Задержка психического развития

Причины задержки психического развития у ребенка

Сегодня проблемы задержки психического развития (ЗПР) детей во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт. Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты. Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени. Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, ссоры и насилие в семье ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития. Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши. Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми. Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных страхов. Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

— они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

— их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

— эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены. Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию. Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей. При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

14 комментариев к записи “Задержка психического развития у ребенка”

Здравствуйте! Очень необходима помощь! Мой сын с рождения очень хорошо развивался физически и умственно. Так было примерно до 4-5 лет. Потом папа (видимо из ревности) подключился к его обучению и тут началось… Сначала ребенок почти напрочь забыл многие буквы (буквы знал почти все, т.к. мы играли с буквами по-своему и ему эта игра очень нравилась, но еще не читал, т.к. цели такой не ставили) и начал их с трудом запоминать и путать — это итог папиного обучения ребенка чтению. Следом постепенно затормозились мышление и логика. Это только то, что касается области образования. Про остальные психо-эмоциональные проблемы очень долго рассказывать.

Сейчас ему 8,5 лет. Из одного из лучших он превратился, пожалуй, в худшего ученика в классе, не может запомнить и понять элементарного, а если понял, редко может применить свои знания в самостоятельных и практических работах. В одном и том же задании может ошибаться бесконечное количество раз, выполняя каждый раз его как новое. Почти не проявляет познавательной активности, не пытается, а порой сопротивляется учиться чему-то новому, отрабатывать какие-то навыки. Такое желание может быть лишь вспышкой, до дела редао доходит.

Я подозреваю у него задержку психического развития, проявившуюся на фоне эмоционального давления со стороны отца, который исходится гневом за любую ошибку ребенка, орет и всячески оскорбляет его.

Обращалась к школьному психологу в надежде, что он сможет помочь нам скорректировать возникший недостаток и поможет нашему папе научиться вести себя по-другому, а не так деспотично, как он это делает, покажет отцу, что возникшие проблемы — это не недостаток ребенка, не его лень и нежелание, а следствие неверного и чрезмерно грубого обращения с ребенком.

Часто возникают мысли о том, чтобы забрать детей и уйти. Но детям нужен отец. Тем более, что он очень хороший отец, когда не испытывает приступов гнева. Дети любят его, он хорошо и грамотно может рассуждать, прекрасно организовывает досуг детей. Когда ходил к школьному психологу, то произвел на последнего очень хорошее впечатление. Может, поэтому педагог не увидел проблем? Но проблема есть, и она усугубляется.

Я в отчаянии и не знаю, что делать. Вчера сын несколько раз сказал, что повесится, если папа снова станет так кричать.

Я много пишу об учебе не потому, что меня очень волнуют его оценки и хочу сделать из него отличника, а потому, что это самые наглядные примеры, которые проще и лучше всего демонстрируют проблемы и недостатки, с которыми мы столкнались. Это: низкий уровень внимания, запоминания, возможно концентрации и переключения. Ему нужно все говорить, что делать, сам он редко проявляет инициативу, очень медлительный. Иногда случаются проблески, но лишь как краткосрочные озарения. Иногда мой сын начинает производить впечатление умственно-отсталого. Педагоги, работавшие с ним в д/саду (до подготовительной группы) не верят в то, что он может плохо учиться и плохо усваивать программу. Но это факт, который сильно беспокоит меня, потому что я связываю его именно с психическим развитием, а точнее теми факторами, которые на это повлияли: деспотическое, жестокое обращение отца, завышенные требования с его стороны, его желание скорее сделать ребенка взрослым и проч.

Муж ко мне плохо прислушивается. Вот и надеялась на школьного психолога. Может, в его профессиональные обязанности не входит подобного рода работа? Тогда подскажите, пожалуйста, куда обратиться? И верно ли вижу, что у ребенка ЗПР?

Здравствуйте, Серафима. Рекомендуем получить консультацию у детского психиатра и невролога, а для личного ознакомления рекомендуем статью:

Добрый день , а есть ли подобный диагноз у взрослых. Мне 30 лет. Друзей практически нет, девушки нет и не было. После окончания школы общался практически только с мамой. Ни в вузе учился долго периодически отчисляли и заново поступал. В итоге закончил ВУЗ только в 27 лет. После этого устроился на работу и начались подвижки в коммуникативных навыках. Тем не менее не ощущаю себя на 30 лет, а скорее подростком-юношей лет на 20 максимум. Очень застенчив в общении до сих пор. Не может ли это быть связано с задержкой психического развития? Насколько это критично и есть ли какой-то шанс что это пройдет (застенчивость).

Здравствуйте, Макс. С застенчивостью, ставшей чертой характера, необходимо бороться с помощью повышения самооценки и самомотивации «я смогу», «я это сделаю». Ваша особенность никакого отношения к зпр не имеет, которая проявляется в неспособности к умственной деятельности.

«Насколько это критично и есть ли какой-то шанс что это пройдет (застенчивость).» Застенчивость или неловкость, вследствие собственной неуверенности или недостатка социальных навыков, устраняется методом тренировки и каждодневным преодолением себя, пока поведение не войдет в привычку. Для более детального ознакомления с Вашей проблемой рекомендуем ознакомиться:

Спасибо большое, буду читать.

Добрый день! Помогите советом, куда можно обратиться. У нас внук возраст 2 года, не разговаривает, сидеть и ходить начал с большим опозданием. Очень любознательный и общительный мальчик, но в 2 года не реагирует на вопросы, т.е. почти на все. Например может показать собачку, может не показать. Не реагирует на имена, просьбу показать что-то, сделать что-то. Тревогу начали бить с 6 месяцев, сначала невролог в поликлинике успокаивала, говорила, что все в норме. А сейчас говорят ждите, может быть все нормализуется. Но ведь время уходит! Проехали всех врачей в Самаре, всех целителей в Самарской области и не только. Не смогли попасть на прием только к доктору остеопату Еремину. С уважением, Владимир.

Добрый день, Владимир. Рекомендуем обратиться за помощью к неврологу, психологу, нейропсихологу, дефектологу-логопеду.

Вы правильно делаете, что пассивно не дожидаетесь, когда ваш малыш сам заговорит. Необходимо, чтобы с ребенком дома занимались и проводили занятия для стимуляции развития и формирования скоординированной работы различных структур мозга. Например, развивая мелкую моторику рук можно добиться речевой активности у ребенка. Упражнения достаточны просты: следует давать малышу разминать пластилин, тесто, глину; нажимать на резиновую грушу, получая струю воздуха; мять бумагу или ее рвать; сортировать мелкие предметы; пересыпать сыпучие материалы; опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком; играть с конструктором (чтобы принцип соединения деталей был различным); собирать пазлы, играть в мозаику, нанизывать бусины на шнурок, расстегивать и застегивать липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии и прочее.

Здравствуйте! Большое спасибо за статью! Мы хотим взять девочку 6 лет из приюта под опеку. Психологи там говорят, что у неё задержка эмоционального развития, то есть сейчас она как в 4 года. Можно ли ей помочь и со временем развить, улучшить ситуацию при условии её жизни в семье?

Задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – боязливостью, неуверенностью, плаксивостью, несамостоятельностью и прочее.

Оздоровительно-коррекционная работа с таким ребенком включает следующие направления:

— лечебно-оздоровительные мероприятия, включающие медикаментозное лечение;

— строгое чередование отдыха и учебы, лишний день отдыха от занятий; в течение занятий давать ребенку отдыхать, меняя виды деятельности;

— психо-коррекционные мероприятия, которые будут направлены на коррекцию негативных тенденций (повышение уровня самооценки, коррекция страхов и т.д.) и формирование навыков учебно-познавательной деятельности.

Спасибо вам большое за ответ! Значит, соблюдая все эти указания, можно выровнять ребенка до его реального возраста?

Теоретически возможно, но нередко эмоциональные нарушения сопровождаются другими заболеваниями, например астеническим синдромом, что очень осложняет коррекционную работу.

Добрый вечер, очень прошу помочь нам. Внучка 3 года не разговаривает. Мы ездили в Китай полечить, нам сказали может быть у нее аутизм, у нас мало докторов, поэтому мы на Вас надеемся. Как можно общаться с ней, может ли она когда-нибудь заговорить. Прошу, помогите пожалуйста найти хорошего логопеда и связаться с ним. Жду Вас, с уважением из Монголии.

Добрый вечер, Nergui. То что Ваша внучка не разговаривает — это еще не означает, что у нее аутизм.

Обычно речь у аутичного ребенка проявляется довольно рано, а уже в дальнейшем сходит на нет.

Старайтесь больше эмоционально общаться с девочкой, читайте детские книги, рассматривайте вместе картинки, играйте с ней, давайте возможность лепить из пластилина, песка, глины, рисовать красками. Это позволит развить мелкую моторику рук, что напрямую связано с развитием речевой функции и она обязательно заговорит.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией. Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

 

Задержка психического развития у детей: как понять, что ребенок особенный

Диагноз задержка психического развития ставится преимущественно в дошкольном или школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с проблемами в обучении. При своевременной коррекции и медицинской помощи возможно полное преодоление проблем в развитии, но ранняя диагностика патологии довольно затруднительна.

Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера.

ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделить на биологические и социальные.

К биологическим причинам относятся:

  • поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода;
  • недоношенность, симптомы желтухи;
  • гидроцефалия;
  • пороки развития и новообразования головного мозга;
  • эпилепсия;
  • врожденные эндокринные патологии;
  • наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна;
  • тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис);
  • заболевания сердца, почек;
  • рахит;
  • нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).

К социальным причинам можно отнести:

  • ограничение жизнедеятельности малыша;
  • неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность;
  • частые психотравмы в жизни ребенка.

Признаки ЗПР можно заподозрить, обратив внимание на особенности психических функций:

  1. Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух.
  2. Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
  3. Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.
  4. Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.
  5. Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.

Психология детей с задержкой психического развития

  1. Межличностное общение: дети без отклонений в развитии общаются с отстающими малышами редко, не принимают их в игры. В группе сверстников ребенок с ЗПР практически не взаимодействует с окружающими. Многие детки предпочитают играть отдельно. На уроках дети с ЗПР работают в одиночестве, сотрудничество бывает редко, общение с другими ограничено. Отстающие дети в большинстве случаев общаются с детьми младше себя, которые лучше их принимают. Некоторые малыши вовсе избегают контакта с коллективом.
  2. Эмоциональная сфера: дети с ЗПР эмоционально неустойчивы, лабильны, внушаемы и несамостоятельны. Они часто пребывают в состоянии тревоги, беспокойства, аффекта. Им присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций. Может наблюдаться неадекватная жизнерадостность и подъем настроения. Дети с ЗПР не могут охарактеризовать свое эмоциональное состояние, затрудняются при идентификации эмоций окружающих, часто бывают агрессивными. Таким детям присуща заниженная самооценка, неуверенность, привязанность к кому-то одному из сверстников.

В результате проблем в эмоциональной сфере и сфере межличностных отношений дети с ЗПР часто предпочитают одиночество, они разуверены в себе.

Согласно классификации К. С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу ЗПР бывает следующих видов:

  1. Задержка развития конституциональной этиологии – неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития.
  2. ЗПР соматогенной этиологии – возникает вследствие тяжелых заболеваний, перенесенных в период раннего детства.
  3. ЗПР психогенной этиологии – является результатом неблагоприятных условий воспитания (гиперопека, импульсивность, лабильность, авторитаризм со стороны родителей).
  4. ЗПР церебрально-органической этиологии.

Последствия ЗПР больше отражаются на психологическом здоровье личности. Если проблема не корректируется, малыш продолжает отдаляться от коллектива, у него снижается самооценка. В будущем социальная адаптация таких детей затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР ухудшается письмо, речь.

Ранняя диагностика ЗПР затруднительна. Это обусловлено тем, что для подтверждения диагноза необходим сравнительный анализ психического развития ребенка с нормами возраста.

Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.

Психическое развитие включает оценку следующих критериев:

  • речевое и предречевое развитие;
  • память и мышление;
  • восприятие (знание предметов и частей тела, цветов, форм, ориентация в пространстве);
  • внимание;
  • игровая и изобразительная деятельность;
  • уровень навыков самообслуживания;
  • коммуникабельность и самосознание;
  • школьные навыки.

Для обследования используют денверовский тест, шкалу Бейли, тест IQ и другие.

Дополнительно могут быть показаны следующие инструментальные исследования:

Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-коммуникативной и когнитивной сферы. Суть ее заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом, психиатром.

Если психокоррекции недостаточно, ее подкрепляют медикаментозным лечением с ноотропными препаратами в основе.

Основные препараты для медикаментозной коррекции:

  • Пирацетам, Энцефабол, Аминалон, Фенибут, Церебролизин, Актовегин;
  • Глицин;
  • гомеопатические препараты – Церебрум композитум;
  • витамины и витаминоподобные средства – витамин В, Нейромультивит, Магне В6;
  • антиоксиданты и антигипоксанты – Мексидол, Цитофлавин;
  • общетонизирующие препараты – Когитум, Лецитин, Элькар.

Чтобы избежать ЗПР, нужно придерживаться простых правил:

  • создать благоприятные условия течения беременности и родов;
  • создать дружественную обстановку в семье;
  • пристально следить за состоянием ребенка с первых дней жизни;
  • своевременно лечить любого рода заболевания у малыша;
  • заниматься с ребенком и развивать его с раннего возраста.

Немаловажное значение в профилактике ЗПР отводится телесно-эмоциональному контакту мамы и малыша. Объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир.

  1. Существует 2 опасные крайности, в которые впадают многие родители детей с ЗПР – гиперопека и безразличие. И в первом, и во втором варианте развитие личности тормозится. Гиперопека не позволяет малышу развиваться, так как все за него делают родители, относятся к школьнику как к маленькому. Безразличие со стороны взрослых отбирает у ребенка стимул и стремление развиваться и учиться чему-то новому.
  2. Существуют специальные школы для детей с ЗПР или отдельные классы в общеобразовательных школах, имеющие в основе коррекционно-развивающую модель обучения. В спецклассах созданы оптимальные условия для обучения особенных детей – малая наполняемость, индивидуальные занятия, которые позволяют не упустить психологические особенности ребенка, полезные для его развития.

Чем раньше родители обратят внимание на отставание в психическом развитии или перестанут его отрицать, тем выше вероятность полной компенсации недостатков эмоциональной и когнитивной сферы. Своевременная коррекция предотвратит будущие психологические травмы, связанные с осознанием своей несостоятельности и беспомощности в потоке общего обучения.

У дочки в 6 лет поставили диагноз ЗПР. До 12 лет были серьезные проблемы в общении и социальной сфере. Но к 13 годам все резко сменилось в лучшую сторону. Появилось много подружек, намного лучше стала успеваемость.

Моему сыну ЗПР поставили во втором классе, по причине плохой речи и отставания по русскому языку и литературе. Мы продолжили обучение в обычном классе. Друзей у сына было много, занимался спортом, играл с другими детьми. После открытия в нашей школе спецкласса, перевели сына туда. При поступлении учителя там очень удивились, почему к ним направили абсолютно нормального ребенка. Ситуация разрешилась только после комиссии в департаменте образования, на которой признали ребенка здоровым. Сейчас учимся в 6 классе в общеобразовательной школе.

Здраствуйте!подскажите пожалуйста если у ребёнка купированы судороги через сколько времени должно пойти развитие у ребёнка? Заранее спасибо

Здравствуйте Ольга Алексеевна!Во сколько Ваша дочка,пошла в школу?Как можно с Вами связаться.

Здравствуйте. Вашему сыну нужна комплексное лечение, начиная от невролога и заканчивая психотерапевтом, нужно ещё занятие коррекционное у педагога — психолога. С уважением, Максим.

Обратиться к неврологу,при нарушениях он выпешет лечение,которое направлено на причину,т.к у ребенка поврежден головной мозг и это надолго!

Дочери 6 лет. Ставят диагноз ЗПР. Общение с другими поддерживает. Разговаривает плохо,лечение проходили,но результата нет. В садике логопед занимается. На следующей год в школу. Боюсь что там дети будут избегать общения,т.к. бывает говорит невнятно. Какое лечение можно пройти,в нашем городе нет хорошего невропатолога?

Здравствуйте! Моему ребенку 2года 10 мес. , в 3 мес поставили диагноз ритенапатия 5 степени (слепота), сейчас ставят ЗПРР, ребенок не говорит, лишь повторяет звуки, то есть целенаправленно не разговаривает, на контакт не выходит, со сверстниками не играет, кроме меня никого к себе не подпускает, не самостоятельный, ничего сам делать не хочет, не понимает меня… Это вылечивается, по какой причине он меня не понимает, или просто лениться?

Здравствуйте Еркежан. моему сыну 4,5 года. Тоже ставили ЗПРР и СДВГ. тоже издавал звуки, сейчас словарный запас болше, поет песни немного и соображает лучше. Раньше в контакт не входил, сейчас наоборот. Проходили лесение в Евпатории у невропатолога. эффект очень хороший.

Ребенку нужна пощь в лечении у невролога,у других специолистов и это надолго,а вы лениться,!

Добрый вечер.Я хочу взять из детского дома девочку, вроч говорит что у нее психологическое и речевой отставание в развитии, девочке 2 годика, она не разговаривает и эмоций мало, но ей интересны игрушки на сообразительность, а мяч ей не интересен, сама одевается, обувается, кушает.В детский дом она попала в 1год и 5 месяцев, родители не благополучные. Неужели у ребенка ЗПР

Милая Светлана,уважаю таких сильных людей, как вы. Но подумайте много раз,хватит у вас сил душевных,хватит ли сил у вашего мужа,быть с вами и ребенком с проблемами. Моя прабабушка говорила,что если своих Бог не дал….У нас ребенок 2,10 пока ЗРР.Спасибо мужу,много работает,всегда поддерживает материально,но морально….несколько раз хотел уходить.При всем том,что ребенок его и у нас » цветочки» ,по сравнению с вашим случаем.Эмоций мало…у нас до года было,у вас случай покруче+ гены(((

Последние комментарии

Вчера у дочки утром заболело горло, но в школу я ее отправил.

О, дочке как раз 2.3, попробуем сопелку тогда. Она у меня зв.

С 2 лет можно наклеивать сопелку на одежду и ребенку будет л.

А вы лежали где то? Когда Ее откачивали.

Траумель нельзя грудным детям, в инструкции написано.

  • Микролакс от запоров у детей — рекомендации по применению (127 чел.)
  • Трахеит у детей, его симптомы, как вылечить ребенка от трахеита (158 чел.)
  • Остеопороз у ребенка — что это такое и как лечить хрупкость костей (436 чел.)

Информация нашего сайта не является руководством по самостоятельной диагностике и лечению заболеваний.

Администрация сайта не несет ответственности за использование информации. При наличии симптомов заболеваний обращайтесь к лечащему врачу.

Источники:
Задержка психического развития
Задержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования функций психики, а именно процессов памяти и внимания
http://psihomed.com/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-rebenka/
Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР). Симптомы. Диагностика. Что делать при диагнозе задержка психического развития (ЗПР). Консервативное лечение и операции. Платные и бесплатные клиники, в которых лечится задержка психического развития (ЗПР).
http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/mental-retardation
Задержка психического развития у детей как понять, что ребенок особенный
ЗПР у детей диагностируется преимущественно в период школьного обучения, реже в дошкольный период. Постановка диагноза основывается на комплексном исследовании когнитивной и эмоционально-волевой сферы.
http://doktordetok.ru/nevrolog/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-detej-kak-ponyat-chto-rebenok-osobennyj.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как мужчина проявляет свою любовь Как мужчины проявляют свою любовьПолноценная любовь мужчины и женщины возможна,… (4)

Если мужчина спрашивает люблю ли я его Почему муж спрашивает, люблю ли я его? Бывают такие ситуации,… (4)

Что входит в эротический массаж Как проводить эротический массаж Эротический массаж – особая техника, идеально… (3)

Если женщина раздражает мужчину что это значит 12 качеств, которые больше всего раздражают мужчин в девушках12 качеств,… (3)

Как пройти собеседование на администратора Как пройти собеседование без опыта работы?Как же удержать семейный бюджет… (3)

COMMENTS