Великодушие — это сила или слабость, что мешает ее проявлять

Живое слово. Великодушие.

Если гениальность — величие ума,
то великодушие — гениальность души.
Э. Севрус

Часто ли мы задумываемся над тем, что скрыто в корне слова? Речь даже не столько о морфеме, которую мы со школьных времен привыкли выделять округлым значком, сколько о сути, зерне, глубоком смысле, изначально в слове заложенном. Исконно русские слова именно в силу своей длительной истории существования в языке сначала «в привычку входят», а потом и «ветшают, как платье». Но что мешает нам увидеть и услышать их заново, приникнуть к источнику и ощутить радость обретения, прозрения?

Кого мы считаем великодушным человеком?

Чаще всего ответ такой: того, кто умеет прощать. Вот и в словаре Д.Н. Ушакова великодушие трактуется как «свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Простить обиду в порыве великодушия». Однако в этом определении сквозит какая-то слабость человека великодушного. А слабых во все времена попирали. Что же, быть великодушным – это себе в ущерб? Как-то это не вяжется с самим словом ВЕЛИКОДУШИЕ.

Немного иной ракурс рассмотрения понятия у С.И. Ожегова. Великодушный человек в его толковании – «обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами». Отталкиваясь от двух корней в слове-источнике, Ожегов совершенно справедливо говорит о высоте души. Это куда ближе к истине. Но загадок еще остается много.

Обычно, стараясь дать чему-либо более точное определение, мы начинаем подбирать синонимы. Посмотрим, что за ряд тождественных или близких понятий у слова «великодушие» в различных словарях. Находим: бескорыстность, благородность, благородство, веледушие, великосердие, величие души, возвышенность, высокость, нравственное величие, рыцарство, щедрость. В этом ряду можно выявить несколько смысловых групп: бескорыстность – щедрость (великодушный человек не должен быть жадным во всех смыслах); великосердие – веледушие (у него открытое, сильное, щедрое, отзывчивое сердце); благородство – рыцарство (с этими понятиями связываются верность слову и делу, честь, честность, любовь, бесстрашие, служение великому делу, чувство долга, ответственность); возвышенность – высокость (это величие помыслов и чувств, отсутствие низменных качеств, интеллектуальность, способность к творчеству, тонкая организация, гуманность). Итак, благодаря синонимическому ряду в определении «великодушный человек» открылись новые грани, углубились смыслы, проявились сила и мощь.

«Доброжелательствовать и творить добро»

Мы во всем являем себя, как служители Божии
в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости,
в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины…
Второе Послание к Коринфянам
Святого Апостола Павла

У Владимира Ивановича Даля в его словаре живого великорусского языка понятие «великодушие» обнаруживает новые, христианские значения: «свойство переносить кротко все превратности жизни, прощать все обиды, всегда доброжелательствовать и творить добро». Такие качества, как смирение, кротость и терпение «в невзгодах, лишениях, обидах, огорчениях, неустройствах» выступают в этом определении на первый план. Но не менее значима концовка, в которой речь идет о деятельной доброте: если ты великодушен – желай добра, твори добро. Перешагивая порог своего дома и устремляясь мыслью к светлым силам, великодушный человек ежедневно просит благословения на добрые дела. Так проявляются созидательные ноты великодушия. В христианской морали великодушие понимается как всепрощение: людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих». Это большой труд. Человеку приходится смирять свою гордыню, укрощать гнев, отрекаться от всего суетного. Любить людей со всеми их слабостями и страстями нелегко. Далеко не каждый на это способен. Зато те, у кого это получается, обретают какой-то особый свет, привлекающий людей. К великодушному человеку, как к теплому огню, все стремятся со своими печалями и радостями. А когда такие особенные люди уходят из жизни, в мире словно становится меньше света. Памятью о великодушном человеке люди еще долго живут, мысленно обращаясь к нему, словно сверяя свой внутренний компас.

В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!» Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой, вознесся к высотам духа и тем явил пример истинного мужества. Ни жалоб, ни озлобления. Строгое и чистое просветление.

Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту. Уметь хвалить искренне, без тени зависти.

Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – это тоже великодушие. Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в мироощущении, и в отношении к друзьям и близким. «Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись! В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет», — строчки из его стихотворения говорят о христианском мировосприятии: не печалиться, не унывать, не гневаться, проявлять смирение, терпеть и верить в лучшее. Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…

О последних днях А.С. Пушкина осталось несколько воспоминаний друзей и близких, в которых с новой силой проступает величие духа поэта. П. А. Вяземский: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного… Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого скрытого самоотвержения». В.И. Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, — отвечал отрывисто: «Нет, не надо; жена услышит”… Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его». Е.Н. Мещерская-Карамзина: «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды».

«Великодушие довольно точно определено своим названием»

Самый большой дар в жизни – великодушие.
Из заповедей Будды.

Великодушие — непременное качество благородства.
Из поговорок Пророка.

Много ли вокруг нас по-настоящему великодушных людей? Увы. И сетовать на это бесполезно. Так же не много по-настоящему талантливых, по-настоящему мудрых. Их надо беречь. Ведь это дар Божий. Во всех мировых религиях можно найти образцы великодушного самопожертвования, служения людям. Вне зависимости от вероисповедания, этнической или расовой принадлежности распределяется меж людьми доброта, благородство, сострадание. Вспомним, как в трагические годы Великой Отечественной войны и после нее люди брали в семьи чужих потерянных детей, делились последним, ютились под одной крышей и не разделялись на своих и чужих. В этом чувствовались величие, единство и правота многонациональной страны. Величина страны и ее величавость определяли и широту души людей, ее населяющих. Может показаться, что великодушных людей тогда было больше, чем теперь, в более сытое и спокойное время. Но, наверное, процент великодушия остался прежним. Ведь по сути не важно, в огромной стране ты живешь или в едва заметной на карте, житель ты современного мегаполиса или средневековой деревеньки, мирный обыватель или воин, все равно можно найти примеры великодушия, которые заставляют людей становиться лучше.

Встретил великодушного человека – держись подле него, помогай ему, приобщайся. Можем ли мы о себе сказать: «Я человек великодушный»? Ответ у каждого свой. Но каких бы этических и религиозных взглядов мы ни придерживались, суть одна: «душа обязана трудиться» над собой. Можно по-чеховски выдавливать из себя по капле раба или по-толстовски стремиться быть вполне хорошим, можно изобрести собственную формулу нравственного и духовного восхождения. Главное – душою ввысь, любя, прощая, помогая.

Высказывания о величии души человеческой принадлежат разным временам, но суть у них одна.

  • Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ. Аристофан.
  • Великодушие — кротко переносить чужую погрешность. Демокрит.
  • Великодушие — это благородное усилие гордости, с помощью которого человек овладевает собой, тем самым овладевая и окружающим. Франсуа де Ларошфуко.
  • Великодушие довольно точно определено своим названием; кроме того, можно сказать, что оно – здравый смысл гордости и самый достойный путь к доброй славе. Франсуа де Ларошфуко.
  • Великодушие — это не что иное, как сострадание благородного сердца. Никола Себастиан Шамфор.
  • Победителю прилично великодушие. Александр Суворов.
  • Без великодушных идей человечество жить не может. Федор Михайлович Достоевский.

Великодушие - это сила или слабость, что мешает ее проявлять
pushkininstitute.ru

Итоговое сочинение — 2019: «Месть и великодушие»

Как раскрыть нюансы человеческой натуры в 350 обязательных словах

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171

Иллюстрация: Лудовико Маркетти «Отелло обвиняет Дездемону»

Комментарий ФИПИ

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Словарная работа

МЕСТЬ

Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание отомстить. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).

ВЕЛИКОДУШИЕ

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Месть (причины и последствия мести; ее влияние на самого мстящего и объект мести; месть-возмездие).
  • Великодушие (прощение и христианские ценности; как прощение меняет человека).
  • Выбор между местью и прощением (тяжелый нравственный выбор; сила или слабость; представления о добре и зле).
  • Месть и великодушие на войне, отношение к врагу, предателю.
  • Кровная месть как социально-историческое явление.

    О жажде мести и великодушии, милосердии и жестокости, силе духа и прощении размышляет в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой, рассказывая историю отношений Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Анатоля Курагина. Можно ли проявлять великодушие к врагу, обидчику, прощать ему оскорбление? Не будет ли это проявлением слабости характера, поступком, недостойным мужчины?

    Насколько трудно найти в себе силы для того, чтобы отказаться от мести? Всеми этими вопросами перемучивается князь Андрей.

    Анатоль Курагин становится злейшим врагом Болконского после того, как начинает ради забавы ухаживать за невестой князя Андрея, Наташей Ростовой, и даже пытается под покровом ночи увезти ее из дома и тайно с ней обвенчаться. Душа князя Андрея жаждет отмщения: он хочет во что бы то ни стало наказать Курагина за его низкий поступок, совершенный по отношению к Наташе, и за свою поруганную честь. Жажда мести так сильна, что Болконский на протяжении долго времени ищет личной встречи со своим обидчиком, чтобы найти повод для дуэли и вызвать его, не компрометируя при этом Ростову. Однако разыскать Курагина не так-то просто: князь Андрей едет за обидчиком сначала в Петербург, потом в Молдавскую армию, куда был отправлен на службу Курагин, а затем прибывает в Турецкую армию, где, по последним данным, находился Анатоль. Всюду Болконский отстает от него буквально на шаг, но он твердо знает, что обидчик будет наказан, сколько бы времени ни прошло: «Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно-хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции». Все существо Болконского подчинено мысли о мести, она отнимает покой и силы, гирей висит на ногах, не давая жить.

    Прежде чем отбыть в армию, Андрей Болконский приезжает в Лысые Горы к семье. Княжна Марья, тонко чувствующая переживания брата, которые он старался скрыть, заводит разговор о мести и прощении. Понимая, как ему тяжело носить в себе обиду и злобу к Курагину, она просит брата простить Анатоля, ведь люди не имеют права наказывать, это только во власти Бога. «И ты поймешь счастье прощать», — говорит она, но князь Андрей глух к ее словам, ему пока не понять этой христианской добродетели, в нем говорит попранная гордость и обида:

    «Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать».

    По мнению Болконского, в прощении и смирении проявляется отнюдь не сила человека, а слабость, неумение защитить то, что дорого.

    Однако наступает момент, когда гордый и упрямый князь Андрей понимает радость прощения, дарующую ему самому свободу. После тяжелейшего ранения, полученного в бою, он оказывается на одном перевязочном пункте с Анатолем Курагиным, которому отнимают ногу. На пороге смерти Болконский иначе смотрит на все: ненужное, ложное, суетное уходит, отравлявшая жизнь жажда мести стихает, остается только то, о чем толковала ему когда-то сестра, христианское прощение и милосердие. Видя беспомощного и жалкого Курагина, рыдающего на операционном столе, князь Андрей не испытывает удовлетворения от его страданий, он больше не видит в нем своего врага. «Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком… Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Именно в этот момент к нему приходит осознание простых истин: счастье не в мести, а в прощении, в сострадании и любви к ближним. По-настоящему силен и свободен тот, кто может найти в себе силы простить врага, а не носит в себе злость, копит обиды, ждет момента, когда сможет нанести ответный удар.

    Примерные формулировки темы

  • Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
  • Почему важно уметь прощать?
  • Как связано великодушие с умением прощать?
  • Чем великодушие отличается от благородства?
  • Чем великодушие отличается от доброты?
  • Способны ли любовь и прощение изменить человека?
  • Всегда ли «примирение» означает «прощение»?
  • Могут ли великодушные люди мстить?
  • Можно ли оправдать месть?
  • Что значит достойно пережить поражение?
  • Кому свойственна мстительность?
  • Как соотносится понятия мстительность/великодушие с силой/слабостью характера?
  • Всегда ли мстят только жестокие люди?
  • Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
  • Как связаны месть и жажда справедливости?
  • Может ли жажда мести стать смыслом жизни?
  • Может ли отмщение принести счастье кому-либо?
  • Может ли месть принести разочарование?
  • Как связаны понятия месть и саморазрушение?
  • Согласны ли вы с утверждением Г. Хаггарда: «Месть сладка, и все же. это стрела, которая часто поражает того, кто ее выпустил»?
  • Может ли мстительный человек быть счастливым?

    Афоризмы и высказывания известных людей

  • Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке (Дж. Б. Шоу).
  • Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного (М. Ганди).
  • Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом (А. Дюма).
  • Если гениальность — величие ума, то великодушие — гениальность души (Э. А. Севрус).
  • Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его (Ф. Бэкон).
  • Учитель Будда всегда говорил мне, что прощение дарует жизнь. И я согласна. Прощение дарует жизнь — тому, кто прощает (Д. Митчелл).
  • Великодушие - это сила или слабость, что мешает ее проявлять
    godliteratury.ru

    Сила или слабость человека проявляется в великодушии что писать в сочинени?

    Направление Месть и великодушие: Сила или слабость человека проявляется в великодушии?

    Как раскрыть тему?

    Какие аргументу привести?

    Какие цитаты использовать?

    Думаю, ответ на этот вопрос зависит от точки зрения каждого человека.

    Что такое великодушие? Это черта характера, присущая далеко не каждому человеку. Великодушие — это благородство, способность поступиться своими интересами ради интересов другого человека, умение прощать, снисходительность к ошибкам и изъянам окружающих людей, душевная щедрость, способность отказаться от реванша.

    Думаю, найдутся люди, которые великодушного человека считают слабым. Такие люди не могут понять как можно простить обидчика, как можно думать в первую очередь о других, а о себе в последнюю, как можно быть щедрым, если самому не хватает. Для них все это проявление слабости.

    На самом деле, все качества, присущие великодушному человеку даже не говорят, а кричат о силе, силе духа этого человека. Чтобы отказаться от мести, прощать недостатки окружающих людей, сочувствовать другим, нести людям добро нужно быть очень сильным, стойким, несгибаемым человеком.

    Безусловно, великодушие — это сила, а никак не слабость.

    Только сильный духом человек способен проявить великодушие, простить своего врага, быть благородным и честным человеком.

    Месть навряд ли сделает человека счастливым, поскольку это чувство разрушает, оно не дает возможности развиваться человеку.

    Хороший пример мести и великодушия — это образ князя Андрея Болконского в романе «Война и мир», князь сначала был решительно настроен на месть, хотел своего врага Анатоля Курагина уничтожить.

    Но позже, пред лицом смерти он находит в себе силы великодушно его простить и в этом он проявляет себя как сильная личность.

    Великодушие — это одно из достоинств человека, к сожалению далеко не все наделены этим качеством.

    Великодушие, одна из хороших качества у человека. Великодушным человек это сильный человек. Он может прощать, а это значит что человек очень сильный и слабым его вряд ли можно назвать. Слабость, это же неумение постоять за себя в определенных ситуациях. Этого человека можно тогда назвать и слабым. Но может ли быть слабый человек великодушным? Думаю что все же может. Например возмем известное произведение Преступление и наказание. Разве можно назвать Соню слабой? Нет, она готова пожертвовать собой ради других, ради своих родных. Многие осуждают ее поступок. Она сильный человек. Умеет пострадать, и помогать нуждающимся.

    Может кому-то может показаться великодушие слабостью, а месть силой. Но на самом деле это не так не многие смогут кому то что-то простить, большинство будут мстить, считая месть проявление силой. На самом деле умение простить, не вспылить сразу, понять и простить: вот что такое силой.

    Вот, что сказала про великодушие российская императрица Екатерина Вторая:

    Месть не принесет никому пользы кроме удовлетворения твоих аппетитов, вот, что сказал на этот счет Аристотель:

    Великодушие четко прослеживается в произведении Михаила Шолохова «Судьба человека». Главный герой Соколов проявил великодушие, он не стал есть один, находясь в плену, он поделился с товарищами.

    Великодушие является великой душевной силой, которая под час не каждому по плечу.

    Быть великодушным, значит уметь прощать, быть выше обид.

    Если взять за пример произведение «Война и мир» в котором Андрей Балконский прощает Анатолия, своего заклятого врага и Наташу, которая предала его, то это яркий пример великодушия со стороны Андрея. Он смог забыть всё и отпустить желание мести.

    Другой пример великодушия в произведении «Капитанская дочка». Великодушие проявляет Пугачев. Он великолушен к Петру Гриневу, он отпускает Машу Миронову.

    Не каждый в силах забыть обиды, отпустить зло и желание мести. Великодушие под силу только людям с большой силой воли и духа.

    Отрицательное по сути своей качество или черта человеческого характера, свойство человеческой личности — слабость — не может проявиться в величии человеческой души — в великодушии. От слабости можно быть жестоким, от слабости можно быть мстительным и злым, от слабости можно предать, от слабости можно лгать и лукавить, изворачиваться, слабость — порождение скорее человеческих пороков, чем основа красоты души человека — великодушия его. Великодушие связано с добротой, с нравственно-духовной силой человека, с чистотой его помыслов. В великодушии проявляется сила человека, но никак не его слабость.

    Даже само слово «великодушие» даёт ответ на поставленный вопрос, поскольку состоит из двух » великая душа». Великого человека вряд ли можно назвать слабым, если и бывают у него в жизни такие моменты, он наверняка сделает так чтобы никто этих проявлений не видел. Именно люди с большой душой могут простить своего врага, того кто сильно обидел, а вот слабость наоборот будут проявлять в мести, особенно если он делается исподтишка. Хорошим примером великодушного человека можно назвать Савельича из произведения «Капитанская дочка». Как бы ни унижал его его Гринёв, старик прощал все обиды и даже готов был идти на верную смерть вместо своего Петруши.

    Не нужно путать такие качества человека, как просто доброта и великодушие. Добрый человек он может быть добрым по каким-то своим причинам, например, он хочет всем нравится и поэтому показывает себя добрым, а может быть добрым, потому что не смеет кому-то возразить, потому что по натуре он слабый человек. Так же добрым человек может быть, потому что ему это выгодно, то есть к нему по-доброму относятся и он платит добром или он добр к тому, кто ему полезен.

    Великодушный же человек — это такая натура человека, которой не присуща личная выгода или слабость характера. Великодушный человек делает добро, потому что не может терпеть несправедливость и видеть боль других людей. Поэтому, я уверена, что только сила заключена в великодушии.

    Великодушие, а по-другому величие души обнаруживается в том, что люди, обладающие данным качеством, имеют способность поступаться личными интересами, и идти на большие уступки, быть бескорыстными в оказании людской доброты.

    Русская литература, конечно, даёт развернутые ответы на все самые не простые вопросы.

    Например, «Преступление и наказание». Достоевский уверен, что наш мир не развалится до тех пор, пока в этом мире будут жить такие люди, как Сонечка. Для автора – Сонечка высшая степень людского великодушия, посмотрите на её готовность к самопожертвованию ради своих малолетних сестричек и брата.

    Вроде бы Сонечка кажется нам слабой, но, на самом деле она сильная. Сила её и проявляется в великодушие.

    Умение сочувствовать, бескорыстно помогать бедствующим – это великодушие. Думаю, что это внутренняя сила настоящего человека. Это прекрасное качество, каким обладают, конечно, немногие люди.

    Однозначно, великодушных людей можно назвать сильными.

    Давайте аргументируем это утверждение. Для начала приведем пример одного из определений великодушия:

    Подойдут следующие цитаты:

    А теперь вспомним, какие синонимы подходят к слову «великодушие» — это бескорыстность, щедрость, величие души, благородство. Как видим всеми этими качествами может обладать только сильный человек.

    Великодушный человек думает не только о себе и не ставит свои интересы выше интересов других людей. Само слово состоит из двух — великая душа, т.е сильная, независимая личность.

    Только сильный человек может проявить великодушие к своему врагу, поэтому быть великодушным не так то и просто.

    Мы часто в жизни употребляем слово великодушный, но что мы под ним понимаем? Какими качествами наделен великодушный человек? Что такое великодушные поступки?

    Великодушие диаметрально противоположено мести, но в то же время можно сказать, что великодушие и месть это оборотные стороны одной медали. Зачастую, один и тот же герой в одних ситуациях поступает великодушно, в других не может отказаться от мести.

    Великодушие, безусловно, положительное качество, оно присуще сильным и мудрым людям. Великодушный человек умеет и находит силы думать не только о себе и своих интересах и желаниях, он ставит интересы других людей выше своих.

    Великодушный человек снисходителен, уступчив, внимателен к окружающим людям.

    По-настоящему великодушен тот человек, который неравнодушен к проблемам других людей, помогает им в их горе, прощает нанесенные ему обиды, отказывается от мести, не злопамятен, жертвует своими интересами.

    Великодушный человек находит в себе силы, чтобы преступить через свою боль, не нести обиды в ответ, таким образом прервав цепочку злых поступков.

    Да пояснение очень простое и давно известное: «Когда человек строит планы — бог смеётся». Вот и всё объяснение. А ещё многие смеют самонадеянно утверждать что судьбы не существует, мысли материализуются, человек сам творит свою судьбу, ну и тому подобную наивную, иллюзорную отсебятину. И вообще, самое гнусное, что только есть в жизни — это надежда. Именно с её помощью этот самый бог (наряду со страхом смерти, инстинктом самосохранения то бишь) заставляет человека продолжать жить, но не из за заботы о нём (чтобы пусть дескать ещё поживёт и порадуется), а только лишь с целью подольше поиздеваться над ним, всё время давая человеку надежды только лишь с той целью, чтобы потом жестоко и подло их обломать. Развлекается он так. Ему наплевать на то, что надо человеку. Он заставляет человека делать (постоянно ставя его в те или иные, совершенно ненужные человеку обстоятельства) исключительно то, что надо только ему.

    Первое, что нужно сделать — это четко обозначить сами понятия «доброта» и «жестокость», иначе может получиться так, что читающий ваш опус может запутаться и ничего не понять из написанного. Далее следует показать примеры действия этих особенностей человеческого характера, показать причины возникновения. Неплохо бы указать, что все зависит от вектора самого характера человека, потому очень легко из добряка превратиться в жестокого маньяка, которые, бывает, что внешне совсем не похожи на свою внутреннюю сущность.

    Рассмотрите суть самого слова «борьба» и подведите читателя к мысли, что борьбы без насилия, а соответственно — жестокости, не бывает. По крайней мере, большинству людей это не доступно. Сделайте вывод, что борьба с жестокостью, только перераспределит ее по людям, но не уничтожит, наглядный пример — те же революции, когда начинали угнетать бывших угнетателей. Кстати, цитаты можно привести из многочисленной революционной прозы или из того же текста «Интернационала», где говориться прямо — чтобы построить мир справедливый и добрый, нужно уничтожить мир предыдущий, не справедливый и жестокий. А если он уничтожаться не желает? Значит нужно применить насилие, что и есть синонимом жестокости.

    И что теперь делать, не бороться вовсе? Бороться, но правильно — нужно изменить условия возникновения жестокости, а именно, правильно воспитывать (в идеале — в христианских ценностях), с самого раннего возраста. Нужно прекратить, в конце концов, государству не препятствовать вакханалии насилия на ТВ, а то получается, что это все поощряется. Нужно торжество законодательных актов и четкая работа по привлечению к закону лиц, проявляющих жестокие поступки, причем независимо от их нахождения в табели о рангах.

    Полагаю, отвечая на этот вопрос, каждый вправе выразить свою точку зрения.

    Когда я слышу слово мечтатель, я сразу представляю себе человека, который постоянно мечтает. Он просто мечтает и мечтает. Можно сказать, что мечты — это его хобби, его жизнь.

    При этом мечтатель не предпринимает никаких усилий для того, чтобы воплотить свои многочисленные мечты в реальность. Он либо вообще в этом не заинтересован, либо надеется, что мечты осуществятся сами собой.

    Однако, все мы знаем, что под лежачий камень.

    Получается, от мечтательности такого человека нет никакого толка ни ему самому, ни близким людям.

    Кроме того, витая в облаках своих фантазий, мечтатель «отключается» от реальности, что далеко не всегда хорошо. Зачастую мечтательность мешает работе, учебе, семье и так далее.

    Словом, мечтать тоже нужно в меру и, желательно, чтобы мечты становились целями и воплощались в жизнь.

    Жестокость бывает разная, потому что, как раз, причины ее возникновения и проявления разные. Это мы можем увидеть как в жизни, так и в литературных произведениях.

    Жестокость бывает врожденной, такую жестокость мы наблюдаем у Кабанихи в пьесе Островского «Гроза», она наслаждается своей жестокостью, которая носит, на мой взгляд, просто патологический характер.

    Жестокость бывает от равнодушия, ее можно увидеть на примере Евгения Онегина в одноименном произведении Пушкина, также жестоко от равнодушия общество по отношению к Акакию Акакиевичу в повести Гоголя «Шинель».

    Жестокость бывает от обиды, от нанесенного человеку оскорбления, от неудавшейся по чьей то или по собственной вине судьбы. Отдельная причина проявления жестокости — война, которая ставит человека в нечеловеческие условия, которые не все могут выдержать.

    otvet.ws

    Сочинение на тему: «Что такое великодушие» — примеры и аргументы

    Определение понятия

    Под словом «великодушие» подразумевают способность человека совершить благородный поступок. Это особое качество, которое выражается в бескорыстной помощи, уступчивости, отсутствии злопамятства, нежелании мстить. Личность с такой чертой характера способна пожертвовать своими интересами и потребностями ради других.

    Великодушие проявляется сразу несколькими качествами:

    • благородством;
    • милосердием;
    • добротой;
    • состраданием;
    • умением прощать;
    • щедростью.

    Такой нрав присущ далеко не всем. Благодаря этим качествам можно назвать человека великодушным. Какого бы происхождения он ни был, подобные способности сразу возвысят его над другими. Такая личность может абстрагироваться от окружающего мира, она понимает ценность и суть жизни, свое предназначение.

    Примеры великодушия наблюдаются в любом социальном классе, расе, национальности. Принадлежность к определенной религии также не влияет на проявление благородства. Нравственный выбор нужно делать не только в экстремальных ситуациях. Каждый день человек сталкивается с небольшими проблемами, которые нужно решать. Уступить место в автобусе, подарить соседским детям корзину яблок, связать для бездомного варежки, пропустить пенсионера в очереди — все это требует доброты и сострадания.

    Vногим кажется, что эти чувства являются слабостью. Великодушие — это сила, которую может проявить далеко не каждый человек. Злиться и носить в себе обиду легко, а простить гораздо труднее. В этом и заключается мудрость — научиться забывать причиненное зло, не мстить за него.

    Великодушные люди показывают окружающим хороший пример. Их поведение становится образцом для маленьких детей и подростков, а также для тех, кто пострадал от человеческой несправедливости. Ведь даже в тяжелых ситуациях благородная личность позаботится в первую очередь об окружающих, а не о себе. Ее поступки называют непрактичными, нерациональными, но при этом восхищаются ими. Только великодушие сподвигает на героизм и самопожертвование ради общего счастья и блага. Это качество имеет большое значение в судьбе каждого человека.

    Великодушие и месть

    Существует большая разница между великодушным человеком и тем, кто предпочитает мстить за обиды. Негатив, вызванный злостью, обидой накапливается долгие годы. Из-за него становится тяжелее жить, пропадает ощущение свободы и радости. В редких случаях месть можно оправдать, но в большинстве ситуаций в ней нет необходимости.

    У некоторых людей отсутствует совесть, чувство справедливости и жалость к другим живым существам. За любое причиненное им зло они готовы уничтожить обидчика. Но лучше доверить месть закону: преступников разыскивают и приговаривают к лишению свободы на определенный срок. Это лучшее наказание для тех, кто пошел против кодекса моральной чести.

    Но предпочтительнее отказаться от людского правосудия. Месть иногда дает чувство удовлетворенности, но в большинстве случаев она еще больше загоняет человека в депрессию. Ведь результаты причиненной ему обиды уже не изменятся. Чаще всего легче не становится, поэтому стоит проявить великодушие и простить своего недоброжелателя.

    Хотя не всем присущи благородство и снисходительность, можно научиться забывать зло. Высокие душевные качества сподвигают на позитивное мышление. Все обиды можно забыть, перестать на них зацикливаться. Это сделает жизнь гораздо проще. Появятся ощущения радости и свободы.

    Достаточно объясниться со своим обидчиком, рассказать ему о том, какую боль он причинил своими действиями. Если поговорить с ним невозможно, тогда лучше изложить свои переживания в письме. В заключение стоит написать, что все зло уже давно забылось. Отправлять его или нет — личное дело каждого. Таким образом получится проявить великодушие, показать свою мудрость и благородный характер.

    У милосердного человека множество преимуществ над черствыми личностями:

    • есть верные друзья;
    • он имеет ценность в глазах знакомых;
    • в любой момент ему окажут помощь;
    • у него практически нет недоброжелателей.

    В то же время лица, которые не имеют чувства жалости, сами страдают от одиночества, обижаются и завидуют тем, у кого все складывается удачно.

    Великодушие можно считать качеством, противоположным эгоизму. Самовлюбленный человек не сможет проявить альтруизм — он не станет помогать кому-либо без личной выгоды. Милосердный, наоборот, будет жертвовать всем, что у него есть, ради счастья окружающих.

    Аргументы из литературы

    Многие русские и зарубежные писатели приводили аргументы о великодушии в своих произведениях. Прочитать о милосердных героях можно в таких книгах:

    • «Война и мир» Толстого;
    • «На дне» Горького;
    • «Капитанская дочка» Пушкина;
    • «Герой нашего времени» Лермонтова;
    • «Граф Монте-Кристо» Дюма.

    В первом художественном произведении Андрей Болконский затаил злобу на свою невесту Наташу Ростову, когда узнал, что она сбежала с новым возлюбленным — Курагиным. Но на смертном одре офицер простил девушку, проявив великодушие. Перед его кончиной Наташа раскрыла свои истинные чувства и попросила прощения за причиненные обиды.

    В пьесе «На дне» все литературные герои жестоки и бессердечны, они мстят окружающим за свое положение. И только Лука остается добрым и милосердным, поддерживает других. Но ему пришлось уйти из ночлежки, так как он сделал вывод: помочь бессердечным знакомым он не в состоянии.

    Еще один удачный пример великодушия в литературе — поступок Пугачева в «Капитанской дочке». Хотя во вступлении читатель узнает, что у этого персонажа репутация разбойника, он спас жизнь Гриневу. Марью Миронову он отпустил из крепости, что также является проявлением сострадания. В итоговом отрывке описана казнь Пугачева, что вызывает печаль у читателей.

    А в «Герое нашего времени» показаны губительные последствия мести. Казбич разозлился на Печорина за пленение своей невесты Бэлы. Но в результате он убил девушку, спасаясь от погони. По собственной глупости в этом произведении погиб Грушницкий. Он влюбился в княжну Мери, а девушка предпочла Печорина. Герой обвинил соперника в совращении невинной красавицы, что привело к дуэли. Грушницкий не зарядил пистолет противника, но его хитрость раскусили, поэтому он сам стал жертвой.

    Отомстить за сломанную жизнь стремится и герой «Графа Монте-Кристо». Из-за ложных доносов моряка Дантеса увели в тюрьму прямо со свадебного пиршества. Сбежать из заточения ему помог аббат, который и сделал его богатым. Взяв себе новое имя, моряк начал вершить правосудие. Он отомстил всем своим обидчикам, но пощадил бывшую невесту и ее сына. Не забыл граф и тех, кто был добр к нему. Монте-Кристо помог своему хозяину избежать банкротства, а его сына сделал собственным наследником.

    Примеры из реальной жизни

    В реальной жизни также есть много примеров проявления великодушия. Самый яркий из них — поступки людей во время военных действий. В блокадном Ленинграде голодные жители делились последним куском хлеба со своими соседями. Рабочие семьи, которые жили в нищете, принимали к себе брошенных детей. А солдаты на фронте отличались особым великодушием — они ценой собственной жизни защищали боевых товарищей и мирное население.

    И в современном мире есть милосердные люди. Каждый день в новостях можно услышать о том, что пожарные, рискуя своей жизнью, спасают жителей горящих домов. Многие подбирают на улице грязных и голодных животных, а это значит, что скоро у них будет любящая семья и домашняя еда.

    Поведение некоторых людей наталкивает на рассуждение — так ли просто быть великодушным человеком? Нет, для этого необходимо побороть эгоизм и внутренние страхи. Но результаты будут поразительными: чем больше добрых поступков совершает личность, тем счастливее она становится.

    nauka.club

    COMMENTS