Влияние общения на человека – методы и советы по воздействию

Как можно психологически воздействовать на человека при разговоре: советы специалиста

В современном мире умение влиять на людей – полезное качество, помогающее достичь высот в карьере, успеха в личной жизни и других социальных аспектах. Зная способы психологического воздействия на человека, можно обезопасить себя, если кто-то попытается испытать их на вас.

  1. Психологическое воздействие
  2. От чего зависят результаты воздействия
  3. Как влиять на людей: виды воздействия
  4. Выводы

Психологическое воздействие

В психологии влияние понимается как умышленное управление эмоциями и поведением человека с помощью специальных техник, например НЛП. Делается это для того, чтобы индивид пересмотрел свои взгляды, убеждения и жизненную позицию.

Говоря о психологии влияния на человека, многие представляют какие-то ритуалы с использованием тайных знаний, позволяющие управлять другими так, как нам этого захочется, а они и не будут догадываться, что стали марионетками в чьих-то руках.

Но это лишь очередной миф. На самом деле не нужны никакие особые способности, чтобы оказать психологическое воздействие на сознание человека. Каждый из нас знаком с некоторыми методами с детства, а другие способы сможет узнать из нашего материала.

Существуют 3 сферы влияния на психику. Они могут применяться как вместе, чтобы быстрее получить желаемое от оппонента, так и поочерёдно – в зависимости от восприимчивости человека, на котором эти методы используются.

  • Установки. Это определённая программа поведения, которую закладывают в подсознание. Наш мозг так устроен, что если мы видим или слышим что-то более 3-4 раз, то начинаем воспринимать это как истину, вследствие чего формируя у себя соответствующую модель поведения.
  • Когниции. Когнитивное управление – это передача информации, которая представляет собой систему определённых установок, принципов и мотивов, запоминаемых как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Инструментами манипулирования в данном случае являются частое повторение, доказательства с точки зрения логики, а подкреплением служит формирование положительных ассоциаций.
  • Поведение – самая популярная форма влияния, которую мы используем порой неосознанно. Этот тип часто применяется к маленьким детям, подросткам и неуверенным, не любящим себя людям. Самым ярким примером поведенческого манипулирования считается индустрия моды. С её помощью большому числу людей навязываются вкусовые предпочтения.

От чего зависят результаты воздействия

Каждый из нас подсознательно знает, как психологически воздействовать на человека при разговоре. Вот только на кого-то наши приёмы могут повлиять, а на кого-то – нет. Даже если вы изучите способы управления на профессиональном уровне, всё равно многие люди не поддадутся этому. Давайте разберёмся, почему так происходит.

  • Личные качества воздействующего

Убедительность человека зависит от доверия к оратору. Например, начальнику, который пользуется уважением среди подчинённых, потребуется немного усилий, чтобы убедить окружающих в правильности своего решения и добиться поддержки. А вот если люди относятся к руководителю с осторожностью и предубеждением, то оказать влияние на человека становится не так уж легко.

Авторитет воздействующего тоже очень важен. Как правило, внушить что-либо аудитории проще тому, кто показывает себя как специалист в какой-то области. Для этого можно использовать диплом, сертификаты о прохождении курсов, наличие учёного звания, степени, грамоты, но лучше всего оказывает впечатление на людей личный опыт оратора.

Важна и уверенность, с которой субъект рассказывает о своей позиции и предлагает её другим. Причём она должна быть не только внутренней, но и подтверждаться внешними признаками. Например, тот, чья речь громкая, уверенная и быстрая, может быть более убедительным, чем тот, кто разговаривает тихо и неуверенно.

Правдивость и искренность повышают убедительность, а значит, приводимые вами аргументы станут весомее для оппонента. Поэтому никогда не скрывайте свои недостатки, наоборот, преподносите их так, чтобы собеседник понимал, что вы очень похожи. Конечно, мы не говорим о том, что нужно рассказывать обо всех своих слабых сторонах, но некоторая их часть может сослужить вам хорошую службу.

Когда вы рассказываете о ваших личностных качествах, которые принято скрывать, то со стороны слушателя это вызывает доверие и уважение, а значит, прислушиваться к вам будут охотнее.

Если вы хотите научиться, как можно влиять на людей и управлять ими, обратите пристальное внимание на свою внешность и стиль одежды. Ухоженные лицо и руки, красивая и аккуратная причёска, стильная и опрятная одежда располагают к собеседнику и вызывают симпатию.

  • Легко воспринимаемый, впечатлительный объект

Не стоит забывать о степени восприимчивости и впечатлительности человека, на которого хотите оказать давление. На того, кто привык любую информацию подвергать анализу и рассуждениям, давление извне практически не действует, особенно, если он плохо знаком с собеседником. Методы воздействия на психику такого человека часто не дают результатов. Эффект можно получить только в том случае, если субъект доверяет и уважает оратора.

А вот впечатлительный слушатель, который всё принимает близко к сердцу и доверяет людям, в чём-то превосходящим его, легко поддаётся мотивации – как положительной, так и отрицательной. Такой собеседник может пойти на поводу у представителей сетевых компаний, рекламы и других манипуляторов.

Как влиять на людей: виды воздействия

Иногда действия окружающих мешают нам жить, особенно это касается близких людей. Тогда хочется найти способы, как повлиять на человека психологически, чтобы родственник изменил своё поведение. И такие методы мягкого давления на психику существуют. Используя их, вы сможете нормализовать отношения со многими людьми, причём это касается не только родственников, но и партнёров по бизнесу, клиентов, начальника, сослуживцев и тех, с кем вам приходиться взаимодействовать.

  1. Осознанное и неосознанное

Осознанное манипулирование – это когда манипулятор знает, что именно хочет получить и как изменить действия оппонента. Такой вид влияния может быть направлен на изменение эмоциональной сферы и взглядов объекта с целью добиться определённых действий.

К осознанным методам относится поведение манипулятора. Например, чтобы расположить к себе собеседника, оппонент может повторять его жесты, копировать позы, говорить теми же словами.

Осознанное манипулирование включает в себя множество пунктов, вот некоторые из них:

  • Переспрашивание и уточнения. Субъект делает вид, что недопонял смысл сказанного, начинает переспрашивать. Но фразы повторяются только сначала, а потом частично разбавляются своими словами так, чтобы всё пересказанное обрело иной, выгодный ему, смысл. Если вы замечаете такие уточнения и переспрашивания, будьте внимательны и вслушивайтесь в каждое слово, а заметив неточность – поправляйте собеседника, причём делайте это даже тогда, когда он пытается уйти от темы.
  • Перебивание. Таким образом оппонент хочет сбить собеседника с мысли. Чтобы противодействовать этому, не стоит обращать внимание на то, что вас стараются перебить. Постарайтесь логично донести свою концепцию либо применить специальные речевые психологические техники, которые поднимут на смех манипулятора, а если над ним посмеётся группа слушателей, то его НЛП-методы будут уже недейственны.
  • Ложная слабость. Субъект показывает, что слабее своего собеседника, и тем самым добивается желаемого. Ведь если рядом с нами находится кто-то слабее, то мы расслабляемся и становимся снисходительнее. А когда мозг работает в расслабленном режиме, то паттерны и установки, исходящие от того, с кем мы общаемся, попадают прямо в подсознание и укрепляются там. Противостоять этому способу нелегко, нужно всегда быть начеку и контролировать всю информацию, исходящую от незнакомых людей.

Также к осознанным формам влияния относятся:

  • просьбы;
  • приказы;
  • принуждение посредством чувства вины или долга;
  • меры наказания;
  • угрозы.

Если вы понимаете, что на вас пытаются оказать влияние, то лучший способ защиты – дистанцироваться от такого человека или окончательно прекратить общение.

К неосознанным формам давления относятся:

  • Побуждение – фразы составляются таким способом, чтобы слушатель думал, что сам хочет сделать то, что ему говорят;
  • Непринуждённый совет, указывающий на то решение, которое нужно говорящему;
  • Обязательство, построенное на чувстве вины;
  • Обмен – форма влияния, которая неосознанно заставляет сделать другу то же, что он сделал для вас несколько лет назад.
  1. Открытое и скрытое

Открытое воздействие – это когда объект осознаёт, что его подталкивают к какому-либо поступку или действию. Таким влиянием может стать мотивация или просьба. В подобной ситуации человек сам может решить, поддаться манипуляции или уклониться от её выполнения.

Скрытые манипуляционные методы более эффективны, но в то же время неэтичны. В этом случае человек часто даже не догадывается, что находится под влиянием и исполняет чью-то волю. К скрытым формам можно отнести искусную ложь, умолчание важных фактов и прикрытие благим делом с целью получить личную выгоду.

  1. Позитивное

Создание средства влияния на человека может быть как позитивным, так и негативным. К положительным формам давления относятся:

  • Применение уменьшительно-ласкательных имен. Если вы только познакомились, а собеседник начинает называть вас ласковым именем, например, «Наташенька», «Оксаночка» или вовсе придумывает вам прозвища, уместные только в паре, такие как «Зайка», «Киска» и т.д., то это значит, что вашу бдительность пытаются усыпить и поставить себя выше. Ведь подсознательно мы не только доверяем людям, которые ласково нас называют, но и считаем, что они на ступень выше в развитии и в других сферах.
  • Дипломатично законченный разговор на позитивной ноте. Чтобы расположить к себе клиента или понравившегося незнакомца, рекомендуется заканчивать разговор позитивно. Например, можно поблагодарить за интересное общение и пожелать чудесного дня. Клиентам желательно выразить благодарность за то, что они к вам обратились, и пожелать что-нибудь хорошее. Такое взаимодействие сделает вас в глазах слушателя приятным и воспитанным человеком и расположит к вам.
  • Правило трёх «Да». Маркетологи и рекламщики знают: чтобы с успехом продать товар или услугу, нужно добиться от клиента согласия на три заданных вопроса. Если объект три раза с вами согласится, то на предложение что-либо купить или воспользоваться выгодным предложением ему будет сложнее ответить отказом.
  • Отзеркаливание собеседника. Для расположения слушателя рекомендуется ненавязчиво повторять его позы и жесты, можно говорить теми же словами. Это даст сигнал его мозгу, что вы очень похожи, следовательно, вам можно доверять.
  1. Негативное
  • Угроза. Запугивание, обещание причинения зла объекту, если не выполнит просьбу. Этот метод может применять начальник к своим подчинённым, чтобы поддержали проект или выполнили сверхурочную работу, запугивая увольнением, лишением премии. Чтобы с достоинством выйти из этой ситуации, начните искать другую работу, повышайте квалификацию, углубляйте свои знания.
  • Критика. Эта форма манипулирования распространена в повседневной жизни с целью заставить приобрести тот или иной товар, ненужную услугу. Особенно критике подвластны женщины, и манипуляторы об этом хорошо осведомлены. Они начинают критиковать внешность, фигуру, одежду девушки, а потом услужливо предлагают это исправить за определённую сумму.
    Данный метод часто используется в парах. Таким способом один партнёр старается повлиять на другого, надеясь на изменение поведения. Чтобы остановить поток критики в ваш адрес, необходимо поставить критикана на место, сказав, что вы не спрашивали чужого мнения и не нуждаетесь в нём. Когда вас критикует любимый человек или член семьи, убедитесь в конструктивности замечаний. Если они имеют под собой почву, то вы можете прислушаться, если неконструктивны – просто не обращайте внимания.
  • Самовосхваление. По сути, это самореклама, не имеющая под собой фактов. Человек провозглашает себя экспертом в какой-то области, часто это происходит за счёт принижения других. Самовосхваление – это постоянные разговоры о своих мнимых талантах и добродетелях, сомнительных успехах и заслугах, которые часто достигаются не совсем экологичными путями. Чтобы не попасть под манипуляции зазнайки, задавайте ему наводящие вопросы о том, в чём вас пытаются убедить. А если собеседник начнёт рассказывать о своих научных званиях, многолетнем опыте и т.д., то задайте ему простой вопрос: «Ну и что дальше?». Обычно это обескураживает и ставит манипулятора в тупик.
  • Слухи и сплетни. Распространённый манипуляционный вид, цель которого – выведать у жертвы интересующую информацию. Манипулятор в этом случае выступает в роли друга, который рассказывает, что он якобы слышал о вас нелицеприятные вещи и по доброте душевной решил вам об этом рассказать. Конечно, слушать о себе неправду неприятно, это вызывает бурные эмоции, которые и используются против вас. Под давлением негативных эмоций жертва плохо контролирует себя и может рассказать всё, что хочет знать оппонент.

Психология влияния на человека позволяет использовать сплетни для разных целей. Например, чтобы настроить жертву против кого-то, выудить нужную информацию, войти в доверие и т.д.

Чтобы не попасть в эту ловушку, главное, сохранять хладнокровие и всегда перепроверять полученную информацию. И никогда не оправдывайтесь перед тем, кто донёс до вас слух. Говорите с достоинством и контролируйте свои эмоции.

Выводы

Влияние общения на человека – методы и советы по воздействию
otnoshenij.net

Как сделать любое общение полезным и приятным?

Время чтения 7 минут

В этой статье мы с вами разберем основные методы эффективной коммуникации. Какова же психология общения с людьми?

Владеть методами эффективной коммуникации необходимо, как в повседневной жизни, так и при ведении бизнеса. Человеку необходимо уметь правильно общаться, уметь слушать, предлагать, убеждать и излагать свои мысли. Владения методами эффективной коммуникации дает возможность человеку находить нужные связи, мотивировать к действию, иногда даже манипулировать и склонять на свою сторону.

В основе эффективной коммуникации лежит уважение к собеседнику, умении слушать и пытаться понять его слова, чувства и эмоции. Это поможет определить, в чем человек нуждается и к чему стремится.

Методы эффективной коммуникации бывают вербальные и невербальные. К вербальным способам воздействия на человека относятся слова, смысл речи. А вот мимика, жесты, тон, интонация, громкость и тембр голоса – это невербальные способы коммуникации.

Коммуникабельность – необходимое качество людей устанавливать деловые и повседневные связи, отношения. Также это метод влияния на людей, но чтобы он работал, сначала нужно наладить контакт со слушателем. Контакт необходимо установить как на физическом, так и психологическом уровне, чтобы вызвать доверие к себе.

Методы, которые применяются для эффективной коммуникации

  1. Необходимо создать спокойную обстановку, перестать нервничать, так как ваше состояние моментально передается собеседнику или аудитории, перед которой вам нужно выступить. Также нужно создать условия, в которых бы вас ничего не отвлекало от беседы или привлечь к себе внимание аудитории.
  2. Для начала донесите собеседнику свою ситуацию и дайте возможность человеку высказать свое мнение по поводу его отношения к ней. Исходя из этой информации, теперь можно высказать свое мнение собеседнику или оппоненту. Заранее узнав отношение человека к той или иной теме, намного легче влиять на человека.
  3. Еще один из эффективных методов коммуникации является включение в ситуацию. Расскажите человеку историю из своей жизни с похожим финалом.
  4. Очень важно научиться не осуждать человека, не вешать на него ярлык. Постарайтесь понять то, что он говорит без искажения и интерпретации информации на свой лад. Для этого не стесняйтесь задавать вопросы: «Правильно ли я тебя понял? Что ты этим хотел сказать? и т.д»
  5. При необходимости переубедить человека, расскажите ему несколько историй из жизни с нужным вам финалом. В речи ссылайтесь на авторитетные источники информации.
  6. Помогите человеку сделать правильные выводы и расскажите все преимущества решения определенной проблемы новым методом. Прямо говорите о своих намерениях и озвучьте свое предложение.
  7. После окончания переговоров или выступления, скажите, что вам приятно было общаться, и вы намерены продолжать сотрудничество. Вне зависимости от исхода беседы, вы готовы в любой момент оказать помощь или услугу.

Влияние невербального общения на эффективную коммуникацию

Невербальные знаки подсознание человека воспринимает как более искреннее. Больше половины информации человек воспринимает из невербальных источников. Поэтому важно научиться владеть невербальными методами эффективной коммуникации.

  1. Повторение жестов собеседника помогает быстрее установить контакт и вызвать доверие.
  2. Держать дистанцию как минимум полметра, чтобы не нарушать личное пространство человека. Если вы видитесь не в первый раз и контакт уже налажен. То можно прикоснуться к человеку или похлопать по плечу.
  3. Во время разговора не трогайте свой нос и губы. Люди воспринимают эти жесты, как признаки лжи.
  4. Позы и жесты во время беседы должны быть открытыми. Это демонстрирует вашу доброжелательность и искренность.
  5. Постарайтесь говорить не быстро и не медленно, не говорить слишком громко и четко произносить слова.
  6. Не употребляйте частицу «не», это настраивает собеседника против вас. Скажите лучше: «Я с вами согласна, но…», чем «Я не согласна или вы не правы».
  7. Когда слушаете собеседника, наклонитесь немного вперед и периодически кивайте. Это знак, что вы согласны с собеседником и готовы к сотрудничеству.

Эффективное общение с точки зрения психологии

Человек учится общаться с раннего детства. Общение помогает человеку выжить. Есть люди, которые умеют налаживать контакты с детства. Но знание сути психологии общения помогает каждому человеку лучше понимать себя и окружающих, получать радость от общения, от получения новой информации и пользы от дружеского и делового общения.

Нужно уметь правильно общаться с любыми людьми, даже с наглыми и агрессивно настроенными. Давайте рассмотрим основные аспекты в психологии, которые помогают сделать общение эффективным.

  • Человек должен быть самодостаточным, понимать свою ценность и ценность своего личного мнения. В свою очередь, также понимать ценность мнения собеседника. Уважать его взгляд на жизнь.
  • Когда интересы и желания собеседников совпадают, то общение проходит гладко. Но как себя вести, когда назревает конфликт?
  • При общении человек должен чувствовать себя комфортно и расслабленно
  • Не бояться выражать свои чувства и эмоции. Стеснительность, скованность и неуверенность делает общение скучным и неинтересным.
  • В общении важно проявлять заботу и уважение как к себе, так и собеседнику
  • Интерес к разговору и ваше любопытство дает возможность собеседнику больше рассказать о себе. Всегда нужно стараться находить в людях положительные качества, тогда и интерес к человеку проявится сам собой.
  • Открытость и искренность в общении с близкими людьми просто необходимы. Иначе любой разговор теряет смысл.
  • Нужно научиться принимать себя и другого человека таким, какой он есть. В этом случае вы сможете не бояться оставаться самим собой и не подстраиваться под мнение другого человека. И вы, и он имеете право на свою точку зрения. Если вы слишком эмоциональны, то не поддерживайте разговоры о политике, религии или других идеологических темах.
  • Работайте с эмоциями. В этом вам помогут практики медитации. Это необходимо, что вы могли сохранять внутреннее спокойствие и личное пространство.
  • Держите дистанцию, в зависимости от того, насколько вы знакомы с человеком. Не нарушайте ни свое, ни чужое личное пространство.
  • Общение – не только приятные дружеские разговоры, но и возможность вести дела, решать вопросы. Поэтому, вы должны учитывать особенности характера и профессию собеседника. Учитель всегда будет поучать, человек при власти – командовать и управлять, доктор – искать болезни.

Методы эффективного общения от Дейла Карнеги

Дейл Карнеги известен на весь мир, как автор книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Рекомендованные психолог приемы эффективного общения пользуются огромной популярностью, так как актуальны и полезны для всех. Рассмотрим основные десять методов эффективного общения:

  1. Быть хорошим слушателем. Прежде, чем высказать или навязать свое мнение, лучше услышать мнение собеседника на определенную тему. Это поможет не только расположить человека к себе, но и заранее предвидеть его реакцию на ту или иную тему.
  2. Проявляйте искренний интерес к собеседнику, задавайте ему вопросы. В этом случае он выскажет максимум информации о себе. Так вы вызовете к себе доверие и сможете перенаправить разговор в нужное вам русло.
  3. Ведите себя дипломатично, не увлекайтесь критикой. Больше говорите о том, что согласны с собеседником, но в некоторых нюансах думаете немного иначе. Высказывайтесь мягко и не заостряйте внимание на недостатках человека. Задавайте вопросы так, чтобы собеседник отвечал на них утвердительно. Так вы добьетесь согласия в ходе дальнейшего разговора.
  4. Никогда не спорьте. Выслушайте чужое мнение и проявите уважение. Возможно, вы что-то действительно не учли или упустили из виду. В споре никогда нет победителей. Каждый остается при своем мнении, но услышать противоположное мнение стоит.
  5. Если вы хотите, чтобы человек что-то сделал, то нужно заставить его захотеть этого. Пробудите в человеке интерес и желание достичь того, что вам нужно.

На рыбалке, не думая о своих собственных пристрастиях, я насаживаю на крючок не клубнику со сливками, а червяка. © Дейл Карнеги

Методы эффективного общения от Дейла Карнеги помогают людям стать более успешными и влиятельными в сфере коммуникации, избегать конфликтов и споров, а также обрести уверенность в своих словах и действиях.

Психология общения с наглыми людьми

В жизни нам встречаются разные люди, и мы должны быть готовы к любому общению. Часто на нашем жизненном пути встречаются наглецы – это люди, которые бессовестно и нагло ведут себя ради достижения собственной цели и выгоды. Они не считаются ни с чьим мнением, не заботятся о чувствах других людей и считают, что они всегда правы.

С наглыми людьми можно вести себя по-разному. Например, отвечать хамством на хамство, игнорировать, вестись на манипуляцию, ставить на место. Все зависит от ситуации и того, кто перед вами. Нахамить начальнику будет чревато, к примеру.

  1. Первое, что вам нужно сделать, это не бояться говорить «нет». Нужно проявить жесткость и не вестись ни на какие уговоры и манипуляции. Если не понимает отказа, начинайте игнорировать.
  2. Постарайтесь не опускаться до уровня наглеца, как бы сильно вам не хотелось нагрубить. Так вы будете вовлечены в его грязную игру и вряд ли сможете словесно победить прирожденного хама.
  3. Основная цель наглеца – это вывести вас из равновесия, заставить поступить так, как нужно ему. Поэтому постарайтесь сохранять терпение и спокойствие. Доведите его до сумасшествия своим спокойствием и пусть идет ищет другую жертву.
  4. Никогда и никому не позволяйте нарушать ваши личные границы и лезть не в свое дело. Вы имеете полное право защищать свое личное пространство.

Влияние общения на человека – методы и советы по воздействию
salid.ru

Методы психологического влияния на человека

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляют психологические приемы влияния на людей. Вы узнаете, каковы методы могут применяться при желании оказать воздействие на другого человека. Выясните, как себя вести при общении с собеседником.

Основы

Люди, которые живут вместе, постоянно оказывают друг на друга определенное влияние. При этом они преследуют свои личные мотивы.

Психологическое воздействие – механизмы, способные смоделировать мышление личности.

Воздействие имеет основные факторы:

  • изучение характера,
  • понимание способов реагирования на стресс,
  • поведенческие особенности.

Манипулятор способен вести осознанные действия, также человек может манипулировать, не догадываясь о том, что воздействует на чью-то психику. Не забывайте, что работники разных служб заинтересованы в том, чтоб люди принимали такое решение, которое нужно именно им. Продавцы говорят нужные слова покупателю, чтобы он приобрел товар. Не стоит забывать о действиях, применяемых мошенниками, способными обворовать, задурив голову.

Методы влияния

Иногда индивид может ощутить, как кто-то на него оказывает свое воздействие. Это могут быть и рекламщики, менеджеры по продажам, власть, политики и даже близкие люди. Влияние может оказываться, как осознанно, так и происходить на бессознательном уровне. Методика воздействия основывается на способности программирования психики, отключив разум, используя определенные подходы.

  1. Психологическая атака. Ситуация, когда на психику активно воздействуют, при этом задействованы различные приемы, который быстро сменяются. Стремительность действий, которая включает: переменчивое положение тела, речь становится многословной, жестикуляция энергичной.
  2. Программирование. Направленная на одну личность, характерна однозначность слов, позиция пассивная, характерна неподвижность. Подобный способ способствует образованию конкретной последовательности появляющихся мыслей, мнение становится навязанным, поведение стереотипным для конкретной ситуации.
  3. Манипуляция. Характерно наличие двусмысленной речи, хорошо продуманной позиции тела. У человека возникают двойственные образы, которые ставят его в положение выбора. Они его вынуждают измениться в пользу манипулятора. Применяют политики и идеологи.
  4. Психологическое давление. Это воздействие большой интенсивности, берущее за основу представительный образ. Речь становится утвердительной, возражения недопустимыми, указания по типу приказов, положение тела стабильное, устойчивое. Данный метод способствует вынужденному выполнению определенных действий, человека принижают. Может применяться руководителями, органами власти, характерно для армии.

Предлагаю Вашему вниманию методы, которые Вы можете применять при общении с другими людьми, а также понимать, что Вами манипулируют.

  1. Заражение. Метод, основанный на передаче эмоционального настроения одного человека другому. Например, случай, когда один раздраженный индивид с плохим настроением портит его своим близким. Или в ситуации, когда три человека едут в лифте, который застревает, и только один начинает паниковать, следом за ним и у остальных начинаются панические атаки. Не стоит думать, что можно заразиться только отрицательными эмоциями. Такая же ситуация может наблюдаться, если в компании друзей, когда рассказывают веселую историю, один начинает смеяться, остальные также подхватывают его смех.
  2. Внушение. Тут задействован уже не эмоциональный уровень. В главной роли авторитетность, правильно подобранные фразы, визуальный контакт, особая интонация голоса. То есть какой-то человек, имея свои цели, убеждает другого действовать, таким образом, как ему это выгодно. Стоит отметить, что действия однозначно будут провальными, если у манипулятора будет неуверенный голос. Огромное воздействие таким приемом можно оказывать на детей до 12-летнего возраста, а также на неуверенных в себе личностей, и тех, кто склонен к неврозам.
  3. Убеждение. Данный метод основывается на логике, человек обращается к разуму другого индивида. Стоит учитывать, что прием будет провальным, если общение предстоит со слаборазвитой личностью. Нужно понимать, что глупо кому-то что-то доказывать, если он низкоинтеллектуален. Прибегая к данному приему, необходимо учитывать такие особенности: в речи не должно быть никакой фальши, иначе доверие будет утеряно, важно, чтоб высказывания полностью соответствовали образу говорящего, убеждение должно строиться по плану тезис, далее следует довод, после чего доказательство.
  4. Подражание. Больше всего он воздействует на детскую психику и оказывает влияние на формирование личности. Являет собой, как осознанное, так и неосознанное желание копировать другого человека, его поведение, поступки, внешность, образ мышления. Проблема в том, что далеко не всегда подражают хорошим людям. Объект, которому подражают должен отвечать идеалам подражателя в любых ситуациях, тогда его желание походить будет постоянным.

Полезные приемы

Если возникает желание контролировать разговор, нужно обращать внимание на следующее:

  • как можно чаще обращайтесь к человеку, с которым ведется диалог, называя его по имени,
  • при встрече с индивидом, проявляйте искреннюю радость, чтобы каждый раз, видя Вас он испытывал положительные эмоции,
  • вызывайте расположение своего собеседника, повторяя его движения, мимику, жесты и даже интонацию, но не нужно слишком открыто действовать,
  • уже с первой встречи необходимо обратить внимание на цвет глаз партнера по разговору, большое значение имеет визуальный контакт,
  • льстить можно, но делать это необходимо с большой аккуратностью , правильный комплимент располагает к себе, но излишнее использование лести приведет к обратному эффекту.

Вы можете обратить внимание на то, как собеседник к Вам относится, используя такие приемы.

  1. Когда индивид смеется, он обязательно переводит взгляд на симпатичную для него особу.
  2. О том, что индивид, с которым Вы общаетесь, положительно к Вам настроен, может указывать его обувь, смотрящие на Вас носки. Если же они направлены в другую сторону, то такой индивид желает, как можно быстрее прекратить беседу.
  3. Нужно стать хорошим слушателем высказываний и мыслей оппонента, позволять собеседнику выговариваться. В дальнейшем сможете использовать данную информацию так, как Вам необходимо.

Если хотите воздействовать на собеседника, прибегайте к следующим приемам.

  1. Если имеет место спор, не нужно повышать голос. Как только оппонент выскажется , ощутит себя опустошенным и провинившимся. Этим моментом можно воспользоваться и убедить его в том, что он был неправ.
  2. Если Вы знаете, что общаетесь с лгуном, то раскрыть его истинные намерения можно, используя в разговоре паузы. Молчание способствует тому, что индивид, который что-то скрывает, начнет вставлять в эти паузы свои настоящие мысли.
  3. Никогда не начинайте фразу с отрицания. Вместо того, чтобы сказать «Не хочешь пойти в кино?», нужно – «Пошли в кино!». Когда произносится первый вариант, собеседник сразу программируется на отказ.
  4. Не допускайте фраз, которые указывают на неуверенность в себе.
  5. Без повода не извиняйтесь.
  6. Не начинайте разговор со слов сомнения, например, «мне кажется…».
  7. Если хотите, чтобы собеседник дал положительный ответ, то можно прибегнуть к правилу «трех да». При общении нужно партнеру по диалогу задавать вопросы, на которые он не сможет ответить «нет». После того, как три раза подряд он будет вынужден дать утвердительный ответ, ему задается основной вопрос, который интересует манипулятора, и собеседник отвечает положительно.
  8. Сильные аргументы. Человек, который хочет кого-то в чем-то убедить, должен заранее подготовиться, подобрать все возможные аргументы. В первую очередь, выдвигаются самые сильные из них, затем средние, после чего добавляются снова сильные. Слабые и вовсе не нужно применять.

Влияние общения на человека – методы и советы по воздействию
medeponim.ru

Общение влияет на

Способы воздействия в процессе общения

Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них — это заражение, внушение, подражание.

Заражение — это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.

В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т.п.), внушение носит, напротив, вербальный характер, т.е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

Психологическое самообразование

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Философ Э.В.Ильенков утверждает, что «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности».

Как категория «деятельность» связывает между собой понятия «индивид», «субъект», «личность», с одной стороны, и понятия «норма», «эталон», «культура» — с другой?

2. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок — это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателями и учащимися».

Можно ли полагать, что в структуру взаимоотношений школьников в классе входят связи и отношения школьников и педагогов?

3. Если «личность начинается, реализуется и осуществляет себя в реальных поступках», то каковы возможности школы в становлении личности?

4. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80% всей информации, получаемой детьми 12-15 лет, черпается ими» не в школе, а в процессе внеучебного общения. Какие педагогические выводы можно сделать на основе этого факта?

5. Почему первое впечатление школьников об учителе является столь важным фактором их взаимодействия в учебной работе?

6. Психолог Т.В.Драгунова так характеризует подростковый возраст: «У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга… Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка… Достоинства понравившегося сверстника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появится желание быть такими же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка».

В чем, на ваш взгляд, своеобразие взаимосвязи деятельности, общности и сознания подростка? Можно ли приведенную характеристику использовать применительно к начальному периоду студенческой жизни?

Литература для чтения

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психологии. 1994. №1.

Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.,1982.

Давыдов В.В. Понятие деятельности и психики в трудах А.Н.Леонтьева // Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.217-224.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979.

Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. М., 1987.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2.

Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1991. №2.

Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в вос­становительном воспитании личности // Вопр. психологии. 1994. №6.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1994.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Особенности характера в общении

«У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и наконец тот, который есть в действительности!» ©Виктор Гюго

На поведение человека в процессе общения влияет его характер.

В переводе с древнегреческого слово «характер» обозначает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека.

Что такое характер? Условия формирования характера

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.
Характер формируется на основе природных, биологических свойств человека и в результате влияния окружающей среды. Поэтому большую роль в формировании характера играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Зачем нам нужна самооценка?

Характер человека определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поэтому характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность основные свойства его характера.

В статье мы прежде всего рассмотрим вопрос о значении и влиянии характера человека на его общение. Даже будем смелее и поставим вопрос так: «Какие черты характера делают общение особенным?» Можно ли изменить характер?

Особенности характера в общении. Черты и свойства характера

Черты характера — это особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами характера. Любая черта характера есть некоторый устойчивый стереотип поведения — устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного поведения ситуациями.

Как добиться цели?

Характер человека имеет как общие так и частные черты и свойства. Глобальные свойства характера оказывает свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений и деятельность человека.

Общие черты характера человека:

1) самоуверенность – неуверенность;

2) согласие, дружелюбие – враждебность;

3) сознательность – импульсивность;

4) эмоциональная стабильность – тревожность;

5) интеллектуальная гибкость – ригидность.

Частные черты и свойства характера:

общительность – замкнутость, лидерские черты характера, и наоборот, подчиненность, а также оптимизм – пессимизм, совестливость – бессовестность, смелость — осторожность, впечатлительность – «толстокожесть», доверчивость – подозрительность, мечтательность – практицизм, ранимость – безмятежность, деликатность – грубость, самоконтроль — импульсивность, миролюбивость – агрессивность, деятельная активность – пассивность, демонстративность – скромность, честолюбие – непритязательность, оригинальность – стереотипность

Кроме того, в характере человека выделяют:

  • интеллектуальные (сообразительность, наблюдательность и др.),
  • эмоциональные черты характера, которые проявляются в отношении человека к миру (возбудимость, рассудочность и т.д.)
  • волевые черты характера, которые определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность).

Особенности характера в общении: значение темперамента

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. 4 темперамента: особенности типов темперамента

Экстраверсия и интроверсия как черты характера проявляются в общении и выражают открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. Экстраверт — это общительный человек, проявляющий особый интерес к тому, что происходит вокруг.

Встав перед выбором пойти с друзьями на вечеринку или дома посидеть у телевизора, экстраверт скорее выберет первое в отличие от интроверта.

Интроверт все внимание направляет на самого себя. Он является центром собственных интересов, ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг.

Психологи утверждают, что на характер общения значительно влияет темперамент человека и его свойства больше, чем черты характера, потому что в отличие от темперамента характер человека обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека и его воспитанием.

Особенности характера в общении: Что можно узнать о человеке по манере его общения?

В любом общении вы можете определить черты характера, свидетельствующие об отношении человека к:
1) другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и пр.)
2) своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и пр.)
3) самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность)
4) вещам (аккуратность, бережливость).

А также в общении можно познакомиться с интересами и убеждениями человека, что составляет структуру его характера. На что следует обратить внимание на первом свидании?

Убежденность обеспечивает долгосрочную направленность поведения человека, стремления к достижению поставленных целей, уверенность в важности своего дела.
Показательными для понимания характера могут быть и интересы человека. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.

Каких людей лучше избегать?

Характер человека проявляется через образ действий человека. Люди могут идти к достижению одних и тех же целей совершенно разными путями, использовать свои особенные приемы и способы. Это несходство определяет специфику характера личности.

Влияние общения на человека – методы и советы по воздействию
morris-shop.ru

Психологические способы воздействия в процессе общения

ГЛАВА 5. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения

Воздействие (или влияние) на партнеров общения может осуществляться преднамеренно и непреднамеренно (человек оказывает влияние на других только фактом своего присутствия). Преднамеренное влияние, как пишет Е. В. Сидоренко (1998), совершается зачем-то, для чего-то,

т. е. имеет цель, а непреднамеренное
– почему-то,
т. е. имеет только причину (например, обаяние человека).

По существу любое влияние – это напряжение той нашей способности, которая может проявляться и совершенно спонтанно, без всякого усилия с нашей стороны. Это способность психологического излучения. Способность создавать вокруг себя индивидуальное неповторимое поле со своеобразным распределением сил притяжения и отталкивания. Согревания и охлаждения, облегчения и отягощения, успокоения и напряжения. Это поле может электризовать и замораживать других, придавать им энергию или усыплять, вызывать в их душе ощущение блаженства или непреодолимое стремление немедленно уйти.

Люди, несомненно, различаются по природному дару непреднамеренного (непроизвольного) влияния на других. Психологическое излучение некоторых людей является столь сильным, что подавляет слабое излучение других.

Дар влияния, по-видимому, до определенной степени ассоциируется в нашем сознании не только с психологическими, но и с антропометрическими характеристиками человека. Прежде всего это его физические размеры. Что означает выражение «внушительных размеров» голова, рука или даже нога? Что они внушают? Можно предположить, что это уважение, смешанное со страхом. Этот страх быть уничтоженным или подавленным кем-то другим, кто больше и сильнее нас, по-видимому, биологически обусловлен.
Сидоренко Е.
В., 1998, с. 132.

Е. В. Сидоренко считает, что «всякий акт влияния, независимо от степени его осознанности и преднамеренности, реализует сознательное или бессознательное стремление человека утвердить факт своего существования и значимость этого существования. Если прямо признавать это, то отпадает необходимость морально-этической оценки влияния, определения его „праведности“ или „неправедности“. Мы влияем потому, что отстаиваем свои интересы, а не потому, что нам открылась абсолютная истина и мы почувствовали себя вправе решать за других…

Таким образом, всякое влияние
неправедно
в том смысле, что оно диктуется не высшими соображениями Божьего промысла, а собственными потребностями» (1998, с. 133). Заявление, прямо скажем, весьма спорное. Если у меня просят совета, как поступить в той или иной ситуации, я, давая этот совет, преследую свои интересы или стремлюсь утвердить факт своего существования? Исходя из высказанной Е. В. Сидоренко позиции любое воздействие (влияние) становится манипулятивным, неправедным, т. е. безнравственным поступком. Зачем же тогда автор среди различных видов влияния выделяет манипуляцию? Что это не так, читатель может убедиться, прочитав главу 6 «Манипуляция». В то же время Е. В. Сидоренко пишет, что «всякое влияние
правомерно,
потому что каждый человек имеет право выражать свои потребности. Важно лишь признавать, что взаимное влияние – это взаимное выражение своих потребностей и в этой борьбе все в равной степени правы» (там же, с. 133-134). Таким образом, любой безнравственный поступок, оказывающий на кого-то влияние (шантаж, угроза, вымогательство), с точки зрения автора оказывается правомерным.

Но перейдем к рассмотрению различных форм воздействия на партнера по общению. Они могут быть неимперативными и императивными, прямыми и косвенными.

Психологическое воздействие в процессе общения и манипуляции

Выполнила: Папулова Александра, ЛМФ-302

Проверила: кандидат филологических наук

Копачева Александра Романовна

  1. Психологическое воздействие в процессе общения………………………..4
  2. Аргументы…………………………………………………………………………………….5
  3. Основные средства и методы психологического влияния………………..6
  4. Искусство манипуляции…………………………………………………………………8
  5. Виды психологического влияния и противодействия………………………9
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….13
    Список источников…………………………………………………………………………….14

Каждый человек хоть раз в жизни поддавался какому-либо психологическому воздействию: будь то воздействие родителей, преподавателей, друзей или даже воздействие абсолютно незнакомых людей. На самом деле, умение воздействовать на людей – это огромное искусство, которому может научиться не каждый человек.

Многие специалисты считали, что личность и коллектив всегда развивались неразрывно друг от друга. Но сейчас люди перестали себя комфортно чувствовать в коллективе из-за перемен в общественных отношениях, поэтому каждый стал бороться только за личное благополучие.

Поэтому в последние годы резко возросла важность знания методов психологического воздействия, и каждый человек пытается по-своему ответить на вопрос, как нужно вести себя в каких-то конкретных ситуациях. А между тем существует огромное количество конкретных технологий, но в нашей работе мы рассмотрим только некоторые из них.

Целью данной работы является выявление некоторых видов психологического воздействия.

Психологическое воздействие в процессе общения

Воздействие всегда реализуется в общении, будь то обычный разговор или — в случае манипулирования общественным сознанием в коллективе — в прослушивании лекции, или же в форме прочитывания какого-либо текста.

Для психологов представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека — ее взаимоотношение с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.

Большинство психологов рассматривают речь как речевую деятельность, проявляющуюся или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования», или «речи про себя»), реализации и контроля.

Понятие «убедить другого» освещается в классической риторике с непременным давлением, использованием «страстей» и т. д. Убеждение достигается через консенсус, т. е. принятие большинством людей высказываний гипнотизера. Понятие консенсуса содержит, конечно, и определенную меру лукавства, поскольку вращается в очень широком диапазоне между «убедить» и «уговорить». Не случайно любое эстрадное выступление гипнотизера начинается с истории гипнологии и описания способностей некоторых людей через слово воздействовать на других.

Очевидно, что слово способно подвигать в равной степени как на правое, так и на неправое дело. В любом случае направленность ораторского дара, несомненно, зависит от нравственного потенциала личности. Однако хочется отметить, что многие эстрадные гипнотизеры действовали по наитию, общая одаренность, талантливость натуры позволили им проявить себя в этом непростом деле. Самых блестящих результатов достигает тот, в ком сочетаются природный ум, глубокие познания, широта кругозора и, безусловно, свободное и органичное владение всеми приемами ораторского искусства.

Известный французский моралист XVIII века, мастер афористического жанра Вовенарг писал о красноречии: «Чтобы говорить изысканно, довольно капельки воображения, памяти и обходительности, но сколь многого требует подлинное красноречие: рассудительности и чувства, бесхитростности и приподнятости, порядка и беспорядка, силы и изящества, кротости и неистовства и т. д.!

Все, что было когда-либо сказано о важности красноречия, лишь в малой степени исчерпывает эту тему. Красноречие оживляет все, без него не преуспеть ни в науках, ни в делах, ни в беседе, ни в сочинительстве, ни даже в погоне за наслаждениями. Оно распоряжается человеческими страстями, пробуждая, успокаивая, направляя и видоизменяя их по своему произволу, все повинуется его голосу, и, наконец, лишь оно само способно воздать себе заслуженную хвалу».

Искусство направлять интеллект и действия предполагает внушение другому мысли, чувства, решения, чтобы овладеть его разумом, сердцем и волей. Влияя на огромные массы людей, оратор формирует мнение, о котором Б. Паскаль говорил, что оно правит миром.

Глубинным психологическим механизмом авторитетности является внушение (лат. autoritos — власть, приказание, влияние). Подавляя противодействие, авторитетность предстает как механизм запрещения и повеления. Она вовлекает в сферу социально-психологических явлений многообразие эмоций. Но не надо представлять себе авторитет только как власть одного или нескольких индивидов над коллективом. Если заглянуть еще глубже, то увидим, что это в известном смысле и обратная зависимость: в конечном счете внушать людям можно только то, что в общем соответствует направлению их потребностей и интересов, их убеждений и воли, а значит, сам авторитет порождается коллективом, общностью и психически индуцирован ими.

В то же время внушение отличается от убеждения. Еще В. М. Бехтерев показал, что внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, не нуждаясь в доказательствах и логике. Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении же достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие, а внушение — преимущественно эмоционально-волевое.

Успех психологического воздействия в общении во многом зависит от тех аргументов, которые приводятся в поддержку выдвигаемых тезисов или утверждений.

Первое требование к аргументам: они должны быть истинными высказываниями. Аргументы — это основания или предпосылки, из которых по правилам логики вытекает тезис. Истинность тезиса гарантируется этими правилами только в том случае, если сами аргументы истинны.

Второе требование: истинность аргументов должна быть установлена независимо от тезиса. Нарушение этого требования называется «кругом в обосновании» или «порочным кругом в доказательстве»: истинность тезиса обосновывается ссылкой на соответствующие аргументы, а достоверность самих аргументов явно или неявно выводится из тезиса. Этот «порочный круг» чаще всего встречается в рассуждениях, имеющих сложную структуру. В таких случаях его обнаружение, как правило, связано со значительными трудностями.

Третье требование к выдвигаемым аргументам: в своей совокупности они должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал тезис. Это требование достаточности аргументов показывает, что принцип «чем больше аргументов, тем лучше» не всегда оправдывает себя. Дело не в количестве доводов, а в их силе и характере их связи с отстаиваемым тезисом. Если тезис логически следует из одного-единственного истинного утверждения, то его одного вполне достаточно для доказательства тезиса.

Эти три требования к аргументам — их достоверность, автономное обоснование и достаточность — иногда дополняют еще требованием внутренней непротиворечивости аргументов. Но очевидно, что оно не является самостоятельным.

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что эффективность психологического воздействии определяется:

  • свойствами человека, проводившего внушение или убеждение (социальный статус, обаяние, волевое, интеллектуальное и характерологическое превосходство);
  • особенностями лица, испытывающего психологическое давление (степень внушаемости);
  • отношениями, складывающимися между ними (доверие, авторитетность, зависимость);
  • способом конструирования сообщения (уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление другими воздействиями).

Основные средства и методы психологического влияния

Психологическое воздействие — это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных (словесных), паралингвистических или невербальных (несловесных).

Вербальные средства воздействия — это слова.

Паралингвистический означает связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью. Например, громкость или быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки. Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов, в одних случаях усиливая или ослабляя его, а в других — изменяя их смысл.

К невербальным средствам общения относятся взаимное расположение собеседников в пространстве (например, расстояние между ними, их перемещения и движения в этом пространстве), их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения друг к другу, а также зрительные, слуховые и иногда обонятельные сигналы, которые один человек вольно или невольно передает другому параллельно с речью. Внешность человека, шум, который он производит, запах духов — все это также невербальные сигналы. Они тоже могут усиливать действие слов, ослаблять или совершенно изменять их смысл.

Парадокс состоит в том, что большинство людей, готовясь повлиять на чье-либо решение или отношение, думают в первую очередь о словах, которые они скажут. Между тем правильнее было бы думать прежде всего о том, как произнести слова и какими действиями их сопровождать.

Инициатор влияния — тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.

Адресат влияния — тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние людей друг на друга, так что в большинстве случаев человек одновременно является и инициатором, и адресатом влияния.

Влияние в межличностном общении нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей или через их посредство. Например, когда руководитель добивается от подчиненных решения важной задачи или достижения цели, он не только получает какой-то социально значимый результат, но и реализует собственную потребность добиваться успеха (избегать неудачи, обходить неопределенности и т. п.).

knyazhinskaya.ru

COMMENTS