Вербальное общение

Вербальное и невербальное общение между людьми

Взаимосвязь между людьми происходит посредством общения, которое может в свою очередь иметь вербальную и невербальную формы. При этом, стоит учесть, что вербальная форма, так или иначе сопровождается невербальной, тогда как последняя может проявляться сама по себе.

Чтобы наглядно понимать, как это происходит, следует сказать, что вербальное общение — это, прежде всего, устная и письменная речь, которая имеет определенную четкую структуру, выраженную в языковых и стилистических правилах. Ярким примером вербального общения является устный диалог или письменная переписка двух людей.

Невербальное общение — это система знаков, которая проявляется подсознательно и также подсознательно воспринимается оппонентом. Она в большей степени относится к проявлению инстинктов и рефлексов человека.

Так, например, простая улыбка в деловом общении, в зависимости от формы сложения рта и мимики всего лица в целом, может быть без слов трактована, как проявление симпатии, позитивного эмоционального состояния или, напротив, насмешки. При этом в большинстве случаев истинная природа эмоции определяется человеческим мозгом довольно точно.

Основными вербальными средствами общения являются речь (устная и письменная) , чтение и слушание. Непосредственно сама речь является средством для производства текстовой информации, которое определяет принятые обществом правила подачи информации и знаний в понятной для большинства представителей общества, форме. В свою очередь чтение текстовой информации, а также слушание является средством восприятия знаний.

Речь может быть внутренней и внешней. Последняя — это проявление речи в привычной нам форме диалога или монолога. В свою очередь внутренняя речь — это фактически разговор с самим собой, или, проще говоря, мыслительный процесс, облаченный в речевую форму. Так, например, при обдумывании каких-либо ситуаций человек мысленно выстраивает логическую текстовую цепочку, тогда как образное мышление является вторичным. Внутренняя речь общением не является, если впоследствии она не была выражена в устной или письменной форме.

Внешняя речь, а, следовательно, и вербальное общение может быть классифицировано как информативное и манипулятивное. Первое направлено на передачу информации, второе — на побуждение к действию. Внешняя речь, в силу своей направленности на обмен информацией, так или иначе, сопровождается невербальной формой общения. Особенно это проявляется в манипулятивном общении, которое для достижения цели использует эмоциональные образы и невербальные средства и способы общения.

Невербальное общение не имеет определенных схем и правил, поскольку проявляется и воспринимается на инстинктивном уровне, основываясь на личном опыте и мировоззрении человека. При этом, его можно классифицировать на три основные группы:

Проблемы общения между людьми

Основной проблемой вербального и невербального видов общения является расстановка значимости. Так, в традиционном общении невербальные факторы несут вторичную нагрузку, выступая в качестве дополнения к вербальному общению для акцентирования наиболее важной информации, мыслей, идей и т. д.

С другой стороны, рассматривая общение посредством творческого проявления, зачастую вербальная составляющая является второстепенной, выводя на первый план мимику и жесты, обращенные к эмоциональной стороне человека.

Так, например, поэзия, исполняемая артистом театра — это, прежде всего, визуальное оперирование образами, где текстовая часть зачастую даже не имеет логического построения.

Материалы по теме общения:

Полюби себя и измени свою жизнь

Красота — это дело наживное

Скажи, что ты ешь, а я скажу, как ты выглядишь

28.3. Функции и виды общения

Межличностное общение выполняет много и разных функций, среди которых в первую очередь выделяют:

— реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком;

— решение других задач.

Очень важно, чтобы общение было функционально наполненным, чтобы в каждом акте общения по возможности реализовывался весь комплекс его функциональных задач.

В целом преобладание тех или иных функций в конкретном общении зависит от того, по поводу чего и для чего люди общаются. В этом смысле выделяют пять основных видов общения в зависимости от определяющих их целей.

1. Цели общения находятся вне самого процесса взаимодействия субъектов, в том деле, во имя которого и происходит складывание межличностных отношений. Это так называемое деловое общение.

2. Цели общения состоят в приобщении партнера (реципиента) к ценностям, интересам инициатора (коммуникатора), в передаче партнеру своего социального опыта, знаний: педагогическое общение.

3. Цели общения состоят в познании партнера по общению и получении от него необходимой для коммуникатора информации: познавательное общение.

А. Цели общения состоят в побуждении и мобилизации партнера к соответствующему поведению, действию: управленческое общение.

5. Цели общения находятся в нем самом, когда общение выступает основной сферой жизнедеятельности людей и удовлетворения их общих потребностей и интересов. Это эмоционально-эмпатийное общение.

Первые четыре разновидности общения социально обусловлены и обычно профессионально необходимы. Эмоционально-эмпатийное общение преимущественно обусловлено психологически. Оно является одной из неотъемлемых сторон общения матери и ребенка, супругов, влюбленных, близких друзей. Очевидно, когда Сент-Экзюпери говорил об общении как самой большой человеческой роскоши, он имел в виду именно это общение.

Эмоционально-эмпатийное общение крайне необходимо и в служебной, деловой обстановке, где оно проявляется в различных формах так называемого психологического поглаживания: одобрения, поощрения, моральной поддержки и т.п.

Различают и другие виды общения. Так, в зависимости от уровня его развития выделяют:

— упрощенное, примитивное, субъект-объектное общение, когда партнер по общению рассматривается лишь как средство решения тех или иных задач. Такое общение нередко используется в общении родителей и маленьких детей, в условиях воинской службы, в других силовых структурах, в отдельных организациях. В общем виде смысл такого общения можно представить словами: подай, принеси, сделай;

— маиипулятивное, когда субъект по общению ставит те или иные условия для партнера по общению и последний с ними соглашается и потому действует соответствующим образом. Общий смысл такого общения может быть представлен следующим образом: если сделаешь, то получишь награду (либо наказание). Это общение может быть представлено схематически: субъект-стимул-объект;

— паритетное общение, как субъект-субъектное общение, когда в партнере по общению человек видит личность, имеющую право на свою позицию, точку зрения. На основе такого общения и возникает "педагогика сотрудничества".

В общении широко используются различные средства, знаковые системы общения. Все их многообразие можно свести в две группы:

1) вербальные (слово, речь). При таком общении невербальные средства всегда присутствуют;

2) невербальные (неречевые средства).

При изучении данной проблемы необходимо обратить внимание на своеобразие общения с помощью устной и письменной речи.

В психологии принято считать инициатора общения коммуникатором (К), а его партнера — реципиентом (Р).

Наглядно процесс коммуникации можно представить следующим образом (рис. 28.2):

В вербальном межличностном общении возникает несколько проблем, успешное и правильное разрешение которых делает его взаимоприемлемым, понятным, наполненным конкретным содержанием и успешным.

Первая состоит в том, что коммуникатор, имеющий потребность в передаче реципиенту образа своих мыслей, позиций, отношений, представлений о том или ином событии, факте должен позаботиться не только об адекватном кодировании всего этого с помощью слов, суждений, умозаключений, но и о том, чтобы реципиент его правильно понял. Здесь чрезвычайно важно достаточно полное представление коммуникатора об уровне подготовленности и том смысле, который видит реципиент в соответствующем понятийном аппарате, в тех вербальных средствах, которые использует коммуникатор. Речь идет о единстве тезаурусов у коммуникаторов и реципиента.

Вторая состоит в том, чтобы форма передачи сообщения происходила и в той системе невербальных средств, которая сопровождает вербально оформленное сообщение. При этом большую роль играет степень адекватности информации, идущих через вербальные и невербальные средства, что снижает (а может и не допустить) двойственность, противоречивость сообщения.

Третья проблема состоит в адекватности восприятия и понимания реципиентом сообщения. У реципиента происходит обратный процессу кодирования у коммуникатора процесс декодирования информации. Он воспринимает слова, речь, невербальную информацию коммуникатора, и на основе его возможностей понять смысл информации, мыслительной деятельности у реципиента возникают соответствующие образы, смысловые и ценностные образования, отношения.

Таким образом, если у коммуникатора проблема состоит в том, чтобы подобрать адекватные мыслям, образам, переживаниям средства и осуществить передачу информации реципиенту, то у последнего происходит обратный процесс: он получает информацию, которую декодирует, и в результате этого у него возникают уже собственные мысли, образы, переживания. Очевидно, что степень соответствия образов, мыслей, переживаний у коммуникатора и реципиента может оказаться неполной и даже вообще отсутствовать, что зависит от качества решения выше обозначенных трех проблем. В целом же исследования показали, что потери и искажения в информационном общении между коммуникатором и реципиентом составляют около 60%.

ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ» в других словарях:

ОБЩЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ — ОБЩЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ. См. вербальное общение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ВЕРБАЛЬНОЕ (словесное) общение — словесное, речевое общение или выражение мыслей … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов — Термин «крупномасштабный критический инцидент» (ККИ) обобщает психотравмирующий характер оказываемых на людей ситуациями бедствий и катастроф. ККИ является причиной нарушения нормативного коридора жизненного пути человека и его окружающих. Эти… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически… … Педагогическое речеведение

Педагогическое общение: наказание — (англ. punishment) термин, широко используемый в обыденной речи, праве, педагогике, психологии Наказание (Н.) это метод воздействия на человека, связанный с принуждением, сопровождающимся эмоционально негативным переживанием, часто включающем… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Педагогическое общение: поощрение — Поощрение (П.) и наказание 2 типичных метода, используемых в Пед. О. для влияния на поведение собеседника, прежде всего, для повышения его мотивации к выполнению или невыполнению опр. действия. (Слово «стимул», отражающее важнейший аспект… … Психология общения. Энциклопедический словарь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Обучение говорению — активное владение языком, беседа, вводный курс устный, владение языком активное, высказывание, выступление, говорение, диалог, диалогическая речь, диалогический текст, диалогическое единство, дикция, дискурс, дискурсивная компетенция, дискуссия,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной … Википедия

  • Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. Книга + online приложение, Мартыненко Л.А.. В сборнике дано подробное описание игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков и социальной активности детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативная и социальная… ПодробнееКупить за 192 руб
  • Язык телодвижений. Расширенная версия, Аллан Пиз,Барбара Пиз. Разве не удивительно, что представители разных континентов и этнических групп, несмотря на языковые различия, понимают друг друга? Ученые установили, что вербальное общение дает не более 8%… ПодробнееКупить за 186 грн (только Украина)
  • Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. Книга + online приложение, Мартыненко Л.А.. В сборнике дано подробное описание игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков и социальной активности детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативная и социальная… ПодробнееКупить за 174 грн (только Украина)
Прямая ссылка:

Wir verwenden Cookies fur die beste Prasentation unserer Website. Wenn Sie diese Website weiterhin nutzen, stimmen Sie dem zu. OK

Киевский центр НЛП и тренингов

Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.

Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.

Теория и практика полемики

Стратегия аргументации в споре

Психологическое воздействие цвета

Вербальное общение, вербальная коммуникация

Невербальное общение, невербальная коммуникация

Приёмы манипуляции собеседником

Основные «Роли манипуляторов»

Характер человека, черты характера, индивидуальность

Темперамент человека, характеристики темпераментов

Почерк и характер человека

Структура речевой коммуникации

Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.

Невербальное общение, невербальная коммуникация

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

Правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения!

Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербальная коммуникация, невербалика или «язык тела».

Язык тела — это любое движение тела или его части, с помощью которого человек передает эмоциональное послание внешнему миру.

Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения , является уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов передаваемой собеседнику информации, легко понять необходимость в интерпретации этого способа контакта.

Если мы желаем быть уверенными, что точно поняли человека, мы должны соединить в одну общую картину информацию от тела и словесные выражения.

Вероятно, многие из нас сталкивались с ощущением неясной тревоги при общении с человеком, когда он утверждал одно, однако подсознательно вы чувствовали его фальшь. В психологии это называется неконгруэнтным поведением собеседника. Кто — то это бы назвал интуицией или предчувствием. и хорошо тем, кто ее имеет. На самом деле, интуицию легко развить , занимаясь практиками Нового Кода НЛП . Так же её можно развить наблюдая за собеседником и, зная конкретное значение жестов, сделать верные выводы.

Интимная зона (15-45 см) – допускаются только самые близкие люди. В каждой культуре свой размер интимной зоны.

Личная зона (45-120 см) – общение деловых партнеров.

Социальная зона (120-350 см) – общение в малой группе (10-15 чел.).

Публичная зона (от 350 см) – общение с большой группой людей.

Соблюдение зон и границ взаимодействия является элементом делового этикета.

Знание зон позволит правильно построить коммуникацию и достичь наибольшего эффекта.

В одном университете на занятиях психологии провели эксперимент.

Аудиторию, которая состояла из женатых пар, разделили на две группы по половому признаку и давали просмотреть видеозаписи различных вариантов плача младенцев.

Затем попросили объяснить их значение. Большинство женщин, у которых были дети, безошибочно расшифровали их (голод, мокрые пеленки, боль и т.д.), в то время как мужчины не видели в вариантах плача особого различия.

Это позволило сделать вывод, что женщины, как более чувствительные и наблюдательные, легче интерпретируют невербальные жесты.

Мужчинам это сделать труднее, им нужна конкретика, а не всякие там сентиментальные переживания. Конечно, встречаются и исключения.

Этот случай еще объясняет тот факт, почему сильному полу бывает сложно сказать неправду своей жене, которая будто читает по глазам реальное положение вещей.

Давайте подробнее рассмотрим невербальные средства общения.

Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию:

Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).
Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения).
Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его время и длительность).
Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).

Следует помнить, что интерпретировать отдельно взятый жест без совокупности других сигналов тела, значит, ввести себя в заблуждение. Поэтому, прежде чем сделать конкретные выводы, нужно учесть все нюансы поведения собеседника, а также его физическое и психологическое состояние.

Развивайте в себе все самое лучшее

Школа Психологического Доминирования желает вам в этом удачи!

Киевский Центр НЛП и тренингов – это компания,

которой доверяют и рекомендуют своим знакомым и друзьям

Источники:
Вербальное и невербальное общение между людьми
Вербальное и невербальное общение между людьми Взаимосвязь между людьми происходит посредством общения, которое может в свою очередь иметь вербальную и невербальную формы. При этом, стоит учесть,
http://www.i-goddess.ru/v-garmonii-s-soboj/verbalnoe-i-neverbalnoe-obshhenie-mezhdu-ljudmi
Вербальное общение
28.3. Функции и виды общения Межличностное общение выполняет много и разных функций, среди которых в первую очередь выделяют: — реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций,
http://studme.org/107511075526/psihologiya/funktsii_vidy_obscheniya
ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 1
ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 . Смотреть что такое
http://methodological_terms.academic.ru/199/%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%91%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%9E%D0%91%D0%A9%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95
Киевский центр НЛП и тренингов
Киевский центр НЛП и тренингов Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине. Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров
http://kcnlp.com.ua/pages/shkola-psikhologicheskogo-dominirovaniia/neverbal-noe-obshchenie-neverbal-naia-kommunikatciia/

COMMENTS