Вербальное общение

Вербальное и невербальное общение между людьми

Взаимосвязь между людьми происходит посредством общения, которое может в свою очередь иметь вербальную и невербальную формы. При этом, стоит учесть, что вербальная форма, так или иначе сопровождается невербальной, тогда как последняя может проявляться сама по себе.

Чтобы наглядно понимать, как это происходит, следует сказать, что вербальное общение — это, прежде всего, устная и письменная речь, которая имеет определенную четкую структуру, выраженную в языковых и стилистических правилах. Ярким примером вербального общения является устный диалог или письменная переписка двух людей.

Невербальное общение — это система знаков, которая проявляется подсознательно и также подсознательно воспринимается оппонентом. Она в большей степени относится к проявлению инстинктов и рефлексов человека.

Так, например, простая улыбка в деловом общении, в зависимости от формы сложения рта и мимики всего лица в целом, может быть без слов трактована, как проявление симпатии, позитивного эмоционального состояния или, напротив, насмешки. При этом в большинстве случаев истинная природа эмоции определяется человеческим мозгом довольно точно.

Основными вербальными средствами общения являются речь (устная и письменная) , чтение и слушание. Непосредственно сама речь является средством для производства текстовой информации, которое определяет принятые обществом правила подачи информации и знаний в понятной для большинства представителей общества, форме. В свою очередь чтение текстовой информации, а также слушание является средством восприятия знаний.

Речь может быть внутренней и внешней. Последняя — это проявление речи в привычной нам форме диалога или монолога. В свою очередь внутренняя речь — это фактически разговор с самим собой, или, проще говоря, мыслительный процесс, облаченный в речевую форму. Так, например, при обдумывании каких-либо ситуаций человек мысленно выстраивает логическую текстовую цепочку, тогда как образное мышление является вторичным. Внутренняя речь общением не является, если впоследствии она не была выражена в устной или письменной форме.

Внешняя речь, а, следовательно, и вербальное общение может быть классифицировано как информативное и манипулятивное. Первое направлено на передачу информации, второе — на побуждение к действию. Внешняя речь, в силу своей направленности на обмен информацией, так или иначе, сопровождается невербальной формой общения. Особенно это проявляется в манипулятивном общении, которое для достижения цели использует эмоциональные образы и невербальные средства и способы общения.

Невербальное общение не имеет определенных схем и правил, поскольку проявляется и воспринимается на инстинктивном уровне, основываясь на личном опыте и мировоззрении человека. При этом, его можно классифицировать на три основные группы:

Проблемы общения между людьми

Основной проблемой вербального и невербального видов общения является расстановка значимости. Так, в традиционном общении невербальные факторы несут вторичную нагрузку, выступая в качестве дополнения к вербальному общению для акцентирования наиболее важной информации, мыслей, идей и т. д.

С другой стороны, рассматривая общение посредством творческого проявления, зачастую вербальная составляющая является второстепенной, выводя на первый план мимику и жесты, обращенные к эмоциональной стороне человека.

Так, например, поэзия, исполняемая артистом театра — это, прежде всего, визуальное оперирование образами, где текстовая часть зачастую даже не имеет логического построения.

Материалы по теме общения:

Полюби себя и измени свою жизнь

Красота — это дело наживное

Скажи, что ты ешь, а я скажу, как ты выглядишь

ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ» в других словарях:

ОБЩЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ — ОБЩЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ. См. вербальное общение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ВЕРБАЛЬНОЕ (словесное) общение — словесное, речевое общение или выражение мыслей … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов — Термин «крупномасштабный критический инцидент» (ККИ) обобщает психотравмирующий характер оказываемых на людей ситуациями бедствий и катастроф. ККИ является причиной нарушения нормативного коридора жизненного пути человека и его окружающих. Эти… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически… … Педагогическое речеведение

Педагогическое общение: наказание — (англ. punishment) термин, широко используемый в обыденной речи, праве, педагогике, психологии Наказание (Н.) это метод воздействия на человека, связанный с принуждением, сопровождающимся эмоционально негативным переживанием, часто включающем… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Педагогическое общение: поощрение — Поощрение (П.) и наказание 2 типичных метода, используемых в Пед. О. для влияния на поведение собеседника, прежде всего, для повышения его мотивации к выполнению или невыполнению опр. действия. (Слово «стимул», отражающее важнейший аспект… … Психология общения. Энциклопедический словарь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Обучение говорению — активное владение языком, беседа, вводный курс устный, владение языком активное, высказывание, выступление, говорение, диалог, диалогическая речь, диалогический текст, диалогическое единство, дикция, дискурс, дискурсивная компетенция, дискуссия,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной … Википедия

  • Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. Книга + online приложение, Мартыненко Л.А.. В сборнике дано подробное описание игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков и социальной активности детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативная и социальная… ПодробнееКупить за 192 руб
  • Язык телодвижений. Расширенная версия, Аллан Пиз,Барбара Пиз. Разве не удивительно, что представители разных континентов и этнических групп, несмотря на языковые различия, понимают друг друга? Ученые установили, что вербальное общение дает не более 8%… ПодробнееКупить за 186 грн (только Украина)
  • Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. Книга + online приложение, Мартыненко Л.А.. В сборнике дано подробное описание игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков и социальной активности детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативная и социальная… ПодробнееКупить за 174 грн (только Украина)
Прямая ссылка:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

28.3. Функции и виды общения

Межличностное общение выполняет много и разных функций, среди которых в первую очередь выделяют:

— реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком;

— решение других задач.

Очень важно, чтобы общение было функционально наполненным, чтобы в каждом акте общения по возможности реализовывался весь комплекс его функциональных задач.

В целом преобладание тех или иных функций в конкретном общении зависит от того, по поводу чего и для чего люди общаются. В этом смысле выделяют пять основных видов общения в зависимости от определяющих их целей.

1. Цели общения находятся вне самого процесса взаимодействия субъектов, в том деле, во имя которого и происходит складывание межличностных отношений. Это так называемое деловое общение.

2. Цели общения состоят в приобщении партнера (реципиента) к ценностям, интересам инициатора (коммуникатора), в передаче партнеру своего социального опыта, знаний: педагогическое общение.

3. Цели общения состоят в познании партнера по общению и получении от него необходимой для коммуникатора информации: познавательное общение.

А. Цели общения состоят в побуждении и мобилизации партнера к соответствующему поведению, действию: управленческое общение.

5. Цели общения находятся в нем самом, когда общение выступает основной сферой жизнедеятельности людей и удовлетворения их общих потребностей и интересов. Это эмоционально-эмпатийное общение.

Первые четыре разновидности общения социально обусловлены и обычно профессионально необходимы. Эмоционально-эмпатийное общение преимущественно обусловлено психологически. Оно является одной из неотъемлемых сторон общения матери и ребенка, супругов, влюбленных, близких друзей. Очевидно, когда Сент-Экзюпери говорил об общении как самой большой человеческой роскоши, он имел в виду именно это общение.

Эмоционально-эмпатийное общение крайне необходимо и в служебной, деловой обстановке, где оно проявляется в различных формах так называемого психологического поглаживания: одобрения, поощрения, моральной поддержки и т.п.

Различают и другие виды общения. Так, в зависимости от уровня его развития выделяют:

— упрощенное, примитивное, субъект-объектное общение, когда партнер по общению рассматривается лишь как средство решения тех или иных задач. Такое общение нередко используется в общении родителей и маленьких детей, в условиях воинской службы, в других силовых структурах, в отдельных организациях. В общем виде смысл такого общения можно представить словами: подай, принеси, сделай;

— маиипулятивное, когда субъект по общению ставит те или иные условия для партнера по общению и последний с ними соглашается и потому действует соответствующим образом. Общий смысл такого общения может быть представлен следующим образом: если сделаешь, то получишь награду (либо наказание). Это общение может быть представлено схематически: субъект-стимул-объект;

— паритетное общение, как субъект-субъектное общение, когда в партнере по общению человек видит личность, имеющую право на свою позицию, точку зрения. На основе такого общения и возникает "педагогика сотрудничества".

В общении широко используются различные средства, знаковые системы общения. Все их многообразие можно свести в две группы:

1) вербальные (слово, речь). При таком общении невербальные средства всегда присутствуют;

2) невербальные (неречевые средства).

При изучении данной проблемы необходимо обратить внимание на своеобразие общения с помощью устной и письменной речи.

В психологии принято считать инициатора общения коммуникатором (К), а его партнера — реципиентом (Р).

Наглядно процесс коммуникации можно представить следующим образом (рис. 28.2):

В вербальном межличностном общении возникает несколько проблем, успешное и правильное разрешение которых делает его взаимоприемлемым, понятным, наполненным конкретным содержанием и успешным.

Первая состоит в том, что коммуникатор, имеющий потребность в передаче реципиенту образа своих мыслей, позиций, отношений, представлений о том или ином событии, факте должен позаботиться не только об адекватном кодировании всего этого с помощью слов, суждений, умозаключений, но и о том, чтобы реципиент его правильно понял. Здесь чрезвычайно важно достаточно полное представление коммуникатора об уровне подготовленности и том смысле, который видит реципиент в соответствующем понятийном аппарате, в тех вербальных средствах, которые использует коммуникатор. Речь идет о единстве тезаурусов у коммуникаторов и реципиента.

Вторая состоит в том, чтобы форма передачи сообщения происходила и в той системе невербальных средств, которая сопровождает вербально оформленное сообщение. При этом большую роль играет степень адекватности информации, идущих через вербальные и невербальные средства, что снижает (а может и не допустить) двойственность, противоречивость сообщения.

Третья проблема состоит в адекватности восприятия и понимания реципиентом сообщения. У реципиента происходит обратный процессу кодирования у коммуникатора процесс декодирования информации. Он воспринимает слова, речь, невербальную информацию коммуникатора, и на основе его возможностей понять смысл информации, мыслительной деятельности у реципиента возникают соответствующие образы, смысловые и ценностные образования, отношения.

Таким образом, если у коммуникатора проблема состоит в том, чтобы подобрать адекватные мыслям, образам, переживаниям средства и осуществить передачу информации реципиенту, то у последнего происходит обратный процесс: он получает информацию, которую декодирует, и в результате этого у него возникают уже собственные мысли, образы, переживания. Очевидно, что степень соответствия образов, мыслей, переживаний у коммуникатора и реципиента может оказаться неполной и даже вообще отсутствовать, что зависит от качества решения выше обозначенных трех проблем. В целом же исследования показали, что потери и искажения в информационном общении между коммуникатором и реципиентом составляют около 60%.

Киевский центр НЛП и тренингов

Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.

Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.

Теория и практика полемики

Стратегия аргументации в споре

Психологическое воздействие цвета

Вербальное общение, вербальная коммуникация

Невербальное общение, невербальная коммуникация

Приёмы манипуляции собеседником

Основные «Роли манипуляторов»

Характер человека, черты характера, индивидуальность

Темперамент человека, характеристики темпераментов

Почерк и характер человека

Структура речевой коммуникации

Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.

Вербальное общение, вербальная коммуникация

Вербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами на основе речевого (устного или письменного) общения.

Это слова и фразы, которые собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают).

Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая человека!

Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством , а также его личностными характеристиками:

темпераментом человека,
наличием сильной воли и сверхспособностей у человека .

Вербальное общение – процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств.

Вербальное общение – сложный и многоплановый процесс. В ходе вербального общения важно понимать, как воспринимается речь собеседником и какое влияние оказывает на него.

Вербальное общение – одно из основных средств межличностных коммуникаций.

Коммуникативный процесс вербального общения дополняется средствами невербального общения .

Помимо голосовых особенностей в формировании вербальной коммуникации огромное значение имеет соотнесённость позиций слушателей и говорящего, дистанция между ними.

Специалистами по коммуникациям выделяются четыре дистанции общения, изменение которых ведет к изменению норм общения, включая и нормы устной речи:

Интимная зона (15-45 см) – допускаются только самые близкие люди. В каждой культуре свой размер интимной зоны.

Личная зона (45-120 см) – общение деловых партнеров.

Социальная зона (120-350 см) – общение в малой группе (10-15 чел.).

Публичная зона (от 350 см) – общение с большой группой людей.

Соблюдение зон и границ взаимодействия является элементом делового этикета.

Знание зон позволит правильно построить коммуникацию и достичь наибольшего эффекта.

Давайте подробнее рассмотрим вербальные средства общения.

Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию:

Денотаты и коннотации (значение слова, словарное определение).
Ассертивность (способность человека отстаивать свои права).
Структура речевой коммуникации (единое поле, цель и эффекты).

Специалист, работающий в той или иной сфере общественной коммуникации, должен обладать определенными коммуникативными навыками:

1. Уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию:

Основы теории аргументации и общая стратегия аргументации в споре.

2. Уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации:

Коммуникативная стратегия и Тактика уловок собеседника;

Допустимые и недопустимые приёмы в споре;

Аргументации к личности, традициям, большинству.

3. Уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса:

Лучший способ заявить о себе.

«Искусство спора. О теории и практике спора»

Классическая серьезная книга по искусству спора, написанная известным специалистом по логике и риторике.

Она содержит классификацию споров и уловок в споре . Книга научит Вас читать «между строк» газеты и телеинформацию, заметить уловки ваших противников, правильно изложить свои доводы в споре любого типа. Многие речевые приёмы, описанные в этой книге, вошли в авторский тренинг «УЛОВКИ В СПОРЕ» или СЛОВО КАК ОРУЖИЕ .

Плюрализм мнений, гласность, демократизация реализуются в форме широкого обмена мнениями, в живой полемике. В методическом руководстве представлены структура полемики, ее виды и типы. Основное внимание уделено обоснованию принципов и правил полемического диалога, указаны типичные приемы и уловки, используемые в споре.

Пособие предназначено для студентов философского и юридического факультетов, а также всех интересующихся данной проблемой.

Развивайте в себе все самое лучшее

Школа Психологического Доминирования желает вам в этом удачи!

Киевский Центр НЛП и тренингов – это компания,

которой доверяют и рекомендуют своим знакомым и друзьям

Источники:
Вербальное и невербальное общение между людьми
Вербальное и невербальное общение между людьми Взаимосвязь между людьми происходит посредством общения, которое может в свою очередь иметь вербальную и невербальную формы. При этом, стоит учесть,
http://www.i-goddess.ru/v-garmonii-s-soboj/verbalnoe-i-neverbalnoe-obshhenie-mezhdu-ljudmi
ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 . Смотреть что такое
http://methodological_terms.academic.ru/199/%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%91%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%9E%D0%91%D0%A9%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95
Вербальное общение 1
28.3. Функции и виды общения Межличностное общение выполняет много и разных функций, среди которых в первую очередь выделяют: — реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций,
http://studme.org/107511075526/psihologiya/funktsii_vidy_obscheniya
Киевский центр НЛП и тренингов
Киевский центр НЛП и тренингов Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине. Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров
http://www.kcnlp.com.ua/pages/shkola-psikhologicheskogo-dominirovaniia/verbal-noe-obshchenie-verbal-naia-kommunikatciia/

COMMENTS