Высокий уровень самооценки характеристика

Самооценка

Самооценка, по мнению психологов, и есть то качество, которое позволяет нам достичь невиданных высот и довольства собой или превратить в никчемное существо без каких бы то ни было притязаний.

Определение самооценки звучит так: самооценка — процесс и результат оценивания личностью собственных качеств и достоинств.

Таким образом, самооценка состоит из двух подвидов:

  • самооценка личности — то, как личность оценивает себя и свое положение в жизни;
  • конкретно-ситуативная самооценка — то, как человек оценивает себя в какой-либо конкретной ситуации.

Предметом интереса психологов в обычной жизни чаще всего служит именно первый вид — самооценка личности.

Человек с достаточно высоким уровнем самооценки уверен в себе, не теряется в сложной ситуации и не боится ставить перед собой какие-то сложные и трудновыполнимые цели. И чаще всего ему все удается.

Низкий уровень самооценки, напротив, мешает нам в осуществлении наших желаний и целей.

Что интресно, уровень самооценки человека может совершенно не соответствовать его действительным качествам и возможностям. Это происходит прежде всего потому, что на самооценку влияет множество факторов:

  • мнение и отношение других людей;
  • степень успешности;
  • уровень самооценки, которого стремится достичь человек (притязания);
  • мнение личности о самой себе;
  • эмоциональное состояние;
  • степень уверенности в себе;
  • уверенность или неуверенность в собственной способности адекватно реагировать в сложной ситуации.

Иногда вы можете сами понять, что слишком низко оцениваете себя. Но если вы слишком застенчивы или вас постоянно убеждали (или даже до сих пор убеждают), что вы ни на что не способны, то, скорее всего, у вас даже не возникает мысли усомниться в оценке окружающих. В таких случаях нужна помощь специалиста. Ведь коррекция, начатая вовремя, при вашем, конечно, большом желании, может принести замечательные результаты.

Люди, которые решились на встречу с психологом, учатся смотреть на свои поступки, удачи и неудачи с другой стороны, относиться к себе с большим уважением и доверием.

Для начала психолог определит ваш уровень самооценки. Вам предложат специальные таблицы, с помощью которых психолог выясняет особенности самооценки личности, определяет ее адекватность и дает рекомендации по коррекции.

Адекватная самооценка бывает высокой, низкой или средней. Если речь идет о завышенной или заниженной самооценке, значит, она не подходит под определение адекватной.

Под адекватной самооценкой в данном случае подразумевается верная оценка своих возможностей, способностей и положения в жизни.

Адекватность самооценки определяется психологом путем анализа реальных и желаемых (идеальных) притязаний и возможностей человека. Высокий уровень самооценки обычно характерен для успешных, уверенных в себе людей, ставящих реальные цели и имеющих достаточно сил и умения их достичь

Низкая самооценка формируется у людей слишком стеснительных, стремящихся избегать сложных ситуаций и решительных действий. Тем не менее, оба примера относятся к адекватной самооценке.

Однако случается, что человек слишком высоко оценивает себя и свои возможности, неоправданно возвышает себя над окружающими людьми, или наоборот. Такие люди подпадают под определение личностей с неадекватной завышенной или заниженной самооценкой.

Уровень самооценки человека формируется с детства. Родители, во всем потакающие чаду и захваливающие его буквально по любому ничтожному поводу, вряд ли поступают правильно, так как рискуют вырастить человека с завышенной самооценкой, что в дальнейшем может очень плохо сказаться на нем.

Психологи, изучая особенности самооценки, выявили, что этот фактор может зависеть от возраста и даже пола.

В связи с этим написано множество исследований об особенностях самооценки детей младшего школьного возраста, особенностях самооценки подростков и так далее.

Различные особенности самооценки могут также проявляться в разных ситуациях. Например один и тот же человек способен по разному относиться к себе и определять свои возможности на рабочем месте, в окружении друзей или в повседневной частной жизни.

Самооценка женщины тоже может обладать некоторыми особенностями. На сегодня, к примеру, одной из самых изучаемых тем являются особенности самооценки женщин, страдающих бесплодием.

Самооценка женщины вообще отличается от самооценки мужчин. Главной причиной, считают психологи, является то, что современная женщина, хотя и имеет больше возможностей, все же отказывает себе сознательно в некоторых притязаниях.

Например, на высокий руководящий пост или яркую политическую карьеру позволяет себе претендовать лишь малое количество представительниц прекрасного пола. Зачастую, как уже было сказано, женщина отказывает себе в этом по собственной воле, руководствуясь тем, что данные желания характерны для мужчин и одобряются обществом, как чисто мужские притязания.

Конечно же, этот фактор не самым благоприятным образом влияет на самооценку женщины, тем более, если она имеет достаточно сил и возможностей достичь своей цели.

Тест на самооценку

Как уже говорилось, определение самооценки — работа психолога. Однако если вам интересна эта тема, можно попробовать определить уровень самооценки с помощью популярных тестов на самооценку, адаптированных для широкой публики.

Для этих целей я выбрала несложный тест на самооценку, который вы сможете анализировать самостоятельно.

Вам предлагается ряд вопросов, на которые нужно дать ответы из представленных вариантов. Каждому ответу соответствует определенное количество баллов, которое вам и нужно будет подсчитать после прохождения теста.

  • Почти всегда — 4
  • Часто — 3
  • Бывает — 2
  • Изредка — 1
  • Никогда — 0

Вопросы теста на самооценку

  1. Я подвержена напрасным волнениям.
  2. Я нуждаюсь в поддержке друзей.
  3. Я опасаюсь показаться глупее, чем есть.
  4. Я не уверена в своем будущем.
  5. Я выгляжу хуже других.
  6. Я часто расстраиваюсь из-за того, что люди меня не понимают
  7. Я чувствую себя неуверенно, если мне приходится разговаривать с другими людьми
  8. Я не оправдываю ожиданий других людей
  9. Я часто ощущаю скованность.
  10. Я всегда жду неприятностей.
  11. Я чувствую, что завишу от мнения людей.
  12. Мне кажется, что люди обсуждают меня, стоит мне выйти из помещения.
  13. Я не уверена в собственной безопасности.
  14. Нет никого, кому бы я могла рассказать, о чем я думаю.
  15. Когда я успешно справляюсь с чем-то, другие люди не придают этому достаточного значения.

Анализ теста на самооценку

Ваш результат менее 10 баллов. К сожалению, у вас имеются признаки завышенной самооценки, вам есть над чем поработать. Вы часто ввязываетесь в конфликты, которые возникли с вашей же подачи. Людей отпугивает ваше высокомерие, поэтому вам так трудно завести дружеские и близкие отношения. Постарайтесь правильно определить реальность уровня ваших возможностей и притязаний.

Ваш результат более 30 баллов. Тут тоже есть над чем работать — в противоположность примеру, приведенному выше, у вас явно заниженная самооценка. Постарайтесь относиться к себе с большим уважением и верой в свои силы. Доверяйте людям, и они вам помогут повысить уровень самооценки.

Ваш результат между 10 и 30-ю баллами. Вас можно поздравить — адекватность и уровень самооценки у вас в полном порядке. В сложной ситуации вы вполне способны справиться с собой и даже оказать помощь тем, кто не так уверен в себе.

Этот тест на самооценку, конечно, нельзя считать точной диагностикой вашего уровня, тем не менее, он позволит вам понять, по каким критериям происходит определение самооценки.

От себя хочу добавить — верьте в себя и свои силы. Не позволяйте чужому мнению и обстоятельствам взять над вами верх. Если вы сомневаетесь в адекватности собственной самооценки или хотите повысить ее уровень, лучше всего обратиться к специалисту, который даст индивидуальные рекомендации и поможет справиться с ситуацией.

Помните: часто причиной наших неудач является не невозможность достичь желаемого, а неуверенность в своих силах.

www.charla.ru

Завышенная самооценка — что это значит и как она характеризуется

В психологии специалисты активно используют такой термин, как самооценка. Она оказывает влияние на мысли и поступки человека. Существует ошибочное мнение, что завышенная самооценка – путь к успеху, процветанию и счастью. Чтобы разобраться в тонкостях этого понятия, необходимо не только дать ему определение, но и изучить причины появления, способы диагностики, а также варианты коррекции.

Что означает завышенная самооценка

Завышенная самооценка человека – это искаженное представление его о себе. Оно выражается в ложной переоценки собственных сил и значимости.

Самооценка и отношение к другим людям

Людей с завышенной самооценкой называют нарциссами. Они высокомерны, самонадеянны и горды. Хотя они сами предпочитают считать себя людьми, которые «знают себе цену».

В психологической практике 3 стадии завышенной самооценки

Человек не рождается с определенной стадией самооценки. Она формируется у него в течение всей жизни. Несмотря на негативные характеристики, высокая самооценка – это дуэт плюсов и минусов. С ними можно ознакомиться на картинке.

Плюсы и минусы высокой самооценки

Причина завышенной самооценки

Причины, которые приводят к развитию неправильного восприятия себя у мужчин, женщин и детей, различны. Чтобы понять природу возникновения неадекватного «Я», необходимо детально изучить каждую группу индивидов.

У женщин

Повышенная самооценка у женщин – это образ искаженного «Я», который сформировалс,я исходя из обстоятельств в данный момент времени.

Завышенная самооценка у женщин

Психологи выделяют следующие причины ее появления:

  1. Внешняя привлекательность. Когда девушка расцветает и начинает замечать на себе взгляды мужчин, ее самооценка может возвыситься до «небес».
  2. Если женщина одна работает в мужском коллективе, ее нарциссизм может «активизироваться». Ведь она одна из немногих, кто может трудиться наравне с мужчинами.
  3. Фотографии, отретушированные через фотошоп и набравшие сотни лайков в социальных сетях, могут спровоцировать развитие неадекватной оценки собственного «Я».

Несмотря на то, что женщины реже страдают от завышенной самооценки, именно у них она намного слабее, чем у мужчин. Поэтому девушкам-нарциссам легче избавиться от этого «воздушного замка» и обрести счастье.

У мужчин

Мужчина-нарцисс считает себя центровой фигурой во Вселенной. Его не интересуют интересы и мнения «серой массы». Именно так он воспринимает других людей.

Завышенная самооценка у мужчин

Среди основных причин развития повышенной самооценки можно выделить:

  1. Детские комплексы и травмы. Если ребенок не дополучил в семье любви, ласки, заботы, во взрослом возрасте он может требовать этого от других людей. В каждом человеке мужчина-нарцисс будет видеть прообразы «отца» или «матери», от которых можно получить положительные эмоции.
  2. Желание понравиться девушке может побудить мужчину завышать свои достижения, а также «строить» из себя того, кем не является. Постепенно выдуманный образ «прирастет» к своему хозяину вместе с размытой оценкой собственного «Я».
  3. Финансовая независимость и карьерные достижения могут спровоцировать развитие нарциссизма.

Завышенная, как и заниженная самооценка у мужчин может резко меняться на противоположную, провоцируя депрессии и фрустрации.

У детей

Завышенная самооценка у ребенка может характеризоваться неправильным воспитанием в семье. Часто неадекватным оцениванием себя страдают дети, которые росли без братьев и сестер. Младшие дети также подвержены развитию неадекватной самооценки, но это происходит намного реже.

Завышенная самооценка у детей

Среди основных причин появления нарциссизма можно выделить следующие «недочеты» в воспитании:

  • ребенок в доме – хозяин и центр внимания, поэтому его самомнение возрастает «до небес»;
  • все желания малыша исполняются безукоризненно и в короткие сроки;
  • ребенок не знает слова «Нет» или «Нельзя»;
  • за плохие поступки малыш не несет ответственности.

Постоянное потакание родителей прихотям своего чада приводит к искажению его восприятия собственного «Я». Ребенок теряет «магическую» связь с особенным местом в мире. Он начинает думать, что все вокруг делается только для него.

Основные признаки

Проявление повышенной самооценки у человека отчетливо заметно в общении с окружающими людьми. Самоуверенность негативно сказывается на коммуникации. Среди основных признаков завышенной самооценки можно выделить:

  1. Надменная манера общения. Индивид считает, что говорить на высоких тонах с людьми – это норма. При этом подобного обращения к собственной персоне не приемлет.
  2. Пренебрежительное отношение к критике. Человек с завышенной самооценкой на дух не выносит замечания и поучения в свой адрес. Иное мнение для него будет значить, как попытка унизить и оскорбить.
  3. Нежелание признавать свои ошибки. Индивид не умеет просить прощение и извиняться перед другими людьми.
  4. Желание поучать людей даже в незначительных вещах. Самоуверенный человек думает, что он знает все лучше других, поэтому без его советов никто не справится с возложенными на них задачами.
  5. Неспособность трезво оценить свои силы. Человек с высокой самооценкой, боясь выглядеть беспомощным, слабым и неуверенным, может браться за сложные дела, которые требуют колоссальных усилий и рисков. Из-за собственной самоуверенности любое подобное дело может окончиться крахом.
  6. Нежелание принимать мнение других людей. Индивид с завышенной самооценкой считает, что только он говорит правильные вещи, а все остальные ошибаются. Если в силу каких-либо обстоятельств ему придется принять точку зрения оппонента, он все равно не будет считать ее верной.
  7. В разговоре всегда присутствует местоимение «Я». О чем бы человек ни рассказывал, на первом месте будет фигурировать рассказ от первого лица с личным местоимением. Если в истории участвовали несколько лиц, то при пересказе происшествия речь все равно будет сведена только к одному единственному персонажу с завышенной самооценкой.
  8. Нежелание слушать собеседника. В разговоре люди с повышенной самооценкой часто перебивают оппонента, не дают ему договорить и меняют тему, когда им вздумается.
  9. На первом месте всегда стоят личные интересы. Потребности близких друзей и родных не будут удовлетворены, если они мешают реализации собственных желаний. Поэтому высокий уровень эгоизма – один из основных признаков высокой самооценки.
  10. Нежелание брать ответственность за собственные неудачи. У человека с повышенной самооценкой всегда есть виноватые люди. Если что-то не получается, это только их проделки. Если человек достигает успеха, это исключительно его заслуга.
  11. Растерянность и раздражительность при неудачах. Человека с завышенной самооценкой легко собьет с курса обычный промах в делах, потому что он всегда хочет быть во всем первым и лучшим. Кроме него никто не заслуживает этого звания. Чтобы собраться и снова следовать по намеченному плану, ему потребуется много времени для восстановления настроения и желания действовать.
  12. Желание оставлять последнее слово за собой. При любом общении индивид будет спорить до тех пор, пока оппонент не замолчит и не даст ему вставить «заключительную» речь.

Как корректировать завышенную самооценку

Завышенная самооценка – прямой путь к одиночеству. Из-за нее с человеком не хотят общаться сначала коллеги по работе, потом отдаляются родственники и друзья. В конечном итоге человек остается совершенно один.

Важно! Завышенную самооценку можно и нужно корректировать.

Сравнение адекватной и неадекватной самооценки

Чтобы привести самооценку в норму, необходимо исходить от возраста индивида.

Если речь идет о ребенке, то коррекционная работа должна проводиться в совокупности со следующими рекомендациями:

  1. Родителям необходимо принимать ребенка вне зависимости от наличия у него негативных или положительных качеств.
  2. Забота от близких людей должна исходить 24 часа в сутки. Нельзя лишать малыша тепла и ласки из-за неправильных поступков с его стороны, даже если он совершил плохой поступок.
  3. Не стоит хвалить внешность ребенка, сравнивая ее с другими детьми. Даже если он очень красивый, другие дети не должны быть занижены.
  4. Если социальный статус семьи находится на высшем уровне, нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовал свое превосходство из-за финансового положения.
  5. Не стоит требовать со школьника только хороших оценок в школе. Подростка нужно приучать к восприятию ошибок как к чему-то естественному и нормальному.
  6. Чтобы ребенок мог правильно развиваться, следует учить его ставить перед собой цели и разрабатывать варианты их достижения. Не стоит ставить в пример других детей. Это может понизить самооценку юной личности.
  7. Не стоит ограждать его от трудностей. Именно они помогут сформировать у малыша ощущение собственных возможностей. Бороться должен уметь каждый человек – нельзя лишать его этого опыта.
  8. Необходимо учить детей брать на себя ответственность за совершенные поступки. Любое действие имеет последствия, об этом ребенок должен помнить.

Психокоррекция самооценки у взрослого человека требует более тщательного подхода.

Важно! Сформировавшийся характер и привычки трудно менять без помощи опытного психолога.

Несмотря на это, существует ряд рекомендаций, которые могут приблизить самооценку человека к ее нормальному состоянию:

  1. Необходимо осознать наличие проблемы – завышенной самооценки.
  2. Не стоит агрессивно относиться к мнению окружающих. Нужно стараться выделить в каждом из них несколько достоинств, которые обязательно пригодятся в жизни.
  3. Не следует обижаться на критику. Конструктивные замечания всегда можно принять к сведению.
  4. Не стоит винить в неудачах других людей. Если дело потерпело крах, следует в первую очередь проанализировать свои действия, выявить ошибки и сделать выводы на будущее.
  5. Не нужно идеализировать себя и людей. У каждого есть свои положительные и отрицательные стороны. Наличие недостатков – не повод заниматься самобичеванием или критикой других.
  6. Не стоит сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек – личность со своим «набором» качеств, интересов, взглядов. Нет двух одинаковых людей. Стать другим – не получится, поэтому сравнением заниматься бессмысленно.
  7. Необходимо учиться прощать, просить помощь, извиняться. Каждый может ошибиться, оступиться или вспылить.

Невозможно насильно заставить взрослого человека изменить свою самооценку. Любые попытки могут столкнуться с агрессией и конфликтом с его стороны. К решению измениться он должен прийти сам. Только в этом случае можно ожидать положительного исхода.

Как общаться с такими людьми

Общение с нарциссами – довольно сложное занятие, ведь мало кому понравится постоянно быть плохим, неправым и неинтересным.

Важно! Не стоит бояться ставить людей с завышенной самооценкой на место.

Не нужно робеть при общении с нарциссом

Все общение с нарциссом должно базироваться на собственной уверенности в себе. При беседе с таким человеком необходимо придерживаться следующих правил:

  • не нужно бояться отстаивать свое мнение;
  • не следует повышать тон при разговоре;
  • язык тела необходимо держать под контролем;
  • не нужно переходить на оскорбления;
  • не следует принимать близко к сердцу все, что говорит нарцисс.

Общение с нарциссом должно быть максимально непосредственным и точным. При назревании конфликта лучше завершить диалог.

Влияние высокой самооценки на жизнь

Высокая самооценка не приносит человеку счастья. Нарциссы пытаются убедить окружающих в обратном, но этим они еще хуже делают себе.

Повышенная самооценка – путь к одиночеству

Повышенная самооценка негативно влияет на все сферы жизни человека:

  1. Она не позволяет человеку расслабиться и насладиться моментом «здесь и сейчас». Постоянное чувство неудовлетворенности собой стимулирует к самобичеванию, критике и внутреннему напряжению.
  2. Из-за постоянного страха совершить ошибку или попросить помощи нарциссы попадают в ситуации, из которых не могут выйти. Это может стать причиной развития фрустрации.
  3. Нарциссы стремятся достичь высокого социального статуса и финансовой независимости. Достижения не приносят радости, так как все время возникает ощущение «Я могу лучше, я приложил мало усилий». Все победы обесцениваются, а на душе остается только пустота.
  4. Отношения с окружающими выстраиваются трудно. Из-за высокой самооценки нарциссы редко заводят семью и друзей. Межличностные аттракции если и возникают, то быстро сходят на «нет».

Каждый человек обладает самооценкой. Неадекватное восприятие себя ведет не только к внутренней дисгармонии, но и внешним проблемам с окружающим миром. Лучше заранее позаботиться о себе и привести свою самооценку в норму.

srazu.pro

САМООЦЕНКА – ЧТО ЭТО ТАКОЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ И УРОВНИ. КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М.

В процессе своей жизнедеятельности каждый индивид как социальное существо на постоянной основе получает оценку своим действиям и поступкам как со стороны окружающих, так и от общества в целом. Именно на основе таких оценок происходит формирование самооценки , которая в свою очередь оказывает значительное влияние на работу таких психических компонентов как самодисциплина и самоконтроль. То, как человек относится к себе, «программирует» его на дальнейшие действия. Самовосприятие играет значимую роль в жизни каждого индивида, поэтому не стоит упускать его из виду. Базовые знания об этом не повредят, а пойдут всем лишь на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и поспособствуют их коррекции.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М.

Self-esteem – what it is: the concept, structure, types and levels. Self-esteem correction

In the course of their life activity, each individual as a social being on an ongoing basis receives an assessment of his actions and actions both from those around him and from society as a whole. It is on the basis of such assessments that the formation of self-esteem takes place, which in turn has a significant impact on the work of such mental components as self-discipline and self-control. The way a person treats himself “programs” him for further actions. Self-perception plays a significant role in the life of each individual, so do not lose sight of him. Basic knowledge of this does not hurt, and will only benefit all. They will help highlight problem points and contribute to their correction.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА – ЧТО ЭТО ТАКОЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ И УРОВНИ. КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ»

Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция

Self-esteem – what it is: the concept, structure, types and levels. Self-esteem correction

Студент 2 курса, институт теплоэнергетики, Казанский государственный энергетический университет

РФ, г. Казань e-mail: gulyabaeva@bk.ru

2nd year student, institute of Power Engineering, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: gulyabaeva@bk.ru

кандидат социологических наук, ст.преподаватель каф. Менеджмент Казанский государственный энергетический университет

РФ, г. Казань e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Candidate of Sociological Sciences, senior lecturer, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: dinara.mm@yandex.ru

В процессе своей жизнедеятельности каждый индивид как социальное существо на постоянной основе получает оценку своим действиям и поступкам как со стороны окружающих, так и от общества в целом. Именно на основе таких оценок происходит формирование самооценки, которая в свою очередь оказывает значительное влияние на работу таких психических компонентов как самодисциплина и самоконтроль. То, как человек относится к себе, «программирует» его на дальнейшие действия. Самовосприятие играет значимую роль в жизни каждого индивида, поэтому не стоит упускать его из виду. Базовые знания об этом не повредят, а пойдут всем лишь на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и поспособствуют их коррекции.

In the course of their life activity, each individual as a social being on an ongoing basis receives an assessment of his actions and actions both from those around him and from society as a whole. It is on the basis of such assessments that the formation of self-esteem takes place, which in turn has a significant impact on the work of such mental components as self-discipline and self-control. The way a person treats himself “programs” him for further actions. Self-perception plays a significant role in the life of each individual, so do not lose sight of him. Basic knowledge of this does not hurt, and will only benefit all. They will help highlight problem points and contribute to their correction.

Ключевые слова: самооценка, заниженная самооценка, повышенная самооценка, коррекция самооценки.

Key words: self-esteem, low self-esteem, increased self-esteem, correction of self-esteem.

Человек по своей сущности является частью социума, и для него большое значение имеет отношение окружающих, оценка его способностей, качеств и внешнего вида. Но и не менее нам важна и самооценка, отношение к самому себе, которое формируется в течение всей жизни. От уровня оценки своих собственных

достоинств и недостатков зависит то место в социальной иерархии, которое мы занимаем, а также уверенность в себе и степень социальной активности.

Так что же такое самооценка? В психологии самооценка рассматривается как совокупность представлений человека о себе, которое сформировалось на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют очень большую роль в формировании образа собственного «Я».

Осознанно или несознательно, но мы всегда сравниваем себя с окружающими и оцениваем с таких позиций, как «лучше», «хуже», или «такой же как и все». В первую очередь оцениваются значимые, важные для общества качества. К примеру, для юноши дворянского сословия первой четверти 19 века было вполне нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку по сравнению с другими молодыми людьми. А для современной молодежи это качество утратило свою актуальность, поэтому и не оценивается.

Из этого следует, что в основе самооценки лежат социально значимые ценности, без которых невозможно осознавать себя личностью, достойной уважения в данном обществе и в данное время.

Разумеется, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают такие ситуации, когда мы нравимся себе, а в другое время какой-либо поступок заставляет переживать крайнее недовольство, и мы занимаемся самоосуждением. Однако, самооценка как часть самоосознания личности – это устойчивое образование, которое может меняться, но при этом не завися от ситуативного отношения к себе. Самооценка как раз-таки корректирует это отношение:

• Человек с высокой самооценкой скажет: «Как же я смог поступить таким образом, это ведь для меня совсем не свойственно», и постарается забыть об этой оплошности.

• Человек с низкой самооценкой, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках. Он будет долго корить себя за них, думая, что «по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяют две разновидности самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым обращая внимания на то, что многим людям привычно оценивать себя чуть выше среднего, это скорее норма, нежели отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем самих себя.

Адекватная самооценка так или иначе правильно отражает способности и качества личности, другими словами это реальное представление человека о самом себе, которое соответствует действительности. Такие представления могут быть как положительными, так и отрицательными, поскольку люди не идеальны.

Самооценка влияет на поведение человека, а также на его отношение к самому себе и к другим. Так, при адекватной самооценке, индивид:

• Правильно взвешивает соотношение своих потребностей и способностей;

• Может критически посмотреть на себя со стороны

• Ставит перед собой разумные цели, которых в будущем сможет достичь;

Неадекватная самооценка в свою очередь бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности так же бывает разных уровней. Самооценка чуть выше или ниже среднего – достаточно распространенное явление, она почти никак не проявляется в поведении человека, не мешает его жизни и способности взаимодействовать с другими индивидами. Определить девиацию в данном случае можно только при прохождении специальных психологических тестов. Самооценка же чуть выше среднего в коррекции не нуждается, поскольку человек заслуженно ценит и уважает себя.

Бывают такие случаи, когда самооценка далека от оптимальной (значительно выше или ниже среднего уровня). Тогда она оказывает пагубное влияние на поступки человека и может привести к неадекватному поведению.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с завышенной самооценкой можно легко заметить – они стремятся быть у всех на виду, стараются доминировать и взять всю ответственность в свои руки. Для таких индивидов свойственны следующие качества:

• Не воспринимают критику со стороны окружающих, их раздражает чужое мнение;

• Имеют комплекс превосходства над остальными, считая себя во всем правыми;

• Отвергают поддержку и помощь;

• В частности в своих неудачах и невзгодах обвиняют других;

• Имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим;

Бытует мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, нежели заниженную. В свою очередь все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя и свои способности, могут быть отнюдь неприятны.

Людей с самооценкой значительно ниже среднего уровня не всегда можно заметить. Они не стремятся ко всеобщему вниманию и могут казаться скромными. В процессе общения с такими людьми можно заметить их отрицательные качества:

• Зависимость от мнения окружающих и постоянная потребность в их одобрении;

• Нерешительность и чрезмерная осторожность;

• Излишняя требовательность к себе и окружающим;

• Мелочность и завистливость;

Самооценка такого рода также делает людей эгоистичными, только это другой эгоизм. Такие люди настолько погружены в свои неудачи, одержимы жалостью к себе, что не могут заметить проблем своих близких. Очень часто встречаются такие случаи, что люди с заниженной самооценкой не способны ни уважать, ни любить

Психологи в структуре самооценки выделяют два компонента: эмоциональный и когнитивный

Эмоциональный компонент – это отношение человека к себе и своим собственным проявлениям. Те эмоции, которые мы испытываем к себе, порой бывают противоречивы: любовь и неприятие себя, самоуважение или же его отсутствие.

Когнитивный компонент включает в себя знания индивида о самом себе, своих возможностях, способностях, слабых и сильных сторонах. Данный компонент формируется в процессе самопознания и значительно влияет на уровень самооценки в будущем.

Различия этих двух компонентов носит чисто теоретический характер, в реальной жизни они сосуществуют в тандеме – наши представления о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает неудобства и проблемы как самому человеку, так и его окружению. Можно ли винить индивида в неправильном представлении о самом себе? И под влиянием каких факторов формируется самооценка?

Основы самооценки формируются еще в детстве, именно с того момента, когда ребенок осознает свое

«Я», и когда он начинает сравнивать себя с другими малышами и взрослыми. В дошкольном, да и в младшем

школьном возрасте дети еще не могут правильно оценивать свои качества и свое поведение. Особое развитие

самооценки идет именно в подростковом возрасте. В научной литературе подростковый возраст характеризуется как кризисный, в это время происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом возрасте подросткам свойственна особая чувствительность, беспокойство и раздражительность[1]. Можно сказать, что оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых, поскольку это именно они оказывают значительное влияние на подростков. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки у детей. Психологи считают, что похвала и поощрение приносят больше пользы, нежели постоянные выговоры и наказания. Суть в том, что отрицательные эмоции мы переживаем гораздо сильнее по сравнению с положительными, и неприятные ощущения дольше хранятся в нашей памяти. Так сложилось в процессе эволюции.

На формирование самооценки так же влияют и индивидуальные особенности человека. К примеру, люди с более чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач нежели менее эмоциональные. Можно сказать, что индивидуальные особенности личности влияют на формирование самооценки, но ее вектор задает социальная среда.

Возможность изменения самооценки в адекватную сторону волнует многих. Особенно это касается взрослых, казалось бы уже зрелых и состоявшихся личностей. Это осознание приходит, когда человек понимает, что неадекватная оценка своих сил и способностей начинает мешать ему в достижении его целей, и к тому же плохо влияет на отношения с другими индивидами.

В процессе повышения самооценки важную роль играют одобрение и похвала окружающих. Для этого найдите себе хобби или увлечение, в котором вы сможете преуспеть, и не стесняйтесь демонстрировать успехи, которых вы достигнете.

Список используемой литературы:

1.Шакирова Д.М «Роль социального окружения в формировании делинквентного поведения»// «Вестник экономики, социологии и права»№1

2.Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983

3.Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989

4.Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М., 2003 – 656 с.

5.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986

cyberleninka.ru

Самооценка личности

Осознание человеком самого себя, своих умственных способностей, поступков, мотивов, физических возможностей, отношения к другим людям и себе – и есть самооценка личности. Она является неотъемлемой частью самосознания и включает умение оценить свои силы, возможности, отнестись к себе критически.

Уровни самооценки личности

В ходе своего существования в социуме человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. Также он сопоставляет свои собственные успехи с достижениями коллег и знакомых. Этот анализ своих возможностей и достижений проводится по отношению ко всем качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе. Таким образом, еще с самого детства у человека происходит формирование самооценки личности. Влияя на поведение, деятельность и развитие индивида, его взаимоотношения с другими людьми, она выполняет регулятивную и защитную функцию.

Существует три уровня самооценки личности:

  • Наличие у человека низкого мнения о себе. Нередко заниженная самооценка формируется еще в детстве под влиянием и оценкой родителей. Впоследствии она закрепляется окончательно под воздействием окружающего социума. У таких людей часто наблюдается проблема самооценки личности;
  • Нормальный уровень понимания собственного потенциала. Обычно присущ уверенному в себе человеку, который успешно ставит цели и легко достигает их в карьере, бизнесе, творчестве и личной жизни. При этом он знает себе цену, осознает свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. Также адекватная самооценка личности позволяет развивать инициативность, предприимчивость, способности к адаптации в различных условиях социума;
  • Высокий уровень самооценки. Наблюдается у большинства людей, достигших значительных успехов в какой-либо области – политике, бизнесе, искусстве. Однако также распространены случаи наличия завышенной самооценки, когда человек придерживается необоснованно высокого мнения о себе, своих талантах, способностях и возможностях. Хотя, на самом деле его реальные успехи значительно скромнее.

Кроме того, психологи выделяют общую, частную (личностную) или конкретно-ситуативную самооценку личности. Дело в том, что человек может себя оценивать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации, например, на работе или в семье. Поэтому и результаты в этом случае бывают совершенно противоположные. Что касается общей самооценки, то она более сложная и формируется позже других.

Также существуют определения стабильной или плавающей самооценки. Она зависит как от эмоционального состояния, так и от других дополнительных условий.

Формирование самооценки личности

Мнение человека о себе является довольно сложной психологической конструкцией. Процесс формирования самооценки личности протекает в ходе становления внутреннего мира и проходит различные этапы. Таким образом, можно сказать, что в течение жизни самооценка человека постоянно изменяется, становится более совершенной. Источником оценочных представлений является социокультурное окружение, реакции общества на какие-то проявления характера, действия, а также результаты самонаблюдения.

Важную роль в формировании понимания своих возможностей играет сопоставление реального образа «Я» с идеальным, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Причем чем меньше разрыв между тем, что есть на самом деле и идеальным образом, тем весомее признание собственных достижений. Также существенное влияние в ходе становления самооценки личности оказывают реальные достижения в самых разнообразных видах деятельности.

Психологи выделяют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудач. В первом случае человек имеет более позитивный настрой, его не очень сильно волнует мнение других людей. Во втором случае он больше склонен к осторожности, старается не рисковать и постоянно ищет в жизни подтверждение своим страхам. Такой тип поведения не позволяет поднять свою самооценку.

Следует подчеркнуть, что самооценка личности всегда носит субъективный характер. Причем это происходит независимо от того, формируется ли она под влиянием собственных суждений индивида о самом себе или мнения других людей.

В основном у человека складывается адекватное мнение о себе, или неадекватное, то есть ошибочное. В этом случае говорят о наличии проблемы самооценки личности. Такого человека постоянно преследуют какие-то проблемы, нарушается гармоничность развития, он часто вступает в конфликты с окружающими. Кроме того, осознание реальных возможностей довольно сильно влияет на формирование тех или иных качеств. Например, адекватная самооценка личности способствует формированию самокритичности, уверенности в себе, настойчивости, требовательности. А неадекватная – излишней самоуверенности или, наоборот, неуверенности.

Если человек хочет достигнуть чего-то в жизни, ему необходимо работать над своей самооценкой, объективно осознавая свои силы и возможности, при этом сообразно реагируя на трудности, ошибки и критику.

www.neboleem.net

Психологос энциклопедия практической психологии

Низкая самооценка может быть как адекватной, так и заниженной самооценкой.

Психологос энциклопедия практической психологии

С другой стороны, если автор этих строк займет последнее место в соревновании тяжелоатлетов на Олимпиаде, его самооценка сильно поднимется. Не потому, что он проиграл все состязания, а потому что просто оказаться с олимпийской сборной – уже честь и гордость. Наверное, такие притязания можно считать адекватными.

Диагностика самооценки, уровня притязаний Предлагаемая ниже методика представляет собой вариант известной методики Дембо — Рубинштейн. Данный вариант разработан А. М. Прихожан. Оптимальным

> задавать достаточно широкие вопросы, вовлекающие школьника в разговор;