Занятия для детей развивать

Занятия для детей развивать

Информационный портал для заботливых родителей

Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие ребенка: мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей.

Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.

Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.

Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.

Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами «да» и «нет», постепенно вводя более сложные вопросы.

Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.

В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка.

Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

«Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную — с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

«Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах.

«А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

сначала человек ложится спать, потом встает

сначала самолет взлетает, потом…

сначала птичка откладывает яичко, потом…

Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,

сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…

Поменяйтесь ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

Вы задаете вопрос — ребенок отвечает.

«Что будет, если я встану ногами в лужу?»

«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

«Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. » — ребенок продолжает.

«Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…», «Пить можно воду, молоко, сок, а еще…».

Чай пьют, а печенье едят.

На кровати лежат, а на стуле сидят.

Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…

Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

«Солнышко — светит, сияет, греет, а еще….»

«Чайник — свистит, кипит,…»

«Машина — едет, гудит, светит,…»

«Снег — идет, тает,…»

«Кошка — бегает, ходит, пьет, спит,…»

И лягушка, и зайчик — прыгают.

И птица, и муха летают.

И снег, и дождь выпадают на землю.

И снег, и лед — тают.

«Светит — солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …»

«Едет — машина, поезд, велосипед, …»

«Тает — мороженое, лед, …»

«Кто чинит сапоги?»

«Кто печет пироги?» и так далее о других профессиях.

«Кто хоботом пьет воду?»

«Носит грибы на иголках?» и т.д.

Что есть у нас на кухне?

Что есть у нас в прихожей? И так далее.

Где у нас стоит телевизор?

Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ — на кухне, или более развернутый — на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).

Потом «отправиться» в путешествие.

Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?

Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)

Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)

Длинная, безногая, ядовитая. (змея)

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

«Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал.»

Например, муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш — самовар. И так далее.

Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

«Стол — столы, сковородка — сковородки, кот — коты, сын — сыновья, дом — …., рот — … и так далее».

Вариант: «Стол — много столов, нос — много носов, дочь — много дочерей, …»

Сначала не старайтесь запутывать ребенка — давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.

«Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…» (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)

Можно и наоборот:

«Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…» и так далее до одного или пока не собьется.

Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.

Публикация любых материалов сайта допустима только по согласованию с редакцией.

Как заниматься с 2-летним ребенком

На втором году жизни малыш становится более крепким физически и более подвижным. Это возраст его активности и самостоятельности. Малыш ищет контакт с окружающим его миром, приобретает некоторые навыки познавательного характера. А также с малышом необходимо заниматься: развивать речь, расширять словарный запас, тренировать моторику, развивать творческое воображение.

Чтобы приучить малыша к дисциплине, наилучшим будет проводить занятия в одно и то же время. При этом ребенок должен быть сытым, бодрым и быть в хорошем настроении. Не заставляй кроху, если он капризничает, заниматься – это не принесет никаких плодов ни тебе, ни малышу. Лучше занятие отложить.

В двухлетнем возрасте малыш не способен подолгу удерживать внимание на чем-то одном, поэтому продолжительность занятий не должна быть долгой. Занятия с ребенком в возрасте двух лет должны способствовать раскрытию личности малыша, его индивидуальности. Стоит уделить особое внимание развитию основных психических функций:

Занятия с двухлетним ребенком ты должна направить в следующем русле:

1. Развитие речи и расширение словарного запаса, укрепление артикуляторного аппарата.

2. Тренировка общей и мелкой моторики.

3. Усовершенствование чувств.

4. Закладка основ математического мышления.

5. Развитие творческого воображения.

Следует придавать огромное значение рассматриванию картинок и чтению книг с малышом. Возраст крохи – очень подходящее время для чтения народных сказок, особенно с множеством повторений фраз и ситуаций. Многие дети в этом возрасте уже готовы к заучиванию стихов наизусть. Сначала следует несколько раз прочитать ребенку стихотворение, затем можно прочесть первую строку, а вторую намеренно не договаривать, стимулируя малыша на самостоятельное продолжение рифмы. Затем можно недоговаривать уже каждую строчку, предлагая это сделать ребенку, и так далее, пока ребенок самостоятельно не расскажет все стихотворение.

Два года – подходящий возраст для изучения цветов. Показывая ребенку предмет определенного цвета, следует несколько раз повторить название цвета, а затем спросить у ребенка. К слову, обучать ребенка цвету можно когда угодно, хоть с рождения, называя не только предметы, которые его окружают, но и их цвета. Например: «Смотри, какая белая собачка!», или «Ой, какая машина синяя поехала!», или «Давай поставим желтый кубик на зеленый» и т.д. Чтобы малыш научился лучше различать цвета и группировать предметы по цвету, вовлекай его в игру.

Рисование – развивает не только мелкую моторику малыша, но оно необходимо для творческого развития, восприятия цвета и формы. В этом возрасте вместо каракуль могут появиться осмысленные рисунки. Сначала можно обойтись простым карандашом и ручкой, затем перейти к цветным карандашам и мелкам, а ближе к трем годам купить краски.

Лепка как сенсорный опыт способствует развитию мелкой моторики. Необходимо показать ребенку основные принципы создания фигур из пластилина. А после можно предоставить свободу маленькому творцу. Можно использовать тесто или пластилин для лепки. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.

В 2 годика малышу следует дать понятие основных геометрических фигур, показывая фигуру и называя ее. Лучше, если они будут и разных цветов, что позволит повторять и цветовые различия. Начать следует с квадрата, круга, треугольника, переходя затем к прямоугольнику, ромбу, овалу и др. После 2-х лет можно ненавязчиво начинать учить ребенка считать во время игр, время от времени называя ему цифры, количество предметов, игрушек и т.д.

Дети в этом возрасте любят слушать мелодии и песни. В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают и испытывают определенные чувства. Полезным в этом случае может стать просмотр музыкальных мультфильмов, например, Бременские музыканты. А также прослушивание аудиозаписей сборников детских песен.

Движение – жизнь! Не стоит забывать о подвижных играх, доставляющих детям искреннее удовольствие. Редко какой карапуз не любит прогулок. Но носиться по дорожкам просто так все-таки не настолько весело, чем играть с любимой мамой, а если к этому занятию еще и компанию найти.

Также — игры с водой и песком. Подарить детям неописуемый восторг и заставить их хорошенько подвигаться, а заодно потренировать внимание, координацию движений и подключить воображение поможет водяной пистолет, ведь летом можно не бояться простудиться, играя с водой. Игры в песке — это отдельная тема. Даже обычная лепка куличиков — это искусство, которое дается карапузам нелегко, — однако сложно придумать лучшее занятие для развития мелкой моторики.

Развиваем мелкую моторику у малышей — Ирина Ермакова

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

• развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

• восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

• формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

А этому не дала:

«Ты воды не носил,

Тебе нет ничего».

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Хлопали в ладошки,

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

(Покажите малышу ладони.)

На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

В прятки пальчики игра-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,

Встали в маленький кружок.

Раз зайка, два зайка, три зайка,

Четыре зайка, пять…

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

(Согните пальцы в кулак.)

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,

Вот и встретились с тобой.

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!

Лучше маму поищи.

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке

Ходит маленькая кошка,

В маленькие лапки

Если вдруг захочет —

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец — танцевал,

Средний палец — приседал,

Безымянный — всё кружился,

А мизинчик — веселился.

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина

Фруктов полная корзина.

В гости ждёт друзей павлин,

А пока павлин один.

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — сначала одной, потом другой рукой.

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец — крепко спал.

Четвёртый палец — лишь дремал.

Третий палец — засыпал.

Второй палец — всё зевал.

Первый палец бодро встал,

На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Вам понадобится пластилин разного цвета.

Предложите ребёнку украсить снеговика при помощи пластилина. Пусть малыш потрудится и размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.

Малыш должен выбрать семь цветов пластилина — для каждого лепестка цветика-семицветика. Следите, чтобы он не заходил за границы его контура. Если у ребёнка что-то не получается — помогите ему.

Эти упражнения направлены на обучение ребёнка выполнению плавных линий, без отрыва карандаша от бумаги. Предложите малышу обвести рисунки по контуру. Пусть он скажет, что изображено на них. После этого можно попросить ребёнка раскрасить эти рисунки.

Отменить ответ

© Азбука Воспитания. Проект портала «Азбука веры»

Развитие мелкой моторики у детей

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Источник: сайт Развитие.ру

Комментарии:

Спасибо, очень помогли

спасибо очень полезная информация =)

Большое спасибо очень интересно будем пробывать

Здравствуйте.Моему сыну 1год и 2 месяца, попробывала я как то с ним поиграть с крупами, в итоге кухня была похожа на крупянную фабрику. Крупа разной фракции была разбросана порядком везде! И в мамочки-баночки играли, почему то всё ему надо раскидать. и в закручивание банок с крышками, так пару раз он чуть разбил эти же самые баночки. Я так боялась что он поРежется. Почему такая реакция на все игры не понимаю. И с кубиками пробывали, так ему лишь бы разрушить. Строить не хочет, истериКи закатывает. Как можно заинтересовать ребенка, подскажите? Такая же проблема была со старшим, думала пройдет время, все изменится. Ошиблась! Теперь у нас проблемы с дикцией, с желанием обучаться счету и письму. Старшему 5.5 лет

Евгения, здравствуйте. Не знаю, поможет ли вам. Если ребенок не заинтересовался, и отказывается от игры, то не настаивайте, а сядьте так, что бы он вас видел и играйте одна. У нас, через, некоторое время, появляется интерес. Сын, с начала, наблюдает со стороны, а потом подходит ближе и «вливается» в игру))) Если же интерес не появился, то возможно, что он не готов к игре. Попробуйте предложить через неделю, и так то тех пор, пока не заинтересуется.

У нас с крупой было то же самое.

Мы начинали с вкладышей и сортеров, их легко сделать своими руками — баночка с прорезями и туда просовывать или пуговки, или счетные пальчки, или те же фасолинки.

В полтора года стали играть с гидрогелем, скоро он тоже стал везде летать. ?? Убрали на время.

Потом перешли к искусственному снегу. Его хоть убирать попроще.

А до пересыпаний круп мы доросли только ближе к трем годам. Не зря обучение по Монтессори — а именно там много пересыпают и переливают — все-таки рассчитано на детей старше 3 лет. А для малышей нужно все адаптировать. =)

Здравствуйте! У моих детей было все так, как Вы описываете. Сейчас у них диагноз синдром дефицита внимания. Запасайтесь терпением и с любовью реагируйте на их проделки. Не опускайте рук, через время попробуйте снова предложить то, с чем не мог справиться. Нам помогла рефлексотерапия, краниосакральная терапия, гомеопатия и просто всякие развивающие занятия.

а зачем вы даете ему стекляные баночки?мы вот даем из под агуши,сначала он вертит ее в руках,потом пытается крышкой закрыть потом туда что то найти мелкое и бросить,нам 1.1мес

Очень полезная статья. Очень много примеров для игр.

Нам год и четыре месяца, тоже все только разбрасывает, пластилин в рот тащит, стал немного карандашами калякать, но неправильно их держит, хотя уже специальные купила треугольной формы! Массаж ручек не дает делать, выдергивает ручки, также не дает что-либо показать как делать его рукой, тоже выдергивает, в ладушки играем минуту и интерес пропадает, и то ему больше нравится ручкой по моей ладошке стучать.

Спасибо,очень подробно написано =)

Мы сначала тоже разбрасуем пробуем на зуб,но потом играем и все нормально,не всегда получается но все же,нам 1.1

Евгения здраствуйте. Детям еще очень вредно смотреть телевизор, если он у вас смотрит, то возможно это влияет на него. А вообще в таком возросте все детки любят все разбрасывать и чегото новенького всегда им хочется.

До какого возраста целесообразно вообще заниматься мелкой моторикой?

До 20 лет, почитайте статьи Татьяны Черниговской.

А у меня сын очень хорошо сразу сел перебирать крупу конечно просыпает чуть чуть на пол но не много еиу очень понравилось нам 1.5

Это все в статьях и на картинках культурненько или порядок во всем, а в жизни хаос, но думаю это все осуществимо, если к этому упорно и не давя на ребенка стремиться! А так статейка??

Я сажаю ребёнка в ванну(без воды) и даю миску с крупой и там перебираем ??

Дарья, будьте осторожны, ребенок может простудиться.

Делайте массажик рук перед сном и полезно и приятно)) а круппы и игры с сыпучими матерьялами можно играть в ванной или купить маленький надувной бассейн и сажать в него.а нидпогель увы очень опасен, токсичен((( хотя играют с ним детки с удовольствием

Спасибо за статью, познавательной! Моему ребенку почти годик, и она любит бусы и шарики мелкие.

Спасибо за статью.У меня такой вопрос: Мой внук, когда рисуем, часто выбирает чёрный цвет. Это что значит? Спасибо

Я думаю, это потому, что черный контрастный. Совсем маленькие детки в начале например видят только черно-белое. Наверное, ему проще рисовать черным, потому что на бумаге белой его лучше всего видно

у меня младшей сестренке 2 с половиной года, но к сожалению с такими играми Мы с мамой пытались заладить но ничего не получается. у нее детский церебральный паралич (ДЦП) средней тяжести, плохо двигает пальцами и не ходит, но все понимает и даже говорить умеет т. а вот насчет всех этих игр у нас получается Только несколькои и то самые легкие.

врачи объясняют это её заболевание но все равно стараемся как можем и ноги тренируем на процедуры ходим с уколами и моторику…

найти есть у нас с мамой и младшей сестренкой все получится)))

Спасибо за полезную информацию дай бог вам здоровья!

Почерк,а не подчерк.Спасибо за статью.

Прочитала вашу статью. Спасибо за ваш труд. Мы начали системно заниматься с ребенком примерно с года. Сейчас сыну 1.4 и он с огромным удовольствие ‘лепит’ пластилином. Щипает его, соединяет части и разрывает. Я ему пытаюсь показать как еще можно с ним играть но он не хочет и сразу все бросает. Единственное что поняла , что не нужно давить на ребенка. Если нравится так играть, пусть игрвет так и это тоже здорово … а со временем посмотрит как мама делает и начнет подражать. Так и просходит….

Ну очень интересно .

Согласна с автором, что развивать мелкую моторику пальчиков надо обязательно. Это сыграет большую роль при обучении письму в школе. Существует огромное количество самых разнообразных интересных заданий, главное чтобы мама хотела этим заниматься с малышом.

Хорошая статья, полезная.

Нам 11 месяцев и мы все разбрасываем и крушим. Не дает сын управлять им, не терпит какого-либо давления. Но! Стоит ему один раз что-то интересное увидеть, он это действие повторяет. Ни сразу, на следующий день и так, чтобы ему никто не мешал.

Теперь мы будем пробывать описанные выше упражнения, посмотрим, что получится. Возможно ему эти упражнения помогут заговорить вскоре, т.к. болтает непрерывно.

Наталья, ну, что, помогли вам эти наши упражнения?

Моим малышам очень нравится лепить. В ход идет пластилин и тесто. Когда бабушка соберется печь пироги — помощники тут как тут. Куда деваться — приходиться делить по кусочку теста всем по-братски. Старший лепит из пластилина целую стратегию. Конечно, младшие тоже не отстают от брата и норовят «помочь» ему, когда он в школе.

Спасибо за полезную информацию!

© Азбука Воспитания. Проект портала «Азбука веры»

Источники:
Занятия для детей развивать
Сайт Лены Даниловой. Методики раннеего развития, книги для родителей, кубики Зайцева, игры Никитина. Здоровье, безопасность ребенка, детский досуг в Москве. Интерьер детской комнаты
http://danilova.ru/publication/devel7_05_01.htm
Как заниматься с 2-летним ребенком
С малышом, которому исполнилось 2 года нужно активно заниматься. Как это лучше делать?
http://ivona.bigmir.net/deti/to_three/305582-Kak-zanimat-sja-s-2-letnim-rebenkom
Развиваем мелкую моторику у малышей — Ирина Ермакова
Развиваем мелкую моторику у малышей — Ирина Ермакова
http://azbyka.ru/deti/razvivaem-melkuyu-motoriku-u-maly-shej-irina-ermakova
Развитие мелкой моторики у детей
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие
http://azbyka.ru/deti/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Что чувствует мужчина когда у него стоит Что чувствуют парни, когда у них встает? Всё зависит от… (2)

Как стать успешным 10 советов, как стать успешным человеком Что же представляет собой… (2)

Женщина отдается мужчине 23 ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ ДЕВУШКА МОЖЕТ ОТДАТЬСЯ ПРОСТО ТАК: ЧАСТЬ… (2)

Как красиво ответить на игнор Игнор - лучший способ привязать к себе человека? Что ты… (2)

Стоит ли добиваться девушку если нет взаимности Alex Odessa Психология отношений, соблазнения и любви. Пикап сообщество. Как… (2)

COMMENTS