные связи не приносили и не принесут».

«Настоящей любви не бывает и за любым интересом девушек ко мне стоит интерес только к моим деньгам».

«А что обо мне подумают люди?»

«Какая разница, что я чувствую».

«Я не знаю, что делать, все безнадежно».

«Ничего хорошего уже не будет».

«Я не решусь попросить повышения зарплаты».

«Я не знаю, как напомнить ему о данном мне обещании».

«Скорей всего я ошибаюсь, чем рисковать, лучше положиться на мнение большинства».

«Я не виноват, как мне сказали так я и сделал».

Прежде чем развивать поведенческие навыки, необходимо определить какое именно поведение будет наилучшим результатом. С этой целью определим основные критерии уверенного поведения.

1. Конкретность и открытость в проявлении своих чувств и эмоций

Люди не обладают способностью читать мысли друг друга, но они могут спрашивать, и открыто заявлять о своих чувствах, желаниях и потребностях.

Открытость заключается в искреннем выражении своих чувств «здесь и сейчас», уважительном отношении к другому, в умении доносить информацию о своих чувствах, не унижая другого, говорить всегда от первого лица.

Дроздова И. И. (кандидат психологических наук, доцент ЮФУ) выявила, что связь между точностью выражения своих чувств и опознанием чувств другого отсутствует. В связи с этим она выделили 4 группы людей по силе успешности интерпретации и презентации эмоций:

  1. 1. Равноуспешные – одинаково успешно интерпретирующие и презентующие свои эмоции и чувства.
  2. 2. С преобладанием успешности презентации своих чувств
  3. 3. С преобладанием успешности интерпретации чужих чувств
  4. 4. Равнонеуспешные — одинаково неуспешно интерпретирующие и презентующие свои эмоции и чувства.

Интерпретация эмоций лучше всего получается у людей с высокой степенью тревожности, подозрительности, зависимости, обидчивости, эмпатии. Презентация эмоций лучше получается у лиц с высокой степенью доверчивости, открытости и выразительности.

Люди с низкими способностями к презентации и интерпретации характеризуется направленностью на себя, самодостаточностью, подозрительностью и низкой способностью к эмпатии.

Гибкость в поведении — это в первую очередь умение отказаться от неработающих черт характера и жизненных стратегий, убеждений и способов.

Обычно человек не может расстаться с той или иной своей ролью, чертой, так как она несет в себе какую-то очень важную функцию, так называемую вторичную выгоду.

Реализация нового образа жизни натыкается на препятствие, которое называется «привычка». У каждого из нас есть три основные привычки, это – привычка быть во всем правым, привычка «быть крутым», хорошо выглядеть и не упасть в глазах других и привычка все и всех контролировать.

Осознание и принятие своих привычек, жизненных приоритетов, индикатором которых являются наши действия, ведет к созданию нового образа жизни и выходу из привычной «зоны комфорта».

Ответственность это принятие авторства над своими действиями.

Ответственность не равна вине, т.к.вина это навязанное социальными правилами и моралями чувство, которое помогает сделать человека удобным для общества.

Ответственность не равна грузу. Поскольку отвечаем мы только за свою жизнь и только за свои чувства. Но никто из нас не отвечает за то, какие выборы делают другие люди, за то, что они чувствуют.

Если вы не берете ответственность за свою жизнь, ее берет кто-нибудь другой. И тогда этот другой делает с вашей жизнью то, что он считает нужным. Не принимать решение и не делать выбор это тоже решение и выбор.

Основа уверенности это адекватная самооценка.

Адекватная самооценка формируется на основе результатов действий, а не на основе оценки вас другими людьми. Причем оценка результатов ваших действий тоже должна быть не чужая, а ваша собственная.

Принцип «Десять — Девяносто» гласит: « 90% реакций на нас близких людей не зависит от наших реальных наших действий в этой жизни и только 10% их реальная причина»

Недостатки это только то, что нам действительно мешает, а не то, что принято считать недостатками.

Принятие похвалы рассматривается как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств. Это умение с улыбкой сказать «спасибо» в ответ на комплимент, а также смелость сказать другому, что в нем нравится, а что нет.

Комплимент всегда должен быть искренним и конкретным. Его главная функция – это воодушевить человека. Комплимент, лишенный искренности и веры, является лестью и манипуляцией.

Способность принимать другого тесно связано с таким явлением как эгоцентризм мышления.

Все конфликты и разногласия возникают именно из — за неумения понимать друг друга. Как следствие мы осуждаем, критикуем людей, которые на нас непохожи. Уверенный в себе человек знает, что каждый имеет право испытывать то, что он чувствует, говорить то, что считает нужным, так как не бывает неправильных чувств и мыслей, есть мысли и чувства каждого отдельного человека. Понимание этого вносит гармонию и доверие в отношения.

Эта трудная вещь — искренность. Искренность в своих чувствах и ценностях, в своих мнениях и заявлениях.

Но искренность — это самая большая сила в мире, так как в ней содержится правда.

Люди, из – за страха осуждения, критики, высмеивания, обесценивания, боятся своих искренних проявлений, поэтому искренность обескураживает, но вызывает уважение и доверие.

Быть искренним по отношению к самому себе выражается в способности делать то, что я должен и могу на данный момент, ни больше, ни меньше.

Способность делать то, что можешь – составная искренности, спасающая от смятения и увеличивающая уверенность.

Просьба — это когда человек обращается к нам за чем-то, принадлежащим нам. И если согласие не соответствует нашим интересам, сказать «нет» мы имеем полное право.

Когда с вами вступают в общение вы вправе либо отказаться от взаимодействия, либо определить меру своего участия в нем.

Говоря «нет», мы защищаем свои интересы и свои границы. Если мы скажем «да», когда это против наших интересов, мы нанесем ущерб себе. Одновременно мы опасаемся ухудшения отношений с этим человеком — и это важно как в бизнесе, так и в быту. Мы понимаем, что если откажем, «он обидится», «разозлится на меня» «будут отношения хуже», «будет вредить», «потом не даст что-то». Мы предугадываем возможные последствия того «удара», который наносим своим отказом.

Поэтому когда мы хотим научиться правильно и вовремя говорить «нет», перед нами встает несколько проблем одновременно — как минимизировать силу удара по самооценке другого человека, как уменьшить свой дискомфорт в ситуации отказа, как предотвратить возможные негативные последствия этой ситуации в будущем.

Использование местоимения «Я» во всех его языковых формах является важным индикатором уверенности, так как отражает то, что за словами стоит человек, который не пытается спрятаться за неопределенными формулировками.

Например, как часто описывая собственные переживания, человек применяет местоимение «ты», вместо «я»: «там ты чувствуешь себя чужим».

Этот речевой парадокс человек употребляет в том случае, когда смущается собственных переживаний, мыслей, потребностей, приписывая их другим.

Такой человек боится критики, не доверяет себе и ждет осуждения от других, стремится соответствовать их ожиданиям.

Это понимание того, что будущее зависит от настоящего, от того что сейчас происходит в уме человека.

Настоящая жизнь проактивного человека состоит в том, что он абсолютно доволен настоящим, но хочет большего. В то время как обычно люди хотят большего и тогда уже ненавидят то, что имеют, потому, что все напоминает о том, что этого большего у них нет.

Три позиции на происходящие события

«Человек Прошлого» — принятие ситуации и отсутствие желания что-то менять: «я принимаю эту ситуацию, все нормально, надо смириться, вот раньше было хорошо, а сейчас….,но ничего не поделать».

«Человек Будущего» – непринятие ситуации и стремление к скорейшему изменению: «меня полностью не устраивает это, придется приложить усилия, чтобы ускорить будущие события».

«Человек Настоящего» – принятие ситуации и желание и вера в ее улучшение: «я доволен тем, что происходит сейчас, я это принимаю и верю в лучшее».

Проактивный человек не ставит в зависимость от внешних обстоятельств свои настроения, он не боится остаться один, быть непризнанным, непонятым, выделившимся из толпы, потому что он понимает, что для того чтобы ему быть счастливым у него уже все есть.

В статье использован материал из книги В. Г. Ромек «Тренинг уверенности в межличностных отношениях»

Теги: технологии, тренинг, уверенность

Материал подготовлен Чекулаевой Марией, психологом, бизнес-тренером, специалистом по подбору персонала

Видеотека (ВСЕ РОЛИКИ)

Товар добавлен в корзину

Мы оповестим вас о поступлении товара по указанному email

Источники:

Личный блог Зои Ершовой
Уверенное поведение человека является разновидность успешного поведения. Уверенное поведение ничего не имеет общего с агрессивным поведением по отношению к
http://dobrovira57.ru/samorazvitie/uverennoe-povedenie
Неуверенное поведение
Решаем психологические проблемы вместе с московским психологом. Устраняем неуверенное поведение — помощь психолога Коновалова.
http://www.psy-helper.ru/neuverennoye-povedenye.html
Тренинг «Навыки уверенного поведения»
Уверенность это навык который можно и нужно развивать. Читайте о причинах неуверенного поведения и критериях уверенности. Вашему внимание предложены практические рекомендации и упражнения для формирования этого важного навыка.
http://brainmod.ru/magazine/article-training-confident-behavior/

(Visited 8 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Доктор комаровский гиперактивные дети Доктор КомаровскийДоктор Комаровский — о путешествии с ребенком, закаливании и… (2)

Неравный секс — большое разочарование Кто старше, кто моложе - какая разница? Оказывается, разница существенная.… (2)

Никогда не помогай слабым Не помню, почему так получилось, но с детства я верил,… (2)

Как быть строгим с девушкой Как вести себя в отношениях с девушкойЧто такое отношения между… (2)

Оскорбление чести и достоинства Вы просматриваете раздел: Оскорбление Наше общение с другими людьми не… (1)

COMMENTS